Однообразие и рутина в учебном процессе непросто дается не только детям, но и учителям. Ищете идеи и вдохновение, хотите порадовать учеников чем-то интересным или готовитесь к профессиональному конкурсу, где нужно использовать необычные фишки и приемы? Нестандартный урок — вот, что вам нужно. Как же его провести?
Нестандартный урок: копилка необычных форматов
Здесь собраны самые ходовые форматы нестандартных уроков, расположенных от несложных, которые можно придумать буквально за перемену, до более эффектных, требующих объемной подготовки.
Урок-конференция — нестандартный урок
Суть формата: ученики делятся на пары или группы и готовят доклады по разным аспектам изучаемой темы.
Что для этого нужно: чтобы урок не превратился в скучную бубнежку и чтение с листа, и вам, как организатору, и выступающим важно сделать материал интересным.
Продумайте четкие критерии оценивания ответов и необычный сценарий конференции, ставьте дополнительные баллы за самые удачные вопросы аудитории и хорошие конспекты выступлений других команд, предложите сделать творческую презентацию с музыкальным сопровождением, костюмами и т.д.
Где применять: на уроках по любому предмету; для обзорных тем или тех, которые требуют изучения большого объема информации.
Урок-дебаты
Суть формата: класс делится на две команды, представляющие позиции «за» и «против». Из них по очереди выбирается по одному представителю, которые в течение 1 минуты защищают позицию своей команды по тезису, выдвинутому учителем. Оценивает ответы учеников преподаватель или приглашенное жюри.
Что для этого нужно: важно дать ученикам возможность заранее разделиться на команды и подготовить аргументы как домашнее задание, тогда урок пройдет более интересно и динамично. Учитель должен сформулировать тезисы понятно и лаконично, учитывая уровень класса.
Где применять: на уроках по гуманитарным предметам при изучении проблемных вопросов или тем, допускающих две противоположные позиции.
Урок-викторина — нестандартный урок
Суть формата: мероприятие по командам, где в игровой форме ученики демонстрируют свои знания.
Что для этого нужно: вариантов этого формата масса — от «Своей игры» с интерактивной презентацией до творческих вопросов и заданий. Главное — туры викторины должны быть разнообразными и не повторяться.
Немаловажно и грамотное деление ребят на команды, чтобы всем было интересно и комфортно участвовать, не было явного перекоса в сторону той или иной группы.
Где применять: на уроках по любому предмету; на обобщающих уроках или уроках-повторениях.
Урок-исследование
Суть формата: в начале занятия перед учениками ставится проблемный вопрос или дается незнакомое понятие, а им необходимо решить эту задачу с помощью набора заданий, новой информации, наводящих вопросов и т.д.
Что для этого нужно: учитель должен максимально четко продумать:
Где применять: при изучении тем, не имеющих однозначной трактовки; для развития критического и творческого мышления учеников.
Перевернутый урок — нестандартный урок
Суть формата: элементы традиционного урока и домашнего задания меняются местами. Вместо того, чтобы послушать учителя, а дома отработать тему, дети сами изучают теорию, а на занятиях с учителем занимаются практикой. Иногда это используют на обучающих онлайн-курсах и называют методикой «перевернутого класса».
Что для этого нужно: важен подбор материала, который ученикам предстоит освоить самостоятельно. Как правило, это небольшие обучающие видео, понятные конспекты, статьи и пособия.
Если ребенок проигнорирует домашнее задание и придет на урок «пустым», он не сможет включиться в учебный процесс, что тоже важно учитывать.
Где применять: на несложных или дополнительных темах; для развития умения учиться у школьников.
Интегрированный урок
Суть формата: урок, который объединяет в себе одновременно несколько школьных предметов и требует от учеников широкого кругозора, знаний в разных областях.
Что для этого нужно: как правило, такие уроки проводят одновременно преподаватели разных предметов, поэтому самое главное — выбрать коллегу, с которым вы будете совпадать по духу, одинаково понимать цель и результаты. Такое занятие можно провести и в традиционном формате, и в нестандартном — подойдут идеи из этой статьи.
Где применять: в темах, объединяющих гуманитарные, естественнонаучные и другие предметы, но не стоит бояться и необычных сочетаний (например, история и химия, математика и литература, русский язык и биология) — может получиться очень интересно!
Урок-шоу — нестандартный урок
Суть формата: занятие, которое построено как популярная телепередача или шоу на YouTube. Его задача — в формате, интересном и понятном ученикам, обсудить какую-либо учебную тему, проблему, область знания.
Что для этого нужно: убедиться, что две ключевые составляющие — формат шоу и учебная тема — хорошо сочетаются между собой.
Например, спор между славянофилами и западниками, поэтами Серебряного века можно преподнести в формате интернет-баттла; обобщить изученный период правления монарха с помощью шоу типа «Вечерний Ургант», приглашая гостей из различных сфер жизни общества. Большую роль в успехе урока будет играть подготовка учеников, поэтому стоит начать ее заранее.
Где применять: на уроках по гуманитарным предметам; в обобщающих уроках или обзорных темах.
Урок-квест
Суть формата: ученики делятся на команды и выполняют задания, перемещаясь по станциям. В зависимости от сложности задумки ученики могут соревноваться на скорость, за количество выполненных заданий или посещенных этапов и т.д.
В подготовке к такому уроку не помешает помощь коллег! Она понадобится и в придумывании сюжета, и в разработке этапов и даже в подготовке реквизита.
Где применять: для любого предмета или всех предметов сразу. Можно просто провести квест для параллели как урок-закрепление материала или объединить таким мероприятием всю школу!
Сценарий нестандартного урока русского языка по теме
«Имя прилагательное» 4 класс «Школа России»
Цель: повторить материал по теме «Имя прилагательное», формировать навык связной устной и письменной речи, развивать коммуникативные способности: умение быстро включаться в игру, актёрское мастерство; прививать любовь к русскому языку
Учитель: Сегодня у нас необычный, сказочный урок. Проведём мы его в сказочном королевстве. Угадайте, как оно называется?
(дети отгадывают ребус)
Слуги: 1. Ваше величество, что делать?
2. Ваше величество, что сделать?
Король: Подумаю! Решил! Помиловать, отпустить, наградить!
Передумал! Наказать, заточить!
Учитель: Ребята, как звали короля? (глагол) Была у него жена (входит королева), которая любила сама себе задавать вопросы и отвечать на них.
Королева: Кто? Королева-умница! Правда! Правда!
Что? Королевство, дворец, золото, бал. Чудо! Чудо!
Раз уж мы с вами попали в это сказочное королевство, то мы все его подданные.
Король: Нет, нет, уважаемая Елена Александровна! Почётным жителем нашего королевства Вы стали давно. А вот вашим ученикам мы устроим испытания. Согласны?
Королева: Для начала попробуйте назвать одним словом и записать слова:
Прочитайте ответы. Что вы можете сказать об этих словах?
( все слова – имена существительные, все слова словарные)
Король: А теперь выполните моё задание. Выберите из каждой строки «лишнее» слово. Запишите эти слова в столбик.
Какие глаголы выписали? Найдите безударную гласную в корне. Почему так написали?
Принцесса: А вот моё задание выполнить не смогут! Я буду называть ваши любимые словечки, а вы превратите их в мои любимые слова, но пусть помнят все, что мы – родственники.
Честь – (честный)
Грустил – (грустный)
Опоздание – (поздний)
Ярость – (яростный)
Какие слова вы записали? На какое они правило?
Учитель: Молодцы, ребята! Вы доказали, что есть у вас и знания, и смекалка, чтобы жить в сказочном королевстве. Давайте немножко отдохнём и продолжим знакомство с королевством.
Учитель: Король строго следил за соблюдением законов королевства, для этого он регулярно отправлял во все уголки своих владений гонцов с заданием – найти нарушителей.
( трое человек выходят к доске для работы по индивидуальным карточкам)
И если таковые находились, то члены королевской семьи так растраивались, что сами допускали ошибки. Постарайтесь найти их, исправить и объяснить.
Король поднимает плакат с надписью: Стою на ровная площадка.
Королева: Наказали ленивый человек.
Принцесса: Пою весёлый песня.
Учитель: Осмелится ли кто-нибудь из вас, жители сказочного королевства, поправить членов королевской семьи?
Ученики записывают и объясняют:
Стою на (какой?) ровной площадке (П. п.).
Наказали (какого?) ленивого человека (Р. п.).
Пою (какую?) весёлую песню (В. п.).
Учитель: Вы, наверно, догадались, что король и королева уделяли много внимания своей дочери, ведь она делала их жизнь яркой, красивой!
Принцесса: Дорогие родители! Я устраиваю турнир в мою честь. Победителей прошу наградить по-королевски.
( король и королева проверяют как выполнили задание дети, работавшие у доски)
Задание первое (устно). Я называю признаки предмета, а вы в ответ предмет.
Задание второе (письменно).
Задание третье (письменно). Составьте предложения так, чтобы слова «старый замок» стояли:
1 ряд – в родительном падеже
2 ряд – в дательном падеже
3 ряд – в винительном падеже
Принцесса вручает награды победителям.
Учитель: В замке был придворный художник, который умело пользуясь красками, писал портреты членов королевской семьи. Вам предстоит запечатлеть словесный образ наших героев, пользуясь особыми красками – именами прилагательными.
Учащиеся пишут сочинение-миниатюру о любом герое. Сочинения зачитываются.
Учитель: Что запомнилось в сказочном королевстве?
Кому не удалось выполнить все законы королевства?
Кто себя чувствовал «как рыба в воде» на уроке?
Савотина Е. А. М БОУ г. Керчи РК «Школа №12»