РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

внеурочной деятельности в начальной школе.

Что понимается под внеурочной деятельностью?

В  соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным стандартом  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  основная образовательная  программа  начального  общего  образования  реализуется

образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под  внеурочной  деятельностью  в  рамках  реализации  ФГОС  НОО  следует понимать  образовательную  деятельность,  осуществляемую  в  формах, отличных  от  классно-урочной,  и  направленную  на  достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2.   Какова основная цель внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.  Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

3. Каковы основные задачи внеурочной деятельности?

Задачи внеурочной деятельности:

–  обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

– оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития ребенка;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

4. Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

5. Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО?

Внеурочная  деятельность  организуется  по  направлениям  развития    личности :

6. Какие существуют виды внеурочной деятельности?

Виды внеурочной деятельности :

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

7. Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

Внеурочная  деятельность  организуется   в  таких  формах  как  экскурсии,

кружки,  секции,  круглые  столы,  конференции,  диспуты,  школьны научные

общества,  олимпиады,  соревнования,  поисковые  и  научные  исследования,

общественно полезные практики и других.

Аудиторных занятий не должно быть более 50%

8. Каковы основные уровни воспитательных результатов?

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников

распределяются  по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества,          социально  одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта    переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатовполучение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Программа кружка “Моя малая родина»

Данная программа разработана для реализации культурологической направленности по лицензии (по ФГОС духовно-нравственного направления внеурочной деятельности) на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта,

Программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и города, исследовании животного и растительного мира. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города и края, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом.

Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка,  направлено на совершенствование интеллектуального, духовного – нравственного  развития.

Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последнее время в  России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо больше душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка, закрепленный в переживаниях, определяет его действия и поступки.

Существуют в нашей жизни понятия «малая» Родина и «большаяРодина – это страна, в которой человек родился. С ней связана его жизнь, жизнь его семьи, жизнь всего народа, к которому он принадлежит. На этой основе и должно воспитываться подрастающее поколение.

воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи программы:

– формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;

– ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Кубани, как опорного края России;

– изучение проблем развития края (населенного пункта);

– развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

– формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

– формирование толерантности и толерантного поведения,

– укрепление семейных связей:

– заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

–    формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

– стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины;

– адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

– ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

– формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

– стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, района и города.

Данная программа выполняет две функции:

– информационно-методическая функция – позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

– организационно – планирующая  функция – предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

– признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своего края, района, города.

-выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.

Курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.

Программа кружка духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников  «Моя малая родина», представлена в виде 4 блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

1.«Город, в котором мы живем» (33 час)

Город, в котором живёт  ребенок, его название. Новокубанск – районный центр. Улица, на которой я живу. История названия. Правила поведения на улицах города, в транспорте, общественных местах и культурных учреждения. Особенности времен года и погоды своей местности.

2. « Летопись нашего города»

Географическое положение Новокубанска. Новокубанский район, г. Новокубанск на карте(границы района и города). Рельеф. Природные зоны. Растительный мир. Мир животных. История города. С чего начинается Родина? Историческая карта Новокубанского района. Образование г. Новокубанска. Гимн, флаг, герб города и района. Многонациональный состав  населения. Достопримечательности родного города: памятники, мемориальные комплексы,  музеи, центр города, парки. Культура. Промышленные объекты. Сфера услуг. Сельскохозяйственные объекты. Памятные места. Знаменитые люди района, города.

3. « По просторам Новокубанского района» (68 часов)

Природа Новокубанского района. Особенности формы поверхности местности. Почвы, их значение для жизни растений и животных.   Разнообразие растительного и животного мира. Водоемы района. Домашние и дикие животные. Особенности труда и быта жителей района. Промыслы и ремесла района.

4. « Наш район – частица Кубани и России» (34 часа)

Кубань-житница России. Вклад тружеников района в развитие агропромышленного комплекса края.  Выдающиеся личности в сельскохозяйственном комплексе района: Ф. И. Булдыжов,  А. Стаценко , В. И. Цыганков и другие. Выдающиеся личности Новокубанского района: А. И. Солженицын, В. Я. Первицкий , В. В. Горбатко, Ф. И. Булдыжов и другие. Достижения агропромышленного комплекса, промышленности, культуры , спорта и сферы услуг.

В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:

Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Формы и виды контроля.

Уровень и степень освоения знаний контролируется в ходе занятий кружка, устных опросов, конкурсов, викторин, творческих работ

Опираясь на естественнонаучные исследовательские методы (наблюдения, опыты и др.), экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи, игры, выставки, спектакли , соревнования и т. п. обеспечат накопление чувственного опыта и облегчат осознание данного материала.

Младшие школьники узнают о достопримечательностях родного города, о многонациональном населении Кубани, о своей семье, фамилии, которую они носят, познакомятся с предметами культуры своих предков, с новой информацией ребята делятся на занятиях кружка, готовят рефераты и презентации.

Для более успешного  усвоения данной программы  руководителю кружка необходимо проводить занятия клуба в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, игры, посещение  музеев, выставок; встречи с интересными людьми и пр.

Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

Участие родителей в работе клуба также играет положительную роль.

7. Описание материально-технического обеспечения программы

ст. преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (г. Уфа, Россия)

РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Аннотация: важной задачей мотивации к профессиональной ориентации является успех дополнительной образовательной деятельности детей, в том числе их активное участие в непрерывном дополнительном образовании (готовности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию). И дополнительное образование выступает тем звеном, которое помогает развитию личности и ориентации ее на раннюю профессиональную ориентацию.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, дополнительное образование, воспитательный процесс, обучающиеся, федеральный государственный образовательный стандарт.

Таким образом, организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях ФГОС представляет собой сложную технологию условий развития во внеурочное время. И главной задачей данной технологии выступает создание условий для реализации социально значимых потребностей личности в самореализации и самоактуализации. Целью организации воспитательного процесса при этом в дополнительном образовании является развитие и воспитание личности, формирование у них художественно-эстетического вкуса, раскрытие индивидуальности и потенциала.

Реализация новых стандартов в системе дополнительного образования детей дает возможность интеграции, как более мобильную часть системы образования, обеспечивает гибкость целей, содержаний, форм организации образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Так же дает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные результаты, изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования, методическую поддержку процессов интеграции общего и

дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов.

Современная школа при этом дает возможности обучающимся осваивать образовательный стандарт, в том числе, создает условия для всестороннего развития. Дополнительное образование является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Грамотное сочетание общего и дополнительного образования в общеобразовательной организации может помочь как развитию личности ребенка, так и всего образовательного процесса. Существует четыре основных модели организации дополнительного образования. Первая характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций, обучающихся определяется не столько потребностями, сколько

имеющимися в школе возможностями. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она еще не функционирует. В таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей разного возраста, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции» и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания базового образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.). Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. Четвертая модель существует в учебно-воспитательных комплексах. На сегодняшний день она является наиболее эффективной, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В учебно-воспитательных комплексах, как правило, создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога:

он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Таким образом, организация внеурочной деятельности существенно расширяет возможности целенаправленной подготовки обучающихся профессиональной ориентации. Организация при этом внеурочных занятий в системе дополнительного образования существенно способствует формированию у обучающихся культуры, воспитания самостоятельности, а также творческое развитие каждого ребенка.

1. Валеева Г. Х., Туйсина Г. Р. Развитие творческих способностей в системе общего и профессионального образования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2014. – №3. С. 68-75

2. Валеева Г. Х., Шульман С. А., Куваева М. М. Организация внеурочной деятельности в системе дополнительного образования детей // учебно-методическое пособие, – Сибай: Сибайская городская типография – филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2017. – 84 с.

3. Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. – №3 – С. 15-18.

4. Валеева Г. Х., Куваева. М.М., Мусин Ш. Р., Чигров М. Н. Подготовка будущих учителей к организации внеурочной деятельности // учебно-методическое пособие – Сибай: Сибайская городская типография – филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2017. – 80 с.

Senior lecturer of the Department of Pedagogy Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

IMPLEMENTATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITHIN FRAMEWORK OF REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE BUDGET

Abstract: an important task of motivation for professional orientation is the success of additional educational activities of children, including their active participation in continuous additional education (readiness for continuous self-education and self-improvement). And additional education is the link that helps the development of personality and its orientation to early professional orientation.

Keywords: extracurricular activities, additional education, educational process, students, federal state educational standard.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА

Н. С. Сытина, Н. Е. Хабибова ФЕНОМЕН «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»: КЛЮЧЕВЫЕ СМЫСЛЫ, ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: ФГОС, внеурочная деятельность, основная образовательная программа, научно-методическое обеспечение.

Аннотация: В статье рассмотрены ключевые смыслы понятия «внеурочная деятельность» и выделены основные проблемы организации и реализации внеурочной деятельности. Приводятся результаты социологического исследования, проведенного в Башкирском государственном педагогическом университете в рамках курсов повышения квалификации «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ОО: проектирование и реализация». Обосновывается актуальность такого направления исследования как научно-методическое обеспечение развития внеурочной деятельности, в том числе применительно к специфике региона. Применяются следующие методы исследования: общенаучные (анализ, сравнение), частнонаучные (анализ социологических данных по проблеме исследования).

Смысловые характеристики и содержание понятия «внеурочная деятельность» изменялись под влиянием идеологии воспитания и обучения. Рассмотрим, каким образом трактуется понятие «внеурочная деятельность» на современном этапе государственной политики в области образования, а также образовательной организации, педагога, учащегося.

То есть внеурочная деятельность – это вид именно образовательной деятельности, который направлен на планируемые результаты освоения основной образовательной программы (далее ООП) – личностные, метапредметные и предметные, так же как и учебная деятельность. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет усилить, а точнее развить воспитательную составляющую ФГОС.

Следует выделить и целевые характеристики внеурочной деятельности, выделяемые Л. Бронниковой и А. Курило, а именно: способствование развитию индивидуальных характеристик каждого учащегося, повышение уровня мотивации и успеваемости посредством включения внепрограммного материала, сохранение и

в®9®5®5 профессиональное осрпзовпние: проалемы, нпинп, прпнтинп

2. На уровне образовательной организации внеурочная деятельность – это механизм расширения и совершенствования образовательных услуг, а также средство развития социальных и интеллектуальных интересов учащихся.

Важным моментом в осмыслении феномена внеурочной деятельности является его понимание как важнейшего ресурса, позволяющего образовательным организациям достичь нового качества образования и соответственно обеспечения конкурентоспособности российского образования.

Представляется необходимым рассмотреть подробнее условия качественной организации внеурочной деятельности на уровне образовательной организации, выделенные Е. Барышниковым.

Во-первых, понимание внеурочной деятельности как элемента целостного учебно-воспитательного процесса в образовательной организации (внеурочная деятельность из стихийного набора внеурочных мероприятий становится целенаправленным элементом учебно-воспитательного процесса). Определяющим, на наш взгляд, является наличие конкретной цели деятельности образовательной организации.

Во-вторых, это определение смысла, цели и основных функций внеурочной деятельности в образовательной организации (системообразующая функция, компенсаторная функция, функция дополнительного образования, досугово-организационная функция, социально-воспитательная функция, функция выбора и самореализации). Компенсаторная функция внеурочной деятельности – лишь часть основных функций.

В-третьих, структурирование и программирование внеурочной деятельности в образовательной организации. Под структурированием и программированием внеурочной деятельности Е. Барышников понимает системы общешкольных мероприятий, внешкольной работы, индивидуальной работы с учащимися и так далее. Под структурированием содержания внеурочной деятельности мы понимаем регулярные и нерегулярные занятия, работу над индивидуальным проектом, комплекс общешкольных мероприятий (согласно плану внеурочной деятельности).

В-четвертых, технологическое обеспечение внеурочной деятельности (необходимость разработки инновационных воспитательных технологий, а также их успешное освоение в ходе внеурочной деятельности).

В-пятых, изучение интересов и потребностей обучающихся (понимание невозможности качественного осуществления внеурочной деятельности без их изучения). Регулярные занятия проводятся, по определению, с учетом запросов обучающихся и их

П€ППготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП м 6(В5), В019 мпдб-ое

родителей, поэтому важным является и понимание качественного изучения (определения) запросов.

В-шестых, обеспечение результативности внеурочной деятельности (на уровне ребенка – это изменение ценностно-смысловой позиции учащегося и др., на уровне образовательной организации – это целенаправленная деятельность по созданию (развитию) воспитательной системы и др.);

3. На уровне педагога внеурочная деятельность – это способ его самореализации.

И здесь необходимо выделить следующие педагогические условия (Л. Байбородова):

– готовность педагогов к управлению процессом включения детей во внеурочную деятельность;

– осуществление педагогической помощи в рефлексии;

4. На уровне учащегося внеурочная деятельность – это средство для:

– самоактуализации и самореализации, а точнее самоосуществлении;

– развития творческого мышления;

– формирования (развития) социальной мобильности, а также вид активности, способствующий успешному освоению оОп и так далее.

Из изложенного следует, что сложность внеурочной деятельности как многомерного явления предопределяет и трудности, с которыми сталкиваются специалисты, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Рассмотрим результаты исследований (проводились под руководством профессора Н. Сытиной) в рамках курсов повышения квалификации «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ОО: проектирование и реализация», реализуемых кафедрой педагогики и психологии БГПУ им. М. Акмуллы (28.01.2019 – 28.02. 2019 гг.).

В исследовании приняли участие заместители директоров по учебно-воспитательной работе (10 %), заместители директоров по воспитательной работе (86 %), педагоги, осуществляющие внеурочную деятельность (3 %), методисты (1 %). Исследование, направленное на изучение проблем организации и реализации внеурочной деятельности выполнялось в два этапа:

1) опрос (N=100) о целях, подготовленности слушателей курсов повышения квалификации (входная анкета). Оценивались четыре аспекта: инициатива прохождения обучения на курсах; цели обучения на курсах; подготовленность к освоению содержания учебной программы курсов; проблемы, вызывающие потребность в индивидуальной консультации.

e^sSass профессиональное осрпзоппние: проалемы, нпинп, прпнтинп

2) Опрос (N=66), направленный на выявление педагогических затруднений в контексте повседневных практик внеурочной деятельности.

Авторы ставили перед собой следующие исследовательские вопросы:

1. Какие педагогические затруднения (трудности) Вы испытываете?

2. Как Вы оцениваете свою степень готовности по реализации внеурочной деятельности?

Повышение квалификации руководителей и педагогов большинством исследователей рассматривается в контексте организации методической работы как элемент научно-методического ресурса. В силу этого одним из первых в анкете был вопрос об инициативе прохождения обучения на курсах. Ответы представлены в таблице 1.

Распределение ответов на вопрос об инициативе прохождения обучения на курсах_

Варианты ответов Всего среди респондентов

По своей инициативе 25 %

По предложению руководителя по месту работы 61%

По плану повышения квалификации по месту работы 10 %

Другое (укажите)/Рекомендации РОО 4 %

В таблице 2 представлено обобщенное мнение респондентов о целях обучения. Таблица 2 Распределение ответов на вопрос «Цель Вашего обучения на курсах?»

Необходимость получения знаний в связи с выполнением своих функционально-должностных обязанностей 34,5 %

Необходимость прохождения обучения в связи с ожидаемой аттестацией (для получения документа) 1%

Желание получить рекомендации и указания по рассматриваемым на курсах проблемам 22,5%

Необходимость прохождения обучения для решения данной проблемы, так как недостаточно знаний для практической работы 13,5%

Желание работать по-новому, но знаний и умений не хватает 13,5%

Желание ознакомиться с положительным опытом по проблеме 15%

Другое (укажите) / 0

В таблице 3 представлена оценка подготовленности к освоению содержания учебной программы курсов.

Распределение ответов на вопрос «Оцените свою подготовленность к освоению содержания учебной

Имею минимальный базовый уровень 30 %

Имею пассивный опыт 13%

Готов (а) делиться опытом 13 %

Нуждаюсь в пополнении знаний по проблеме и в практических рекомендациях 44 %

Для выявления проблем в организации и реализации внеурочной деятельности задавался следующий вопрос: «Укажите проблемы, по которым Вы нуждаетесь в индивидуальной консультации» (форма открытых вопросов).

В таблице 4 представлено распределение ответов на этот вопрос.

П€ППготический ЖУРНПЛ СПШКОРТОСТПНП м 6(В5), В019 мпдб-ое

Распределение ответов на вопрос «Укажите проблемы, по которым нуждаетесь в индивидуальной консультации»

Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности 5 %

Документы, сопровождающие внеурочную деятельность 10 %

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (требования, примеры) 30 %

Критерии оценки программ курсов внеурочной деятельности 10 %

Вопросы организации внеурочной деятельности 25 %

План внеурочной деятельности 15 %

Программа внеурочной деятельности на уровне ОО 5 %

Полученные данные опроса, направленного на выявление педагогических затруднений в контексте повседневных практик внеурочной деятельности показали: 35 % опрошенных сталкиваются с проблемами в организации и реализации внеурочной деятельности; 54,5 % – более да, чем нет; 5 % – более нет, чем да; 5,5 % – не испытывают затруднений.

Ответы респондентов позволили точнее подтвердить и расширить наиболее значимые педагогические затруднения.

Педагогические затруднения в организации и реализации внеурочной деятельности

Затруднения в разработке рабочих программ курсов внеурочной деятельности 32 %

Затруднения при определении и выборе форм, методов, приемов при организации внеурочной деятельности 8 %

Затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся во внеурочной деятельности 10 %

Затруднения в организации и проведении исследовательской деятельности 24 %

Затруднения в подготовке анализа внеурочной деятельности 6 %

Отсутствие методического обеспечения по внеурочной деятельности 20 %

Другое (укажите, что именно) 0

Более 60% респондентов осваивают новые формы и методы работы с учащимися во внеурочной деятельности, 25 % – отчасти, 15 % – не осваивают. Исследование также показало, что 71,6% респондентов в достаточной степени ознакомлены с нормативно-правовой документацией.

Данные таблицы 6 показывают направления внеурочной деятельности (развития личности), которым отдается предпочтение.

Распределение ответов на вопрос: «Каким направлениям внеурочной деятельности отдается особое _предпочтение в Вашей школе?»_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо, к сожалению, также констатировать, что 24 % опрошенных недостаточно информированы о стандартах второго поколения. 80 % респондентов нуждаются в повышении своего профессионального уровня во внеурочной деятельности, а

в®9®5®5 профессиональное осрпзоппние: проалемы, нпинп, прпнтинп

20 % оценили свою готовность по реализации внеурочной деятельности как среднюю, 80 %

Опираясь на вышеизложенное, следует выделить, что педагогически целесообразным является разработка и реализация системы комплексного научно-методического сопровождения (содержание, формы, методы, средства и технологии) внеурочной деятельности общеобразовательных организаций, которая исходит из необходимости:

– профессионального развития руководителей и педагогов, вовлеченных во внеурочную деятельность;

– обеспечения сопряженности подготовки специалистов в системе вузовского и послевузовского педагогического образования;

– развития системы внеурочной деятельности в соответствии с целями региональной системы образования.

В этой связи особую значимость представляет образовательный проект «Взлетай»

– комплексная программа, направленная на развитие функциональных способностей обучающегося по образовательным программам среднего общего образования, представляющая собой содержательный и организационно-управленческий ресурс внеурочной деятельности.

Также, в связи с этим, возникают следующие вопросы: кто являются потенциальными субъектами научно-методического сопровождения внеурочной деятельности образовательных организаций на региональном уровне, кем и как они определяются?

Рассмотренные в статье ключевые смыслы и проблемные акценты в организации и реализации внеурочной деятельности не являются исчерпывающими и требуют дальнейшего изучения.

1. Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.

2. Байбородова, Л. В. Организация внеурочной воспитательной работы в сельской школе в Условиях реализации Федерального общеобразовательного стандарта второго поколения: учебно-методическое пособие. – Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2011. – с. 149.

3. Бронникова, Л. М., Курило, А. В. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные условия // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. Барнаул, 2017. – Вып. 2

. – С. 21-24.

4. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В. Енин. – Москва : ВАКО, 2015. –

6. Кальницкая, Т. С., Демина, Э. М. Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы: Методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития Сыктывкар, КРИРО, 2016. – 152 с.

nenn готический журнал ппшкортостпнп м 6(as), soi9 sssssss

7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – Москва : Просвещение, 2008. – с. 29

9. Ривкин, Е. Ю. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные формы // Администратор образования. – 2012. – № 20. – С. 75 – 84.

10. Савина, Г. А. Моделирование внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО. – URL: //https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=(дата обращения 21.09.2019).

11. Хабибова, Н. Е., Сытина, Н. С. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования: учеб. пособие. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2019. – 124 с.

«Реализация внеурочной деятельности в начальной школе».

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает  реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.

Под  внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

-улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

Внеурочная деятельность может осуществляться через: учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса и проводимую в формах, отличных от урочной;

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

организацию деятельности групп продленного дня;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

*модель дополнительного образования

*модель «школы полного дня»;

Модель дополнительного образования.

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного  дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.     Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

*   создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

*  содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

* создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности,

* опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание.

. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие                общеобразовательного учреждения с учреждениями

дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности

Для   успешного  введения  ФГОС  НОО,  в  том  числе  и  внеурочной деятельности   необходимо   проведение  ряда  мероприятий   по  следующим направлениям:        организационному;           нормативному;         финансово-                              экономическому;   информационному ;   научно-методическому;   кадровому; материально-техническому.

Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.

Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.

Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе, по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (пункт 17 ФГОС НОО). Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает  реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.