САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Консультация для педагогов

Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений

повышения педагогического мастерства

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Модернизации образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности. Только свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования. Поэтому самообразование  есть необходимое условие профессиональной деятельности каждого современного педагога.

Хотелось отметить, что самообразование признается в настоящее время  ведущей ценностью образования.

под самообразованием следует понимать непрерывную, систематическую, специально организованную познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

самообразования — систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства учителей;2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,4) развитие инновационных процессов.

Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

Определим мотивы, потребности, побуждающие учителя к самообразованию: необходимость поиска и анализа информации. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.   Учитель – профессия творческая. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.  соответствие современным требованиям. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.   Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к “лучшему” учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.   Учителю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Никто не хочет быть плохим учителем!   Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

– интерес к делу. Учится просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться.

выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.

“По каким направлениям деятельности учителю необходимо совершенствоваться  и заниматься самообразованием?”

Основные направления  самообразования учителя

Креативный учитель должен дополнить этот список собственными направлениями.

Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

в виде деятельности методического объединения, творческих групп; проведения семинаров, практикумов, педагогических чтений, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Формы индивидуальной работы:

1. научно-исследовательская работа по определенной проблеме;

2. посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

3. формирование портфолио

4. участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

5. посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

6. теоретическая  разработка и практическая апробация разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

7.осмысление передового опыта и обобщение собственной практической деятельности

работа с электронными ресурсами

Общение в сетевых педагогических сообществах (новая форма организации самообразования учителей)

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

•        использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

•        самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

•        освоение информационных концепций, знаний и навыков;

•        наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

•        обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

•        методическая помощь является персональной и адресной;

•        попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Организация самообразовательной деятельности педагога

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.

Составляющие процесса самообразования педагога:

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

Эти виды деятельности напрямую или косвенно способствуют профессиональному росту учителя.

Самообразование  непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Алгоритм  работы над  темой самообразования

•        Выбор направления и темы

•   Определение  цели и задач

•   Предполагаемый результат

•   Этапы работы  и сроки их выполнения

•   Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

•   Результаты самообразования (анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета) и их трансляция на школьном, городском, краевом уровнях.

1.  Выбор направления и темы  самообразования

Тема самообразования формируется, исходя:

–  из методической темы школы (одна из годовых задач МО),

–  из затруднений (проблемы) педагога в его учебной деятельности.

2.  Установление  этапов и  сроков работы

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.

3. Отслеживание педагогом работы по теме.  Банк данных литературы по теме:

Посещение методических мероприятий

К  методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации и др.

Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет каких либо достижений. В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

по теме самообразования может быть представлен в форме:— доклада,— реферата,— статьи в журнале,— программы,— дидактического материала,— методических рекомендаций,— научно-методической разработки.        могут быть различны:— выступления (отчет-презентация) на заседании МО, МС, РМО, педсовета;— семинар;— практикум;— мастер — класс;— открытое занятие.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство а, следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Педагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Стать авторитетным — значит стать компетентным в современных вопросах, интересующих как педагогический коллектив, так и школьников. И поэтому современный педагог — это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам. Уровень образования современных школьников в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования учителя. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик.

Актуальность самообразования для учителя обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, учитель сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.

Что же такое самообразование?

Таким образом, самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер. И готовность к самообразованию определяется профессионально — педагогической направленностью личности.

Диагностика реализации и потребностей в саморазвитии.

Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению:

5- если данное утверждение полностью соответствует действительности

4- скорее соответствует, чем нет

3- и да, и нет

2- скорее не соответствует

1- не соответствует

1.      Я стремлюсь изучить себя

2.      Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами

3.      Возникающие препятствия стимулируют мою активность

4.      Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

5.      Я рефлектирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время

6.      Я анализирую свои чувства

7.      Я много читаю

8.      Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам

9.      Я верю в свои возможности

10.  Я стремлюсь быть более открытым человеком

11.  Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди

12.  Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

13.  Я получаю удовольствие от освоения нового

14.  Возрастающая ответственность не пугает меня

15.  Я положительно отнес(лась)ся бы к продвижению о службе

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитайте общую сумму баллов.

Если у вас 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Диапазон от 36 до 54 баллов свидетельствует о том, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития.

Результат от 15 до 35 баллов дает основание полагать, что исследуемый находится в стадии остановившегося саморазвития

Мотивация педагогов к самообразованию начинается с диагностики профессиональных интересов и профессиональных затруднений. Следствием такой работы является выбор учителем для себя метода повышения квалификации. Это может быть индивидуальный образовательный маршрут или педагогический проект, в ходе работы над которым разрабатывается система действий педагога по реализации конкретной педагогической задачи.

Таким образом, обсудив и проанализировав на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла нашего лицея полученные результаты исследований, мы пришли к выводу, что творческий потенциал и способности педагогов позволяют составить индивидуальный план самообразования для каждого учителя.

Наиболее часто встречающаяся форма самообразования педагогов — творческий план самообразования. Методическая работа по составлению и реализации программы самообразования педагогов предусматривает несколько этапов.

1.        Выбор методической темы. Анализ собственного опыта работы.

Для выбора темы самообразования, как правило, педагог ставит перед собой вопросы: что является проблемой? Насколько проблема актуальна (в частности для данного педагога)? Какие возможности открываются при решении данной педагогической проблемы для педагога и его учеников? Какими ресурсами нужно обладать? Каков итог? Анализируются аспекты профессиональной деятельности педагога, применяемые методики, анализируются результаты предыдущей деятельности педагога.

2.        Диагностико-прогностический этап.

На этом этапе происходит анализ затруднений, выявление противоречий, изучение литературы по проблеме, прогнозирование результатов.

3.        Организационно-практический этап.

Составление плана действий по реализации программы, подготовка материально-технической и методической баз, непосредственно реализация собственно программы и методик, отслеживание промежуточных результатов

4.        Коррекционно-обобщающий этап.

Проведение контрольно-диагностических процедур, корректировка действий, соотнесение полученных результатов с планируемыми, описание результатов

5.                      Итоговый этап.

Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности, распространение данной технологии, методик, подведение итогов.

Так, проанализировав КИМы ЕГЭ 2011–2012 уч. года по математике, выяснилось, что ни педагоги, ни выпускники не владеют на хорошем уровне методикой решения стереометрических задач координатным или векторным методом. Таким образом, для меня возникла очень актуальная проблема: во-первых, научиться самой решать подобные задачи повышенного уровня сложности, во-вторых, научить детей. Так сформировалась моя тема самообразования: «Повышение качества обучения решению стереометрических задач». Оказалось, что в учебно-методических комплексах по геометрии, используемых в общеобразовательных школах, решение задач координатным методом, представлено очень незначительно. Изучив методическую литературу, собрав разные методы и технологии решения задач координатным методом, мне удалось собрать материал в учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к ЕГЭ: «Математика. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену», Поволжский Государственный Технологический Университет, Йошкар-Ола, 2013. Пособие активно использовалось мною на спецкурсах по математике в нашем лицее и преподавателями Центра довузовской подготовки Университета. В этом учебном году проведена корректировка материалов, и с учетом наработок и недостатков, пособие было исправлено и переиздано.

Значительно повышаются возможности педагогического самообразования с появлением в работе учителя ПК и медиасреды. На сегодняшний день существуют такие формы самообразования и повышения квалификации учителя для реализации его саморазвития, как:

1.                 Дистанционные курсы

Интернет-сайты http://pedcampus.ru/, http://samopoznanie.ru/, http://www.eidos.ru/ давно зарекомендовали себя только с положительной стороны качеством преподавания, уровнем организации дистанционных курсов повышения квалификации педагогов, актуальностью рассматриваемых вопросов. Сайт http://foxford.ru/kpk — центр онлайн-подготовки учителей для организации занятий с детьми, ориентированными на участие в олимпиадах. Занятия проводятся совместно с ведущими академическими организациями страны, ведут занятия члены жюри Всероссийской олимпиады школьников, авторы школьных учебников и методических материалов. Проводятся онлайн-тренинги, апробация электронных учебников, вебинары по ЭФУ для педагогов издательством «Дрофа» на сайте http://www.drofa.ru/

2.                 Сетевые педагогические сообщества

http://pedsovet.su/, http://easyen.ru/, OpenClass.ru, It-n.ru, Campus и др. Став членом сообщества, педагоги имеют возможность не только пользоваться методическим наработками других педагогов, не только пассивно наблюдать за работой форумами, но и стать активными участниками сообщества, создать свой блог. Так создается персональная медиасреда педагога, которая позволяет учителю самому делиться своими наработками, предоставлять свои материалы для других, тем самым помогая педагогу становиться значимым в жизни других учителей. В этом выражается не только профессиональное, но и духовное, личностное развитие педагога.

Итак, самообразование педагога — это наиважнейшая часть его профессионального роста. От того, насколько активна позиция педагога в профессиональной деятельности, от способностей и уровня развития творческого потенциала личности учителя, самообразование будет носить более творческий характер, тем шире и разнообразнее будут становиться потребности и интересы педагога, а значит, и успехи наших детей.

1.         Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 2003. — 608 с.

2.         Вишневская, Л. П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Вишневская, Г. В. Вишневская / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.- 2009.- № 16- с.156–158

3.         Демченко, Е. Д. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании / Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова // Дополнит. Образование. — 2004.- № 1. — с. 27–29.

4.         Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.: ил.

5.         Сабирова, Г. Б. значение самообразования / Г. Б. Сабирова // Специалист. — 2004. — № 9. — с.39–45

6.         Самообразование и саморазвитие личности педагога: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост.: О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. — Йошкар-Ола, 2014.-104 с.

7.         Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/ С. И. Ожегов; под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. — 1200 с.

8.         Стародубцев, В. А. Самообразование педагога / Вячеслав Алексеевич Стародубцев, Антонина Александровна Киселева // Народное образование. — 2012. — № 6. — с. 176–179.

9.         Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 490 с.

10.     Шабалина, О. Л. Современные методологические подходы к подготовке учителя / О. Л. Шабалина // Профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования: коллективная монография / Мар. гос. ун-т; под ред. Н. А. Бирюковой.- Йошкар-Ола, 2011. — с.16–33.

11.     Юдакова, С. В. Профессионально- педагогическое самообразование: учеб. пособие / С. В. Юдакова. — Владимир: ВГПУ, 2010.-131 с.

Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, педагог, учитель, высокий уровень, естественнонаучный цикл, педагогическая деятельность, потребность, самообразование педагога, саморазвитие, творческий потенциал.

Пути профессионального развития педагога. Самообразовательная деятельность.

Учитель живет до тех пор, пока учится,

как только он перестает учиться,

в нем умирает учитель.

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя стары приемы, планы, фразы, шутки, и, с грехом пополам подталкивают воспитанников до уровня, когда с ними начинают заниматься репетиторы, и тех, которые несмотря на цикличность, повторяющуюся и кочующее однообразие учебной деятельности, – постоянно ищут, вносят что-то новое. Это, на самом деле, и является важным показателем истинного профессионализма. В.М. Лизинский высказал непреложную истину: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь. Только в этом случае он обретает право учить». Настоящий педагог–профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование педагогического профессионализма оказывает самообразовательная деятельность. Эта деятельность предполагает:

В современном обществе возросла потребность в педагоге, способного модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Образование должно быть непрерывным, так как серьезные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Все это выдвигает принципиально новые требования к образованию, как к культурному институту. Поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта как социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой пермонентный процесс становления и самосовершенствования личности.  В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования:

– всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за ее пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога, на основании которых можно сделать вывод: человек – это гармонично развитая, внутренне-богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач, умеющий организовать рефлексивную деятельность, обладающий высокой степени профессиональной компетентности.

Профессиональное развитие педагога осуществляется двумя путями:

– посредством самообразования, то есть собственного желания постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;

– за счет осознанного, обязательно добровольного участия педагога в организованных образовательным учреждением мероприятиях (то есть фактора влияния окружающей среды на мотивацию педагога и его желание профессионально развиваться и расти).

Оба пути неразрывно связаны. Педагог сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему методической работы, и потому последнее приобретает характер самообразования. С другой стороны, как бы педагог сам не заботился о своем профессиональном росте, сколько бы не думал о нем, как сам тщательно не проектировал его, – он не сможет не воспользоваться внешними источниками, которые ему предлагает образовательное учреждение. Таким образом, управление в образовательной организации, руководство педагогическим коллективом является необходимым фактором профессионального развития любого педагога.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. А. Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования, как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях. Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию

Направления самообразования педагога

Суть процесса самообразования

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Источники получения знаний

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Если представить деятельность педагогов области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.

Какова же предметная область выражения этих глаголов? Назовем

Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и другом. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников/воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Выбор темы по самообразованию

Тема самообразования определяется, исходя из:

– единой методической темы образовательного учреждения;

– актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;

– педагогического стажа;

– уровня профессиональной компетентности педагога.

Современный педагог – это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Педагог постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане, так как самообразование составляет основу успешности педагога в современных условиях.

Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала.

Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. В условиях современной образовательной ситуации, характера ее системных изменений, перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации общества центральной проблемой становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагогов. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, стимулирующим творческий поиск и профессионально-личностное развитие специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагогов является аттестация. При подготовке и проведении аттестации определяются содержание, формы и методы повышения уровня профессиональной компетентности педагога. Что конкретно он должен знать, уметь и сделать для реализации намеченного? Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога не осуществимо. Под самообразованием понимается

Самообразование характеризуется прежде всего самостоятельностью и непрерывностью процесса и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования. Все источники знаний делятся на: способствующие личностному росту педагога и определяющие профессиональный рост педагога.

– это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей, индивидуальности работника.

– рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности.

В целом, это динамичный и непрерывный процесс самостоятельного проектирования деятельности педагога. Процесс самообразования будет проходить более эффективно при следующих условиях:

– когда реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

– когда педагог владеет способами самоанализа педагогического опыта;

Когда педагог обладает способностью к рефлексии;

– когда педагог проявляет свою готовность к педагогическому мастерству;

– когда педагог осуществляет взаимосвязь личностного и профессионального развития.

К современным формам самообразования можно с уверенностью отнести дистанционное обучение, получение консультативной помощи от специалистов различных учебных центров дополнительного образования, участников педагогических форумов, образовательных порталов.

Способность к самообразованию определяется психологическими особенностями и интеллектуальными способностями педагога, и не в меньшей степени, желанием проявить себя, получить положительную в глазах коллег.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *