11 марта 2017г.
Преподавание курса «История» в школе ставит общей задачей создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки:
– социализация, подготовка к жизни в обществе в XXI в.;
– воспитание патриотизма через осознание сопричастности к судьбам Родины;
– самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
– коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата;
– уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия;
– умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам;
Проанализировав значительный опыт педагогического сообщества учителей истории и обществознания, можно выделить следующие проблемы преподавания курса «История» в школе:
1. Методическая неопределенность: отсутствие грамотного и системного сопровождения учителей в регионах.
2. Отсутствие методологического обоснования ряда актуальных социально-политических процессов, что приводит в ряде случаев к неправомерным, на наш взгляд, разработкам методических рекомендаций на региональном уровне.
3. Нарастающий разрыв между содержанием и технологиями преподавания в процессе обучения учителей истории и уровнем требований практики преподавания в современной школы.
4. Неразработанность методических рекомендаций и технологий преподавания предмета с учетом этнокультурного содержания образования на региональном уровне.
5. Вызывает вопрос целесообразность вступительного экзамена по учебному предмету «История» по ряду специальностей высших учебных заведений.
6. Контрольно-измерительные материалы, представленные в открытом банке ФИПИ не соответствуют современным требованиям ГИА.
В концепции российского образования важное место уделяется этнокультурному компоненту в
образовании личности. При этом необходимо помнить, что при введении этнокультурной направленности в образовательный процесс следует предусмотреть:
– разработку учебных планов и программ с обеспечением их разноуровневости и вариативности;
– содержание образовательных программ должны быть наполнено региональным компонентом;
– организация образовательного процесса должна осуществляться педагогами с этнокультурной и этнопедагогической ориентированностью;
– создание единого этнокультурного образовательного пространства (учебного, культурно- просветительского, методического);
– создание и обеспечение учебно-методическими, дидактическими, наглядными пособиями, отражающими этнокультурный компонент.
Непременным условием этнокультурной идентичности школьника является процесс его приобщения к этнической культуре народа через изучение национального быта, промыслов, праздников, одежды.
Введение этнокультурного содержания образования в учебный предмет «История» создателям Концепции видится в расширении спектра не только дидактических единиц, но активного использования этнокультурной информации в качестве дидактического материала. Это позволит увеличить список предметов, способствующих формированию этнокультурной компетенции педагогов и учащихся.
Обобщая опыт учителей истории по введению этнокультурного содержания образования в преподавание учебной дисциплины, можно сделать вывод, что каждый учитель ищет новые подходы и в ряде случаев успешно их реализует.
В Государственной общеобразовательной школе-интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю. А. Спиридонова создано и развивается образовательное пространство на основе интеграции общего, дополнительного и предпрофессионального образования. В основе интеграции лежит личностно-ориентированный подход, предполагающий ориентацию образовательного процесса на развитие способностей и личности ребенка через отбор содержания образования и форм его реализации. При этом основополагающим компонентом образовательного пространства в Гимназии является этнокультурное содержание образования.
Особенностью этнокультурного образования в Гимназии является наличие единой содержательной линии, интегрирующей учебные предметы обязательной части; части, формируемой участниками образовательного процесса (далее – ФУОП), и дополнительного этнокультурного содержания на всех уровнях обучения как по горизонтали (внутри уровней), так и по вертикали (от основного к полному среднему образованию), что позволяет чётко прослеживать преемственность содержания учебного материала обязательного учебного плана с его усложнением, углублением и расширением в учебном плане дополнительного этнокультурного образования.
Приведем пример, как в настоящий момент в Гимназии эта модель отражается в содержании программ в образовательной области «История»:
История (обязательная часть, 5-11 кл.)
Религиозные конфессии Республики Коми (дополнительный,10 кл.)
Межнациональные отношения в Республике Коми: социологический практикум (дополнительный, 8 кл.)
Особенности формирования политической системы Российской Федерации (на примере Республики Коми) (дополнительный, 11 кл.)
Учебно-исследовательская деятельность (дополнительный, 8-11 кл.).
Таким образом, изучение содержания курса по истории в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание правового иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
В процессе реализации программы расширяется и углубляется изучение таких тем, как гражданственность, патриотизм, поликультурное разнообразие Отечества и мира, духовная сфера жизни общества – образование и наука, искусство и религия.
При этом при отборе дидактических единиц, учитываются возрастные особенности учащихся. На уровне начальной школы формируются первоначальные представления об этнокультурных особенностях республики, на уровне основного общего образования – основы знаний об этнокультурных особенностях республики; на уровне старшей школы – систему знаний об этнокультурных особенностях республики.
Проанализировав опыт учителей истории по организации внеурочной деятельности с этнокультурным содержанием образования, можно увидеть, какое разнообразие форм и методов применяют педагоги в своей практике.
Анализируя методические и методологические проблемы преподавания курса «Истории» в современных условиях, можно сделать вывод, что наибольшую трудность на сегодняшний день кроме прочих представляет введение этнокультурного содержания образования в учебный предмет «История» посредством расширении спектра не только дидактических единиц, но и активного использования этнокультурной информации в качестве дидактического материала, что в свою очередь должно способствовать формированию этнокультурной компетенции педагогов и учащихся.
На наш взгляд, достичь этого возможно при помощи:
– отбора дидактического материала этнокультурного содержания с учетом социокультурных особенностей территории нахождения образовательной организации и республики в целом;
– реализация этнокультурного содержания образования на основе системно-деятельностного подхода;
– включение в КИМы для оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующего уровня задний на основе этнокультурных материалов.
Проанализировав опыт учителей истории по организации учебной и внеурочной деятельности с этнокультурным содержанием образования, можно увидеть, какое разнообразие форм и методов применяют педагоги Республики в своей практике:
– интеграция этнокультурного содержания образования в систему основного и дополнительного образования;
– разработка и реализация авторских программ по курсу «История и культура коми края»;
– разработка программ кружковой деятельности с углублением и расширением знаний обучающихся по истории Республики;
– проведение олимпиад и т.д.
Анализ многочисленного педагогического опыта показывает, что для инновационного развития этнокультурного образования необходимы определенные условия, основу которых составляют эффективные технологии и актуальные практики воспитания.
На сегодняшний день в Республике имеется значительный опыт по реализации этнокультурного содержания образования, который может быть полезен другим регионам страны.
Список литературы
2. Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы, одобренная приказом Министерства образования Республики Коми от 23.11.2015 г. № 255.
4. Методическое письмо ФИПИ «Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания истории» (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ), 2015 год.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
7. Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897.
Опыт работы над методической проблемой учителя истории.
В настоящее время, когда Российская система образования постепенно приобретает личностно-ориентированный и плюралистический характер, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности. Современное образование должно стимулировать учащихся овладевать такими процессуальными умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики. В ценностном отношении современное образование должно способствовать самоидентификации учащихся как граждан России и вместе с тем обеспечивать условия для улучшения взаимопонимания между народами.
Несколько лет я работаю над проблемой «Развитие творческих способностей и формирование патриотического мышления, через активизацию мыслительной деятельности учащихся и через активные формы ведения уроков».
Полагаю, что для эффективного решения данной проблемы необходимо выделить следующие задачи:
Для решения первой задачи мною проводится тщательная подготовка урока. Во – первых, отбор теоретического материала, включающий основные требования программы, во-вторых, подбор дополнительной литературы, способствующей расширению знаний учащихся по важнейшим вопросам и более глубокому, эмоциональному восприятию. В-третьих, планирование основных этапов урока, организации форм работы учащихся и методов, которые бы стимулировали их заинтересованность и активность в процессе урока. Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по истории и обществознанию – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала. Последнее предполагает широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета истории, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе. В своей работе я использую карты, атласы, схемы, таблицы, репродукции картин, иллюстрации, которые помогают учащимся сосредоточиться на основных знаниях и способствуют конкретизации материала. Во избежание однообразия на уроках я демонстрирую отрывки из художественных, документальных, научно-популярных фильмов. Например, «Александр Невский» (в уроке «Борьба русских земель с западными завоевателями»), «Русский бунт» (в уроке «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева), «Лебеди Непрядвы» (в уроке «Куликовская битва»), «Тадж-Махал» (в уроке «Путешествие по средневековой Индии»), «Рыцарь» (в уроке «В поисках чаши Грааля» по теме Средневековое рыцарство) и т.д. Такая наглядность на уроках истории необходима, поскольку исторический материал зачастую абстрактен, а события прошлого через призму современности школьникам воспринимать достаточно сложно. Поэтому, стараюсь использовать в своей практике такие занятия, на которых школьники смогли бы погрузиться в прошлое, например «Путешествие по средневековой Индии», «В поисках чаши Грааля», «Блокада. 900 дней из жизни ленинградцев», «Экскурсия по древнему Вавилону».
Вторая задача, на мой взгляд, решаема через освоение методических моделей, эффективных форм учебных занятий, включающий разные виды активности учащихся. Перспективными видами учебной деятельности сегодня можно считать (исследовательская деятельность). В соответствии в своей работе я использую следующие модели учебных занятий или их элементы:
На основе игровой деятельности
Например, «Суд над Иваном Грозным», урок-суд «Научно- техническая революция 60-х годов: за и против».
Например, урок-состязание «Российская империя в 19 веке», урок-практикум в форме игры «Имею право».
На основе дискуссионной деятельности
Например, «Влияние времени на зарождение творчества художников-передвижников 19 века».
Например, урок «Повернуться лицом к экономике» (60-е годы), урок «Можно ли было избежать гражданской войны?».
На основе исследовательской деятельности
Например, урок-практикум в форме игры «Имею право».
Например, лабораторное занятие «Социально-экономическое развитие пореформенной России в 19 веке».
В процессе проведения таких занятий или элементов перечисленных форм в ходе обычных уроков, я столкнулась с некоторыми трудностями. Учащимся сложно начать дискуссию в виду неглубокого знания материала или непонимания его, в недостаточном развитии навыков устной повествовательной речи, а как следствие скованности зажатости во время выступления. Неумением видеть главное, анализировать материал и слабой заинтересованности пассивности некоторых учащихся. Эти проблемы мне предстоит решать.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Считаю, что на уроке проявление детского творчества является высшей оценкой деятельности учителя, потому что оно предполагает достаточный уровень владения теоретическим материалом учащимися и их заинтересованностью. Как педагог я стимулирую творческую деятельность детей, предлагая им различные задания, как альтернативу (вместо) или как дополнительные (вместе) к домашним. Практика показала, что творческие задания наиболее применимы на уроках с несложной информацией, например пропедевтические уроки по обществознанию в 6 -7 классах и уроки истории древнего мира в 5 классе, истории Отечества в 6 – 8 классах. Учащиеся с удовольствием выполняют задания:
Поскольку уровень творчества детей выражается по-разному оценивание результатов, произвожу индивидуально, высокими отметками стараюсь стимулировать дальнейшие результаты, но при этом не поощряю повторения одинаковых заданий одним и тем же учащимся.
Раскрывая подвиги героев, подвожу учащихся к осознанию, почему наши предки жертвовали своим состоянием, любовью, жизнью во имя интересов Отечества. ( Не хотели же умирать Сусанин, Багратион, Нестеров и Космодемьянская и многие другие, не хотели, но, тем не менее, на смерть шли.)
Почти на каждом уроке отвожу время на изучение исторических персон и личностей, особенно ярко представляя борцов, создателей Русской земли. Учащиеся готовят сообщения на темы: «Святой Александр Невский», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский», «Петр I – человек и государь Отечества» и т.д.
Считаю, что патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся. В учебниках истории чаще всего не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, факта, события. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II и др., то не всегда хорошо представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.
Историк С. М. Соловьев, писатель Ф. М. Достоевский желали поражения России в Крымской войне. Патриоты ли они? Нравственно ли поступали?
Просветитель конца 18 – начала 19 века Н. И. Новиков в 1812 году выкупал у крестьян французов, захваченных ими в плен, платя за них по рублю, лечил их, кормил, а по выходе неприятеля из Москвы – сдавал их французскому начальству, не требуя вознаграждения. Насколько нравственным был поступок Новикова?
При разборе подобных примеров у учащихся складывается более достоверное представление о личности. Полагаю, что из таких приемов складывается патриотическое воспитание на уроке истории.
Считаю, что поставленные мной задачи решаются на хорошем уровне. Хотелось бы продолжить работу над той же образовательной проблемой и впредь, совершенствуя использованные и применяя новые методы и приемы, поскольку она не теряет своей актуальности.
Некоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе
Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Ученик получает право на субъективность и пристрастность на обоснование своих решений нравственных проблем истории.
Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
Необходимо воспитывать историзм – умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, уникальных для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений.
Важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.
Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане – ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.
Главная задача истории – воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.
Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать что его народ – часть мировой цивилизации.
Для чего необходимо преподавать историю в школе?
По распространённому мнению, изучение истории должно дать учащимся необходимый запас знаний о прошлом и необходимый набор умений при изучении событий прошлого. Но наши дети далеко не всегда понимают действительную ценность знаний о прошлом.
Что означает понятие история? История – это наука. Основы истории – науки являются стрежнем школьного предмета истории. Для изучения в школе основ истории необходимо прежде всего ясное и чёткое представление о том, зачем ученику изучать прошлое (а не знать о прошлом). И здесь ключевым является вовсе не понятие прошлое, а понятие настоящее (и даже будущее). Научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть чуть – чуть спрогнозировать будущее. Именно это должно быть стержнем школьного исторического образования и мотивацией учебной деятельности. И если это сформировано, то дети поймут, что история прежде всего учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиков, и научатся делать свой осознанный выбор.
Вторая проблема: что изучать на уроках истории?
Сегодня, в условиях демократизации общества сформировались различные школы и направления в обучении. И в то же время сами методики преподавания отдельных предметов разработаны не в достаточной мере. Одним из наиболее приемлемых, на наш взгляд, является блочная система преподавания истории с использованием опорных конспектов.
Историческое преподавание в школе часто страдает дробленностью материала, событий. Не редко изученное на предыдущих уроках учащийся забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно – следственная связь. Если материал всей темы просто передаётся на нескольких уроках через рассказ, лекцию, то это запутывает ученика, в его голове «образуется каша » из множества подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, с выделенными основными узловыми подвопросами и подтемами, приводит к получению нового, качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка: «причина – события – последствия», выделение узловых проблем и событий – это главное.
Рассмотрение событий в обобщённом виде с сознательным отказом от второстепенных деталей, даёт возможность учащемуся запомнить основные причины, последовательности событий в целом, ключевые даты, понятия, главных героев исторического события, его итоги и последствия. В сознании даже, слабого ученика формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения.
Для сильного учащегося опорный конспект – это основа для усиления координации зрительной, слуховой, моторной памяти, а главное – подсказка для неординарного умозаключения, для работы на уровне второй сигнальной системы. В основу разработки опорных конспектов должны быть положены не словесно – понятийные сигналы, а принцип минимума слов и максимума знаков, образных символов, элементов унифицированного характера. Работа учащихся параллельно с учебным материалом и опорным конспектом позволяет развивать абстрактное мышление. Данная методика позволяет включать в работу все стороны механической и логической памяти.
В данной методике урока стимулируется спокойная уверенность в своих успехах, у ученика отсутствует страх за провал. Он идёт от малых побед к большим, от успеха к успеху. Уверенность порождает свободу мыслей.
Курс истории древнего мира содержит богатый и красочный материал также и для развязывания важных воспитательных задач школы
Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.
Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным.
Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма.
Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников.
Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки.
Одна из важнейших задач курса истории в 6 классе – формирование основ дальнейшей работы по развитию мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы
Хуже всего сохраняется событийный материал. Прочность запоминания фактического материала незначительна; забывание происходит особенно интенсивно в течение первого года после усвоения. Прочность знаний по различным компонентам исторического материала различна: лучше запоминаются образы исторических деятелей, если они восприняты конкретно и в связи с событийным материалом. Больше и скорее всего забываются хронологические даты. В тех случаях, когда при изучении нового материала повторяется ранее пройденное и забытое, происходит не только оживление в памяти старого, но и качественное укрепление и обогащение всего комплекса знаний. Очень важное значение для закрепления ранее усвоенных знаний имеет то, насколько часто учащиеся встречаются с этими знаниями при изучении других школьных предметов, чтении книг, периодической печати, при просмотре кинофильмов и телепередач. В тех же случаях, когда такой мобилизации изученного материала или установления новых связей с ним не происходит, знания утрачиваются бесследно. Естественно, что понятия и закономерности, связанные с изучением в 6 классах первых трех формаций, неоднократно повторяемые в последующих курсах истории, оказываются наиболее стойким элементом знаний, в то время как событийный материал этих курсов, в малой степени “стыкуемый” с литературой, географией и историей в других классах, забывается.
Наиболее сложным для учащихся 6 класса является восприятие исторических процессов и причинно-следственных связей.
Методическими исследованиями было доказано что большинство учащихся удовлетворительно усваивают раздельные сложные процессы и причины, их вызвавшие.
Как уже упоминалось выше, специфика истории, как учебного предмета определяет огромную роль живого слова в формировании знаний учащихся. Красочный, увлекательный рассказ учителя дает возможность воссоздать перед мысленным взором ученика яркие картины прошлого, конкретизировать учебный материал в той степени, чтобы сформировать достоверные образные представления, а также осуществить эмоциональное воздействие на ученика, что крайне необходимо для решения воспитательных задач. В ходе устного изложения материала учитель дает учащимся образцы рассуждения и объяснения взаимосвязи между историческими событиями.
Яркое, образное изложение приобретает особое значение в 5-6 классах, где изучаются далекие от нас эпохи. Здесь особенно актуальной является задача воссоздать как можно полнее и конкретнее события и явления, “приблизить” их к ученику. При всей важности организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке методическая наука и опыт передовых учителей убеждают, что нельзя противопоставлять самостоятельную работу и активность учащихся устному изложению учителя
В практике наметились два пути организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения материала учителем.
– это придание рассказу такой формы, которая как бы превращает учащихся из слушателей в “свидетелей” и даже “участников” событий и явлений. При этом возникает “внутренняя активность” учащихся, связанная с их напряженным вниманием и повышенным интересом.
Разработаны следующие приемы конкретизации, применяемые в процессе устного изложения материала:
а) картинный рассказ, включающий яркие эпизоды (например, о быте феодалов);
б) рассказ в форме “путешествия в прошлое”, способствующий тому, что учащиеся мысленно переносятся в далекую от нас эпоху благодаря созданию “иллюзии участия” (например, рассказ о культуре Византии);
в) прием персонификации исторических процессов и явлений, когда типичные факты воплощены в судьбе исторического лица;
г) прием драматизации исторических процессов и явлений, когда типичные факты представлены в виде столкновения нескольких исторических или вымышленных лиц;
д) введение в изложение занимательных деталей и подробностей, делающих более конкретными и “близкими” описываемые события и явления.
Проверка эффективности этих приемов показала большую силу их воздействия на воображение и память шестиклассников. Учащиеся хорошо запоминают и, отвечая, передают, даже после длительного промежутка времени, типизированные диалоги, биографические сведения, занимательные детали, которые учитель включал в свой рассказ.
Второй путь организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения материала – это проблемное изложение на основе создания проблемных ситуаций и, постановки проблемных заданий. Эти приемы повышают производительность педагогического труда, поскольку сочетают устное изложение с самостоятельной работой учащихся.
Проблемность в обучении часто сочетается с постановкой проблемных заданий. Наблюдения и проверка учебника позволили установить особенности их применения в 6 классе. Проблемные задания, особенно в начале учебного года, целесообразно выполнять устно, так как шестиклассники пишут медленно и не могут одновременно слушать рассказ учителя, мысленно формулировать выводы и сразу же их записывать. Поэтому целесообразно выдвигать для “решения такие задачи, чтобы ответ содержал не более 2-3 выводов; подобный ответ учащийся может удержать в памяти целиком. Чаще же проблемные задания ставятся к одному пункту плана изложения, а не по материалу всего урока.1
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках необходимо включать задачи по истории. Использование этих задач преследует цель – способствовать формированию прочных и глубоких знаний по истории и научить учащихся их применять.
На уроках организуются различные виды работы с историческими источниками. Большую активность учащихся вызывает использование приема “столкновения источников”, когда сопоставляется несколько источников, посвященных одному событию. Весьма полезны также задания на определение авторской принадлежности источника.1
Особенность задач по сравнению с другими видами заданий состоит в наличии специально сконструированного условия и вопроса к нему, для ответа на который требуется совершить определенные умственные и практические действия. Условие задач может быть представлено в виде факта или группы фактов, признаков явления, элементов рассуждения и т. п.
– это один из возможных путей индивидуализации обучения. Поэтому часть задач рассчитана на то, чтобы в ходе их решения только закреплялись и повторялись ранее усвоенные знания и умения, другие же требуют самостоятельного поиска способа действия и решения; они рассчитаны на более подготовленных учащихся. Но постепенно овладеть умением их решения должны и остальные ученики.
Работая с наглядными пособиями, особенно с иллюстрациями учебника, необходимо формировать у школьников отношение к ним как к важнейшему источнику знаний. На это должны быть нацелены и задания к иллюстрациям. Наиболее характерные для действующего учебника 6 класса задания требуют анализа иллюстраций, сопоставления их и формулирования вывода в результате такого сопоставления, установления связи иллюстраций с текстом.
Современный урок немыслим без использования технических средств обучения. Их применение связано с умением органически включать эти средства в живую ткань урока. Следует учитывать, что, используя диафильм, кинофильм или диапозитивы, мы значительно расширяем сферу применения наглядности на уроке и усиливаем, как правило, воздействие учебного материала на эмоции