Как описать учебно-методическую работу
Для вузовского преподавателя это не менее важное направление деятельности.
Поэтому учебно-методическая работа тоже часто отражается в годовом отчете.
Здесь необходимо перечислить:
В некоторых университетах разрешают включать в отчет и переработанные
материалы. Также приветствуется упоминание членства в методических
объединениях и участие в разработке учебно-методических комплексов.
Как оформить
Общие требования можно брать из упомянутого ГОСТ 7.32-2001. Но в каждом вузе
есть свой шаблон, который либо дают преподавателям в соответствующем
подразделении, либо выкладывают на официальном сайте.
Поскольку требования к оформлению отчета везде свои, мы просто приведем
примеры от разных образовательных организаций.
Типовая структура
Привести к единому виду структуру отчета преподавателя довольно трудно – очень
много вариантов может быть. Поэтому мы ограничимся укрупненными блоками,
взятыми из
ГОСТ 7.32-2001
. Он разработан для составления отчетов по НИР, но для учебной работы тоже
подойдет. Итак, структура включает (табл. 1):
Типовая структура отчета о работе преподавателя
Были поставлены следующие годовые задачи:
1. Систематизация образовательной работы, обеспечивающая речевое развитие дошкольников, через разные виды речевых технологий.
2. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через интеграцию всех видов деятельности.
3. Совершенствование содержания работы по региональному компоненту, поиск новых форм с социумом.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в группе. Согласно плану проводились медицинское, педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва, 2014 и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности.
Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.
Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа средней группы «Пчелки» МДОУ «Детский сад №14 «Ивушка» на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
В течение года в группе были проведены следующие мероприятия с детьми: Дни здоровья, Неделя безопасности, День матери, новогодний утренник «А где же варежка Деда Мороза?», «Масленичные гуляния», утренник к 8 марта «Мамин праздник», «День Космонавтики», «День Победы»
Мы совместно с детьми участвовали в инновационной работе, были разработаны и реализованы проекты :
«Мой дом, мой город», «Дорожная грамота», «Я и моя семья», «День матери в детском саду», «Здоровая семья-здоровое детство», «Ах, ты зимушка-зима», «Зимние забавы», «Мои игрушки», «Мебель», «Есть такая профессия-Родину защищать», «Мамин день!», «Природа родного края», «Комнатные растения-наши друзья», «Народные промыслы России», «Москва-сердце России», «Мы помним. Мы гордимся.».
Приняли участие в выставке «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», ко Дню Победы «Мы помним. Мы гордимся.», в выставках-конкурсах рисунков.
В ходе проведенных мероприятий были получены как положительные, так и отрицательные результаты.
положительные: дети научились работать в коллективе, эмоционально воспринимать друг друга они с большим удовольствием участвовали в мероприятиях;
отрицательные: Не все из родителей воспринимают просьбу педагога о участии в мероприятиях.
Мной был сделан вывод о том, что в следующем году при проведении мероприятий с детьми необходимо особое внимание обратить на тщательную работу с родителями по изготовлению костюмов и атрибутов.
Работа с родителями.
В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация «Уголок для родителей», «Наше творчество», «Семья», стенгазета «С чего начинается Родина?», «Азбука для родителей», «Дисциплина на улице-залог безопасности». В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях группы и ДОУ. На протяжении учебного года проводились родительские собрания. Детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в разнообразных проектах:
Наиболее яркими были следующие мероприятия:
«День Матери», Новогодний утренник, развлечение «Зимние забавы», «Масленичные гуляния», утренник к 8 марта «Мамин день», «День Победы».
Родители активно участвовали в изготовлении кормушек для птиц, в изготовлении поделок к конкурсам: «Дары осени», «Мастерская деда Мороза», «Ко дню Победы», рисовании рисунков вместе с детьми для выставок.
Родители были в восторге, они делились своими впечатлениями с родственниками и знакомыми.
В течении года велась работа по самообразованию по теме:
«Комплексный подход и взаимодействие образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников».
Цель: формирование интереса через комплексный подход и взаимодействия образовательных областей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении и проявлении творческого потенциала дошкольника.
Были проведены следующие мероприятия:
с детьми: занятия, игры, развлечения;
с педагогами: доклады, консультации, папки-передвижки, мастер-класс;
с родителями: консультации, доклады, папки-передвижки, анкеты, мастер-класс.
Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно-развивающей среды. Были полностью заменены предметно-развивающие уголки: нравственно-патриотический уголок, математический уголок, уголок ИЗО, уголок природы, спортивный уголок, больница, аптека, ферма. Были куплены игрушки, игры, пособия. Так же были изготовлены дидактические игры. В течении года пополнялся уголок народных промыслов. Появился мини-музей «Быт терских казаков и крестьянский быт» с национальными куклами. Дополнительно оснащены уголки для сюжетно-ролевых игр. Четко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Воспитанники проявляли большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении игр и пособий.
Деятельность воспитателя предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов.
При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные методы: наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг, индивидуальная работа, так и нетрадиционные методы работы : пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, элементы ТРИЗ и РТВ.
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ.
Результаты освоения основной общеобразовательной программы
за 2016- 2017 учебный год
-Умеют считать до 5, пользуясь правильными приемами счета.
-Называют числительные по порядку.
-Сравнивают две группы предметов, путем поштучного соотнесения, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.
-Имеют представление о порядковом счете, отвечают на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
-Умеют сравнивать два предмета разной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем и убывающем порядке.
-Различают, из каких частей составлена группа предметов, называют их характерные особенности (цвет, форму, величину).
-Различают и называют плоские геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг, ромб и объемные: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида и знают их характерные отличия.
-Умеют соотносить форму предметов с известными геометричекими фигурами: тарелка-круг, мяч-шар, дверь-прямоугольник и т. д.
-Определяют пространственные направления от себя (вперед-назад, вверх-вниз); обозначают словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева-окно, сзади на полках-игрушки, дом стоит далеко, а березка растет далеко).
-Называют части суток, их последовательность (утро-день-вечер-ночь) и характерные особенности.
-Научились играть в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, сравнивают и группируют предметы по внешним признакам; составляют целое из частей (кубики, мозайка, пазлы); освоили правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).
-Называют материалы (стекло, резина, пластмасса, кожа, из которых сделаны игрушки, предметы, об их свойтвах и качествах.
-Имеют представления о правилах поведения в общественных местах.
-Знают виды общественного транспорта (автобус, поезд, самолет, теплоход).
-Называют различные профессии (шофер, продавец, почтальон, врач и т. д.).
-Имеют представления о трудовых действиях, орудиях труда (их назначении).
-Умеют называть времена года, узнавать и выделять их по признакам.
-Называют домашних и диких животных, зимующих и перелетных птиц, насекомых (муравей, бабочка, божья коровка, жук)
-Имеют представления о травянистых и комнатных растениях (способах ухода за ними).
-Называют фрукты и овощи, ягоды, где они растут.
-Имеют представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питение и т. д.)
-Называют предметы, их части, материалы, из которых они изготовлены.
-Используют в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
-Называют существительные, обозначающие профессии: глаголы, характеризующие трудовые действия и существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
-Определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток.
-Употребляют слова-синонимы (чистый-грязный, светло-темно).
-Произносят гласные и согласные звуки,
-Различают и называют слова на определенный звук.
-Употребляют существительные в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, медвежата-медвежат); форму множественного числа родительного падежа (вилок, яблок, туфель).
-Участвуют в беседе, отвечают на вопросы и задают их.
-Описывают предмет, картину, составляют рассказ по картине, созданной ребенком и использованием раздаточного дидактического материала.
-Пересказывают наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
-Слушают внимательно сказки, рассказы, стихотворения; запоминают и пересказывают небольшие отрывки.
-Интересуются искусством, проявляют эмоции при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.
-Различают профессии артиста, художника, композитора.
-Узнают и называют предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).
-Выделяют и называют основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, жест, звук) и создают свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.
-Знают произведения народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).
-Умеют создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
-Сохраняют свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирают все со стола.
-Умеют рисовать отдельные предметы и создают сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (дети играют, цыплята гуляют по травке) и добавляют к ним другие (солнышко, дождик и т. д.).
– Правильно держат кисть, карандаш, фломастер, цветной мелок и закрашивать линиями и штрихами в одном направлении (сверху вниз или слева направо).
-Умеют правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (зайчик, кукла) и соотносить их по величине.
-Создают декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.
-Выделяют элементы городецкой росписи, называют цвета, используемые в росписи.
-Умеют лепить из глины (пластилина) :
прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягивать отдельные части из целого куска,
прищипывать мелкие детали (ушки у козлика, клюв у птички,
сглаживают пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
-Умеют правильно держать ножницы и пользоваться ими.
-Вырезают по прямой линии короткие и длинные полосы, составляют из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка и т. д.); круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем округления углов; разрезать на две или четыре части (круг-на полукруги, квадрат-на треугольники и т. д.).
– Составляют композицию из отдельных предметов и аккуратно приклеивают к картону.
-Различают и называют строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок).
-Анализируют образец постройки: выделяют основные части, различают и соотносят их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (стены, крыша, кабина и т. д.).
-Самостоятельно измеряют постройки (по высоте, длине, ширине).
-Сооружают постройки из крупного и мелкого строительного материала, используя детали разного цвета для украшения построек.
-Сгибают прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивают к основной форме детали (к дому-окна, двери, трубу; к автобусу колеса и т. д.).
-Изготавливают поделки из природного материала и используют для закрепления частей клей и пластилин.
-Умеют здороваться и прощаться без напоминания со стороны взрослого, могут вежливо выразить свою просьбу, поблагодарить за оказанную услугу, оказать помощь товарищу.
-Самостоятельно одеваются, раздеваются в определенной последовательности.
-Имеют первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки недные, женственные).
-Рассказывают о семье, ее членах (сын, папа, мама, дочь и т. д.).
-Используют вещи по назначению, ставят их на место.
-Замечают изменения в оформлении группы, зала, участка детского сада.
-Самостоятельно могут одеватся и раздеватся, аккуратно складывать и вешать одежду, приводить ее в порядок.
-Стремятся быть аккуратными и опрятными.
-Самостоятельно готовят свое рабочее место и убирают его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (моют баночки, кисти, протирают стол и т. д.).
-Выполняют индивидуальные и коллективные поручения, умеют договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы.
-Самостоятельно поддерживают порядок в группе и на участке детского сада: убирают на место строительный материал, игрушки.
-Самостоятельно выполняют обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставляют хлебницы, глубокие и мелкие тарелки, раскладывать столовые приборы, ставят салфетницы.
-Помогают воспитателю в работе на огороде и на клумбе, приводить в порядок инвентрь после работы (очистить, отнести в определенное место).
-Знают о правилах поведения в природе, понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
-Знают о назначении светофора и работе полицейского.
-Различают виды городского транспорта, особенности их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», машина МЧС, автобус, трамвай, троллейбус).
-Знают знаки дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
-Знакомы с правилами езды на велосипеде, с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайники т. д., с правилами поведения с незнакомыми людьми, с правилами поведения при пожаре и о причинах возникновения пожара.
-Умеют аккуратно пользоваться столовыми приборами.
Итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Результаты деятельности группы «Пчелки» за 2016 – 2017 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.
Знания и навыки, полученные детьми в ходе образовательной деятельности, систематически закрепляются и применяются в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки.
Анализ работы по повышению квалификации и распространению педагогического опыта педагога
В течение года мною был проведен семинар-практикум на тему «Народные промыслы Ставропольского края». Это позволило обобщить педагогический опыт по теме «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья».
В конце учебного года было проведено итоговое занятие «Путешествие на воздушном шаре» по ФГОС.
Было активное сотрудничество со специалистами, совместно проведены «День матери», «Коляда», «Масленичные гуляния». Мною в учебном году пройдены курсы повышения квалификации по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт», это позволило углубить свои знания в области образования в ДОУ, усовершенствовать работу в педагогическом процессе.
Общий вывод о проделанной работе
В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи.
Проблемы работы с детьми : недостаточная оснащенность физкультурного зала и физкультурной площадки современным оборудованием, недостаточное освоение некоторыми детьми физических нормативов программы (причины – индивидуальные возможности и особенности детей, в т. ч ОВЗ).
Проблемы работы с родителями : не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад. Воспитанники пропускают утреннюю зарядку, что неблагоприятно сказывается на их физическом развитии. Некоторые родители не воспринимают всерьез домашнее задание, которое дает педагог по данной теме. Не все родители прислушиваются к рекомендациям воспитателя (не пропускать детский сад без серьезной причины).
-по результатам мониторинга
самой проблемной оказалась образовательная область “Речевое развитие” : освоение не всеми детьми данной области; в связи с другой национальностью ребенка.
– дети научились решать личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту; получили первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладели умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;
– улучшили навыки самообслуживания (самостоятельно одеваются и раздеваются, убирают игрушки по своим местам);
-Успешно освоены новые нетрадиционные методы работы с пластилином- «пластилинография»;
-Разработан и реализован долгосрочный проект «Люби и знай родной свой край», дети больше узнали о своем родном крае;
-Дети научились использовать в речи обобщающие слова, группировать знакомые предметы и классифицировать их ( посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя, зимняя, определяют первый звук в слове;
-Дети знают название своей страны, родного города, родного края, как зовут президента России и т. д.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году на 2017- 2018 учебный год, я планирую:
1. Продолжать работу с детьми по всем образовательным областям.
2. Использовать нетрадиционные методы работы с детьми по речевому развитию (Мнемотехника).
3. Направить все усилия на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе.
4. Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
5. Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка 5-6 лет, умением применять их в общении.
6. Находить и применять инновационные методы и подходы по направлению «физическое развитие», продолжать работу по внедрению здорового образа жизни среди детей и родителей.
7. Продолжать совершенствовать уголки по развивающей среде в группе в соответствии с ФГОС: парикмахерская, мастерская для мальчиков.
8. Повысить уровень педагогического мастерства путём участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.
Пример отчет о научно-педагогической деятельности за период пребывания в должности доцента
о научно-педагогической деятельности
кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики и организации предприятия ИГЭУ ОДИНЦОВОЙ Екатерины Витальевны
за период пребывания в должности доцента
(сентябрь 2007 – март 2012 г.г.)
1. Учебная работа
В соответствии с нагрузочной картой проводила следующие виды учебных занятий: чтение лекций, практические занятия, руководство курсовым и дипломным проектированием.
Проводила учебные занятия по следующим дисциплинам: Производственный менеджмент, Менеджмент и маркетинг, Экономика и организация производства, Бухгалтерский учет, Управление затратами, Основы менеджмента, Общая теория статистики, Банковское дело.
Лекционная нагрузка по курсам Основы менеджмента, Менеджмент и маркетинг, Экономика и организация производства в 2009-2010 учебном году составила 154 часа, по курсам Производственный менеджмент, Основы менеджмента, Менеджмент и маркетинг, Экономика и организация производства в 2010-2011 учебном году составляет 194 часа.
2. Учебно-методическая работа
В целях обеспечения и совершенствования учебного процесса за отчетный период выполнены следующие работы:
изданы методические указания для проведения практических занятий по бухгалтерскому учету в двух частях;
разработаны курсы лекций по дисциплинам: «Основы менеджмента», «Экономика и организация производства», «Менеджмент и маркетинг»;
разработаны тестовые задания по дисциплинам: «Бухгалтерский учет», «Основы менеджмента».
3. Научно-исследовательская работа
Результаты научных изысканий докладывались на конференциях и научно-практических семинарах, включая международные и всероссийские.
Список научных трудов за отчетный период включает 4 работы, из них монография на тему «Ассортиментная политика в управлении стоимостью компании» – 1, статей опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией – 1 (Москва, Экономические науки, 2008); научных работ, опубликованных в межвузовских сборниках научных трудов, трудах научных конференций, научных изданиях – 2.
5.06.2009 года была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему «Методы формирования оптимального ассортимента производственной программы машиностроительного предприятия» по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность)».
4. Воспитательная работа со студентами
С 2009 года веду общественную работу со студентами в куратора группы.
5. Организационно-методическая работа
Постоянно участвую в заседаниях кафедры, принимаю участие в обсуждениях учебных планов, планов семинарских занятий и дипломных работ.
6. Трудовая и исполнительная дисциплина
Отчет Е. В. Одинцовой о работе в должности доцента заслушан и утвержден на заседании кафедры ЭиОП, протокол № 2 от 3.11.2010 года.
Зав. кафедрой ЭиОП В. И. Колибаба
Секретарь Н. Ю. Матвиевская
Как описать научно-исследовательскую работу
Этот раздел содержит следующие сведения:
Также рекомендуем:
Листы: печатные, авторские и другие
Разрешается включать в эту часть отчета и иные сведения. Например, вы
руководили студенческим научным кружком или получили награду за научные
достижения – все это непременно найдет место в отчетности.
Нужно ли включать учебную, воспитательную и организационную работу
На этот вопрос ответить могут только в конкретном вузе. В одних такие
компоненты обязательно включаются в отчет о проделанной работе преподавателя.
Другие предпочитают выводить эти сведения в отдельный документ.
К учебной работе обычно относят:
В качестве воспитательной можно рассмотреть любую внеаудиторную работу со
студентами. Также она включает выполнение функций куратора группы,
взаимодействие с абитуриентами и профориентацию школьников. Иногда последние
два направления относят к организационной работе. Такие нюансы тоже лучше
уточнить на своей кафедре.