Уроки для первоклассников сопряжены с большой нагрузкой на зрение, поэтому для снятия напряжения нужно обязательно проводить физкультминутки для глаз. Предлагаю вам комплекс упражнений для глаз, который сопровождается стихами. Учитель может выбрать понравившуюся физкультминутку из предложенных ниже разминок для глаз.
Физкультминутка для глаз №1
Упражнения нужно делать, встав из-за парты. Учитель показывает сначала все движения детям.
Глазки видят всё вокруг,Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано -Где окно, а где кино. Обведу я ими круг,Погляжу на мир вокруг.
Физкультминутка для глаз №2
Поморгаем быстро-быстро. Быстро поморгатьИ зажмуримся. Закрыть глаза, считая до 5Глазки откроем, Вдаль посмотрим посмотреть в окно, считать до 5И не нахмуримся.
Физкультминутка для глаз №3
Ах, как долго мы писали,Глазки у ребят устали. – Поморгать глазамиПосмотрите все в окно, – Посмотреть в окно и в другую сторонуАх, как солнце высоко. – Посмотреть вверхМы глаза сейчас закроем, – Закрыть глазки ладонямиВ классе радугу построим,Вверх по радуге пойдем, – Посмотреть глазами по дугеВправо, влево повернем, – Ворочать глазами вправо-влевоА потом скатимся вниз, – Посмотреть внизЖмурься сильно, но держись. – Зажмурить глаза, открыть и поморгать
Физкультминутка для глаз №4
Руки за спину, головки назад. – детки поднимают головы от тетрадок и закрывают глазкиГлазки пускай в потолок поглядят. – открывают глаза, смотрят в потолокГоловки опустим – на парту гляди. – опускают голову и смотрят в полИ снова наверх – где там муха летит? – смотрят в потолокГлазами повертим, поищем ее. – водят глазами из стороны в сторонуИ снова читаем. Немного еще.
Физкультминутка для глаз №5
Глазки зажмурьте и веки сомкните,5 секунд так посидите. Хлопаем ресницами, бабочка взлетаетНам так зимой ее не хватает. Соседу по парте мы подмигнемЛевым, а потом и правым глазком. Тикают часы, бегут минуткиСледим глазами за маятникомКакие тут еще шутки!Стрелка обходи полный кругИ ты следи за ней, мой друг. Держим голову прямо и смотрим в потолок,А потом глазами поищем пол, дружок. У нас отлично получается, Жаль,что зарядка для глаз кончается.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Физкультминутки на уроке в начальной школе помогают ребятам снять напряжение от учебного процесса, слегка размяться от долгого сидения за партой, сменить вид деятельности и потом лучше усваивать новый материал. Физкультминутки – это небольшой комплекс физических упражнений: наклонов, потягиваний, поворотов, прыжков. Все действия выполняются под стихотворный текст. Важно, чтобы стихотворение для физкультминутки было подобрано соответственно возрасту ребенка.
Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.
Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15-я – 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физминутки на каждом уроке. Во 2-м – 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Основные требования при составлении комплекса физкультминуток.
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер. Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д. Во время контрольных и некоторых практических уроках (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.
С позиции здоровье сбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений минимальна, если при этом не учитывается 3 условия:
1. Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока, какой это предмет, в какой вид деятельности включены учащиеся до этого, какого их состояние.
2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной: от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
3. Учителю необходимо выработать 2-3 условных вербально – поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.
Вот некоторые физкультминутки, которые я использую на уроках:
***Ветер дует нам в лицо, – детки машут ручками себе на лицоЗакачалось деревцо. – поднимаем руки вверх и качаемся Ветер тише, тише, тише. – Деревцо все выше, выше. – встаем, тянемся руками вверх.
Буратино потянулся, – поднимаем ручки вверх и встаем на мысочкиРаз – нагнулся, – наклоны вперед, доставая пальчиками до полаДва – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел, – разводим руки в стороны Ключик видно не нашел. – Чтобы ключик нам достать, – поднимаем ручки вверхНужно на носочки встать. – тянемся вверх, вставая на мысочки.
Мы – веселые мартышки, – дети встают со своих местМы играем громко слишком. Все ногами топаем, – топают ногами (ходьба)Все руками хлопаем, – хлопают в ладошиНадуваем щечки, – надувают детки щекиСкачем на носочках. – Дружно прыгнем к потолку, – Пальчик поднесем к виску – подносим оба указательных пальца к вискуИ друг другу даже Язычки покажем! – Шире рот откроем , – Гримасы все состроим. – Как скажу я слово три, Все гримасы убери. Раз, два, три!- садятся на места
***Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть.
***Дети повторяют за учителем упражнения, а заодно повторяют понятия право-лево.
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо!
***Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали.
*** Все подняли руки – раз! На носках стоит весь класс, Два – присели, руки вниз, На соседа повернись. Раз! – И вверх, Два! – И вниз, И к соседу повернись. Будем дружно мы вставать, Чтобы ногам работу дать. Раз – присели, Два – поднялись. Кто старался приседать, Может уже отдыхать.
*** С добрым утром, детвора! – детки поднимаются из-за парт и становятся в проходПросыпаться всем пора! Потянулись – потянулись. – потягиваются на мысочкахВот уже почти проснулись. Руки в стороны, вперёд, – руки разводим в стороны и сводят впередА теперь наоборот. Наклонились до носочков, – наклон к носочкамПробежались на мысочках. – тихонечко бежим на местеПрыгай дружно прыг да скок. – прыжки на местеПродолжаем свой урок. – дети садятся за парты
***Утром дети в лес пошли – дети шагают, высоко поднимая ногиИ в лесу грибы нашли – , Наклонялись, собирали – По дороге растеряли – разведение рук в стороны
*** У меня спина прямая, – дети встают и расправляют плечиЯ наклонов не боюсь – Выпрямляюсь, прогибаюсь, Поворачиваюсь. – Раз – два, три – четыре. Три – четыре, раз – два. Я хожу с осанкой гордой. – поворачиваются в стороны Прямо голову держу, – Никуда я не спешу. – руки за спину и ходьба на месте Раз – два, три – четыре, – Три – четыре, раз – два. – снова ходьба на месте Я могу и поклониться. – И присесть, и наклониться, – приседание и поклон вперед Повернись туда – сюда! – Ох, прямешенька спина! Раз – два, три – четыре, – Три – четыре, раз – два. – снова ходьба на месте.
Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Их попробовать хочу (3 хлопка в ладоши).
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Верх посмотрим над собой.
Руки вверх мы поднимаем,
А теперь их опускаем.
Кулачки сейчас сожмем
И опять писать начнем.
Вот помощники мои
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
И работать захотели.
Пальцы сделали замок
И продолжили урок.
От одного до десяти
Раз, два — встать всем вместе нам пора,
Три, четыре — руки вытянем пошире,
Пять, шесть — всем присесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
Девять — сядем дружно мы опять,
Десять — начали писать.
Гимнастика для глаз
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх – влево.)
Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись. ( Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
Руки за спину, головки назад. ( Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. ( Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
И, в заключение, рекомендации родителям при выполнении ребятами домашних заданий:
Зрительная гимнастика в стихах
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Вперёд мы покатились.
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.
К журавлю жук подлетел,
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Чтобы улететь он смог.
Капля первая упала – кап ! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая пробежала – кап !
Мы на небо посмотрели, (то же самое)
Капельки кап – кап запели,
Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)
Туфли – посмотрите – (показывают вниз и смотрят)
Плечами дружно поведем (движения плечами)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим.
Под кусточком посидим. (приседают)
Пролетает самолет, ( смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)
С ним собрался я в полет,
Правое крыло отвел, (отводят руки по переменно и
Посмотрел. прослеживают взглядом)
Левое крыло отвел,
Мы играли, рисовали ( выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть – чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Ночь. Темно на улице. ( Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмурится.
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Открываем их опять.
(повторить 3 – 4 раза)
“Прогулка в лесу”
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы – ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз
Слева ель растет – старушка, смотрят вправо
Справа сосенки – подружки. смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево – вправо, вверх – вниз.
Мы устали все чуть – чуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно.
Вправо – влево посмотрите,
Вниз и вверх все поглядите.
Повторяем все еще.
Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро) Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза) Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам).
«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали -Поморгать глазами.
Посмотрите все в окно – Посмотреть влево – вправо.
Ах, как солнце высоко – Посмотреть вверх.
Мы глаза сейчас закроем – Закрыть глаза ладошками.
В классе радугу построим – Посмотреть по дуге вверх –
Вверх по радуге пойдем – Вправо и вверх – влево.
Вправо, влево повернём – Поворачиваем вправо, влево
А потом скатимся вниз – Посмотреть вниз.
Жмурься сильно, но держись. Зажмурить глаза, открыть и
Автор метода Э. С. Аветисов
Долго тянется урок –
Много мы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один –
На край парты книги сдвинь.
Сидя, откинься на спину парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два –
Тренируй свом глаза.
Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурить глаза, открой глаза.
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза,
Делай с нами, не спеши.
Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. П.
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
Потратить нужно много силы.
Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 сек. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 – 5 сек., после чего руки опусти.
Повторить 5 – 6 раз,
Все получится у вас.
Нужно четко выполнять.
Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх –вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
– Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
– В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
– Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
– В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
– По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. ( Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
– В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
– Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
– В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
– Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
В правую руку свой мячик возьми, (Взор следует за мячом)
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись. ( В какой руке у нас сейчас мяч?)
Правого плечика мячик коснётся.
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», – это высказывание Эммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек- универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности – движущая рука человека (Э. В. Ильенко). Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет фор¬мирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение. -стимуляция развития речи у детей раннего возраста; -подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших -адаптация маленьких левшей в мире праворуких. Условия проведения. Комплекс упражнений гимнастики для пальчи¬ков рук проводят в течение 6—8 минут. Он включает в себя 6—8 упраж¬нений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. 1. Упражнение для рук. Проговаривая текст, ученик массируют последнюю фалангу каждого пальца ,завер¬шают массаж точкой в центре ладони. Пальчик, пальчик, где ты был? – С братцем Васей щи варил. – А потом с ним кашу ел, – А потом с ним песни пел, – А потом гулять пошел – И копеечку нашел 2. Упражнение для рук. Проговаривая текст, ученики по¬глаживают каждый палец с четырех сторон двумя паль¬цами противоположной руки. Наши пальчики трудились, Они так старались, А теперь устали. Мы немного отдохнем, С силой кулачки сожмем. И опять сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Можно ими помахать. В чистый ручеек руки опускаем, И усталость с пальчиков Мы водой снимаем (Дети имитируют мытье рук; следующие слова произно¬сят на выдохе.) За новые силы. Теперь мы напишем Все буквы красиво. 2. Чтобы нам добыть огонь Трём ладошки о ладонь Вдруг ладошка заискрится И бумажка загорится 3. Две сестрицы – две руки Левая и правая, Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют. Месят тесто две руки – левая и правая Воду моря и реки загребают плавая. (и. п. – сидя за партой, руки лежат ладонями вниз) Вот помощники мои Их как хочешь, поверни. По дороге белой, гладкой Скачут пальцы как лошаки. Чок – чок – чок, скок – скок-скок. Скачет резвый табунок. 5. Впарке есть глубокий пруд. Караси в пруду живут. Чтобы стаю нам догнать, Нужно хвостиком махать. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы. Ладони соединены, напряженные пальцы разведены в стороны. Елка быстро получается, если пальчики сжимаются, локотки ты подними, пальчики разведены. Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики пропускаются между собой и выставляются вперед “Я корзиночку беру, овощи в неё кладу”. ( Ладони на себя, пальчики переплетаются, локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручки ). Огород я уберу, граблями мусор я сгребу” (Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя). Округленные ладони соединить со стороны мизинца. Прямые вытянутые ладони со стороны мизинца запястья и большого пальца. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз. “Неразлучный круг подруг, тянет к солнцу сотни рук, а в руках душистый груз. Разных бус на разный вкус”. (Слегка согнутые большие и средние пальцы обеих рук, соединены в круг. Обе руки с прямыми пальцами подняты вверх. Слегка согнутые округленные ладони соединены. Указательный и большой палец образуют кольцо).
Гимнастика для глаз. 1.Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно Ах, как солнце высоко ( посмотрите вверх) Мы глаза сейчас закроем, ( закрыть глаза ладошками) В классе радугу построим Вверх по радуге пойдём, (Посмотреть по дуге вверх – влево и вверх – вправо) А потом скатимся вниз, ( Посмотреть вниз) Жмурься сильно, но держись ( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими) ( Закрыть глаза. расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё) И вдруг проснулся, ( Поморгать глазами) Больше спать не захотел, ( Руки поднять вверх – вдох. Посмотреть на руки.) ( Руки согнуты в стороны – выдох) Взвился вверх и полетел. ( Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.) 3. Раз глаза устали. Глазкам нужно отдыхать, Знай об этом каждый. Упражнений ровно пять, Все запомнить важно. Упражнение один – На край парты книги сдвинь. (Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.) Повтори пять раз за мною. Упражнение два — Тренируй свои глаза. (Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.) Занимаемся все сразу, Повтори четыре раза. Делай с нами, не спеши. (Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.) Повторите пять раз, Расслабляя мышцы глаз. На упражнение четыре Потратить нужно много силы. (Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вы¬тяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.) Повторите 5—6 раз, Все получится у вас. Нужно четко выполнять. (Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на конники пальцев. Подними руки вверх – вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).) 4. Комплекс упражнений гимнастики для глаз. 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль) (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взор вдаль насчет 1-6. Повторить 4-5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. 6. Упражнение для глаз: «Сова» На «раз» – широко открыть глаза. На «два» – сильно зажмуриться.(3 раза) 7. « Муха» Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз 5. Профилактические упражнения для глаз: 1). -15 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, слева – направо. -15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз – вверх. -15 вращательных движений глазами слева – направо. -15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка». 2). « Руки за спинку, головки назад» Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим — на парту гляди. ( Вниз.) И снова наверх – где там муха летит? (Вверх.) Глазами повертим, поищем ее. ( По сторонам.) И снова читаем. Немного еще. 3). Упражнения для глаз (комплекс 1) И. п. — сидя за партой. 1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза. 2. Движения глазными яблоками. — глаза вправо- вверх. — глаза влево- вверх. — глаза вправо- вниз. — глаза влево- вниз. Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10—15 с. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, 4). Упражнения для глаз (комплекс 2) 1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. 2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. 5). Упражнения для глаз (комплекс 3) 1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза. 2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яб¬локами с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2—3 раза в каждую сторону. 3. Поморгать глазами. Повторить 5—6 раз. 6). Упражнения для глаз (комплекс 4) 1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. 2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5—6 раз. 3. Закрыть глаза, расслабить веки, 10— 15 с. 4. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15 с. 6. Упражнения для снятия усталости глаз. 1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них. 2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей. 7. Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения. (Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги под ступ¬нями опираются на пол, голова в одном положении, ра¬ботают только мышцы глаз.) Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, Смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, Будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», « мама», «дом», «трава» – За окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз – Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят. Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы. К ним ладошки приложили. ( Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тело от рук.) Раз, два. три, четыре, пять Можно глазки открывать! 8. Упражнение для укрепления мышц глаз. Выполнять упражнение детям помогает солнечный зайчик (ведущий использует зеркало). Каждое движение дети проделы¬вают 6-8 раз. – Глазки, глазки, где вы были? – В гости к зайчикам ходили. Мы увидели зайчат, стали быстро догонять. Влево – вправо, влево – вправо, Влево кругом ходят глазки друг за другом. Вправо – влево, вправо – влево Побежали глазки смело. Снизу вверх, а сверху вниз – Опустились на карниз. А потом восьмерки пишем: Кто подальше, кто повыше? Плавно глазками моргаем, С силой глазки закрываем. Повторим все еще раз И рукой закроем глаз. На нос посмотрим, потом вдаль. Как ленивых деток жаль: Играть с нами не хотели – У них глазки заболели. (Последние две строки дети произносят на выдохе, фор¬мируя правильное дыхание.)
Упражнения на релаксациюУпражнения на мышечное расслабление необходимо знать и при¬менять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервни¬чать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кро¬вообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нор¬мальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тор¬мозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и пе¬ревозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3—5 минут. 2. « Роняем руки» Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остано¬вятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения. Можно подсказать детям образ: руки — висят, как веревочки. 3. « Трясем кистями» Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кис¬тями, как тряпочками. 4. « Стряхиваем воду с пальцев» Исходное положение — руки согнуты в локтях ладонью вниз, кис¬ти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц. 5. « Поднимаем и опускаем плечи» Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз). 6. « Твердые и мягкие руки» Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы — от плеча до концов пальцев. Затем, не опуская рук, ослаб¬ляют напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку. Дети описывают рукам и большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассив¬но падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.
Физкультпаузы во время выполнения домашних заданий. Решающим фактором в общем, режиме дня детей имеет правильная организация работы по выполнению домашних заданий. Домашние задания даются с учетом возможности их выполнения: в 1 классе (со второго полугодия) – за 1 час, во 2 классе -до 1,5 часов, в 3 и 4 классах – до 2 часов. Недопустимо нагружать дополнительными домашними заданиями и дополнительными занятиями после уроков учащихся, пришедших в школу после болезни. Первый перерыв в выполнении домашних заданий делают через 20 мин, его длительность 7—8 мин. Последующие физкультпаузы про¬должительностью 10 мин проводятся через каждые 15-20 мин. Физкультпаузу лучше проводить в другой, предварительно хорошо проветренной комнате, с температурой воздуха 17-19 °С. Упражнения должны быть простыми и легко выполнимыми (потягивания, присе¬дания, повороты туловища, движения для мышц ног, рук, прыжки с последующей ходьбой, упражнения на восстановление дыхания). Упражнения выполняются в небольшом объеме, легко и свободно до первых признаков утомления. Правильно проведенная физкультпауза активизирует кровообра¬щение, улучшает обмен веществ и увеличивает доступ кислорода ко всем системам организма. Эффективно проводить упражнения с простейшим инвентарем (скакалка, мяч, эспандер), под музыку и использовать элементы игры. Комплекс № 1 1) И. п. — сидя за партой (столом), руки за голову. 1 -2 – руки вверх, потянуться; 3—4 — И. п. 2) И. п. – сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1 -2 – наклон вправо; 3—4 — И. п. То же влево. 3) И. п. – сидя за партой. 1—2 — встать, выпрямиться; 3-4 – И. п. Комплекс № 2 2) И. п. — сидя за партой, руки за голову. 1 -2 — поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3—4 — И. п. 3) И. п. — стоя за партой, руки на парту. 1 —2 – сесть за парту; 3-4 —И. п. 4) И. п. — стоя за партой, руки на пояс; 1 – руки в стороны; 2 — руки вверх, потянуться; 3 — руки в стороны; 4 — И. п. 1) И. п. – сидя за партой, руки на парту ладонями вниз. 1-4 – по¬ очередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновре¬менным сгибанием и разгибанием пальцев. 2) И. п. — основная стойка у парты, руки к плечам. 1-4 – одно¬ временные круговые движения вперед; 5-8 – назад; пауза. Повторить Зраза. 3) И. п. – сидя за партой, руки за голову, пальцы «в замок». 1—2 —руки вверх ладонями вверх; 3—4 — И. п. Темп средний. 4) И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 — И. п. То же влево. Комплекс № 4 1) И. п. – сидя за партой, руки за голову. 1-2 – поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты; 3-4 – И. п. То же влево. 2) И. п. — сидя за партой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. 1 — руки вперед, пальцы разжать; 2 – И. п. 3) И. п. — стоя у парты, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 — вверх; 3 — в стороны; 4 – И. п. 1) И. п. — сидя за партой, руки вытянуты вперед, поднять руки вверх, прогнуться, посмотреть вверх; вернуться в И. п. 2) И. п. – сидя на краю парты руки за голову, локти вперед. Вы¬прямляя, поднять правую ногу вперед, локти отвести в сторону; вер¬нуться в И. п. То же другой ногой. 3) И. п. — сидя за партой, руки к плечам, локти прижаты к тулови¬щу. Вращение рук вперед, вращение рук назад. Комплекс № 6 1) И. п. — сидя за партой, руки на голову, пальцы сцеплены. Под¬нять руки вверх ладонями вверх (пальцы сцеплены), прогнуться, пос¬мотреть на руки; вернуться в И. п. 2). И. п. – сидя за партой, руки на коленях, пальцы сжаты в кулак. Встать, руки вперед, пальцы разжать, вернуться в 3)И. п. – руки на сиденье парты. Прогнуться назад, вернуться в 1) И. п. -стойка ноги врозь. Правую руку через сторону верх, левую за спину; вернуться в И. п. То же начиная с левой руки. 2) И. п. – руки к плечам. Наклониться вправо, руки вверх; вернуть¬ся в И. п. То же в другую сторону. И. п. – руки на поясе. Отвести локти назад, прогнуться, вер¬нуться в И. п 1) И. п. – основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы, медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы. 2) И. п. – стойка ноги врозь, руки за головой. Повороты туловища вправо, руки в стороны; вернуться в И. п. То же в другую сторону. 3) И. п. – стойка, руки за спиной. Присесть, руки вперед; вернуться в И. п.
1. Точечный массаж для повышения иммунитета. Проговаривая текст, дети массируют точку ХЭ-ГУ, расположенную между большим и указательным пальцами руки. Есть волшебная точка у нас, Будем крутить её каждый час. От простуды помогает, От инфекции спасает. От безделья, лени – тоже ХЭ-ГУ – точка всем поможет. Стало скучно, не грустите – ХЭ-ГУ – точку покрутите. Утром, днем и перед сном Дружно с точкой мы живем. 2. Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Проговаривая текст, дети одним – двумя пальцами производят вращательные движения по часо¬вой стрелке по 8-9 раз на каждой точке. У нас на теле точки есть – Столько много, что не счесть. Очень плавно, по спирали Эти точки мы нажали. Пальчик в ямку опустился И немного покрутился. (Дети массируют точку в яремной ямке, расположенной между ключицами.) Под губой и над губой Помассируем с тобой. А теперь два пальца сразу Из носа выгонят заразу. (Указательными пальцами дети массируют точки с на¬ружной стороны ноздрей, затем тщательно растирают крылья носа .) Руки в кулачки сожмем, Крылья носа разотрем. Точка есть и в центре лба – Помассируй для ума. Возле уха и внутри Точки хорошо потри. (Дети делают массаж точек с обеих сторон ушной рако¬вины и внутри.) Большим пальцем вниз пойдем И ангину уберем. (Большими пальцами дети делают плавные движения под подбородком.) Эти точки, без сомнения, – От простуды избавление. 3. Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Зная средство от простуды, Мы здоровыми все будем. Есть волшебные точки у нас – Нажимай их каждый раз. Точку красную найдем, Пальчик кругом поведем. Отдохнули, поворот – Пальчик движется вперед. Точку красную оставим, Пальчик к синенькой приставим. Чтобы носик наш дышал, Насморк деткам не мешал. Покрутили точку эту, Точки желтые находим И опять по кругу водим. Стоп, пойдем теперь вперед. Кто быстрей точку найдет? Точка зеленная на грудке у нас, Находим все дружно ее мы сейчас. Пальчиком водим по кругу мы снова – Из школы домой пойдут, дети здоровы.
Комплексы физкультминуток для начальных классов
«Раз – два, встали, руки вверх подняли. Похлопали в ладошки, побежали ножки, стали на носочки, присели, как грибочки. Встали, как дубочки. Сели, встали. И за парту тихо сели».
1-2- встать у парт;
1-4- 4 шага на месте с хлопком в ладоши на каждый шаг.
1-8- 8шагов бега на месте.
1-4- встать на носки, руки вверх, наклон головы назад, потянуться.
1-4- присед ,руки за голову.
1-2- присед, руки вперед, пальцы в кулаки;
3-4- встать на носки руки за голову.
1-4- сесть за парту.
«Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся, зашагал и по порядку начал делать он зарядку. Раз-два, три – четыре, пять-шесть, семь-восемь».
И. п.- о. с.
1-4 – встать на носки, руки вверх, потянуться – выдох.
1-2- 2 пружинящих наклона вперед – выдох;
3-4 – 2 пружинящих наклона назад – вдох.
1-8- 8 шагов на носках на месте, на шаг левой – хлопок в ладоши справа, на шаг правой – хлопок в ладоши слева.
И. п. – руки вверх пальцы в кулаки.
1-2 наклон назад – вдох,
3 – 4 руки в стороны, пальцы разжать, наклон вперед – выдох.
И. п. – то же.
1 -2 – наклоны влево – вдох;
3 – 4 руки вниз, пальцы разжать, выдох.
«Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз-два, три – четыре, мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон»
И. п. о. с.
1-4- 4 шага на месте, на шаг левой – пальцы в кулаки, на шаг правой- пальцы разогнуть.
1-2 – наклон головы назад;
3-4 – тоже вперед.
1-2 – 2 хлопка в ладоши слева;
3-4 – 2 хлопка в ладоши справа;
5-6 – руки вверх;
7-8 – руки вниз.
1-4 – 4 хлопка в ладоши над головой.
1-8 – 8 шагов бега на месте.
«Осторожно ветер из-за дома вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше. Покачал тихонько ветками черемух, пожурил за что-то воробьев знакомых. И, расправив гордо молодые крылья, полетел куда-то вперемешку с пылью».
И. п. – руки вперед.
1-8 – 8 шагов на месте на носках с поворотом на 360 градусов.
1 – пальцы в кулаки;
2 – разжать;
3 – 4-то же.
И. п – о. с., руки веред, пальцы сжаты в кулак, указательный – разжат;
1 – 4- попеременное сгибание – разгибание рук в локте;
1-8 –8 шагов бега на месте, на шаг левой – пальцы в кулаки, на шаг правой пальцы разжать.
«Гуси – лебеди летели, на лужайку тихо сели. Походили, поклевали, потом быстро побежали».
И. п. – руки в стороны,
1-4 – 2 полуприседа с волной руками в стороны на каждый полуприсед.
1-4 – 4 шага на месте, на каждый шаг волна руками вперед.
1-8 – 8 шагов на месте, на шаг левой – пальцы в кулаки, наклон головы вперед, на шаг правой – пальцы разогнуть, выпрямиться.
«Ветер дует нам в лицо, закачалось деревце. Ветерок все тише, тише. Деревце все выше, выше».
И. п. – руки вперед ладонями вверх.
1-4 – 4 шага на месте, на шаг левой – руки к плечам, на шаг правой – и. п.
И. п. – руки вверх.
1 – наклон влево;
2 – наклон вправо;
3 – наклон вперед;
4 – наклон назад.
И. п. – о. с.
1-2 – присед пальцы в кулаки;
3 – 4 – о .с.
1-2 – встать на носки, руки вверх, потянуться вдох;
3- 4 – о. с. – выдох.
(для расслабления кистей рук и мышц туловища)
1. Выполняется сидя за столом.
Птицы на юг улетают – (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли – (круговые движения кистями перед грудью)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали – (движения руками имитируют махи крыльев). 2. Выполняется 2 раза сидя за столом,
руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй – с мизинца.
1-2-3-4-5- будем пальчики считать.
Крепкие, дружные. Все такие нужные.
На другой руке опять – 1-2-3-4-5.
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.
3. Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).
(Физкультминутка для глаз)
Выполняется сидя (каждое упр. Повторять 4- 5 раз)
Видят глазки все вокруг,
1- посмотреть вверх;
2 – посмотреть вниз;
3 – посмотреть направо;
4 – посмотреть налево.
Нарисую ими круг.
1-4 – медленно «нарисовать» глазами круг.
Видеть глазкам все дано –Где кино, а где окно.
1-4 – 4 раза перевести взгляд на разные предметы. Нарисую ими круг,Посмотрю на мир вокруг.
Ча, ча, ча,
Чи, чи, чи,
Чи, чи, чи, (3 хлопка над головой)
Я обжечься не хочу (4 поворота головы)
Гимнастика для глаз в стихах Физкульминутки для снятия напряжения глаз.