Психология и педагогика
В наши дни на общество сильно влияют компьютерные технологии. Они проникают во все сферы жизнедеятельности человека, улучшая его информированность и давая множество новых возможностей в профессии, учебе, общении. Сфера образования тоже не является исключением – современный учитель не мыслит свою деятельность без применения информационно-технологических достижений и активно пользуется в работе разными средствами ИКТ: чатами, мессенджерами, форумами, блогами, электронной почтой, телеконференциями, вебинарами и многими другими доступными ресурсами.
Наша статья – для тех, кто хочется разобраться, как применяются информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе и где этому можно научиться.
Какие существуют методы использования ИКТ?
Учитель применяет на своих занятиях средства ИКТ при помощи следующих методов:
Основные задачи ИКТ-технологий в образовательном процессе
Некоторые педагоги сомневаются, нужно ли в совершенстве владеть компьютерными технологиями, чтобы провести эффективное занятие.
Основная цель ИКТ в образовании – облегчить работу учителя и повысить качество его деятельности до уровня, соответствующего современным стандартам.
Помимо этого, нужно помнить, что именно современный педагог отвечает за формирование у школьников высокого уровня информационной грамотности. А это тоже очень важная задача, поскольку знания в области компьютерных технологий дадут ученику в дальнейшей взрослой жизни множество возможностей, будут способствовать его самостоятельности и успехам в жизни.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
В современном обществе огромную роль играет умение обращаться с информацией. На смену традиционным способам преподавания все чаше приходят ИКТ, которые позволяют сочетать в себе доступность, наглядность и эффективность обучения.
Аббревиатура «ИКТ» означает информационно-коммуникационные технологии. В широком смысле под ними в педагогике понимают использование любого технического оборудования, позволяющего представлять информацию в новом качестве.
ИКТ появились еще в 1950-е годы, но повсеместное распространение на Западе получили только с 1980-х. В России постепенное внедрение информационно-коммуникационных технологий в педагогику началось с 1990-х годов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В настоящее время применение ИКТ входит в число приоритетных задач и закреплено во многих основополагающих документах об образовании.
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) содержатся рекомендации по использованию ИКТ в преподавании в условиях школы.
При этом большую роль играет формирование компетентности педагогов в этой сфере.
ИКТ-компетентность педагога — это владением им основами ИКТ, эффективное применение их на практике и готовность постоянно совершенствоваться в этой области.
Научно-технический прогресс ставит перед современным образованием новые вызовы. Приоритет с объяснительно-иллюстративных методов преподавания переходит в сторону обучения навыкам самостоятельного поиска информации и закрепления полученных знаний на практике.
В условиях информатизации общества особое внимание должно уделяться приобретению учащимися следующих компетенций:
Понятие и общая характеристика
ИКТ в педагогике — это совокупность методов, способов, инструментов и приемов работы с информацией с помощью компьютеров и других технических средств, которые позволяют наиболее эффективно достигать поставленные образовательные цели и задачи.
Использование ИКТ и электронных средств обучения в образовательном процессе
ИКТ широко применяются не только на уроках информатики, но и на всех этапах обучения, а также во внеурочной деятельности.
Основные формы применения:
Виды применяемых ИКТ в зависимости от типа информации:
В информационно-коммуникационных технологиях используют разные виды технических средств:
Организация образовательного процесса
Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться на разных этапах урока:
При применении ИКТ следует учитывать особенности детского здоровья и психологии. Необходимо не допускать перегруженности урока электронными средствами, а умело сочетать традиционные и информационные технологии.
При работе за компьютером нужно периодически делать перерывы, проводить зарядку для зрения и другие «физкультминутки».
Основные этапы учебного занятия с использованием ИКТ
На этапе подготовки к учебному занятию педагогу следует:
Во время проведения занятия педагогу использовать следующие этапы:
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Текст с ошибкой
Расскажите, что не так
Эта технология всем нам нужна
Без этой технологии просто никуда
Заменяет нам она на доске мелок
С нею ярче сразу становится урок/
Как вы думаете, о какой технологии пойдет речь?
21 век – эпоха информационного общества. Поэтому информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль в процессе обучения
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. И КТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала,усилить образовательные эффекты,активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его.
Задача учителя состоит в следующем: построить процесс обучения так, чтобы ученики хотели идти на урок, хотели получать знания, могли самостоятельно находить и использовать их.
Новая компьютерная грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.
Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке. Информатизация школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века.
– это технологии подготовки и передачи информации обучаемым, средством осуществления которых является компьютер и другие технические средства, а также это средства стимулирования познавательной и творческой активности учащихся
Цель применения ИКТ:
Отсюда следуют задачи использования ИКТ:
• повысить мотивацию обучения;
• повысить эффективность процесса обучения;
• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
• совершенствовать методики проведения уроков;
• своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
• планировать и систематизировать свою работу;
• использовать как средство самообразования;
• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Основные направления информатизации образования:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.);
проведение урока с использованием ИТ(применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
осуществление проектной деятельности школьников с использованием ИКТ.
Формы использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
Поэтому одной из наиболее распространенных форм использования ИКТ является на определенную тему по учебному материалу как учителем, так и учеником.
Так на уроках в начальной школе, уже во 2 классе дети самостоятельно разрабатывали и защищали проекты по темам «Узоры и орнаменты» по математике и по окружающему миру «Старинные города России», а также на уроках английского языка, математики и информатики.
вызывают живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.
Тренажеры – отличное средство для отработки определенных навыков и умений. Заучивание таблицы умножения, формирование навыков решения задач, примеров, запоминание словарных слов или развитие орфографической зоркости. Такие задания дети воспринимают на уровне игры, постепенно идет отработка и развитие этих навыков. Процесс интересен, эффективен.
(слайд 17)У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый видеоматериал в качестве дополнения к учебнику.
Российская электронная школа – это не только интерактивные уроки по всему школьному курсу. На портале также представлены театральные постановки и концерты, музейные экспозиции, а также созданы виртуальные лаборатории.
Интерактивные уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала.
Видеоролики с лекциями учителей дополняются иллюстрациями, фрагментами из документальных и художественных фильмов, аудиофайлами, копиями архивных документов и т.п.
электронные энциклопедии (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия) и электронные библиотеки (
Русский язык для наших детей
делает урок живым и динамичным. Яркие, красочные, с мультипликацией, использованием игровых моментов, переключающие внимание с анимационных заставок на статичную страничку, виртуальные выставки привлекательны для читателей, и особенно для детей.
Возможные варианты использования компьютерных тестов:
– провести тестирование всех учащихся для контроля по определенной теме;
– проверить знания лишь нескольких учеников во время урока;
– можно не использовать тест на уроке, а раздать его ученикам (на флэшке) на дом для самостоятельной проверки своих знаний, например, перед контрольной работой.
On-line домашние задания
оценивают как один из лучших игровых тренажеров для закрепления таблицы умножения. В «Математейке» огромное количество уровней, которые можно открыть только по мере прохождения предыдущих.•
Пишем словарный диктант«Русский язык» — программа, скорее, не игровая, а уже классически учебная. Здесь представлено восемь тем, которые чаще всего вызывают затруднения у учащихся начальной школы. По каждой из них школьнику предлагается пройти словарный диктант, состоящий из 10 заданий (кстати, их количество можно менять от 5 до 30). Если ребёнок отвечает неправильно, приложение указывает на ошибку и предлагает запомнить правильное написание. Удобно, что все неправильно написанные слова сохраняются в памяти программы, так что можно без труда устроить своему чаду персональный диктант по самым сложным заданиям.
Пишем грамотно,учим английские слова,не забываем про историю России и др.
Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения,
Социальный сервис Plickers позволяет реализовать быструю обратную связь от класса (аудитории родителей, слушателей), мобильные голосования и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденному или текущему материалу, мгновенный учет посещаемости занятия. Работа с мобильным приложением отнимает не более нескольких минут. Получение результатов опроса происходит на занятии без длительной проверки. Наличие смартфонов или компьютеров обучающимся не требуется.
Мобильное приложение Plickers под управлением iOS или Android, установленное на планшет или мобильный телефон педагога, считывает QR-коды с бумажных карточек обучающихся. Компьютер или ноутбук с открытым сайтом Plickers в режиме LiveView и проектор позволят учащимся видеть вопрос педагога. В конце опроса его результат можно вывести на экран, т.к. приложение отображает статистику ответов и выстраивает диаграмму на основе ее анализа.
УРОК. РФ — педагогическое сообщество, предназначенное для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью. Ф ИПИ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором уже размещены демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2019 г. и опубликованы открытые банки заданий ГИА.
1сентября.рф — известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки.
school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. ict.edu.ru — федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
pedsovet.org — всероссийский интернет-педсовет.
Таким образом применение ИКТ оправдано, так как
позволяет активизировать деятельность учащихся,
дает возможность повысить качество образования,
повысить профессиональный уровень педагога,
разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса.
А также, средства ИКТ, используемые в современном образовании позволяют добиваться высоких результатов в обучении. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимся в системе открытого и дистанционного обучения
Применение ИКТ – это расширение возможностей ученика обучаться в деятельности. А самостоятельная творческая деятельность учащихся – это залог прочности добываемых знаний, а также залог того, что интеллектуальные способности детей получат свое развитие.
Что такое ИКТ – знают даже дети
Это лучшее, что есть в нашем интернете
И наглядно и понятно обучаться так приятно
Презентации и тесты
Ярко, живо, интересно.
Только зазвенит звонок
Мчатся дети на урок
Знанья получать пора
ИКТ –ура, ура!
Мы желаем вам, чтобы дети бежали к вам на урок с криками «Ура»
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении
Учитель английского языка
Как Вы понимаете термин ИКТ?
Если исходить из названия, ИКТ представляет собой нечто, что предоставляет нам информацию и способствует общению либо сообщению между людьми в самых разных проявлениях. Но, в таком случае, книга, газета, радио, ТВ, и даже бабушки на скамейке – это тоже ИКТ?
А если представить себе средневековье, когда не было никаких компьютеров, телефонов и т.д., и даже книга была чем-то новым для обычных людей. А что мы делаем, когда сталкиваемся с чем-то новым и не знаем, как с этим разобраться? Изучаем инструкцию, пытаемся разобраться с устройством «методом тыка», либо обращаемся в техподдержку, к специалисту. Предлагаю посмотреть видеоролик о средневековом представителе техподдержке, помогающем обычному горожанину.
(просмотр видео, обсуждение)
Как вы видите, тяжело привыкать к новому и осваивать новинки. Однако, это совершенно необходимо, чтобы расти личностно и профессионально. Сегодняшняя реальность такова, что без применения ИКТ в том или ином формате невозможно себе представить ни одну сферу человеческой деятельности, в том числе и образование.
Итак, что понимается под ИКТ? Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) сопряжено с изменениями в системе использования и оценивания знаний. Следовательно, динамично меняются способы обучения, методики и технологии.
Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования ИКТ. Вторая – в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.
Широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
• максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
• раскрытия творческого потенциала обучающихся;
• освоения современных информационных технологий.
2. Учебно-методический аспект. ИКТ являются действенным инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяющим им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. При этом электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные средства ИКТ при к занятию; непосредственно при объяснении нового усвоенных знаний, в процессе знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д.
3. Организационный аспект. ИКТ может помочь в организации форм обучения:
• при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
• при фронтальной либо подгрупповой формах работы.
4. Контрольно-оценочный аспект. И КТ обеспечивает быструю обратную связь, взаимодействие преподавателя и обучаемого. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления наблюдения, мониторинга, различных видов контроля и оценки знаний.
ИКТ в образовании: где и как?
С помощью методов и средств информатизации учитель должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности. Попытаемся ответить на эти вопросы.
Вопрос первый: что? Какие могут быть информационные ресурсы. Их огромное многообразие:
электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний; виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры; энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия; дистанционные учебные курсы, электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы; электронная почта, электронные телеконференции; поисковые системы, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
с обучаемым средства ИКТ могут быть асинхронного режима связи – «offline», синхронного режима связи – «online».
Возникает следующий вопрос: где это все брать? Помимо того, что сейчас есть возможность приобретения данных ресурсов на различных носителях (CD, DVD), в сети интернет существует огромное количество образовательных сайтов, сайтов, где учителя могут найти либо готовые к применению ресурсы, либо создать их самостоятельно. Я предлагаю вашему вниманию всего лишь несколько сайтов, которыми можно воспользоваться при подготовке и проведении уроков.
как, на чем применять ИКТ? Безусловно, идеальный вариант ИКТ во время учебных занятий – это полностью технически оборудованный кабинет (ИАД, компьютеры с выходом в интернет, ноутбуки). При отсутствии же вышеназванных условий, можно попытаться «извлечь все, что можно из того, что имеем». Используем моноблок (установленные программы, либо ресурсы интернет), дети могут пользоваться сотовыми телефонами, планшетами и т.д.
? Приведем примеры того, каким образом можно применить ИКТ на различных этапах работы:
при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно – энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
в закреплении программного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);
в самостоятельной работе (обучающие программы типа “Репетитор”, энциклопедии, развивающие программы);
в проведении интегрированных занятий по методу проектов.
Примеры того, как ИКТ могут быть использованы в качестве учебного пособия для содействия пяти аспектам преподавания:
•демонстрация ученикам различных приемов (например, как проводить измерения в точных науках и т. д.);
•сопоставление идей (например, в области искусства и музыки и т. д.);
•обмен работами других учеников в целях изучения и обсуждения (например, в правописании и истории и т. д.);
•сравнение и интерпретация работы учеников (например, видеоклипы).
•предоставление ученикам моделей реальных жизненных проблем или событий (например, схема в науке или изменения пейзажа в географии и т. д.);
•демонстрация ученикам приемов анализа текста и использования письменной формы (например, в правописании или в истории);
Оценка и анализ.
обеспечение учеников доступом к информации в различных формах (например, DVD- диски, аудиокассеты, знаки, символы, разные языки);
содействие открытиям в обучении (например, поиск информации на веб-сайте по любому предмету);
демонстрация ученикам различных типов текстов (например, научно-популярные тексты по правописанию, анализ использования авторами речи для выражения эмоций и чувств и т. д.);
предоставление альтернативных презентаций и изображения (например, принятие решения о наиболее подходящих таблицах для собранных данных, сравнение работы разных художников, разработка схемы или последовательности, например, звуки в музыке или число в математике и т. д.).
Представление и общение
обмен идеями и работами учеников (например, их проекты, разработанные в области дизайна и технологии);
обмен информацией (например, презентации в PowerPoint), совершенствования и повышения качества работы учеников (например, редактирование текста по правописанию и т. д.);
обобщение мнений и информаций (например, ученики могут сообщать по электронной почте другим ученикам о местных экологических вопросах по географии, пошаговое запечатление стадии решения проблем по математике).
Тестирование и подтверждение
сбор данных для проверки, подтверждения или опровержения предположений (например, использование оборудования по регистрации научных данных, чтобы сравнить влияние изменения одного фактора и т. д.); изучение базы данных (например, изучение влияния изменений на окружающую среду географии с использованием целого ряда ИКТ-ресурсов в истории, отслеживание влияния изменений с помощью изображений);
использование интерактивной программы обучения (ИПО) (напр, генерирование чисел, форм или моделей в области математики, ведущее к общему выводу, который, в дальнейшем, может быть проверен и т. д.).
Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий
1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. Важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её
Используя ИКТ, необходимо планировать работу по обобщению и закреплению учебного материала через использование мультимедийных энциклопедий, включение тестовых заданий и закрепление знаний, умений и навыков на обучающих тренажерах, в обучающих программах.
Планируя формы работы с использованием ИКТ, необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность).
5. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие студентов в группе, поэтому важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.
6. Необходимо ориентировать учебную деятельность и самостоятельную работу обучающихся на удовлетворение образовательных потребностей студента.
8. При подготовке к занятиям с использованием ИКТ необходимо учитывать особенности акцентирования ) отдельных элементов, физиологические стороны восприятия (четкость печати, особенности шрифтов и т.д.).
Как учителю повысить свою информационно-коммуникационную компетентность?
Огромную роль в образовательной деятельности играют методическое сопровождение и применение информационно-коммуникационных технологий, поэтому так важно иметь возможность распространить педагогический опыт в этой области, сделав необходимые знания доступными для каждого.
Сегодня существует множество специальных курсов для педагогов, коучей и тренеров, на которых можно освоить ИКТ и начать применять их в своих уроках. Очень важна готовность учителя проводить занятия с использованием новых технологий, а также осознанное желание получить теоретические и практические знания и умения.
На онлайн-курсе в нашей академии всего за 2 месяца можно освоить профессию методиста по ИКТ и получить соответствующий диплом. На обучении вы познакомитесь с основами методической работы и ее организацией в условиях образовательного учреждения, узнаете, как создать и правильно вести базу данных использования ИКТ в образовательном процессе, научитесь организовывать электронное и дистанционное обучение на самом современном уровне. В наших образовательных материалах учтены все нововведения и актуальные изменения. Ждем вас на обучение, чтобы получать качественные знания и делать нашу сферу образования еще лучше!
Использование ИКТ на уроках
Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.
18 декабря 2019
Зачем нужны ИКТ-технологии в учебном процессе?
Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?
Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.
Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.
В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?
Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:
Окружающий мир. 3 класс. Часть 1
Электронная форма учебника (ЭФУ) Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Окружающий мир 3 класса Виноградова Н. Ф. Калинова Г. С. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Э ФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник интегрирует знания о природе, человеке и обществе. В процессе изучения «Окружающего мира» решаются различные образовательные задачи: у младших школьников формируются знания о планете Земля, ее растительном и животном мире; воспитывается культура отношения человека к природе. Система обучающих заданий развивает умственные способности учащихся, их восприятие, мышление, воображение.
Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе
Основной принцип применения ИКТ в повседневной практике педагога
Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:
А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.
Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.
В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.
Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!
В каких случаях педагогу особенно помогут информационные технологии?
Можно сказать, что в любых. И КТ особенно незаменимы:
В любом случае, будет ли урок не только познавательным, но и интересным, во многом зависит от фантазии, активности и знаний учителя.
Виды информационно-коммуникационных образовательных технологий
К средствам ИКТ относятся программные, аппаратные и технические современные устройства, предназначенные для обмена, накопления, хранения, обработки, передачи различной информации.
Тот прорыв в области информационно-компьютерных технологий, который происходит в наши дни, предполагает пересмотр способов организации уроков в образовательных учреждениях. Чаще всего педагоги в учебном процессе прибегают к следующим средствам информационных технологий:
Все средства ИКТ подразделяются на следующие виды в зависимости от своего назначения:
В чем главные преимущества использования ИКТ в образовании?
Использование информационных технологий в образовательном процессе имеет множество плюсов и позволяет:
Разбираем понятие ИКТ и их функции в сфере образования
Методы, производственные процессы и программно-технические средства, которые применяют, чтобы собрать, обработать, сохранить, распространить, отобразить или использовать информацию в интересах пользователей, называют .