САМОАНАЛИЗ УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

МОУ Семендяевская
оош Курицина Н. Н.

«Каждый человек
рождается, для какого-то дела.
Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.
Нужно любить, то, что делаешь, и тогда труд — даже самый грубый —
возвышается до творчества»
Э. Хемингуэй

В современных
условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни,
связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной
творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить
эту проблему.

Цель
моей педагогической деятельности — развитие творческого потенциала
личности школьника через учебный предмет «Технология».

За годы
работы я пришла к выводу, что не имеет значение, какой уровень
способностей заложен природой в ученике, главное, помочь поверить ему
в свои силы и создать условия, чтобы он хотел их развивать.
Учитель при этом проявляет себя как советчик, помощник, консультант,
координатор, старший товарищ, т. е. партнёр в образовательном
процессе.

Для
достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:

а)
обучающие:
• способствовать освоению учащимися приемов и методов творческого
мышления;
• научить применять эти приемы при решении проблем, возникающих
в практической деятельности;
• способствовать реализации учащимися своих возможностей при участии
в коллективной творческой деятельности;
• формировать устойчивый интерес к изучению предмета через классную,
внеклассную деятельность.

б)
развивающие:
• развивать коммуникативные и организаторские способности в процессе
технологической деятельности;
• развивать способность самостоятельно и осознанно определять свои
жизненные и профессиональные планы, исходя из реалистичной оценки
личных возможностей, интересов и склонностей, текущих и перспективных
потребностей рынка труда;
• развивать воображение, фантазию, оригинальность мышления, чувство меры,
сенсорные навыки;

в)
воспитывающие:
• воспитывать технологическую культуру труда;
• воспитывать трудолюбие, эстетический вкус;
• формировать активную жизненную позицию в процессе социального и
профессионального становления;
• воспитывать уверенность в своих силах, ответственность за выбор
трудовой деятельности;
• Воспитывать настойчивость, находчивость и дисциплинированность
в работе.

Предмет
«Технология» дает возможность школьникам творчество самовыражения, дети
проявляют познавательный процесс к предмету. На своих уроках стараюсь
поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость
прикладывать определённые усилия в процессе образования.  Всегда помню,
что переучивать сложнее, поэтому сразу обучаю правильно держать инструменты
и приспособления, соблюдать и выполнять правила безопасности труда
и санитарно-гигиенические требования.

Моя
задача — не только заметить все усилия учащегося, но поддержать
его, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперёд, а для слабых
детей стараюсь создать ситуацию, где они бы показали свою успешность.

Основной
формой организации учебного процесса в моей деятельности является
комбинированный урок, на котором соединяются элементы теоретических
и практических занятий. Это дает не только возможность закрепления
теоретических знаний и практических навыков, но и позволяет
чередовать вид деятельности, что соответствует сохранению здоровья учащихся, что
соответствует требованиям предмета «Технология». Для этой цели на стенде
кабинета располагаются правила техники безопасности, с которыми учащиеся
знакомятся в начале занятий каждого блока программы.

Эффективность
образовательного процесса зависит от педагогических заповедей, которые
я использую в работе:


Принимать ребёнка таким, каков он есть.
• Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо
найти. И, поэтому, моя исходная позиция, как педагога, в этом
вопросе — доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск
и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил,
чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.

В течение
нескольких  лет  я всё чаще обращаюсь к методу проектов. Этот метод
позволил решить множество проблем. Из информатора я, как учитель,
стала организатором познавательной деятельности учащихся; появилась возможность
направлять процесс обучения, а ученик вместо пассивного объекта включается
в активный процесс познания. При этом реализуется компетентностный подход
в решении поставленных задач и проблем, умение выбирать
из множества вариантов единственный рациональный. В процессе работы
над проектом преобладает демократический стиль отношений между учителем
и учеником — технология сотрудничества, которая позволяет
реализовывать наиболее широко интересы и способности обучающихся, приучает
к ответственности за результат труда; формирует привычку
к анализу потребительских, экономических, технологических составляющих
проектируемого изделия.

Этот
метод позволяет мне успешно реализовывать такие ключевые компетенции учащихся
как: коммуникативность, самообучение, саморазвитие, умение самостоятельно
решать проблемы.

При
работе над проектом самостоятельно учащиеся разрабатывают технологию
организации своего рабочего места. Многие работы учащиеся выполняют
на высоком творческом уровне. Самостоятельно разрабатывают собственные
схемы данного проекта, изменяют элементы рисунка в схемах,
а заканчивают проект рекламой, в виде презентаций и публичных
выступлений.

 Проектное
обучение даёт возможность развитию активной творческой личности, способной
самостоятельно приобретать новые знания и умения. Этот метод позволяет
учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей.
Ценным является также и привлечение к работе над проектом родителей
учащихся, что позволяет грамотно выстраивать отношения в треугольнике
«учитель-ученик-родители».

В развитии
творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа
по предмету. Она способствует нравственному и эстетическому
воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает
индивидуальные способности каждого ребенка.

 Успеваемость
 по предмету «Технология» составляет 100%, качество знаний — 90%.

Ежегодно
принимаем участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства,
участвуем в различных районных конкурсах.

Каждые
три года  прохожу  курсы повышения квалификаци

САМОАНАЛИЗ УРОКА
Малахова Надежда  Александровна, учитель технологии МБОУ СШ №28 п.
Мостовского
Полный самоанализ  урока трудового обучения (швейное дело) в 7 классе
по теме Прямая юбка. Способы обработки нижнего среза юбки.
1.
 Анализ цели урока. 
Важнейшим требованием к уроку является ясность учебной цели, поэтому я 
стремилась  точно сформулировать задачи, логически  связать их  между собой с 
темой и содержанием  урока.  
Цель урока: формировать целостное представление о способах и 
последовательности обработки технологических узлов прямой юбки.
Задачи:
­ расширить знания по теме «Прямая юбка. Способы обработки нижнего среза 
юбки»;
­ корригировать зрительное и тактильное восприятие,  мелкую моторику пальцев 
рук через выкладывание      мелких деталей;
­ стимулировать познавательную активность и интерес к предмету;
­ формировать потребность в профессиональном самоопределении.
Цели и задачи урока я ставила  с учетом особенностей программных требований 
для школ VIII вида. Отбирая материал к уроку,  я стремилась, чтобы задачи,  
реализуемые в ходе урока,  прослеживались  на всех этапах и были  логически 
связаны между собой.  Содержание урока имеет коррекционно – развивающую 
направленность, что соответствует возможностям обучающихся с недостатками 
развития  интеллекта.  Данный урок является итоговым в разделе «Способы 
обработки нижнего среза юбки». Учебный материал подаётся с учётом 
изученного  ранее,  соблюдая  преемственность и логическую 
последовательностью.  Тип урока  комбинированный. Урок проходил в 7 классе. 
Учебный материал отобран в соответствии  с   возможностями  обучающихся 
согласно  программе специальной (коррекционной) школы VIII вида.  Я 
использовала  групповую, индивидуальную и фронтальную форму обучения. Идея
урока доведена до учащихся через проблемный вопрос. Приём изложения 
материала в виде рассказа учителя, с опорой на наглядность и учебник.  Цели и 
задачи реальные, достижимые.
2.
 Анализ структуры и организации урока. 
   Урок имеет чёткую структуру с взаимосвязанными этапами. Каждый этап  
представляет законченный смысловой блок, при этом не нарушает логическую 
последовательность в материале, выбранных методов и приёмах обучения.  Время
каждого этапа  я распределила, на мой взгляд, рационально следующим образом.
Организационный момент ­ 5 мин. 
Повторение – 7 мин. 
Постановка цели  – 3 мин. Пауза    –  1  мин.   
Изучение  нового  учебного  материала.  –  10  мин.   
Практическая  работа.  ­  15  мин.   
Итоги    –  4  мин.     
Тип  урока      комбинированный.
        Рабочее  место  ученика  подготовила  заранее.  Каждый  ученик  имел   
необходимые  материалы:  тетради,  учебники,  опорные  схемы,  карточки  –  задания   
Наглядные  пособия  и  раздаточный  материал  предоставляла    по  степени 
необходимости
      Мобилизующему  началу    урока  способствовали  развивающие  упражнения, 
шуточный  тест  по  Т Б,  карточки­  пазлы.  Конец  урока  имел  логическое  завершение
в  форме  подведения  итогов,    анализа  урока,  рефлексии,  что  обеспечило 
целостность  и  завершённость
      На  мой  взгляд,    урок    имел  высокий  темп,  благодаря  максимально 
эффективному  и  продуктивному  использованию  рабочего  времени.  Учащиеся 
работали  активно,  была  работа  в  группах,  выбор  заданий  дифференцировался.  Я 
считаю,    план  урока  выполнен,  задачи  реализованы, 
3.
  Анализ  содержания  урока
Содержание  урока  соответствует  требованиям    специальной  программы  С КОУ 
VIII  вида  под  редакцией  В.В.  Воронковой.  На  этапе  И НМ  в  основу  изложения 
учебного    материала  я  ставила  дидактические  принципы:  доступность,  научность 
изложения.      В  уроке  я  учитывала  особенности  усвоения  теоретических  знаний 
учащимися  с  нарушением  интеллекта    (фрагментарность  и  нерасчленённость 
знаний,  смещение  представлений,  механическое  усвоение  отдельных  знаний). 
Поэтому  очень  важным  для  меня  было  логичность  изложения  учебного   
материала.  Дозированная  подача  материала,  опора  на  план  урока,  возвращение  к 
проблемному  вопросу  способствовали  этому.  Урок  несёт  практическую 
направленность,    поскольку  формирует  представление  учащихся    о  возможных 
способах  обработки  юбки.
4.
  Анализ  методики  проведения  урока  (деятельность  учителя).
Моя  задача  как  учителя  заключалась  в    правильном  отборе  методов,  приёмов  и 
средств  обучения,  чтобы  организовать  на  уроке  познавательную    деятельность 
учащихся. 
Учеников    7  класса  привлекают  интересные    по  форме  задания,  они  быстро 
вовлекаются  в  урок,  поэтому  на    этапе  О М  я  использовала  игровой  приём 
(шуточный  тест  по  Т Б,  карточки­  пазлы.)    проблемный  вопрос  помог  мне  чётко 
сформулировать  задачу  урока  с    учётом    темы  урока.    Учитывая  учебные 
возможности  детей,  я  использовала  дифференцированный  подход  (сильный, 
слабый)    Формы  работы  фронтальные,  групповые,  индивидуальные.  Чтобы 
активизировать  познавательную  деятельность  применяла  наглядность, 
раздаточный  материал.
В  условиях  коррекционной  школы    я  уделяла  внимание  методам  стимулирования 
мотивации  учебно­познавательной  деятельности  (создание  ситуации 
занимательности,  ситуаций  успеха,  использование  познавательных  игр),  а  также поощрение,  контроль,  дискуссии.  У  детей  с  ограниченными  возможностями 
здоровья  недостаточно  сформированы  представления.  Очень  важно  было 
использовать  методы  наглядной  передачи  и  зрительного  восприятия  (наблюдение,
показ  иллюстрации,  показ  образца,  показ  способа  действия).    Также  в  уроке 
имели  место  методы  организации  учебно­познавательной  деятельности   
(объяснение,  беседа).    Проблемное  изложение  материала  было  связано  с 
использованием  беседы,  проблемной  ситуации,  обобщений.
Актуализация  опорных  знаний  в  условиях  коррекционной  школы    проводится  с 
целью  определить  зону  ближайшего  развития  учеников.  Это  фронтальная  беседа. 
Поскольку    ученики  с  ограниченными  возможностями  здоровья  испытывают 
определённые  речевые  трудности,  очень  важно  для  меня    приучить  давать  полный
ответ  на  вопрос.    При  проверке  и  оценке  знаний  применяю    индивидуальный 
устный  опрос,    опрос  по  карточкам,    письменный  опрос,  опрос  у  доски.
  Качественное  освоение  материала    проверяется  на  этапе  закрепления  (работа  в 
группах,  работа  с  текстом)  сочетание  фронтальной  и  индивидуальной  форм 
работы  с  учащимися  предполагают      два  уровня  сложности. 
Учитывая  сложность  восприятия  учебного  материала    для  детей  с  ограниченными
возможностями  здоровья,  для  меня      является  важным  спокойный  темп  речи, 
чёткое  проговаривание,  понятные  простые  инструкции.
5; Анализ работы учащихся на уроке. 
Среди недостатков развития учеников с ограниченными возможностями здоровья 
основным является низкая познавательная активность. Поэтому в уроке я 
использовала методы и приёмы для её активизации. Это  создание ситуации 
занимательности, ситуаций успеха. Как следствие учащиеся проявляли 
активность,  заинтересованность. В процессе формулирования цели урока интерес
и активность поддерживался  проблемным изложением.    Ученики с 
недостатками развития плохо владеют  научной организацией труда  на уроке. 
Поэтому на уроке учащимися отрабатываются навыки самостоятельной  работы с
книгой,  тестами, графическими схемами  Учащиеся работали самостоятельно,  в 
группах   овладевали навыками  самоконтроля с помощью практических заданий. 
Слабым местом  в усвоении материала  на уроке является  поверхностное  
восприятие материала, не способность учащихся с ограниченными 
возможностями здоровья глубоко и осознанно понимать, и применять полученные
знания.       Важнейшим условием хорошего урока  для меня   является 
психологический комфорт. В конце уроке учащиеся  показали   своё настроение, 
отношение к уроку Ученики были настроены позитивно, удовлетворены 
результатами урока.
6. Анализ домашнего задания. 
В условиях школы – интерната домашнее задание   выполняется на занятии  по 
самоподготовке под контролем воспитателя во внеурочное время, а также  носит 
в большей степени развивающий характер  
      7. Оценка санитарно­гигиенических условий урока. 
Класс оборудован и содержит всё необходимое для качественного проведения 
урока. Классная доска (магнитная) зелёного цвета, пригодна для работы мелом, а также 
закрепления наглядности. 
На перемене использую  режим проветривания. В ходе урока была скрытая 
физминутка (перемещение в группы, согласен с ответом ­ встань).
 Применение наглядности, соответствовало нормам (текст печатный, цвет 
чёрный, четкость написания, размер букв оптимальный).  Наглядность 
демонстрировалась по мере необходимости, не отвлекая от работы класс
Правила охраны труда и техники безопасности соблюдались
    Общие выводы по уроку:
В самоанализе я попыталась осветить  структуру, формы, методы, приёмы работы
на уроке  по реализации цели и задач.   А также показала способы вовлечения 
учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебную деятельность  
Цели и задачи урока, на мой взгляд,  достигнуты.   Общие результаты урока: 
100% выполнение плана урока.
К недостаткам урока  отношу  слаборазвитую мелкую моторику пальцев рук 
обучающихся, что сказывается на качестве и скорости выполнения  практической 
работы. Для этого считаю необходимым  разнообразить методы и приёмы, 
направленные на  развитие мелкой моторики пальцев рук.
Считаю необходимым для повышения самообразования обратить внимание на 
коррекционную педагогику.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Малокрасноярская основная образовательная школа 

с. МалокраснояркаКыштовского района Новосибирской области

педагогической деятельности учителя технологии

Мальцевой Ольги Владимировны

Я, Мальцева Ольга Владимировна, работаю
учителем технологии в 5 – 8 классах в МКОУ Малокрасноярская ООШ–1год.  

Преподаю  в сельской основной школе, где
обучаются дети в основном со средним уровнем обученности и обучаемости. ( Приложение
№ 1)

Работаю по государственной программе
Министерства образования и науки Российской Федерации для5-8 классов
общеобразовательных учреждений, реализующей стандарты первого и второго
поколения.(Приложение № 2) Количество часов соответствует учебному плану
школы.

В условиях рыночной экономики с ее
жесткими требованиями к общетрудовым и профессиональным качествам работника
неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно,
выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми
знаниями и навыками. Поэтому в наше время актуально формирование свободной
социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с
использованием системного личностноориентированного подхода к процессу обучения
и воспитания.

 Постоянно занимаюсь самообразованием,
которое осуществляется по плану: изучение сборника нормативных документов по
технологии Федерального компонента государственного стандарта образования, 
федерального базисного учебного плана и программ по технологии, методической
копилки, опыта работы методического объединения, газеты «Первое сентября» на
сайте http://1september.ru. и др. Совершенствую владение ИКТ, систематически
знакомлюсь с материалами сайтов  Интернета и методической копилки учителей.

С 2014 года работаю над темой самообразования: «Личностноориентированный
подход на уроках технологии».

        Главная цель моей
деятельности: помочь обучающемуся открыть самого себя, показать мир
существующий не только вокруг, но и внутри каждого.   Для осуществления
поставленной цели выполняются следующие задачи:

использование новых элементов технологий, способствующих повышению
мотивации обучающихся в овладении предметом технологии, трудовыми навыками на
разных ступенях обучения;

развитие личности обучающихся посредством реализации учебного и
воспитательного потенциала предмета «технология»; – создание благоприятных
условий для развития личности.

         Укоренившиеся интересы и
склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного
личностного и профессионального самоопределения школьников. Главное, чтобы дети
получили практические навыки, знания и умения, компетентности, которые они
смогут применить уже сейчас, а не в будущем. 

Внутри личностно-ориентированного образования, как
направления в педагогической науке и практике, нет однородности и единодушия в
определении меры развития субъективности и саморазвития школьника.

Успех обучения возможен тогда, когда
изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и
познавательные особенности ребенка. 

                Анализ
      различных       подходов       к      пониманию      личностно-

ориентированного обучения позволил мне
занять собственную научную позицию: под личностно-ориентированным обучением
понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность обучающегося и
личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие
личности, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения
учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе
которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и
учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей
мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся.

По мнению И. С. Якиманской, одним из ведущих принципов
личностноориентированного обучения является проблемное изложение учебного
материала. Обучая по обязательным учебным программам сочетаю фронтальные,
групповые и индивидуальные задания для повышения качества и развития каждого
обучающегося, при таком сочетании успешно развивается познавательная
активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его
возможностей и способностей. Обеспечиваю связь обучения с жизнью на уроках
технологии, использую наиболее эффективные виды самостоятельной работы, делаю
процесс обучения динамичным, дифференцированным и активным. Дифференциация обучения
через ее формы необходима для оптимальной педагогической поддержки развития
индивидуальности, а не для ее изначального становления, так как этих формах она
не возникает, а лишь реализуется

 Строю обучение на основе познавательного опыта детей, их
способностей и интересов, предоставляя им возможность реализовать себя в
познании, в учебной деятельности и в учебном поведении, считаю первостепенным
научить их способам мышления в учебной деятельности, обеспечивая тем самым их
интеллектуальное развитие. 

Считаю, что обучающийся в конце урока,
построенного на основе личностно-ориентированного подхода, будет в состоянии
ответить на вопрос, чему он сегодня научился, чего он не мог ещё сделать вчера.
С моей точки зрения в этом заключается большая ценность личностно-ориентированного
подхода к обучению в школе.

Одним из условий формирования
самоопределяющейся личности является существование образовательного
пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически
вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Я строю
такое пространство учебной деятельности при активном участии своих обучающихся.

На уроках создаю атмосферу
доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого школьника в
работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего
урока. Методы организации взаимодействия обучающихся друг с другом всё активнее
входят в жизнь школы. Введение этих методов способствует накоплению учащимися
социального опыта общения.

По каждой изучаемой теме у меня
накоплены разноуровневые задания, тесты, практические и контрольные работы. В
целях повышения познавательной активности практически на каждом уроке
практикуются «Минутка эрудита», «Обо всем понемногу», когда обучающиеся готовят
очень короткие сообщения об интересных фактах, не встречающихся в учебнике. 

 В своей работе использую различные виды деятельности
обучающихся на уроке: проектная, практическая, игровая, исследовательская и
другие.  Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, провожу разные
физминутки для релаксации, а это способствует развитию познавательного интереса
к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания,
определяю рациональную методику. Стараюсь исключать из урока факторы,
приводящие к нарушению здоровья детей. Поэтому применяю в своей работе
различные валеологические приемы. Применяю основные правила лечебной
педагогики.

Всегда обращаюсь к обучающимся только по имени, так как
уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства.
Такое отношение не принижает его в глазах сверстников, других учителей, а,
наоборот, передает уважительное отношение к нему как к равноправному члену
общества. 

Считаю, что предмет «Технология» дает возможность
школьникам творческого самопроявления, дети проявляют познавательный процесс к
предмету.

Порой научить шить, вышивать значительно труднее, чем
решать алгебраические задачи. Поэтому я систематически и терпеливо приучаю
девочек координировать свои движения, работая двумя руками; учу организовывать
свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учу рациональным
приемам выполнения различных операций. Я всегда помню, что переучивать сложнее,
поэтому сразу обучаю правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять
правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.

Обучение на уроке стараюсь организовать
в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю
так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от
неумения к умению.  

В начале года провожу входные диагностические работы, в
конце— итоговые. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить
общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках. Данная система работы
позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

Чтобы не сдерживать обучающихся в развитии и сгладить
продолжительное отрицательное воздействие сенсорно-обедненной среды, подбираю
дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и
сильным, и слабым обучающимся. Дифференцирую задания по степени оказания помощи
школьникам со стороны учителя, по степени их самостоятельности при выполнении
задания. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности
школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в
своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры,
памяткиалгоритмы.

Стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к
предмету.   Подбираю яркие, интересные примеры с точки зрения восприятия конкретных
учеников, чтобы побудить интерес. Включаю в урок игровой момент, исторический и
занимательный материал. Вовлекаю как можно раньше обучающихся в процесс
постановки цели урока для формирования ценностно-смысловой компетенции. У
каждого ребенка формирую как можно более точный и понятный образ конечного
результата, так как если он отсутствует, то теряется интерес к обучению.

Применяю взаимоопрос, когда обучающиеся опрашивают друг
друга :задают друг другу дополнительные вопросы, если отвечающий затрудняется
при ответе, то отвечает задающий.

Систематически повышаю свой профессиональный уровень:
прохожу курсы повышения квалификации, приобретаю новинки методической
литературы, использую Интернет-ресурсы для подготовки уроков и расширения
кругозора, участвую в вебинарах. ( Приложение № 3)

Организую проведение предметной недели «Неделя технологии».
(Приложение № 4). Совместно с коллегами провожу Неделю психологии в
школе. ( Приложение № 5)

        Принимаю участие в методической
работе школы, оказываю помощь обучающимся при подготовке выступлений на
мероприятиях, олимпиадах всероссийского, школьного и муниципального уровня. ( Приложение
№ 6)         За активную деятельность с учащимися отмечена благодарностями
и дипломами. ( Приложение № 7)

        Участвую в оформлении школы,
совместно с обучающимися оформили стенд «Очумелые ручки». ( Приложение № 8). Участвую
в мастер-классах сети Интернет. Создала личные страницы на порталах «Инфоурок»
и «Видеоуроки», на которых размещаю собственные методические разработки. ( Приложение
№ 9). Веду работу по внедрению в образовательный процесс электронного
дневника «Дневник.ру». Являюсь участником проекта «Школа цифрового века» в сети
Интернет. 

       Участвую в различных образовательных
конкурсах, имею поощрения за педагогическую и общественную деятельность. ( Приложение
№ 10)

           МОУ «Казанская средняя (полная) общеобразовательная школа»           Ямщиковой Марины Сергеевны

                       Я, Ямщикова Марина Сергеевна, родилась в 1980 году, окончила  в 2002 году Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской по специальности «учитель технологии и предпринимательства», имею 2 квалификационную категорию, педагогический стаж 10 лет, в данной школе работаю с 2002 года.

                      В своей деятельности опираюсь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка, Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения; руководствуюсь программой развития школы, образовательной программой школы.

       В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.

                      Цель моей профессиональной деятельности: развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности. Для достижения цели ставлю перед собой задачи:

-Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;

-Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

-Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

-Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;

-Привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

-Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную, кружковую деятельность;

       Регулярно повышаю уровень квалификации при Марийском Институте образования:

      – Краткосрочные курсы повышения квалификации  учителей технологии  при Марийском институте образования по теме « Технологии формирования универсальных учебных действий в предметной области «Технология» в объеме 26 часов (10.2010г.)

      – Курсы повышения квалификации учителей технологии при  Марийском институте образования  по теме «Проектная деятельность на уроках технологии ив во внеурочной деятельности»» в объеме  36 часов.(11.2010г.)

       При этом самообразование имеет приоритетное значение, так как помимо высокого уровня теоретической и методической подготовки, существует необходимая потребность в поддержании себя чем – то новым, интересным, содержательным

        Тема, над которой я работаю: “ Личностно-ориентированная образовательная среда на уроках технологии ”. В ходе работы по данной теме мною  были выделены следующие задачи:

1. Выявить характерные черты личностно-ориентированного урока;

2. Определить и апробировать на учебных занятиях приёмы и методы актуализации субъектного опыта ребёнка;

3. Выяснить и использовать возможности создания ситуации индивидуального и коллективного выбора для учащихся в учебно-воспитательном процессе;

        Мною используются следующие  приёмы и методы построения личностно-ориентированного педагогического взаимодействия:

-приёмы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;

       Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно – ориентированного обучения.  Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.  Следовательно,  моя позиция предполагает:

– оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;

– отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению (как это чаще всего бывает), а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и активность;

– опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения. После последней аттестации в 2006 году удалось решить следующие задачи:

– повышение профессионального уровня  как учитель технологии

– повышение мотивации  обучения,  развитие познавательной активности учащихся;

– повышение качества знаний учащихся;

– расширена возможность  для самостоятельной творческой деятельности учащихся;

– организация и соблюдение здоровьесберегающих технологий.

       В своей профессиональной деятельности я учитываю образовательные потребности детей следующим образом: включаю материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия.   Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся  большее предпочтение отдаю технологии  разноуровневого (дифференцированного) обучения. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. На всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания. В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература,  карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, опорные схемы-таблицы, технологические карты и др.)  

        Также использую следующие педагогические технологии:                                                                                     –  Технология личностно-ориентированного обучения позволяет всесторонне и гармонически развивать ребёнка; каждый ребенок успешен.                                    

  -Элементы ТРИЗ(технология решения изобретательских задач) развивает исследовательские навыки и позволяет развивать эти навыки в процессе обучения с последующей презентацией работы в виде рефератов, докладов и т.д.                                          – Проектная деятельность – дети научились самостоятельно выбирать объекты для исследования и дальнейшего выполнения, выражать свои чувства в творческих работах.                             –  ИКТ технологии  –   повышение мотивации к изучению предмета; самостоятельная работа учащихся с программными средствами ,которая может быть по разному организована и отличаться различной долей самостоятельности- поиск информации в интернете, создание презентаций и т.д.

–  Здоровьесберегающие технологии  направлены на сохранение здоровья учащихся.

       На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.

        Перед собой ставлю решение многих методических проблем:

– Как активизировать деятельность учащихся?

– Как сделать процесс обучения радостным?

– Как привить желание детям узнавать больше и больше?

         На своем опыте  убедилась в большой важности для эффективного обучения технологии использование межпредметных связей. Это способствует более глубокому освоению  учащимися изучаемого материала путём систематизации ранее полученных знаний,  формирует целостный взгляд на предметы и явления.

        Особого внимания заслуживают  уроки с использованием ИКТ, которые значительно  повышают эффективность  учебного процесса. Такие уроки всегда вызывают большой интерес у современного ученика, повышают мотивацию к  изучению предмета. Использование компьютера с доступом в сеть  интернет  расширяет мои возможности при поиске дополнительного материала к урокам, подготовке   методических, раздаточных,  контрольно-измерительных материалов.  

       Акцентирую внимание на практической направленности обучения, которая является главной на уроках технологии. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-практикум,  зачет. При этом использую формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие), самостоятельную,  работа с учебником и тестирование в классах. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. 

       Значительное место отведено формированию у школьников бережного отношения к оборудованию, инструментам, материалам, стремлению к поиску рациональных путей выполнения практических задач, соблюдению  технологической дисциплины, правил организации рабочего места и техники безопасности. Выполняя практическую работу, объясняю, почему следует выполнить работу в той или иной последовательности. На заключительном этапе урока анализирую ошибки, допущенные при выполнении задания.   Учащиеся убеждаются в том, что несоблюдение технологической дисциплины приводит к потере рабочего времени, отрицательно сказывается на качестве работы. Всё это помогает содержательно и интересно провести урок.                

      В своей работе я использую различные методы оценки: оценочный, тестирование, дифференцирование. Основная моя задача  в оценочной деятельности – всё больше обращать внимание учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора. Каждый ученик по – своему реагирует на то, что ему удаётся в учёбе и что не удаётся, по – своему воспринимает оценку своего учебного труда. Оценка оказывает воздействие на мотивацию учащихся. В  работе я использую  различные упражнения и приёмы для развития мотивации. Приведу примеры:

2. Оценка – не отметка.

   Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

     В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

        Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие  конкурсы, проекты, интеллектуальные игры. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Работы таких детей участвуют в районных и республиканских конкурсах и выставках, где занимают призовые места, отмечаются  дипломами, грамотами и благодарностями:

Благодарственное письмо МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Сернурский муниципальный район» за активное участие в районном    конкурсе «Народная игрушка» от 5.04.07.

Грамота МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Сернурский муниципальный район» за 1 место    в районной выставке прикладного творчества  от 31 .03 08.

Диплом МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Сернурский муниципальный район» за 2 место    в районной выставке декоративно-прикладного и изобразительного творчества учащихся   от 29.03. 2010. Лауреат  выставки в номинации «Игрушки из глины»

Диплом Министерства образования Республики Марий Эл за технологическое совершенство изделий на республиканской выставке – конкурсе посвященной Дню Республики Марий Эл от 7.10. 06

Диплом конкурса детского творчества «Дом моей мечты» в рамках 9 Универсальной строительной выставки Выставочного Бизнес – Центра «Комекс»-2008г.

       Сертификат Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, ГУК РМЭ «РЦРК» об участии в шестом Республиканском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Городок юных мастеров проводимого в рамках декады, посвященной Дню славянской письменности и культуры в 2009 году  выдан   Емельяновой Ольге и Горшениной Марии.

        Несколько лет  школа является участником Республиканской ярмарки товаров и изделий, изготовленных учащимися образовательных учреждений.  Традиционным стало участие ребят в конкурсе детского творчества «Дом моей мечты» в рамках Универсальной строительной выставки Выставочного Бизнес – Центра «Комекс». Сама являюсь участником выставок декоративно-прикладного творчества, конкурсов и мероприятий, как районного,  так и республиканского уровня, что является положительным примером для учащихся, побуждает их к творчеству.

         Почетная грамота МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Сернурский муниципальный район»  от   2006 года.

         Благодарность администрации МО «Сернурский муниципальный район» за участие в выставке декоративно-прикладного творчества посвященной 85-летию   образования района          от 17.06.2006

        Сертификат Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, ГУК РМЭ «РЦРК» за подготовку участников в шестом Республиканском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Городок юных мастеров» проводимого в рамках декады, посвященной Дню славянской письменности и культуры в 2009 году.

        Диплом Министерства образования РМЭ, выставочного бизнес – центра «Комекс» за подготовку учащихся к участию в Конкурсе детского творчества «Дом моей мечты-2009»  

        Диплом МУ «Отдел культуры» за активное участие в республиканском фестивале народного творчества «Салют победы», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в номинации « Выставка живописных произведений и изделий декоративно- прикладного творчества» от 7.05.2010.

       Диплом МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Сернурский муниципальный район» за   2 место в районном конкурсе «Молодая семья»   от 2010 года.  

        В классах, где я работаю,  наблюдается доброжелательная атмосфера. Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперёд.

        В 2009 году я стала классным руководителем 4 класса. Главные цели, которые я перед собой поставила – способствовать сплочению коллектива, работать над формированием учебной мотивации и развитием учебных навыков; изучить личность каждого ребёнка, индивидуальные особенности и способности; скоординировать работу родителей в делах школы.

        Ребята с удовольствием участвуют во всех мероприятиях соревновательного характера. Показывают неплохие результаты:

 – Общешкольный конкурс “Смотр строя и песни” – 1 место;

 -Общешкольный конкурс «Алло, мы ищем таланты» 2009-2010у.г – 1 место,  

                                                                                            2010-  2011у.г.  –  призер;

-Общешкольный конкурс классных уголков- 1 место;

-Конкурс на лучшую новогоднюю гирлянду -1 место;

 -Общешкольный конкурс патриотической песни -1 место.

        В классе налажено самоуправление, общественные поручения в целом выполняются, особенно хорошо работают: староста, журналист, главные дежурные, художники.

        Я часто размышляю о связи школы и семьи. Считаю, что родителей нужно приглашать на уроки, классные часы.  Пусть мамы убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. В начале  учебного года родители выбирают родительский комитет. Он оказывает большую помощь в воспитании детей.

        Использую такие виды работы, как  ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации, встреча с администрацией, школьным психологом,  родительские собрания.

        Важным в своей работе считаю также взаимодействие с коллективом. По моему личному мнению, тесная, взаимодополняющая работа коллектива способствует решению задач образовательного учреждения. Своих коллег   считаю помощниками в работе и нахожусь с ними в доброжелательных отношениях. В своей работе часто обращаюсь к опыту работы коллег, анализирую, что-то перенимаю, делюсь своими интересными находками. Стараюсь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения, критику в свой адрес переношу хорошо, всегда стараюсь исправить свои ошибки. Мои взаимоотношения с коллективом находятся на высоком уровне товарищества и партнерства.

        С целью повышения педагогического мастерства посещаю педагогические советы, конференции, открытые занятия. Все это способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению профессионализма. Стараюсь накапливать, передавать, реализовать опыт гуманистической педагогики и демократизма, чтобы воспитанники могли в процессе обучения получить возможность формирования в себе общекультурного потенциала, а также способности конструктивно и созидательно мыслить, допускать множество истин, уважать позицию другого.

                        Передо мной как учителем стоит очень важная проблема: повысить мотивацию учащихся к изучению моего предмета. Отсюда вытекают перспективные задачи:

                 1. Заинтересовать детей изучением  технологии.

                 2. Развивать творческие способности учащихся.  

                 3. Совершенствовать умения и навыки .

                 4. Уделять больше внимания самостоятельности в изучении нового материала, использовании его в процессе закрепления и применения на практике.

                 5.  Применять метод личностно – ориентированного обучения.

                 6. Продолжать изучение новых педагогических технологий.

                 7.  Сочетать традиционные и новые методики преподавания.

                    Но мне хочется   закончить анализ своей работы  по-другому. Учитель                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       не делает карьеры.   Он – артист, но его слушатели и зрители ему не аплодируют. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться.  Мы навечно вызваны к доске. И сдаем экзамен каждый день. Экзамен по доброте, душевности, справедливости, взаимопониманию. Ведь знания сами по себе мало что стоят, если они не пропущены через сердце учителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *