Анна Куракина Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
Ожегов дает такое определение: «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Светлана Юдина Самообразование как один из путей повышения мастерства педагогов
«Самообразование как один из путей повышения мастерства педагогов»
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.
Людмила Великородная Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагога в условиях личностно-ориентированного
Новое время стремительно преподносит новые веяния в образовательную среду. В связи с этим в последнее время широко обсуждается вопрос о компетенции педагога. Какие знания будет преподносить педагог новой формации? Этот вопрос остается открытым во все времена. Перемены в обществе, инновационные изменения в образовании заставили думать и работать по-новому. Глобальное преобразование актуализировало проблему самообразования. Системе образования необходимы специалисты с нестандартным подходом. Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Они результат научных поисков педагогов, целых коллективов.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Ожигов дает такое определение: «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.).
Культура профессионального самообразования педагога – один из элементов организации всего учебно-воспитательного процесса предусматривает многокомпонентную деятельность учителя, включающую в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование
1. Общеобразовательное самообразование включает в себя
– общеобразовательную информацию;
– информацию, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность;
– знания, умения и навыки, имеющие значение для повышения предметной квалификации.
2. Предметное самообразование включает в себя:
– чтение специальной литературы по предметам;
– посещение специальных занятий, курсов, семинаров и т.д.
3. Психолого-педагогическое самообразование включает:
– углубленное изучение педагогической и психологической литературы, т.к. наибольшие затруднения учитель испытывает в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия на своих воспитанников и организации взаимодействия с ними.
4. Методическое самообразование включает в себя – шлифовку методики преподавания через:
– чтение специальной литературы;
– изучение педагогического опыта;
– анализ собственной деятельности.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
Ø повышение качества преподавания предмета
Ø разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
Ø разработка новых форм, методов и приемов обучения
Ø разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
Ø выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
Ø разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
Ø создание комплектов педагогических разработок
Ø проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Памятка по самообразованию
1. Не могу определиться с темой самообразования
¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной, и, решение которой, могло бы дать устойчивые положительные результаты.
¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы
¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
¨ Включите современные взгляды на проблему
¨ Используйте опыт работы других .
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.
¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
С точки зрения современных представлений, общеобразовательная школа – один из важнейших институтов социализации личности. Исходя из понимания этой важнейшей функции школы, каждый педагог должен искать и находить пути развития личности в том поле деятельности, где его влияние на формирующуюся личность наиболее сильно, где оно является определяющим. Программы школьных курсов географии предусматривают формирование у выпускников системы представлений, убеждений, научных взглядов по предмету. Они же призваны решать и важнейшую воспитательную задачу: заложить прочные нравственные, гражданские качества, сформировать потребность к познанию, творчеству, активной гражданской жизни. Это требование сегодняшнего времени, сложного перехода общества от одной ступени эволюции к другой.
Эти проблемы, ограничиваясь только уроками, решить нельзя, поэтому целью педагогической деятельности становится не только вооружение школьников системой знаний, но и формирование их познавательной и практической деятельности, в том числе познавательных интересов, учебных и практических умений, навыков.
Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов
Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.
1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.
2. Организация работы по самообразованию.
3. Результаты самообразования.
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Как вы понимание, что такое самообразование?
Разные источник дают следующие определения:
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожигов дает такое определение: – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога – это профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование прежде всего должно стать неотъемлемой потребностью.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
Изменения, происходящие в жизни общества формируют образ педагога как «несовременного человека».
Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Газеты, журналы
•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:
– не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность
-не могут правильно сформулировать тему самообразования
– при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
– при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
– не могут сформулировать цель и задачи работы
(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)
Что дает самообразование?
Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?
Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.
Белая К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с .37.
Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97
Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. / Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36
Материалы интернт-сайтов по проблеме самообразования
Уважаемые коллеги, желаю Вам удачи !
Цель консультация: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.
оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.
1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов. 2. Организация работы по самообразованию. 3. Результаты самообразования.
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Как вы понимание, что такое самообразование?Разные источник дают следующие определения:
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
· Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
· Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
· Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
· Изменения, происходящие в жизни общества. формируют образ педагога как «несовременного человека»
· Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
· Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
· Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
· Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
· Газеты, журналы
· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
· Видео, аудио информация на различных носителях
· Платные курсы
· Семинары и конференции
· Мероприятия по обмену опытом
· Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
· Курсы повышения квалификации
· не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность
· не могут правильно сформулировать тему самообразования
· при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
· при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
· не могут сформулировать цель и задачи работы (педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)
выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат
Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность
Формулируйте темы по схемам:
– ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
– ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТОНапример:«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
· Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу»Определение актуальности:Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
· По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
· Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
· Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
· Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. Например:Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста. Задачи – пути достижения поставленной цели. Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?Схема формулирования задач:
3. Результаты самообразования. Что дает самообразование?
Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Результат. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?
· Повышение качества проводимой с детьми работы;
· Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий
· Доклады, выступления
· Разработка дидактических материалов, наглядности
· Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
· Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов
· Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.
Список использованной литературы:
Материалы интернет-сайтов по проблеме самообразования
Публикация «Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов» размещена в разделах
Важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п.).
2. Предметное самообразование включает в себя :
– посещение специальных занятий, курсов, семинаров и т. д.
3. Психолого-педагогическое самообразование включает :
– углубленное изучение педагогической и психологической литературы, т. к. наибольшие затруднения учитель испытывает в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия на своих воспитанников и организации взаимодействия с ними.
Результат самообразования :
-повышение качества преподавания предмета
– разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
– разработка новых форм, методов и приемов обучения
– разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
– выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
– разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
– создание комплектов педагогических разработок
– проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Выделите из многообразия проблем, вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной, и, решение которой, могло бы дать устойчивые положительные результаты.
Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно -образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а также статистические данные.
Используйте опыт работы других.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове», теряется значимость информации.
Публикация «Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагога в условиях личностно-ориентированного» размещена в разделах
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
• осуществляется добровольно;
• осуществляется сознательно;
• планируется, управляется и контролируется самим человеком;
• необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть воспитателя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.
Главное в самообразовании МОТИВ!
Мотивы, побуждающие нас воспитателей к самообразованию
Конкуренция: Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в садик, просятся в группу к конкретному воспитателю. Хороший воспитатель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, и у родителей воспитанников.
Общественное мнение: Каждому воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».
Материальное стимулирование: Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Самое главное интерес к своему делу: Учиться просто интересно! Вправе ли педагог воспитывать детей, если не будет постоянно учиться сам?
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно обучать и воспитывать. Я перечислю основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием :
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
• методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
• эстетическое (гуманитарное)
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Что для этого необходимо делать?
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Теперь я перечислю конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога :
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий, участие в профессиональных конкурсах, для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности
• Изучение информационно-компьютерных технологий, работа в сети Интернет, в том числе размещение своих материалов.
Работа над темой самообразования. Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
На основании этого каждый педагог составляет личный план. На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результат самообразования : повышение качества обучения воспитанников,
разработанные или изданные методические пособия, программы, сценарии, исследования, разработка новых форм, методов и приемов обучения, доклады, выступления, разработка дидактических материалов, наглядностей, разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Публикация «Самообразование как один из путей повышения мастерства педагогов» размещена в разделах
– Как вы понимание, что такое самообразование?
– целенаправленная познавательная деятельность, для приобретения системных знаний
– приобретение знаний путем самостоятельных занятий
– целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических, профессиональных знаний
Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Педагог должен заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Что побуждает педагога к самообразованию?
• Готовясь к занятию, родительскому собранию др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет работать по одному и тому же плану. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки.
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность
• не могут правильно сформулировать тему самообразования
• при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
• при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
• не могут сформулировать цель и задачи работы
Тему лучше всего брать ту которая является для вас главной в решение воспитательно-образовательного процесса, которая могло бы дать устойчивый положительный результат.
Формулируйте темы по схемам:
– Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО
Например : «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
«Развитие наблюдательности в природе у детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования экологического образования»
Как сформулировать цель и задачи работы
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
1. Определить возможные пути формирования познавательных способностей у детей в различной форме деятельности.
2. Изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании познавательных способностей у дошкольников.
3. Внедрять (применять, использовать, апробировать, изучать)современные технологии, методики для организации воспитательно – образовательной деятельности, сохранения здоровья, повышения качества образования детей дошкольного возраста.
5. Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познавательное развитие» по теме самообразования.
6. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой темы.
С чего начать изучение подобранной литературы:
изучите современные взгляды на проблему
используйте опыт других педагогов и ДОУ
А сейчас я предлагаю немного расслабиться и выбрать часы
1. Механические часы с римскими цифрами
2. Классику с арабской нумерацией
3. Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой.
4. Электронные часы с множеством разнообразных функций.
5. Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.
Посмотрите к какому типу вы относитесь и что вам советует психолог
ТЫ ВЫБИРАЕШЬ ТВОЙ ТИП СОВЕТ ПСИХОЛОГА
с римскими цифрами Ты скорее консерватор. Твой принцип: «Лучшее- враг хорошего» Не останавливайся на достигнутом. Постоянно учись новому.
Мечта и полёт фантазии могут открыть тебе новые горизонты.
Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой. Ты легкий человек. Твой принцип: «Завтра будет лучше, чем вчера!»
Чтобы закрепить успех, учись доводить начатое до конца.
Электронные часы с множеством разнообразных функций. Ты много работаешь. Твой принцип: «кто хочет, тот добьется».
Бизнес приносит деньги, но он не заменит тебе близких.
Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них. Ты требовательна. Твой принцип: «Каждому по способностям!»
Учись мыслить шире и помнить точку зрения собеседника.