РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Какие бы формы и методы не использовала библиотека, основным средством патриотического воспитания подрастающего поколения в подобных учреждениях остается выставка

Какие бы формы и методы не использовала библиотека, основным средством патриотического воспитания подрастающего поколения в подобных учреждениях остается выставка.

Историко-патриотическое воспитание – главная цель этой деятельности знакомство детей с историей

Историко-патриотическое воспитание – главная цель этой деятельности знакомство детей с историей России, формирование уважительного отношения к прошлому и павшим в боях за Родину.

На тему «Роль музеев и библиотек в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения»


РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Роль музеев и библиотек в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Дискуссионные проблемы истории в музейных экспозициях.

Данная тема выбрана мной не случайно, так как я являюсь ценителем таких великолепных мест, как библиотеки и музеи. А рассматривая их с точки зрения патриотического воспитания молодежи, можно полностью погрузиться в эту спокойную атмосферу, которую они дарят. И сегодня я бы хотела показать важность библиотек и музеев в гражданско-патриотическом воспитании школьников и студентов.

Откуда мы с вами знаем о том, что такое патриотизм? О том, как воевали наши деды? О том, что такое война? Об этом нам рассказывали наши родители, бабушки, а может даже и те люди, которые на себе испытали тяготы, лишения, болезни, потери во время Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, с каждым годом ветеранов становится всё меньше. И как бы ужасно это не было, есть большая вероятность, что наши дети уже не смогут слушать истории из уст ветеранов. И что же тогда? Забыть об их патриотическом воспитании, а потом списывать всё на недостатки образования? Нет. Это неправильно. В будущем мы все захотим, чтобы наши дети читали книги о подвигах на войне, о русском народе, о героях-подпольщиках, чтобы они имели не смутное представление о том, что же такое это страшное слово «ВОЙНА». Но ведь для этого любовь к книгам нужно прививать с самого раннего детства. Поверьте, нигде нельзя найти так много, как в бесконечном мире библиотек. О войне ведь писали не только художественные книги, это были мемуары и статьи, биографии и исторические книги, учебники и пособия.

«Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку». И как ужасно иногда бывает зайти к взрослому человеку и увидеть на полках любовные романы, детские книжки, фантастику и ничего о своей стране, о своем народе, о тех, благодаря кому этот самый человек вообще живет. Поэтому именно библиотеки являются значимой частью патриотического воспитания молодежи. Неважно студенты это или младшие школьники. Можно посмотреть фильм о Великой Отечественной войне или о войне 1812, когда все образы за тебя уже подобраны, когда ты абсолютно не мыслишь во время просмотра. А можно просто пойти в библиотеку, взять понравившуюся книгу о войне и далее перенестись в то время, испытать всё это на себе, держать за руку главного героя, смеяться, плакать и воевать вместе с ним. Чувствовать, что если одно неверное движение, то ты потеряешь всю Россию. И как вы думаете, как лучше можно прочувствовать патриотизм, через фильм или книгу? Решать вам.

Теперь, когда вы прочитали книгу о Великой Войне, вам хочется как-то закрепить этот образ, увидеть что-то, чтобы подтвердило правдимость всех этих слов, изложенных на страницах. Куда же пойти? Открыть страницу в Интернете и посмотреть какие-либо памятники архитектуры этого времени. Да, быстро и удобно. Вот только через неделю вы уже не вспомните, о чем смотрели. А не лучше бы сходить в музей? Сейчас современные люди абсолютно обесценили музеи. А вы только представьте, после прочтения книги вы приходите в музей и погружаетесь в мир, подтверждающий каждое слово. Вот автоматы, которые помогали нашим русским солдатам сдерживать атаки, вот фляжка, к которой прикосалась дрожащася, вся в крови, рука молодого паренька, случайно попавшего на войну, а вот сумочка медсестрички, которая перебинтовывала раны от пуль немецко-фашистских захватчиков. И все эти предметы настоящие, которые, быть может сохранили запах, к которым можно прикоснуться. Хотя, конечно же, это разрешают далеко не во всех музеях. И после этого все говорят, что в музеях скучно? Скучно тем, кому это не интересно, тем кому безразлично.

«Есть вещи, которые нужно увидеть, чтобы знать, что их не стоит смотреть». Задумайтесь, насколько правильны эти слова. В музее же можно увидеть не только экспонаты, но и старые, заклеенные фотографии раненных фронтовиков, их разрушенных домов и убитых семей. После просмотра таких кадров перед глазами, каждый, даже маленький ребенок, ни за что на свете не захочет увидеть это на самом деле. И в будущем, став взрослым, будет стремиться к тому, чтобы этого не случилось с ним и его семьей.

Библиотеки и музеи – созданья старины,

Не понимают многие, как же они важны, нужны.

Ведь только там встречаются деды и внуки,

Ведь только там не ощущается разлуки.

Там воспоминанья о погибших и живых,

Там истории о молодцах и девушках простых.

И только там понимается истина верная,

Что Россия наша страна-то священная!

Ценность музеев и библиотек в наше время преуменьшается. И мы, современное поколение, должны возрождать традиции посещать вечерами библиотеки не только для того, чтобы найти материал по учебе. Но и для того, чтобы развиваться духовно, воспитывать в себе чувство патриотизма, потому что именно этим и славится наш русский народ. Мы патриоты России! Спасибо за внимание!

РОЛЬ
БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

В настоящее
время, проблема патриотического воспитания  нынешнего  поколения
особо актуальна.

«Патриотическое
воспитание детей и молодёжи имеет в наши дни не меньшее значение, чем ядерный
щит страны», – это слова Инессы Николаевны Тимофеевой, старшего научного
сотрудника методического отдела Российской национальной библиотеки. Вопросы
патриотического воспитания среди молодежи активно обсуждаются на всех уровнях.
Успешно реализуется государственная программа «Патриотического воспитания
граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Она была утверждена
Правительством РФ 30 декабря 2015 года.

Библиотеки,
как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками
между поколениями  и остаются достойными хранителями патриотических
традиций.

Целью библиотеки учебного
заведения является, формирование общей культуры личности студентов на основе
усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных и специальных 
профессиональных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни. Соответственно, перед
  библиотекой стоит первоочередная задача, формирование патриотической
ответственности, у подрастающего поколения через книгу, высокую социальную
активность, гражданскую ответственность, развитие духовности, любви к своему
Отечеству.

Воспитание
патриотизма – очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с
такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.

Что же
включает в себя патриотическое воспитание?


формирование у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических
ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости
за свою страну;

– воспитание
активной гражданской позиции личности;

-воспитание
толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас,
конфессиональной принадлежности и т.д.;


формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.

И именно в
этом направлении библиотека активно работает, используя современные формы и
методы библиотечной деятельности. Мероприятия, проводимые библиотекой в рамках
патриотического воспитания, можно разделить на семь основных направлений.

Для реализации данных направлений,
патриотического воспитания среди молодежи, библиотека использует основные формы
библиотечной работы, это: книжные выставки, тематические встречи и классные
часы, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, литературно-музыкальные
композиции, «громкое» чтение и т.д. Мероприятия
проводятся с использованием новейших информационных телекоммуникационных
технологий, для более глубокого, психоэмоционального воздействия на
подрастающее поколение.

Основными
направлениями в деятельности библиотеки техникума, в рамках патриотического
воспитания, так же является:

–  Организация и участие в
мероприятиях посвященных тематике года в Российской Федерации и Чувашии,
объявленные указами Президента РФ и Главой Чувашской Республики.

– Творческие встречи с интересными
людьми: поэтами-песенниками Ижедеровым Ю. Ю. и Элеонорой Архонта, детским
писателем Пугачевой В. и др.

– Ежегодно библиотека проводит Неделю
детской и юношеской книги и т.д.

В связи проведением
месячника оборонно-массовой работы среди обучающихся состоялась встреча с
участником Афганских событий В. Григорьевым, с капитан-лейтенантом
в отставке М. В. Клапатюк. В библиотеку на тематическую встречу со студентами
техникума была приглашена участник блокады Ленинграда Крюковская Наталья
Сергеевна. Ее рассказ сопровождался историческими событиями Великой
Отечественной Войны и личными воспоминаниями тех лет. о толерантном отношении людей
в мире, под названием «Толерантность» и патриотический час «Есть такая
профессия – Родину защищать». Отдельным направлением в
деятельности библиотеки была пропаганда здорового образа жизни среди молодежи,
формирования идеи «В здоровом теле, здоровый дух», для будущего защитника
Отечества. Проводился классный час «Курить – уже, не
модно», с приглашением врача нарколога Мустафиной Г., с ознакомительной 
тематической книжной выставкой «Курить – не модно».

Уже не первый
год библиотека готовит участников команды техникума к интеллектуальному
конкурсу Республиканской военно-патриотической игры «Орленок».

Старинная
мудрость говорит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает своего
будущего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать
полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с
уважением относящегося к другим народам. Патриотическое воспитание
подрастающего поколения это наша общая задача, задача семьи, школы, библиотеки.
В наших с вами силах сделать всё возможное для того, чтобы дети и молодёжь
любили и ценили свою историю и свою страну.

Тема: Роль библиотеки в патриотическом воспитании молодежи

Тип проекта: краткосрочный

Гипотеза: предполагаю, что библиотека играет важную роль в патриотическом воспитании молодежи.

Цель: узнать, какую роль играет библиотека в патриотическом воспитании молодежи

1. Реализовать продукт проекта.

2. Рассказать о героях Анапы.

3. Выяснить, как библиотека влияет на патриотическое воспитание молодежи.

Актуальность: данная тема актуальна, потому что патриотическое воспитание молодежи имеет огромное значение. Библиотеки, как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями и остаются достойными хранителями патриотических традиций.

Социальные партнеры: библиотека АКСУ, преподаватели русского языка и литературы.

Целевая аудитория: 16-18 лет

Ожидаемые количественные результаты: в ходе проекта будет реализован продукт в виде списка погибших анапских партизан.

Ожидаемые качественные результаты: параметры, по которым можно судить проект, следующие: качество, эффективность, то есть достигли ли мы поставленной цели, срок выполнения.

Место и каналы реализации проекта: данный проект можно реализовать как онлайн, так и оффлайн. В школах, и в различных учебных заведениях, где присутствуют дети 16-18 лет.

Подготовительный этап: мы посетили библиотеку при колледже и собрали литературу. Сходили к преподавателю истории, а также к преподавателю русского языка и литературы. И также к преподавателям родной литературы.

Организационный: на основе собранной литературы мы переработали информацию и составили проект, выбрав только самое главное. Затем сделали продукт проекта, а именно: составили список погибших анапских партизан.

Аналитический: просмотр диафильмов, проведение различных викторин, посвященных памяти погибших в годы войны, устаревание встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых горячих точек.

Перед библиотекой, как общеобразовательного учреждения, стоит неотъемлемая задача – это формирование культурной личности молодежи, на основе изучения учебных программ, на основе воспитание человека как гражданина, учения к трудолюбию, уважению к правам и свободам человека, умении любить свою отчизну, семью. Естественно первоначальной задачей библиотеки является патриотическое воспитание подростков на основе книги о патриотизме, на развитии духовной личности человека.

К патриотическому воспитанию нужно подходить крайне осторожно, так как чрезмерное его проявление может воспитать в человеке два страшных качества расизм и национализм. Чтобы этого избежать, нужно знать, что же именно входит в патриотическое воспитание:

Формирование у подрастающего поколения чувство патриотической ответственности за свою отчизну, готовность к отдаче гражданского долга за свою страну, а также развитее чувства гордости и любви за свою Родину

Воспитание гражданской позиции человека

Развитие толерантности, уважение к другим национальностям и расам.

В вышеперечисленных направлениях работает библиотека, используя современные методы воспитания. Библиотекой, с целью воспитания, чувства патриотизма у подрастающего поколения проводятся мероприятия:

Просмотр диафильмов про погибших в годы ВОВ

Проведение викторин, посвященных Великой Отечественной войне

Устраивать встречи с ветеранами ВОВ, а также с участниками боевых горячих точек

Такие мероприятия библиотека проводит с помощью современных коммуникаций, с сотрудничествам сотрудников центров культуры, с преподавателями учебных заведениях.

Самым распространенным типом проведения библиотечного мероприятия является книжно-иллюстрированная выставка. Такой тип проведения помогает студентом больше понять творчество великих писателей, поэтов и художников.

Изучив теоретический материал, мы сделали выводы по первой главе, библиотека оказывает большое влияние на патриотическое воспитание молодежи. Организовывая различные мероприятия на тему патриотизма, библиотека внедряет студентам все больше понимания о военном прошлом, о боли и печали, которые пережили наши предки.

После изучения данной информации, мы посетили библиотеку при колледже и собрали информацию об анапских участников ВОВ:

Ветеран Великой Отечественной войны Татьяна Петровна Мельничук

Женщина больше года была в составе партизанского отряда, который действовал в районе Анапы. За деятельность в период оккупации Татьяна Мельничук получила десяток наград. В их числе орден Отечественной войны степени и медаль «За победу над Германией». Татьяна Петровна – автор трех книг и сотни стихотворений о Великой Отечественной. В них она старалась честно рассказать о том, что пережила во время войны.

«Я долго не могла прочесть книжку, очень долго. И стихи долго не могла читать. Она мне все: «Ну, почитай, почитай», а я «Нет, как-то тяжеловато». Начну – и слезы наворачиваются, а потом уже и попроще»,-поделилась Алла Егина, дочь Татьяны Мельничук.

Овсяников Николай Петрович

Война началась очень буднично. Не так как я вижу в кино. Буквально 22 июня иы с товарищами купались на пляже, идем домой. В 2 часа дня. Что такое!? Человек 40-50 стоят у окна радиоузла, на подоконник выставлял громкоговоритель. « Началась война! Выступает Молотов». Прошли несколько недель в такой обстановке и по городу Анапе объявляются, что создается народное ополчение. В партизанском отряде принял присягу.

Один случай из жизни:

Сидел в камере с Катей Соловьяновой, одну ночь были этой камере. Везли на расстрел группу гражданских лиц и двоих моряков, уже замученных пытками. Во время этой поездки, когда везли туда, я сбежал из машины. Тоже исключительный случай.

Да, спрыгнул из машины. Она стояла. Была пробка. Немцы вышли из машины, пошли болтают с водителем. А матрос сидит, еле живой, говорит, прыгай, машина крытая. Прыгай пацан уходи. Я спохватился, и прыгнул через борт. Тут еще одна немецкая машина подошла, походная немецкая кухня. Я под эту машину. Оттуда во двор на улицу Таманскую и дворами сбежал.

При работе с проектом, решены все поставленные задачи:

Мы реализовали продукт проекта

Рассказали о героях Анапы, участвовавших в ВОВ

А также выяснили, как библиотека влияет на патриотическое воспитание молодежи

Нами была достигнута и цель проекта, и доказана гипотеза.

Автор материала: М. Гладышева (1 курс)

Роль библиотеки в воспитании патриотизма у школьников

Киржацкая Наталья Владимировна,

МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине.

Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм в России представляется тем звеном, которое может потянуть вверх всю цепь возрождения духовности, нравственности, социальной активности подрастающего поколения.

Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.

Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.

Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотекари считают, что главное это эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к детям старшего возраста просматривается еще одна педагогическая задача – помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.

Воспитание патриотических чувств у детей всегда было в центре внимания библиотек. Формирование у читателей  – детей любви к Отечеству, своей истории, личной ответственности за происходящее вокруг – одно из приоритетных направлений работы школьной  библиотеки.

Значимость библиотеки в социализации личности зависит от того, что они могут предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи- основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян.

К их чести нужно отметить, что они никогда не упускали из поля зрения проблем гражданского и патриотического воспитания, оценивая свои потенциальные возможности в воспитании подрастающего поколения с помощью книг, понимая свою миссию и социальное предназначение.

Что же может и должна делать библиотека для решения проблем патриотического воспитания сегодня? Библиотека должна способствовать:

– формированию активной жизненной позиции гражданина -патриота, гордящегося своей Родиной;

-воспитанию любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству.

Основные   задачи,   которые   стремится   решить библиотека:

формировать у подрастающего поколения чувство любви к Родине и гордости за свою страну, уважительное отношение к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;

познакомить обучающихся с боевыми традициями вооружённых Сил,  примерами мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;

сохранить память о великих полководцах, формировать у молодёжи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

воспитать у молодёжи готовность к защите Отечества и службе в армии;

формировать глубокое понимание воинского и гражданского долга перед своим отечеством;

побуждать желание соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;

изучать историю и культуры Отечества и родного края.

Эти задачи взаимосвязаны и реализуются только в единстве педагогического коллектива, школьного библиотекаря, семьи обучающихся.

Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в этом принадлежит историческому краеведению. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале – фактах местной истории. Они помогают донести до сознания обучающихся картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.

Огромными ресурсами в воспитании патриотизма располагает школьная библиотека, и главный ресурс их — книга. Знакомить детей с хорошей книгой – такая задача стояла перед библиотекой всегда. Работа эта должна быть целенаправленной, и библиотекарь должен использовать для этого разнообразные пути, средства и формы. Особое внимание в библиотеках всегда уделяется работе с художественной литературой данной тематики. Военная тема была всегда значима для русской литературы потому, что всегда помогала понять природу человека, выявить силы добра.

Вся система эффективна при непрерывном процессе на протяжении школьного обучения.

Задача библиотек состоит не только в том, чтобы сохранить, но и передать молодому поколению то богатство, которое определяется словами «историческое наследие», научить дорожить им.

Эффективность работы школьных библиотек по формированию патриотизма зависит не только от форм и методов работы, но и в большей степени от состава и организации книжного фонда. Работа, которая проводится в библиотеках для формирования патриотизма у детей включает в себя различные формы и методы. Это могут быть:

происходят прямо у книжной полки. Опыт работы с детьми и знание книг подсказывает библиотекарю, на какие трудные и важные моменты в книге надо обратить внимание, чтобы лучше узнать книгу. Можно порекомендовать другую книгу, более подходящую по уровню развития ребенка.

Беседы о прочитанных книгах помогут не только узнать мнение ребенка о прочитанной книге, но и подскажут, что ему еще можно порекомендовать почитать о Родине.

бывают тематические, посвященные определенному жанру литературы или определенному писателю.

дают возможность воспринимать материал более эмоционально. Литературные игры – это форма работы, которая развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя школьникам.

Формы  и методы работы помогают воспитывать патриотизм формируют патриотизм у школьников. По словам видного советского педагога В. А. Сухомлинского: «Никогда человек не переживает так глубоко чувства долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа».

Для младших школьников используются различные формы работы: беседы, уроки мужества, устные журналы, выставки, викторины. Наши дети изучают историю родины. К празднику 9 Мая в библиотеке оформляется выставка «Героический подвиг народа бессмертен». Проводятся викторины, конкурсы, посвященные Дню защитника Отечества, конкурсы рисунков и поделок. Для проведения традиционных мероприятий, посвященных Дню Конституции Российской Федерации, Дню народного единства, Дню России, Дню Государственного флага Российской Федерации, используются факты и материалы, способные  вызвать у ребенка интерес, чувство гордости и ответственности  за страну, в которой мы живем.

Все формы, использованные в работе школьных библиотек  по воспитанию  патриотизма, формирует у учащихся  интерес к чтению и развивают интеллект. Воспитательное значение книги трудно переоценить. Ведь именно в детском, подростковом возрасте, когда человек восприимчив и к хорошему, и к плохому, появляется у него сильное подсознательное желание иметь идеал, которому хотелось бы подражать. И здесь очень важна роль школьного библиотекаря. Умно и тактично мы должны помочь нашим читателям осознать то, что в крови у каждого человека – любовь к Родине. Ведь только истинный патриотизм может быть интернациональным, ибо без любви к отчему краю, к родному народу, к его истории, культуре и языку нет и не может быть чувства уважения и дружбы к другим народам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

«РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» (Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М., 1998. – С. 482).

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение «Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» ( Российская газета.- 2001.- 12 марта).

Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской, библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.

Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют в неразрывной связке. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны характера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.

Воспитание патриотизма – очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.

Что же включает в себя патриотическое воспитание? Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» выделяет следующие наиболее актуальные направления:

–        формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

– воспитание активной гражданской позиции личности;

– военно-патриотическое воспитание;

– патриотическое воспитание и национальный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;

–        формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.

Сейчас российское общество переживает этап национального испытания, национального возрождения. В такие переломные моменты истории когда происходит деформация сложившихся историко-патриотических ценностей, особенно обостряются проблемы воспитания подрастающего поколения.   Отсутствие у молодых юношей и девушек личной причастности к происходящему в стране наносит непоправимый вред в их воспитании. Чем скорее мы осознаем это, тем лучше будет жить Россия и быстрее сформируется гражданское общество.

Разнообразны определения патриотизма. Но, в сущности, они сводятся к самому простому: любовь к своему Отечеству и деятельность во имя его блага. За достаточно короткий срок эпоха всеобщего принудительного патриотизма успела смениться десятилетием ледяного равнодушия к “этой стране”, а затем – призывами “поднимать Россию с колен” и в спешном порядке растить гражданина и патриота. Прямо скажем – задача непростая и к тому же очень тонкая, поскольку крайние проявления патриотизма граничат с такими страшными для общества явлениями как шовинизм и национализм. Да и у самих взрослых патриотическая тема вызывает больше вопросов, чем готовых рецептов воспитания. Заставить “Родину любить” невозможно, зато можно создать фундамент для этой любви, основу для патриотизма повседневного, а не экстремально-героического и трескуче-формального. Идеальная формула такого патриотизма: “Любить своё, уважать чужое. Знать прошлое, жить настоящим, приближая будущее”.

Патриотизм обладает огромным социально-культурным потенциалом в социализации детей и молодёжи. Задача в том, чтобы его максимально реализовать на уровне молодёжной и культурной политики.

Значимость библиотеки в социализации личности зависит от того, что они могут предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи -основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян.

Специфические особенности жизни и развития российского общества создают особую сложность в решении многих проблем. Библиотеки сегодня заняты выживанием. Однако к их чести нужно отметить, что они никогда не упускали из поля зрения проблем гражданского и патриотического воспитания, оценивая свои потенциальные возможности в воспитании подрастающего поколения с помощью книг, понимая свою миссию и социальное предназначение.

Современная концепция патриотического воспитания в условиях библиотеки ещё не сформирована окончательно. Что же может и должна делать библиотека в решении проблем патриотического воспитания сегодня?

Исходя из основных целей патриотического воспитания, в работе библиотек, каковыми являются:

– формирование активной жизненной позиции гражданина -патриота, гордящегося своей Родиной;

– воспитание любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству.        основные   задачи,   которые   стремится   решить библиотека:

1) формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;

2) доведение до обучающихся боевых традиций вооружённых Сил,  примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;

сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодёжи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии;

5) формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим отечеством;

побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;

Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, боевых, трудовых икультурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением ввоспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой ибольшой Родине. Особая роль в этом принадлежит историческому краеведению. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале – фактах местной истории. Они помогают донести до сознания обучающихся картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.

Огромными ресурсами в воспитании патриотизма располагает школьная библиотека, и главный ресурс их — книга. Знакомить подростков с хорошей книгой – такая задача стояла перед библиотекой всегда. Работа эта должна быть целенаправленной, и библиотекарь должен использовать для этого разнообразные пути, средства и формы. Особое внимание в библиотеках всегда уделяется работе с художественной литературой данной тематики. Военная тема была всегда значима для русской литературы потому, что всегда помогала понять природу человека, выявить силы добра.

Работа кружка «Патриот»

«Многое забудется, такое – никогда» рассказ-хроника военных лет, посвященный Дню памяти и скорби.

«Афганистан болит в душе моей» – литературно-музыкальная композиция,       их» – вечер встречи поколений

«Пионеры – герои в годы Великой Отечественной Войны»-

Оформление Зала Славы.

«Память, которой не будет конца» –

«Победа к памяти взывает», «Не забывай те грозные года» – выставки книг о войне.                    «Строка, оборванная пулей» – конкурс стихов о войне.

рассказываем прозу о войне.

На протяжении года реализуем проект «Читаем книги о войне»

В ходе подготовки и проведения уроков мужества, конференций по прочитанным книгам, литературных композиций и других мероприятий школьники знакомятся с историей подвига российского народа в годы ВОВ., встречаются с участниками и свидетелями исторических событий-фронтовиками, тружениками тыла. Гости, как и герои книг, рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов проявленных на фронтах ВОВ., свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у российских людей. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений обучающихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы положительные примеры служения Родине.

2. Следующий аспект патриотизма духовно-нравственное

направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и

ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни,

способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

«Глаголом жечь сердца людей» – литературный час.

«Когда музы не молчали» — мероприятия по творчеству русских писателей и поэтов.

«Мы и природа» – конкурс творческих работ

«С природой на ВЫ»

3. Историко-краеведческое воспитание. Оно нацелено на познание историкокультурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы,неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниямпредков и современников и исторической ответственности за происходящее вобществе.

«Литературная радуга Ставрополья» — краеведческая выставка.

Устный журнал – «Красногвардейское – родная сторона».

– «Моё село, мой край любимый!»

воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.

«Защита народа – священный долг» – встречи с земляками отслужившие в рядах Российских войск.

5. Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

«Моя Родина – Россия» — уроки патриотизма.

«Три символа родной державы»

беседы по профориентации.

воспитание направлено на воспитание

«Молодежная политика в Российской Федерации» – социально-правовая выставка.

зоне риска – молодежь»- цикл мероприятий: уроки валеологии, нравственные беседы, часы здоровья, выставки-предупреждения.

воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям,

«Отечества славные сыны»

«Место подвига – Беслан»

«Чернобыль – как это было» – урок- хроника

Работа по патриотическому воспитанию в библиотеке не ограничивается проведением праздничных мероприятий — она ведется систематически, продуманно и целенаправленно. Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

Художественное произведение не фиксирует правду или неправду, оно создает образ времени. В библиотеках по-прежнему рекомендуют читателям, прошедшие проверку временем, ставшие современной классикой, произведения В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова, К. Воробьева, Б. Васильева, К. Симонова, А. Иванова, П. Проскурина, Г. Бакланова, А. Адамовича, В. Пикуля, В. Богомолова, В. Кондратьева и др.

школьной библиотеки по патриотическому воспитанию

—        Совместное планирование работы, организация и проведение мероприятий.

Только комплексный подход, с использованием различных форм и методов, поможет сформировать у ребенка целостные качества высокоразвитой личности, чувство любви к

Только комплексный подход, с использованием различных форм и методов, поможет сформировать у ребенка целостные качества высокоразвитой личности, чувство любви к Родине и гордости за свой народ. Библиотеки способны, а главное формируют у подрастающего поколения на данном этапе развития общества стойкую гражданскую позицию, способствуют восприятию детьми национальных ценностей и чувства патриотизма.

Акция памяти «Самолётик Победы»

Акция памяти «Самолётик Победы»

МБУК «ЦБС Советского района Республики

МБУК «ЦБС Советского района Республики Крым»Советская центральная районная библиотека для детей

Роль детской библиотеки в воспитании патриотизма у подрастающего поколения

БиблиотекаФранко #75летпобеды #акция_памяти #ветераны_на_победе

Соломкин Павел Васильевич

Шруб Григорий Иванович

Окна_Победы #ОкнаПобеды #ОкнаПамяти# окнапобеды2020

Всероссийская акция”Георгиевская ленточка-онлайн”

Участие в онлайн -акциях

Дипломы и сертификаты читателей

Дипломы и сертификаты читателей

Выставочная деятельность

Всероссийская акция памяти “Блокадный хлеб”

В наше время всеобщей компьютеризации и интернета, библиотеки остаются главным звеном в формировании и воспитании личности

В наше время всеобщей компьютеризации и интернета, библиотеки остаются главным звеном в формировании и воспитании личности. Ведь, несмотря на новые технические возможности, книга остается главным источником знаний, а умение читать основным качеством образованного человека. В этой связи, патриотическое воспитание детей и молодежи в библиотеках становится важным элементом организации учебно-воспитательного процесса.

Направления патриотического воспитания в библиотеках

Направления патриотического воспитания в библиотеках. Создает основную базу для формирования личностных ценностей, идеалов и ориентиров.