СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЕТИ ВОЙНЫ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 4 КЛАСС ПО ТЕМЕ

Светлана Скаргина Сценарий «Дети войны» в подготовительной группе

Елена Елена Сценарий, посвящённый 75-летию ВОВ «Дети войны»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества «Луч» г. Томска

«Сценарий мероприятия, посвященного 75- летию Победе в Великой Отечественной войне и Защите Отечества»

Родькина Елена Викторовна

МАОУ ДО ЦДТ «Луч»

Педагог – организатор

педагог дополнительного образования ГАУДО “Домисолька”

Сценарий урока мужества «Дети войны».

Пестеров Виталий Анатольевич, педагог дополнительного образования, ГАУДО «Домисолька» г. Москва.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети войны», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Данный сценарий предназначен для проведения театрализованного урока памяти и славы в детском музыкальном театре «Домисолька» для учащихся 1-3 классов. В постановке принимают участие дети 7-9 лет, читающие отрывки из рассказов детей – свидетелей тех страшных лет, а так же исполняют стихи и песню, посвящённые детям войны.

Вступительное слово педагога: Здравствуйте. Мы начинаем наш урок мужества. 2020-й год объявлен правительством – Годом памяти и славы. Цель его проведения – сохранение исторической памяти и празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Самоотверженность, стойкость, неподдельная любовь к Родине фронтовиков и тружеников тыла – определили исход самой страшной войны в истории человечества и спасли народы планеты от истребления, рабства, уничтожения национальной и культурной идентичности. И сама наша жизнь, жизнь наших детей, внуков, всех, кто ещё только родится на этой земле – прямая заслуга людей, подаривших миру Великую Победу.

Здесь есть место подвигу и маленьких детей, которые в силу своего возраста не могли наравне с взрослыми защищать свою Родину с оружием в руках, но которые переносили все тяготы и страдания вместе с теми, кто оставался в тылу и героически помогал фронту. Оружием этих подростков стала память и мужество, благодаря которым,  спустя много лет, они сумели записать свои страшные воспоминания с ужасающими подробностями и невымышленной правдой.

Благодаря их рассказам мы и наши потомки могу в деталях узнать ранее неизвестные события и факты военных лет. И мы не вправе предать, забыть, позволить исказить или принизить жертвенный подвиг, совершённый ими во имя будущего, во имя нас.

Звучит тревожная музыка.

На сцене появляются дети, они расставляют кубики и садятся на них, образовывая тройки, как на довоенных семейных фото. На экране сначала появляются довоенные фотографии реальных семей родителей с детьми, а затем появляются фото, где дети одни без родителей; прячущиеся от бомбёжек, стоящие у станка, живущие в детдомах. Некоторые фото изображают детей в военной форме, держащих в руках оружие.

Двое детей выходят в центр.

1-й ребёнок: Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

2-й ребёнок: Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

1-й ребёнок: Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать. Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов дома и горят детские кроватки.

2-й ребёнок: Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной?

Сидящие  на кубе девочка и мальчик встают, выходят в центр. Девочка постарше.

Девочка-ведущая: Из воспоминаний Нины – 6 лет.

Девочка: Мы остались одни с маленьким братом и пошли искать партизан, почему-то мы решили, что там наш папа.

Брат: Ночевали, где придется. Помню, когда была гроза, мы ночевали в стоге сена, вытянули сено, сделали ямку и ночевали там. Таких детей, как мы, было много. И все искали своих родителей, даже если они знали, что родители убиты.

Девочка и мальчик возвращаются к кубу.

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Девочка – ведущая: Марина – 4 года.

– Как зовут? – спросили в детдоме.

– А фамилия?
– Фамилии не знаю.
Записали: Марина Северная.

Мальчик – ведущий: Вера – 10 лет.

Девочка: У мамы нашей осталось семеро детей на руках. Было трудно. Помню, как вскакивали среди ночи, бежали по лестнице, прятались от бомб. Мать брала последние вещи, ездила и меняла на картошку, на кукурузу. Сварит мамалыги, разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: можно облизать? А после нас еще кошка лижет, она тоже ходила голодная. Не знаю, что ей оставалось после нас в кастрюле.
Все время ждали наших: «Вот наши фашистам дадут! Вот наши придут!» Когда стали бомбить наши самолеты, я не побежала прятаться, а побежала смотреть наши бомбы. Нашла осколок.

Девочка – ведущая: Зина, 8 лет.

Мальчик – ведущий: Арсений , 1941 года рождения.

Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!
Сколько же лет разделяли людей!
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и солнечных дней!

Мальчик – ведущий: Дима, 5 лет.

Все дети начинают перестанавливать кубики и собирать из них пирамиду. Прячутся за нею как за забором. Выглядывают.

Девочка – ведущая: Валя , 12 лет.

Звучит колыбельная песня, взрослый парень в солдатской форме появляется из-за кулис. К нему навстречу бежит Валя и бросается в объятья. Он берёт её за руку и уводит со сцены. За этим наблюдают дети из-за кубиков.

Звучит метроном – вступление песни И. Резника «Дети войны». Все поют.

Сценарий , посвящённый 75-летию Победы

«В те дни мы в войну не играли-

Мы просто дышали войной»

Воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

• Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.

Публикация «Сценарий „Дети войны“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Ведущий 2: – Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Ведущий 1: – Дети, о которых мы сегодня с вами вспомним, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты в самом начале их жизни.

Слайды «Война». Звучит куплет песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Ведущий 2: – 22 июня 1941 г. Фашистские захватчики вероломно напали на Советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на пять долгих лет.

-Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

Слайды на тему «Война и дети».

-Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам, Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам.

Звучит песня «Орленок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).

-А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.

-Была земля и жесткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У них и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Ведущий 2: – Фашизм. Что такое фашизм, они увидели глазами своей детской души. Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы. Школа восторга мести и жажды справедливости.

Ведущий 1: – Они увидели глазами своей детской души свой народ, его горе, его силу и благородство. Они поняли и узнали цену хлеба и слова. Они очень рано стали взрослыми.

Ведущий 2: – Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые в быту. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт.

-Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй.

-Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

Сценка. Дети встают группами. Мальчики изображают солдат, девочки — их матерей, сестер.

Мальчик (обращается к двум девочкам – маме и сестре) :

Ты не плачь, сестренка,

Мама не рыдай,

Я вернусь с победой

В наш родимый край.

Вторая группа детей : три девочки окружают мальчика — «солдата», дают ему теплые носки, перчатки.

Третья группа детей : две девочки и два мальчика – «солдата».

3-й мальчик: – Есть у нас танки, есть пулеметы!

4-й мальчик: – Есть у нас пушки и самолеты!

3-й и 4-й мальчики (хором) :

– Будем врагов мы бесстрашно крушить,

Чтобы Отчизну освободить!

Звучит песня «Наша родина сильна» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной). Мальчики идут строевым шагом. Девочки машут им вслед платочками.

– Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Ведущий 2: – Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Что

поняли, увидели, запомнили дети военной поры?

Многое. Об этом смогут рассказать они сами.

-Из теплой, полной снов постели,

Из комнат, где цветы цвели,

В бомбоубежища и щели

Мы ночью с бабушками шли.

-Мы слез тогда уже не лили,

Мы знали вкус полынь-травы.

И с вами всю беду делили,

Как с нами хлеб делили вы.

-Но что же, мы зато узнали,

Что значит выжить в трудный год,

Что значит – Родина за нами,

И что такое наш народ.

Ведущий 1: – Но, несмотря ни на что, дети всё равно оставались детьми, и они любили играть. До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики). А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать.

Инсценировка «Ой, Мишка, как же страшно мне!»

Взрослый: – Оборванного мишку утешала

Полсухаря оставила тебе.

Взрослый: – Снаряды пролетали и взрывались,

Взрослый: – А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Девочка: – Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

Взрослый: – Но в тишине свистели пули звонко,

Девочка: – Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне.

Взрослый: – Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна,

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война!

Ведущий 2: – Дети войны очень быстро повзрослели. В своё маленькое сердце они приняли большую боль войны. Каждый помогал, чем мог. Дети и подростки работали на заводах, становились на ящики, чтоб доставать до станка. В любую погоду в холодном помещении они работали, ковали патроны, гранаты, винтовки. На фронте дети сражались наравне со взрослыми, и многие стали героями.

Слайды «Дети – герои войны». Проводится перекличка:

Ребенок 1: – Леонид Голиков, 14 лет – Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.

Ребенок 2: – Зинаида Портнова – 15 лет – Герой Советского Союза – юная партизанка, зверски замучена фашистами.

Ребенок 3: – Валентин Котик – 14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.

Ребенок 4: – Лара Михеенко – 12 лет, расстреляна фашистами.

Ребенок 5: – Март Казей – 15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Ребенок 6: – Володя Дубинин – 15 лет, выполняя задание, в тылу врага подорвался на мине.

Ведущий 2: – Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись в небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.

Ведущий 1: – А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землёй и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.

Летела стая белых птиц,

И люди взор к ним устремили,

Застыв, затихнув, замерев.

Слайд «Птицы». Музыкально-танцевальная композиция «Птицы белые».

Сколько вас? Попробуй перечислить –

Не сочтешь, а впрочем, все равно

Вы сегодня с нами,

в наших мыслях,

В каждой песне,

В легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Дети исполняют «Танец с гвоздиками».

-Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города,

Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса!

И пусть мирно проходят года!

-Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Мир нужен на земле всегда!

На экране голубь – символ мира. Звучит песня “Мир, который нужен мне”.

Ребенок: – Человек рождается, чтобы жить, радоваться жизни, быть счастливым. Мы обращаемся ко всем взрослым: «Мы, все вместе, можем и должны хранить мир на Земле!»

Ребенок: – Нам нужен мир – тебе, и мне, и всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.

Ребенок: – Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство,

Ребенок: – Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы,

На замечательной земле нам повезло родиться.

Так пусть она цветет всегда, пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на нее влюбленными глазами!

Дети берут плакаты :

– Я нарисую яркое солнце!

– Я нарисую синее небо!

– Я нарисую свет в оконце!

– Я нарисую колосья хлеба!

– Мы нарисуем осенние листья,

Детский садик, ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Ведущий. Поднимите рисунки выше,

Чтоб все их видеть могли,

Чтобы всем был сегодня слышен

Голос юных граждан Земли.

Звучит песня «Солнечный круг» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина).

-Наступает вечерний час,

Не смыкают матери глаз

И с любовью глядят на ребят.

Тишина – дети спят, дети спят.

Слышен всюду призыв матерей:

-Наша жизнь – это счастье детей!

Посмотрите на наших ребят:

Для того, чтобы жить, рождены,

Пусть они не узнают войны!

Верим – разум и мир победят!

Публикация «Сценарий, посвящённый 75-летию ВОВ „Дети войны“» размещена в разделах

9 мая – светлый, радостный праздник для всего нашего народа. В 1945 году в этот день закончилась война с немецким фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов – защитников, отстоявших мир в жестоких сражениях. И тем детям, кто прошёл и кто погиб в то страшное время. Мы будем помнить, и вспоминать их героические поступки, их стойкость, и любовь к Родине. Им мы обязаны тем, что живем сейчас под чистым, мирным небом. Вечная слава героям!

Слова девушки обрываются музыкой, в зале становится темно. Звучит фонограмма Т. Гвердцители «Дети войны».

Идёт музыкально-театральная постановка «Дети войны»

Постановка заканчивается дети поворачиваются спиной к зрителю. Звучит голос за кадром. Фонограмма В. А. Моцарт «Реквием»

Голос: Казалось, было холодно цветам

И от росы они едва поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

Одна из девочек поворачивается и спрашивает в неизвестность

Девочка: Почему люди все на свете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

Звучит канонада, взрыв, дети в ужасе разбегаются. Одна девочка остаётся. Фонограмма В. А. Моцарт «Реквием»

Я родом из детства

Девочка: Кто-то родом из детства. Я — из войны,

Из блокадного бедствия, из его глубины.

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло нелепо. Среди белого дня

С неба падали бомбы, разрушали дома.

Поднялась из обломков, как — не знаю сама.

На её последних словах, к ней на встречу, выходит мальчик, на последней строчке девочка уходит.

Исполняется песня «Я хочу чтобы не было войны» Муз. и слова А. Петряшева. Музыка меняется В. А. Моцарт «Реквием»

Голос: Дети и война – нет, более ужасного сближения двух противоположных вещей на свете. Мальчик трех лет, по-немецки благодарящий нашего офицера за хлеб: «Данке шен». Мальчик, везущий на детских санках мать тяжело раненую, когда шел бой за их деревню. Дети и война. Для кого-то – это блокадный Ленинград, для кого – сиротское детство.

Выходят дети. Исполняется поэтическая зарисовка. Фонограмма минус М. Бернес «Журавли»

БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.

1-й: Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось

Познать беспределы невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось.

От гари чернел небосвод.

2-й: Себе прибавляли мальчишечки годы,

Чтоб их отправляли на фронт.

И не было это влиянием моды.

Кому-то родным стал завод.

3-й: Станки малолетки, как крепости брали,

На цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали.

Со всех одинаков был спрос.

4-й: Исхожено много дорог километров.

Истрачено нервов и сил.

Нам выли вдогонку сирены и ветры.

Фашист нас, как зверя, травил.

5-й: Кровь брали фашисты из тоненьких венок,

Спасая немецких солдат.

Мишенью детишки стояли у стенок.

Злодейства вершился обряд.

6-й: А в голод спасала лишь корочка хлеба,

Очистки картофеля, жмых.

И падали бомбы на головы с неба,

Не всех оставляя в живых.

7-й: Нам, детям войны, много горя досталось.

Победа наградой была.

И летопись лет страшных в память вписалась.

Боль отклик у Эха нашла.

Исполняется музыкально-танцевально-театральная постановка.

Звучит фонограмма, включается экран, идёт презентация «Письма детей войны». Фонограмма минус «Ты же выжил солдат»

Голос: Пожелтевшие листы – обыкновенные письма, одни из тысячи тех, что посылали дети-бойцы с фронта домой родным. С чувством волнения мы берём в руки ветхие листы писем и читаем их. Треугольники с

неразборчивым почерком, которые с любовью и нежностью ожидали отцы и матери, братья и сестры.

Юра Рябинкин оказался в блокадном Ленинграде с мамой и сестрой Ирой.

. Тупик, я не могу дальше так продолжать жить. Голод. Страшный голод. Рядом мама с Ирой. Я не могу отбирать от них их кусок хлеба. Не могу, ибо знаю, что сейчас даже хлебная крошка. Сегодня, возвращаясь из булочной, я отнял, взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и также укромно съел. Я скатился в пропасть, названную распущенностью, полнейшим отсутствием совести. Такая тоска, совестно, жалко смотреть на Иру. Есть! Еды!

Лера Игошева эвакуировалась из Ленинграда в 1942 г., пережив самые голодные дни блокады и потеряв за это время папу. Выжить удалось чудом.

. Вторую кошку мы съели уже безо всякого отвращения, довольные, что едим питательное. Затем наступили особенно голодные дни. В магазинах ничего нет, дома тоже почти ничего нет. Кошек, видимо, ели далеко не одни мы. Сейчас на улице не встретишь ни одной, даже самой паршивой и тощей.

Фрида, еврейская девочка, школьная подруга. Её имя появляется всего в нескольких записях 15-летнего Ромы Кравченко-Бережного из западно-украинского Кременца. Потом это имя исчезает так же, как исчезает с лица земли его первая любовь.

За вчерашний день расстреляны около пяти тысяч человек. У нас за городом — старый окоп, длиной около километра. Там проводят экзекуцию. Грузовик останавливается, обречённые сходят, раздеваются тут же, мужчины и женщины, и по одному движутся ко рву. Ров наполнен телами людей, пересыпанными хлорной известью. На валу сидят два раздетых по пояс гестаповца, в руках пистолеты. Люди спускаются в ров, укладываются на трупы. Раздаются выстрелы. Кончено. Следующие!

Звучит фонограмма минус «Синий платочек, выходит девочка.

Ей пятнадцати нет. Девчонка.

Невысока и очень худа.

По прозванию Нюрка-беда.

В зной и в слякоть, в метель со стужей

С сумкой кожаной наперевес

Разнести Нюрке почту нужно

По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,

Мать болеет почти уж год.

Слава Богу, отец с фронта пишет –

Ждут и верят, что он придет.

Он придет, и все будет как прежде,

Как в далеком-далеком вчера.

И опять на работу пора.

Ребятишкам – картошка в печке,

Ей с утра – с сумкой наперевес.

В деревнях – старики да дети,

Бабы – в поле, то сеют, то жнут.

Почтальонку вдали приметят

И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!

Коли серый казенный конверт –

Защемит у девчонки сердчишко

Тяжела эта сумка слишком,

Если там от беды привет.

Вести черные – похоронки,

Горя горького череда.

Без вины дали имя – Беда.

Музыкально-танцевально-театральная зарисовка «Девчёнки-почтальонки»

Выходит девчушка с косичками, в руке тряпичная кукла. Она исполняет частушки. По окончании частушек, на звонкий голосок с разных кулис на сцене появляются солдаты. Солдат протягивает девочке кусочек сахара.

Солдат: Откуда ты такая звонкая?

С разных кулис выбегают дети, звучит фонограмма Левитана «О наступлении Победы»

Звучит фонограмма минус «День Победы»

Звучит фонограмма песня «День Победы».

Выступающие исполняют театральные зарисовки о встрече Победы, выходят на поклон.

Дети должны помнить историю своей страны, должны помнить о том, сколько горя и нечеловеческих страданий вынес наш народ во время Великой Отечественной войны. Они должны научиться уважать ветеранов и людей, которые на себе испытали все ужасы войны. Сценарий посвящен детям войны, которые своим самоотверженным трудом, стойкостью и любовью к людям смогли спасти сотни человеческих жизней.

4. Личный архив автора. Документальный комплекс Сунцова В. В. №140, документ № 937.

5. Быков, В. В. Обелиск : Пер. с белорус. Г. Куреневой. Рыбаков А. Н. Неизвестный солдат : Повести / Послесл. М. Синельникова. – М. : Мол. гвардия, 1985. – 235 с., ил. – (Б-ка юношества).

6. Великая Отечественная война, 1941 – 1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник / Под общ. Ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов. – М. : Политиздат, 1990. – 464 с. : ил., карт.

7. Интернет по адресу

Ход мероприятия

Звучит «Военный марш» Г. Свиридова. Дети входят в музыкальный зал с красными гвоздиками в руках. Они встают полукругом.

Ведущий 1: – Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Публикация «Сценарий „Дети войны“, посвящённый 75-летию Победы» размещена в разделах

• Рассказать о роли детей в годы войны.

• Показать памятники детям – войны в разных городах России.

• Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

• Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.

• Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам.

• Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Форма проведения: классный час.

Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.

Возрастная категория: 1 – 4 классы.

Клип «Май. Весна»

Приближается серьёзный праздник 9 Мая – День Победы. Этот праздник и весёлый и грустный. Весёлый, потому что все мы живём в мирной стране, светит солнце, все люди радуются, счастливы, а всё это благодаря нашим прабабушкам, прадедушкам. Ведь они смогли победить в Великой Отечественной войне и прогнать с нашей земли страшного и злого врага. Грустно, потому что в этой страшной войне погибло много людей и в этот день мы вспоминаем всех погибших и выживших в той кровавой войне. Какое это было время? И как это произошло 75лет назад? Смотрите и слушайте.

У войны нет лица, но на этих фотографиях она оставила отпечаток на самых юных и красивых лицах.

Ребята, в этом 2020 г. наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы, родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941- 1945гг., навязанная германским фашизмом, стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Звучит мелодия из произведений немецкого композитора Р. Вагнера «Шелест леса».

На сцене играют дети (5 детей, дети играют в мяч, девочка играют с куклами, мальчики – с машинками.) Потом слышится тихий гул самолета, слышатся разрывы бомб. Дети, застыв, замирают и смотрят в небо.

«Взрывы бомб и гул самолётов»

Девочка спрашивает :

Неужели пришла беда?

Раздаётся ещё один взрыв и дети разворачиваются спиной к зрителям. Одна девочка из этой группы медленно встаёт и читает.

Девочка – чтец:

«Я родом из детства»

А друзья не успели. Мне жалко друзей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.

Дети встают, поворачиваясь по одному:

-Мы могли стать поэтами,

– (хором) или просто родителями.

О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов, книг.

Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать, достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда.

Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто выстоял в той войне. Среди них дети войны.

Во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети.

Какими они были, солдаты 1941 года?

Грянул 41 год, ударил огнем,

Подпоясал мальчишек солдатским ремнем,

А им бы еще петь, любить и быть любимыми.

Но судьба распорядилась иначе.

Еще вас не знает страна.

Стоит на пороге война.

Какими вы юными были,

Красивыми были – когда

Часы еще те не пробили,

Но рядом стояла беда!

Звучит песня «До свидания, мальчики»

1. Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось

2. Себе прибавляли мальчишечки годы,

3. Станки малолетки, как крепости брали,

4. Исхожено много дорог километров.

5. Кровь брали фашисты из тоненьких венок,

6. А в голод спасала лишь корочка хлеба,

7. Нам, детям войны, много горя досталось.

Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.

Четыре года было мне

В тот страшный день и час,

Когда в июньской тишине

Он шел убить всех нас.

Он шел, сжигая города,

И трудно виделось тогда

Года немыслимых атак

Еще пройти суметь!

Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.

Они просто жили. Но за эту жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

Девчушка в изувеченной избе:

“Кусочек хлеба- это очень мало,

Но крошечка достанется тебе. ”

Смешалась с кровью черная земля.

“Была семья, был дом. Теперь остались

Совсем одни на свете – ты и я. ”

. А за деревней рощица дымилась,

Бедой нежданной приходила в дом.

“Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

За то, что наши сосенки горят. ”

Зловещий отблеск полыхнул в окне.

И выбежала из дому девчонка:

“Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. ”

. Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна.

Осиротила подлая война?

Презентация “Дети войны”

Война и дети. Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает. И об этом наш следующий репортаж.

Две сестры бежали от войны –

Вот чуть-чуть еще, и спасены,

За холмом свои, а значит – воля.

Но рванула мина, сея смерть

Позади идущих дымно, гадко.

И один осколок долетел

И ударил младшей под лопатку.

Словно скрыть хотел преступный след

Миллиграмм горячего металла –

Ватник цел, и крови тоже нет,

Только сердце биться перестало.

Старшая сказала: «Хватит, Кать,

Ведь и мне приходится несладко.

Ручку дай, пора уже вставать,

Час еще, и будет все в порядке».

Но, увидев Катин взгляд пустой,

Света на мгновение застыла,

И, котомку выбросив с едой,

На плечо сестру свою взвалила.

И откуда силы в ней взялись,

Лишь когда увидела своих,

Пошатнулась и на снег упала.

Подошла к детишкам медсестра,

Маленькую Катю осмотрела

Света сразу в голос заревела.

«Нет, не надо, – разносился крик,-

Люди, люди, разве так бывает?

Почему так много в мире зла?

Медсестра за плечи увела

С поля восьмилетнюю старушку.

Ну, а Катю на руки поднял

Пожилой солдат из третьей роты.

«Внученька, – он только лишь сказал,-

Как же я тебя не уберег-то?».

В небесах закаты жгут костры,

И ветра свои роняют вздохи,

Словно тихо плачут две сестры –

Искорки безжалостной эпохи.

В конце августа немецкие войска подступили к Ленинграду, взять город штурмом не удалось и тогда, было принято решение: выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

Фашисты решили блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.

8 сентября 1941 года для жителей Ленинграда началось нелегкое время. Блокада, длившаяся 900 мучительных дней с постоянными бомбежками и артобстрелами. Невозможно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи. Он пробуждает в умах миллионов людей жуткие картины всеобщего голода и ужаса бомбежек.

Израненный, измученный, но не сдававшийся Ленинград жил, сражался, работал и творил. Мало кто знает, что в блокадном Ленинграде оставалось около 400 тысяч детей. Горожане, дошкольные работники и медсёстры, учителя, врачи, бойцы, сандружинницы, водители на «Дороге Жизни» и многие другие делали всё возможное и невозможное, чтобы спасти детей в осаждённом Ленинграде

В музее Ленинградского педагогического училища № 5 за стеклом бережно хранится старый, потертый, безусый кот, сшитый из тряпок. Что за честь выпала коту?

Страданий тех, блокадных, горьких дней.

Он сшит по просьбе маленьких детей,

Войной цинично радости лишённых.

Они его Мурлыкою назвали

И с ним играли, бережно храня,

И как живому, крошку от себя

От пайки хлеба скушать предлагали.

По очереди с каждым малышом он спал,

Счастливцу песни пел, как будто бы живой,

Что скоро возвратиться к маме он домой.

Зимой сорок третьего года в одном из детских садов осажденного Ленинграда малыши упросили воспитательницу Валентину Михайловну Козловскую сшить им Кота. Детям было уже по тpи – четыpе года, но некоторые из ребятишек никогда не видели живую кошку,но когда выла сирена, малыши в первую очередь заботились о Коте «Мурлыке» так они его называли. В бомбоубежище его доверяли нести самым храбрым или самым слабым.

Дети блокады. Они не принимали непосредственного участия в обороне города, но то, что они рождались, росли, плакали и смеялись с удвоенной силой крепило веpу ленинградцев в Победу. А в том, что она придет, не сомневались даже те, кто едва научился держать в руке карандаш — чтобы рисовать Победу.

Практически всё мужчины ушли на фронт. Но для фронта нужны были вооружение, одежда, еда. И на заводах, где раньше работали мужчины, у станков встали женщины и подростки. Часто были ещё недостаточного роста, чтобы достать до станков, и тогда им подставляли ящики под ноги. Подростки работали много часов наравне с взрослыми, и часть из них не уходила домой, а спали рядом со станками.

На поля, где надо было выращивать хлеб, тоже вышли женщины и дети, и трудились с рассвета до темноты. Школьники военных лет зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях, брались за любую посильную работу.

Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много.

Мы – маленькие очевидцы,

Последние из могикан,

Нам до сих пор тревога снится,

И до сих пор отбой не дан.

Из комнат, где цвели цветы,

Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Дети войны – и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Те дети, кто не погиб на войне, от бомбёжек или голода, погибали в лагерях. Дахау, Освенцим, Саласпилс.

Последний – самый страшный из них, потому что в нём был детский лагерь смерти. Дети становились подопытным материалом, из них выкачивали кровь.

Не щадили никого. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по пять-шесть суток. Об этом наш рассказ.

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг белела мгла.

Там были женщины и дети

И эта девочка была.

Сперва велели всем раздеться,

Потом ко рву всем стать спиной,

Но вдруг раздался голос детский.

Наивный, тихий и живой:

«Чулочки тоже снять мне дядя?» –

Не упрекая, не грозя

Смотрели, словно в душу глядя

Трехлетней девочки глаза.

Но смятением на миг эсэсовец объят.

Рука сама собой в мгновенье

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Он застрелить ее не может,

Но дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках.

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат! Что если б дочка

Твоя вот так же здесь легла?

И это маленькое сердце

Пробито пулею твоей!

Ты – Человек, не просто немец!

Но ты ведь зверь среди людей!

К заре, не поднимая глаз.

Впервые может эта дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд светился синий,

И всюду слышалось опять

И не забудется поныне:

«Чулочки, дядя, тоже снять?»

Тем кто выжил, пришлось пережить смерть близких людей, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе.

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Он знал, что где-то недалече,

Выть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,

Родные слыша голоса,

Расскажет все, на что глядели

Его недетские глаза.

С войной пришёл голод, все, в том числе и дети, собирали на полях колоски, остатки картофеля, капустные кочерыжки. Нередко ели хлеб из очисток картофеля.

Мы слез тогда уж не лили,

Сценка «Дети войны»

(Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.)

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет?

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

(Брат ремонтирует табуретку.)

А разве я есть не хочу?

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное – фашисты далеко.

Да и кому в стране легко.

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б все одна!

Опять ты о еде заговорила,

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

А вот и мамины шаги слышны.

Не вздумай хныкать перед ней.

Дай отдохнуть сначала ей.

Родные! Я в дом радость принесла!

Объявлено -закончилась война! (звучит песня «День Победы»)

Прогнали мы фашистов навсегда!

И скоро будет в доме вся еда,

Которая бывала до войны.

И про которую теперь глядим мы сны!

Ура! вернётся папа к нам домой!

И снова в школу мы пойдём с тобой.

Детям военных лет трудно давалась учёба. Не хватало учебников. Ручками служили куриные и гусиные перья, писали на страницах старых книг и газет. У большинства семей не было даже керосиновых ламп, вечером дети готовили уроки у печей или использовали самодельные фитили. Некоторые школы и вовсе были закрыты.

В классе очень холодно,

На перо дышу,

И пишу, пишу.

Первое склонение —

Женский род на «а»,

Сразу, без сомнения,

Вывожу — «война».

Что всего существенней

Нынче для страны?

В падеже родительном:

Нет — чего?— «войны».

Шлю «войне» проклятия,

Помню лишь «войну».

Может, для примера мне

Но «войною» меряем

Нынче жизнь и смерть,

Получу «отлично» я —

Это тоже месть.

Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

– Почему нашим людям и нашей стране

«Хотим под мирным небом жить!» Н. Найденова

По-разному зовутся дети, –

Нас очень много на планете.

Есть Вани, Гансы, Джоны, –

Детей повсюду миллионы!

Для нас – все лучшее на свете!

Нужны нам яркие игрушки –

И Буратино, и Петрушки.

Нужны нам книжки, песни, пляски

И увлекательные сказки.

Бассейны, горки, турники,

Сады, фонтаны, цветники.

Пусть всюду светлый детский сад

Встречает радостно ребят.

Пусть всем, везде хватает школ,

Чтоб каждый утром в школу шел!

Хотим мы вырасти врачами,

Учителями, и артистами,

И летчиками, и связистами!

Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить,

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети.

Сегодня мы говорили о детях – героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы. Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.

Пусть дети повсюду встречают рассвет

Улыбкою ясной, спокойной.

Давайте же скажем все вместе – нет!

Нет, нет, нет!

Нет – грабительским войнам.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, –

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Ученики читают и рисуют (на плакате)по очереди:

Школу, ручей, друзей беспокойных.

Дети исполняют песню «Солнечный круг»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *