Для подачи заявки на обучение необходимо:
Программа профессиональной переподготовки (электронный курс с использованием дистанционных технологий):
Обучающие электронные курсы размещены в Электронной информационно-образовательной среде РГДБ.
Центр создан в апреле 2013 года c целью организации повышения квалификации специалистов библиотек России, работающих с детьми.
с 20 августа 2021 г. по 30 августа 2021 г. была проведена выездная проверка Департаментом образования и науки города Москвы Управлением государственного надзора и контраля в сфере образования в отношении образовательной деятельности Центра непрерывного образования Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная детская библиотека». Замечаний нет.
Преимуществом обучения в Центре непрерывного образования по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации является уникальная возможность получения знаний у высококвалифицированных специалистов-практиков Российской государственной детской библиотеки.
Центр непрерывного образования проводит обучение по дополнительным профессиональным программам (Обучение – платное):
В 2023 году Российская государственная детская библиотека осуществляет обучение библиотечных специалистов России, обслуживающих детей, по программам повышения квалификации при поддержке Министерства культуры Российской Федерации (Обучение – на бесплатной основе):
В 2023 году Центр непрерывного образования проводит обучение детей от 5 до 17 лет по дополнительным образовательным программам (Обучение – платное):
В образовательном процессе используются современные дистанционные технологии, позволяющие обучаться у лучших специалистов страны.
Занятия проводятся в режиме online и offline.
После обучения специалисты будут готовы к новым профессиональным вызовам!
Москва, Калужская площадь, дом 1, ст. метро «Октябрьская» (кольцевая, радиальная)
Комната: 418 (4 этаж)
Телефон: 8(499) 230 00 93, доб. 203
Заведующий Центром непрерывного образования: Науменко Наталья Викторовна
Специалисты Центра непрерывного образования:
Просмотреть увеличенную карту
Информация о материале
C 16 октября по 03 ноября 2023 года Российская государственная детская библиотека при поддержке Министерства культуры Российской Федерации проведет бесплатное обучение библиотечных специалистов из 89 регионов России, обслуживающих детей, в т.ч. из Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей по следующим программам повышения квалификации:
Список участников обучения формируется на основании заявок центральных библиотек 89 субъектов Российской Федерации, обслуживающих детей – национальных, республиканских, краевых и областных библиотек.
Преимущественным правом на обучение пользуются детские библиотекари новых регионов России, специалисты модельных библиотек, созданных в рамках национального проекта «Культура», а также победители конкурсов и других профессиональных мероприятий.
Наличие диплома о высшем или среднем профессиональном образовании – обязательно.
У специалистов, направляемых на обучение, должен быть доступ к Интернету.
Занятия будут проводить преподаватели ведущих ВУЗов страны, специалисты и эксперты-практики в области библиотековедения, библиографии, современных технологий и цифровых ресурсов, изучения детской книги и чтения, в т.ч. Всероссийского центра изучения чтения и литературы для детей Российской государственной детской библиотеки.
Объем каждой программы – 36 академических часа.
Форма обучения – заочная, с применением дистанционных технологий и электронного обучения.
После успешного окончания курса выдается Удостоверение о повышении квалификации.
Программа повышения квалификации «Чтение современных детей и подростков: психология, педагогика, формы и методы продвижения» направлена на развитие профессиональных компетенций специалистов библиотек в области библиотечно-информационного обслуживания детей, продвижения книги и чтения среди детей и подростков.
Слушатели программы познакомятся с особенностями возрастной психологии и психологии чтения, формирования психолого-педагогических компетенций по работе с детьми как читателями. Особое внимание уделяется обучению методам поддержки и продвижения чтения, основным тенденциям читательских предпочтений современных детей и подростков в контексте психологии детского чтения и восприятии ими литературы, авторским методикам работы с произведениями художественной литературы.
Программа повышения квалификации «Современная детская литература» направлена на развитие профессиональных компетенций специалистов библиотек в области современной литературы для детей и подростков.
Слушатели программы познакомятся с историей отечественной и зарубежной детской литературы, её стилистическими и жанровыми особенностями, основными этапами творчества наиболее ярких представителей современной детской литературы, возрастными особенностями детей, их читательскими предпочтениями. Слушатели научатся свободно ориентироваться в литературном пространстве и определять читательский адрес и целевое назначение детской книги, её художественную и историко-культурную ценность.
Программа «IT-технологии и цифровые ресурсы в библиотечном обслуживании детей» направлена на формирование и развитие цифровых профессиональных компетенций в области библиотечно-информационной деятельности, формирование представления о перспективах и направлениях цифровой трансформации в Российской Федерации, формирование навыков оптимального использования цифровых возможностей для улучшения качества обслуживания детей.
Особое внимание уделяется процессам цифровой трансформации современной библиотеки: организации комфортной среды для работы с информационными ресурсами и цифровым контентом, стратегии продвижения библиотеки в цифровой среде, интеллектуальному досугу детей в цифровой среде библиотеки, использованию технологий искусственного интеллекта в организации цифровой среды библиотеки, в т. ч. продвижении библиотечных ресурсов и услуг в социальных сетях.
Программа «Современная библиография для детей» направлена на совершенствование профессиональных компетенций в области библиографической деятельности; формирование у слушателей знаний о современном справочно-библиографическом обслуживании, рекомендательной библиографии, литературы, видах библиографической продукции для детей, в том числе в цифровом формате, а также представлений об особенностях библиографического описания в рекомендательной библиографии детской литературы и написании аннотации.
Программы повышения квалификации от ргб и партнеров
нажмите на название организации, чтобы ознакомиться с предлагаемыми программами
Российская государственная библиотека
Создание модельных муниципальных библиотек в рамках реализации национального проекта «Культура»
Продолжительность: 72 ак.часа
Форма обучения: заочное обучение с использованием цифровых образовательных технологий.
Целевая аудитория: основной персонал модельных муниципальных библиотек. Комплексная программа охватывает все этапы создания модельной библиотеки. Преподаватели: представители федеральных и региональных органов власти, руководители библиотек (в том числе созданных и создаваемых модельных библиотек), эксперты Проектного офиса РГБ. Интерактивный формат. Результат программы – создание комплексного кейса по развитию модельной библиотеки.
Создание модельных муниципальных библиотек в рамках реализации национального проекта «Культура» (базовый курс, 16 академических часов)
Продолжительность: 16 ак.часов
Управление проектом по созданию модельных муниципальных библиотек в рамках реализации национального проекта «Культура» (базовый курс, 16 академических часов)
Целевая аудитория: специалисты проектных офисов субъектов Российской Федерации в сфере культуры, координирующих и курирующих создание муниципальных библиотек.
Продолжительность: от 16 ак.часов
Форма обучения: очная
Целевая аудитория: руководители библиотек; руководящие работники библиотек, деятельность которых связана с управлением библиотекой; разработкой стратегических и инновационных проектов и программ развития библиотеки.
Целевая аудитория: специалисты библиотек, деятельность которых связана с реализацией инновационных проектов.
Коммуникации в блогах и социальных сетях: специфика и стратегия
Форма обучения: очная; очно-заочная (с применением дистанционных образовательных технологий).
Целевая аудитория: специалисты библиотек. Цель курса: приобретение обучающимися практических навыков по освоению работы с современными коммуникационными каналами.
Практический фандрейзинг в библиотеке
Целевая аудитория: специалисты библиотек, деятельность которых связана с привлечением внебюджетных средств. Основное внимание уделяется использованию фандрейзингового инструментария с учетом специфики библиотечно-информационной сферы.
Социокультурная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ
Целевая аудитория: специалисты библиотек, деятельность которых связана с обслуживанием пользователей. Основное внимание уделяется социально-психологическим характеристикам читателей-инвалидов, организации их досуговой деятельности в библиотеке, этике общения библиотекаря с читателями-инвалидами.
Библиотечно-информационные ресурсы Интернет
Целевая аудитория: специалисты библиотек, деятельность которых связана с комплектованием фондов и обслуживанием пользователей. Основное внимание уделяется обеспечению пользователей библиотеки информационными ресурсами, поиску и переработке больших массивов информации, использованию программно-технических средств информационного поиска в электронных ресурсах.
НЭБ. Национальная электронная библиотека. Ключевые вопросы функционирования и перспективы развития
Целевая аудитория: специалисты библиотек, деятельность которых связана с обеспечением доступа к информационным ресурсам. Основное внимание уделяется функциональности портала НЭБ, процессам взаимодействия участников и оператора НЭБ, направлениям использования НЭБ в рамках информационно-библиотечного обслуживания.
Российские правила каталогизации. Современное состояние каталогизации
Целевая аудитория: специалисты библиотек и библиографирующих учреждений, издательств, информационных учреждений. Цель курса: познакомить обучающихся с основными положениями и общими правилами каталогизации конкретных видов документов — книг, нот, картографических, изобразительных материалов и других, включая электронные ресурсы, к которым относится большой спектр цифровых материалов, в том числе мультимедиа и Интернет-ресурсы.
Превентивная консервация документов
Целевая аудитория: специалисты, деятельность которых связана с сохранностью фондов. Цель курса: овладение теоретическими и практическими знаниями в области превентивных мер сохранения библиотечных документов.
Российская государственная библиотека для молодежи
Организация и современные технологии работы библиотек с молодёжью
Предлагаемый курс формирует модель системы библиотечной работы с молодежью. Его программа включает в себя разностороннее рассмотрение теоретических и практических вопросов работы с молодёжью, основное внимание уделяется тенденциям библиотечного обслуживания молодежи в России и за рубежом. Подробно рассматриваются реализованные на практике проекты и программы Российской государственной библиотеки для молодежи. Курс рассчитан на библиотечных специалистов всех типов библиотек, работающих с молодежью.
Профессиональная стажировка “Организация библиотечного пространства”
Программа стажировки построена на основе хорошего знания практики и основных тенденций развития библиотечного пространства в России и за рубежом. Рассматривается опыт реализации проектов по организации пространства в РГБМ и анализ возможности его трансляции в различных библиотеках с учетом их особенностей. Программа рассчитана на библиотечных специалистов всех типов библиотек.
Профессиональная стажировка “Эффективная библиотека”
Программа стажировки включает комплексное рассмотрение различных компонентов библиотечной деятельности: пользователей, ресурсов, персонала, технологий, – эффективное взаимодействие которых ведет к созданию нового образа библиотеки – «пространства возможностей». Программа рассчитана на библиотечных специалистов всех типов библиотек.
Обучение предоставляет возможность выбора тематики по основным направлениям профессиональной подготовки современного библиотекаря: организация библиотечных процессов; обеспечение библиотечного и информационного обслуживания пользователей; организация работы специализированных залов и служб; электронные ресурсы библиотек и их использование; применение современных и классических технологий в библиотечной практике. Программа рассчитана на библиотечных специалистов всех типов библиотек.
Цифровая среда библиотеки
Форма обучения: заочная с применением дистанционных образовательных технологий.
Целевая аудитория: руководители (заместители руководителей) публичных библиотек.
Образовательная программа по курсу «Цифровая среда библиотеки» предполагает тематическое наполнение, связанное с наличием в библиотеке свободного доступа к безопасному цифровому контенту, собственному и внешнему (прежде всего, к ресурсам НЭБ) и оказание консультативной помощи в доступе к нему; автоматизации процессов библиотечного обслуживания; электронным информированием на территории библиотеки; технической поддержкой организации публичных мероприятий; созданием в библиотеке специальных пространств для реализации пользователями цифровых умений и навыков и пр.
Консультирование в сфере развития цифровой грамотности населения
Целевая аудитория: специалисты публичных библиотек.
Образовательная программа по курсу «Консультирование в сфере развития цифровой грамотности населения» предполагает тематическое наполнение, связанное со знанием законодательства РФ в области интеллектуальной собственности; основами безопасности в интернете и обеспечением сохранности данных; включением в работу библиотеки централизованных цифровых ресурсов, подготовленных Министерством культуры РФ (портал «Культура. РФ»); ознакомлением с методикой обработки персональных данных граждан и консультирование в области оперирования этими данными в интернет; обучением методике консультирования пользователей по работе с электронными ресурсами (собственными и заимствованными); методики диагностирования уровня цифровой грамотности пользователя, знанием тенденций развития информационно-коммуникационных технологий, повышением психологических компетенций библиотекарей; особенностей и сфер применения основных мобильных приложений и пр.
Библиотечно-информационное обслуживание детей с ограниченными возможностями здоровья
Продолжительность: 72 ак. часа.
Форма обучения: электронная.
Для специалистов библиотек, обслуживающих детей.
Знакомит с инновационными методиками организации библиотечного обслуживания детей-инвалидов. Дает представление об отечественных и зарубежных подходах к социокультурной реабилитации детей с особыми нуждами.
Современная детская библиотека: управление, право, инновации
Знакомит с организационно-правовыми основами деятельности библиотек, обслуживающих детей, экономическими моделями деятельности в сфере культуры, основами стратегического менеджмента, особенностями управления учреждением культуры, обслуживающим детей.
Знакомит с основами возрастной психологии и психологии чтения, методами поддержки и продвижения чтения, авторскими методиками работы с произведениями художественной литературы.
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино
Как вырастить сильных и креативных библиотечных лидеров
Продолжительность: 16 ак. часов
Программа направлена на приобретение библиотечными специалистами новых профессиональных компетенций, связанных с освоением базовых навыков лидерства, которые помогут им в реализации инновационных идей, осуществлении межличностных коммуникаций на всех уровнях. В обучении могут принять участие руководители библиотек и библиотечных подразделений, молодые специалисты.
Библиотека как центр общественной жизни
Продолжительность: 24 ак. часа
Категория слушателей: руководители и специалисты культурных и образовательных учреждений, имеющих среднее профессиональное или высшее образование.
Программа предлагает ознакомиться с новой для библиотек формой взаимодействия с местным сообществом – проведение общественного форума. В процессе обучения слушатели смогут овладеть методикой оформления и подготовки общественно-значимой проблемы для общественной дискуссии, научиться навыкам ведущего форума и навыкам культуры проведения общественной дискуссии.
Библиотека как центр местного культурного наследия
Целью курса является объединение наработанного российскими библиотеками теоретического и практического опыта в области краеведения с инновационными практиками культурного туризма для развития новых содержательных форм работы библиотек как Центров местного культурного наследия, содействующих сохранению самобытности территорий, развитию культурного туризма и экономики регионов России и развитию межкультурного диалога. Курс предназначен для развития профессиональных компетенций работников библиотек — руководителей, краеведов, специалистов отделов маркетинга и PR.
Консервация и реставрация документов
Продолжительность: 40 или 80 ак. часов
Программа ставит перед собой задачу ознакомить слушателей с основными принципами консервации и реставрации документов с учетом сохранения их физической формы, пригодной к использованию на основе изучения технологий создания документов. Программа рассчитана на руководителей и специалистов отделов, центров сохранности и консервации, реставраторов, хранителей.
Современные технологии смешанного обучения английскому языку Blended Learning
Продолжительность: 36 ак. часов
Категории слушателей: учителя и преподаватели английского языка общеобразовательных школ, ВУЗов, языковых школ и курсов иностранных языков.
Программа направлена развитие профессиональных компетенций преподавателей английского языка, соответствующих новым задачам по совмещению современных технологий и традиционного образования на основе внедрения нового стандарта образования и Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в России.
Изготовление мраморной бумаги
Продолжительность: 16 академических часов
Категория слушателей: реставраторы документов
Цель обучения: ознакомление слушателей с историей мраморной бумаги, инструментами и материалами для ее создания, основными типами узоров мраморной бумаги и способами их создания.
Особенности иностранной каталогизации в контексте современных реалий. Интенсивный курс
Целью программы является приобретение библиотечными специалистами новых профессиональных компетенций, связанных с освоением специфических навыков, необходимых для составления библиографического описания информационных ресурсов на иностранных европейских, восточных языках. Программа рассчитана на библиотекарей-каталогизаторов и специалистов в области библиотечно-информационной деятельности.
Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих
Обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг
В данной программе изложены особенности процессов и методов организации доступности объектов и услуг, учреждений различной ведомственной подчинённости, для инвалидов и маломобильных групп населения.
Программа носит теоретический и практический характер.
Целью данной программы является рассмотрение широкого круга вопросов, связанных с предоставлением различных социально значимых услуг, а также с обеспечением архитектурной доступности зданий и сооружений для инвалидов. Итоговая аттестация – тестирование, промежуточной аттестации – нет.
Обучение навыкам общения и сопровождения потребителей услуг с ограниченными возможностями здоровья
В данной программе изложены особенности процессов и методов организации доступности услуг, учреждений различной ведомственной подчинённости, для инвалидов и маломобильных групп населения.
Целью данной программы является рассмотрение широкого круга вопросов, связанных с предоставлением различных социально значимых услуг для инвалидов и маломобильных групп населения. Итоговая аттестация – тестирование, промежуточной аттестации – нет.
Обеспечение архитектурной доступности объектов для инвалидов и других МГН
Продолжительность: 8 ак.часов
В данной программе изложены особенности методов организации доступности объектов, учреждений различной ведомственной подчинённости, для инвалидов и маломобильных групп населения.
Программа тренинга носит практический характер: обследование зданий и сооружений, составление необходимого пакета документов.
Целью данной программы является изучение нормативно-правовой базы, зарубежного и отечественного опыта по обеспечению архитектурной доступности зданий и сооружений различной ведомственной принадлежности для инвалидов и маломобильных групп населения. Итоговая аттестация – тестирование, которое включает 23 вопроса, промежуточной аттестации – нет.
РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
Актуальные компетенции специалистов модельных библиотек нового поколения
Продолжительность: 36 ак. часа (основная программа); 72 ак. часа (основная программа и специализация)Тематика:
Целевая аудитория: руководители библиотек, специалисты функциональных отделов, заведующие библиотеками-филиалами.
Комплексная программа по ключевым направлениям деятельности модельной библиотеки и ее специалистов. Программа разработана для специалистов двух типов библиотек — центральных библиотек и библиотек-филиалов; основная программа дополняется специализацией по актуальным направлениям работы. В основе — авторские методики, интерактивные формы обучения, современные образовательные технологии, преобладание практических занятий, в том числе на базе лучших библиотек Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Цель программы: формирование современных профессиональных компетенций персонала муниципальной (модельной) библиотеки.
Преподаватели: ведущие специалисты Российской национальной библиотеки — руководители научных и научно-производственных подразделений.
Школа комплектатора. Формирование фондов модельных библиотек
Продолжительность: 36 ак. часовТематика:
Целевая аудитория: для заведующих отделами комплектования ЦРБ модельных библиотек, специалистов проектных офисов ЦБ субъектов РФ.
Программа дает знания о современных технологиях комплектования библиотечных фондов в условиях цифровой среды, об организации библиотечного фонда в модернизируемом пространстве библиотеки. Разработана для специалистов центральных библиотек и библиотек-филиалов. Цель программы: формирование профессиональных компетенций персонала современной модельной библиотеки.
Практика краеведческой деятельности модельной библиотеки
Целевая аудитория: руководители и сотрудники публичных библиотек, сотрудники краеведческих подразделений центральных библиотек субъектов РФ.
Программа отражает все направления современной краеведческой деятельности библиотек этого типа (работа с музейными и архивными фондами, развитие краеведческой фактографии, создание современных и востребованных электронных краеведческих продуктов, новые формы краеведческой экскурсионно-туристической работы, продвижение краеведческих ресурсов, продуктов и услуг библиотеки в цифровой среде и др.). Разработана на основе практики публичных библиотек разных регионов РФ, с учетом их реальных условий и возможностей. Цель программы: совершенствование и получение новых компетенций для осуществления профессиональной деятельности в области библиотечного краеведения.
Актуальные направления краеведческой деятельности современной библиотеки
Продолжительность: 36 ак.часовТематика:
В программе представлены все наиболее актуальные и перспективные направления краеведческой деятельности публичных библиотек: работа с музейными и архивными фондами краеведческая фактография, краеведческая генеалогия и история семей, экскурсионно-туристическая краеведческая деятельность. Программа основана на анализе практики публичных библиотек и новых разработках специалистов РНБ. Цель программы: совершенствование и получение новых компетенций для осуществления профессиональной деятельности в области библиотечного краеведения.
Электронные каталоги, базы данных, машиночитаемая каталогизация и инструменты тематического доступа для модельных библиотек нового поколения
Продолжительность: 30 ак. часовТематика:
Цифровизация читательского спроса и возрастающие возможности дистанционного взаимодействия с читателями делают создание электронных каталогов и развития поисковых инструментов особенно актуальным. В программе рассматриваются российские стандарты и правила ведения электронных каталогов, правила формирования машиночитаемых библиографических записей в соответствии с форматом RUSMARC и новым ГОСТ 7.0.100 – 2018, особенности каталогизации различных видов информационных ресурсов.
Общие вопросы обеспечения сохранности фондов модельных библиотек
Продолжительность: 16 ак. часовТематика:
Целевая аудитория: специалисты модельных библиотек.
Программа дает знания об обеспечении сохранности библиотечных фондов. Результат обучения — подготовка специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для реализации организационно-управленческой и производственно-технологической деятельности модельных библиотек.
Формирование и использование цифровых коллекций
Продолжительность: 32 ак. часа (четыре дня)
Программа направлена на приобретение новых компетенций и повышение квалификации сотрудников информационно-библиотечных учреждений и учреждений, занимающихся сохранением в цифровой форме культурного наследия. Слушатели, освоившие программу краткосрочного обучения «Формирование и использование цифровых коллекций», должны получить представление о коллекционном принципе организации цифровых ресурсов, методике формирования цифровых коллекций, форматах и стандартах метаданных для объектов культурного наследия, лингвистическом обеспечении цифровых коллекций и ресурсов, входящих в цифровые коллекции, требованиях к стандартам оцифровки, нормативно-правовых аспектах создания и использования цифровых ресурсов.
Программа повышения квалификации.
Программы повышения квалификации.
Подготовка к школе
Русский на «отлично»
Английский язык для детей
Завершилось обучение специалистов.
Пост-релиз стажировки.