Муниципальная казённая Заречная средняя
Сценарий устного журнала,
посвящённого Дням воинской славы России
учитель истории и обществознания Туркина Галина Геннадьевна
условиях модернизации российского образования проблема гражданско- патриотического воспитания молодежи становится одной из актуальнейших сегодня. Она обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности. Главной составляющей гражданско-патриотического воспитания является патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности.
Данная разработка может быть использована как на уроках (литература, история), так и во внеурочной деятельности: классные часы, внеклассные мероприятия. Она может быть использована целиком или фрагментарно. Сценарий и мультимедийное приложение легко адаптируется для восприятия любой возрастной категории учащихся.
формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
– ознакомление с творчеством поэтов, композиторов, художников разных эпох, отражающих военную тематику;
– развитие интереса учащихся к культурному и историческому наследию России;
– изучение краеведческого материала;
– активизация познавательной деятельности и творческих способностей старшеклассников.
устный журнал с элементами диспута.
учащиеся 8 -11 классов.
поисковый, театрализация, наглядный.
План подготовки мероприятия.
1. Поисковая работа по сбору материала.
2. Подбор реквизита, отражающего определённую историческую эпоху, для оформления места проведения.
3. Создание компьютерной презентации на основе собранного материала.
4. Репетиции по составленному графику.
2 стр. « Рекрутчина» (Информационная справка, песня «Старая солдатская»)
3 стр. « России верные сыны» (Отечественная война 1812 г. – информационная справка, отрывки из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, романс «Генералам 12 года» на стихи М. Цветаевой).
4 стр. « Ради жизни на Земле» (Великая Отечественная война)
1. Школьная энциклопедия «Руссика». История России в 3-х томах. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
2. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей./Глав.ред. М. Д. Аксёнова. – М.:Аванта+,2000.
3. Интернетресурсы – ВИКИПЕДИЯ.
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. Во времена Российской империи Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою причастность к славным деяниям наших предков.
В целях возрождения одной их лучших российских военных традиций в 1995г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории нашей страны.
Тема армии отражалась и отражается в искусстве: художники писали батальные картины, поэты слагали стихи, композиторы сочиняли музыку. Благодаря их творчеству нам предоставлена возможность увидеть и почувствовать дух разных исторических событий. Перелистаем страницы истории.
Слайды № 3 -10
1. 18
апреля 1242 г. Ледовое побоище – день победы русских воинов князя А. Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. ( Отрывки из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище»).
2. 21 сентября 1380 г. – Куликовская битва (стих.)
3. 4 ноября –День народного единства. (стих.)
4. 10 июля 1709г. – Полтавская битва (Обращение Петра 1)
5. 9 августа 1714 г. – Гангутское сражение
6. 24 декабря 1790 г.- взятие крепости Измаил
7. 11 сентября 1790 г. – день победы русской эскадры под ком. Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра.
Слайд № 11 2 страница «Рекрутская повинность»
Представляют учащиеся 8 класса
Рекрутская повинность – способ комплектования регулярной . Рекрутская повинность введена в России , когда, перед войной со шведами, было произведён первый набор 32 тысячи солдат на новых началах.
. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми. Название рекруты появилось в
Рекрутская повинность заключалась в следующем:
Слайд № 12
Раскладка рекрутской повинности первоначально делалась по числу дворов, а после первой ревизии была установлена по числу душ. Призывной возраст был достаточно неопределённым. До крымской войны сохранялись пределы от 20 до 35 лет, затем высший предел был понижен до 30 лет. После введения жеребьёвой системы возраст привлекавшихся к жребию был установлен в 21 год, а в Архангельской и Олонецкой губерниях — 22 года. В вместо пожизненного срока был установлен срок службы в 25 лет. В рекрутская повинность была заменена воинской повинностью. Термин «рекрут» заменен словом «новобранец».
Слайд № 13
Несладко приходилось солдатам-рекрутам. Уходил из родного дома молодой полный сил парень, а возвращался седой старик.
1. Не бушуйте-ка вы, ветры буйные,
Не шумите-ка вы, леса тёмные,
Ты не плачь, не плачь, красна девица.
2. Не сама-то я плачу, сами слёзы катятся,
По неволюшке, по милому дружке,
Уж как взяли-то его во некрутики,
Во молоденьки во солдатики.
А вернётся-то стар седой старик.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «СТАРАЯ СОЛДАТСКАЯ».
Слайд № 14
3 страница. « России верные сыны. 1812 г.»
Представляют учащиеся 9 класса
Слайд № 15
1 уч. Наступление Наполеона (июнь—сентябрь 1812 г.)
В 6 часов утра (12 июня по старому стилю) года авангард французских войск вошёл в российский (совр. Каунас в узнал о начале вторжения поздно вечером (совр. Вильнюс в Литве). А уже в Вильно вошли французы.
2 уч. От Немана до Смоленска (июль—август 1812 г.)
В начале августа 1812 г. под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, значение этого сражения велико: во-первых, русская армия была сохранена; во-вторых, был развеян миф о «непобедимости противника». Сражение за Смоленск, разрушившее немалый город, ознаменовало развёртывание всенародной войны русского народа с неприятелем, что сразу почувствовали как рядовые французские снабженцы, так и маршалы Наполеона. Населённые пункты на пути следования французской армии сжигались, население по мере возможности уходило. Наполеон сразу после Смоленского сражения сделал замаскированное предложение мира царю , пока с позиции сильного, но ответа не получил.
29 августа главнокомандующим русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. По армии стала гулять поговорка «Приехал Кутузов-бить французов!».
Слайд № 17
3 уч. От Смоленска до Бородино (август—сентябрь 1812 г.)
(26 августа по ст. стилю) у села (в 124 км западнее ) произошло крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. между русской и французской армиями.
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали мы в бородинский бой. ( М. Ю. Лермонтов поэма «Бородино»)
Слайд № 18
4 уч. Захват Москвы (сентябрь 1812 г.)
Наполеон занял Москву без боя, а уже ночью того же дня город был охвачен , который к ночи 15 сентября усилился настолько, что Наполеон был вынужден покинуть Кремль. Пожар бушевал до и уничтожил большую часть Москвы. Наполеон отправил генерала к Кутузову для пропуска к Александру I с наказом: Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите только честь
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою. ( А. С. Пушкин)
Слайд № 19
5 уч. Гибель «Великой армии».
Москву Наполеон назвал не военной, но политической позицией. Отсюда он делает неоднократные попытки примириться с Александром I. В Москве Наполеон оказался в западне: зимовать в разорённой пожаром столице не представлялось возможным, фуражировки за пределами города плохо удавались, растянутые на тысячи километров коммуникации французов были очень уязвимы, армия после перенесённых лишений начинала разлагаться. Было принято решение оставить Москву. Так началось отступление «великой армии», которая превратилась в неуправляемую огромную голодную и обмёрзшую массу, преследуемую русской армией и партизанскими отрядами.
Русская кампания (в западном именовании) получила в России название Отечественной, именно этим объясняя разгром Наполеона. К его поражению привела совокупность факторов: всенародное участие в войне, массовый героизм солдат и офицеров, полководческое дарование Кутузова и других генералов, умелое использование природных факторов. Победа в Отечественной войне вызвала в народе подъём национального духа. Кто же они, герои 12 года, которым посвящён романс на стихи Марины Цветаевой?
ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»
Вы, чьи широкие шинели слайд № 20
Чьи шпоры весело звенели
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след –
Одним ожесточеньем воли слайд № 21
Вы брали сердце и скалу,-
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
О, как – мне кажется – могли вы слайд № 22
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
В одной невероятной скачке слайд № 23
И ваши кудри, ваши бачки
(Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.)
Представляют учащиеся 10 класса.
Сердцами вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными,
На эту большую войну.
Мы знаем по сбивчивым,
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти. ( Ю. Поляков «Ответ фронтовику»)
Слайд № 25 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением гитлеровских полчищ. Наша страна вступила в смертный бой с коварным , жестоким и беспощадным врагом.
Слайд № 26
В ходе войны было несколько битв, которые определили её исход. Одна из них – битва под Москвой. Здесь в декабре 1941 года немецкая армия потерпела серьёзное поражение и была остановлена.
Москва, Москва, священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя по долгу и по праву,
И по любви – мы бьёмся за тебя! (А. Прокофьев)
В ходе сражения немецкие войска потерпели ощутимое поражение. В результате контрнаступления и общего наступления они были отброшены на 100—250 км. Полностью были освобождены Московская, Тульская и Рязанская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.
Слайд № 27 Для поднятия морального духа армии и мирного населения правительством было принято решение 7 ноября 1941 г. провести военный парад на Красной площади. Оттуда боевая сила и техника нашей армии отправлялась на боевые рубежи под Москвой.
Слайд № 28 Окончательный перелом в войне произошёл после Сталинградской битвы, в которой немецкая армия потерпела сокрушительное поражение. С этого времени началось её отступление из нашей страны. Кто защищал Сталинград? Кто стал в нём железной стеной? Русские рядом с украинцами, белорусами, грузинами, армянами, узбеками,- сынами и дочерьми всей многонациональной страны.
Слайд № 29
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России –
И всю её прикрыл собой
Слайд № 30
Одна из самых трагичных страниц Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. Длилась с (блокадное кольцо было прорвано ) — 871 день.
История человечества не знает такой самоотверженности, такого бессмертного мужества, какую проявили воины и жители Ленинграда, защищая свой город. К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была неадекватна потребностям.
Слайд № 31
Начавшийся в городе , усугублённый проблемами с отоплением и параличом транспорта, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.
А город был в дремучий убран иней.
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Слайд № 33
Ввиду блокады города с властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
Слайд № 34
В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. В январе же 1943 крушение надежды на скорое избавление от мук блокады стало тяжелейшим психологическим стрессом для жителей осаждённого города. Сознание того, что голод может продлиться ещё несколько месяцев, казалось невыносимым. Спасением стала «Дорога жизни».«» — название ледовой дороги через гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни, фактически, была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей.
Слайд № 35 Снятие блокады. Итоги.
прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль . Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.
года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и 900 дней осады закончились.
Слайд № 36
За залпом залп
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика,
Но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой – пол-Ленинграда не поднялось.
9 уч. Потери населения
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1 млн человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек, и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.
Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище. На нём сооружён главный памятник блокаде. Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего Московского парка победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка». На таких вагонетках вывозили прах погибших в близлежащие карьеры.
, проявленные жителями во время блокады, городу в числе первых было присвоено звание
Слайд № 37
Ку́рская би́тва ( , также известна как Битва на Курской дуге, Операция «Цитадель» по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны произошел крупнейший в истории встречный танковый бой.
Слайд № 38
По данным советских источников, в сражении с немецкой стороны участвовало около 700 танков и штурмовых орудий. С советской стороны в сражении участвовала 5-я танковая армия , насчитывавшая около 850 танков. После нанесения массированного авиаудара сражение с обеих сторон перешло в активную его фазу и продолжалось до конца дня. Победа советской армии под Курском ознаменовала окончательный переход к союзникам стратегической инициативы во Второй мировой войне
Слайд № 39
1945 года война завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии. 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.
слайд № 40 в Москве состоялся
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня.
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одни,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым.
ПЕСНЯ «ПОСЛЕДНИЙ БОЙ».
Слайд № 41
5 страница «Солдат войны не выбирает».
Представляют учащиеся 11 класса.
Слайд № 42
После Второй мировой войны Афганистан был независимым государством, но находился под влиянием Советского Союза. Советский Союз оказывал Афганистану помощь в развитии хозяйства.(слайд) В середине 50-х годов в Афганистан пришли первые группы специалистов из СССР. Они строили предприятия, прокладывали дороги, линии электропередач, перекидывали через реки и ущелья мосты. Многие молодые афганцы обучались в советских вузах. В Советском Союзе полагали, что Афганистан должен быть послушным Советскому руководству.
Слайд № 43
Однажды руководителям нашей страны показалось, что Афганистан выходит из под контроля, и они решили ввести в эту страну свои войска. Это произошло в 1979 году. 25 декабря в 15.00 в зимний солнечный день начался ввод войск.(слайд) Первые погибшие появились уже через два часа: БМП не удержалась на дороге и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника) Так началась кровопролитная война, продолжавшаяся около10 лет!
Слайд № 44
Афганская война длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ОКСВ. По официальным данным общие потери нашей страны в этой войне составили 13 833 человек. Пропали вести и были захвачены в плен 330 человек.
Слайд № 45
Нас самолёты не бомбили
И не утюжил танк окопы;
Мы в штыковую не ходили,
Не брали с боем пол-Европы.
Слайд № 46
Мы тропы мерили шагами,
Боезапас тащили к цели;
Себя под пули подставляли,
Оставив технику в ущелье.
Слайд № 47
Нас контингентом называли,
И это тоже не беда,
Но мы друзей своих теряли
Не понарошку, навсегда!
Слайд № 48
Упрёков нам бросать не надо.
Здесь шла война. Суров итог.
И жизнь была на всех наградой,
А каждый сделал всё, что мог. ( В. В. Гусев)
Слайд № 49
На Афганской войне погиб наш земляк, выпускник нашей школы – Алексей Карпычев.
Алексей Карпычев был обычным учеником, мечтавшем о будущем, веселым и доброжелательным, хорошим другом. Как большинство юношей того времени, в восемнадцать лет пошел служить в ряды Советской Армии. У него и в мыслях не было, чтобы, как говорят сейчас, “откосить” от армии. Алексею предложили службу в ВДВ и он с радостью согласился. Подготовку проходил в Литве, учился в сержантской школе, получил звание младшего сержанта. Однажды ночью ребят подняли по тревоге, погрузили в самолет и отправили в неизвестность.
слайд № 50
Слайд № 51
***-А мать всё о внуках мечтала,
Ночами порой не спала,
Листок календарный срывала,
Сыночка домой все звала.
-Из дома подружка писала,
Из армии Лешу ждала,
О свадьбе с Алешей мечтала,
Приданое все собрала.
-И надо ж такому случиться,
И надо ж такому быть:
В окно к Тане почта стучится
С известьем: Алеша убит.
-Идут наши парни хорошие
Нелегкой дорогой побед.
В Болгарии тоже Алеша
Погиб девятнадцати лет. ( Охапкина З.)
Слайд № 52
. Алеша очень хотел домой, но вернуться ему пришлось в цинковом гробу. Он погиб в одном из боёв с душманами. За проявленные героизм и мужество младший сержант Алексей Карпычев был награжден орденом “Красной звезды” посмертно.
Слайд № 53
В наградном листе говорится: “31 августа 1984 года во время проведения боевой операции по разгрому бандформирований мятежников в провинции Кандагар взвод был остановлен мощным огнем противника. Появились раненые. Личным примером увлекая за собой товарищей, он кинулся на помощь раненым. Взвод был вынужден отойти. Оставшись прикрывать отход взвода, принял самостоятельное решение выдвинуться во фланг противника и уничтожить огневую точку мятежников. Пробежав поле под прицельным огнем мятежников приблизился к дзоту и забросав гранатами уничтожил огневую точку противника, что способствовало успешному отходу взвода. Затем под прикрытием взвода стал отходить сам и при отходе был ранен в ногу. Потеряв способность передвигаться дальше, он занял оборону и стал вести прицельный огонь по наседавшим мятежникам, тем самым принял весь удар на себя. В ходе боя он геройски погиб.”
Проходят годы, но мы, земляки Алексея Карпычева не забываем его имя. В нашем селе живут его родители, друзья, одноклассники. Улица, на которой он жил названа его именем. На доме – мемориальная доска.
Слайд № 55 6 страница «
Россия много испытала.
Но остаются в силе
И медные медали,
И слёзы на могиле.
Смешались годы, даты
С бурьяном и травой.
Спокойно спят солдаты
Больших и малых войн.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ ИЗ КИНОФИЛЬМА «ОФИЦЕРЫ»
Слайд № 56 Am Dm
От героев былых времен не осталось порой имен.
E7 Am
Те, кто приняли трудный бой, стали просто землей и травой.
Слайд № 57 A7 Dm
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Слайд № 58 F G7 C F E7 Am
Этот вечный огонь нам завещан и одним. Мы в груди храним.
Слайд № 59
Посмотри на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо
Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.
Слайд № 60
Хоть им нет двадцати пяти – трудный путь им пришлось пройти.
Это те кто в штыки поднимался, как один. Те кто брал Берлин.
Слайд № 61
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых ребят с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.
Слайд № 62
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.
Слайд № 63
Есть такое крылатое выражение: «Когда бьют пушки – музы молчат». Согласны ли вы с автором этих слов? (Ответы учащихся)
Что нового вы для себя открыли в ходе сегодняшней встречи? (Ответы учащихся)
Всем спасибо за работу и неравнодушие к истории своего Отечества.
Юноши присягают России 2
Фестиваль военно-патриотической песни 9
Фестиваль военно-патриотической песни “Звездный дождь” 16
Праздник, посвященный Дню Победы 21
Что значит: Родина моя? 27
Мы обязаны Вами гордиться 32
“Недаром помнит вся Россия” 37
“Россия – Родина моя” 61
Россия – Родина твоя и моя 67
«Мы – русские!» 77
Есть такая профессия – Родину защищать 88
Моя малая Родина 96
Государственная символика моей Родины 102
Югра – наша малая родина 109
Они дошли с победой до рейхстага 112
И жизнь готов отдать за Родину свою 118
Дом под небом голубым 125
Люби Россию ты как я 130
Белокурая березка – символ Родины моей 137
Конкурс патриотической песни 146
«Пой, гармошка, вьюге назло!» 146
Есть такая профессия – Родину защищать 148
За наукой в сказку 154
С чего начинается Родина? 159
Москва – столица нашей Родины 164
Мы – русичи, мы – россияне! 173
Великий День Победы 182
Юноши присягают России
воспитывать уважение к защитникам Отечества, душевность и чувство сострадания к чужой боли.
стенд с фотографиямифонограмма песни А. Розенбаума «Чёрный тюльпан», песня В. Кочеткова и Ю. Кирсанова «Кукушка».
Звучит фонограмма песни А. Розенбаума «Чёрный тюльпан». На сцене полумрак, в луче света возникает плакат:
Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо живым.
Перед сценой установлены стенды с фотографиями воинов-земляков, погибших в «горячих точках» (перед каждой фотографией – зажженная свеча), а также тех, кто, с честью пройдя испытания, вернулся живым. За сценой звучат стихи.
Получают мальчики повестки.
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руки:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше.
сынок в граните остается,
Остается вечно молодой!
Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.
Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.
Вокальная группа исполняет песню В. Кочеткова и Ю. Кирсанова «Кукушка».
Снится часто мне мой дом родной,
Лес о чем-то о своем мечтает,
Серая кукушка за рекой,
колько жить осталось мне, считает.
И прижался ласково к цветку
Стебелек багульника примятый.
И звучит далекое «ку-ку»,
тмеряя жизни моей даты.
Снится мне опушка из цветов,
Вся в рябине тихая опушка.
Восемьдесят, девяносто, сто.
Что ты так расщедрилась, кукушка?
Я тоскую по родной земле,
По ее рассветам и закатам.
На чужой и выжженной земле
Спят тревожно русские солдаты.
Они тратят силы, не скупясь,
Им знакомы голод и усталость.
Дни свои не копят про запас.
Кто им скажет: сколько им осталось?
Так что ты, кукушка, погоди
Мне дарить чужую долю чью-то,
У солдата вечность впереди.
Ты ее со старостью не путай.
Мы шли пружинисто и дружно:
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.
Туда, где полковое знамя
Цепляло верхние слои,
Взмывали соколы орлами
И соловьями – воробьи.
Земля сама под шаг просилась –
есантный шаг, и потому
От грома небо покосилось,
Берету вторя моему.
И окна радостно сверкали
И мы тогда еще не знали
Словца мудрёного «душман».
то время – мое,
Я не знаю прекрасней времен.
Эта воля – моя.
Мне вольнее неведома воля.
Этот вбитый в пустыню
Десантный родной батальон
И по Родине боль –
Нет страшнее и слаще той боли.
Ничего не прошу.
Да и дастся ли что от земли?
Мы – твои школяры.
Заповеданы сердцу уроки.
На глухом рубеже,
Где кочевники тьмою прошли,
Мне пустыня шумит,
Что придут мои грозные сроки.
До последнего вздоха возьми меня, время мое!
Чтобы дело мое послужило оставшимся дома.
Пусть летит стороною, не зная пиров, воронье.
Журавлиные гнезда венчают родные хоромы.
И когда камнепадом бессонных
И вздыбленных рот,
Мы ударимся в ночь, зажигая сигнальные свечки,
Нас любовь и надежда по черным пескам поведет,
На барханах оставив кровавые наши насечки.
И за толику жить и стоять на железном ветру,
И за горечь полей желтоглазого Афганистана,
Безымянным туманом на старой границе умру,
Ребята, прошедшие испытание Афганом, наверное, что-то же получили взамен? Человек, заглянувший в лицо смерти и, не дай бог, измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне?
Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о родине, долге, о любви и о боевом товариществе. Песня Михаила Муромова «Боевым награждается орденом» – одна из тех, что я знаю. Ее пели тогда в Афганистане. Я до недавнего времени даже не знал, кто ее автор, а если песня ходит по кругу, из уст в уста – это верная примета, что она настоящая и в ней нет ни фальши, ни злобы.
Школьная вокальная группа исполняет песню «Боевым награждается орденом».
Высока, высока над землей синева.
Это мирное небо над родиной,
Но простые и строгие слышу слова:
Это значит, что где-то в ночной тишине
Злые пули надрывно свистят,
что в этой борьбе, как на всякой войне,
Жизнь и смерть снова рядом стоят.
Это значит, что в этом суровом бою
Твой ровесник, земляк, твой сосед
Защищает любовь и надежду свою,
Наших окон приветливый свет.
Охраняя все то, чем мы так дорожим,
Он ведет этот праведный бой.
Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь
От беды заслоняя собой.
Высока, высока над землей синева,
Это мирное небо над родиной.
Но простые и строгие слышим слова:
Давно закончилась та война. Так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?
Все новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте страны и среди них – ставшее для многих просто ужасом, слово «Чечня».
Ищу на карте крохотную точку,
Политую свинцом и кровью омут,
тоб вставить в политическую строчку
Короткое название – Бамут.
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она, та точка роковая.
Кто знал ее вчера? Она – Чечня.
На фоне бледно-розового цвета
Она уму и совести укор.
Кто знал вчера названье это,
Что за чертою дальних гор?
Теперь в горах и на просторах ровных
Ночами много женщин не уснут.
Как колокол вздыхает похоронный
Зловещее: Ба-мут, Ба-мут!
Тем вздохам расстоянье не помеха.
Добро негромко, громкозвучна злость.
Тревожное, трагическое эхо
И к мирному Кузнецку донеслось.
В истории свои загадки,
С плеча судить мы не вольны:
Кто виноват в кровавой схватке
Людей вчера одной страны.
Пройдя по жизненным излукам,
И не на час, а на века
История, как ОТК,
Клеймо поставит по заслугам,
И не на час, а на века.
И за чеченскую аферу
Поставит каждому печать.
И за солдатика-шофера
Пред Богом будут отвечать.
Его уста сегодня немы,
Его объемлет тишина.
Но эта вот полупоэма
Сейчас ему посвящена.
А кто он, мы таить не станем:
Не из господ, не из гуляк.
Его фамилия – Китанин,
Обычный парень, наш земляк,
Кому-то очень больно,
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Припомним и минуту помолчим.
Руки морщинисты, волосы белые. Мама!
Много пережила, многое сделала.
Слово, как солнце, нас греет столетия – Мама!
Это надежда, это бессмертие, Мама!
Первое слово сказал я простое: Мама!
В нем сокровенное все и святое. Мама!
Нам нельзя в свою боль замыкаться,
Горе может в любой дом ворваться.
Мы должны всем народом подняться.
Мы должны дружно за руки взяться,
За живых и погибших безвинно,
Дорогих, бесконечно любимых.
Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую – лень, равнодушие, сытость, словом, наш современный эгоизм. Что перетянет? Послушайте эти стихи!
Но жизнь пройдёт, рассеявшись, как дым.
Предсмертный миг оставит мне в подарок
Для мужества – примера молодым.
И памяти оставшийся огарок
Осветит мне секунду бытия –
Границу между жизнию и смертью,
И вот тогда лишь буду вправе я
На равных разговаривать с бессмертием.
И, стоя у истока чистоты
И обращаясь в прошлое и в вечность,
Я попрошу у мира красоты,
А для людей – душевную сердечность.
окальная группа исполняет песню «Призрачно всё в этом мире бушующем».
Фестиваль военно-патриотической песни
песня «Священная война» В. Л. Кумача, песня «День победы»
Сколько песен об армии сложеноСколько сложено песен о флоте!Нам припомнить их в праздник положено,Да и спеть мы их тоже не против!
Пусть меха развернуться баянныеПусть ударят литавры и трубы,–Песня друг встречи ждет с ветеранами,И шагает к солдатскому клубу!
В ней такие слова сокровенные,Что не могут нам сердце не тронуть:Про большие дороги военные,Про бои под Москвой и под ВеноюИ про парня того, с Малой Бронной!
На земле, на морях, в поднебесье лиПесня – верный соратник Победы. Так давайте же вспомним те песни мы,Шли с которыми в бой наши деды!
Вы слышите, грохочут сапоги,и птицы ошалелые летят,и женщины глядят из-под руки?Вы поняли, куда они глядят?
Исполняется песня «Ах, эти тучи в голубом».
«Священная война» – 1941 г. (5521)
Война. Эти слова подвели черту над мирной жизнью советских людей, нарушив привычный уклад жизни, перечеркнув надежды, разлучив с близкими и обнаружили в их сердцах удивительную силу и решимость, гнев и веру в завтрашний день. Наверное, этими словами – священная война – дышала и думала вся страна в тот момент. Через два дня она запоет песню с таким названием (Звучит песня “Священная война”)Прогремела на всю страну «Священная война» В. Л. Кумача. Как могучий призыв, как торжественная клятва разнеслась по просторам нашей отчизны слова:
Вставай, страна огромная,Вставай на смертный бой.
Стихи были опубликованы 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда». А чуть позже была исполнена песня «Священная война». Краснознаменным ансамблем под руководством А. В. Александрова. Прозвучавшая могучим призывом, с чеканной простотой и силой выразившая общее настроение и чувство, это песня-присяга, песня – гимн сразу была взята на вооружение армией и народом и в течение четырех лет бессменно служила делу борьбы и победы. Советское радио все годы начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни.
Исполняется песня «До свидания, мальчики».
«Синий платочек» – 1942 г. (5522)
Казалось, какие песни, когда идет война, кругом горе, смерть каждую минуту смотрит в глаза. А все как раз наоборот. Тогда песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А дома вселяли надежду тем, кто ждал с войны своих героев.
“Кто сказал, что надо броситьПесню на войне?После боя сердце проситМузыки вдвойне”.
Эти замечательные слова написал А. Твардовский. Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.
Сейчас точно известно, что в годы войны песня «Синий платочек» дважды выпускалась на пластинках. Первая пластинка была выпущена в блокадном Ленинграде в очень ограниченном количестве экземпляров. А через несколько дней Клавдия Ивановна напела на пластинку еще один вариант «Синего платочка» в сопровождении полного состава Фронтового джаз-оркестра. Именно эта запись получила самое широкое распространение.
Роль случая в появлении того или иного шлягера довольно велика. Это коснулось и легендарной военной песни “Синий платочек”. Текст ее фронтового варианта был передан незнакомым лейтенантом певице Клавдии Шульженко после ее выступления на передовой в 1942 году. Если бы концерт не состоялся или прошел на другом участке фронта, может, и не появился бы на свет один из ярчайших песенных символов Великой Отечественной.
Исполняется песня «Синий платочек».
«В Землянке» – 1942 г. (5504)
Исполняется песня «В землянке».
В годы войны оказался нарушен обычный порядок проникновения песен в народ: если до войны песни сначала издавались на пластинках, а уж потом становились популярны, то теперь они, исполняясь на фронтах, становились популярны и только потом попадали на пластинки. И с этими песнями критики и цензоры уже ничего не могли поделать – это были народные песни, заслужившие в боях право на существование!
«Случайный вальс» – 1943 г. (5523)
Одна из самых знаменитых песен войны «Случайный вальс». Однако родилась эта песня совершенно неклассично. Вскоре после победного завершения Сталинградской битвы Фрадкина и Долматовского вызвали на Военный совет фронта и дали задание срочно сочинить офицерский вальс. Почему «офицерский» и почему «вальс»? Причины были довольно специфические.
Во-первых, в Красной Армии только что произошла реформа – ввели новые офицерские звания и погоны со звездочками, как при царе. Многие из новоиспеченных пролетарских офицеров отказывались надевать такие погоны. Чтобы поднять престиж офицерского звания, Рокоссовский на своем фронте велел провести соответствующую идеологическую работу. Те приказали сочинить песню, прославляющую офицеров.
А вот выбор жанра «вальса» определялся более тонкими причинами. В Ставке Сталина готовили секретное наступление на Курской дуге. Перед нашей контрразведкой была поставлена задача: убедить немцев в том, что никакого наступления не готовится. В ход были пущены все средства, в том числе «мелодические». Армейская разведка располагала сведениями, что аналитики бвера по тому, какие песни звучат в советском радиоэфире – более лиричные или боевые, – судят о том, готовится ли на фронтах наступление или, наоборот, глухая оборона. Рассчитывая на подобное заблуждение бвера, армейские политруки стали требовать от маститых композиторов сочинения «расслабляющих мелодий».
Фрадкин и Долматовский блестяще справились с поставленной задачей. За одну ночь в вагоне Политуправления армии Рокоссовского, который шел по маршруту Сталинград – Елец, написали вальс, который назвали
«ОФИЦЕРСКИЙ». В оригинале текст звучал так:
Ночь коротка, спят облака, и лежит у меня НА ПОГОНЕ незнакомая ваша рука.
Исполняется песня «Случайный вальс».
1944 – 1945 г
Ведь завтра снова будет бой,Уж так назначено судьбой,Чтоб нам уйти, недолюбив,От наших жен, от наших нив. Но с каждым шагом в том боюНам ближе дом в родном краю
Исполняется песня «Тревога».
Замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов, в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами рассказывал: « Помню фронт. В большой зеленой роще, мы солдаты после только что затихшего боя лежим, отдыхаем и вдруг слышим: вслед за растаявшем вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!» И это вошло в его песню «Соловьи». Он не только написал слова к этой песни, но и напел композитору – Соловьеву-Седому придуманную им самим мелодию. Песня впервые прозвучала в 1945 году. Вместе они написали еще много прекрасных песен: «На солнечной поляночке», «Потому что мы пилоты», «Где же вы теперь друзья однополчане?» и многие другие.
Исполняется стихотворение «Шинель».
Она любой дохи теплейИ прибавляет сил,Отец ведь был на фронте в ней,Отец её носил.
Она почти что мне до пят,И рукава длинны,Но кто достанет из ребятШинель, шинель с войны?!
Всё! Решено!Я в ней иду. Я в школу в ней пошёлИ самый лучший день в годуВ шинели той провёл.
Но дружным был наш пятый класс –Никто не отставал. На утро не узнаешь нас:В шинелях класс шагал.
По снегу полы волоча,Мы гордо в школу шли,Мы и подумать в этот часО боли не могли.
А мы несли её с собой:Не все шинель нашли,У всех отцы ушли на бой,Не все назад пришли.
По своему эмоционально-духовному наполнению песни войны превзошли все, что существовало на нашей эстраде прежде и все, что появилось на нашей эстраде после. Я бы сказал, что советская военная песня в подлинном звучании содержит духовность, которая волшебным образом дает человеку прозревать, открывает глаза на то подлинное, что имеет значение в его жизни.
Обратите внимание на то, что при всем обилии современных звукозаписывающих средств, мы практически не слышали подлинного звучания военных песен. По радио, телевидению и на CD основная масса людей слышит их уже такими, как они были записаны на долгоиграющие пластинки. Но эти записи были сделаны уже в другое время, они несут совершенно иной ДУХ.
Песню «День победы» любят все. А написана она была Владимиром Гавриловичем Харитоновым спустя 30 лет после победы. Впервые эта песня прозвучала в исполнении Леонида Сметанникова в праздничной телепередаче, но прошла незамеченной и только спустя полгода, на традиционном концерте, посвященном Дню советской милиции, ее спел Лев Лещенко, спел так, что она стала одной из самых известных и популярных и по сей день.
Исполняется песня «Майский вальс».
Песни, написанные после войны
А мы рукой на прошлое: вранье!А мы с надеждой в будущее: свет!А по полям жиреет воронье,а по пятам война грохочет вслед.
Песня – «Звезда по имени Солнце»
Тема памяти воплотилась во множестве песен. Нередко в них оживают оставшиеся далеко во времени, но незабываемые для каждого фронтовика эпизоды боев. За годы, прошедшие после войны, выросло новое поколение. Они стали важным звеном в песенной эстафете, объединившие разные этапы нашей жизни.
Исполняется песня «Автобус».
Хотят ли русские войны?Спросите вы у тишиныНад ширью пашен и полей,И у берез, и тополей. Спросите вы у тех солдат,Что под березами лежат,И вам ответят их сыны,Хотят ли русские войны.
Исполняется песня «Караваны».
Перекликаются песни разных лет – старые и новые. Теперь объединяет их не время создания, а события, ими воспетые. Поет живая, неумолкающая память. Песня – «Офицеры»
Фестиваль военно-патриотической песни “Звездный дождь”
песня “Память о войне”, песня “На безымянной высоте”, композиция “Журавли”, грамоты и дипломы
Россия, ты священная держава,Благословляя, веря и любя,Мы за тебя – по долгу и по праву,И по любви – мы бьемся за тебя. За то, чтоб смолк повсюду рев орудий,Чтоб хлеб и соль стояли на столе,За то, чтоб просто радовались людиНа снова отвоеванной земле!!!
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть всех вас в зале центра детского творчества на городском фестивале военно-патриотической песни “Звездный дождь”.
Сегодня, нашу очередную встречу и концертную программу мы проводим в рамках городской акции “Не уставая – твори добро” и посвящаем всем бывшим, настоящим и будущим защитникам отечества.
В какое бы время мы не жили, нам, мирным людям, не хотелось бы столкнуться с ужасом войны.
В 1941 году, мы стремились избежать Великой Отечественной войны, но она ворвалась в каждый дом, унесла миллионы жизней. Советские люди встали на защиту Отечества, на фронте и в тылу, в партизанских отрядах и в подполье день за днем они ковали победу, не жалея для разгрома врага сил и своих жизней. Сегодня, мы не можем не вспомнить тех, кто ушел и не вернулся.
Наше поколение говорит искреннее спасибо за то, что мы – можем жить.
Действительно, в период той, или иной войны, в страшное и тяжелое для всех время, с человеком всегда была песня – песня и в горе, и в радости.
В годы ВОВ песня внушала оптимизм нашему народу, возможно во многом благодаря песни, мы одержали победу над немецкими войсками.
1. Песня “Память о войне”.
Всегда, во время войны, главным для матерей, невест, жен и детей, было дождаться своих защитников Отечества. И они до последнего ждали, надеялись и верили.
Есть у памяти свой нестираемый счет:Каждый павший – живой, если в сердце живет. Через времени гул слышим грохот тех днейЭти страшные войны помнят наших парней.
2. Песня “На безымянной высоте” .
4. На сцене солист студии “Джем” ЦДТ “Солдатик”.
Они вернулись бодрые,Они вернулись гордые,Дорогой запыленные, от иноземных рек. Солдаты-победители,Машин своих водители,Они такое видели, что не забыть вовек.
5. “Джем” ЦДТ. “ Ты же выжил, солдат!”
Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая, исконно русская природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже не богатые, для нас, людей, населяющих Россию, – прекрасны.
Родина – суровая и милая,Помнит все жестокие бои. Вырастают рощи над могилами,Улетают в небо журавли.
6. Композиция “Журавли”.
Материнская боль неизбывна, неизлечима,Материнская боль не для глаз, не для памятных дат. Материнское сердце дорогу к покою забыло,Материнская память хранит вечно юных солдат.
7. “ Баллада о матери.
8. Песня “Орленок”
9. Песня “В землянке”.
10. Литературно-музыкальная композицией о ВОВ.
11. Песня “Черная трава”.
Война в Афганистане была очень жестокой и кровопролитной и, к сожалению, она коснулась многих судеб наших земляков. Как и у всякой войны, есть у нее свой страшный счет – 134 Кузбассовца не вернулись домой. За этими цифрами безутешное горе матерей, вдов и детей, которые выросли без отцов.
12. Песня “Афганистан”.
13. Песня “Десантный взвод”.
Молодые ребята много не успели сделать в жизни: ни жениться, ни вырастить детей. Они только начинали свою жизнь и погибли за идею в которую верили, они защищали свою родину.
14. Песня “Белый танец”
15. “ Русский парень”, так называется песня в исполнении вокальной группы “Надежда”. На сцене ученики гимназии №6.
Вы мужеством мир удивили, звенит не стихая молва,Собою страну заслонили от самого страшного зла. Вы с нами, герои планеты, мы чувствуем ваше плечо. В шинельном строю вы воспеты с карающим, вещим мечом
16. Песня “Офицеры”
Песни о войне рождались не только в военный период. Люди и сейчас посвящают свое творчество этой теме. Новое поколение рождает новые песни.
А песни ходят на войну. А песню любят свято. За всех людей, за всю странуОна хранит солдата.
17. Песня “Тучи в голубом”.
Весна и победа. Дни песни и света,Два солнечных, дивно скрещенных луча. Два счастья. Два светлых, два ярких букета,Завязанных крепкой тесьмой кумача.
18. “ Вальс победы”.
Только тот, кто прошел тяжелыми дорогами войны может оценить всю ее тяжесть и боль. Но все люди нашей огромной планеты против войны. Все голосуют за мир на земле.
Мир – это лучшее слово на свете,Взрослые к миру стремятся и дети,Птицы, деревья, цветы на планете. Мир – это главное слово на свете!!!
19. Продолжает программу клуб бардовской песни “Алые паруса” филиала ЦДТ “Дружба” с песней “Атланты”.
20. Подходит к своему логическому завершению городской фестиваль военно-патриотической песни “Звездный дождь”. И сегодня мы через песенное творчество смогли прочувствовать и понять то, что пережили наши отцы и деды в непростое военное время, и нашему поколению не хотелось пережить это в реальной жизни. Мы голосуем за мир на земле!
И сегодня мы рады отметить всех участников нашего фестиваля.
На сцену для награждения приглашается.
Мы хотим, чтоб на нашей планетеНикогда не печалились дети. Чтоб не плакал никто, не болел,Только б хор наш ребячий звенел. Чтоб навек все сердцами сроднились,Доброте чтобы все научились. Чтоб забыла планета Земля,Что такое вражда и война!!!До новых встреч!