Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её как одну из форм язычества. Таким же термином её называют последователи кеметизма.
Доисторические племена долины Нила, как и представители других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к оседлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.
В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицетворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицетворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема.
Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым в ряде случаев было сильно сближено, фактически составляя явления одного порядка. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось в их названиях (см. список номов Древнего Египта), также многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств:
Быки и коровы
В некоторых мифах — враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде гиппопотамов.
Амаунет (Амонет) — в египетской мифологии женская форма бога Амона (впоследствии вытеснена в качестве пары Амона богиней Мут). Амаунет изображалась с головой змеи или в образе змеи. Под землёй бога Ра подстерегает бог тьмы Апоп. Его египтяне представляли в виде змея.
Весь период истории Древнего Египта в различных областях почитались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались. Основные центры культа в Верхнем Египте — I ном: город Небут (греч. Омбой, рим. Омбос), IV ном: город Уасет (греко-рим. Фивы), XXI ном: город Шена-хен (греч. Крокодилополь, греко-рим. Арсиноя).
С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. Со львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шезметет. Их культ носил локальный характер. Львы символизировали могущество и мощь богов и фараона.
Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер — страж горизонта, бог вчера и завтра). Бастет, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками.
С образом Льва были связаны Ра, Гор и др. В Древнем Египте лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня.
Сокол (или ястреб)
Божества-соколы почитались под разными именами во многих областях Египта и Нубии, но все они, как правило, были связаны с небом и солнцем. Постепенно их культ трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, поклонение которым между разными областями переплеталось и объединялось, иногда, наоборот, ещё больше дифференциируясь на ипостаси.
Церемония отверзения уст на папирусе Хунефера
Фрагмент папируса Ани с изображением суда Осириса. На весах лежат сердце и перо Маат. Британский музей
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели к возникновению культа умерших, прошедшему через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших, сделавший мумию Осириса.
Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времён, первоначально олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида, а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом — символом жизни — в одной руке и скипетром — в другой.
Исида, Анубис и Нефтида совершают обряд над мумией. Роспись в гробнице TT335 Нахтамона. Период правления Рамсеса II
Основная статья: Мумификация в Древнем Египте
Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего, проводившаяся жрецами определённого сана. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обёрнутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определённые успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.
Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щёки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался антропоморфной формы.
Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Национальном музее египетской цивилизации).
Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.
Представления о душе менялось со временем от Древнего до Нового царств. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей:
Монотеизм в древнеегипетской религии
Эхнатон с Нефертити поклоняются Атону
на русском языке
на других языках
Нун, держащий на руках солнечную ладью, из которой вышел Ра и начал творение мира Атум
Мифоло́гия Дре́внего Еги́пта — собрание мифов Древнего Египта, которые описывают действия древнеегипетских богов в качестве средства познания мира. Верования, которые выражают эти мифы, являются важной частью древнеегипетской религии. Мифы часто описываются в ранних египетских текстах и искусстве, в рассказах и религиозных материалах, таких как гимны, заупокойные тексты, а также в оформлении храмов. Эти источники редко содержат полное изложение мифа и часто описывают только краткие фрагменты.
Карта центров культов наиболее почитаемых божеств Древнего Египта.
Бехдет (АполлонопольВеликий, II)
Баст (Бубастис, XVIII)
Инбу-хедж (Мемфис, I)
Александрия (самост. полис)
Иуну (Гелиополь, XIII)
Нехен (Иераконполь, III)
Абджу (Абидос, VIII)
Нени-несу(Гераклеополь Великий, XX)
Хемену(Гермополь Великий, XV)
Сау (Саис, IV,V)
Тер-рему (Леонтополь 1, XI)
о-ва Па-иу-рек (Филы, I), Сенем (Абатон, I), Сетет (Сатис, I)
Даны египетские названия городов, в скобках — древнегреческие. Название города справа от точки — правый берег Нила или его рукава, слева — левый (исключения: 1. Александрия — находился на морском побережье, не у реки; 2. Абу (Элефантина), Па-иу-рек (Филы), Сенем (Абатон), Сетет (Сатис) — города/поселения/культовые центры на островах посередине реки).
Древнеегипетская мифология, со всем присущим ей разнообразием богов, являлась результатом слияния независимых племенных культов.
Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определённых местностях.
Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.
Воздух Шу в сопровождении других богов поддерживает небо Нут, а земля Геб лежит в ногах
В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Иуну (Гелиополь), Гермополь (Шедет) и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.
Жрецы Гелиополя, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополя. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бен-нь Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей – бога земли Геба и богиню неба Нут. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.
Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.
Ещё одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.
Храмовая роспись в Дендере, изображающая Исиду и Нефтиду у тела Осириса
Амулет Осоркона II: Гор (слева), Осирис и Исида, 874—850 годы до н. э. ( XXII династия). Лувр
Смотри также: Миф об Осирисе
Тяжба Гора и Сета
У него нашлись союзники. Исида выступала на стороне сына в его противостоянии с Сетом за трон, но также из добрых сестринских чувств иногда приходила на выручку брату Сету. Однажды Исида освободила пленника Гора, и тот так разгневался, что отрубил матери голову. Тоту удалось предотвратить её смерть, но остальные боги отвернулись от Гора.
Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет направили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.
Уаджет. Амулет из гробницы Тутанхамона (KV62)
В ходе ожесточённой схватки Сет вырвал левый глаз Гора, а Гор отсёк Сету гениталии. Исида исцелила сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора (Уаджет – егип. ) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времён Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.
Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали к богине мудрости Маат. Она указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис и заставил богов принять совет Маат.
После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; Тот записывает решение суда богов. Мир разделён: Гору досталась чёрная земля Египта, Сету — красная земля пустыни.
Миф об истреблении людей
Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сехмет, чтобы покарать их.
Для этой цели была выбрана Хатхор, и после превращения в злобную львицу Сехмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню.
Настолько всё это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за её живот, и превратились на пути к небу в звёзды. С тех пор небо с землёй разделены, как и боги с людьми. Этот миф известен из «Книги Небесной Коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга найдена в гробнице Сети I (KV17).
Тестовые задания по Мировой художественной культуре
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. В основе религии Древнего Египта лежала идея:
+ о вечной жизни человека
– о жизни, смерти и воскрешении человека
– о том, что загробный мир не существует
2. Духовная основа художественной культуры Древнего Египта:
– культ фараона
– культ жреца
+ культ мертвых
3. Какая из гробниц фараонов была найдена не тронутой вандалами?
4. Что такое миф?
– сказочные рассказы о прошлом народа и его героях
+ предание о богах, духах и героях;
– предание о народе, его героях, о прошлом и настоящем
5. Что такое Махабхарата?
–ответвление религии Буддизм
– мемориальное сооружение, где хранятся останки Будды
+ высокоразвитый индийский эпос
6. Что такое санскрит?
+ рассказы о прежних рождениях Будды
– храмовое зодчество на Древнем Востоке
– стиль поэзии и прозы
7. Из какой культуры вышли театральное искусство и музыка?
+ Древний Египет
– Древняя Греция
– Древняя Индия
8. Древнекитайское вероучение «путь» правильно называется:
9. Каллиграфия это:
– национальное самоутверждение китайского народа
– искусство рисунка
+ искусство красивого и четкого письма
тест 10. Религия Древней Японии о богах солнца, луны, водной стихии называется:
11. Японское ямато-э это:
– лирическая поэзия в традиционном японском жанре
+ национальная школа изобразительного искусства
– искусство составления букетов
12. Откуда пришли традиции чайной церемонии, сада камней, театра кукол?
– из Древнего Китая
+ из Древней Японии
– из Древней Индии
13. Главная книга в исламе:
– Жизнь Будды
14. Что такое минарет?
+ часть композиции мечети, башня, с которой муэдзин призывал верующих к молитве
– здание для молитвы (место поклонения)
– древневосточный храм
15. Кто из поэтов являлся «отцом трагедии»:
+ Эсхил (Греция)
– Омар Хайам (Древний Восток)
– Уильям Шекспир (Англия)
16. Какие из этих скульптур относятся к культуре Древней Греции:
– Портрет Цезаря, Абу-Симбел, Тядзин
+ Ника Самофракийская, Венера Милосская, Лаокоон
– Писец Каи, Луксорские статуи, Сокол Хора
17. В Ветхом Завете Библии к Писаниям относятся:
– Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие
– книги Иисуса Навина, судей Израилевых, книги Царств, пророков Исайи, Иеримии и других
+ Паралипоменон, книги Соломона, Руфи, Есфири, Иова, Ионы и другие
18. Главные православные службы:
+ литургия и всенощное бдение
– Крестный ход и Пасхальная служба
– обедня и Святое Причащение
19. Готический стиль в архитектуре характеризуется следующими особенностями:
– господство массивности заземленных форм и тяжеловесных стен
+ заостренные кверху арки окон и дверных проемов, ажурность, устремление ввысь
– многогранность, отсутствие единообразия
тест-20. Какие барды создавали лирическую поэзию во Франции:
+ трубадуры и труверы
21. Гуманизм это:
– процесс возвеличивания человека и личности
– защита человека перед обществом
+ утверждение самоценности человека, личности, индивидуальности
22. Какие из этих поэтов, художников трудились в период Высокого Возрождения в Италии?
– Ян Ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший
+ Данте Алигьери, Франческо Петрарке, Джотто, Сандро Боттичелли
– Эль Греко, Франсиско Сурбаран, Диего Родригес Веласкес, Питер Пауль Рубенс
23. Три титана Возрождения это:
– Леонардо да Винчи, Донателло, Микеланджело Меризи
+ Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти
– Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Джорджоне
24. Кто является автором этой картины:
– Никола Пуссен
– Сальвадор Дали
+ Иероним Босх
25. В эпоху барроко творили следующие художники:
–Джорджоне, Андреа и Джованни Габриели
+ Питер Пауль Рубенс, Харменс ван Рейн Рембрандт, Караваджо
– Янван Эйк, Мартин Лютер, Тициан
26. Оперными гениями считаются:
+ Клаудио Монтеверди, Аллесандро Скарлатти
– Николло Амати, Антонио Страдивари
– Арканджело Корелли, Антонио Вивальди
27. О ком сказал крылатые слова «не ручей, а море должно быть ему имя» Людвиг ван Бетховен:
– о себе
+ о Иоганне Себастьяне Бахе
– о Антонио Страдивари
28. Стиль рококко отличается:
– заостренными кверху арки окон и дверных проемов, ажурностью, устремлением ввысь
– многогранностью, отсутствием единообразия
+ грацией, легкостью, пикантными сюжетами, красивой игрушечной жизнью, далекой от действительности
29. Родоначальником оперы-буффа (комической оперы) считается:
+ Джованни Баттиста Перголези
– Жан Жак Руссо
– Джузеппе Верди
тест_30. Даниель Дефо и Джонатан Свиф являлись классиками английской:
31. Вольфганг Амадей Моцарт жил и работал в эпоху:
– Высокого Возрождения
+ европейского Просвещения
32. Какому искусству характерно отсутствие авторства произведений:
33. Главную роль в русских обрядах играли:
34. Первые русские святые:
– Петр и Павел
+ Борис и Глеб
– Савва и Василий
35. Живопись в русских церквях и храмах называлась:
36. Основные сооружения, дошедшие до нас как памятники архитектуры древней Руси:
+ соборы и церкви
– храмы и музеи
– дворцы и лавры
37. Многоголосное пение больше всего было распространено:
– в Италии
+ на Руси
– в Японии
38. Кто из этих русских художников были иконописцами:
– Иван Никитин, Иван Вишняков
–Алексей Андропов, Алексей Зубов
+ Андрей Рублев, Феофан Грек
39. Кто из этих великих людей был архитекторами:
–Алексей Петрович Андропов, Михаил Шибанов, Иван Алексеевич Ерменев
+ Михаил Григорьевич Земцов, Василий Иванович Баженов, Варфоломей Варфоломеевич Растрелли
–Антон Павлович Лосенко, Федор Степанович Рокотов,
тест*40. Кому принадлежит эта картина «Портрет М. И. Лопухиной»?
– Дмитрий Степанович Бортнянский
– Дмитрий Григорьевич Левицкий
+ Владимир Лукич Боровиковский
История Древнего Египта насчитывает около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к финалу доисторического периода, краткий обзор которого также приводится в статье), династический период (основной этап существования египетской цивилизации протяжённостью около 27 веков), эллинистический период (синтез с греко-македонской культурой под властью династии Птолемеев), римский период (в составе древнеримского государства, как одна из важнейших провинций Римской империи). Временные границы существования древнеегипетской культуры, принятые исследователями, охватывают период с середины IV тысячелетия до н. э. до IV век н. э. Византийско-коптский период (в составе Византии) хотя и относится уже к раннему средневековью, при этом также иногда рассматривается в рамках изучения Древнего Египта. Временные границы начинаются с IV века и заканчиваются арабским завоеванием в VII веке.
Возвышение древнеегипетской цивилизации в большой степени было результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины и дельты Нила. Регулярные ежегодные разливы, удобряющие почву плодородным илом, а также организация ирригационной системы земледелия позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие. Концентрация людских и материальных ресурсов в руках администрации способствовала созданию и поддержанию сложной сети каналов, появлению регулярной армии и расширению торговли, а с постепенным развитием горнодобывающего дела, полевой геодезии и строительных технологий давала возможность организовывать коллективные возведения монументальных сооружений. Принуждающей и организующей силой в Древнем Египте был хорошо развитый государственный аппарат, состоявший из жрецов, писцов и администраторов во главе с фараоном, который часто обожествлялся в сложной системе религиозных верований с развитым культом погребальных обрядов.
Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привёл к созданию науки египтологии и возникновению направлений искусства (египтомания, египтизирующий стиль).
Храм ка Птаха в Мемфисе (рисунок-реконструкция)
Экзотопонимы Контактируя с египтянами, их соседи давали свои названия стране на нильских берегах:
(Иераконполь)Бехдет (Аполлонополь Великий)
Собственно Древний Египет включал дельту Нила — историческую область Нижний Египет («Низина», «Дельта») и долину выше по течению Нила до 1-х порогов — Верхний Египет («Верховье», «Долина»), а также область Файюмского оазиса. Современная локализация этой территории соответствует Арабской Республике Египет, но совпадает только с теми губернаторствами (мухафазами) АРЕ, которые расположены вдоль Нила.
Рельеф, почвы, полезные ископаемые
Теория К. В. Бутцера. Первые обоснованные сомнения в стабильном климате Древнего Египта высказал К. В. Бутцер в 1958—1959 годах, предположив изменчивость природно-климатических условий на берегах Нила. Им было предположено три (в 1995 году он добавил четвёртый) засушливых периода в регионе — «зоо-экологических дисконтинуума», оказавшие значительное влияние на экосистему и образ жизни населения долины Нила:
В послеледниковый период климат Египта становился всё более сухим и жарким; саванны исчезали, превращаясь в пустыни. При этом долина Нила была, в сущности, гигантским оазисом. Особенностью водного режима Нила, предопределившей развитие Древнего Египта, явились его периодические разливы, достигающие наивысшего уровня осенью. Почвы нильской долины, представлявшие собой отложения плодородного ила, были благоприятны для земледелия — поэтому населявшие Египет племена рано перешли к сельскохозяйственному производству.
К югу от Египта обитали темнокожие племена, говорившие на языках кушитской ветви семито-хамитских языков (нубийские племена); нубийцы занимались скотоводством и земледелием. Южнее, в пределах Судана, обитали негритянские и пигмейские племена. Земли к западу от Египта были населены ливийцами, говорившими на языках берберо-ливийской группы семито-хамитских языков. Ливийцы занимались преимущественно охотой и скотоводством; земледелие у них было развито слабо. На северо-восток от Египта жили семитические племена скотоводов.
Весь Египет с раннединастического периода делился на две больши́е области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами. В каждом номе имелся свой главный город и почитались местные боги.
Каменные рубила нижнего и среднего палеолита, типичные как для Африки, так и для Евразии
Средний и верхний палеолит
Деятельность первобытного общества основывалась на присваивающем хозяйстве: первоначально — люди питались за счёт мяса павших животных, собирательства дикорастущих растений и моллюсков; позднее — начали охотиться, и как следствие — добыча пищи принуждала небольшие родственные группы вести кочевой образ жизни, обычно следуя за сезонными перемещениями животных. В долине Нила они могли охотиться на животных, которыми была богата местная фауна: слонов, буйволов, жирафов, гиппопотамов, носорогов, диких лошадей, диких овец, диких ослов, кабанов, оленей, газелей, антилоп, страусов и прочих. Ещё позднее возникло рыболовство; также, вероятно, практиковался каннибализм.
Жильё и технологии
Люди палеолита не возводили постоянных жилищ, а в случае если какой-либо район был богат пищевыми ресурсами — они жили там длительное время (выстраивая лёгкие шалаши или используя для стоянок пещеры). Достижениями человечества в этот период было:
Реконструкция ямы-захоронения (Негада II) с керамикой культуры Бадари (Британский музей). См. гебелейнские мумии
Неолит и энеолит. Начиная с 8-го — 7-го тыс. до н. э. через малопригодные для обитания заболоченные джунгли долины Нила мигрируют различные племена, являвшиеся носителями афразийских языков.
Согласно гипотезе А. Ю. Милитарёва, — движение этих племён началось из Передней Азии в связи с опустыниванием Аравийского полуострова. Изменение климата заставило их перемещаться через Суэцкий перешеек в Северную Африку: в плодородную неолитическую Сахару.
Согласно другому предположению (сторонник И. М. Дьяконов), — эти племена спустились по Нилу в Древний Египет с юга, с территорий, соответствующих современной Эфиопии и другим областям Восточной Африки — альтернативному месту зарождения афразийских языков. Эта многовековая миграция представляла собой обитание с постепенным смещением в определённом направлении, но не исключала и «одномоментных» бросков (например, для преодоления водных преград). Когда афразийцы заселили Северо-Восточную Африку, чередование периодов аридизации и увлажнения Восточной Сахары влияло на приток и отток этих племён из Ливийской пустыни на берега Нила.
Протоегипетское население применяло орудия и снасти, изготовленные из камня, дерева и кости. Найдено множество каменных топоров и наверший булав, наконечников для стрел и копий, проколок, булавок, резцов, кремнёвых ножей и пластинок для серпов, точильных камней для шлифовки. Также найдены предметы украшения из глины, слоновой кости, раковин и цветных камней — бусы, подвески, палетки. Изготавливалась лепниной различная керамика — с росписью краской и рельефными орнаментами. В этот период у некоторых племён появились земледельческие общины, которыми выращивались ячмень, пшеница, гречиха, лён; использовались примитивные зернохранилища — зерновые ямы, обмазанные глиной; а для переработки зерна — ступки и зернотёрки. У населения земледельческих общин начали возникать центры складирования, перераспределения продуктов сельского хозяйства и места укрытия от внешней опасности — прототипы будущих городов. Известно о распространении скотоводства — протоегиптяне разводили крупный рогатый скот, ослов, овец, коз и свиней. Прядением изготавливались ткани — найдены пряслица от веретён.
Археологические находки додинастического периода
«Палетка Нармера». Справа: Нармер побивает правителя врагов. (алевролит, Каирский музей)
Пирамида Хуфу, крупнейшая из египетских пирамид, одно из «Семи чудес света» античности (построена из известняковых блоков, Гиза)
Предположительно в начале XXVI века до н. э. в Египте воцарился фараон Джосер, основатель, либо второй правитель III династии, укрепивший государство и предпринявший ряд успешных походов против синайских кочевников и нубийцев. Построив свою грандиозную усыпальницу — шестиступенчатую пирамиду в некрополе (совр. селение Саккара) города Инбу-хедж (др.-греч. Мемфис), он тем самым ознаменовал начало «эпохи строительства пирамид» в Древнем Египте. Его примеру последовали многие фараоны Старого царства — Снофру, Хафра, Менкаура и обладатель самой большой пирамиды — Хуфу (соотв. др.-греч. имена — Сорис, Хефрен, Микерин и Хеопс), при этом им приходилось задействовать на строительство своих гробниц значительные ресурсы страны. В этот период власть фараона становится полной, он обожествлялся, был верховным жрецом, верховным владетелем подданных и всей земли Древнего Египта.
Первый переходный период
Модель лодки из гробницы Херишеф-хотепа (Абусир, период IX или X династии, Египетский музей при Лейпцигском университете)
Сфинкс с лицом Сенусерта III (Государственный музей египетского искусства в Мюнхене)
Второй переходный период
Территория Древнего Египта в XV веке до н. э.
Правящие династии. X VIII (Фивы), XIX (Фивы), XX (Фивы) династии.
Третий переходный период
Общее описание. В 528 году до н. э. древний Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией). В 341 году до н. э. персы вновь вторглись в древний Египет, подвергнув его страшному разорению.
Фаросский маяк. Реконструкция А. Тирша
Правящие династии: Македонская (Аргеады) и Птолемеи (Лагиды).
Супруги и их сын, IV династия
Проституция морально осуждалась, но практиковалась. Существуют свидетельства в виде записей на папирусах и остраконах о практиках сексуальных услуг в обмен на деньги, а также упоминания о коллективном сексе, что привело к рассмотрению возможности существования борделей. В Египте не было священной проституции, отношения между божеством и жрицей были символическими.
На вершине социальной иерархии находился фараон, который был абсолютным монархом страны и обладал полным контролем над её ресурсами. Он был верховным военачальником, главой правительства и принимал важнейшие военные, религиозные, экономические, судебные решения, кроме того, ему принадлежали все земли. Фараон считался воплощением бога Гора, в то время как его скончавшийся предшественник — Осириса, отца Гора, независимо от того было ли между ними кровное родство. Начиная от царей V династии, он считался также сыном Ра, бога солнца.
Гранитная статуя сидящего писца из Саккары
Крестьянская пара заготавливает папирус
Рабы и рабовладельцы
Ушебти в коллекции египетского музея в Лейпциге (Германия)
Рабовладельцы имели земли, рабов, орудия труда, стада скота, золото. Рабы ничего не имели и сами принадлежали рабовладельцам. Крестьяне могли иметь небольшие наделы земли, орудия труда, немного скота.
— Геродот (История. Книга II Евтерпа.)
Египетские военачальники (некоторые из них вышли из рядовых воинов) Нового Царства проявили себя хорошими полководцами, например, перед битвой под Мегиддо, отказавшись от перехода через горы по тесному ущелью, на виду у врага. Слаженные движения отдельных соединений спасли египтян в решающей битве под Кадешем с войсками царства Хатти в правление Рамсеса II. Если армия Тутмоса III ещё плохо справлялась с укреплёнными городами, то Рамсес II захватывал сиро-палестинские крепости без особых затруднений.
Наказание в древнем Египте
Сельскохозяйственная сцена из гробницы Нахта, XVIII династия
Чтобы дополнить свой рацион, египтяне охотились на зайцев, антилоп, птиц, бегемотов и крокодилов. Они использовали сети, луки и копья. В Дельте ловили рыбу, в особенности тилапий и карпов. Рыбачили при помощи крючков и гарпунов.
Торговая экспедиция Хатшепсут в страну Пунт
Изображение эгейцев с подношениями из гробницы Рехмира, XVIII династия
Язык и письменность
Семейное древо египетских богов
Тот и Анубис взвешивают сердце покойного, сцена из Книги мёртвых папируса Ани
Канопы с изображением Четырёх сынов Гора
Выставка мумий животных в Королевском музее Онтарио. Онтарио, Торонто, Канада
Мумификация животных предполагала сохранение не только домашних и священных животных, но также продуктов пищи для них. По большей части вотивные предметы предназначались для храмов где справлялся культ животных. Начиная с XXVI династии вотивные мумии активно покупались и продавались, чтобы задобрить богов. Найдены мумии кошек, собак, коров, быков, ослов, лошадей, овец, рыб, крокодилов, слонов, газелей, ибисов, львов, ящериц, обезьян, птиц, жуков, землероек и змей. Животных мумифицировали, также как и людей: их органы удаляли либо разъедали впрыскиваемыми едкими жидкостями, затем тело высушивали содой и заворачивали в пропитанные клейкими смолами льняные бинты.
Культура и искусство
Можно сказать, что искусство Древнего Египта — это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера хорошо обращались с камнем, металлом, деревом и стеклом.
Фрагмент росписи гробницы Небамона, ок. 1400 год до н. э.
Основная статья: Архитектура Древнего Египта, см. также: Египетские пирамиды, Список египетских пирамид
Пирамиды в Гизе
Бюст царицы Нефертити. Берлинский музей. Амарнский период
Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений, как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.
Л. Альма-Тадема Игра в сенет (1879)
Мужчины и женщины из высших слоёв носили парики и украшения и пользовались косметикой. Изначально женщины, как правило, носили короткие парики, однако на протяжении веков их длина постепенно увеличивалась, мужчины носили короткие парики, дети и священники брили головы. Женщины носили платья из белого льна, а мужчины набедренные повязки, рабочие обычно ходили без одежды, а впоследствии носили простой кусок ткани, обёрнутый вокруг талии. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет, в этом возрасте мальчикам делали обрезание и обривали их наголо. Чати, жрецы и фараон носили особые одежды, состоявшие из платья, шкур пантер и набедренных повязок, сшитых золотыми нитями. Ходили либо босиком, либо носили сандалии. Их делали из папирусного тростника и перевязывали бечёвкой (простые), или из кожи и сшивали с папирусом (более сложные).
Люди высших классов общества украшали себя ювелирными изделиями. Менее богатое население также носило драгоценности, например лечебные амулеты. Были золотые, серебряные, медные или керамические украшения, инкрустированные драгоценными камнями или цветными стеклянными вставками. Носили диадемы, ожерелья, серьги, браслеты, кольца и пояса.
Немаловажным в представлении древних египтян играло имя (рен).
Древнеегипетский стеклянный сосуд Нового царства. Музей Лувра
В области науки, медицины и математики, Древний Египет достиг высокого для своего времени уровня. Традиционный эмпиризм, о чём свидетельствуют папирус Эдвина Смита и Эберса (ок. 1600 до н. э.), впервые появился в Древнем Египте. Египтяне создали собственную письменность и десятичную систему.
Фаянс и стекло
Известный древним египтянам мир
Астрономическая роспись потолка в гробнице Рамсеса VI
Медицинские инструменты, высеченные на храме в Ком-Омбо. Эпоха Птолемеев
Значительное развитие получила в Египте медицина. Изучение человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачам более или менее правильно подходить к вопросам строения и функционирования человеческого организма. Постепенно появляются первые знания в области анатомии, которые зафиксированы в целом ряде анатомических терминов.