Включение игры в режимные моменты гпд.
Широбокова Надежда Александровна
ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Игры в начальной школе специалисты считают одним из самых продуктивных методов развития школьника. Благодаря им учащимся даются не только знания, но и происходит воспитание школьника, что влияет на физическое, интеллектуальное, умственное и гармоничное развитие учащегося.
В жизни каждого ребёнка начальная школа это новый этап: школьнику предоставляется помощь открывать для себя новых друзей, в его жизни появляются новые занятия. Именно на данном этапе развития ребёнка особое место занимают игры в начальной школы, так как основные учебные материалы подаются детям в игровой форме.
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМЫ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Игры выступают методом воспитания и обучения, передачей накопившегося опыта, по пути своего развития начиная уже с первых шагов человеческого общества.
Благодаря им, учитель и воспитатель в состоянии учесть индивидуальную способность и уровень имеющихся знаний школьника. Применение игры в начальной школе является одним из основных средств, которое содержит в себе умения реального познавательного интереса учащихся, активного отношения к деятельности учебного процесса, а также для снижения физических и технических перегрузок школьников.
Вне игры возможность творчества доступна не всем учащимся начальной школы.
Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучше познакомиться с ребятами. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях. Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и т.д.
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ .
Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. В процессе проведения игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперёд, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия.
Прогулка – это одна из форм отдыха детей.
Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха, быть насыщенной играми и развлечениями. Прогулка, в сравнениями с экскурсиями, проигрывает лишь в одном – в системности полученных знаний. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия не уступают тем, которые приобретены на экскурсии.
Сразу поле выхода на улицу провожу с детьми десятиминутное наблюдение за состоянием погоды (снег, дождь, солнце, сильный ветер, пасмурно и т. д.), за деревьями (набухли почки, появились первые листочки, пожелтели листья и т. д.), за птицами (летают стаей, по парам и т. д.), за настроением людей и их одеждой). После каждого рассматривания ставлю вопрос: “Почему?”. Дети отвечают активно, иногда перебивая друг друга, но обиды нет, т. к. всем хочется показать себя. наблюдательным человеком. Ребята даже приводят примеры из собственного опыта или сравнивают с прошедшими наблюдениями.
МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В КЛАССЕ.
Вместо слова морская мы говорим любую другую фигуру. При слове замри, замирают в позе сказанного животного (медведя). И после этого я начинаю задавать вопросы про этого животного.
Врачи-офтальмологи рекомендуют использование стереокартинок для детей, поскольку они, несомненно, приносят только пользу. Улучшение зрения, расслабление глазной мышцы, кровообращение увеличивается, хрусталик разминается и вообще повышается контроль над глазами.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. Нужно помнить если даже не удаётся соблюдать режим занятий, то просто чаще играть с детьми. Это самая лучшая форма выражения любви, заботы и здоровья.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Основные направления деятельности
Цели и задачи
Личная беседа с помощником воспитателя по каждому ребенку. Беседа с детьми по каждой ночной смене.
: Организация жизнедеятельности после ночного сна.
Обеспечение постепенного перехода организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.
: Развитие общей моторики, желания вести здоровый образ жизни.
Утренний туалет, уборка спален
Контроль умения поддержания чистоты и аккуратности.
: Формирование навыков опрятности и аккуратности.
Беседа с родителями (законными представителями) по поводу самочувствия, самообслуживания, поведения учащихся.
Обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания.
Отработка модели поведения в столовой, культуры поведения за столом, бережного отношения к хлебу.
: Формирование навыков аккуратности, осторожности, четкости при накрывании столов, развитие навыков самообслуживания.
Переключение на умственную деятельность.
Подготовка к уроку
Настрой на положительную мотивацию к
: Формирование и закрепление умений и навыков воспитанников по подготовке рабочего места.
Приём детей в группу
Подвести итоги первой половины дня (беседа о здоровье детей, успеваемости, поведении)
Выяснить, кто отсутствует, по какой причине.
Рассказать план на вторую половину дня.
: Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
Утренняя, дневная, вечерняя прогулка
Отдых и деятельность на воздухе Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
НАБЛЮДЕНИЕ В ПРИРОДЕ
Формирование умения различать и сравнивать изменения в природе.
ПОСИЛЬНЫЙ ТРУД ПО УБОРКЕ ТЕРРИТОРИИ
Развитие умения оказывать посильную помощь, формирование трудовых навыков.
Воспитание доброжелательности, умение играть в коллективе.
Организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль.
: Формирование и закрепление навыков по организации самоподготовки и распределению времени. Стимуляция школьной мотивации, усидчивости, творческого мышления.
Проводить воспитательные часы в соответствии с планами работы, привлекать к проведению воспитанников, использовать различные формы и методы.
Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся и воспитанников.
Подготовка ко сну
: Формирование и закрепление у воспитанников навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Формировать навыки личной гигиены
Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся.
Обеспечение психологического комфорта.
Сообщение распорядка дня, работа дежурных по столовой и по классу
Формировать у учащихся положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.
Приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в классе
Учить быть внимательными к указаниям взрослых, выполнять их просьбы
Учить детей вежливо выражать свою просьбу
Воспитывать гуманные чувства: чуткость, отзывчивость, честность
Учить правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей
Формировать представление детей о нравственных нормах отношения к окружающим.
Формировать навыки ведения беседы.
Обогащать и активизировать словарь детей. Развивать логическое мышление, учить понятно высказывать свою точку зрения.
Содействовать формированию диалогической, монологической (связной речи детей).
Проверить внешний видДать установку на день, ознакомить с планом дня
Ознакомление с просьбами детей, учителя
Сообщение распорядка дня, работа дежурных по столовой и по классу.
Сообщение детям плана на день.
Проверить посещаемость, наличие аппаратов (беседа с учителями).
Узнать о самочувствии, поведении, успеваемости детей.
Узнать об особенностях домашнего задания.
Проведение индивидуальных и групповых бесед с воспитанниками
Индивидуальная работа по заданию учителя
Общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы.
Организация самостоятельной деятельности детей.
Развить навыки самообслуживания, закреплять навыки культуры поведения за столом.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.
Следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований.
Вызывать чувство уважения и благодарности к труду поваров и других работников столовой.
Привитие навыков культурного поведения в столовой, за столом
Воспитание уважительного и бережного отношения к пище,
Формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.
Выполнять правила поведения за столом,
Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу.
Формировать представление об этикете
Прочитать и обговорить меню.
Организация дежурства в столовой.
Проведение этических бесед.
Создание условий для выполнения учащимися гигиенических правил при посещении столовой.
Привитие учащимся правил культурного поведения в столовой при приёме пищи и после его окончания.
Подготовка к обедуИнструкции дежурнымПостроение и краткие пожелания (когда я ем я глух и нем, как вести себя в столовой)
Проверить чистоту рук.
Провести беседу (о поведении в столовой, как держать ложку, как пользоваться салфеткой и т. д.)
Следить за поведением в столовой.
Обедаем, соблюдая правилаУбираем посуду за собойБлагодарим работников столовойАнализ поведения в столовой, краткая информация о том, что после еды нельзя бегать и прыгать
Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю.
Закрепить знания о временах года.
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес, речь.
Учить детей понимать взаимосвязи в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
Формировать умение видеть красоту природы.
Формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Активизировать и расширить словарь по теме.
Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, устанавливать простейшие связи между ними
Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни.
Самостоятельная деятельность детей
Дать задания, распределить обязанности.
Вести наблюдение за самочувствием детей.
групповые и индивидуальные беседы.
Инструктаж о поведении и о правилах безопасности
Проследить за порядком возвращения детей в школу
Закрепить навыки самообразовательной работы.
Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.
Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.
Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
Закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, выработка рациональных методов и приемов организации труда;
Обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;
Развитие воли, умения преодолевать трудности; характера;
Выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;
Совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных.
Формирование учебно-организационных умений:
Организовывать своё рабочее место
Планировать текущую работу;
Понимать учебную задачу и нацеливать себя на её выполнение»
Соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определённых временных рамках;
Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Формирование коммуникативных умений: развивать умение слушать; понимать сказанное учебником, памятками
Формирование учебно-информационных умений: пользоваться схемами однократно.
Формирование учебно-интеллектуальных умений: учить анализировать учебный материал и выделять именно те знания, которые помогут выполнить то или иное задание.
Прививать навык самостоятельности. Учить рациональному использованию времени; Учить соблюдению гигиенических требований; повышать положительную мотивацию к учению, создавая ситуацию успеха у каждого
Организация начала самоподготовки; Подготовка к самостоятельной работе
Планирование текущей работы. Психологический настрой. Инструктаж и выполнение домашней работы.
Самостоятельная работа детей Самооценка, взаимопроверка, оценка работы Подведение итогов работы.
Контроль за пониманием заданий; Необходимость в постоянной помощи при выполнении заданий или контроля над процессом их выполнения.
Организация рабочего места. Настрой детей. Постановка цели и мотивация работы. Определение времени на каждый предмет.
Предупреждение возможных трудностей (дидактическая игра, таблицы, схемы). Работа с памятками. Определение плана выполнения работ по предмету.
Использование сигнальных карточек. Самоконтроль по таблицам, схемам, памяткам. Контроль со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с учащимися.
Использование памяток. Сверка с образцом, правильным ответом на доске. Повторение правила. Исправление недочётов, ошибок в работе. Подключение к работе консультантов
Проверка работы воспитателемДифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик).
Подведение итогов самоподготовкиОбщая оценка работы группы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Рабочая программа ГПД
Казьмина Татьяна Сергеевна
г.о. Орехово – Зуево
Воспитание самостоятельности младших школьников как средство формирования самодисциплины, самоуважения, уверенности каждого ребенка в своем успехе.
Главные воспитательные задачи на год.
1. Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.
2. Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине.
3. Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе.
4. Воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде
5. Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности. музыкальных и театральных занятиях
6. Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся путем правильно составленного режима дня
7. Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеклассной деятельности.
Программа группы продленного дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС.
В программе раскрываются основные аспекты деятельности воспитанников группы продленного дня (ГПД) 1-4 классов в условиях общеобразовательного учреждения. Программа содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей, теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития младшего школьника. Определяет уклад школьной жизни интегрированного во внеурочную (прогулки, подвижные игры, литературные чтения, развивающие игры и упражнения, самоподготовка,) внешкольную (реализация индивидуальных маршрутов развития, экскурсии, походы, посещение культурно – массовых мероприятий) деятельность учащихся.
Цель: формирование инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в жизненной ситуации. Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
II. О БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Духовно – нравственно
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В области формирования личностной культуры:
– формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
– укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
– формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
– формирование нравственного смысла учения;
– формирование основ позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
– принятие детьми национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
– формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
– развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
– формирование основ российской гражданской идентичности;
– пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
– воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
– формирование патриотизма и гражданской солидарности;
– развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
– укрепление доверия к другим людям;
– развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
– становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
– формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
– формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
– формирование отношения к семье как основе российского общества;
– формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
– формирование представления о семейных ценностях;
– знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Спортивно – оздоровительное
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
представлений о основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Художественно – эстетическое
развитие способностей, общих и художественно-творческих; формирование способностей к мыслительной деятельности; развитие личности детей; воспитание творческого начала и интереса к искусству.
– научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности;
– развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты;
– приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество.
Научно – познавательное
развивать познавательные способности у детей школьного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности.
Включение детей в познавательно- исследовательскую деятельность.
Развитие у детей предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости).
Развитие психических познавательных процессов.
Воспитание творческой, самостоятельной личности.
Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуру умственного труда.
Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у детей профессионально значимых качеств, умений и готовности к высокой ответственности и дисциплинированности.
– проведение организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания детей;
– развитие у детей верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству.
Общественно – полезное
вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия
– осознание воспитанниками о необходимости общественно – полезной деятельности;
– воспитание мотивов общественно – полезной деятельности;
– формирование трудовых умений и навыков.
III. Л ИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами программы являются:
режимных моментов в группе продленного дня
Примерный план работы воспитателя ГПД
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности является работа групп продлённого дня. Микроклимат группы продленного дня даёт возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему, и именно здесь могут проявиться особенности. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка. При организации внеурочной деятельности младших школьников очень важно учитывать что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому, стремятся понять новую школьную жизнь.
Воспитатели групп продленного дня наряду с учителями начальных классов школы в своей работе ставят перед собой следующие задачи:
Главная сложность в работе воспитателя ГПД в первых классах заключается в том, что каждый ребенок, попавший к нему в группу, впервые вступил на порог школы, где ему предстоит учиться многие годы. Первый класс станет серьезным испытанием для ребенка, и от того, как пройдет первый год, во многом зависят и все последующие годы в школе. В жизни первоклассника начинается сложный адаптационный период.
Прежде всего, первоклассникам непросто сориентироваться в незнакомом пространстве школы. Им неизвестны многие правила поведения учеников на уроке, на перемене, в столовой, в гардеробе. Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом в классе и выстроить свои отношения в новом коллективе.
И без того сложный период привыкания первоклассника к школе усугубляется еще и тем, что родители не могут забрать своего ребенка из школы сразу после уроков, и уже с первых дней пребывания в школе дети остаются в продленке до 17-18часов. Свою работу я стала строить с определения того, насколько дети моей группы владеют элементарными правилами и умениями для своего возраста. Многие дети в группе к началу обучения в школе уже умели читать и считать. Но, находясь в коллективе, не умели слышать и слушать воспитателя. О том, чтобы тихо пройти в столовую, собраться на прогулку не могло быть и речи.
На основе этих наблюдений я решила построить свою воспитательную работу в данном направлении по принципу работы детского сада с постепенным внедрением в нее элементов школьной жизни. В обучении и воспитании детей стало необходимым идти от простого к сложному. Пришлось учить своих первоклассников изо дня в день выполнять нехитрые, ежедневно повторяющиеся действия, которые в дальнейшем облегчили им жизнь в школе. Оказалось, что необходимо озвучивать вслух все требования и пожелания, постоянно проговаривать необходимые действия. Правила поведения повторяли изо дня в день. Постепенно ребята смогли запомнить все правила поведения и стали понимать, чего от них хочет воспитатель. Особое внимание пришлось обратить на следующие моменты:
, который помог собрать детей, настроить их на работу в группе продленного дня. Первые минуты после урока проходят в суматохе: часть детей уходит домой, часть остаются на продленку, остальные дополняются из параллельных первых классов. Детям очень хочется пообщаться, а слушать наставления воспитателя совсем не хочется. В такой обстановке звук колокольчика очень помогает обратить внимание и без того уже уставших учеников на воспитателя. Обязательное напоминание о посещении туалета (особенно перед обедом и прогулкой), как в детском саду. Уставшие от уроков ученики и по натуре стеснительные ребята могут самостоятельно и не сходить в туалет и терпеть до последнего. Поэтому необходимо периодически напоминать детям сходить в туалет, чтобы избежать трудностей в столовой или на прогулке.
Передвижение по школе в колонне по парам. Первую четверть строиться в колонну по парам и тихо идти этой колонной в столовую или гардероб оказалось для ребят очень сложной и почти невыполнимой задачей. Они не могли распределиться в пары, толкались, делали подножки и наступали друг другу на ноги, шумели и т.д. Поэтому первое время пришлось учить детей строиться в пары и ходить в колонне. Проделывали мы это с учениками на стадионе во время прогулки.
Соблюдение правил личной гигиены. Воспитателю в начале учебного года не стоит надеяться на сознательность своих юных воспитанников. Не многие из них вспомнят, что надо вымыть руки перед обедом или полдником на продленке. Поэтому необходимо напоминать детям об элементарных правилах личной гигиены, следить за тем, чтобы ребята мыли руки перед едой и правильно вели себя в столовой. Можно назначить ответственного ученика, который не забудет взять с в столовую полотенце для рук для всей группы.
Закрепление за группой своего постоянного места в столовой. По возможности, для каждой группы продленного дня, состоящих из учеников первых классов, лучше отвести для обеда свое место в столовой. Тогда дети не станут бегать по ней в поисках пустого стола и стула, а организованно в течение всего учебного года будут занимать отведенные для них места и спокойно обедать. Когда в школьной столовой одновременно обедает несколько групп продленного дня, то это правило становится очень актуальным.
Обязательное дежурство по столовой во время обеда. Целесообразно назначить двух – трех учеников, которые бы чистыми вымытыми руками раздавали своим одногруппникам ложки, вилки и хлеб перед едой. Обычно ребятам нравится дежурить по столовой.
Одной из серьезных проблем, с которыми может столкнуться воспитатель, является то, что первоклассники могут совсем и не притронуться к предложенному им обеду и покинуть столовую голодными. Это может быть связано с несколькими причинами: дети еще не привыкли к школьной еде; их пугает или отвлекает от обеда одновременно большое скопление учеников в столовой; если кто-то один не станет есть суп, то и все, сидящие с ним за столом, скорее всего, проделают тоже самое. В связи с этим, воспитателю надо будет разъяснять детям пользу здорового горячего питания, проводить игры и занятия на эту тему. Воспитатель может договариваться с ребенком, отказывающимся от еды, чтобы он съел не весь суп, а, например, только бульон или не все второе блюдо, а только гарнир или котлету на свое усмотрение. Можно придумать различные поощрения, хитрости со смайликами или наклейками для тех детей, которые съедают школьный обед полностью по истечении какого-то определенного периода (например, 1-й или 2-х недель). Главное – чтобы дети не выходили из школьной столовой голодными.
Обязательная ежедневная прогулка на воздухе не менее одного часа (даже в дождливую погоду). Можно разделить прогулку на две части. В первой части прогулки воспитателю надо привлекать детей к спортивным или подвижным играм разного вида. Дети в возрасте 7 лет запросто справляются с играми на телефоне, но совершенно не в состоянии самостоятельно придумать игру между сверстниками, договорится с ребятами об ее правилах, начать игру и довести ее до конца. Игра детей должна быть под контролем взрослого. Воспитателю лучше знакомить своих воспитанников с новыми играми, разучивать их правила и привлекать для участия в них как можно больше детей из группы. Игра детей должна проводиться под контролем взрослого. В такой свободной и неформальной обстановке дети могут раскрепоститься и проявить свои способности. Таким образом, можно быстро познакомить ребят друг с другом, сдружить их и выявить лидера. Во второй части прогулки дети могут найти себе занятия по интересам самостоятельно или малыми группами. Прогулка на свежем воздухе является одним из важнейших элементов в режиме работы группы продленного дня. Она способствует физическому развитию учеников, закаливанию и укреплению их здоровья.
Как ни странно, но детей совершенно не надо уговаривать его съесть. После часовой прогулки на свежем воздухе, где ребята играют в активные игры, они кушают с большим аппетитом.
Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:
1. Воспитатель должен тщательно продумать график передвижения группы по школе, чтобы не столкнуть ее с основной массой старшеклассников на перемене после 5-го или 6-го уроков. Это нужно для того, чтобы самых маленьких и еще не приспособившихся учеников не затолкали и не обидели остальные (уже достаточно опытные) ученики школы ни в столовой, ни в коридоре, ни в гардеробе.
2. Организовать обед в четко отведенном постоянном месте в столовой.
3. Следить за тем, чтобы ученики не оставались голодными на продленке.
4. Выводить свою группу на прогулку почти в любую погоду.
5. Так рассчитать время прогулки и полдника по дням недели, чтобы обеспечить полдником даже тех детей, которые в это время посещают школьный кружок. Данное пожелание может быть применено к тем школам, в которых время работы отделения дополнительного образования детей совпадает со временем прогулки в ГПД.
6. Создать доброжелательную психологическую атмосферу в своей группе, чтобы никто не был обижен не только своими одногруппниками, но и учениками старшего возраста. Создание вокруг детей такой теплой неформальной обстановки является одной из важнейших задач воспитателя.
Все это способствует прохождению сложного периода адаптации первоклассника в более легкой форме. Ну и конечно, воспитателю ГПД надо проводить постоянную работу с родителями для того, чтобы совместно с ними решить возникающие сложные моменты в жизни первоклассника. Школа – это очень сложный организм, в который ребенок попадает на долгое время. И именно воспитатель группы продленного дня зачастую является связующим звеном между учителем, учеником и его родителями.
Памятка для организации работы воспитателя ГПД:
Приём детей в ГПД.
Проверить готовность кабинета.
По документации и на лицо проверить посещаемость.
Изучить заявления родителей на данный день.
Сообщить детям план работы на сегодня.
Внести коррективы в свой план.
Направить дежурных в столовую.
Обеспечить чистоту рук.
Провести этическую беседу (2-3 мин.) «О правилах поведения в столовой».
Проследить за поведением в столовой.
Отдых на воздухе. Предварительная беседа «О правилах поведения на игровой площадке»
Уходя, проветривайте помещение.
Тщательно проследить за одеванием. Работа с детьми, которые медленно одеваются.
Сообщить план отдыха, провести беседу по ТБ.
Организовать игры (спортивный час).
Постоянно наблюдать отдых детей, следить за их самочувствием.
Собрать всех учащихся по окончании прогулки.
Обеспечить аккуратность и порядок при раздевании.
Подвести итоги прогулки, организации раздевания, поведения в раздевалке.
Внеурочная деятельность (кружки по интересам).
Провести тренировочный опрос пройденного в классе.
Самостоятельное выполнение, самоконтроль, товарищеская взаимовыручка, своевременная помощь слабоуспевающим.
Итоги подготовки уроков.
Сделать для себя пометки, для родителей, для учителей.
Клубные часы (по плану на день).
Сообщить план работы на завтра.
Проследить за уборкой класса.
Организация второй прогулки (детей родители забирают на улице).
Возможно все, что я здесь перечислила, уже давно известно воспитателям ГПД и все это они применяют в своей работе. Но для человека, впервые взявшего первоклассников в группу продленного дня, указанные мною важные моменты в работе могут сильно облегчить жизнь детей в школе во второй половине дня, а работу воспитателя сделать результативной и плодотворной.
Главный показатель работы учителя и воспитателя заключается в том, чтобы дети с радостью утром спешили в школу, и не хотели бы уходить из нее после уроков. А уйдя – мечтали бы вернуться в нее снова. Чтобы школа стала для них вторым домом.
Наша жизнь продолжает стремительно меняться, идут изменения и в образовании. Как воспитатель я должна реагировать на эти изменения. На данном этапе своей педагогической деятельности я вывела для себя такое, на мой взгляд, важное правило современного воспитателя: необходимо постоянно учиться самой, нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять в свою работу, идти вперед в ногу со временем.