СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ И СЕТЕВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ АРТЕКА ВПЕРВЫЕ ПРОХОДЯТ ОНЛАЙН

Сетевой образовательный модуль
(СОМ)
– это
инновационная технология
организации образовательного процесса
в открытой среде, интегрирующая
возможности
основного
и
дополнительного
образования,
ориентированная на использование
интерактивных технологий и получение
современных результатов.

Уникальность СОМ:
замена “учёбы” на “познание”;
внедрения других участников образовательного
процесса;
перенос процесса обучения в естественный контекст,
уже насыщенный необходимым содержанием;
интерес и радость – определяющие мотивационные
ресурсы для ребенка.

Со-партнеры педагога – специалисты
системы
образования,
а
также
учреждения
науки,
культуры,
инфраструктурные,
производственные
объекты и пр.

Плюсы:
межпредметные связи;
новый опыт самостоятельной поисковой работы;
знания в виде творческой составляющей
вплетаются во внеучебную деятельность детского
объединения.

Организация сетевой формы реализации
образовательных программ в формате сетевых
образовательных модулей (СОМ) рекомендована
Правительством РФ для внедрения в субъектах
Российской Федерации.

Структура СОМ:
Предметный блок
(экскурсия, квест, игра, проект, исследование, наблюдение,
информационный
поиск;
отбор,
обработка
и
структурирование информации).
Практический блок (создание продуктов)
(театрализация,
флешмоб,
сценарии,
выставки
изобразительных продуктов и предметов прикладного
творчества, инсталляции, макеты, модели, цифровые и
полиграфические продукты).
Презентационный блок
(конференции, фестивали, конкурсы, выставки, шоупрограммы)

СОМ
I/ 1. Игровой сюжет
1.1. Проб. ситуация
2. Информационный дефицит
3. Способ преодоления
4. Цель, задачи
II/ 5. Сбор информации
III/ 6. Презентация результата
7. Рефлексия

Ключевая образовательная технология «Артека» – сетевой образовательный модуль (СОМ) – теперь транслируется в регионы России онлайн. В смену «На пороге научных открытий» Международный детский центр совместно с Курчатовским институтом и ВДЦ «Орленок» запустил проект в формате СОМа «Вызовы времени: наука чрезвычайных ситуаций». 38 артековцев и орлят участвовали в проекте по видеосвязи. А 170 ребят со всей России стали его участниками в социальных сетях.

Цель исследовательского проекта – развить у детей и подростков интерес к науке, вовлечь школьников в изучение актуальных проблем современного общества через научную деятельность.

Проблемную задачу для обсуждения в рамках проекта подсказала актуальная повестка: мир в условиях пандемии.  Возникшая в 2020 году угроза распространилась по странам и континентам в критически сжатые сроки. Потребовалась перестройка всей жизни, и это стало тяжелым вызовом для цивилизации.

Пока аналитики делают первые выводы по достижениям и потерям в борьбе с коронавирусом, педагоги «Артека» и ученые Курчатовского института предложили школьникам разработать собственную модель организации и деятельности общества в условиях пандемии.

«В «Артеке» идет научная смена, и мы приглашаем вас подумать над серьезными вопросами. Вирус и все, что с ним связано, – это проблема, с которой сейчас живет человечество. Может быть, нам с вами удастся найти новые решения, как действовать в этой сложной ситуации. Верю в ваше поколение! Многие из вас уже делают собственные научные исследования. Желаю и в этом проекте совершить открытия, которыми вы сможете поделиться со всем миром», – обратилась к участникам проекта директор школы «Артека» Наталья Царькова.

По легенде, в городе Бухтинск началась эпидемия. Чтобы не допустить паники, участникам проекта необходимо разработать правила поведения для администрации города и горожан.

В ходе сетевого образовательного модуля школьники с помощью наставников – учителей школы «Артека» и ВДЦ «Орленок» – сконструировали модель решения социальных и экологических проблем Бухтинска. В поиске решения задействовали знания из разных областей – биологии, медицины, экономики, политики и т.д.

«Мы подготовили подробные рекомендации – от внесения изменений в правовые нормы до санитарных требований, – рассказал артековец Павел Фуртатов из села Жемчужное. – Впервые участвую в таком занятии, очень интересно! Мы ищем похожие примеры и придумываем свои. Опыт в решении реальных проблем – самое ценное для меня в этом проекте».

Особый формат позволил объединить участников с разными интересами, познаниями, компетенциями и, используя разные предметные области в качестве инструментов, дал им возможность решить проблемный кейс под руководством кураторов. Творческая атмосфера способствовала созданию новых решений и позволила наладить взаимодействие между участниками и кураторами.

«Увлекательный и захватывающий опыт! Работать одной с учебником бывает скучно и трудно. А в команде кто-то ищет информацию, кто-то анализирует, то-то делает выводы. Важно при этом выслушать всех и прийти к единому мнению. Мой главный инсайт в рамках проекта: даже самые сложные проблемы, такие как эпидемия, можно решить, если действовать сообща», – поделилась артековка Ольга Малахова из Симферополя.

Артековцы и орлята, участвовавшие в СОМе в формате видеосвязи, получили дипломы об участии в проекте. А результаты конкурса, проходившего в соцсетях, подвели на итоговой конференции в Zoom.

В социально-гуманитарном направлении победу разделили «Герои нашего времени» и «Юные Эйштейны». В направлении Фармакология победили «Юные биологи». Победителями среди физиков стала команда «Броуновское движение». А  в направлении экология победитела команда «Грин Тим». Наградой победителям конкурса станут призовые баллы к АИС-путевке в «Артек» от НИЦ «Курчатовский институт»  и МДЦ «Артек».

По результатам проекта будет принято решение о дальнейшем продвижении СОМов онлайн. Есть первые положительные отзывы о таком формате от коллег из «Орленка». Педагоги «Артека» планируют приглашать к сотрудничеству учителей других Всероссийских детских центров и школ России, чтобы в необычных совместных уроках смогли поучаствовать школьники всей страны.

Алексеева Л. В., методист,

МАУДО «Центр детского творчества»,

г. Нижневартовск, ЯНАО

«Сетевой образовательный модуль или как заменить «учёбу» на «познание»

Развитие современного общества выдвигает запросы на новые форматы получения образования, которые позволяют ребенку приобретать ключевые компетенции человека 21 века: критическое мышление, умение работать в команде, выстраивание собственной образовательной траектории, системное мышление, взаимодействие в межкультурной среде. Предметные знания и навыки в настоящее время являются одной из составляющих широкого спектра образовательных результатов, сформулированных во ФГОС.

Традиционный классно-урочный контекст образовательного процесса во многом утрачивает соответствие инновационным запросам, что заставляет обращаться к поиску новых форм реализации педагогических стратегий.

Уникальность новой технологии в том, что она призвана заменить для ребенка “учебу” на “познание”. Благодаря ей прикладной ресурс полученных знаний, умений и навыков многократно увеличивается:

В рамках СОМ со-партнерами педагога могут стать как субъекты системы образования, так и находящихся вне ее (учреждения науки, культуры, инфраструктурные, производственные объекты и пр. – в зависимости от содержания образовательного модуля, потребностей и возможностей образовательного учреждения).

При этом образовательными площадками могут выступать как бюджетные организации города, так и краеведческий музей, музей истории русского быта, НВГУ, НИПИ, ДК «Октябрь», природный парк «Сибирские Увалы»; коммерческие и частные фирмы: декораторские мастерские, ателье, парикмахерские, студии танца, все для праздника, хобби и др.

Использование данной технологии позволит:

Сетевые образовательные модули ставят перед собой масштабную задачу формирования целостного образовательного пространства, в котором воспитание потребности в познании не ограничивается стенами учреждения, где эти услуги предоставляются, а выносится за их пределы – сначала в жизнь детского объединения, Центра, а затем в дальнейшую “большую” жизнь.

Организация сетевой формы реализации образовательных программ в формате сетевых образовательных модулей (СОМ) рекомендована Правительством РФ для внедрения в субъектах Российской Федерации.

Цель создания сетевых образовательных модулей – реализация компетентностного подхода на основе использования средств электронного обучения и сетевой формы реализации программ образования и воспитания школьников.

представляет собой результат интеграции идей и установок системно-деятельностного подхода, идеологии метапредметной и проектно-исследовательской деятельности, развивающего обучения.

Технология СОМ предполагает, что содержание (монопредметное или межпредметное) осваивается обучающимися:

При отборе содержания СОМ учитывайте практическую реализацию результатов в разнообразных форматах, которые диктуются возможностями программ дополнительного образования. Например, освоение экологического содержания воплощается в ходе фестиваля экологических роликов и плакатов, конкурса экологических проектов. При этом в критериях оценки плакатов и роликов закладываются содержательные подход.

Структура и содержание СОМ. Структурно модуль с использованием технологии СОМ включает 3 блока:

Предметный блок содержательно соотносится с определенным учебным курсом (курсами – если модуль имеет межпредметное содержание). В предметном блоке осуществляется организация как групповой, так и индивидуальной познавательной деятельности детей, направленной на решение задачи, которая определена исходя из учебного содержания модуля. Предметный блок реализуется через следующие форматы: экскурсия, • квест, • игра, • проект, • исследование, • наблюдение, • информационный поиск. • отбор, обработка и структурирование информации.

Важным инструментом, организующим деятельность обучающихся в познавательном блоке модуля, является . Он оформляется как перечень вопросов и заданий, которые необходимо проработать в ходе самостоятельной образовательной деятельности и предусматривает в рекомендательном ключе формы выполнения заданий (“составь схему”, “сравни и выдели общее и особенное”, “предположи причину”, “предложи пути решения” и т.п.).

Предметный блок ведется специалистами-предметниками и иными педагогическими работниками (методист, педагог-психолог, педагог-библиотекарь), тематическими партнерами.

Практический (продуктивный) блок решает задачи, связанные с практической апробацией или воплощением образовательных результатов в конкретных творческих продуктах (театрализация, флешмоб, сценарии, выставки изобразительных продуктов и предметов прикладного творчества, инсталляции, макеты, модели, цифровые и полиграфические продукты и пр.). Рекомендуется ориентировать обучающихся на создание

Практический блок реализуется через следующие форматы: • индивидуальное или групповое проектирование продуктов, • создание продуктов – в соответствии с выбранными форматами их представления.

Содержательно практический блок включает в себя следующие этапы: • выбор способов представления образовательных результатов модуля, • подготовка результирующего продукта в соответствии с выбранным форматом, • подготовка презентации продукта.

связан с представлением образовательных результатов обучающихся: • презентация результатов, • проведение оценочных мероприятий – в соответствии с особенностями планируемых результатов, • рефлексия.

2. Игровой сюжет или проблемная ситуация

3. Информационный дефицит

4. способы преодоления

5. цель, задачи (понятные, личностно значимые)

6. сбор информации (коллективно/индивидуально)

7. презентация результата

Для полноценной реализации модуля актуальны педагогические технологии, обеспечивающие возможности самостоятельной познавательной деятельности:

Задание для педагогов ДОД: Возникновение новых подходов и методов обучения идет с существенным опережением организационных условий реализации их содержания. Я предлагаю вам сегодня немного помечтать и составить краткосрочную образовательную дополнительную программу с использованием технологии СОМ.

Центр детского творчества – учреждение многопрофильное, реализующее дополнительные общеобразовательные программы по 5 направленностям:

Предлагаю вам разделиться на 5 групп по направлениям деятельности нашего образовательного учреждения. Разработайте СОМ (см. таблицу 1) для определенного детского объединения, с целью реализации конкретного образовательного или воспитательного мероприятия.

Управление образования администрации города Соликамска Пермского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная(коррекционная) школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Сетевой образовательный проект «УТРО» (Учись. Твори. Развивайся. Обогащайся.) по изготовлению интерактивных книг) лепбуков.

Е. И. Швецова, учитель.

Соликамск – 2019

Учитывая приоритеты государственной и муниципальной политики, социальные ожидания и потребности обучающихся в профориентационной работе, данный проект реализует основные направления деятельности: духовно-нравственное, социальное, физкультурно-оздоровительное, общекультурное.

Проект предполагает выделение, охват всех направлений внеурочной деятельности, а также сетевое взаимодействие с социальными партерами образовательного учреждения. Обеспечивает выход в пространство сопричастности по социальному партнерству за рамки образовательного учреждения через профессиональные пробы на базе дополнительного образования.

Участниками проекта являются педагоги и обучающиеся МБОУ С(к)ОШ, библиограф Библиотеки семейного чтения, филиал №7, сотрудники музеев города Соликамска, МБОУ ДО ДЭБЦ г. Соликамска.

Продолжительность реализации проекта: сентябрь 2019 – май 2020 года.

Проект не только обучает, но и помогает закрепить полученные знания в процессе изготовления профориентационного лепбука. Лепбук предполагает сбор материала по определенной теме. Это не только справочный инструмент, но и форма организации познавательного материала. Что помогает быстро и эффективно закрепить изученный материал, разнообразить знания обучающихся о мире профессий.

В ходе работы над данным проектом были выявлены следующие проблемы:

– профессиональная некомпетентность обучающихся в умении выбрать профессию, трудоустроиться, свойственная лицам с интеллектуальными нарушениями.

– затруднение в создании условий для успешной социализации и дальнейшего развития и жизненного самоопределения обучающихся.

– сложности в гражданско-патриотическом воспитании и воспитании культуры здорового образа жизни.

-необходимость обновления компонентов информационно-коммуникативной среды, обеспечивающих качество воспитания в ходе совместной работы над созданием индивидуальной книги-лепбука.

Наша школа входит в Ассоциацию коррекционных школ Верхнекамья, имеет опыт сотрудничества с социальными партнерами. В предшествующем учебном году нами была проведена работа по оформлению лепбука по гражданско-патриотическому воспитанию «Герой нашей школы». Воспитательная работа строилась на сотрудничестве с музеями и библиотеками, ставшими нашими социальными партнерами. Мы обобщили и транслировали свой опыт работы на ежегодной краевой духовно-нравственной конференции в г. Березники.

1. Организационный этап

1.2 Создание сетевого образовательного проекта по изготовлению лепбуков «УТРО» (Учись. Твори. Развивайся. Обогащайся).

1.3 Определение цели проекта.

1.4 Ранжирование задач проекта.

1.5 Утверждение проекта.

2.1 Приобретение дидактических материалов для создания лепбуков.

2.2  Сбор научно-методической информации.

2.3  Привлечение средств ИКТ.

3. Реализация проекта.

3.1 Работа с целевой аудиторией

3.2 Взаимодействие с социальными партнерами

3.3 Создание  профориентационных лепбуков

3.4 Оценка эффективности проекта

Открываем путь к почету и уважению

Еременко Елена Александровна

Цель и задачи модуля

создание условий для самостоятельного открытия обучающимися новых знаний о труде, творческой и исследовательской деятельности, а также о культуре общения как средствах достижения почёта, уважения и авторитета личности в обществе.

Поляна сказок, г. Ялта ФГБОУ «МДЦ Артек»/площадки лагеря, студия дополнительного образования РОСИЗО

Технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, сетевой образовательный модуль, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, мини-исследование

Объем учебного времени

Структурные блоки модуля

кол-во академических часов

Педагогический работник лагеря

дополнительного образования, РОСИЗО

Категория обучающихся (возрастной коридор)

Обучающиеся 5-6 классов

Предмет (группа предметов)

Из календарно-тематического планирования

Раздел (блок, тема)

Кол-во часов (план)

Кол-во часов (факт)

:Как оценивается труд в обществе

Автобус, до Поляны сказок

: Труд и творчество

Интерактивная экскурсия с творческими заданиями

Поляна сказок, г. Ялта

ФГБОУ «МДЦ «Артек», детский лагерь

:Конфликты в межличностных отношениях

Практикум « Учимся совместно всей группой делать полезные дела»

Практическое занятие, ролевая игра

Педагог дополнительного образования, РОСИЗО

Практикум «Учимся трудиться и уважать труд»

Учитель, Педагогический работник лагеря

Творческаий мастер-класс, ролевая игра

Тренинг: «Конфликты в межличностных отношениях»

Предметный блок: «Конфликты в межличностных отношениях»

ФГБОУ «МДЦ «Артек»/детский лагерь

Состав рабочей группы:

Направления деятельности (задачи)

Разработка модуля, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле, проведение аттестации обучающихся по модулю, участие в презентации творческих продуктов

Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров.

Педагогический работник детского лагеря

Сопровождение обучающихся в процессе проектирования и создания продукта (практический блок), помощь в формировании детских групп и организации их работы, проведение презентационных мероприятий (представление продуктов, являющихся результатами обучения), участие в рефлексии и презентации творческих продуктов, участие в оценивании метапредметных и личностных результатов, связанных с организацией группового взаимодействия, оценкой вклада отдельных участников группы в общий результат. Создание информационно-образовательного обеспечения модуля и организация деятельности в ней.

Сопровождение обучающихся в процессе познания самого себя, проблемы выбора профессии. Помощь в формировании своей точки зрения на выбор стратегии поведения в определенной группе

Педагог Студии «РОСИЗО»

Проведение этапа практического блока с обучающимися. Участие в проведении и оценке практического блока

Предоставление необходимых образцов документов, консультирование и помощь в организации проведении модуля. Редактирование технологических карт.

Партнеры модуля (внутренние сореализаторы)

Роль вожатого в реализации модуля и проведение практического блока «Учимся трудиться и уважать труд»

Методический и организационный инструктаж педагогических работников лагеря, знакомство с программным содержанием.

Проведение тренинга «Конфликты в межличностных отношениях»

в рамках модуля

Совместное планирование этапа модуля

Организация и проведения тренинга

Согласование места и времени проведения модуля, содержательной части модуля

Определение части образовательной программы, реализуемой педагогом: цель, задачи, корректировка действий и содержания

Определение части образовательной программы, реализуемой экскурсоводом: цель, задачи, корректировка действий и содержания

Расходные материалы, бумага А4.

Маршрутные листы. Дидактический и раздаточный материал на каждую группу. Индивидуальные задания.

Мини-исследование в форме сочинения

Цветные карандаши, фломастеры

Транспортировка к месту проведения модуля (из расчёта: 1 группа – автобус): от лагеря до музея «Поляна сказок», г. Ялта

Ноутбук, информация из сети Интернет

Продукт(ы) по результатам выполнения модуля

Варианты выполнения (наполнения) для обучающегося

Презентация «Поляна сказок- творческий потенциал»

Коллективная работа по группам по созданию презентации (с использованием информационных материалов, полученных в ходе занятий)

Изготовление творческой работы

Групповая работа по изготовлению творческой поделки.

Мини-исследования в форме сочинения на одну из тем: «Какие труды, такие и плоды»,

«Жизнь дана на добрые дела»

«Писать – не языком чесать»

Выполнение заданий по группам и отображение результатов на ватмане.

Критерии оценки результатов

работа в группе по созданию презентации, буклета, плаката (максим. бал-5)

28-30 баллов – оценка «отлично»

27-21 балл – оценка «хорошо»

20-17 баллов – оценка «удовлетворительно»

Менее 16 баллов – оценка «неудовлетворительно»

Кол-во баллов, полученных обучающимся за задания и сумму баллов за оценку учитель определяет самостоятельно.

Оценивание мини-исследования в форме сочинения

. Выражение собственного мнения (0-1)

2. Правильный подбор необходимых аргументов (0-3)

3. Правильное использование изученных обществоведческих терминов (0-3)

4. Наличие вступления по теме (0-1)

5. Наличие заключения (вывода) по теме (0-1)

6. Последовательное и связное изложение материала (0-3)

7. Грамотное написание текста (0-2)

8. Точная самооценка (0-3)

17-14 баллов – оценка «отлично»

13-9 баллов – оценка «хорошо»

8-6 баллов – оценка «удовлетворительно»

Менее 5 баллов – оценка «неудовлетворительно»

Критерии оценки буклета, коллажа

1. Наличие названия.

2. Имя автора.

4. Публикация должна отражать тему исследования основополагающий вопрос. (1-3)

5. Короткие заголовки, цитаты. (1-3)

6. Полезная информация. (1-5)

7. В меру использование рисунков. (1-5)

19-16 баллов – оценка «отлично»

15-11 баллов – оценка «хорошо»

10-7 баллов – оценка «удовлетворительно»

Критерии оценки мультимедийной презентации

90-75 баллов – оценка «отлично» 75-45 баллов– оценка «хорошо» 44- 30 баллов – оценка «удовлетворительно» Менее 30 баллов – оценка «неудовлетворительно

Формы контроля результатов

Тестовые задания, опрос, наблюдение, анализ соответствия смысловой нагрузки творческого задания заявленной теме.

Краткое описание модуля

Сетевой образовательный модуль проходит в форме экскурсии-путешествия. Во время проведения модуля обучающиеся ищут ответ на проблемный вопрос «Что приводит человека к почету и уважению?» В результате – делается открытие, которое записывается в артековские страницы смены.

отправляются в путешествие в уникальное место у подножия горной скалы  на живописную лесную опушку – музей скульптуры «Поляна сказок». На небольшой территории природного парка поселились герои мультфильмов и фольклора, созданные фантазией резчика по дереву Павла Павловича Безрукова и других художников-скульпторов. Кроме дерева, скульптуры изготовлены из камня, бетона, бронзы, меди, мраморной крошки и стекла, поэтому они прекрасно сохраняются. Для каждой работы подобрано уникальное место размещения, так, чтобы окружающая растительность и ландшафт поддерживали художественный замысел. « Поляна сказок» превращается в образовательное пространство, в котором дети, проводя собственные небольшие исследования, открывают для себя тайны основных видов деятельности: труд, общение, творчество

Этапы «Как оценивается труд в обществе», «Труд и творчество»

В ходе этих исследований обучающиеся формируют представления не только о том, какую роль играет труд в жизни человека, но и объясняется почему труд оценивается по-разному, знакомятся с понятием творчество, ремесленник, мастер. На примере посещения Поляны сказок ребята приходят к одному из выводов, что в процессе самореализации люди достигают поставленной цели. В зависимости от того, что это за цели, они получают либо подлинное уважение (совершая общественно полезные деяния), либо формальное признание (высокий заработок). Любая цель достигается через труд и деятельность. Результат зависит от того, какую цель ставит перед собой человек. На примере посещения «Поляны сказок» показана взаимосвязь между трудом и творчеством.

Этап «Общение», «Конфликты в межличностных отношениях»

Важную роль в коллективном труде имеет общение, через общение человек само выражается. Тренинг способствует развитию культуры отношения в группе.

Практикум «Учимся совместно всей группой делать полезные дела» позволяет применить, полученные знания. Ребята коллективно выполняют творческую работу. Делается акцент на понятие труд, творчество.

Итог деятельности – представление и презентация конкретного продукта и творческой работы. Одно из открытий: к почету и уважению могут привести деньги, но это формальное признание, а совершение общественно полезного деяния (например, Поляна сказок) приводит к подлинному уважению.

Детский лагерь – новое образовательное пространство

ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ – НОВОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО
О. В. А ЛИКИНА
ВЫСОКОГО ПОЛЕТА!
ДИРЕКТОР
ЧУ ФОК «ГАГАРИНСКИЙ»
ОАО «ПНТЗ»

Итоги Всероссийского форума организаторов детского отдыха «Детский лагерь – новое образовательное пространство»

ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА
ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО
ОТДЫХА «ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ НОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО»:
• От места отдыха и оздоровления – к новому самостоятельному
сегменту образовательной системы, расширяющему возможность
основного и дополнительного образования;
• Объединение дополнительного образования, детских лагерей и
организаций-партнеров в единое образовательное пространство;
• Современные инновационные педагогические технологии в
формировании пространства образования в детском лагере
2

Детский лагерь – самостоятельный сегмент образовательной системы

ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ –
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
• Детский лагерь – место
социальной активности
ребенка;
• Особые педагогические
условия, в которых
осуществляется
образовательная
деятельность;
• Педагогический потенциал
социкультурной среды
детского лагеря
Временный детский коллектив, в котором
дети учатся взаимодействовать для
достижения целей (в том числе и
образовательных)
Самостоятельность, возможность
индивидуальной образовательной
траектории, объединение в рамках
образовательного интереса,
неформальное общение
– Незаметность;
– Неформатность;
– Гибкость и адаптивность;
– Синтез образовтательных направлений;
– Новый уровень проектной деятельности;
– Возможность привлечения
образовательных партнеров
3

ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ –
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Детский лагерь является партнёром формального образования в плане
компенсации его дефицитов с точки зрения обретения социальных навыков, с точки
зрения воспитания, а теперь и с точки зрения образования.
Детский лагерь может
привлекать к сотрудничеству
профессионалов из сфер
деятельности, раскрываемых
в образовательном проекте
смены
Детский лагерь – три
недели из жизни
ребенка, которые можно
использовать, чтобы
зародить
познавательный интерес
в какой-либо области
Детский лагерь
располагает комплексом
форм, методов и средств
работы, отличных от тех,
которые использует
формальное образование
4

СОМ (сЕТЕВОЙ образовательный модуль) в детском лагере

СОМ (СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МОДУЛЬ) В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ
Как это работает в МДЦ «Артек»
• Идея СОМ была представлена методистами МДЦ «Артек», как
идея сотрудничества школы, дополнительного образования,
профессионального сообщества и детского лагеря в
достижении образовательных задач посредством расширения
познавательного пространства;
• Сетевой образовательный модуль – это технология
организации образовательного процесса в открытой среде,
интегрирующая возможности основного и дополнительного
образования , ориентированная на использование
интерактивных технологий и получение современных
образовательных результатов;
5

В ШКОЛЕ
Формулируется
познавательная задача,
информационный
дефицит;
Определяется
траектория(пути) ее
решения;
Определяются способы,
средства ее решения;
Определяются
образовательные
партнеры, удаленные
точки образовательной
карты
Презентация
результатов,
рефлексия
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Координация деятельности
обучающихся куратором,
который обладает
необходимыми
компетенциями в
решении поставленной
задачи;
Организация индивидуальной
и коллективной
деятельности
обучающихся;
Систематизация, обобщение,
оформление полученной
информации
ПАРТНЕРЫ
Профессионально
восполняют
информационный
дефицит участников;
Реализуют
практическое
воплощение
теоретической
информации
+ профориентационный вектор
ЛАГЕРЬ
Педагоги лагеря
сопровождают
воспитанников на
протяжении всего
познавательного
процесса, пути
достижения
образовательного
результата, проходя
его вместе с детьми
7

Три блока СОМ

ТРИ БЛОКА СОМ
Предметный, реализуется через экскурсии, квесты, игры,
проекты, исследования, наблюдение, информационный поиск и
др.
Постановка проблемы, погружение в ситуацию, инструктаж,
технология, маршрут, знакомство с планируемым результатом,
критериями оценки, рефлексия
Практический – подготовка к презентации образовательных
результатов и конкретных творческих продуктах
Презентационный – презентация, проведение оценочных
мероприятий, рефлексия
8

Тематические Партнеры СОМ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ СОМ
– Органы государственной власти, органы местного
самоуправления;
– Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в
области науки, культуры, образования;
– Государственные и муниципальные образовательные историкокультурные учреждения;
– Иные государственные организации, реализующие программы в
сфере образования детей;
– Коммерческие и некоммерческие организации (в том числе
образовательные);
– Физические лица, представители профессионального
сообщества, родители и т.д.
9

Новые образовательные проекты в «Гагаринском»! Bilingua и Дивергент

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В
«ГАГАРИНСКОМ». B ILINGUA И ДИВЕРГЕНТ
Смена
«Инженерика» – лето
«Bilingua» – осень
«Дивергент» – весна
Основные позиции
Развитие инженерной
мысли, профнавигация,
развитие технических
компетенций,
профпробы
Два языка: язык
программирования
«Scratch» и английский
язык
Развитие креативности.
Технологии творчества «Artpuls». Развитие
критического мышления
Шоу-проект
Техно-шоу
#RedHeadFest
«Янтарная сова» – клуб
интеллектуалов
Партнер из системы
дополнительного
образования
Центральная
библиотечная система,
ЦДО
Авиамоделирование
Языковой центр
«Талисман», РГППУ
Детская художественная
школа №1, Музыкальная
школа, школа ТРИЗ
Тематический партнер
ОАО «ПНТЗ», ОЦ ПНТЗ,
Центр занятости, Музей
ПНТЗ
МВЦ «Екатеринбург –
ЭКСПО» «WorldSkills HiTech-2016»
ГАУК СО «Инновационный
культурный центр»
«Ньютон парк»
Система основного
образования
Привлечение школьных педагогов, вектор формирования программы в
соответствии с требованиями ФГОС
10

Взаимодействие с Почтой России

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С
ПОЧТОЙ РОССИИ
В МДЦ «Артек» существует «Почта Артека» – коммуникационно-профориентационный
проект взаимодействия лагеря с Почтой России. В 2015 году стартовала первая
тематическая смена «Почта объединяет друзей»;
Конкурс писем «Я хочу в Артек»;
Конкурс «Лучший урок письма»;
Знакомство с традициями эпистолярного жанра;
Студия «Почтовое мастерство».
1.
2.
3.
4.
В «Гагаринском» планируется подобное сотрудничество:
Согласовать разработку бланка марки, открытки с логотипом «Гагаринского»;
Обеспечить возможность отправки писем/открыток из «Гагаринского»;
Организовать экскурсии на ГлавПочтамт г. Первоуральска
Беседы, мастер-классы, проф-навигационные игры.
11

Бриколаж

БРИКОЛАЖ
Бриколаж (от фр. bricolage) — термин, означающий создание
предмета или объекта из подручных материалов, а также сам
этот предмет или объект.
13

Бриколаж в фок «гагаринский» 2017

БРИКОЛАЖ В ФОК «ГАГАРИНСКИЙ» 2017
– часть/форма работы пресс-центра (оформление информационных
стендов, стенгазет, плакатов);
– техника оформления отрядного уголка/места;
– самостоятельная практика – как клуб по интересам;
– средство для неформального/неформатного самовыражения детей.
14

Проф-навигационная игра

ПРОФ-НАВИГАЦИОННАЯ ИГРА
Новое прочтение профсоюзной тематики в ФОК «Гагаринский»:
– смена как ролевая игра с множественными сценариями «Рождение
проекта: ответственность и право» (опыт создания старт-апа,
финансовая и правовая грамотность)
Рынок ментальной памяти
-Обучение всех детей вместо «отбора талантов»;
– Естественная образовательная среда;
-Незаметность обучения;
– Гибкость и адаптивность образовательного продукта;
– Синтез дисциплин, взаимосвязь наук, межпредметность – дайвинг
(погружение в тему);
– Итог проекта – реальный артефакт, у него есть заказчик;
– Понимание через осознание.
15

Рекрутинг вожатых

РЕКРУТИНГ ВОЖАТЫХ
При обсуждении кадрового обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей
участники Форума отметили необходимость подготовки вожатых и педагогов.
Для педагогических вузов курс подготовки вожатых должен быть
обязательным, т.к. организация временного детского коллектива –
обязательный навык любого педагога. В этой связи должны меняться учебные
планы и программы подготовки. При этом в программах необходимо
предусмотреть подходы к организации деятельности детских коллективов
(теория коллективного творчества, сотрудничество детей и взрослых).
Подготовка должна проводиться для студентов вузов различной
направленности. Система подготовки должна происходить в форме
модульных курсов в вузах и организациях, осуществляющих отдых и
оздоровление на основании лицензии на образовательную деятельность.
16

Рекрутинг вожатых – сотрудничество с РГППУ

РЕКРУТИНГ ВОЖАТЫХ –
СОТРУДНИЧЕСТВО С РГППУ
1. Договор , предполагающий финансовое соглашение с вузом (университет
ведет набор студентов и оплачивает работу преподавателей). По этому договору
студентам будут читать поточные лекции (студенты всех лагерей будут слушать
их вместе), в месяц по 8 часов. Декабрь-март = 32 часа.
2. Соглашение со структурным подразделением университета – Институтом
психологии – о работе преподавателей на площадках детских лагерей. Это
соглашение предусматривает только оплату преподавателей и согласование
программ ДОЛ и образовательной программы, по которой будут готовиться
студенты. По этому соглашению проводятся групповые занятия со студентами отработка компетенций. Эти занятия могут быть проведены двумя выездными
семинарами, каждый семинар 2 – 3 дня. Или занятия будут организованы в вузе,
но будут проходить в малых группах.
3. Договор: студент-вуз-лагерь. Каждый студент получает дополнительную
квалификацию “педагог детского лагеря”. Чтобы получить эту квалификацию,
нужно пройти стажировку в лагере. Время работы в ДОЛ будет для студента и
временем стажировки.
17

Как в детском лагере одевать и кормить детей с умыслом

КАК В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ ОДЕВАТЬ И
КОРМИТЬ ДЕТЕЙ С УМЫСЛОМ
В образовательных целях широко используются современные
технологии:
На мониторах в столовых транслируется наглядное пособие о
правилах поведения детей во время приема пищи, а интерактивный
повар обучает ребят не только приготовлению блюд, но и
рассказывает об исторических событиях, связанных с МДЦ
«Артек».
18

КАК В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ ОДЕВАТЬ И
КОРМИТЬ ДЕТЕЙ С УМЫСЛОМ
В рамках образовательного процесса любой артековец может
поучаствовать в специальных мастер-классах, на которых дети
приобретают не только навыки юных кулинаров, но и получают
знания о здоровом и правильном питании.
19

КАК В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ ОДЕВАТЬ И
КОРМИТЬ ДЕТЕЙ С УМЫСЛОМ
Артековцы знакомиться с национальными блюдами народов мира.
Многонациональная Россия, помимо славянских блюд,
представляет детям блюда из Карачаево-Черкессии и Дагестана.
20

КАК В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ ОДЕВАТЬ И
КОРМИТЬ ДЕТЕЙ С УМЫСЛОМ
Таким образом, помимо оказания услуг по организации питания,
стоят цели воспитания у детей культуры здорового питания,
обучения основам кулинарного искусства, этикету, знакомство с
особенностями национальной кухни народов мира.
21

Экипировка и брендирование

ЭКИПИРОВКА И БРЕНДИРОВАНИЕ
В день заезда каждый воспитанник получает полный комплект
одежды (форму): футболку-поло, толстовку, ветровку,
шорты/юбку, брюки, ремень, кепку;
Разработка моделей и пошив – компания Bosco.
Каждую неделю воспитанник сдает полученный комплект и
получает новый.
В конце смены комплект сдается.
В каждом лагере ВДЦ «Артек» находится магазин Bosco,
представители которого следят затем, чтобы воспитанники
каждый день носили полный комплект
экипировки, были опрятными и
чистыми. По итогам воспитанник
получает подарок (кружка, рюкзак и т.д.)
На территории – магазины
брендированной продукции «Артек»
22

ЭКИПИРОВКА И БРЕНДИРОВАНИЕ
23

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Несмотря на то, что в образовательной сфере наблюдается тенденция к
индивидуализации, персонализации образовательной траектории ребенка,
вовлеченность в коллектив является визитной карточкой, уникальной формой
существования лагеря, и эта особенность обладает несомненным
педагогическим потенциалом. Личность формируется в процессе
деятельностной заботы о том мире, в котором она живет. Это возможно только
в коллективе;
2. Пространство детского лагеря позволяет организовать вовлеченность каждого
ребенка в смыслозначимую деятельность, которая преобразует его сознание,
мир вокруг него, дает видимые результаты, актуальные компетенции,
понимание через осознание;
3. Все технологии, инновационные тенденции в построении педагогической
деятельности организаторов детского отдыха, любая идея (новая или хорошо
забытая старая) – все это работает на сохранность традиций и ценностей
уникальной и самобытной культуры детского лагеря.
24

Школа ФГБОУ «МДЦ «Артек» предлагает новый взгляд на организацию образовательного процесса в условиях детского лагеря. Наш подход позволяет интегрировать основное и дополнительное образование и различные средства и формы познавательной деятельности, максимально обогатить образовательную среду, выйти за пределы «стандартного» школьного содержания, обеспечивая современные образовательные результаты, в том числе метапредметные и личностные.


СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ И СЕТЕВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ АРТЕКА ВПЕРВЫЕ ПРОХОДЯТ ОНЛАЙН

СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ И СЕТЕВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ АРТЕКА ВПЕРВЫЕ ПРОХОДЯТ ОНЛАЙН

Сетевые образовательные модули – 2018


СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ И СЕТЕВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ АРТЕКА ВПЕРВЫЕ ПРОХОДЯТ ОНЛАЙН

Формула Артека – 2017


СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ И СЕТЕВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ АРТЕКА ВПЕРВЫЕ ПРОХОДЯТ ОНЛАЙН

Сетевые образовательные модули – 2017

«Сетевой образовательный модуль» (СОМ) – это инновационная технология организации образовательного процесса, которая формирует образовательное пространство, где происходит «всеобщая мобилизация» ресурсов для развития у детей интереса к свободному познавательному поиску. Технология СОМ способствует «мотивационному пробуждению» к изучению предметов в интеграции различных образовательных сегментов в единое образовательное пространство. Сетевой образовательный модуль (СОМ) реализуется с целью повышения качества образования и создания оптимальных условий для достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программ общего образования.

В «Артеке» два предмета, зачастую изучающие одни и те же явления с немного разных точек зрения – химия и физика – объединены новой технологией под названием «экспериментариум». Что же скрывается за этим словом? В первую очередь, эксперимент – обе науки не могут существовать без практики. Буквы, цифры, формулы обретают совершенно иной смысл, когда за каждым теоретическим выводом следует экспериментальное подтверждение. Кроме того, темы экспериментариумов неразрывно связаны с тематиками артековских смен. К примеру, в 5 смену, посвященную победе в Великой Отечественной войне, на занятиях по химии рассматривают процессы и вещества, использовавшиеся в боевых действиях тех лет, по физике – принципы работы реактивных двигателей и снарядов, построение траекторий ракет. Так создается возможность рассмотреть известные процессы с научной точки зрения, увидеть их природу, «заглянуть изнутри» – поставив целью не само знание, а понимание его ценности.

Прикоснуться к миру науки и исследований и осознать, что химия и физика – не на страницах книг и учебников, а здесь, в каждом из окружающих предметов и явлений – вот основная задача участников занятий в формате «экспериментариум».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *