РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Борщенская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

ОБЖ в 5 классе

Тема: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища»

Учитель ОБЖ: Будякова И. В.

Тема:  «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища»

Продолжение учебного занятия:

Тип учебного занятия:

Систематизировать знания учащихся по особенностям жизнеобеспечения современного дома (квартиры) в городе, обратить внимание на необходимость строгого соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

– Продолжить формирование универсальных учебных действий:

умения выбрать главное из текста учебника;

развитие умений целеполагания, планирования, рефлексии;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

коммуникативных УУД: умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.

знают о городе как месте проживания человека, об особенностях жизнеобеспечения жилища

осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде

:   мультимедийный  проектор, ноутбук.

: Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное  планирование  к учебнику  А. Т. Смирнова «Основы  безопасности жизнедеятельности», мультимедийная презентация «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища», карточки, картинки, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией  А. Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2013, «Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя». – М.: ТЦ Сфера, 2003

Открытый урок №1

Тема : «Жилище человека».

Акцентировать внимание учащихся на том, какие жилища существовали в разные исторические периоды, какие условия жизни в этих жилищах, какие плюсы и минусы.

Форма проведения урока

Лекция-дискуссия с элементами игры, конкурсами.

Вступительное слово учителя

Сегодняшний урок мы посвятим теме «Жилище». Мы все живём  в домах, а не под открытым небом. Когда вы учитесь, вы живёте в школе – большом трёхэтажном здании, а, когда вы уезжаете на каникулы, то каждый живёт в своём доме. Кто-то в деревянном без удобств, кто-то в кирпичном многоэтажном доме, кто-то в  коттедже.  Вот сегодня мы и посмотрим, как со временем менялись жилища людей, где жили древние люди, наши предки на Руси и наши современники.

Вопросы для диалога.

: чья команда быстрее нарисует дом, причём первый человек рисует квадрат дома, второй  крышу, третий трубу и дальше по очереди дверь, окно на доме, окно на крыше.

: отгадать загадки.

10. Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём, мы бьём исправно каждый час, но вы, друзья, не бейте нас.  ( Часы)

11. Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. ( Стол)

12. Днём спит на ней подушка. А по ночам Андрюшка. ( Кровать)

13. Чудо-ящик – в нём окно, в том окошечке – кино. ( Телевизор)

Как мы с вами видим, очень много придумано загадок о доме и домашней утвари. Также много придумано пословиц и поговорок.

: собрать из двух половинок правильно пословицы и поговорки.

10. Свой дом – не чужой, из него не уйдёшь.

Обсуждение смысла некоторых пословиц и поговорок ( Как понимают дети).

Мы сегодня поговорили о жилье человека и узнали много нового и интересного. Человеку необходим дом, крыша над головой, тепло, уют, но,  на мой взгляд самое главное, и это мы увидели и услышали в русских пословицах и поговорках, чтобы в доме, семье, которая живёт в этом доме, сложились дружные, доброжелательные отношения, была любовь, взаимопонимание, забота о ближнем.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Тема занятия: Роль жилья в жизни человека.
К концу занятия ты будешь:

• санитарно­гигиенические требования, предъявляемые к уборке;
• виды уборки квартиры;
• правила уборки напольных покрытий;
• виды средств уборки.

• выбирать моющие средства для уборки квартиры;
• производить уборку квартиры.
Ты будешь сегодня успешным, если в конце занятия сможешь произвести уборку жилого помещения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Ничто в обстановке не должно мешать, быть неудобным или раздражать, т.е. квартира должна быть комфортной: удобной для проживания, экономить человеку силы и время. К этому люди стремились и будут стремиться всегда. В связи с этим к интерьеру предъявляется ряд требований.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

. Каждое помещение в квартире имеет определённое назначение, то есть выполняет конкретную функцию. 
Это гостиная, спальня, детская, кухня,прихожая, санузел, коридор.

Задание: определи какие помещения изображены на картинках.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Основа гигиены быта — чистота и порядок в доме.
Например, загрязнённые оконные стёкла поглощают почти половину естественного освещения, а пыльные электрические лампочки дают наполовину меньше света, чем чистые.
Чтобы воздух всегда был свежим, помещение необходимо хорошо проветривать, открывая окно (форточку) не менее трёх раз в день на 30 минут: утром после сна, во время уборки помещения и перед сном.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

• Порядок – правильное расположение чего-либо.
• Гигиена – поддержание чистоты.
• Уборка — наведение чистоты и порядка в помещении или на определённой территории.
Уборка бывает нескольких видов:
• сухая и влажная (с использованием воды);
• ручная и механизированная (с помощью пылесоса);
• ежедневная, еженедельная и генеральная.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Рассмотри фотографии: в каком случае уборку будет проводить проще и закончить её можно будет быстрее? Объясните ответ.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Вопросы для повторения:
1. Что такое уборка? Уборка – это наведение чистоты и порядка в помещении
2. Назовите виды уборки. Уборка бывает: сухая, влажная, генеральная.
3. Что такое сухая уборка? Сухая уборка – это наведение порядка и подметание пола. Как часто она проводится?
4. Что такое влажная уборка? Влажная уборка – это протирание пыли и мытье пола. Как часто проводится?
5. Что такое генеральная уборка? Генеральная уборка – это мытьё всех поверхностей большим количеством воды с добавлением моющего средства. Как часто она проводится?
Уборка напольных покрытий
Полы, могут быть из разных материалов. Правила ухода за ними также различны.
Крашеные деревянные полы ежедневно протирают влажной тряпкой. Вымытый пол необходимо вытирать насухо.

Паркетный пол протирают влажной мягкой тряпкой.

Чтобы пол, покрытый линолеумом, был всегда в хорошем состоянии, его подметают щёткой, моют и протирают насухо.

Для ежедневного ухода за полом из ламината достаточно обычного пылесоса, но иногда необходима и влажная уборка: для удаления сильных загрязнений существуют специальные средства.

Пол из кафеля не требует особого ухода. Достаточно ежедневно протирать его влажной тряпкой, используя жидкие моющие средства.

Ковры, дорожки и другие текстильные покрытия создают в квартире особый уют. Их следует пылесосить специальной ковровой щёткой по ворсу и чистить специальными средствами и шампунями.
Средства для уборки.
• Несколько тряпок;

• Стиральный порошок;
• препараты бытовой химии;
• Бытовая техника ( пылесос)

Ты сможешь расширить свои знания, если дополнительно посмотришь на youtube канале понравившееся тебе видео по изученной теме.
Задай вопрос учителю по тем моментам, которые вызвали затруднения удобным вам способом.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Роль комнатных растений в жизни человека.
К концу занятия ты будешь:

• о роли комнатных растений в жизни человека, их видах и группах;
• о правилах и видах ухода за комнатными растениями;
• об особенностях выращивания, посадке и пересадке комнатных растений.

 • составлять паспорт комнатных растений;
•  правильно ухаживать за комнатными растениями.
Ты будешь сегодня успешным, если в конце занятия вы сможете правильно ухаживать за цветами.

Ответьте на вопросы:
• Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?
Комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы. 
Обладают фитонцидными свойствами, то есть способны губительно воздействовать на бактерии или задерживать рост микроорганизмов.
• Какова роль комнатных растений в интерьере жилища?
Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища.
• Как влияют комнатные растения на организм человека?
Своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность.
Многие растения, в том числе и те, которые выращиваются дома, служат сырьём для приготовления лекарственных препаратов, источником витаминов, повышают наш иммунитет.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Растения вертикального озеленения.
Лианы. Это вьющиеся и лазящие растения, которые растут по опоре вверх. Выращивать лучше на специальном трельяже с опорами и приспособлениями для формирования красивого комнатного цветка.
Трельяж -тонкая решётка для вьющихся растений.

Растения горизонтального озеленения 

Ампельные. Это растения с полегающими и ниспадающими побегами, которые можно выращивать как висячие. Они растут вниз из горшка, поэтому их лучше высаживать в специальные подвесные горшки­чаши или ставить на достаточно высокую полку. 

Семейство пальмовых. Прочно удерживают популярность как самые  крупные растения для украшения интерьера. Они занимают одно из главных  мест в оформлении больших помещений. 

Семейство лилейных. Одни из самых многочисленных и популярных декоративных растений у народов разных стран. В семейство входит около 100 видов и 2000 сортов лилий. Разнообразна окраска цветов. Почти все они источают приятный аромат.

Семейство папоротниковых. Высоко ценятся как декоративно­лиственные растения. Их перистые, многократно рассечённые на  сегменты листья ажурны и необыкновенно изящны.

Суккуленты. Это растения с сочными мясистыми и утолщёнными стеблями, листьями, цветками. Особенности строения помогают суккулентам, экономно расходуя воду, выдерживать  длительные периоды засухи и зноя.

Виды комнатных растений 
Ссылка на видео интернет-ресурс ЖМИ ЗДЕСЬ 
Задание 1. После просмотра видео запишите названия цветов, которые находятся в вашей квартире.
Любители комнатных растений часто составляют паспорт растения, который содержит всю необходимую информацию по его выращиванию. Пример такого паспорта.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Более полную иформацию по уходу за комнатными растениями вы сможете узнать после просмотра видео.
Ссылка на видео интернет- ресурса ЖМИ ЗДЕСЬ        
Правила полива. Ссылка на видео интернет- ресурса.  ЖМИ ЗДЕСЬ 

. Вопросы для повторения:
Какие виды ухода за комнатными растениями ты знаешь?
1. Какие виды ухода необходимо выполнять при выращивании комнатных растений? 
2. Как правильно поливать растения? 
3. Для чего проводят обрезку комнатных растений?

Уход за комнатными растениями
Порядок выполнения работы:
1. Изучите состояние комнатных растений и определите необходимые виды ухода за ними.
2. Подготовьте необходимые сельскохозяйственные инструменты и приспособления.
3. Выполните намеченные мероприятия по уходу за растениями.
 сможете расширить свои знания, если дополнительно посмотришь на youtube канале понравившееся тебе видео по изученной теме.
Задай вопрос учителю по тем моментам, которые вызвали затруднения: адрес эл.почты, вайбер, блога, номер телефона и т.д.

Конспект внеурочного занятия в 5 классе

с использованием технологии применения логических опорных сигналов (ЛОС) на тему: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения человека»

систематизировать знания учащихся по особенностям жизнеобеспечения современного дома (квартиры) в городе, обратив внимание на необходимость строгого соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

изучить правила безопасного поведения в жилище.

развивать умения правильно понимать и истолковывать правила по безопасному поведению в жилище.

воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по безопасности жилища, указать на опасные негативные, разрушительные последствия невыполнения этих правил.

Добрый день! Я рада видеть всех вас в добром здравии и в хорошем настроении. На прошлом нашем занятии мы с вами познакомились с понятиями «город», «мегаполис», узнали какие благоприятные условия для жизнеобеспечения человека созданы в городах, а также рассмотрели наиболее часто встречающиеся опасные ситуации.

Повторение материала, изученного на прошлых занятиях

На прошлом занятии я попросила вас чтобы каждый из вас вспомнил и записал с какими опасными ситуациями вам удалось столкнуться лично, либо кто-то из вашей семьи или из ваших знакомых, дал описание ситуации, поведение ваше или родственников (знакомых), какие отрицательные последствия повлекла данная ситуация и как ее можно было избежать.

Учащиеся зачитывают ответы на задание.

3. Объяснение нового материала

Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Сегодня мы продолжаем тему опасностей, подстерегающих нас в городе и рассмотрим с вами опасности, которые таятся в нашем родном доме. Итак, тема нашего занятия «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища».

Уже в древности люди научились строить дома более крепкие и теплые, чем жилища первобытных людей. Костер служил освещением, средством приготовления пищи и обогревом. Современный быт сильно отличается от быта наших предков.

Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас. Мысленно перенесемся на 100 лет назад, в начало XX века, и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человекаВ доме была печь, с необходимым запасом дров. Пища готовилась на огне в печи. Комнаты освещались керосиновыми лампами, а туалет был на улице. Умывались из рукомойников, а воду для него и для других нужд носили из колодцев. Хранилась вода в ведрах или бочках.

Сегодня же квартира горожанина уже в среднем городе обеспечена в основном холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована. Это все является системой жизнеобеспечения. Перед вами на партах лежит раздаточный материал. Законспектируйте удобным для вас способом в нужной колонке систему жизнеобеспечения вашего дома.

Для удовлетворения своих потребностей человек использует различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратуру. Самые необходимые из них есть практически у каждого из нас в доме. Назовите мне бытовые приборы, которые есть практически в каждой квартире и без которых мы уже и не представляем своего существования. Молодцы! Давайте в наши конспекты занесем информацию о бытовых приборах, которые мы используем у себя дома.

Удобство и комфорт, которые обеспечивают нам системы жизнеобеспечения и различные бытовые приборы неоспоримы и не вызывают ни у кого сомнений. Но давайте подумаем не таятся ли опасность и угроза в наших домашних помощниках?

«Вот мой дом, моя квартира,

Здесь учусь, играю, сплю.

Вы ответьте мне, ребята,

В безопасности живу?»

Мой дом – моя крепость» – гласит известная поговорка. Однако, чтобы обезопасить себя и свое жилище при использовании оборудования и приборов, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации. Существуют также правила поведения в быту. Несоблюдение этих правил может привести к большой беде.

4. Первичная проверка и закрепление знаний. Самостоятельная работа

Сейчас я предлагаю вам немного поработать самостоятельно. Посмотрите на наш конспект и подумайте какие опасности могут подстерегать нас при неосторожном обращении и несоблюдении правил безопасности с бытовыми приборами и системой жизнеобеспечения.

Учащиеся проверяют и обсуждают выполненные работы вместе с учителем.

Мы с вами сегодня отлично поработали. Какой же вывод мы с вами можем сделать?

Нарушение правил электробезопасности, правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к опасным ситуациям и трагическим последствиям.

На следующем нашем занятии мы с вами составим памятку для своих домочадцев по правилам безопасности пользования бытовыми приборами и системой жизнеобеспечения, используя дополнительный материал. До новых встреч!

учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»  5 класса под ред. Смирнова А. Т. – М: Просвещение, 2015.

Слайд 3Виды уборки Сухая и влажнаяРучная и механизированнаяЕжедневная, еженедельная, генеральная


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Слайд 5Паркетный пол протирают влажной мягкой тряпкой.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Слайд 10Отметьте виды уборок1 утренняя,2 текущая,3 обеденная,4 вечерняя,5 заключительная,6 ежедневная,7 генеральная с


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Слайд 6Пол покрытый линолеумом подметают щёткой, моют и протирают насухо.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Слайд 1
Роль жилья в жизни человека


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Слайд 4Правила ухода за поламиКрашеные деревянные полы ежедневно протирают влажной тряпкой. Вымытый


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Слайд 8Пол из кафеля не требует особого ухода. Достаточно протирать его влажной

тряпкой, используя моющие средства.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Слайд 7Для пола из ламината достаточно обычного пылесоса, но иногда необходима и


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Слайд 2В нем живет моя родня,Мне без нее не жить ни дня


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Слайд 9Соотнеси стрелкой вид пола с уходом за ним.


РОЛЬ ЖИЛЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *