Методическое описание
Урок русского языка 1 класс. Тема: Шипящие согласные звуки.
учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.
содействовать формированию навыков грамотного письма;
развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий
Планируемые результаты: учащиеся научатся
правильно произносить шипящие согласные звуки;
различать шипящие согласные звуки в словах.
1. Ознакомление с шипящими согласными.
2. Развитие умения распознавать в словах
шипящие звуки, правильно обозначать на письме
сочетания этих звуков с гласными а, у, и.
3. Повторение и закрепление изученных орфограмм
(родственные слова, многозначные слова и др.)
4. Воспитание интереса к знаниям, доброго
отношения друг к другу.
5. Развитие речи, мышления, мелкой моторики руки.
Оборудование: “Азбука” Н. В. Нечаева,
К. С. Белорусец, разрезная азбука для
индивидуальной работы, магнитная азбука, поддон
с песком, город Буквинск (домики гласных,
согласных), мультимедийное оборудование:
изображение сказочного героя, животных.
I. Организационный момент.
Организация рабочих мест. Правила посадки.
II. Введение в тему урока.
1. Театр “Живые буквы”. Три ученика изображают
букву ш, другие букву ж.
Остальные дети показывают ответ в разрезной
азбуке.
2. Фонетическая зарядка.
– Как жужжат шмели? (ж-ж-ж)
– Что можете рассказать об этом звуке?
(Согласный, звонкий, парный, всегда твёрдый)
– Какой буквой обозначаем этот звук? В каком
домике она живёт?
– Изобрази её. Несколько ребят пишут букву на
песке.
Далее проводиться аналогичная работа:
– Как шипит змея? (ш-ш-ш)
– Как чикают ножницы? (ч-ч-чик) Выделить первый
звук.
– Как шипит масло на сковородке? (щ-щ-щ)
III. Новый грамматический материал.
– Произнеси звук. Учитель вразнобой указывает
на буквы (магнитная доска) ш, ж, ч, щ, провоцируя
шум, шипение. Появляется Змей Горыныч (проектор).
– Кто это? В каких сказках встречается?
– Наш гость из царства Грамматики – Змей
Горыныч Шипящий.
– А кто догадается, почему его так прозвали? (Он
шипит)
– Правильно! У него 4 головы и каждая шипит
по-своему.
– Посмотрите и, в знак уважения, поздоровайтесь
с каждой головой.
(На экране появляется транскрипция букв ж, ш, ч,
щ у каждой головы Змея. Дети произносят звуки)
– Что мы сейчас делали? (Произносили звуки,
здоровались, шипели)
Как можно назвать все эти звуки? (Согласные,
шипящие)
V. Повторение и закрепление.
1. Нахождение и распознавание в словах букв и
шипящих звуков.
Змей Горыныч Шипящий хочет вас проверить и даёт
вам задание первая голова:
– Найди одинаковый звук в словах: ёжик, жаба,
снежинка, лужа? Характеристика звука.
Задание второй головы:
Задание третьей головы: Работа в
тетради. Появляется изображение животных, среди
которых есть черепаха, чайка, червяк, бабочка и
др.
– Кого вы видите?
– Можно одним словом назвать всех? (Животные)
– А на какие группы разделить? (Птицы, насекомые
и т.п.)
Записать столько раз букву ч, сколько животных
вы увидите на рисунке, в названии которых есть
этот звук.
Задание четвертой головы: Работа
с книгой (“Азбука” стр.53). Чтение слов.
Повторение и закрепление изученных орфограмм
(родственные слова, многозначность слова,
твёрдые и мягкие согласные, правописание жи-ши,
ча-ща, чу-щу)
VI. Итог урока.
1) компьютер, проектор, экран;
2) учебник “Русский язык” 1 класс (автор Н. В.
Нечаева) Самара: Издательство “Учебная
литература” : Издательский дом “Федоров”, 2008;
3) образцы с печатными и письменными буквами ж, ш;
4) таблица-опора с правилом: “Жи-ши пиши с буквой
и!”
Ход урока
– Сегодня, ребята, у нас не обычный урок, а урок
игра – путешествие. Совершать путешествие будем
на этом поезде.
Чтобы отправиться в путешествие по станциям,
нам нужно приобрести билеты и разместиться по
вагонам. Для этого отгадайте загадки. Сегодня нам
их подготовили Ткаченко Элла, Павленко
Александр, Клименко Александра и Любимова
Ксения.
1. Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук. ( Ж)
– Молодцы! Вот и куплены билеты. И мы
отправляемся на станцию Чистописание.
Чистописание.
Запись на доске:
Жж Шш Жжж Шшш
Найдите закономерность и допишите по образцу в
тетради.
III. Словарно-орфографическая работа.
Вставьте пропущенную букву и обозначьте
орфограмму.
(Ученики записали слова: корова, машина,
земляника, карандаши.)
– Посмотрите внимательно, какое правило еще
встречается в этих словах?
(Ши – пиши с буквой и.)
– Подчеркните эту орфограмму
Активизация имеющихся знаний. Работа над
новым материалом.
Правильно! ЖИ – в высоком, а ШИ – в
низком.
Братья ЖИ и ШИ хотят рассказать что-то
очень интересное. Но сначала вы должны ответить
на их вопросы.
Пришел как-то брат ЖИ к брату ШИ и
спросил:
“Подскажи мне, брат мой ШИ,
Как писаться должен я?”
И ответил брату ШИ:
“С буквой И ты дружи,
Потому что ЖИ и ШИ
Пишут только с буквой И”.
Тут и вспомнил братец ЖИ,
Что стрижи, чижи, ножи,
И ужи, и камыши,
И ерши, карандаши,
Мыши, крыши, шалаши
Пишут только через И.
(Получились слова: лыжи, жираф, уши, ужи, шина,
мыши.)
(Дети работают в карточках.)
Ж. раф, морж . , уж . ,
мыш . , ёж . к, стриж . , чиж . .
(Пчела жужж . т. Змея ш . пит. А лежебока рыж . й кот
Отлежал себе ж . вот.)
Физкультминутка.
Поймай звук! Я читаю слова, а ребята приседают,
когда услышат буквосочетания жи – ши, и хлопают в
ладоши, если таких буквосочетаний нет.
Парта, камыши, ужи, стол, лужи, доска, жираф, жир,
машина ,дом, молоко, шуршат, жуют, живут.
Первичное закрепление.
Мы проезжаем станцию Чащино.
(РЫЖИКИ, ЖИМОЛОСТЬ, ШИПОВНИК, ЛАНДЫШИ)
VII. Обучающая самостоятельная работа.
II в. – с буквосочетанием ши.
VIII. Физкультминутка.
На следующей станции продают яблочки, но среди
них есть порченые. Помогите выбрать свежие,
сочные, вкусные. ( МашЫнка, пушИнка, шЫпы, шИна,
ужИн, грушИ)
“Порченые” слова исправить, записать
правильно, разделить на слоги, посчитать буквы и
звуки.
Упражнение на развитие логического мышления.
Ассоциация. Найди пару.
Итог урока.
– Ребята, удачным ли было наше путешествие?
(Мы ни разу не ошиблись, правильно писали все
слова, мы крепко-накрепко запомнили “секретики”
шипящих звуков.)
Вспомним эти “секретики”:
Всем спасибо за урок.
Тема: «Шипящие согласные звуки»
познакомить учащихся с произношением и написанием шипящих согласных звуков, их ролью в русском языке.
Развивать умение самостоятельно ставить целевые установки, оттолкнувшись от темы. Развивать внимание, умение сравнивать. Работать над обогащением словарного запаса учащихся.
чувство коллективизма, сострадание; отзывчивость и желание прийти на помощь ближнему.
– приобретения начального опыта применение знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
– В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Формы, приёмы и методы
Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические.
учебник, рабочая тетрадь, карандаш, линейка, наглядное пособие.
1. ” Моем руки”: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук. Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!2. ” Стряхиваем водичку с рук”: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку. Брызги – вправо, брызги – влево!Мокрым стало наше тело!3. ” Вытираем руки”: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем. Полотенчиком пушистымВытрем ручки очень быстро.
В некотором царстве, в некотором государстве в замке жила маленькая девочка и звали ее Белоснежка. Она росла доброй, вежливой, ласковой девочкой. У нее было много друзей. Очень любила она играть с гномами. Замок, в котором она жила находился возле леса. И играла она с друзьями на опушке леса. Однажды Белоснежка и гномики пошли играть в прятки. Девочка водила, а гномы прятались. И когда они спрятались, злая мачеха Белоснежки заколдовала их и превратила в камни. Белоснежка долго искала своих друзей, но найти не могла. Вернувшись, домой, она случайно узнала, что мачеха заколдовала гномов и очень расстроилась. Но узнав, что друзей можно расколдовать, она позвала нас помочь ей.
– Какую букву мы будем сегодня писать?- Что вы можете о ней сказать? Давайте прописывать.– Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись её. Ведём плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. – Какой счёт будет для этого элемента? (-и-) – Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. (-раз-и-) – Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. (-два-и-).
– Пропишите букву самостоятельно. Прописали, а теперь найдите самую лучшую из всех букв и поставите точку красного цвета. Вывод:
– Молодцы, вот справились и с первым задание, и на полянке появился первый гномик. (
2) Словарная работа
– А сейчас выполним второе задание, если справимся, освободим второго гнома. Посмотрите на доску. Там какое-то слово. Кто догадался что это за слово?
– Давайте дружно проговорим это слово.
– Скажите, а что означает слово задача? Где в жизни можно встретить это слово? – Давайте сделаем разбор этого слова. Поставим ударение (слово безударное, которое надо запомнить и подчеркнуть)
– Посчитаем звуки. Сколько звуков в слове задача? (6 звуков) Кто хочет проговорить их. А сколько букв? (6 букв). (устно) – Скажите, а какие орфограммы здесь есть?
– А сейчас, давайте запишем слово задача в тетрадях. Пропускаем четыре пальчика от начала строки и записываем слово задача с маленькой буквы.
– Обведем это слово в облачко карандашом красного цвета.- (устно) Придумайте 3-4 предложения с этим словом.
-На какие группы можно разделить звуки? (гласные, согласные)
-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные тянутся, а согласные нет. При произношении звонких букв или звуков вы используете голос, а при произношении глухих шипение и другие тихие звуки.)
-На какие группы мы еще можем разделить звуки, по каким признакам? (звонкие, глухие)
У:- Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Посмотрите, на полянке появился второй гномик. (рисунок второго гнома
Шапкой Миши шишки сшибли.
В живом уголке жили ежи и ужи.
У:- Как читают скороговорки?
Д:- Скороговорка – говорить скоро или быстро. У:- Для чего они нам нужны? (развивать речь)
У:- Давайте произнесем скороговорки сначала тихонько в парах, а затем громко всему классу. Потренируйтесь.
-Какой шипящий звук слышится много раз в словах первой строчки?
Д:- В словах первой строчки слышится звук Ш (вещаю карточку «ШИ»)
У:- Давайте вместе пошипим. А в словах второй строчки?
Д:- Во второй строчке слышится звук Ж. (вещаю карточку «ЖИ»)
У:- Давайте пожужжим . Теперь произнесите по очереди эти звуки и скажите, твердо или мягко звучат эти звуки?
Д:- Эти звуки звучат твердо.
У:- Можно ли эти звуки произнести так, чтобы они стали мягкими? Получается? Какой вывод мы можем сделать?
Д:- Эти звуки всегда твердые.
У:- Давайте, запишем эти скороговорки в тетрадь. Кто хочет поработать у доски? Помните, что упражнение пишем с красной строки, пропускаем один пальчик.
– Молодцы, мы снова справились с заданием, и на полянке появилось сразу два гномика, потому что выполнили два задания. (рисунки двух гномов)
Переходим к следующему упражнению, 76, стр.60Щеткой чищу я щенка. Щекочу ему бока.
У:- Прочитайте упражнение. В этих словах есть шипящие звуки?
Д:- Это звук Щ. (вещаю карточку «ЩА»)
У:- Сравните произношение данного звука со звуками Ш и Ж. Какой он?
Д:- Звук Щ мягкий.
У:- запишите слово с буквой Щ в тетради, подчеркните шипящие звуки.
У:- Какой звук вы подчеркивали в упражнении?
Д:- Звук Щ.
-Посмотрите, еще одного гномика мы с вами спасли. Сколько их стало на полянке?
Д:- На полянке 5 гномика.
Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз – прыжок и три кивка, Два – направо голова, Три – налево поворот» – И помчался до ворот, А потом вздохнул и сел: Он устал и присмирел.
– Следующее задание — это будет упражнение 77 стр.61.
Спиши загадку, напиши отгадку. Он и сочен, и душист,А снаружи золотист.
– Назовите щипающие звуки в загадке. Какие из них мягкие, какие твердые?
– Если списываем загадку или стихотворение, то пишем от начала строки и проговариваем правила списывания.
У:- Какие шипящие вы подчеркнули?
У: Посмотрите, на полянке появилось еще 2 гномика. Молодцы, ребята, вы очень помогли Белоснежке.
– Скажите, какие из названных вами звуков твердые, какие мягкие?
Д:- Звуки Ж,Ш- всегда твердые. Звуки Ч, Щ- всегда мягкие.
У: Посмотрите, на полянке появилось еще 1 гномик (
-Давайте вспомним, с какой темой урока мы сегодня познакомились?
-Какие познавательные вопросы задавали?
-Что нового каждый из вас узнал?
-А где в жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Молодцы! А еще мы с вами сегодня совершили добрый поступок, помогли Белоснежке и расколдовали гномов.
– Оцените свою работу на уроке
– Если вам было комфортно, и вы все поняли на уроке подарите Белоснежке белый цветочек, если что-то не поняли и было не очень комфортно на уроке подарите желтый цветочек, а если было тяжело на уроке подарите красный цветочек.
-Я благодарю вас за совместную работу. Урок окончен.
Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем свой урок.
Мы с русским языком идём в дорогу.
А настроение хорошее берём в подмогу.
Настроение каково?
– ВО-О-О!
II. Чистописание (Работа в парах постоянного
состава)
– А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а
отгадки в этих загадках буквы нашего родного
Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте
отыскать эти буквы у себя на листочках и их
зачеркнуть.
1. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.
2. Буква эта велика:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
3. Да! Вы правильно решили:
Буква та похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
4. На расческу так похожа:
Три зубца всего. Ну что же?
– А какие звуки обозначают эти буквы?
– Это вам задание для чистописания,
III. Актуализация знаний.
– Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки.
Подчеркните буквы, обозначающие парные
согласные звуки на конце слова. Подберите устно
проверочные слова.
– Как проверить написание слов с парными
согласными на конце слова? (Чтобы проверить
парный согласный на конце слова нужно подобрать
проверочное слово так, чтобы после согласного
стоял гласный).
IV. Самоопределение к деятельности.
( на доске записаны буквы.)
М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.
– Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой
ответ. ( Буква Ь – не означает звука. Букву
убирают.)
– А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой
ответ. ( Буква Ч – обозначает шипящий согласный
звук.)
– Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные
звуки? (Ж, Щ, Ш.)
– Что вы о них знаете?
– Назовите тему урока. ( Шипящие согласные
звуки.)
V. Работа по теме урока.
VII. Продолжение работы по теме урока.
Упр. 59 (с. 53)
Упр. 60 (с. 53)
VIII. Словарная работа. ( Работа с ЭОР)
1. Знакомство с новым словом.
2. Работа по развитию речи.
3. Повторение ранее изученного материала.
IX. Рефлексия. ( Работа с ЭОР)
X. Подведение итогов урока.