РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ РОЛЬ СЕМЬИ В УЧЁБЕ

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 20 лет

Дарина Андреева Родительское собрание «Роль семьи в учёбе»

Родительское собрание на тему «Роль семьи в учёбе»

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.

1. Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.

2. Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание и образование детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.

Любовь Краснокутская Роль семьи в воспитании ребенка

На сегодняшний день очень велик интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. В соответствии с современными нормативными документами, родители являются участниками образовательного процесса, вовлекаются в образовательную деятельность, в том числе в создание образовательных проектов (ФГОС ДО). Также это отражено в ст. 18. Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором сказано, что родители являются первыми педагогами ребёнка. И именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте.

Анастасия Хабарова Консультация «Роль семьи в образовании детей дошкольного возраста»

Семья – это организованная структура, которая при скоординированных действиях, выполняет определенные функции в образовании детей : участвует в формировании ребенка как личности; закладывает основы нравственного поведения; формирует творческие интересы, обучает ребенка.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Методы образования в семье

Не все родители одинаково участвуют в переживаниях детей, в их воспитании, авторитетности и эмоциональном состоянии. Существуют два типичных метода воздействия:

Очень важно держать баланс, выбирая комплексный подход.

В начале прошлого века, нормой считалось абсолютное послушание детей и отношение их к родителям как к начальникам, командирам, учителям. В современном мире, больше демократичности по отношению к детям, уважения. Считается, что детям нужно давать больше свободы, чтобы развивать в них самостоятельность и ответственность, но есть один противоречивый момент – ограниченный жизненный опыт ребенка. Поэтому, родители должны контролировать, где может ребенок проявить самостоятельность, а где лучше дать ему указания, которым ему следует подчиниться. В семьях, где нет должного контроля, у детей из-за неуверенности появляется страх и нетвердость, а в семьях, где родители участвуют в судьбе ребенка, он отожествляет себя с более авторитетным родителем, в той или иной ситуации.

Ребенок воспринимает все происходящие как: хорошо и плохо. Для него важно, если это хорошо, получить похвалу, признание, поощрение. Если плохо – критику, наказание, несогласие. Часто родители воспринимают “хорошо”, как должное и ребенок не получает заслуженной похвалы, а если “плохо”- несет наказание.

Бабушки и дедушки, несмотря, на совместное или раздельное проживание, увеличивают социальные горизонты ребенка, выводя его из тесных рамок семьи и даваяя опыт общения со старшими.

Бабушка и дедушка, занимают в жизни малыша очень важное место. Они даже сказки читают, куда интереснее, чем мама с папой. Они не требуют ничего взамен, не наказывают, не ругают, но отдают все свое душевное тепло и богатство. Роль их в образовании ребенка важна и очень существенна.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Актуальность проблем семьи и семейного
воспитания остается неизменно острой на
протяжении всего развития психологической науки
и практики, поскольку вопросы, касающиеся
существования института семьи в обществе, всегда
были в ряду наиболее значимые. Сегодня проблемы,
вызываемые нестабильностью и неблагополучием
семей, являются для нашего общества насущными
как никогда.

Семья является ведущим социальным институтом,
наиважнейшим фактором формирования личности.
Под этим подразумевается исторически
сложившаяся конкретная система взаимоотношений
между супругами, родителями и детьми, социальная
необходимость, которой обусловлена потребностью
общества в физиологическом и духовном и
воспроизводстве населения. Семья одновременно
является и социально-психологической общностью –
малой группой, члены которой связаны брачными
или родственными отношениями, общностью быта и
взаимной моральной ответственностью.

В настоящее время российская семья переживает
настоящий кризис. Это проявляется в снижении
престижа семьи, в увеличении числа разводов и
неполных семей, во все более частом рождении
детей вне брака, в нежелании молодежи создавать
семьи и заводить детей, в постоянном снижении
рождаемости, увеличении детской смертности.
Зачастую семья не является той первичной,
референтной для человека которой она призвана
быть. В связи с этим семья не справляется со
своими задачами, ее функциональный потенциал
снижается. Поэтому сегодня актуальным стало
понятие “дисфункциональная семья”. Разрушение
традиций семьи является одной из причин кризиса
в духовно-нравственной и социокультурной сфере
современного общества. Ухудшение
социально-демографической ситуации переводит
проблему семьи из общественной, в экономическую
и психологическую плоскость. Не случайно
семейная политика стала одним из приоритетных
направлений государственной политики в целом.

Среди ценностей, созданных человечеством за
тысячелетия, семья является одной из не
проходящих. Ни одна нация, ни один народ не сумел
обойтись без семьи. Любое государство
рассматривает семью как важнейшую составляющую
общества. Именно в период кризисов возрастает
роль семьи и значение как важного буфера между
индивидом и социальными переменами. Будучи одним
из древнейших институтом общества, семья в той
или иной форме сумела выжить в условиях всех
известных исторических цивилизаций и культур.
Она проявила себя как весьма функциональная
система, обладающая высокой способностью к
адаптации в самой различной обстановке.

Каждая семья имеет собственную систему
ценностей, духовных отношений. В семье должны
прививаться такие ценности как
добропорядочность, человеколюбие, сострадание,
образованность, трудолюбие, ответственность
любовь к родной культуре, уважительное отношение
к старшему поколению. Родители всегда должны
интересоваться и радоваться успехам детей в
учебе, быть сопричастными в их делах. Должны быть
свойственны такие семейные традиции как нормы
поведения, передаваемые от старшего поколения к
младшим, семейные праздники, помощь старших
детей младшим.

Роль образования в жизнедеятельности каждой
семьи всегда играло важную функцию в
формировании и становлении личности. Родители
должны создавать благоприятные условия для
раскрытия и развития способностей и дарований,
для самоопределения. Убеждать детей, что только
образование развивает в человеке самосознание,
самостоятельность, способность к творческой
активности, независимость, личностную
автономность, индивидуальность и
неповторимость, приобщение к общепринятым
нормам и правилам поведения, т.е. интеграцию в
различные социальные общности.

Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно
использует в организации учебно-воспитательного
процесса. Педагогическое мастерство родителей
сходно с деятельностью педагога. Родителям
свойственны характеристики воспитателя,
позволяющие в любой ситуации воспитания
чувствовать себя готовыми к решению создавшихся
проблем, обеспечивающих выбор и реализацию
оптимальных способов решения возникающих
противоречий.

Данные исследования представлены в информационном бюллетене «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой» Мониторинга экономики образования.

Как указано в бюллетене, чаще всего участие родителей выражается в том, что они обеспечивают ребёнка необходимыми средствами для занятий, контролируют посещаемость, следят за текущими и итоговыми оценками, проверяют выполнение домашних заданий, проявляют интерес к школьным делам.

На основе разной степени вовлечённости родителей в учёбу детей исследователи выделили пять стратегий поведения.


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ РОЛЬ СЕМЬИ В УЧЁБЕ

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Вовлечённые помогающие компетентные родители. Они максимально вовлечены в образование ребёнка дома, интересуются его делами, психологически поддерживают, постоянно следят за поведением и оценками, помогают с домашними заданиями, в частности с поиском необходимой информации и решением сложных задач. В среднем в этой группе самые образованные родители (в 65% семей у матери есть высшее образование).

Вовлечённые помогающие родители. Эти родители тоже дома активно вовлекаются в образование ребёнка. При этом они не помогают при выполнении сложных заданий — например, связанных с цифровыми ресурсами. Скорее всего, потому что у них самих не хватает необходимых знаний и навыков. Образование родителей в этой группе ниже, чем в предыдущей (у матери есть высшее образование в 55% семей).

Вовлечённые родители, поддерживающие автономию. Они интересуются делами ребёнка, психологически поддерживают, следят за поведением и оценками, но не помогают с домашними заданиями. Возможно, они считают, что ребёнок должен выполнять их сам, или им не хватает знаний, чтобы помочь. В этой группе много родителей старшеклассников (44%), тогда как в других группах мам и пап старшеклассников от 10 до 20%. Скорее всего, именно поэтому не помогают с домашками — просто дети уже достаточно взрослые. Доля матерей с высшим образованием в этой группе — 62%.

Контролирующие родители. Эти папы и мамы следят за оценками детей, поведением и посещаемостью уроков. Но вот психологическую поддержку и помощь с домашними заданиями дети от них получают редко. В этой группе только половина (50%) матерей имеют высшее образование.

Невовлечённые родители. Эти родители вообще не вовлекаются дома в образование детей. В этой группе тоже 50% матерей имеют высшее образование. При этом 45% этой группы составляют семьи из сельской местности. В первых трёх группах доля семей с такими характеристиками варьирует от 30 до 35%, в четвёртой группе — 38%.

Как объяснила Ксения Павленко, аналитик Института образования НИУ ВШЭ и один из авторов исследования, образование матери тут принимается во внимание, потому что оно выступает индикатором культурного капитала семьи в целом, в том числе образованности. Это позволяет сравнить, что происходит в более образованных семьях, а что — в менее образованных. Образование отца, безусловно, тоже имеет значение, но образование матери для социологического исследования — более надежный индикатор культурного капитала семьи, потому что в значительной части семей отца нет. К тому же образование матери часто сильно коррелирует с образованием отца, поэтому в семьях, где отец есть, о его образовании часто можно судить по данным о матери.

Чем старше ребёнок, тем меньше родители вовлекаются в его образование дома. Доли вовлечённых помогающих и вовлечённых помогающих компетентных родителей существенно снижаются по мере взросления ребёнка. Среди родителей детей, которые учатся в начальной школе, таких примерно треть, а среди родителей старшеклассников — 21%. По мере взросления детей становится больше вовлечённых родителей, поддерживающих автономию (от 4% среди родителей младших школьников до 45% в группе). А вот доли контролирующих родителей и невовлечённых в зависимости от возраста детей меняются незначительно.

В отличие от вовлечённости в образование ребёнка дома, родительская вовлечённость в школьную жизнь (в виде участия в мероприятиях, внесения каких-либо предложений о развитии школы, членства в родительских комитетах или хотя бы просто активного интереса к школьным новостям) практически не зависит от возраста ребёнка. Доля родителей, так или иначе принимающих участие в школьной жизни, мало меняется в разных возрастных группах детей. Она составляет от 82 до 89%.

Жители мегаполисов проявляют наибольшую вовлечённость в образование детей практически по всем её типам. Но всё-таки главным фактором вовлечённости является образование. В сёлах родители, которые имеют высшее образование, не уступают по уровню вовлечённости родителям с высшим образованием в мегаполисах.

Кстати, ранее другой опрос, проведённый сервисом по поиску работы SuperJob, показал, что чем старше дети, тем реже родители удовлетворены качеством школьного образования. Возможно, в какой-то мере это связано как раз со снижением родительской вовлечённости в учёбу детей: можно предположить, что без контроля и помощи ребята начинают учиться менее усердно, что сказывается на результате.


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ РОЛЬ СЕМЬИ В УЧЁБЕ

В мониторинге ВШЭ тоже исследовали вопрос удовлетворённости родителей качеством школьного образования. Там доля недовольных оказалась существенно ниже, чем в опросе SuperJob, — 24%. А фактором, который чаще всего не нравится родителям в школе, где учатся их дети, стал недостаток индивидуального внимания со стороны учителей. Его назвали 26% опрошенных.

Из того же исследования ВШЭ стало известно, как семья и домашняя обстановка влияют на цифровые навыки школьников. А в прошлом году учёные подтвердили, что наличие у родителей высшего образования и уровень их доходов влияют на то, считают ли они важным для своего ребёнка получить высшее образование.

Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в учёбе“» размещена в разделах

Форма проведения: родительский лекторий.

ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор, сценарий родительского собрания, анкеты «Родитель-Ребенок» и «Уровень школьной мотивации», дидактический материал, презентация, видеоролик, памятки для родителей.

Публикация «Консультация „Роль семьи в образовании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует согласованной работы всей системы воспитательно – образовательных воздействий взрослых на ребенка. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него умений и навыков в образовательной стезе.

Взаимодействие педагогов учреждения с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, а также имеет целью повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.

Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института.

Семья – уникальная образовательная среда, детский сад и школа – специфические образовательные феномены – это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного, социального, умственного развития ребенка.

Не последнюю роль в развитии ребёнка играют культура поведения и нравственность. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста. Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным и образованным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной работы человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова. Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Родителям необходимо учить своих детей правилам этикета и доброжелательному общению. Необходимо рассказывать ребёнку, как нужно говорить правильно, учить его новым словам и прививать любовь к книге, обучать правилам личной гигиены. Не зря говорят: дети – зеркало родителей. Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам. Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка. Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребёнка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами. Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по – человечески. Воспитание детей требует серьезности, простоты и искренности. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Оно Во время познавательного процесса ребенок задает множество вопросов – о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Взрослый воспринимается ребенком, прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому – нуждается в уважении. В такие моменты важным является правильное поведение членов семьи, умение правильно и доступно объяснить те или иные вещи.

Художественно-эстетическая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению. Значительный вклад в развитие интереса к творческой деятельности должны вносить не только на уровне дошкольного учреждения, но и не маловажный фактор вносит семья, которая способствует укреплению интереса к творчеству.

Ребенок лучше всего развивается, если родители читают ему, много разговаривают, занимаются сами или посещают развивающие занятия, а также активно участвуют в жизни дошкольного учреждения. Не менее важно, чтобы члены семьи были направлены на амплификацию развития: учитывали возрастные возможности и особенности дошкольников, их образное мышление, не вполне сложившийся понятийный аппарат, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу. Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени. Дети демонстрируют не только высокие достижения в интеллектуальной сфере, но и в воображении, в речи, памяти, внимании. Помимо этого у них высокая познавательная активность, что обеспечивает не только сегодняшние результаты, но и успехи в будущем, в школе, в дальнейшей жизни.

Если родители активны, но при этом направлены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, читают с ним, учат писать, знакомят со сложными школьными задачами, проводят длительные занятия – способности развиваются хуже. Ребенок может демонстрировать высокий уровень осведомленности, много знать, уметь читать и считать, но его способности будут слабо развиваться. По-видимому, это связано с тем, что ребенок уже использует все свои возможности, опираясь на память, в то время как творческие задачи станут ему не по плечу и динамика его развития замедлится. В начальной школе такие дети хорошо успевают, но затем могут стать «твердыми середничками», а в старшей школе часто испытывают трудности.

Следовательно, наиболее благоприятной для развития способностей дошкольников является активная позиция родителей, учитывающая возрастные особенности ребенка и направленная на расширение возможностей дошкольника.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка в этой области помогает дошкольнику развивать свои интеллектуальные и творческие способности, влияет на образование детей в раннем возрасте.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово.

– Добрый вечер, дорогие родители! Я рада тому, что, Вы, не смотря на свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда.

Я благодарю Вас за терпение, ответственность, за активную жизненную позицию. Тема нашего собрания «Роль семьи в учебе» и для того, чтобы настроиться на получение новой информации, я предлагаю вам, пройти небольшой тест для самопроверки.

2. Основной этап

Тест самопроверки (для родителей) : «Какой вы родитель?»

Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье –предлагаю вам начать с этого теста.

Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? – 2 балла

2. Посоветуй мне, пожалуйста. – 0

3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а) – 1

4. И в кого ты только уродился? – 2

5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1

6. Ну на кого ты похож (а? – 2

8. Ты моя опора и помощник (ца). – 1

9. Ну что за друзья у тебя! – 2

10. О чем ты только думаешь! – 2

11. Какая ты у меня умница! – 1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька? – 1

13. У всех дети как дети, а ты? – 0

14. Какой ты у меня сообразительный (ая! – 1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.

7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.

11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.

Сейчас мне бы хотелось вспомнить слова К. Д. Ушинского: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь.»

У родителей часто недостает времени поговорить с ребёнком. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. К сожалению, некоторые взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их, зачастую обвиняя других.

Иногда налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

А сейчас я бы хотела вас ознакомить с основными обязанностями родителей

К основным обязанностям родителей обучающихся относят :

1. Обеспечивать своевременное появление ребенка в школе, не допускать пропуска занятий без уважительной причины.

2. Контролировать внешний вид ребенка (учитывая требования школы к внешнему виду учащихся)

3. Обеспечивать ребенка необходимыми учебными пособиями, канцелярскими принадлежностями.

4. Создавать условия для учебы и подготовки домашних заданий: режим дня.

5. Хорошее питание, полноценный сон.

6. Контролировать успеваемость своего ребенка и помогать ему преодолевать трудности, которые возникают у него в изучении предметов.

7. Контролировать выполнение школьных заданий, поручений учителя.

8. Контролировать выполнение ребенком домашних заданий.

9. Решать с ребенком возникающие в процессе учебы проблемы.

10. Нести ответственность за поведение детей в школе

Когда-то Франческа Петрарка сказал: “Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам”.

Как часто взрослые задаются вопросом: что знает и умеет мой ребенок? Как он проявляет себя как ученик? Каких результатов он достигнет?

Расширяя поле деятельности ребенка, мы даем ему возможность приобрести социальные знания о нормах в обществе, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых нормах поведения в обществе и т. д., учим взаимодействовать ученика с учителями и сверстниками. Формируется позитивное отношение к родителям, людям, обществу, семье, труду, учёбе.

Необходима поддержка и понимание родителей.

А сейчас давайте проверим, как вы знаете пословицы о воспитании и детях.

Объяснить смысл пословиц. ( Закончить пословицу, мудрое изречение)

Суть задания в том, чтобы быстро и максимально верно передать смысл пословиц.

– Не тот отец — мать, кто родил, а тот (кто вспоил, вскормил, да добру научил)

– Человек без воспитания – (тело без души)

– Дитятко – что тесто: (как замесил, так и выросло)

– Детей наказывай стыдом, (а не кнутом)

– Не тот богат, ко много имеет, а тот (кто много дает)

– Лучше плакать в детстве (чем в старости)

– Из молодого, как из воска:(что хочешь, то и вылепишь)

Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Капитан выбирает человека, который будет записывать ассоциации. Помогает вся команда. Оценивается оригинальность мышления.

-Если семья – это страна, то она называется

– В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение

свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это здорово и вполне естественно.

А также я бы хотела вам продемонстрировать результаты проведенных тестов, как с вами, так и с вашими детьми по темам:

1. Взаимоотношения в семье

2. Уровень школьной мотивации

Анкетирование было проведено 16 марта 2020 года среди учащихся 2 «А» класса и их родителей в соответствии с темой предстоящего родительского собрания по теме «Роль семьи в учёбе»

Для анкетирования был использован тест «РОДИТЕЛЬ-РЕБЁНОК». В анкетирование участвовало 17 учащихся и 15 родителей.

Результат теста среди родителей.

Из 15 родителей, которые прошли данное анкетирование отношения с детьми можно считать благополучными у 12, удовлетворительные отношения с детьми у 3.

Из 17 учащихся, которые прошли данное анкетирование отношения с родителями благополучные у 2, удовлетворительные отношения у 15.

Таким образом, отношения между родителями и детьми в результате проведенного теста можно выразить с помощью диаграммы.

Результат анкетирования с детьми

Красным цветом у нас отображено удовлетворительное отношение (89%) ,а синим цветом благополучные отношения (11%(Фотография)

Результат анкетирования с родителями

Синий цвет отображает благополучные отношения с детьми (87%, красный цвет удовлетворительные отношения(13%).(Фотография)

И в завершении я хотела бы сказать, что счастливы там, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе — ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

Уважаемые родители я бы хотела вас попросить оценить нашу с вами работу на собрании.

Прием рефлексии «Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Спасибо за внимание!

Публикация «Роль семьи в воспитании ребенка» размещена в разделах

Но не все родители осознанно относятся к воспитанию ребёнка и не в полной мере взаимодействуют с ним. В семьях отсутствует «качественное» взаимодействие с ребенком и все чаще преобладает спонтанное развитие, механическое подражание ребенка взрослым. Причины тому разные: одни родители считают, что воспитанием и развитием ребенка должны заниматься исключительно образовательные организации, другие — не умеют это делать, третьи —ссылаются на нехватку времени на воспитание ребенка. Всё чаще родители выступают в роли потребителей, заказчиков образовательных услуг, а не участников образовательного процесса.

Нам необходимо изменить стратегию, поменять отношение педагогов и родителей. Для нас важно, чтобы педагог и родитель двигались в одном направлении, создавая тем самым благоприятные условия для развития ребенка, так как только при наличии тесного взаимодействия педагогов родителей возможно решение задачи воспитания и развития ребенка.

Актуальность проблемы взаимодействия семьи и детского сада не подлежит сомнению, ведь ребенок приходит в детский сад из семьи и возвращается в семью. Семья—это микросреда, в которой ребенок растет и развивается с самого рождения и поэтому влияние семьи на развитие ребенка невозможно переоценить. Для нас важно понять, что же нужно изменить во взаимодействии семьи и детского сада, что бы родители стали активными участниками образовательного процесса.

Роль семьи в воспитании развитии ребёнка.

Выдающиеся педагоги прошлого с давних пор изучали влияние семьи на воспитание ребенка. Рассмотрим разные точки зрения.

Я. А. Коменский был одним из первых мыслителей, остановивших свое внимание на вопросах преддошкольного и дошкольного воспитания. Он предполагал, что без хорошего первоначального воспитания в семье, пострадает все последующее воспитание и образование ребенка.

Не правильно было бы утверждать, что у Коменского не было предшественников в вопросах дошкольного воспитания. Этим вопросом занимался греческий философ Платон (427-347г. до н. э.). Платон отрицательно относился к семье и семейному воспитанию и считал семью главным препятствием к осуществлению социального строя.

Коменский был предшественником идей Руссо, Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, высоко ценивших роль матери и семейного воспитания в целом.

При этом А. С. Макаренко тоже признавал роль семьи в воспитании ребенка, но он считал, что школа должна организовать воспитание в семье и школа должна руководить семьей. Макаренко призывал педагогов изучать жизнь детей в семье, для того, чтобы улучшить их воспитание и иметь влияние на родителей. Семья, в свою очередь должна играть подчиненную роль. Такой подход к взаимодействию родителей и педагогов вовсе не подразумевает партнерство.

В 70-80 г. в качестве пропаганды педагогических знаний, целью которой являлось повышение педагогической культуры родителей, существовал педагогический всеобуч для родителей. Исследовавшая всеобуч О. Л. Зверева выявила, что он проводился не во всех детских садах и что родителям интересно получать знания конкретно о своём ребенке. Часто поиск новых путей совершенствования работы с родителями был направлен на нахождение новых форм работы с родителями, а не на содержание и методы.

В. А. Сухомлинский считал, что только при наличии тесного взаимодействия школы родителей возможно решение задачи воспитания и развития ребенка. Им же был выделен принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания. Данный принцип основан на доверии и сотрудничестве между педагогами и родителями.

В 90-х годах произошли большие изменения во взаимодействии семьи и детского сада. Связано это с реформой образования и с признанием положительной роли семьи в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» одним из принципов является уважение к семье. В это же время начали разрабатываться способы сотрудничества семьи и детского сада. В «Концепции дошкольного воспитания» В. В. Давыдова и В. А. Петровского сказано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и поэтому очень важно установить доверительный контакт между педагогическим коллективом образовательного учреждения и родителями.

Проведя анализ психолого- педагогической литературы можно сделать вывод, что с давних времён педагогика признавала роль семьи в воспитании ребенка. Считалось, что семью нужно изучать, но, только для того, чтобы с ее влиянием на ребенка бороться, чтобы подчинить ее обществу. В 70-е годы внимание уделялось просвещению педагогической грамотности родителей и сочетанию семейного и общественного воспитания. В 90-е годы, в связи с реформой образования, внимание стало уделяться именно взаимодействию, сотрудничеству с семьей. В современном образовании мы продолжаем искать эффективные способы и формы сотрудничества с родителями с целью благоприятного развития ребенка, его индивидуальности.

Содержание работы по выстраиванию взаимодействия семьи и дошкольной организации.

Выстраивая взаимодействия с родителями, мы можем использовать следующие формы взаимодействия:

—традиционные (родительские собрания, папки-передвижки, информативные листовки, беседы, консультации, лекции, практикумы);

—современные (анкетирование, почтовый ящик, совместные праздники и выставки работ детей и родителей, мини- библиотеки, выпуск газет, родительские клубы, акции, экскурсии, совместные проекты).

Изучив варианты предложенных форм в литературе, возникла необходимость провести опрос воспитателей и наблюдение за родителями в МБДОУ №58.

На сегодняшний день работа с семьей ведется в каждой возрастной группе. Во всех группах избран родительский комитет. Педагогическим коллективом используются различные формы работы: с периодичностью в 3-4 месяца проводятся родительские собрания, но родители посещают их неохотно, в основном присутствуют одни и те же родители; в совместных праздниках родители участвуют только для «галочки», без особого желания; индивидуальные беседы с родителями проводятся в основном с целью решить проблемы воспитателя в отношении конкретного ребенка, и случаются по инициативе педагога; дни открытых дверей родителям практически не интересны, так как родители не могут их посетить из-за работы, и по мнению родителей ничего нового они там не узнают.

Оформленные во всех группах родительские уголки, где в специальных папках и окошках на стенде размещена различная информация для родителей, подборка методических рекомендаций, составленная воспитателями и другими специалистами и актуальная в данный момент родителей мало интересует, они туда почти не заглядывают. Также в каждой группе оформлен «Уголок здоровья», где размещена информация, подобранная медицинским работником, по вопросу сохранения здоровья детей.

Совместно с семьями детей и воспитателями проводятся тематические выставки: «Выставка урожая», «Самая необычная ёлка», «Герой нашего времени» и т. д. Некоторые родители (чаще всего одни и те же родители, совместно с детьми, активно принимают участие в различных районных и городских конкурсах: «Герой моего времени», «Сотрудник ГИБДД будущего», «Поделки из природного материала» и д. р. Самые активные участники выставок и конкурсов получают благодарственные письма от администрации детского сада.

Летом во всех группах родители помогали осуществлять придуманные детьми проекты участков.

Полученные результаты наблюдения, за характером взаимодействия с родителями в нашем саду, позволяют нам сделать вывод, что в нашем саду педагоги используют только традиционные формы взаимодействия с родителями. Посещение родительских собраний и участие в мероприятиях детского сада для родителей и педагогов является лишь формальностью. Такая система взаимодействия является малоэффективной и нам необходимо создать такие условия взаимодействия, при которых детский сад и семья станут единым пространством для развития ребенка.

Рекомендации по выстраиванию эффективного сотрудничества с родителями детей в группе детского сада.

В своей работе мы не раз говорили о партнерских отношениях между педагогом и родителем. Так кто же такой педагог будет являться партнёром? Педагог – партнёр — это союзник родителя, участник совместной деятельности. Партнёрская позиция воспитателя предполагает демократический стиль общения, а не авторитарный. К примеру, педагог-партнер приглашает родителей в деятельность, вовлекает, в непринужденной форме, а не заставляет. Партнерское взаимодействие родителя и педагога должно строиться на позиции диалога, взаимопомощи, доверия и открытости друг другу.

Главным условием успешного партнерского взаимодействия между педагогами и родителями являются доверительные отношения. Для того чтобы грамотно выстроить работу с родителями, в целях создания благоприятных условий для развития ребенка, нам необходимы следующие условия:

—открытость детского сада для семьи;

—сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

—непрерывность взаимодействия на протяжении и всего периода дошкольного возраста;

—использование современных форм взаимодействия дошкольного взаимодействия и семьи;

—диагностика общих и частных проблем развития ребенка;

—гуманность (доверие, уважение, доброжелательность).

При выстраивании новых форм взаимодействия ДОУ с семьёй нам нужно уйти от форм, где монолог педагога доминирует, и обеспечить переход к диалогическому общению. Установить контакт необходимо так, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания. Здесь предпочтение мы отдаем беседам, в ходе которых выясняю, какие вопросы интересуют родителей, что беспокоит их в поведении ребёнка, как решить проблемы. Конечно, не все родители идут на контакт в силу своей занятости. Чтобы установить доверительный контакт с такими семьями, можно использовать сочетание различных видов деятельности. Скучные и не пользующиеся спросом у родителей папки-передвижки и информационные листовки мы предлагаем заменить на мини-библиотеки, которых могут быть запитаны какие-то забавные высказывания детей или рассказы, газету ««Наши новости», в которых освещаются важные и интересные события жизни детей данной группы и ДОУ в целом.

Одной из традиционных форм взаимодействия с родителями является родительское собрание, но как мы знаем, на проведение встреч в виде отчетов и поучительных бесед, родители откликаются неохотно. Мы нашли выход, изменив структуру и само содержание родительского собрания. Собрание будет проходить в виде диалога, круглых столов, дискуссий на актуальную тему. Объектом дискуссии может стать какая-либо неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник выражает своё мнение. Также может быть эффективна такая форма взаимодействия, как родительский клуб, тема которого определяется по запросу родителей, например «Сезон простуд», где родители узнают о мерах профилактики ОРВИ, «Детские капризы», где педагоги помогут родителям выявить проблему детского непослушания. В таком клубе родителей объединяет проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Для ознакомления родителей с особенностями работы дошкольной организации и особенностями воспитания детей родители смогут познакомиться на открытых занятиях, просматривая выставки работ детей и родителей.

Выявить интересы родителей, их запросов и т. д. мы можем с помощью опросов, анкетирования и почтового ящика, куда родители смогут скинуть свой вопрос, если все-таки стесняются о чем-то спросить напрямую.

Повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросам воспитания и развития детей мы можем на вечерах вопросов и ответов, на встречах, под названием «Педагогическая ситуация» на которых родители смогут обсудить с педагогом и друг с другом некоторые вопросы воспитания детей.

Наиболее полно, по нашему мнению, раскроются возможности для сотрудничества в проведении различных совместных досугах, таких как совместные праздники: «Встреча Нового года», «Праздник урожая», акции, различные экскурсии, носящие познавательный характер. Также мы предполагаем, что эффективному сотрудничеству будут способствовать проектная деятельность. Такой вид деятельность направлен на развитие актуальной для детей темы, на саморазвитие ребенка. При этом родитель будет являться для ребенка не только помощником в нахождении информации, но и оказать техническую поддержку (фото-, видио- съёмка, составление презентации). Мы считаем, что проектная деятельность станет эффективным способом взаимодействия между родителями и педагогами нашего детского сада, так как при такой форме сотрудничества ребенок не остается в стороне, а принимает активное участие в проекте. Работая вместе с детьми над проектом, родители будут проводить с ними больше времени, станут лучше понимать своего ребенка.

Мы считаем, что использование современных, разнообразных форм работы с семьёй, основанных на сотрудничестве, взаимодействии, партнерстве, поможет изменить характер взаимодействия между педагогами и родителями в нашем детском саду. Постоянное и тесное сотрудничество семей и педагогов сможет привести к тому, что родители перестанут быть наблюдателями и станут активными участниками образовательного процесса.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». М. : Легион,2013.

3. Педагогика взаимопонимания : занятия с родителями / авт. -сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. —2-е изд. — Волгоград : Учитель, 2014.-123 с.

4. Современная семья : проблемы сопровождения: сборник статей; Краснояр. гос. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2006.—296 с.

6. Феномен детства в условиях современных социо-культурных преобразований: психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в семье и образовательных учреждениях: материалы 3 Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 26—27 апреля 2010 г. / отв. ред. И. А. Яценко; ред. кол. ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2010.— 400 с. —314с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва

11. Дошкольная педагогика. — Журнал, 2012г №5—с. 58-59.

12. Дошкольная педагогика. — Журнал, 2013г. №10—с. 68-70.

14. ped-kopilka.ru / blogs / yulija-aleksandrovna-ladonina / diagnosticheskii-instruentarii-opredelenija-yefektivnosti-ispolzuemyh-form-vzaimodeistvija-s-roditeljami.html (06/12/2016)

15. www/maam.ru / detskijsad / sovremenye-formy-vzaimodeiatvia-dou-i-semi.html (01/12/2016)

Общее понятие семьи и образования

Семья для каждого человека является главным источником любых поступков на протяжении всей жизни. У ребенка с детства формируется модель поведения, именно поэтому от родителей и близкого окружения зависит его будущее. Ведь семья не только дает жизнь ребенку, семья – это первый социальный опыт, где происходят первые шаги, говорится первое слово, формируется взгляд на мир и отношение ко всему, что окружает маленького человека.

Большое влияние на ребенка оказывает состав семьи, полная или неполная семья, также бабушки и дедушки, братья и сестры. Основа образования в семье заложена в семейном укладе, манере отношений, личном пространстве каждого из членов семьи, устройстве жизни малышей. Являясь членом семьи, ребенок формирует отношения с родителями. Чаще родители имеют положительное влияние, но бывает и наоборот. Из-за этого человек вырастает либо общительным, открытым, добрым, готовым всегда прийти на помощь, либо лицемерным, грубым и лживым. В семье ребенок живет, открывает для себя новые горизонты, учится радоваться, любить, сочувствовать, ненавидеть. Малыш должен воспитываться в атмосфере любви, добра, понимания, не видеть конфликтов между членами семьи, иначе, будучи взрослым человеком, он может быть асоциальным и наносить вред как себе, так и окружающим людям.

В тех семьях, где к образованию ребенка подходят серьезно и целенаправленно, наблюдается правильное формирование главных качеств мышления, физического развития, познавательных интересов, умения учиться и становления эмоционального фона.

Ребенок приобщается к общеэстетической сфере:

Ребенок, который живет в атмосфере добра, любви и доверия, сталкивается реже с проблемами, связанными со здоровьем, с обучением, общением с однолетками, а ребенок из семьи, где отношения с родителями нарушены, рискует столкнуться с психологическими проблемами и комплексами.

Главной составляющей в образовании детей является информативность. С ребенком очень важно обсуждать проблемы личного характера, общественные, семейные, интересоваться его мнением, прислушиваться, уважать, направлять, прививать чувство самоуважения, ответственности и умение признавать ошибки.

«Семья как источник образования» 👇

Целью образования является содействие в развитии личности ребенка, самостоятельности, мудрости, любви.

Климат в семье и образование

Влияние на образование ребенка в семье в большей мере оказывают не нравоучения близких, а собственный пример. Несколько слов, брошенных случайно родителями, способны оставить отпечаток в памяти ребенка на всю жизнь, в отличие от поучений. Также, как и улыбка, поглаживание по голове, приятное приободряющее слово.

Взрослея, ребенок несет в себе отпечаток атмосферы семейного гнезда. Это могут быть спокойные эмоции от ежедневных забот и приятных событий, либо тревога, которая сопровождала ребенка в непонятных ситуациях. Складывается данная обстановка отношением и уважением членов семьи друг к другу и к различным ситуациям. Благоприятная и теплая атмосфера, там, где присутствуют понимание и согласие, где могут выслушать и поддержать, проблемы решаются сообща. В такой семье говорят то, что думают, без лжи и обмана. Здесь слышен смех и присутствует юмор, без злого сарказма, не нужно бояться осуждения и насмешек. Много значит, не очернять одним из родителей в глазах ребенка, другого. Такая модель семьи становится миром для ребенка, в котором он не один и все сложности преодолеваются совместными усилиями.

Со временем семейный климат имеет свойство изменяться. Накладывают отпечаток трудности и сложные ситуации, которые встречаются на пути семьи, также, имеет значение возрастной порог, когда дети взрослеют, а родители стареют и силы покидают их. Климат в семье – главное из того, что составляет развитие и образование ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *