СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Надежда Пушнякова Игры и упражнения по развитию сенсомоторной сферы у детей 2–3 лет

сенсомоторной сферы у детей 2-3

Привлекательные предметы малыши обязательно пытаются взять в руки, но обычные их действия с предметами (зажимание в руке, перекладывание с места на место, постукивание друг о друга и т. д.) не приводят к восприятию формы.

Олеся Шведова Сенсомоторные игры и упражнения во всестороннем развитии детей

Движения играют огромную роль в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Чем больше разнообразных движений совершает ребенок, тем больше в мозг поступает информации, тем активнее и его развитие.

Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает в разы.

Вашему вниманию предлагается комплекс упражнений двигательной (сенсомоторной) коррекции для детей дошкольного возраста.

Эти упражнения могут быть полезны для проведения индивидуальной и групповой коррекции для детей с СДВГ, двигательным беспокойством и импульсивностью, а также помогут в развитии моторной и речевой сферы.

Данный комплекс упражнений можно также рекомендовать родителям в качестве систематических занятий ребёнка дома, например, с папой (очень хорошо работает на практике)

Каждое упражнение рекомендуется выполнять систематически 3-5 раз

Считается, что каждый малыш с момента появления и до трёх лет уникален. Поэтому так важно в период раннего возраста позаботиться о том, чтобы развитие и воспитание маленькой личности проходило без сбоев и в строго индивидуальном порядке.

Кстати, не все знают о том, что потенциал мозга младенца в первые полгода его жизни составляет 50% от потенциала мозга взрослого человека! На протяжении же всего раннего возраста мозг детей будет активно формироваться, и к трём годам этот процесс будет завершен на 80%. Окончательное формирование мозга у детей заканчивается к десяти годам.

Светлана Гомзякова Игры и упражнения по сенсомоторному развитию детей дошкольников

Быстрое формирование всех свойственных человеку психофизиологических процессов начинается с раннего возраста. Своевременное и верно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Поэтому именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития сенсорной и моторной сферы ребенка – развития двигательных умений и навыков, мелкой моторики, разностороннего обогащения зрительного, слухового и тактильного восприятия, восприятия пространства, ощущения своего тела, накопления представлений об окружающем мире (сенсомоторного развития).

Основной комплекс упражнений

лежа на спине привести колени к груди, руки обхватывают голени, нос дотягивается до колен; покачаться вперед назад, прокатываясь всеми позвонками по полу; перекаты направо, налево. Важно, чтобы педагог помог каждому ребенку прочувствовать позу, прочувствовать каждое движение.

лежа на спине вытянуться всем телом, кисти соединены, ноги вместе, руки за головой и несколько раз перекатиться направо, налево. лежа на спине одновременно поднимать одно- и разноименные руку и ногу.

лежа на животе, вытянуться всем телом и покачаться на животе, поперемен-но отрывая от пола руки и ноги.

лежа на животе, схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностоп-ные суставы. Качаться на животе вперед-назад.

ползанье на спине, на животе при помощи рук, ног; только рук; только ног

– ползанье на четвереньках вперед, назад. Перешагивание на четвереньках вправо (одновременно вбок шагают правая рука и правая нога ), влево; то же с перекрестным движением рук.

«РУЧКИ УЧАТ ХОДИТЬ НОЖКИ»: стоя, наклониться вперед и обхватить руками ноги. Ходить, не отрывая рук от ног.

– парное упражнение( дети ходят на руках и по очереди держат друг друга за ноги).

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

В наши дни у детей все чаще встречаются задержка или различные нарушения речевого развития. Ребенок 3 лет, который молчит, или ребенок 4 лет, у которого “каша во рту”. Сейчас этим никого не удивишь. Логопеды и дефектологи, которые проводят занятия по развитию речи у таких детей, основное внимание уделяют артикуляционной и пальчиковой гимнастике, развитию фонематического слуха. Авторы книги “Педагогика, изменяющая мозг” О. И. Ефимов (невролог) и В. Л. Ефимова (логопед) пишут о том, что такой подход к проблеме развития речи у детей является поверхностным. Авторы упоминают о том, что не смотря на то, что появившийся на свет ребенок имеет мозг, у которого есть все структуры, что и взрослого человека, многие из этих структур еще неактивны. Мозг ребенка окончательно дозревает и становится взрослым только к 18-20 годам, у некоторых даже ближе к 30.

У маленького ребенка ведущую роль играет не кора головного мозга, а подкорковые структуры. В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной интеграции могут приводить к проблемам в будущем, т.к сенсомоторная интеграция является основой для любого обучения. Авторы книги пишут о том, что упраженения и игры, направленные на развитие вестибулярного аппарата, общей моторики и восприятия эффективны при работе с детьми, имеющими нарушения или задержку речевого развития.

Ниже мы приводим список этих, на первый взгляд, несерьезных игр, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка.

Игры на развитие общей моторики, чувства ритма и чувства равновесия

1. Играть в мяч – подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой.2. Переворачивать ребенка вверх тормашками и держать за ноги, размахивая им в воздухе.3. Крутить ребенка, держа его за руки.4. С малышами – подбрасывать на коленях: “По кочкам, по кочкам, в ямку – бух!”5. Игры по принципу “Замри – отомри”. Например, бегать и кривляться, пока не прозвучит команда “замри”. После этого замереть и не двигаться до команды “отомри”.6. Любые варианты игр, где есть команды “старт” и “стоп”. Например, бежать наперегонки до угла дома: “На старт, внимание, марш!”7. Размазывать ладонями пену для бритья по какой-нибудь поверхности.8. Хлопать ладонями мыльные пузыри.9. Прыгать через скакалку.10. Строить “шалаши” из стульев, одеял, подушек и т. д. и сидеть в них.11. Проползать через тоннель, сделанный из стульев.12. Заворачивать ребенка в одеяло, как рулет.13. Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он отдернет руку.14. ” Камень, ножницы, бумага”.15. Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит).16. Играть с воздушными шарами (подбрасывать, ловить, перебрасывать через забор и т. д.)17. Качаться на качелях (гамак тоже подойдет), каруселях, прыгать на батуте18. Лепить снеговиков, играть в снежки, валяться в снегу.19. Тренировать основные локомоторные навыки: ходьбу, бег, прыжки, перепрыгивание, боковые приставные шаги.20. Крутить ребенка в офисном кресле.21. Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа гимнастической скамейки или бревна. Можно сделать дома на полу дорожку из скотча и ходить по ней, как по узкому мостику над пропасть.22. Кататься на велосипеде. Велосипед может быть любой: здесь важно, чтобы были педали, на которые нужно нажимать ногами по очереди. Важно, что ноги при этом отрываются от земли. Поэтому детский автомобиль на аккумуляторных батарейках, который приводится в движение пультом или кнопкой, не может заменить самый обычный велосипед.23. Считалки – ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки.24. Стихи с движениями.25. Хлопать в ладоши в ритм музыки.26. Ритмично танцевать под музыку, петь.

Игры на развитие восприятия

1. Тактильный мешочек – определять на ощупь, с закрытыми глазами, что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т. д.2. Различать ощущения от прикосновения к коже разных щеток.3. Игры на различение запахов с закрытыми глазами.4. Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.5. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их.6. Рисовать пальчиковыми красками.7. Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные массажеры и т. д.8. Обычный массаж, особенно полезен массаж воротничковой зоны.9. ” Рисовать” у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить угадывать их, потом поменяться ролями.10. Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта или овоща и угадать, что это было.11. Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными типами крышек и замков.

Тем, кто интересуется вопросами сенсомоторной коррекции, мы может рекомендовать для прочтения также следующие книги:

– Энн Айрес “Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития”- Улла Кислинг “Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие”

Публикация «Игры и упражнения по развитию сенсомоторной сферы у детей 2–3 лет» размещена в разделах

Игры и упражнения, предложенные в методических рекомендациях, помогут организовать обучение в игровой форме, что доставит ребёнку радость общения с взрослым, научит его сосредотачиваться и быть внимательным.

Игра «Что катится?»

Взрослый предлагает ребёнку докатить до игрушечных ворот кубики шарик. « Что легче катится? Почему? Потому что у кубика острые углы, а шарик гладкий». Нарисуйте с ребёнком круг и квадрат.

Игра «Сверни ленту»

Взрослый предлагает ребёнку свернуть ленты разной длины на стержне. « Какую ленту быстрее сворачивать (длинную или короткую?» Разверните ленты, наложите друг на друга и сравните их по длине.

Игра «Большие и маленькие»

Взрослый говорит, что к ним в гости пришла кукла и просит сделать для неё бусы. Даёт ребёнку большие бусинки и маленькие (можно заменить пуговицами) и просит нанизать сначала большую бусинку, потом маленькую и т. д.

Игра «Собирание пирамиды»

Взрослый просит ребёнка собрать пирамиду с учётом величины колец.

Игра «Какой мяч больше?»

Несколько мячей разной величины. Взрослый просит ребёнка принести сначала самый большой мяч, потом поменьше, потом самый маленький.

Игра «Круг, квадрат»

По пять картонных кругов и квадратов одного цвета. Взрослый просит ребёнка разложить в разные стороны круги и квадраты (действуя методом наложения круга на круг, квадрата на квадрат).

Взрослый и ребёнок «переходят улицу». Светофор — кружки с красным, жёлтым, зелёным цветом:

Красный — ясно, путь опасный.

Жёлтый — тоже подожди!

А зелёный впереди — проходи!

Взрослый даёт ребёнку задания с использованием игрушек разного цвета, размера. Взрослый говорит ребёнку, что нужно сделать, например:

— Большую собаку напои водой из большой миски;

— Поставь матрёшку рядом с красным мячиком;

— Потанцуй вместе с большой куклой;

— Возьми маленькую собачку и посади её на ковёр;

Игра «Одень свою куклу»

Взрослый рассаживает на стульчиках кукол с разными бантами (красным, белым, синим). Предлагает одеть кукол на прогулку. Для этого надо каждой кукле выбрать свою одежду (вся одежда перемешана).

Игра «Подбери цветок»

В одной вазе стоят цветы разных цветов. Взрослый предлагает ребёнку расставить по вазам цветы соответствующей окраски, например, взять из общего букета красный цветок и поставить его в красную вазу и т. д.

Игра «Сделай узор»

Взрослый предлагает ребёнку сделать узор из геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов, овалов, прямоугольников. Предъявляется образец-аппликация. Чтобы облегчить ребёнку выполнение задания, заранее нарисовать в нужных местах контуры фигур, которые ребёнку нужно будет приклеить.

Взрослый предлагает ребёнку разобрать матрёшку (трёхмерную, показывает большую, среднюю и маленькую. Потом взрослый поёт песенку, а ребёнок производит с матрешками танцевальные движения. Затем предлагает ребёнку собрать матрёшку.

Мы — матрёшки,

Все мы крошки,

Поплясать хотим немножко.

Побежать хотим немножко.

Погуляем по дорожке.

Ах, устали наши ножки!

Снова пляшут наши ножки!

Всем поклонятся матрёшки.

Игра «Птички прилетали»

Взрослый раскладывает перед ребёнком карточки с изображением птичек в геометрической фигуре, отдельно лежат геометрические фигуры: овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Взрослый поёт песенку, ребёнок выполняет движения под слова песенки:

Так они летали,

На дорожку прилетали,

Спрятались в домике.

Ребёнок должен помочь птичкам укрыться в своих домиках — закрывает карточки с птичками соответствующими геометрическими формами.

Игра «Воздушные шары»

На листе бумаги нарисованы ниточки от воздушных шаров, ребёнку даются карточки — шары разных цветов. Нужно разложить к ниточкам шар определённого цвета.

Игра «Построим башню»

Взрослый и ребёнок строят башню. Взрослый даёт ребёнку возможность убедится на собственном опыте, что для того чтобы башня была устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — поменьше, а ещё выше — совсем маленькие. Для сравнения по величине кубики надо прикладывать друг к другу.

Игра «Разрезные картинки»

Взрослый предлагает ребёнку составить предмет сначала из двух частей, затем из трёх частей, в дальнейшем из четырёх частей (разрезные картинки).

Публикации по теме:

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Интегрированное занятие по развитию эмоциональной сферы детей старше-подготовительной группы «Путешествие в мир театра»
«Путешествие в мир театра.» Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей с использованием театрализованной деятельности. Задачи: – развитие.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет»
1. « Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения»
Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей
Задачи: – обогащение словарного запаса; – развитие зрительной и моторной памяти, наблюдательности, осязательных ощущений, воображения, сенсомоторики;

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей №8 (Продолжение)
Задачи: – обогащение словарного запаса; – развитие зрительных ощущений и образного мышления, зрительно- двигательных координаций, мелкой.

НОД. Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию познавательной сферы детей. №9
Задачи. – обогащение словарного запаса; – развитие умения воспроизводить образец, зрительной памяти, мелкой моторики, – профилактика нарушений.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости»
ТЕМА: Сфера и шар. Т ИП УРОКА: Изучение нового материала. Ф ОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. Ц ЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Публикация «Игры и упражнения по сенсомоторному развитию детей дошкольников» размещена в разделах

Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их обработки. Поэтому оптимальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В связи с этим в дошкольной образовательной организации необходима кропотливая ежедневная системная работа (тщательно подобранный блок игр, упражнений, заданий) по развитию сенсорной и моторной сферы дошкольников.

Большой вклад в создание такой системы внесли Л. А. Венгер, Е. Г. Пилюгина, В. А. Пилюгина, Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесова (сенсорное развитие, М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная (моторное развитие, продолжают их деятельность ученые современности.

Опираясь на труды теоретиков, педагоги-практики тоже вносят свой вклад в создание разнообразной системы сенсомоторного развития дошкольников. И помощь в этом им могут оказать доступные современные материалы и немного творчества.

В процессе использования нетрадиционных игр и упражнений, направленных на сенсомоторное развитие дошкольников, у детей формируются знания об определенных сенсорных эталонах, они овладевают рациональными приемами обследования, повышается любознательность, пытливость, появляется желание творить, дети становятся более активными во взаимодействии со взрослыми.

Мои воспитанники сейчас– дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст). Проблема их сенсомоторного развития является для меня актуальной как проблема готовности к школе будущих выпускников детского сада. Также она является актуальной в связи с работой образовательного учреждения в инновационном режиме по направлению физкультурно-оздоровительного и сенсомоторного развития детей дошкольного возраста.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои сенсомоторные умения?

Если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание и возможности.

• Вариант игры «Гвоздики» (с использованием мягких цветных резинок для волос, бухгалтерских резинок, силиконовых резинок для плетения браслетов)- возможно составление разнообразных изображений (с использованием схем или по воображению); смена базовых компонентов для работы позволяет разнообразить тактильные ощущения, расширить представления о цветах спектра.

• Игры с конструктором из липучек (цветных или окрашенных в разные цвета)- развивают мелкую и крупную моторику, незаменимы для развития фантазии, логического мышления, хороши для организации работы двух и более детей.

• Игры с конструктором из гибкой проволоки, обтянутой цветной тканью – позволяет создавать самый широкий спектр объектов (отдельных (из одного базового компонента) и комплексных (из нескольких базовых компонентов, может использоваться для решения задач разных направлений развития дошкольников.

• Игровые упражнения с бусами – доступность и разнообразие материала позволяет организовывать с детьми упражнения различной направленности : выкладывание изображений (умение работать по образцу, инструкции, создание изображений из отдельных бусин (развитие фантазии, творчества, сборка бус (формирование усидчивости, развитие творческого воображения, создание «волшебной бумаги» с помощью бисера (развитие эмоций. Формирование умений совместной работы).

А если в использовании разнообразных материалов опереться на современные технологии сенсомоторного развития, то могут получиться удивительные результаты детского творчества.

Публикация «Сенсомоторные игры и упражнения во всестороннем развитии детей» размещена в разделах

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно, как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения любой коррекционной работы над проблемами внимания, восприятия, мышления и других высших психических функций.

На данный момент, каждый шестой ребенок, который капризничает, вовсе не капризничает, а имеет значительное сенсорное нарушение, мешающее полноценно развиваться.

Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще, тембры голоса, часто закрывают уши руками часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения.

Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.

Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.

Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Как только ребенок начинает активно двигаться – ползать, сидеть, стоять – развиваются моторные функции, затем формируется речь. Именно функции психики – моторные и сенсорные, а также способность всем этим сознательно управлять – являются базовыми. Если нарушено их формирование, то в дальнейшем появятся проблемы в развитии функций более высокого порядка – внимание, память, речь и мышление. Сенсомоторная коррекция построена таким образом, что как будто «возвращает» ребенка к самому раннему детству. На занятии система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя тем самым нарушения.

Решаются следующие задачи – ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг, развиваются зрительно-моторная координация, формируется правильное взаимодействие рук и ног, развивается внимание, ребенок учится управлять своим поведением.

Основные составляющие сенсомоторных игр и упражнений – это дыхательные упражнения. глазодвигательные, ползания, формирование межполушарного взаимодействия и формирование пространственных представлений. Все эти упражнения гармонично вплетаются в структуру занятий и могут использоваться как физкульминутки и динамические паузы, и чередоваться с работой за столом.

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке или на балансире необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, поймать мячик.

Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и ресурс мозга на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее, а это в конечном итоге и есть цель всех участников процесса обучения и развития.

За энергию и ресурс в нашем мозге отвечает мозжечок. Когда ребенок качается на качелях, прыгает на батуте, занимается на балансире или балансировочной подушке, пытается устоять на одной ноге, то таким образом мы напитываем мозг ресурсом и энергией, чтобы кора головного мозга ребенка, а вместе с ней и высшие психические функции (речь, память, внимание, мышление работали как часы).

В летний период стимулировать мозжечок гораздо проще, существует множество вариантов простых и в тоже время действенных способов – качели, горки, карусели, бордюры, различные спортивные сооружения и снаряды. В осенне-зимний период, на который приходится учебная деятельность, прогулок меньше, соответственно и движений меньше. Из естественных стимуляторов остается горка и хождение по сугробам. Конечно такого минимального воздействия не хватает, и очень часто уже под конец первых осенних месяцев мы замечаем признаки истощения ЦНС у детей.

Таким образом, если пропустить хоть одну ступень, если выпадет хоть один кирпичик, то вся пирамида разрушится, или не разрушится, то ребенок будет на обучение и восприятие новый знаний у умения затрачивать такой колоссальный ресурс мозга, что на выходе мы получим неадекватное поведенческие реакции и отсутствие какой-либо мотивации к учебной деятельности.

Исходя из моего опыта сенсомоторные игры — это очень большой вклад в развитие ребенка.

Вот примеры игр и упражнений, и что мы развиваем на пирамиде обучения с помощью этой игры.

Эти игры провести и группе детей, и рекомендовать родителям для домашнего использования.

Любимый всеми детьми сухой бассейн (наполненный рисом, фасолью, пшеном, это по сути самая первая игра на тактильное восприятие, и она же самая ранняя подготовка руки к письму. В бассейн прячутся любые фигурки насекомыми, транспорта и предлагается ребенку это найти, достать и ощупать, на пирамиде обучения – это работа над восприятием сенсорной информации.

Ритмическая парковка и любые повторяющееся фигурки (парковку можно заменить на расчерченный лист бумаги, либо малярный скотч, наклеенный на пол). ( Моторное планирование — основа для развития так называемых управляющих функций, т. е. способностей, которые отвечают за реализацию серии последовательных действий, ведущих к определенной цели. Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное. Младенец поднимает погремушку, кладет ложку в рот, переползает через порог. Вы можете отметить, что, выполняя эти движения впервые, малыш не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Как только эти действия становятся навыками, они перестают требовать моторного планирования и выполняются легко и быстро, без предварительного обдумывания. Например, для семи- или восьмилетних детей за этим стоит способность решать проблемы и доводить дело до конца, не отступаясь, пока проблемы не будут решены.)

Развитие зрительного восприятия – ищем определенный предмет в каждой ячейке. В качестве ячеек может быть и нейропланшет, и ритмические парковки, и расчерченный лист бумаги.

Кинезиологические мячики и мешочки (можно использовать на начальном этапе самые простые упражнения) перекладывание из правой руки в левую, поймать с одним отскоком двумя руками, поймать одной левой, одной правой и так далее. Для усложнения ребенка можно поставить на балансировочную подушку, включить метроном, чтоб ребенок делал упражнение в определенном ритме и приучался к контролю тела и движений. Использовать на начальном этапе лучше мешочки, они лучше лежать в руке, и ребенку легче понять задачу и легче с ним справляться, дальше можно переходить на мячики.

Ортоковрики, следочки и ладошки.

Игра прятки (зрительный гнозис, закрепление цвета, сенсорное насыщение) Под «ладошками» спрятаны «следы», причем цвет перепутан, нужно отыскать все следы и с группировать их по цвету с ладошками. Если игра проходить в группе детей, то можно устроить соревнование, кто быстрее соберет.

Игра Канатоходцы (работаем над равновесием, схемой тела, удержание когнитивной задачи, слуховое восприятие. На полу выложены следочки ввиде канатной дороги, стопа к стопе, задача детей пройти, не наступая на пол.

Дополнить упражнение слухоречевой инструкцией –

ПО канату мы идем, руки за спину кладем

ПО канату мы идем, руками уши мы мы потрем

ПО канату мы идем, руки на живот кладем и т. д., перечисляя то, что нужно в зависимости от целей.

Это совсем небольшой количество игр и упражнений, которые можно использовать.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫШЕЙ ПО ВОЗРАСТАМ

Возрастные этапы развития детей подразумевают собой разделение на группы, отвечающие за влияние окружающего мира на детский мозг. Чем меньше малыш, тем он более чувствителен, а значит, очень важно будет позаботиться о создании благоприятных условий для развития его мозга уже на ранних этапах.

Стоит понимать, что умственное развитие, равно как и умение эстетически воспринимать окружающую действительность, тесно связано с развитием сенсомоторных навыков в раннем возрасте. Сбои в процессе сенсомоторного развития ребёнка могут стать причиной появления сложностей, имеющих отношение к начальному уровню образования.

Часто дети до трёх лет проявляют лишь общий интерес ко всему, что их окружает, слабо реагируя на новые впечатления. Такие малыши не видят в каждом новом дне что-то особенное, и это может означать лишь одно — отставание в эмоциональном развитии.

Для таких малышей характерны сниженная координация, неустойчивое внимание и формальный характер. Более того, можно отметить дисбаланс во взаимодействии рук и глаз, отсутствие желания играть.

Дети с верной сенсомоторной практикой по-другому воспринимают действительность, различая цвета, формы, размеры предметов, анализируя звуки, изображения и речь. Такие дети чётко понимают, что способность воспринимать и воссоздавать свойства предметов позволит им добиться положительного результата, поэтому сознательно принимают участие в процессе своего развития.

Важный момент в процессе обучения детей раннего возраста — это усвоение сенсорного способа изучения предметов с учётом их особенностей.

О развитии сенсомоторики в 1 год

Естественно, сенсомоторное развитие можно и нужно стимулировать, причём делать это важно в раннем возрасте, когда дети восприимчивы к обучению. Чтобы кроха лучше справлялся с освоением сенсорных методов обследования, он должен быть готов к процессу, который состоит из нескольких этапов и может растянуться на несколько лет.

Так, например, на первом году жизни малыш с трудом различает цвета предметов, обращая внимание лишь на самые яркие из них. Кроме того, возникают сложности с определением величины предметов.

Обычно внимание малышей первого года жизни притягивают самые большие и яркие предметы. Лишь со временем он начнёт оценивать предметы на ощупь, опять же отдавая предпочтение самым крупным и ярким. Именно поэтому рекомендуется годовалым детям покупать самые крупные и яркие игрушки.

Развивая сенсомоторику годовалого ребёнка, следует постараться обогнать процесс восприятия и увлечь его предметами, различными по структурной составляющей, для построения так называемого фундамента дальнейшего сенсомоторного восприятия.

Годовалого кроху можно увлечь мягкими кубиками разных цветов и размеров, научить его строить разные фигуры из них. Одно только это занятие будет стимулировать сенсомоторное развитие в самом раннем возрасте.

Процесс развития сенсомоторики в 2 года

Дети на втором году жизни отлично справляются с усвоением такого признака, как форма предмета. Им не представляет сложности отобрать отдельные элементы для строения той или иной конструкции, используя готовый конструктор или подручные материалы.

Словарный запас в этом возрасте пока не слишком богат и заметно отстает от развивающегося восприятия.

Малышам в этом возрасте будет сложно запомнить и правильно употреблять слова, обозначающие цвета, но они справятся с этим ближе к пяти годам. Пока же дети с удовольствием повторяют за взрослыми названия цветов, несмотря на то, что не соотносят многие из них с отдельными предметами. Для них цвета существуют отдельно от предметов, поэтому в лучшем случае можно говорить о механическом запоминании в индивидуальной ситуации с помощью специальных упражнений.

Малыши в два года часто употребляют названия цветов и форм, но чаще всего без понимания их сути. Внимание у детей двух лет распределяется между слуховым, зрительным и осязательным восприятием.

Выбирая дидактические игры, направленные на изучение цветов, необходимо придерживаться правила об их одинаковой насыщенности. Так, например, если желтый цвет яркий, то точно такими же яркими должны быть и остальные цвета. Если не соблюдать это правило, то малыш может акцентировать внимание не на самом цвете, а на уровне его яркости.

Важный момент — постепенное и последовательное усложнение упражнений, стимулирующих сенсомоторное развитие у детей раннего возраста. На протяжении всего второго года жизни при регулярных занятиях, направленных на сенсомоторное воспитание малыша, можно будет наблюдать, как изменяется его отношение к действиям с предметами, отличными по величине, форме и цвету.

Для ребёнка забавы с такими предметами представляются увлекательными. Именно так, в процессе манипуляций с ними, малышу удаётся постичь особенности предметного мира, научиться сравнивать, сопоставлять и анализировать.

Сенсомоторика в три года

К окончанию периода раннего возраста при условии создания комфортных условий сенсомоторное развитие у малыша проходит в ускоренном темпе. Именно оно является на этом этапе основной линией развития и связано в первую очередь с активной познавательной потребностью детей раннего возраста, которые с энтузиазмом продолжают обследовать предметы, делать заключения об их форме, цвете, фактуре.

На третьем году жизни малыш старается придерживаться образца, созданного взрослыми. Кроха с интересом изучает дидактический материал, вслушивается в инструкции взрослого, осознаёт, что ему нужно делать, и торопится начать выполнять задание. Координация движений заметно совершенствуется, поэтому ребёнку становится легче выполнять мелкие движения с мозаикой, кистью или карандашом.

Упражнения, направленные на сенсомоторное развитие ребёнка раннего возраста, на третьем году его жизни становятся заметно сложнее. Именно поэтому так важно, чтобы этому предшествовала многолетняя работа, направленная на накопление необходимых представлений о свойствах предметов.

Систематическая работа по сенсомоторному воспитанию детей раннего возраста позволяет сформировать навыки, подтверждающие высокий уровень развития восприятия. Малыши, с которыми с раннего детства активно работали в этом направлении, к трём годам умеют:

В заключение отметим, что работать с детьми в раннем возрасте нужно только в рамках игровой деятельности, предлагая им использовать разные предметы и игрушки. В процессе игры малыши получат удовольствие от знакомства с новыми правилами и нормами, от общения и возможности выразить эмоции и почувствовать вкус свободы выбора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *