РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Ирина Сергеевна Ошмарина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска средней общеобразовательной школы № 17, город Иркутск

Олеся Николаевна Кондурарь, , учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска средней общеобразовательной школы № 17, город Иркутск

Основная задача классного руководителя современной школы – это воспитание подрастающего поколения. Но все усилия педагога будут бесполезны, если он не получит поддержки в семье. Именно родители приобщают ребенка к жизни в обществе, а их поведение служит примером для поведения ребенка в различных ситуациях. Поэтому объединение усилий семьи и школы необходимо для становления личности обучающихся . Ведущая роль в решении этой задачи отводится классному руководителю.

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

«Дети – наше будущее» – это не просто красивые слова. В них заключается суть «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей, и следование им в личной и общественной жизни.

Обществу требуются люди, вооруженные современными знаниями, владеющими новейшими технологиями и, самое главное, обладающие высоким нравственным потенциалом. Поэтому сегодня духовно-нравственному воспитанию молодежи уделяется большое внимание. Федеральный государственный стандарт определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образования. Ведущая роль в решении этих задач отводится классным руководителям.

Современное информационное общество, требующее от человека умения и желания учиться всю жизнь, часто доступностью и объемом материала обесценивают потребность познания. Подрастающее поколение перегружено избытком информации, которая не способствует духовно-нравственному воспитанию ребенка, а приводит к разобщенности старшего и младшего поколений. Дети лишены полноценного общения с родителями, вынужденными большую часть времени проводить на работе, и, находясь дома одни, сами выбирают, чем им заниматься. Чаще всего подростки все свободное время проводят в интернете, посещая, те сайты, которые не развивают духовность ребенка, а наоборот разрушают его личность.

Основная задача классного руководителя современной школы – это воспитание подрастающего поколения. Каждый педагог хочет воспитать ребенка настоящим человеком, но так как на формирование личности ребенка влияют три фактора: наследственность, среда и воспитание, все действия педагога (классные часы, индивидуальные беседы, внеклассные и внешкольные мероприятия), направленные на достижение этой цели, будут бесполезны, если это не получит поддержки в семье. Именно родители приобщают ребенка к жизни в обществе, а их поведение служит примером для поведения ребенка в различных ситуациях.

Опыт работы в школе показывает, что некоторые родители считают себя хорошими воспитателями, которые вправе давать советы педагогам, но далеко не все обладают нужными знаниями для этого. Другие, наоборот, не придают большого значения воспитанию: кто-то не задумывается над этой проблемой, а кто-то полагает, что воспитанием ребенка должна заниматься только школа.

Попадая в школу, ребенок получает опыт общения со сверстниками. Здесь формируются его социально-нравственные ценности, начинается духовно-нравственное становление. Теперь над воспитанием ребенка работают два социальных института: семья и школа, потому что правильное их взаимодействие и является определяющим в формировании внутреннего мира и нравственных качеств личности. Основная задача классного руководителя – направлять это взаимодействие в нужное русло.

Для того, чтобы добиться успеха в духовно-нравственном воспитании ребенка необходимо восстановить связь между поколениями, традиционный уклад семейной жизни, в котором дети не противостоят авторитету взрослых, а прислушиваются к их советам, а взрослые помнят, что дети нуждаются в их внимании и любви. Помочь родителям восстановить духовную связь со своими детьми должен педагог, но для этого необходимо взаимное доверие классного руководителя и родителей.

Когда между педагогом и родителями достигнуто взаимопонимание, то они, доверяя друг другу, начинают действовать сообща: обмениваются духовными и эмоциональными ценностями, педагогическим опытом и знаниями. Это помогает выработать общий взгляд на воспитание, разрешить противоречия.

У классного руководителя и родителей есть общая цель: и те, и другие стремятся к тому, чтобы выпускники были успешными, социализированными и конкурентоспособными во взрослой жизни. Этого можно добиться только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Формы взаимодействия классный руководитель-ребенок-родитель, направленные на духовно-нравственное становление личности разнообразны: проведение совместных внеклассных спортивных и культурно-массовых мероприятий, вовлечение родителей в соуправление образовательным учреждением, дискуссионные площадки, совместные формы трудовой деятельности и различные формы досуга. Оказывать воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка нужно через совместные мероприятия, где ребенок и родители обращаются к семейным традициям, к своей родословной. В моменты подготовки к мероприятию и происходит единение интересов двух поколений, укрепляется духовная связь «родитель-ребенок». Еще одной формой по достижению взаимного доверия между классным руководителем, родителями и детьми является моделирование ситуаций. При поиске решении возникающих конфликтов дети и взрослые включаются в обсуждение, делятся своими переживаниями, учатся смотреть на проблему с разных точек зрения и находить правильные пути решения.

Взаимодействие родителей, классного руководителя и обучающегося на протяжении всей школьной жизни ребенка способствует формированию духовности и нравственных качеств личности школьника, способного найти своё место в жизни, вырасти честным, добрым и заботливым человеком. Достичь такого результата возможно только при союзе педагогов, родителей и детей.

Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО

Внеучебная деятельность и воспитание в школе (авторский сайт П. В. Степанова)

Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с.

Стефановская Т. А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности. – М. « Издательский центр «Академия» 2008 г.

Белобородова А. Е. Жизнь как ценность: методические рекомендации. – Иркутск, 2013. – 90 с.

«Роль классного руководителя в воспитании нравственных чувств и этического сознания».

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Наиболее сложным является решение задач духовно – нравственного воспитания. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих устойчивыми механизмами сопротивления. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности. Нравственное воспитание детей является неоспоримой и важнейшей целью школы и всего общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. В связи с этим главную роль в нравственном воспитании отводят в школе учителю и классному руководителю.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Задачи духовно – нравственного воспитания определены перед школой как ожидаемые результаты по овладению учащимися духовно – нравственными ценностями и ценностными ориентациями и следование им. Задача сложнейшая, прежде всего потому, что она многоаспектна.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Я как классный руководитель отбираю такие формы организации воспитательного процесса, которые отвечают общим задачам воспитания.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем.

Большое место в моей работе занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей, большое внимание уделяется индивидуальным беседам с учащимися, т.к. не обо всём можно говорить в классе, сфера нравственности тонкое иногда интимное составляющее духовную жизнь ребёнка. Излюбленной формой работы с детьми является для меня диспут по вопросам морали – сложная и вместе с тем действенная форма убеждения.

Чтобы не отстать от детей я часто обращаю внимание на новости, появляющиеся в сети интернет, на экранах телевидения. Тема рождается сама из желания высказаться по какому – нибудь злободневному вопросу.

Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и, к сожаленю, отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы    не только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает удержать  воспитанника  от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном.

На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия.

В последнее время общественность и ученые все больше отмечают усиление  отрицательного влияния на детей средств массовой информации  (и в первую очередь  Интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на молодежь осуществляет телевидение. Телевизор становится для ребенка или подростка основным источником информации. По данным исследователей отечественный подросток в среднем проводит возле телевизора 3-5 часов в сутки (для сравнения: польский подросток смотрит телевизор 2-4 часа в день. В США телевизору дети посвящают больше времени, чем обучению. В Швеции ученики в течение 10 лет обучения проводят 18 тысяч часов перед телевизором ). Телевизор рассказывает или показывает ребенку больше “сообщений”, чем родители, друзья или учителя и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше, а иногда даже больше, чем родным и близким. А современное отечественное телевидение для привлечения внимания широкой публики и получение больших прибылей от рекламы склонно транслировать насильственные или эротические сюжеты, пробуждая самые низкие инстинкты человека. За годы, проведенные в школе, среднестатистический ребенок видит по телевизору 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Если взрослый еще может критически оценивать всю эту телепродукцию и отделять виртуальную реальность от действительности, то ребенок часто эти телевизионные схемы воспринимает как план для подражания в реальной жизни и у него постепенно  формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь того, к чему стремишься законными методами, то не страшно в чем-то переступить границу; если ты богатый и сильный — закон для тебя не писан. В результате имеем привыкание к этим сценам, формирование представлений,  что основной путь решения большинства проблем – насильственный, и формирование весьма странных идеалов или образцов для наследования (положительный герой боевика, в среднем, стреляет или убивает в несколько раз больше людей, чем герой отрицательный (вспомните Рембо) Данные социологического исследования показывают что 58% молодежи стремится копировать поведение телегероев, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% молодежи вообще готовы совершить противоправные действия, копируя телегероев. Исследованиями  установлено, что уровень преступности в любой стране возрастает через 10-15 лет после появления в ней телевидения с элементами насилия и агрессии.

Не  менее опасным для детей может  быть и Интернет. Многие исследователи отмечают, что Интернет и компьютерные игры вызывают привыкание или даже зависимость, и это привыкание может возникнуть довольно быстро, даже через полгода. Дети наталкиваются на такие риски, как попадание в виртуальный мир, уменьшение социальных контактов, социальную дезадаптацию, что может привести к депресиям и самоубийству. Интернет-зависимый ребенок не может контролировать количество времени, проведенное перед монитором, у него появляется сухость глаз, растройство сна, исчезает аппетит. Психологи много говорят о том, что заинтересованность разного рода «стрелялками», яркие картины крови, разрывание плоти убитых может провоцировать человека попробовать такую ситуацию не «понарошку», а в реальной жизни. Так же, как игры, в которых герой может прыгать из высокого дома, перелетать пропасти и т.п., провоцируют детей делать что-то подобное, рискуя своим здоровьем и жизнью. Чтобы противодействовать отрицательному влиянию  на детей СМИ нужно объединить усилие родителей, общественных организаций, соответствующих государственных структур. Но как бы государство не запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, если родители не будут уделять значительного внимания своим детям, и в семье не будет создана атмосфера доверия и любви, то никакие запреты не будут действовать. По данным исследователей почти 76% родителей не интересуются тем, какие вебсайти посещают их дети. Впрочем, эксперты такие цифры объясняют не равнодушием родителей, а их неосведомленностью. Поэтому родители должны своим собственным примером воодушевлять детей на добрые дела и быть для них моральным авторитетом,  и тогда детей не будет  тянуть к запрещенным вещам. Если мы не остановим своевременно этот девятый вал низкопробной и аморальной продукции, который вливается в их головы, искажая детское сознание и души, то будущего у наших детей просто не будет.

Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Сотвори мир в себе и

отправь его людям.

Эти строки философски определяют направление моей работы как классного руководителя. Сегодня нас собрала и объединила одна проблема – воспитание детей.

Тема моего выступления «Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся».

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания. Что же такое нравственность? В словаре С. И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”. Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо). Духовное воспитание очень важно и оно заключается не только в религиозных нормах, духовное воспитание – это воспитание культурного человека вообще.

Нужно сказать, что на базе нашей школы действует центр духовно – нравственного воспитания.

В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. В основе моей воспитательной работы заложены

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Осмыслив свою работу, я попыталась привести в систему разрозненные мероприятия по нравственному воспитанию. В моей практике классного руководства есть уже один выпущенный класс. Сегодня я являюсь классным руководителем 5 го класса. Поэтому я буду говорить не только о проделанной работе за 2 месяца, но и обо всей моей практике работы в роли классного руководителя.

Основными формами и методами нравственного просвещения и убеждения школьников являются:

Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. 1 сентября, в День Знаний мы проводили классный час на тему «Семья – основа государства». Писали эссе на тему «Я без семьи никто», где ребята выразили свои чувства к семейным взаимоотношениям, был сделан вывод , что семья является поддержкой в жизни человека, именно в ней ребенок получает тепло, ласку, уют, учится взаимоотношениям с другими людьми.

Тема следующего классного часа «Будьте добрыми и человечными», здесь имела место воспитательная беседа, направленная на воспитание терпимости, дружелюбия, уважения к друг другу. Дело в том, что в наш класс прибыло 10 новеньких из другой школы, поэтому эта мера была крайне необходима. Хочу сказать, что мои старания прошли не напрасно – в классе очень дружелюбная обстановка, все помогают друг другу, новенькие не испытывают дискомфорта в общении, влились в коллектив, нашли себе новых друзей.

С классом мы завели тетради для классных часов, где записываем самое важное.

Недавно нами был составлен кодекс поведения (правила ведения на уроках, культура общения между мальчиками и девочками, правила поведения в раздевалке и в школьном буфет, правила поведения на переменах и др.). ребятам нравится самим составлять эти правила, потому что они у меня молодцы, они понимают, что без правил жить в коллективе невозможно.

В планах моей работы проведение классных часов на следующие темы:

Курить или жить? – беседа с элементами тренинга

Заочные путешествия: «Дверь в детство» – путешествие в детство родителей

Как ложь душу разъедает –

Нет друга – ищи, а нашел – береги. – кл.час

Как зависть душу разъедает – ситуативный практикум

ветерана педагогической работы Егорова А. А.- работал учителем труда.

Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. С этой целью мы планируем встречи с интересными людьми:

с православным священником

учениками старших классов (сообщение «Жизнь и судьба Амвросия Оптинского»).

Ветеранами педагогической деятельности (Эльбаум Т. А., Морозовым А. И.)

«Преподобный Сергий Радонежский» – информ. час

Работать в направлении духовно-нравственного воспитания мне помогает моя деятельность как учителя истории и обществознания.

На уроках мы затрагиваем следующие темы:

• Что такое мой характер? – беседа

Есть ли границы у нашей свободы? – беседа

Я через 5 лет – Игра-воображение

• Я – дома, я – в школе, я – среди друзей.

• «Откуда начинается мой род». – составление родословных, сообщения.

• «Годовщина Отечественной войны 1812 года» – информ. час. Развитию патриотизма, любви к своей Родине школьников содействуют также экскурсии в музеи, поездки по другим городам России. ( Нижний Новгород, Волгоград, Константиново и другие), планируется поездка в Воронеж.

Привлекаю своих детей в участии в научно – практических конференциях («Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьников»), мероприятиях духовно-нравственного центра школы: «Пасхальная неделя», Золотая осень» и др., планируем участие в творческом конкурсе «Красота божьего мира». Как классный руководитель организую тематические линейки. («Праздник 8 Марта», «Блокада Ленинграда» и т.д.), организовано тимуровское движение (помощь одиноким пожилым людям).

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Очень часто помимо классных часов я просто беседую с учениками.

методы воздействия на эмоциональную сферу.

В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению школьников. В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Классный руководитель должен организовать дежурство по классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок.

спех воспитания зависит от систематичности и последовательности. Используя поощрение применяем в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Мы вывешиваем приказы по классу о вынесении выговора или благодарности в классный уголок.

методов игровых ситуаций входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения.

Возможно, существуют и другие методы, – у каждого классного руководителя свой секрет. По тема нравственности можно говорить долго: и об аспектах диагностики, и об учёте возрастных особенностей, и о работе с трудными детьми, и о возможностях гуманитарных предметов в плане воспитания духовно-нравственной личности (ведь я веду историю и обществознание, а многие темы содержат богатый «ценностный пласт»).

Основные направления моей работы.

Встречи с интересными людьми.

Уроки в помощь.

Экскурсии, посещение музеев.

Привлечение к участию в научно-практических конференциях, творческих конкурсах и др.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ№3»

Доклад на тему:

Выполнил классный руководитель 5 «Д»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глуховская школа интернат г. Ногинск Московской области

Доклад на тему: «Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников»

Выступление на ШМО

кл. руководителей МБОУ ГШИ №2

Кл. руководитель Наумова В. А.

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

Общаясь с детьми, считаю, что главное в работе классного коллектива – воспитать духовно-нравственного человека.

Формирование нравственности начинается с малого возраста – в семье, в группе детского сада, в стенах школы. И мы, взрослые, родители, учителя ответственны за то, каким человеком выйдет в жизнь каждый ребенок.

Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание – одно из важнейших направлений моей работы в школе

Для реализации этой цели я ставлю перед собой  следующие задачи:

–  воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить и творить добро

–  формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

–  способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

–  создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

–  формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

Начиная работать с учащимися своего класса в качестве классного руководителя работу строю в системе единения в классе, жизни без конфликтов.

Большое значение в процессе духовно-нравственного воспитания имеют принципы общения между учащимися:

–  обращение к человеку по имени (такое обращение даёт учащемуся метод укрепления взаимоотношений с близкими и дорогими для него людьми);

–  неприкосновенности личности (нельзя трогать чужие вещи), неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях), неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай  не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого), запрет на любого порядка ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение);

–  уважение личности право на ошибку;

–  безусловная помощь (в будущем эта бескорыстная помощь помогут учащимся понять и принять ценность добра как основания жизни).

Внедрение таких этико-психологических основ на период первоначальной работы с детьми не сразу дает прочные результаты. Приходится терпеливо ждать, сохраняя свои позиции и утверждая внесённые основы взаимоотношений. Как бы ни была груба окружающая среда, я – нужно продолжать отстаивать высокие человеческие нормы общения, акцентируя внимание детей на их ценности, корректируя привычные неряшливые формы общения.

Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям. Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.

Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса? Прежде всего, осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей – более половины, а свои собственные – менее половины.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка. В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII–VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения школьнике проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.

В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач – ситуаций с нравственным содержанием. Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

Наиболее распространённая форма организации воспитательной работы – классный час. Например: «Дружбой дорожить умейте»,  «Азбука общения» – групповая игра; «Учимся быть культурными» – классный час; «Добро и зло» – диспут; «Спешите делать добро» – классный час; «Азбука нравственности» – классный час;«Воспитай себя» – психологический тренинг; “Уважая себя, учимся уважать других”, “Умеешь ли ты спорить?”, “Как избавиться от кличек”, Мой класс- мои друзья” и другие, дети каждый раз приходят к выводу: “Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой” – если следовать этому мудрому совету, никогда не ошибешься. Веди себя так, чтобы людям было легко и приятно жить рядом с тобой. Уважай человека, относись к нему как к высшей ценности.

Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к её достоянию – природе.

Кроме этого, следует проводить следующие мероприятия:

Традиционные – разговоры с родителями учащихся, причем  о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и  о неудачах;

– встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе   похожи;

– родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся,   встреч   с   учителями-предметниками, обсуждению хозяйственных вопросов;

– тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем   и улучшение взаимоотношений детей и родителей.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

У детей подросткового возраста отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств будет повышаться.

«Роль классного руководителя в   духовно-нравственном воспитании  личности»

Как известно, главные задачи современной школы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Однако никакие высокие технологии не помогут человеку стать порядочным, патриотом своей Родины. Человек не сможет достигать серьёзных целей, умело реагировать на жизненные ситуации, если в нём не будет заложен нравственный стержень.

Перед школой стоит очень сложная задача – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. И, на мой взгляд, большая работа в этом направлении ложится на плечи классных руководителей.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с такими положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.

Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём – то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Созданная три года назад и реализуемая в настоящее время воспитательная система помогает нам осуществлять намеченные планы.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в   воспитательной деятельности классного руководителя большоеместо занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Классные руководители работают над систематическим изучением детского коллектива и каждого школьника в отдельности. Почти у каждого классного руководителя имеется социальный паспорт класса, проводятся диагностики, анкетирования учащихся, что позволяет педагогам скорректировать свою работу в направлении духовно – нравственного воспитания. Большая работа педагогами проводится в этом направлении и с родителями учащихся: родительские лектории, родительские собрания, конференции, совместные собрания родителей и детей, привлечение родителей к внеклассной работе и т.д.

Сегодня на первое место встаёт вопрос и в гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.

Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.   В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *