РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии

учитель технологии, г. Невинномысск, «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней школы № 16 города Невинномысска»

Аннотация: Статья посвящена предметной области «технология», средствам развития творческих способностей обучающихся на уроках, средствам социализации обучающихся: умениям, которые развиваются на уроке технологии и позволяют обучающимся использовать эти умения и навыки в жизни. « Проектная деятельность» помогают вести исследовательскую работу, и эти знания применять в других предметных областях.

Ключевые слова: «технология», социализация, творческие способности, «проектная деятельность», научно-исследовательские проекты.

Аnnotation: the Article is devoted to the subject area “technology”, means of development of creative abilities of students in the classroom, means of socialization of students: skills that develop in the classroom technology and allow students to use these skills in life. ” Project activities” help to conduct research, and this knowledge is applied to other subject areas.

Keywords: “technology”, socialization, creativity, “project activity”, research projects.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который должен и будет учиться всю жизнь. Так как технологи развиваются с ускоренными темпами и их освоение требует от современного человека постоянного овладения этими технологиями и как следствие – повышения квалификации. Поэтому целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Социализация обучающихся сегодня в приоритете. Предмет технология решает эту задачу. На уроках обучающиеся приобретают жизненно необходимые навыки, пробуют себя в различных профессиях, так как они проходят: электричество, деревообработку и металлообработку. На таких уроках формируются интересы, способности и возможности обучающихся. Обучающимся легче определиться с выбором профессии, так как они уже могут почувствовать интерес к определенному виду деятельности. Но, как правило, творческие способности – проявляются в любой профессии, если обучающийся выбрал тот вид деятельности, который ему по душе. У ребят появляется мотивация, они решают сложные проблемы с помощью оригинальных решений. Таким обучающимся проще развиваться в профессиональной деятельности после окончания школы. У них сформирован мотивационный потенциал, развиты творческие способности, они верят в свои возможности.

Каждый человек имеет определенные способности, в какой либо области деятельности. У него есть определенные умения и навыки, которые начинают развивать со школьной скамьи. Современное школьное образование создает возможности для развития способностей в различных областях, где обучающийся может попробовать на практике свои умения, отработать навыки и определиться какая область деятельности ему нравиться. В этом большое значение и место занимает педагог. Педагог должен знать потенциальные возможности обучающегося, прогнозировать его результат, вести его к успеху. А для этого немаловажное значение имеет комфортная среда, в которой обучающийся развивается. Создание образовательной среды, комфортного психологического климаты в коллективе – главная задача педагога.

Необходимыми условия считаю:

Предмет «Технология» уникален тем, что школьники учатся использовать на этом предмете знания, полученные на других уроках, в повседневной практической деятельности, что естественно способствует их социализации. Цель уроках технологии – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала.

Наиболее оптимальными, для реализации познавательной активности обучающихся на уроке и умение работать «сообща», являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные уроки технологии расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.

На каждом уроке для учащихся необходимо создавать условия для обучения, которые позволяют обучающимся не навредить своему здоровью. На уроках технологии, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (выжигатели, сверлильные станки ит.д.). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности проходит во время всего периода обучения. Знания и опыт полученный на уроках «технологии» ценен тем, что он неотъемлемо связан с жизнью. Для юношей умение сделать и прикрепить полку, собрать электро – переноску, врезать дверной замок – навык необходимый в жизни. А сделать изделие из металла или дерева – это процесс, который позволяет развивать творческое воображение, желание получить качественное изделие и довести дело до конца.

Познавательные способности обучающихся на уроках развиваются с помощью ИКТ – различные видеоряды и презентации о том: «Как это устроено?», видов древесины, металлов и т.д. Таким образом, происходит обогащение их социального опыта: создаются своего рода зона ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся. В ходе просмотра видеороликов обучающиеся узнают много новых слов и понятий из области «технологии», а в последующем эти слова активно используются при прохождении учебного материала.

Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют проводимые в школе «Неделя технологии», праздники труда, выставки работ учащихся, конкурсы лучшего по профессии, конкурсы и викторины.

Развитию положительных качеств на уроке технологии уделяется большое внимание. В ходе урока формируются деловые качества, так как основное время отводится практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке школьных помещений, участие в ремонте, украшении школы, развивает у обучающихся бережное отношение к школьному имуществу. В такой деятельности обучающиеся накапливают определенный запас знаний, умений и навыков, опыт общения со сверстниками и взрослыми.

На уроках технологии я широко использую метод создания проектов. Именно такая форма работы позволяет обучающимся осваивать и перерабатывать нужную информацию, они ищут различные способы для решения конкретной проблемы, выбирать самостоятельно тему в соответствии со своими интересами, способностями и возможностями. Это позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс, отработать определенные навыки: организовать себя, желание довести дело до конечного результата, получить качественное изделие.

Обучающиеся увлеченные каким-либо творчеством изучают технологии, выходящие за рамки учебной программы. Если им что-то не понятно, они обращаются к учителю и вместе мы работаем над этим проектом. Например: обучающийся нашел работу в интернете по изготовлению изделий из бумаги «пепакура» и «паперкрафт», увлекся этим творчеством. Затем, вместе мы решили изучить новую технологию, работа с2х фазной эпоксидной смолой. Обработали изделие этой смолой по определенной технологии и получили изделие, и представили эту технологию на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии, где стали соответственно победителями и призерами.

У нас в школе ведет работу школьное научное общество «Эврика». Это позволяет обучающимся расширить свою исследовательскую деятельность, развить способности в проектной деятельности. Обучающиеся школы проводят научно – исследовательские работы в предметной области «технология». Они не раз становились победителями и призерами городской научно – практической конференции школьников.

Творческие проекты, которые обучающиеся создают на уроках и для участия в предметных олимпиадах, позволяют им в совершенстве владеть проектным методом. Обучающиеся легко могут создавать проекты и на других предметах. Очень помогает это умение обучающимся после окончания школы, при обучении в ВУЗах и колледжах.

Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, творческого потенциала физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: «Питер», 2000.
  • Круглова Н. В. Творческая личность в фокусе науки. – “ТРИЗ”, 1991.

воспитаны, чем дети 20-30 лет назад. Особенно это касается таких критериев воспитанности, как трудолюбие и любознательность. Современные школьники часто проявляют недостаточный интерес к получению новых знаний. Дети и подростки недостаточно трудолюбивы. С возрастом школьники проявляют более осознанное отношение к получению знаний, но этот уровень недостаточен. Здоровый образ жизни, физическая культура и активность – это те критерии воспитанности, которые наиболее развиты у современных школьников. Участники исследования определили, что личный пример взрослых и обучение детей правилам поведения в обществе являются условиями воспитания личности.

В заключении нашего исследования мы решили сформулировать возможные пути повышения воспитанности современных школьников. Это, прежде всего, убеждение и личный положительный пример со стороны взрослых и ближайшего окружения школьников. Затем, посещение спортивных секций, клубов по интересам, кружков и занятий, развивающих способности детей. Также волонтерская и трудовая деятельность. Участие в тренингах личностного роста и развития навыков эффективного общения.

1. Бабанский, Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 2002. 231 с.

2. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников М., 2008. 171 с.

3. Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

Бабушкина Н. Н.

Бабушкина Наталья Николаевна / Babushkina Natalia Nikolaevna – учитель технологии, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Уйская средняя общеобразовательная школа им. А. И. Тихонова, с. Уйское, Челябинская область

Аннотация: в статье рассматривается вопрос развития творческих способностей учеников на уроках технологии посредством метода проектов, исследовательской деятельности.

Abstract: in article the question of development of creative abilities of pupils at technology lessons by means of a method ofprojects, research activity is considered.

Ключевые слова: творческие способности, творческое мышление, практические методы обучения, технологическое образование.

Keywords: creative abilities, creative thinking, practical methods of training, technological education.

Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Существуют множество концепций творческого развития и взглядов на творческие способности. Некоторые авторы противопоставляют их репродуктивным способностям, другие считают, что развитие общих познавательных способностей приводит к творческому результату (А. В. Брушлинский, Э. А. Голубева, В. Д.

В настоящее время эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Творческие способности в процессе изучения сформировывают у подростков разряд свойств, которые в окончательном результате значительно отразятся на характере воспитанника. Практика убеждает, что для формирования внутреннего мира учащихся нужно избирать приемы и способы побуждения к функциональной творческой деятельности, раскрывающие пред ними соблазнительную перспективу преодоления проблем, становления критического мышления.

Одно из основных педагогических требований, предъявляемых к процессу изучения, состоит в том, чтоб ни в коем случае не подавлять особенность воспитанника. Нередко видятся педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку либо намерение, не имеют возможности их логически доказать. Тем не менее, их нужно поощрить за попытку применять проницательность и выстроить совместно логическую цепочку выдвинутой мысли.

Для развития творческого потенциала у воспитанников нужно сформировывать убежденность в собственных силах, веру в способность решать творческие задачи. Нерешительность в себе ведет к обречению на неуспех.

Одной из форм работы, активизирующая творческие способности детей -проблемное обучение.

Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий – СУД) (Проблемное обучение основывается на теоретических положениях Д. Дьюи).

Важным условиям становления творчества считается общая с педагогом исследовательская активность, однако она вероятна только тогда, как скоро принимается решение задач, ответ на которую неизвестен ни ученику, ни педагогу. В этих критериях задача преобразуется из учебной в настоящую, научную либо производственную проблему, будто обогащает и увеличивает «пыл», побуждающий творческую активность. Особенный смысл получают темы связанные с областью состязания, общественные и самореализации. Для их актуализации и формирования

внутренней мотивации особенный смысл имеет личностная включенность педагога в общую активность с воспитанником.

В связи с этим, творчество надлежит рассматривать как процесс сложных объективно – субъективных отношений между творцами и объектами творчества, как целостность знания и преобразования.

Надеясь на позиции экспертов (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев), определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):

• Применение методов организации творческой деятельности.

Объективный характер творческого процесса проявляется в отражении реальных

явлений, общественных потребностей, задач; субъективная сторона выражается в различный мотивах и результатах преобразующей деятельности человека.

Для формирования творческого потенциала учащихся на занятиях трудового обучения используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности:

– репродуктивный (объяснительно – иллюстрированный);

– частично поисковый (эвристический);

В нашей практике наиболее эффективно методы обучения использовать комплексно, чтобы повысить усвоения информации, сделать учебный процесс наиболее действенным, а, следственно – эффективным.

Большую роль в трудовом обучении играют практические методы. Особенность содержится в том, что в деятельности учащихся доминирует использование приобретенных познаний к решению фактических заданий. Этот способ исполняет функции углубления познаний, умений, а еще содействует решению задач контролирования и устранения, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Практические методы лучше остальных нацеливают учащихся на добросовестное исполнение поручения, содействуют формированию таких свойств, как расчетливость, бережливость, знание подходить к процессу творчески и т.д.

Решение творческих задач – самостоятельное определение метода решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, побуждает искать и изучать необходимый теоретических материал.

Одним из результативных способов решения креативных задач считается «мозговой штурм» либо «мозговая атака». Метод мозгового штурма МШ скорее является не методом, а технологией коллективного интуитивного поиска решения задач путем мысленных проб, использующей приемы активизации мышления в

условиях повышенной состязательности, эмоционального возбуждения, стимулирующего проявление инсайта. Однако по установившейся традиции МШ включается в систему эвристических методов поиска новых решений творческих задач. Он применяется на начальном этапе решения задачи, заданной с недостаточной входной информацией.

Не менее эффективным методом формирования творческого потенциала является метод проектов. Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

В соответствии с требованием социального и научно – технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. В свою очередь, задачи должны быть привлекательны своей формулировкой и должны стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата.

В образовательной области «Технология» (трудовое обучение) внедрение метода проектов содействует формированию у подростков основ научно-технической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению постановленных задач, изучение разных методик позволяют не стандартно приходить к определенным решениям и методам реализации творческого проекта.

Благодаря методу проектов, у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока, что способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных задач.

Карчеев // Школа и производство.2011.-.№2.-С. Ш-11.

2. Макарова К. В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях:

Монография. 2-е изд., дополн. – М.: МИГУ, 2012. – 188 с.

3. Сташкевич С. К. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии/

С. К. Сташкевич // Школа и производство. -2009-№ 5. С.95-96

4. Тимофеева Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е.

Часть I. Эвристика, ТРИЗ. — М.: МИГУ, 2012. — 368 с.

Быть всегда творческим – значит быть всесильным.

Нет надежнее  гарантии на лучшее будущее, чем

умение быть творческим  всякий раз,

когда это необходимо, в любой момент быть

готовым решать проблемные вопросы

и разрабатывать новые концепции.

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в развитии творческих способностей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творче­ство», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятель­ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но­вое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Одним из важнейших факторов творческого развития школьников является соз­дание условий,  способствующих формированию их творческих способностей, можно  выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений учитель – ученик, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут разви­ваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение задач разноуровневых).

Третье  условие  успешного  развития  творческих  способностей  за­ключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.

Пятое условие – для творчества необходима комфортная психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому важна тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ученика  к творчеству проявлять  со­чувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не­свойственным в реальной жизни.

Однако,  не все дети могут открыть дорогу к творчеству, и  со­хранить эту творческую активность. Необходимо(и педагогическая практика до­казывает это),  подбирать подходящие методы обучения, которые  будут способствовать более высокому уровню развития творческих способностей школьников – это шестое условие развития творческих способностей.

Развитие творческих способностей школьников  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели.

Нашему обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы прежде всего личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение.

Чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся необходимо изменить формы и методы ведения урока, разнообразить их, вовлекая ученика в активный  учебный  процесс. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения, личностный подход к учащимся – это пути развития творческих способностей каждого ученика.

Важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя, в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров.

Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

Очень важно, чтобы педагог обладал поддерживающими творчество детей личностными качествами, к которым можно отнести следующие:

поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим

не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по своему

уважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением

предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, вкусовых, тактильных  образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий

не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом

не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавит в дальнейшем желание экспериментировать и самостоятельно искать

творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса

не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка

больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам

развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление

поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности; дружелюбную интонацию голоса

использовать психологические творческие методики и задания, творческие игры.

Творческая деятельность является необходимым условием здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.

Можно сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога является самовоспитание, повышающее эффективность его усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить позитивные и слабые стороны своей работы и наметить путь изменения и улучшения организации своей работы. Каждый ребенок по-своему одарен, и правильно организованная система занятий поможет развивать его способности. Но в школу приходят не просто ученики, в школу приходят личности. Каждый из них приносит в школу свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя.  В трудах Авиценны имеются слова: «Обращайся с человеком так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой».  чтобы каждый ребенок почувствовал в себе уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться.

От того, как мы воспитаем подрастающее поколение, будет зависеть жизнь каждого, жизнь Казахстана и, в общем,  существование нашей планеты.

Именно поэтому я хочу закончить свое выступление словами АНТУАНА де СЕНТ- ЭКЗЮПЕРИ: «Мы все заодно , уносимые  одной и той же планетой , мы команда одного корабля».

КГУ ОСШ №6 г. Шахтинск РК

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Американский ученый Джон Дьюи сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

“Решить проблему” – значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом “делай, как я”.

В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась с проблемами:

отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);

ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать различные приспособления и инструменты, не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);

испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине);

Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Метод проектов рассматривается не только, как итоговая самостоятельная работа учащихся, но как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.

Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов. Человек по своей натуре – художник. Ему свойственно восприятие видимого мира в зрительных образах. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели. Они стремятся к совершенству в своем творчестве и тем самым связаны друг с другом. Ни одно из звеньев этой замкнутой цепочки не должно выпадать, иначе нарушится та самая гармония зримого мира, что-то уродливое вторгнется в нашу жизнь и обернется впоследствии серьезными духовными, эстетическими потерями.

В каждом деле должны работать высококвалифицированные мастера. Никто не хочет жить в одинаковых городах, домах, квартирах и находиться в обществе одинаково думающих и одетых женщин и мужчин.

Стремительный переход общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях. Трудовое воспитание человека начинается с раннего возраста. Созидательный характер труда не сводится к простому воспроизводству, он предполагает и творчество.

Поэтому в первую очередь необходимо:

– развивать интерес, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность;

– научить разрабатывать идеи, при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги для удовлетворения потребностей человека;

– воспитывать коммуникативные качества личности;

– развивать чувство творческого вдохновения;

-пробудить чувство созидателя материальных благ.

Проектная деятельность имеет свои особенности. Она включает ряд компонентов:

1. Определение потребности и краткая формулировка задач.

Нужно с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему именно оно этому человеку необходимо. Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому человек должен находиться в самом центре процесса проектирования. Учащийся должен четко сформулировать задачу – записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать изделие или замысел. Формулировка задачи включает:

– название проекта

– функцию проекта

– кто будет использовать “продукт” (категория пользователя)

На данном этапе происходит и выбор темы проекта в соответствии с программой по предмету, т.к. этим проектом учащиеся будут заниматься в течение всего года. Если тема урока для них на определенном этапе неактуальна, то проект не будет “прожит” т. к. не будет понят.

На самом первом уроке в начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными темами курса. Моя задача показать, насколько полезны и практически значимы они являются для каждого из них. Я предлагаю выполнить упражнения на краткую формулировку задачи и на составление краткого перечня критериев:

– Какие функции должно выполнять изделие

– Как изделие должно выглядеть

– Сведения о размерах

– Какие материалы и отделка могут быть использованы.

Этап уточнения задачи сопровождается выполнением специального упражнения, направленного на определение потребностей людей.

Какие полезные вещи могут сократить количество текстильных отходов?

Какие полезные вещи можно сделать из вторсырья?

Как можно использовать старые вещи?

Тем самым, школьники знакомятся с иерархией потребностей американского психолога А. Маслоу.

2. Набор первоначальных идей.

Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, я использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:

– прием “Копилка идей” Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.

– приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания изделия.

– приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.

3. Проработка одной или нескольких идей.

Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн – анализ самостоятельно, который помогает обогатить и закрепить опыт по разработанной идее. В практике я использую игры и упражнения для развития творческого воображения “Полет фантазии”, “Новый необычный образ” и т.д.

4. Изготовление изделия.

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию, дорогие продукты заменить более доступными.

В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным знаниям, умениям и навыкам:

– навык по преобразованию материалов,

– навык работы с информацией.

Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях, рабочих тетрадях.

5. Испытание и оценка.

Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации на уроке или дома. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в усовершенствовании изделия.

Применяя метод проектов, я учитываю следующие моменты:

Все пять компонентов могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой.

Момент моделирования. Учащийся задает себе вопрос: “А что если?” ( ржаная мука вместо пшеничной)

Для закрепления ЗУН создаются мини-проекты. (кулинария – приготовление завтрака; работа с тканью – изготовление прихватки или грелки на чайник и др.)

С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.

Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.

Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся:

Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому – сам продолжает совершенствоваться.

Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают увеличение мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.

В тематике проектных заданий по своему предмету я учитываю вопросы домашней экономики, экологии, современного дизайна, одежды, интерьера, предметов быта, гигиены.

Метод проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей.

Руковожу школьным кружком “Рукодельницы”. Работы коллектива носят исследовательский характер в области конструирования, моделирования и дизайна одежды, предметов домашнего обихода. Школьницы ежегодно участвует в городских конкурсах моды и экологии и дизайна.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует его становлению как будущего специалиста, гражданина.

Список используемой литературы.

Байбородова Л. В. Серебрянников Л. Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.:

Методическое пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

Каневец О. Ф. Технология: Тетрадь для учащихся 5,6,7 классов.- Саратов: Лицей,2002.

Касьянов В. П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.- О.: 2004.

Крапивина Н. В. Технология 7кл.- Саратов: Лицей, 2005.

Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Личностно- деятельностные технологии обучения: Учебно –

методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.

Межуева Ю. В. Технология 5,6 кл.- Саратов: Лицей, 2006.

Найденская Н. Г., Новокщенова Е. В., Трубецкова И. А. Человек. Образ. Стиль.- М.:

Издательство “Познавательная книга плюс”,2002.

Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом

образовании школьников: Пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *