СЦЕНАРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЕТИ СТАЛИНГРАДА 6 КЛАСС

Литературно-музыкальная композиция «Дети Сталинграда»

Ведущий: Войну начинают взрослые и сильные мужчины. А расплачиваются женщины, старики и самое страшное и нелепое – дети. ( Слайд 2)

Ведущий: Мужеством советского народа наполнены страницы Великой Отечественной войны. ( Слайд 3)

Ведущий: Высочайшей вершиной мужества стала битва на Волге, Сталинградская битва. ( Слайд 4)

Ведущий: Продолжалась она 200 дней и ночей. Мы много знаем о Сталинградской битве, о героизме и мужестве ее участников, знаем имена солдат, отдавших свои жизни за Сталинград. Мы низко кланяемся всем героям той великой битвы

Мы помним ваши имена

Храним их в памяти всегда

Про подвиг твой, наш Сталинград,

Мы не забудем никогда!

Ведущий: Нас с вами сегодня волнует вопрос: Как пережили это страшное время дети Сталинграда, что было с ними в дни Сталинградской битвы, как отразилось это время на судьбах детей, как они пережили весь этот ад? (Слайд 5)

Глаза девчонки семилетней. ( Слайд 6)

Как два померкших огонька

На детском личике заметна

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем не спросишь,

Пошутишь с ней, – молчит в ответ

Как будто ей не семь, не восемь

А много, много горьких лет

Сценка в детском доме. ( Выходят дети).

Ученик: Меня зовут Олег Назаров.  Когда немец стал сильно бомбить Сталинград ,мы сидели в разрушенном доме, вся семья : мама и папа, дедушка, бабушка, я и сестренка. Маму убило, папа ушел с красноармейцами, дедушка и бабушка умерли от голода. Сестренку взяла тетя, а меня военный дядя привез сюда,в Дубовский детский дом.

Ученица: Я Лида Орешкина. Мы жили с мамой в Городище. Когда пришли немцы, я была с мамой. Один раз мы пошли с ней за хлебом, из ворот вышел немец. Он толкнул маму от меня, я осталась одна. Маму куда-то угнали и я ее больше не видела.

Ученица: Я Лена Васильева. Я лежала больная, с высокой температурой лежала в доме, где хозяйничали фашисты. “ Помню, как один немец стал куражиться надо мной, поднося нож к моим ушам, нос, грозя отрезать их, если я буду стонать и кашлять ”. В эти страшные мгновения, не зная чужого языка, я поняла, какая мне грозит опасность, и что я не должна даже пискнуть, не то, что крикнуть: “Мама”.

Ученик: Я Гурий Хватков. Наш дом сгорел. Отец и мать схватили нас с сестренкой за руки. Нет слов описать, какой мы испытали ужас. Вокруг все пылало, трещало, взрывалось. Мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из-за дыма не было видно. Вокруг были слышны крики обезумевших от ужаса людей. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река. Оглянувшись, я увидел сплошную стену горящего города.

Ведущий: Какую стойкость способен проявить ребенок в борьбе за жизнь! (Слайд 8)

Ведущий: Немецкие войска теснили наши дивизии к Волге, захватывая одну улицу за другой, улицы Сталинграда. Крепких мужчин и женщин загоняли в вагоны, чтобы вести как рабов в Германию, детей прикладами отгоняли в сторону. Как они выживал, видит только бог. Большую помощь детям оказывала солдаты, защищавшие Сталинград. Многие полки, сражаясь в руинах города, оказывались на скудном пайке, но, увидев голодные глаза детей, бойцы делились с ними последним. ( Слайд 11)

Ведущий: Поколению детей военной поры было присуще раннее осознание своего гражданского долга, стремление сделать, что было в их силах, чтобы “помочь сражающейся Родине”, как ни высокопарно это звучит сегодня. Вот какими были юные сталинградцы! Они проявляли чудеса мужества и героизма. ( Слайд 12)

Сценка в лесу ( у костра партизанки- пионеры)

Партизанка 1. Слава Богу ты живой, Ты вернулся!

Партизанка 2: Ну, что? Ты сумел достать план?

Партизан   Это было очень тяжело. Ребята, Ваню Цыганкова, Мишу Шестеренко и Егора поймали. Немцы  обнаружили, что они положили дощечки с гвоздями на дорогу. Они погибли. Их больше нет.

Партизанка 3. Я слышала, что казнили Сашу Филиппова. Он успел взорвать немецкий штаб. Его больше нет.

Партизанка 4. Сегодня я видела как Люся Радыно с Еленой Константиновной вернулись из тыла врага. Им удалось добыть важные сведения.

Партизанка 1. Мы клянёмся всё время бить фашистов, по-всякому вредить им.

Партизанка 2. Мы будем мстить за расстрелянных и замученных женщин, детей, стариков.

Партизанка 3. Кровь за кровь! Никто из нас не испугается, не отступит и не изменит.

Партизанка 4. За измену и трусость – смерть».

Хором « Клянемся»

Юные безусые герои

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина

Благодарность вечная вам всем

Маленькие стойкие мужчины

Девочки, достойные поэм.

Ах, война, что ты сделала подлая. За долгие четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали ее ужасы . Война каждый день , каждую секунду и так на протяжении почти четырех лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами. И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. А сколько детей погибло в годы войны, этого не знает никто. Очень хочется, чтобы нам никогда не пришлось испытать ужасов войны.

Ведущий: Пусть всегда над нами будет мирное небо.

Ведущий: Во время войны нелегко всем: невыносимо тяжело на полях сражений, тяжело женщинам и старикам, взвалившим на свои плечи непосильный труд на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Но в тысячу раз тяжелее самым незащищенным, самым маленьким – детям. Как детской головкой понять, почему так часто плачет мама, почему нечего кушать, почему выгоняют из родного дома, почему вокруг так много горя, боли, смертей. Пусть никогда больше война не придет на нашу священную землю, пусть всегда над нами будет мирное небо! (Слайд 19)

Песня “Солнечный круг, небо вокруг” (Слайд 20)

Трогательная мини сценка о войне

Мать. Снова дрался во дворе? Ага! Мама, но я не плакал! Вырасту, выучусь на моряка. Я уже в ванне плавал! Боже, не мальчик, а беда! Сил моих больше нету! Сын. Мама, а вырасту я когда? Мать. Вырастешь. Ешь котлету. Сын. Мама, купим живого коня? Мать. Коня? Да что ж это делается?! Сын. Мама, а в летчики примут меня? Примут, куда ж они денутся? Ты же из каждого, сатана, Душу сумеешь вытрясти! Мама, а правда, что будет война И я не успею вырасти? Звучит фонограмма сообщения Левитана о начале войны. Под мелодию песни «Священная война» выходят дети.

Короткая сценка про войну

Мой мальчик, как долго тебя я ждала! И вдруг я услышала зов Победы. Я уж на Я жду тебя, а тебя всё нету. Слетела давно вся пыль с черёмух. Мой мальчик, ты, где потерялся? Наш дом уже полон друзей и знакомых, Ты только один остался. Мама, ты знаешь, я виноват, Я виноват перед тобой. Я собирался вернуться назад, И вдруг тот последний бой. Бой уже после войны, Но фрицы не знали этого. Нервы у всех оголены, Наверно, я пал поэтому. Я умер, мам, прости меня, Постой за меня у калитки. А если Варя спросит меня, Скажи, что любовь не ошибка. Мой мальчик, не уходи, постой! Давай мы выберем путь другой. Другой пусть умрёт в том последнем бою, Пусть он оставит любовь свою. Ах, мама, другой- ведь мне он брат, Он также ни в чем не виноват. Раз выпало пасть мне в последнем бою, Так я унесу любовь свою. Прости меня, мама!

Выходят дети в костюмах с элементами военной формы.

Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.

Почти совсем не видно вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас, алло, алло.

(перевязывает раненого): Что вы ревете, как медведь? Пустяк осталось потерпеть. И рана ваша так легка, Что заживет наверняка.

(смотрит в бинокль):

На горизонте самолёт.

По курсу полный ход, вперёд!

Готовься к бою, экипаж,

Отставить, истребитель наш.

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом,

Врага повсюду мы найдём.

Пехота здесь, а танки тут.

Лететь осталось пять минут.

Понятен боевой приказ.

Все: Противник не уйдёт от нас.

Клянусь: назад ни шагу!

Скорей я мёртвый сам

На эту землю лягу,

Чем эту землю сдам.

Клянусь, мы будем квиты

С врагом. Даю обет,

Что кровью будут смыты

Следы его побед!

СЦЕНКА ( В ЗЕМЛЯНКЕ)

Солдат 1 (пишет письмо). Знаю, в сердце у тебя тревога- Нелегко быть матерью солдата! Знаю, всё ты смотришь на дорогу. По которой я ушёл когда-то. Знаю я, морщинки глубже стали И чуть-чуть сутулей стали плечи. Нынче насмерть мы в бою стояли, Мама, за тебя, за нашу встречу. Жди меня, и я вернусь, Только очень жди!

Солдат 2 (разворачивает письмо и читает). Здравствуй, дорогой Максим! Здравствуй, мой любимый сын! Я пишу с передовой, Завтра утром – снова в бой! Будем мы фашистов гнать. Береги, сыночек, мать, Позабудь печаль и грусть – Я с победою вернусь! Обниму вас, наконец. До свиданья. Твой отец.

Дорогие мои родные! Ночь. Дрожит огонёк свечи. Вспоминаю уже не впервые, Как вы спите на тёплой печи. В нашей маленькой старой избушке, Что лесами сокрыта от глаз, Вспоминаю я поле, речушку, Вновь и вновь вспоминаю о вас. Мои братья и сёстры родные! Завтра снова я в бой иду За Отчизну свою, за Россию, Что попала в лихую беду. Соберу своё мужество, силу, Буду немцев без жалости бить, Чтобы вам ничего не грозило, Чтоб могли вы учиться и жить!

Ведущий. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Медсестра (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой). Пушки грохочут, пули свистят. Ранен осколком снаряда солдат. Шепчет сестричка: “Давай, поддержу, Рану твою я перевяжу!”- Всё позабыла: слабость и страх, Вынесла с боя его на руках. Сколько в ней было любви и тепла! Многих сестричка от смерти спасла.

Ведущий. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвёртый житель страны погиб.

Мы помнить мгновенья войны обещаем

И головы скорбно склоняем

Перед всеми, кто мёртв и кто жив,

Кто, подвиг свой ратный свершив,

Жить в мире потомкам навек завещал

И жизнь без раздумья за это отдал!

Ты не плачь, сестренка,

Мама, не рыдай,

Я вернусь с победой

В наш родимый край.

Звучит музыка. Вторая группа детей: три девочки окружают мальчика — «солдата», дают ему теплые носки, перчатки, вышитый кисет.

Третья группа детей: две девочки и два мальчика — «солдата».

Есть у нас танки,

Есть у нас пушки

Мальчики

,

(хором).

Будем врагов мы бесстрашно крушить,

Чтобы Отчизну освободить!

К 9 мая. Сценка «Военный совет» З. Колобанова» (подготовительная к школе группа)

В землянке танкисты ждут возвращения командира из штаба. Поют песню под гармонь. Возвращается З. Колобанов

1 танкист: Смирно!

Колобанов: Вольно, садитесь, ребята! Значит так! Нам дан приказ остановить танковую колонну, которая движется на Красногвардейск.

2-й танкист: А сколько там танков?

Колобанов: По данным разведки, около 43.

3-йтанкист: Ого! А когда прибудет подкрепление?

Колобанов: Подкрепления не будет. Нам нужно справляться своими силами.

4-й танкист: По моему, это самоубийство. Пятью танками 43 не остановить.

5-й танкист: Это приказ! А приказы не обсуждают!

6-й танкист: Если нужно – умрём, командир!

Колобанов: Нам не умереть, нам победить надо!

1-й танкист: Тогда давайте думать, что будем делать? Времени у нас мало.

Колобанов: Дайте карту (думает). Так, вот, смотрите – дорога на Мариенбург делает крутой поворот. Слева и справа болото. Удобное место для засады.

2-й танкист: Объясни, командир!

Колобанов: Если отсюда подвести танки вот в эти точки. Свой танк я поставлю вот сюда, окопаемся и замаскируемся. Дорога отлично простреливается. Если подбить первую и последнюю машину, немцам некуда будет деваться. Их можно будет уничтожить.

3-й танкист: Отличный план! Это может сработать!

4-й танкист: Рискованно! Но это единственный шанс!

Колобанов: Тогда за дело!

Самоубийца, слышу за спиной.

Но, знаете, на том, на этом свете ли

Я не вступаю в безнадёжный бой,

Там выход был – вы просто не заметили.

Стратег! Ну да! Возможно я такой!

Один клинок на сотню небожителей.

Я не вступаю в безнадёжный бой.

Я собираюсь выйти победителем.

Ну что ж, прощай!

Я скоро за тобой.

Наверно не успеешь и соскучиться.

Мы не вступаем в безнадежный бой

Мы просто в бой, а дальше – как получиться!

Колобанов: Немецкая колонна появилась в два часа дня. Захлопнув люки, танкисты замерли на своих местах. Пропустили три мотоцикла.

2-й танкист: Головной танк загорелся от первого же выстрела. Аналогичная участь постигла второй. Потом смогли поджечь два последних.

Все это было так:

В молчании суровом

Стоит тяжелый танк,

В леске замаскирован,

Враги идут толпой

Но принимает бой

И сквозь разрывов грохот

Мир смотрит на равнину,

Где старший лейтенант

Повел на бой машину.

Он бьет врагов подряд,

Как богатырь былинный,

Вокруг него лежат

Уже их двадцать две,

Как бурей разметало,

Они лежат в траве

5-й танкист: Посчитав задачу выполненной, мощный «КВ» устремился на прорыв. И вскоре машина достигла окраины совхоза «Войсковицы», где Зиновий Григорьевич встретился с командирами подошедших танков.

6-й танкист: За этот бой командир 3-й танковой роты старший лейтенант Колобанов был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Костров партизанских огни

Литературно-историческая композиция для 7- 8 классов по итогам поисковой и исследовательской работы ко дню начала обороны г. Севастополя и выхода крымских партизан в леса 30 октября 1941г.

Романенко Алла Владимировна, учитель истории и севастополеведения СОШ №9, г. Севастополь

Цель: рассказать о крымских партизанах и их вкладе в Победу над фашизмом, вызвать интерес к исследовательской работе, показать возможности школьного музея в изучении темы.

Задача: воспитать патриотические чувства, любовь к историческому прошлому своей страны и родного города, уважение к ветеранам и старшему поколению, сохранить память о героях.

Оборудование: карта Крыма, плакаты, выставка книг о ВОВ, презентация, фотографии из музея, технические средства для показа фильма и презентации.

Ученик: Среди свидетелей трагедии на улице Подгорной была не только Нина Петровна Жартовская, будущая жена крымского партизана Виктора Жартовского, но и будущий 15-летний партизан Севастопольского партизанского отряда Вилор Чекмак. Он только закончил 8 класс школы №1 г. Севастополя, и сразу после выпускного вечера ему пришлось разбирать завалы. Мальчишка тогда не знал, что будет первой потерей в Севастопольском партизанском отряде, где вместе со взрослыми сражались дети и подростки севастопольских школ. Это о нем Лезинский М. Л. и Эскин Б. М., наши севастопольские писатели, напишут книгу: «Живи, Вилор!»

Ученик: Фашисты трижды штурмовали Севастополь, но только в июле 1942г. с огромными потерями смогли захватить разрушенный до основания город. 250 дней и ночей длилась оборона героической крепости. Весь мир был восхищен подвигами ее защитников. Начались долгие годы фашистской оккупации.

Ведущий: В те военные будни дети Севастополя встали на защиту своего родного города. Как и взрослые, они самоотверженно трудились: рыли окопы, готовили под убежища подвалы, оклеивали стекла полосками бумаги, а вечером следили за светомаскировкой, дежурили на крышах домов. Дети учились в подземных школах и никто не мог допустить мысль плохо учиться. 50 школьников города ушли в партизаны. Только из нашей школы в Севастопольский партизанский отряд записалось 17 человек.

Чтец 1: Припомним, ребята, припомним
Далекие грозные дни.
Сдружили нас в битве огромной
Костров партизанских огни.
Эх, Крымские горы, родные леса,
Багряные зори, в дыму небеса.
Вовек не забыть вам залеченных ран,
Землянки, да битвы, да кровь партизан.

Чтец 2: Под пули, под грохот орудий,
Под свист нескончаемых вьюг
Семнадцатилетние люди
Выходят из древних лачуг.
Cраженьями юность гремела,
И я обращаюсь к стране:
«Выдай оружие смелым.
И в первую очередь — мне».

Ученик: 6 февраля 1942г. Севастопольский партизанский отряд был окружен карателями в районе Алсу-Атлаус. Три дня шли бои. Измученные голодом, взрослые партизаны и наши мальчишки сражались против здоровых и сытых фашистов.

Ученик: Из этого боя выйти живым удалось немногим. Погибла вся молодежная группа во главе со своим командиром Василием Тихоновичем Арбузовым.

Ученик: 8 февраля 1942г. был схвачен и повешен перед Ханским дворцом в Бахчисарае командир отряда Пидворко Константин Трофимович. Его памяти посвящены эти строки.

Мемориальная доска в г. Бахчисарае на месте казни К. Т. Пидворко

Чтец: В подвале гестапо — каморка,
В крови командир — Пидворко.
Палач его снова пытает,
А ветер в окно завывает.
В крови голова партизана,
Больнее — душевная рана,
А если точнее — досада:
«Откуда возникла засада?
Откуда взялся предатель?
Что знает о них каратель?
Как выиграть времени миг?»
Но снова пинок и крик:
Ты есть командир партизан?
И вместо ответа — плевок.
Фонтаном кровь в потолок.
Последний Пидворко приказ,
Последний предсмертный наказ:
«Держитесь покрепче, ребята!
Для вас еще солнце взойдет.
Вы Родины нашей солдаты.
Возмездие скоро придет!»
В окошке задернута шторка,
И ветра доносится плач.
Погиб Константин Пидворко
Повесил его палач.
И здесь, где погиб он когда-то,
Где ломится в душу тоска,
Есть Имя, Фамилия, дата,
Памятная доска.

Ученик: У нас в школе есть мемориальная доска с выбитыми фамилиями партизан, учившихся здесь. И первая из них — фамилия Авлахова Александра Антоновича. В 1943г. он ушел на задание и не вернулся. Своему другу Шурику Авлахову посвятил песню Алексей Пузенко, тоже юный партизан, наш житель Северной стороны.

Звучит песня в исполнении детей

Товарищи, я вам сейчас расскажу,
Послушайте краткий рассказ
О смерти Авлахова Шуры,
Погибшего в Крымских горах.

Взвод послан был с важным заданьем —
Приказ командира — закон:
Порвать телефонные связи,
Пустить под откос эшелон.

Фашистская пуля попала
Авлахову Шуре в живот,
Без крика и стона упал он
И кровью окрасил снежок.

Напрасно мать сына всю ночь ожидала,
Ей сердце беду предсказало,
Холодное тело к утру принесли,
И бедная мать зарыдала.
Прощай же, товарищ, ты наш дорогой,
Тебя мы вовек не забудем.
Покуда сердца будут биться в груди,
Фашистам пощады не будет!

Ученик: Слова песен, стихов, письма партизан, написанные в перерывах между боями у партизанских костров, являются правдой из первых рук, страничками подлинной истории войны. Письма и записи в дневнике Тани Тарановой, партизанской разведчицы, свидетельствуют о нелегкой судьбе этой хрупкой девушки.

Ученик: Из письма Тани к матери: «Я так соскучилась по тебе, мама! Часто во сне вижу тебя. Ты такая красивая снишься! Зачем случилась наша разлука? Откуда взялась эта проклятущая война? Спасибо тебе, мамочка. За то, что ты приучила меня работать, не лениться. Я тут не только медсестра, не только лечу и выхаживаю раненых. Я и стираю. И шью. И еду готовлю, если есть из чего. А в последнее время готовлю еду из мха. Этим мхом все поддерживаем силенки. Вот бы Гитлера проклятущего посадить на эти харчишки! И посмотреть, кому будет копут! Ну, обнимаю тебя, родная. Целую крепко-крепко».

Учитель: И еще об одной отважной крымской девушке-партизанке сегодня ученики 8 А класса подготовили сценку. Сценарий написан по хранящимся в школьном музее материалам — исследовательских работ ребят и преподавателей, по воспоминаниям и письмам ветеранов, газетным статья и книгам, написанным партизанами.

Сценка «Партизанка Лида Шведченко»
 
На поляне возле партизанской кухни сидит Лида Шведченко и чистит картошку. Комиссар Дядюшкин подходит к Лиде. Увидев его, бросает в котелок очищенную картошку, хватает платок и вытирает руки

Лида (робко): Товарищ комиссар. Разрешите обратиться к Вам? (Затем смелее) Прошу Вас, воздействуйте на нашего командира отряда. Он не дает мне оружия и не допускает к боевым операциям. Молодая, говорит. И посылает на кухню, а мне 18 лет, я комсомолка и пришла сюда совсем не для того, чтобы картошку чистить.

Комиссар: Надо же кому-нибудь и картошку чистить. Командиру видней, кого послать на боевые операции, а кого на кухню.

Круто поворачивается и садится на пенек

Комиссар: Хорошо, я поговорю с командиром, но Вам советую быть более дисциплинированной. Здесь слово командира — закон. И это надо понимать.

Комиссар: Ты очень хорошая девушка, так похожа на дочь командира, поэтому он не хотел бы поручать тебе опасные дела. И притом охрана —  тоже боевая служба, и несешь ты ее хорошо. Вот и неси. Не может же командир снимать с операцией опытных бойцов и ставить вместо тебя на охрану. А кроме того, командиру тебя просто жалко.
 
Лида: Дайте мне автомат! Пошлите на задание!
 
Комиссар (дает Лиде автомат): На вот, если приведешь его в порядок, я и командир будем знать, что из тебя толк будет. Тогда и пойдешь в операцию.

Лида чистит автомат

Саша: Но Лида не шутила. Она вскинула к плечу автомат и направила его на показавшуюся из-за поворота машину с грузом. Девушка подошла ближе и дала очередь по кабине. Машина, потеряв управление, опрокинулась в кювет. Два фашиста в кабине были убиты. Через несколько минут в ней начали рваться боеприпасы. Произошло это недалеко от Старого Крыма. И там с быстротой молнии разнеслась весть среди населения и вражеских частей: «На дорогу выходит женщина с автоматом и уничтожает машины». После этого Лида Шведченко не раз ходила в разведку, подрывала машины, телеграфные столбы, беспощадно уничтожала немцев. Выполнив очередное поручение, мы с Лидой подходили уже совсем близко к лесу и неожиданно наткнулись на вражескую заставу, которая без предупреждения открыла огонь. Мне удалось скрыться, а Лиду вражеская пуля поразила насмерть. Крепко мстили за нее партизаны, особенно комсомольско-молодежный отряд.
 
Учитель: На Северной стороне г. Севастополя живет Евгений Борисович Мельничук, воевавший в партизанском отряде, будучи подростком. В музее хранится его книга «Партизанское движение в Крыму», в которой переданы страшные подробности партизанской борьбы. Евгений Борисович отдает все свои силы на то, чтобы сохранить память о партизанах. Он является инициатором создания многих памятников в Крыму, посвященных Крымским партизанам.

Ученик: В Монашьей балке, по течению р. Черной, стоит памятник, посвященный последнему бою, в котором погибли ребята из нашей школы. Их имена навечно занесены в список героев. Давайте сегодня зажжем свечи и почтим память этих ребят — юных партизан, всех тех, кто отдал жизнь в борьбе с оккупантами.

Звучит песня Р. Гамзатова, Я. Френкеля «Журавли» (дети держат зажженные свечи)

Показ отрывков из документального фильма «Мальчики» севастопольского режиссера Марка Муромского
 
Чтец 1: Священна о погибших память —
Не растеряй ее в пути.
И каждый надмогильный камень
Сумей, закрыв глаза, найти.
 
Чтец 2: В небытие уходят ветераны,
А с ними правда о былой войне.
И ноют в детских душах раны,
Им нанесенные, вдвойне.
Сейчас боль наша стала глуше,
Но мы готовы встать стеной
В защиту павших, чтоб их души
Достойный обрели покой.

Учитель: Ребята, сегодня мы перевернули с вами еще одну страничку истории нашей школы, почтили героев, имена которых не будут забыты, благодаря поисковой и исследовательской работе. Мы с вами и дальше будем заниматься поиском, пополнять список погибших героев, ходить в походы по партизанским тропам и знакомиться с памятниками Крымским партизанам. И везде с нами будет звучать гимн нашего города «Легендарный Севастополь».

Дети поют гимн города Севастополя

Использованы стихи ветеранов, крымских партизан:

Памяти юных, мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящается день 8 февраля.

На хрупкие плечи мальчиков и девочек  легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Но  не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается  в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Юные безусые герои,

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне,

лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Много юных погибло в борьбе. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки.

Их имена знали только родные, одноклассники и  друзья.  Имена у них разные, но взрослые дали им общее имя – орлята.

Им, орлятам нашей страны, мальчишкам и девчонкам всех стран мира, которые боролись и умирали за светлые идеалы, посвящаем свое мероприятие.

Орлята – это значит отважные, смелые. Им, орлятам всех стран, мы говорим сегодня слова любви и благодарности.

Поверьте, это совсем не просто,

Жить так, чтоб гордилась тобою страна,

Когда тебе вовсе еще не по росту

Шинель, оружие и война.

Но шли, ребята, назло ветрам

И умирали, не встретив зрелость.

А было им столько, сколько нам,

И жить им, конечно, до слез хотелось.

Взлети выше солнца

И степи с высот огляди.

Навеки умолкли весёлые хлопцы,

В живых я остался один.

Собою затми белый свет.

Не хочется думать о смерти, поверь мне,

В шестнадцать мальчишеских лет.

От сопки солдат отмело.

Меня называли орлёнком в отряде,

Враги называют орлом.

Мой верный товарищ,

Ты видишь, что я уцелел.

Лети на станицу, родимой расскажешь,

Как сына вели на расстрел.

Ковыльные степи в огне.

На помощь спешат комсомольцы – орлята,

И жизнь возвратится ко мне.

Победа борьбой решена.

У власти орлиной орлят миллионы,

И нами гордится страна.

В феврале 1962 года трудящиеся Парижа вышли под красными флагами на демонстрацию с требованием прекратить кровавую войну против алжирского народа. « Мир Алжиру!», «Нет – войне!» – было начертано на лозунгах.

В рядах демонстрантов шёл и юный разносчик газет Даниэль Фэри. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие номера «Юманите». От него не раз узнавали важную информацию. Он был своим в этой среде. Его любили. Демонстрантов подстерегали фашисты, ярые сторонники войны в Алжире. От их предательских выстрелов погиб Даниэль. Его хоронили с рабочими почестями на кладбище Пер – Лашез, у стены коммунаров.

Ровно год спустя в другой стране Ираке в застенках багдадской тюрьмы от нечеловеческих пыток умер ровесник Даниэля Фадых Джамал, сын иракского коммуниста. Мальчик отказался выдать реакционным властям имена и адреса товарищей своего отца.

А 8 февраля 1964 года юные интернационалисты Москвы написали обращение к пионерам Советского Союза, к детям трудящихся всех стран:

«Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днём памяти юных героев – наших сверстников. Пусть в этот день все дети во всех уголках земли, ещё теснее сомкнут свои ряды, ещё крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всём земном шаре!»

Московская школьница Наташа Филиппова написала стихи, посвящённые памяти Даниэля Фери.

Я никогда не была в Париже,

Ни в этот день, ни раньше,

Но я сегодня так ясно вижу

Его бульвары, мосты и башни.

Молчалив и суров Париж!

Плачут безлюдные улицы,

Роняя тяжёлые капли с крыш,

От боли дома сутулятся.

Цветы и снова цветы,

Чёрные ленты горя,

Франция, это сегодня ты

Провожаешь своих героев.

По виллам, дворцам расползается страх.

Как перед боем,

Вдруг, как набат –

Миллионный шаг –

Это идёт рабочий Париж.

Кровью спаянные ряды,

Всё ниже каштаны склоняются,

Франция, их не забудешь ты –

Кровь с мостовой не смывается.

Пусть она вечно алеет

В розах родной земли,

Чтоб дети твои в аллеях

Янтарные рассветы и закаты,

И свежесть леса, и речная гладь.

Чтоб радовались этому ребята,

Отцы и деды, бывшие солдаты,

Умели за Отчизну постоять.

И в восемнадцатом,

И в сорок первом

Шли в бой они,

А рядышком порой

Сверстник наш, наверно,

Но уже герой!

В 1941 году, когда на Советский Союз напали войска фашистской Германии. Вместе со взрослыми на защиту своей Родины встали юные мальчишки и девчонки в красных галстуках. Они порой делали то,  что не под силу было сильным мужчинам.

Наверное, всё вместе.

Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

Когда фашисты заняли Керчь, партизаны засели в подземной крепости – старых каменоломнях. Среди партизан был и пионер Володя Дубинин. Партизаны совершали вылазки и громили врага. Фашисты замуровали и заминировали все ходы в каменоломни. Остался один узкий лаз, через который мог пролезть только ребёнок. И Володя ходил в разведку. Однажды он узнал, что враги решили затопить каменоломни. Он предупредил партизан,  и они успели построить плотины.

А погиб Володя, когда Керчь был освобождён: пошёл помогать сапёрам,  разминировать ходы в каменоломни, которые он так хорошо знал, и подорвался на мине. Володя Дубинин награждён орденом Красного Знамени. Одна из улиц в Керчи носит имя пионера – героя, там установлен памятник Володе Дубинину.

Пионер Володя Колядов жил и учился в подмосковном селе Осташево. Когда началась Великая Отечественная война, он просил, чтобы его зачислили в Осташевский добровольческий батальон. Однако его не брали из – за возраста. Когда фашисты заняли село, батальон превратился в партизанский отряд, и Володя стал настоящим бойцом. Он взрывал вражеские танки, машины с горючим, был смелым разведчиком.

Красная Армия пришла освобождать Осташевский район, надо было срочно произвести разведку расположения огневых точек противника. Два его товарища отползли в безопасное место. Володя не успел. Он выпустил ракету – вызвал огонь на себя. Володя погиб как герой. Задание было выполнено – вражеские огневые точки обнаружены.

Юный партизан, пионер Володя Колядов был награждён орденом Красного Знамени.

Ленинградская школьница летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина Портнова  вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова.

Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали.

На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.

Посмертно присвоено звание  Героя Советского Союза.

Вале было всего  12 лет и учился он в пятом классе Шепетовской школы, а во время войны стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений.  На счету героя шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад.

Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя  уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения.

Леня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, которая находилась в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат и передал  их партизанам. Сам остался в партизанском отряде.

Воевал наравне со взрослыми. Ему было всего десять лет, но  он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Леня участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Погиб весной 1943 года в неравном бою.

Посмертно ему присвоено звание  Героя Советского Союза.

Посмертно стал  Героем Советского Союза.

Когда фашисты заняли Феодосию, Вите Коробкову было 12 лет. Сначала он помогал подпольщикам, а потом ушел к партизанам. Однажды его послали в село Бараколь разведать расположение врага. Патрули заметили мальчика. Тогда Витя подобрал обруч и стал его гнать по улице, напевая веселую детскую песню; забегал во дворы, все выведывал. Высматривал. На следующую ночь партизаны разгромили фашистов в Бараколе. Витю арестовали по доносу предателя.

Его били, пытали – мальчик молчал. Его поставили к стенке и стреляли из пистолета, пули попадали в стенку вокруг головы мальчика. Пионер молчал и гордо смотрел в лицо врагу.

Когда Витю уводили на расстрел, он сказал товарищу по камере: «Когда выйдешь – найди маму, передай: я умер за Родину!». Имя Виктора Коробкова занесено в книгу Почета Всесоюзной пионерской организации.       В родном городе у ласкового моря, которое он так любил, стоит памятник Вите Коробкову. Его именем названа улица и школа, в которой он учился.

Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно окончилась война,

Но до сих пор дружины на поверке

Погибших выкликают имена:

–  Пионер Валерий Волков

Навечно остался в строю!

Пионерка Нина Сагайдак

Навечно осталась в строю!

Прислушайся, как бьётся гулко сердце,

Когда идёшь солдатскою тропой.

В зелёных гимнастёрках юнармейцы

Выходят на заре в учебный бой.

–  Пионер Владимир Колядов

Пионерка Зинаида Портнова

Пускай сердца, волнуясь, замирают,

Когда в дорогу горны позовут.

Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут.

–  Пионер Василий Коробко

Пионерка Татьяна Савичева

Весной 1942 года, когда фашисты захватили уже весь Крым, и только город – герой Севастополь не сдавался врагу, разведчики морской пехоты повстречали мальчика. Это был двенадцатилетний пионер Валерий Волков. У него на шее под толстым шарфом был красный галстук. Разведчики взяли Валерика с собой в 7-ю бригаду морской пехоты, которая держала оборону у посёлка Инкерман.

Он подносил снаряды к пушке, был связным, перевязывал раненых. Потом комиссар поручил Валерику выпускать газету «Окопная правда». В июне на инкерманских высотах остались только 10 человек, в том числе пионер Валерий Волков. Они заняли оборону в тесном ущелье. По ущелью двигались фашистские танки. Валерий был ранен, но и раненый, он метнул под танк связку гранат и погиб. Галстук Валерия, обагрённый его кровью, бойцы укрепили на верёвке и подняли как знамя. С этим галстуком – знаменем освобождали бойцы в 1944 году Севастополь. Валерий Волков посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Небольшой городок Щорс оккупировали фашисты, начались аресты, казни. Пионерка Нина Сагайдак не могла сидеть сложа руки. Начала действовать одна: ночью на площади наклеила листовку, которую сама и сочинила и написала. Потом собрала оставшихся в городе одноклассников, стали бороться сообща. Нина получала для своего отряда задания от партизан. 7 ноября Нина со своим отрядом совершили фантастически дерзкую операцию: они пробрались в радиоузел, и над городом из репродуктора раздался звонкий девичий голос, голос Нины. Всех жителей города, советских людей, народные мстители поздравляли с праздником Октября. Нину схватили гестапо. Её били, пытали, потом даже уговаривали, привели под конвоем домой: вот видишь брата, бабушку – признайся во всём, выдай товарищей и опять будешь дома. Но Нина Сагайдак молчала. Её расстреляли 19 мая 1943 года.

Город оккупирован фашистами.

Утро. День 7 ноября.

Над густыми сумерками мглистыми

Алым стягом вспыхнула заря.

Голос по радио, бурю взметающий,

Словно с Москвою наладилась связь:

–  С  праздником вас, дорогие товарищи!

Да здравствует наша Советская власть!

Радости в душе теперь не спрятаться,

Солнца луч пронизывает мглу.

Мчатся полицаи и гестаповцы

На машинах к радиоузлу.

А репродуктор гремит вызывающе,

Как будто бомба разорвалась:

–  С праздником вас, дорогие товарищи!

Гордые спешат на площадь граждане,

В страхе передачу слышит враг,

Словом бьёт девчонка в красном галстуке,

Маленькая Нина Сагайдак.

Двери ломая, рыча угрожающе,

Целится в слово фашистская мразь,

А в микрофон: – До свиданья, товарищи!

Весело гремят оркестры в праздники,

И когда в строю чеканишь шаг,

Вспомни о девчонке в красном галстуке,

О погибшей Нине Сагайдак .

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка – ленинградка,

Потрясает твой Дневник.

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.            Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

Ленинград в тисках блокады,

У ворот лютует враг.

Рвутся бомбы и снаряды,

Дует стужа, давит мрак.

От коптилки не согреется,

И ни крошки, ни глотка,

И выводит кровью сердце

На страницах дневника:

« Лёка умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.»

Смолк зловещий гром орудий,

Пронеслась войны гроза,

Но всё так же память людям

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянется берёзка,

А на скорбном Пискарёвском

Обожгут сердца слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7    часов 30 минут утра 1942 года.»

У планеты нашей сердце

Бьётся гулко, как набат.

Не забудет мир Освенцим,

Не забудет Ленинград.

Будьте бдительными, люди,

Люди, вслушайтесь в Дневник,

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Потом умерла и Таня. Она была вместе с другими детьми вывезена из блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Умерла в Шатковской больнице 23 мая 1944 г8ода. Она угасла, как жертва страшной войны.

Почтим минутой молчания память всех юных героев,

погибших в борьбе за счастье и свободу Родины.

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

Я не знаю войны. Да зачем это мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Понаслышке лишь знали бы мы о войне.

Вместе с нами вы шагали рядом

Дорогами, которым нет конца.

Рядом с вами не выносят фальши

Наши беспокойные сердца.

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнём.

Мы сегодня мысленно идём.

И в руках у нас не автоматы,

А цветы – весенний дар земли,

Той земли, которую когда – то

Защищали, сберегли солдаты,

Чтоб весной цветы на ней цвели.

«Пусть всегда будет солнце»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *