Оксана Танаева Игры на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости
1) Развитие силы
Упражнение с мячом
Толкай мяч. Дети сидят на полу полукругом, воспитатель напротив. Он катает мяч детям поочерёдно. Тот, к кому подкатился мяч, отталкивает его двумя руками.
Упражнения без предметов
1. И. п. сидя парами на полу, держась за одну палку, ноги прямые. Поочерёдно тянуть палку к себе, не сгибая ног (тот, кто тянет, отклоняется назад, второй наклоняется вперёд ногами).
Елена Ладыгина Развитие выносливости у дошкольников
Выносливость – это способность человека к длительному выполнению интенсивной работы на требуемом уровне, которая обеспечивается повышенными возможностями функциональных систем организма.
Развитие двигательных качеств – одно из основных направлений процесса физического совершенствования дошкольников.
Целенаправленное развитие двигательных качеств начинается в дошкольном возрасте в соответствии с морфологическими особенностями и функциональными возможностями детей. При этом необходим дифференцированный подход, учитывающий состояние здоровья, двигательную подготовленность, особенности психики ребенка.
Марина Мишина Бег как средство развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка.
Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно нужно удовлетворять. Движение – необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма человека. Кроме того, во время игр, физических упражнений ребенок познает и активно воспринимает окружающий мир. Все это способствует развитию психических процессов, формированию положительных нравственных и волевых качеств. Неудивительно поэтому, что дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.
Выносливость — важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы.
Целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается, как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент.
Актуальность развития выносливости у детей и подростков обусловлена рядом причин:
Мы всегда рады видеть Вас в стенах нашего реабилитационного центра и готовы к сотрудничеству
Наши контакты : 8 -499-132-28-79
В КДЦ каждую среду ведут поликлинические приемы
профессор С. Д. Поляков, профессор И. Т. Корнеева.
Регистратура (многоканальный)
тел: 8 (495) 967-14-20
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Переход ребенка в школу приносит с собой сложный комплекс новых воздействий, приспособление к которым сопряжено с немалыми трудностями, связанными с освоением учебной деятельности, школьных норм поведения, управлением двигательной активностью, значительной статической нагрузкой. Это требует активизации всех систем жизнедеятельности организма ребенка, напряженного функционирования адаптивных механизмов, определенного развития физических качеств (выносливость, сила, ловкость, быстрота и гибкость).
За последние годы различные аспекты проблемы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста были предметом исследования многих учёных. Так, удалось решить следующие вопросы проблемы:
– особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста (А. В. Кенеман, Н. А. Фомин, Д. Б. Хухлаева, В. Н. Щебеко и др.);
– выносливость рассмотрена в тесной взаимосвязи с общим развитием ребёнка (Е. Н. Вавилова, В. И. Лях, Ю. И. Данько и др.);
– развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр (А. В. Кенеман, М. М. Конторович, Э. Я. Степанкова и др.).
В тоже время следует отметить, что далеко не все проблемы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста удалось решить, а также использовать потенциальные пути повышения её эффективности. Одним из них является использование подвижных игр в развитии выносливости детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в практике работы ДОУ обусловили выбор темы исследования: «Развитие выносливости у детей шести – семи лет в подвижных играх».
Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей выносливости на основе различных подвижных игр. При этом необходимо придерживаться следующих правил:
1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям детей дошкольного возраста. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм дошкольника без ущерба для здоровья .
2. Систематичность. Эффективность физической нагрузки во время игры, т.е. ее влияние на организм ребенка, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований.
Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств, одним из которых является выносливость. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и, в первую очередь, сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребёнка, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию. Развитие выносливости помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца: умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе. Развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Главная задача при развитии выносливости у детей дошкольного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в программах физического воспитания.
Таким образом, игра является ведущим видом деятельности дошкольника, она понятна и доступна ему. С помощью подвижных игр мы можем развивать физические качества у детей, в том числе и выносливость.
На основе вышесказанного нами были выделены педагогические условия проведения подвижных игр для развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста:
1. Подвижная игра «Пустое место»
Цель: развитие выносливости, ловкости, быстроты.
2. Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель: развитие ловкости, выносливости, гибкости.
3. Подвижная игра «Пожарные на учении»
Цель: развитие выносливости, силы, техники лазанья, построение в колонну.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный комплекс подвижных игр и методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольного образования для развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений.- 2-е изд., испр. и доп / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.
4. Коротков, И. М. Подвижные игры для детей / И. М. Коротков. – М: Просвещение, 2014. – 261 с.
Публикация «Игры на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости» размещена в разделах
2. И. п. : стоя на скамейке на коленях, руками держаться за края (четыре пальца снизу, большой сверху). Переставляя руки, подтягиваться на коленях вперёд.
Игра “Перетягивание каната”
Цель игры : развить физическую силу и выносливость.
Описание игры : на площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.
Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.
Описание игры : Все играющие должны разделиться на 2 команды. Каждый игрок команды принимает следующее исходное положение: приседает на корточки, опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет мяч. И в таком положении по сигналу ведущего бежит до флажка и обратно. Если играющий потерял мяч, то он начинает движение с того места, откуда произошла потеря предмета. Побеждает та команда, которая прошла дистанцию первой.
Описание игры : Все играющие делятся на 2 команды, строятся в колонну по одному и занимают место на старте. Первый участник каждой команды зажимает мяч между коленями. По сигналу ведущего игроки прыжками начинают передвигаться по игровой площадке до флажка и обратно. На старте они должны передать мяч следующему участнику команды. Выигрывает команда, первая прошедшая дистанцию.
2) Развитие выносливости
Подвижная игра “Найди свой дом”
По углам площадки лежат обручи, а в них – мячи по количеству детей в подгруппе. Дети с клюшками стоят перед обручами. По свистку каждый игрок выводит клюшкой мяч и ведет его по площадке в разных направлениях, без отрыва от клюшки. По команде «Домой» тем же способом загоняет мяч в обруч. Во второй раз дети ведут мяч короткими бросками, в третий раз – бросками с широким замахом клюшки.
Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. Развивать выносливость, ловкость.
Описание игры : Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне ориентиры. По сигналу первые пары, взявшись за руки, бегут до ориентиров, обегают их и возвращаются в конец колонны. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и не разъединят руки во время бега.
Игровое упражнение “Кто дальше бросит?”
Цель: развивать физическую силу и выносливость.
Материалы: мячи, мел для обозначения линии старта.
Играющие делятся на две команды, становятся с одной стороны площадки. У впереди стоящих игроков в руках набивные мячи. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бросают мяч способом из-за головы правой, левой рукой и встают в конец колонны.
Игра “Чай-чай, выручай”
Цель: закреплять навыки быстрого бега без столкновений друг с другом, развивать ловкость и выносливость.
Описание игры : Среди играющих детей выбирается водящий, скорее всего с помощью считалочки. Водящий остаётся в центре игровой площадки, а остальные игроки разбегаются в разные стороны. Водящий догоняет играющих и осаливает их.
Осаленные игроки останавливаются на том месте, где были осалены, раскидывают в стороны руки и произносят «чай – чай, выручай». Игроки, которых не поймали, могут «выручить» пойманных, дотронувшись до них рукой. Задача водящего поймать как можно больше игроков и не подпустить остальных участников к уже пойманным детям. Игра требует от детей колоссальной выносливости. После игры желательно провести дыхательные упражнения.
Цель: развить физическую силу и выносливость.
Описание игры : Игроки прыгают через скакалку различным образом: на 2 ногах, на 1 ноге и т. д. Выигрывает тот, кто продержится дольше других
3) Развитие ловкости
Цель: развить у детей ловкость движений и быстроту реакции, развивать внимание.
Описание игры : Охотникам не разрешается выходить за черту. « Звери» свободно ходят по площадке. Три или четыре «охотника» стоят в разных местах, держа в руках по маленькому мягкому мячику. По сигналу все «звери» останавливаются, и каждый «охотник» легко бросает в них свой мяч. Задетые мячиками заменяют «охотников». Разрешается, стоя на месте, увертывается от мячей.
Подвижная игра “Хитрая лиса”
Цель: развитие ловкости, упражнение в беге врассыпную
Описание игры : Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом «лисы». По сигналу инструктора дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – «хитрой лисой». Затем дети открывают глаза и хором 3раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, потом всё громче) : «Хитрая лиса, ты где?». После третьего раза играющий, выбранный «хитрой лисой», быстро выбегает на середину круга, поднимает руки и говорит: «Я здесь! Все играющие разбегаются по залу», а «хитрая лиса» их ловит (дотрагивается рукой). После того, как «лиса» поймает и отведет к себе в дом 2-3 детей, инструктор произносит: «В круг!» – и игра возобновляется. Если «лиса» не может никого поймать, то выбирается новый водящий.
Подвижная игра «Охотник и зайцы»
Цель: Развитие у воспитанников умение выполнять движения по сигналу; упражнение в метании, в беге с увёртыванием, в прыжках на обеих ногах.
Описание игры : На одной стороне площадки очерчивается место для охотника, назначаемого воспитателем. На другой стороне обозначаются кружками места нахождения «зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.
Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». « Зайцы» выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. По слову воспитателя «охотник» зайцы бегут в кружки, а охотник, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.
После двух-трёх повторений игры производится подсчёт пойманных и выбирается другой охотник.
Продолжительность игры 5-7 минут.
Правила игры :
1. Выбегать из кружков можно только после слов воспитателя «выбежали на полянку зайцы», а возвращаться обратно только по сигналу «охотник».
2. Охотник должен бросать мяч в ноги убегающих (не сходя с места).
Игровые упражнения для развития ловкости детей :
Не теряй мяч. Сесть на пол, скрестить ноги. Катать мяч вокруг себя в одну и другую сторону, не опуская его далеко от себя.
Зеркало. Стоя лицом к ребёнку, выполняйте движения руками и ногами, туловищем, а дети копируют движение как в зеркале.
Пролезь в обруч. Варианты: а) обруч вертикально поставлен на пол. Пролезть в него ногами вперёд, опираясь на руки; б) дерзать обруч одной рукой в вертикальном положении. Пролезть в него, не опуская, вовремя перехватывания наверху обруч другой рукой.
Не задень. По кругу расставляются кегли на расстоянии 50-60 см одна от другой. Играющие идут по кругу за кеглями. На сигнал поворачиваются лицом в круг и спрыгивают на середину, стараются не задеть кегли.
4) Развитие быстроты
Игра “Воробышки и кот”
Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.
Описание игры : Ребенок – «Кот» располагается на одной стороне площадки, а дети – «воробышки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или на полу) на другой стороне площадки.
Воспитатель произносит слова:
Котя, котенька, коток,
Котя – черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
В это время «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда».
Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
Игра «Быстро возьми»
Цель: развивать быстроту движения и ловкость.
Описание игры : Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, которых должно быть на один или два меньше. По сигналу «Быстро возьми» каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел это сделать, считается проигравшим.
Игра «Падающая палка»
Описание игры : Играющие становятся в круг. Водящий ставит в центре круга палку, придерживая ее рукой. Выкрикнув чье-либо имя, он отпускает руку и бежит из круга. Игрок, чье имя было названо, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на свое место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меняется местами с водящим.
Пропеллер. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать ее вправо – влево. После отдыха выполнять движение левой кистью.
Брось мяч. Подбрасывать мяч вверх, отбивая его о пол или стену, делая хлопки и повороты в разные стороны.
Лук и стрелы. Дети делятся на два звена, которые стоят друг против друга на расстоянии 15 м. По сигналу воспитателя «стрелы» перебегают к своему «луку», определяется самая быстрая «стрела». Затем дети меняются местами.
5) Развитие гибкости
Игра “Туннель из обручей”
Цель игры : развить гибкость.
Описание игры : Игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами. Побеждает та команда, которая выполнит задание первой.
Игра “Эстафета с мячами”
Описание игры : Играющие делятся на 2 отряда и встают в 2 колонны. Ноги расставлены на ширину плеч. Первым в колонне дается по мячу. По сигналу воспитателя: «Вверх!» – дети поднимают руки вверх и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади, тот следующему и т. д. Когда последний ребенок получает мяч, он бежит к воспитателю и отдает ему мяч. 1 – 2 раза мяч передается над головой, затем дается команда: «Вниз!» (мяч передается между расставленными ногами).
Упражнения на гибкость
Упражнение “Рыбка”. И. п. – лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч. Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время. Вернуться в и. п.
Упражнение “Кошечка”. И. п. – встать на колени, прямые руки поставить на пол на уровне плеч (четвереньки). Поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая «кошечка»). Опустить голову, максимально выгнуть спину (сердитая «кошечка»).
Упражнение “Волшебные палочки”. И. п. – дети лежат на спине, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Медленно поднять обе ноги вверх и так же медленно возвратить их в и. п. Проделать нужное число раз.
Публикация «Развитие выносливости у дошкольников» размещена в разделах
Педагогическое воздействие на развитие тех или иных качеств обеспечивается соответствующим подбором физических упражнений и методикой их проведения. Все качества развиваются у дошкольника в комплексе.
Например: прыжок в длину с места выполняют установку прыгнуть как можно дальше, происходит воздействие на развитие скоростно-силовых качеств, если детям предлагают приземлиться после отталкивания в обусловленное место, в этой ситуации происходит развитие ловкости,т. к. необходимо соразмерить мышечные усилия.
Рассмотрим особенности развития выносливости у детей дошкольного возраста :
Развивать выносливость – это значит постепенно повышать сопротивляемость организма. Уровень развития выносливости тесно связан с работоспособностью организма человека, выполняющего как умственную, так и физическую работу. У дошкольников целесообразно развивать в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анатомо-физиологическим особенностям организма.
Установлено, что при однообразной мышечной деятельности у детей быстрее наступает усталость. Поэтому дошкольники лучше переносят разнообразные по содержанию и кратковременные физические нагрузки, поэтому формируется не чистая выносливость, а скоростная выносливость или выносливость в выполнении упражнений силового характера и т. д. . В этой связи правомерно говорить о развитии общей выносливости.
Наиболее распространенное средство для развития выносливости дошкольников – общеразвивающие упражнения, выполняемые в процессе утренней гимнастики и на занятиях физической культуры. Важно при использовании данных упражнений соблюдать интервалы для отдыха между ними, что делает физическую нагрузку более доступной ребенку. Выполнение ОРУ с незначительными паузами 15-20 секунд, необходимыми для изменения И. П. и напоминания следующего упражнения, позволяют осуществлять двигательную активность при высокой активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Для повышения выносливости дошкольников большое значение имеет постановка правильного дыхания детей. Так как у дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Для совершенствования данной функции в процессе выполнения упражнений необходимо обращать внимание на дыхание детей. При выполнение О. Р. У. вдох производится во время движений, расширяющих грудную клетку и выпрямляющих туловище (поднимание рук вверх,в стороны) ,а выдох – при движениях, способствующих сжатию грудной клетки (наклоны туловища, опускания рук).
Развитию выносливости у детей всех возрастных групп способствует повышение моторной плотности занятий физической культуры, оптимальная дозировка упражнений. Длительность пауз между выполнением основных движений должна составлять 30-40 секунд после упражнений средней и низкой интенсивности (метание предметов в цель и на дальность, упражнения в равновесии, прыжки в длину с места и т. д.) и 1,5-2 мин. После упражнений высокой интенсивности (прыжки в высоту и длину с разбега,лазание по гимнастической стенке,бег, в эстафетных играх и т. д.).
На развитие общей выносливости детей положительно влияют пешие переходы за пределы участка дошкольного учреждения. Циклические движения (ходьба, бег, передвижение на лыжах и др.) ,подвижные игры с элементами бега, прыжков, лазания способствуют совершенствованию функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем,повышают физическую работоспособность и также обеспечивают развитие общей выносливости ребенка.
Целесообразно использовать подвижные игры. Например: «гуси – лебеди», «у медведя во бору», «ловишки» и др. Следует помнить, что допустимую степень утомления можно определить по внешним признакам: незначительное покраснение лица, потливость, учащенное дыхание,при этом ребенок хорошо воспринимает и адекватно реагирует на указания педагога. Поэтому нужно придерживаться рекомендуемой дозировки.
Значительный эффект для развития общей выносливости дают и упражнения спортивного характера: ходьба на лыжах; катание на коньках, плавание, езда на велосипеде и т. д.
Все эти средства физической культуры существенно влияют на совершенствование функций органов и систем организма ребенка, помогают повысить его выносливость к различным мышечным усилиям. Таким образом создается определенный резерв для повышения общей работоспособности дошкольников.
Упражнения, развивающие общую выносливость :
1. Бег в замедленном темпе (от 30 секунд до 2 минут) –бег между деревьями, по бревну, положенному на землю,с преодолением различных препятствий.
2 Бег со средней скоростью (2,3-2,5 м/сек, дистанция 80 –100 м. (4-5 раз).
3 Бег с максимальной скоростью, дистанция 5-10 м. (5-8 раз).
4 Бег в замедленном темпе по пересеченной местности, дистанция не более 300 м.
5 Прыжки вверх. ( И. П. : глубокое приседание 30-35 раз).
6 Прыжки на месте. (150-200 подскоков с интервалом через каждые 50).
7 Прыжки на возвышении (пень высотой от 10-12 до 25-30 см. ,в индивидуальном темпе до выраженного утомления.
Упражнения, совершенствующие быстроту реакции (по сигналу)
1 Старты из разных И. П. : стоя, сидя, лежа, спиной по направлению к движению,стоя на коленях.
2 Смена движений, разных по структуре (ходьба-прыжки, прыжки – приседания и т. д.)
3 Изменение направления движения при ходьбе и беге.
4 Изменение интенсивности движения (ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный) .
Публикация «Бег как средство развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.
Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре.
«Движение – это жизнь, – писал Аристотель. – Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, таких, как бег, – дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей.
Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать такие важные физические качества, как выносливость, быстроту, ловкость, силу, гибкость. Отсюда следует актуальность исследуемой нами темы
Объект исследования: физические качества старших дошкольников.
Предмет исследования: развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста посредством бега.
Цель исследования: показать, что бег является важнейшим средством развития общей выносливости у старших дошкольников.
1) выявить критерии и основы техники бега;
2) рассмотреть методы воспитания выносливости у дошкольников;
3) разработать и апробировать методику развития выносливости у старших школьников посредством бега, подвижных игр с бегом, беговых упражнений и игр-эстафет.
Гипотеза: специально созданные педагогические условия на основе бега будут способствовать развитию выносливости у старших дошкольников.
Глава I. Теоретическое обоснование бега как средства развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Основы техники бега
По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого-либо физического качес тва: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости, общей выносливости.
Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег (А. И. Жилкин, 2003, с. 5).
Бег на выносливость :
– средние дистанции : 800 (К, 1000, 1500 (К) м, 1 миля — проводится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;
– длинные дистанции: 3000, 5000 (К, 10 000 (К) м — проводится на стадионе (в манеже — только 3000 м, одинаковые для мужчин и женщин;
– сверхдлинные дистанции — 15; 21,0975; 42,195 (К); 100 км — проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе, одинаковые для мужчин и женщин;
– ультрадлинные дистанции — суточный бег проводится на стадионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также проводятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль — самую длинную дистанцию непрерывного бега.
Барьерный бег — по структуре смешанный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистан ции: 60, 100 (К) м у женщин; 110 (К, 300 м и 400 (К) м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе).
Бег с препятствиями — по структуре смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у женщин — 2000 м; дистанции у мужчин — 2000, 3000 (К) м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским.
Эстафетный бег — по структуре смешанный вид, очень близкий к циклическим видам, командный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х 100 м и 4х400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе.
Кроссовый бег — бег по пересеченной местности, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции — 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин — 1, 2, 3, 4, 6 км. ( А. И. Жилкин, 2003, с. 6-7).