РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ ДИПЛОМ

4 Методы воспитания выносливости на занятиях
по легкой атлетике

На данном этапе тестирования в экспериментальной группе tst=2,21 при р<0,01, что является больше
граничного значения 2,1, из этого следует, что различия между показателями
считаются достоверными.

В контрольной группе tst=3,76
при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, из этого следует,
что различия между показателями считаются достоверными.

При расчете достоверности различий между конечными результатами
экспериментальной и контрольной групп tst=4,72 при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, из
этого следует, что различия между показателями считаются достоверными.(табл.13).

Сравнительные результаты теста «Бег 1000м(с)»

Рис.3.
Сравнительные результаты теста «Бег 1000м(с)»

Сравнительный прирост результатов тестирования на контрольном этапе
исследования в%

При анализе достоверности между группами и между результатами начала и
конца эксперимента нами было выявлено, что средняя арифметическая величина
экспериментальной группы по двум тестам была выше величин контрольной группы.

В системе физического воспитания молодежи и взрослого населения легкая
атлетика занимает одно из ведущих мест.

Анализ научно-методической литературы по проблеме воспитания выносливости
юных легкоатлетов и полученные в процессе исследования данные позволяют сделать
следующие выводы:

) на первом этапе исследования в проведенных тестах наблюдается
недостаточный уровень развития выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет.
Существующая проблемная ситуация, снижала результативность соревновательного
процесса юных легкоатлетов и вызывала необходимость пересмотра планирования
тренировочного процесса. Данные изменения в тренировочном процессе
реализовывались на тренировках в экспериментальной группе.

) Проведенное исследование показало, что дополнительное использование
специальных упражнений в экспериментальной группе, выполняемых в различных
режимах, позволяет существенно влиять на воспитание выносливости у юных
спортсменов 13-14 лет на учебно-тренировочных занятиях. Но в дальнейшем требует
дополнительной доработки. На контрольном этапе исследования было проведено
повторное тестирование и получены следующие данные:

В конце проделанной нами работы можно сделать вывод, что используемое
нами планирование тренировочного процесса недостаточно эффективно, это видно по
проведенному контрольному тестированию.

1 Методы воспитания общей выносливости

К методам воспитания общей выносливости относятся следующие:

метод слитного (непрерывного) упражнения умеренной и переменной
интенсивности;

метод повторного интервального упражнения;

метод круговой тренировки;

На начальных этапах развития аэробной выносливости (независимо от
возраста спортсмена) следует постепенно повышать нагрузку на основе метода
длительного непрерывного упражнения. Например, скорость бега – от 140-200
м/мин. (1км за 6-8 мин.) на первых занятиях и до 210-300 м/мин. (1км за
4-4,5мин.) через несколько месяцев занятий.

Если для развития общей выносливости тренер использует на занятии
многократные прыжки через короткую скакалку, то можно посоветовать следующее.
Длительность непрерывных прыжков должна быть 2 минуты на первых занятиях, через
3-4 недели – 3 мин.30 сек. Высота подскока не более 10-15 см. Темп прыжков –
135-140 раз в 1 минуту.

Методы повторного интервального упражнения на начальных этапах тренировки
на выносливость желательно не применять. При развитии общей выносливости очень
важно учить юных спортсменов правильно дышать (глубоко и ритмично).
Целесообразно во время продолжительного бега дышать в ритме шагов: 3-4 шага –
вдох, 2-3 шага – выдох.

Основными методами воспитания общей выносливости у юных спортсменов
являются: равномерный метод, различные варианты переменного метода тренировки,
игровой метод, круговой метод тренировки.

Не следует отдавать предпочтение какому-либо из методов воспитания
выносливости.

В процессе воспитания выносливости тренировочная нагрузка характеризуется
следующими 5 компонентами:

) интенсивность выполнения упражнения (скорость передвижения);

) продолжительность упражнения;

) продолжительность отдыха;

) характер отдыха (заполнение пауз другими видами деятельности);

) число повторений.

В зависимости от сочетания этих компонентов будут различными не только
величина, но и характер ответных реакций организма. В качестве примера приведём
характеристику компонентов тренировочной нагрузки в занятиях с юными
спортсменами 12-13 лет.

При использовании переменного метода пробегают 3 отрезка по 1400 м, в том
числе выполняется 3 ускорения до 50 м, время преодоления дистанции 6 минут,
отдыхом служит бег трусцой от 90 до 120 секунд. Интенсивность работы составляет
46% от максимальной. К концу пробежки ЧСС равна 175 – 180 уд/мин.

При равномерном методе преодолевается дистанция 1400 м, время преодоления
– 7 минут, интенсивность составляет 39% от максимальной, к концу пробежки ЧСС
равна 175 – 180 уд/мин. Отдых отсутствует.

Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в учебный
период – постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на
увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой
общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях
различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности.
Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом,
естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.

Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек,
отмеченные выше (падение её показателя после 14 лет), для них предусматривают
менее значительные нагрузки “на выносливость”, чем у юношей (например, если
начальный норматив в кроссовом беге для мальчиков и девочек 10-11 лет почти
одинаков, то для девушек 16-18 лет устанавливается не только в два раза меньше,
чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость её преодоления. Вместе
с тем и для девушек необходимо предусматривать такую систему упражнений,
которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте.

К эффективным средствам воспитания общей выносливости в этом возрасте
(13-14 лет) относятся: длительный бег и кроссы с различной степенью
интенсивности, подвижные и спортивные игры, ходьба на лыжах.

Представляет интерес характеристика методов воспитания общей выносливости
у юных спортсменов, предложенная В. И. Ляхом (таб. 2).

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной)
выносливости в процессе физического воспитания детей 7 – 17 лет (по В. И. Ляху,
1998)

Не следует отдавать предпочтение какому-либо одному методу. Необходимо использовать
оптимальное сочетание этих методов (В. П. Филин, Н. А. Фомин, 1980).

2 Методы воспитания специальной выносливости

Для воспитания специальной выносливости применяются следующие методы:

метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

Равномерный метод на начальных этапах развития аэробной выносливости
применяется. Он эффективен при обучении на занятиях по легкой атлетике в ДЮСШ.

Равномерный метод характеризуется выполнением непрерывной работы с мало
меняющейся интенсивностью, продолжительностью от 15-30 минут до 1-3 часа, т.е.
в диапазоне скорости от обычной ходьбы до темпового кроссового бега и
аналогичных по интенсивности других видов упражнений. Этим методом развивают
аэробные способности (Л. П. Матвеев, 1977). Равномерный метод характеризуется
непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью. При этом ученик
стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, амплитуду
движений. Упражнения выполняются с малой, средней и максимальной
интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным
варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путём
направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, характерной,
например, для спортивных и подвижных игр, единоборств. В лёгкой атлетике такая
работа называется «фартлек» (игра скоростей). Переменный метод характеризуется
чередованием интенсивности усилий. В одних случаях упражнения выполняются
легко, без напряжений, в других – с повышенной скоростью, с большим физическим
усилием. Этот метод предназначен для развития специальной и общей выносливости,
рекомендуется для хорошо подготовленных спортсменов. ( В. И. Лях, 1998, А. Н.
Макаров, 1990).

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и
переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными
интервалами отдыха. Интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин. Таким образом,
тренирующее воздействие происходит не столько в момент выполнения, сколько в
период отдыха. Такие нагрузки оказывают аэробно-анаэробное воздействие на
организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Интервальный метод заключается в дозированном повторном выполнении
упражнений небольшой продолжительности, через строго определённые интервалы
отдыха. Этот метод обычно используется для развития специальной выносливости к
какой-либо определённой работе (Л. П. Матвеев, 1977, В. И. Лях, 1998).

Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости,
заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной интенсивностью и
произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени
восстановления организма (Б. А. Ашмарин, 1990).

Повторно-переменный метод заключается в повторении работы с определённой
переменной интенсивностью через промежутки времени, в течение которых организм
полностью восстанавливается и спортсмен вновь может проделать такую же работу.
Этот метод применяется перед началом занятия повторным методом, т.к. он легче
переносится, ибо выполнить занятие переменной интенсивности роще, чем повторить
её с максимальной интенсивностью. Развивает в основном аэробную
производительность организма (В. И. Лях, 1998).

Круговой метод. Значительные достижения в области физиологии позволяют
правильно устанавливать тренировочные занятия, успешно планировать
учебно-тренировочный процесс. Одно из достоинств этого метода – возможность
строгой индивидуализации нагрузок в зависимости от возраста. Круговой метод
предполагает наличие комплекса тщательно подобранных простых упражнений,
последовательно выполняемых. Юные спортсмены переходят от одного упражнения к
другому, не испытывая сильного утомления. Это достигается правильным
чередованием нагрузок на различные группы мышц, нагрузок, наиболее
соответствующих возможностям и уровню подготовленности учащихся (Н. Г. Озолин,
1979).

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, которые
воздействуют на различные мышечные группы и функциональные системы по типу
непрерывной и интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений
(«станций»), которые занимающиеся проходят от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме
соревнований. Соревновательный метод служит для проверки результатов,
достигнутых в итоге подготовки, для показа максимально возможных достижений в
условиях спортивной борьбы с соперниками.

Б. А. Ашмарин (1990), считает игровой метод (спортивные и подвижные игры)
важным фактором в подготовке юных спортсменов. Этот метод предусматривает
выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для
неё правил. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность
занятий и связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных
двигательных, технических, тактических, психологических задач, возникающих в
процессе игры. Контрольный метод состоит в однократном или повторном выполнении
тестов для оценки выносливости. Интенсивность тренировочной работы при развитии
специальной выносливости возрастает с приближением соревновательного периода
(В. И. Лях, 1998.

Изучение специальной литературы позволяет сделать заключение, что в
подготовке юных спортсменов очень популярен интервальный метод, он используется
для развития скоростной выносливости. Этот метод помогает подросткам
многократно концентрировать внимание на успешном выполнении задания и
расслабляться во время пауз отдыха. У хорошо подготовленных спортсменов для
развития скоростной выносливости используется повторный метод.

Характеристика методов воспитания специальной выносливости у детей и
подростков, предложена В. И. Ляхом (таб. 3).

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных

видов выносливости (по В. И. Ляху, 1998)

В качестве средств развития разных типов специальной выносливости
(скоростной, силовой, координационной) применяют те же упражнения, что и для
развития общей выносливости. Параметры определяются видом и характером
специальной выносливости, которую желает развивать тренер или сам юный
спортсмен.

2 Методы исследования

Поставленные цели и задачи исследования реализовывались следующими методами:

) теоретическими: изучение, обобщение научно-методической литературы по
проблеме воспитания выносливости у юных спортсменов на занятиях по легкой
атлетике.

Посредством теоретического анализа освещены основные положения данной
темы. Проведен аналитический обзор, дающий представление о современном
состоянии проблемы, теоретические предпосылки решения и практическая
значимость.

) эмпирическими: педагогического эксперимента, наблюдения, тестирования,
метод математико-статистической обработки результатов исследований (Т-критерий
Стьюдента).

Метод педагогического эксперимента- прямой сравнительный, предусматривал
три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Этот эксперимент проводится на основе сравнения двух сходных параллельных
групп: экспериментальной, занимающейся по исследуемой методике и контрольной,
занимающейся по иной, чем в экспериментальной группе методике. Педагогический
эксперимент, проводившийся в ДЮСШ «Малахит», позволил выявить уровень развития
общей выносливости у юных спортсменов 13-14 лет.

Тестирование позволяет оценить уровень подготовленности у занимающихся,
степень развития выносливости.

Тест «Оценка общей выносливости»

Для оценки общей выносливости, связанной с предельной мобилизацией
аэробных возможностей, был использован тест, предусматривающий выполнение
работы циклического характера с максимально доступной интенсивностью –
6-минутный бег. Испытуемый должен бежать или чередовать бег с ходьбой, стремясь
преодолеть как можно большее расстояние за 6 минут .

Тест «Определение абсолютного показателя выносливости»

Для определения абсолютного показателя выносливости использовался тест
бег на 1000 метров. Испытание проводится по беговой дорожке. Испытуемые
стартуют с высокого старта. Результатом является время, за которое юный
спортсмен пробежал данную дистанцию .

Тест «Оценка максимальной аэробной выносливости»

Челночный бег 5 х 20 м. Проводится по ровной дорожке длиной 20 м,
ограниченной двумя параллельными чертами. За каждой чертой наносятся два
полукруга радиусом 50 см с центром, обозначенным на полукруге. На стороне
старта в полукруге помещаются три кубика. Из положения высокого старта по
команде «марш» испытуемый берет кубик и бежит к противоположной прямой и кладет
кубик в центре полукруга и возвращается назад к стартовой черте и берет второй
кубик, бежит к противоположной стороне кладет его в полукруг, то же самое
проделывает с третьим кубиком. В протокол записывается время в секундах от
старта до момента, когда кладется третий кубик. Если кубик бросается, роняется
и кладется неаккуратно, назначается повторная попытка .

Глава 3. О БСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Анализ результатов констатирующего этапа
исследования

На первом этапе эксперимента выявлен уровень подготовленности юных
легкоатлетов, как контрольной , так и экспериментальной групп.

После проведения каждого теста нами были зафиксированы результаты и
занесены в протокол. Затем полученные данные были подвергнуты математической
обработке. Уровень подготовленности юных спортсменов оценивался по пятибалльной
системе (табл. 6)

Контрольные нормативы для юных спортсменов 13 – 14 лет
(учебно-тренировочные группы 1-й год обучения)

Результаты тестирования контрольной группы юных легкоатлетов 13-14 лет,
на первом этапе эксперимента

Результаты тестирования экспериментальной группы юных легкоатлетов 13-14
лет, на первом этапе эксперимента

Полученные данные, сравнивались с нормативами по физической подготовленности
для учебно-тренировочных групп юных легкоатлетов 1-го года обучения( программа
«Бег на средние и длинные дистанции. Примерная государственная программа для
специализированных детско-юношеских спортивных школ,2005) (табл.6).

Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп, на первом
этапе исследования:

1) тест « Бег 6 мин, м»- 40% юных легкоатлетов контрольной и
экспериментальной групп показывают средний уровень развития выносливости;

2)      тест « Челночный бег 5*20 м (с)-30% юных легкоатлетов контрольной
и экспериментальной групп показывают средний уровень развития выносливости;

)        тест « Бег 1000 м (с)»-30% юных легкоатлетов контрольной и
экспериментальной групп показывают средний уровень развития выносливости.

Полученные результаты после проведения первого этапа тестирования
показывают, уровень развития общей и специальной выносливости большинства юных
легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп находится на среднем уровне.

В проведенных нами тестах виден недостаточный уровень развития общей и
специальной выносливости. Данная проблемная ситуация, снижает эффективность
тренировочного и соревновательного процесса и обуславливает необходимость
разработки комплексов учебно-тренировочных занятий, реализуемых преимущественно
в подготовительный период и направленных на воспитание общей и специальной
выносливости.

3.2 Обсуждение результатов исследования

После исходного тестирования разница в проведении основной части занятия
в контрольной и экспериментальной группах заключалась в том, что в контрольной
группе она проводилась по общепринятой методике, а в экспериментальной
использовался специальные комплексы упражнений.

Данные комплексы занятий реализовывались в экспериментальной группе юных
легкоатлетов, на протяжении всего этапа эксперимента. В разработку вошли
недельные тренировочные планы. В течение эксперимента мы использовали с
экспериментальной группой большое количество спортивных и подвижных игр, нежели
в контрольной группе, так как именно подвижные и спортивные игры на базе
всесторонней физической подготовки способствуют созданию прочного фундамента
общей выносливости.

На третьем этапе исследования, было проведено повторное тестирование юных
легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп, полученные сравнивались и
анализировались.

Результаты тестирования экспериментальной группы юных легкоатлетов, на
контрольном этапе эксперимента

Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы, на
контрольном этапе исследования показывают:

) тест «Бег 6 мин»- 20% юных легкоатлетов контрольной группы показывают
высокий результат, а 80% показывают средний результат. В экспериментальной
группе 70% показывают средний уровень развития выносливости ; и 30% высокий
уровень развития выносливости.

) тест « Челночный бег 5*20м (с)»- 30% юных легкоатлетов контрольной и
70% экспериментальной группы показывают высокий уровень развития выносливости;

) тест «Бег 1000м, (с)-40% юных легкоатлетов контрольной и 70%
экспериментальной группы показывают высокий и средний уровень развития
выносливости.

Результаты тестирования контрольной группы юных легкоатлетов 13-14 лет,
на контрольном этапе эксперимента

При выполнении данного теста в контрольной группе tst=3,02(расчетный) при р<0,01, что
является больше граничного значения 2,1 из этого следует, что различия между
показателями достоверны.

При расчете достоверности различий между конечными результатами
экспериментальной и контрольной групп tst=4,13(расчетный) при р<0,01, что больше граничного значения, значит
различия между показателями являются достоверными (табл.11).

Сравнительные результаты теста « Бег 6 мин»

Рис.
1 Уровень подготовленности в 6-ти минутном беге

1 Средства развития общей выносливости

Средствами воспитания аэробной выносливости являются упражнения, в
процессе выполнения которых активно функционируют большинство или все крупные
звенья опорно-двигательного аппарата.

эффективность упражнения как средства расширения функциональных
возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других жизненно важных систем
организма, от которых зависит общий уровень работоспособности;

возможность использовать эффект положительного переноса выносливости,
развиваемой с помощью упражнений обще-подготовительного характера на
специально-подготовительные и соревновательные упражнения;

Существенную роль в воспитании выносливости может играть при известных
условиях и большинство других упражнений, включаемых в общую физическую
подготовку спортсмена. Но их эффективность в этом отношении обеспечивается не
столько каждым отдельным упражнением, сколько путем многократных повторений
(выполнение подводящих и специальных упражнений бегуна, бег по прямой в
медленном и среднем темпе.

При воспитании выносливости у юных спортсменов чаще всего используются
подвижные игры, включающими кратковременно – интенсивные повторяющиеся
двигательные действия с сюжетными паузами, а затем и играми с повышенной
моторной плотностью. При достаточно умелом регулировании режима двигательной
активности занимающихся игры, особенно спортивные, могут существенно
содействовать развитию выносливости разного типа, в том числе и выносливости в
непрерывной работе циклического характера. Этот эффект наиболее значительно
проявляется на первых этапах физического воспитания. Однако игровая
деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано
воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные типы выносливости.
Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания
выносливости ряд таких средств, которые дают возможность оказывать точно
дозированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие
упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимнастические и
другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме “круговой
тренировки”).

По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости
используется всё более широкий комплекс упражнений – циклических (бег на
различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т.
д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно – методической
формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях
применяется круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной
работы.

В процессе воспитания выносливости у юных спортсменов чрезвычайно важно
создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного
обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями “на
выносливость” применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить
занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, стадионе, в
парке, в манеже с мощной вентиляцией и т. п.).

1 Организация исследования

В исследовании приняло участие 20 юных спортсменов 13-14 лет. Для
эксперимента были образованны две исследуемые группы: контрольная и
экспериментальная.

В контрольную группу вошли 10 спортсменов, занимающихся в
учебно-тренировочной группе первого года обучения УТГ-1

, в
экспериментальную группу вошли 10 спортсменов, занимающихся в
учебно-тренировочной группе УТГ-1

первого года обучения.

База исследования: тестирование проводилось на стадионе ДЮСШ «Малахит»,
на беговой дорожке (круг 160 м) и в лёгкоатлетическом манеже стадиона
«Ураласбест» (круг 200 м).

Этапы педагогического эксперимента:

первый этап эксперимента ( 25.08.08 г- 25. 11. 2008г.) -изучение
литературных источников по проблеме исследования, определение исходного уровня
выносливости юных бегунов контрольной и экспериментальной групп, анализ и
сравнение результатов педагогического тестирования.

Задачи первого этапа исследования:

1.  Подбор и проведение контрольных тестов.

2.      Составить комплексы учебно- тренировочных занятий по воспитанию
выносливости для экспериментальной группы юных бегунов. В него вошли: комплексы
упражнений общей и специальной физической подготовки бегунов, недельные
тренировочные планы.

Второй этап исследования (26.11.08 г.-20.08.2009 г.)- реализация
комплекса учебно-тренировочных занятий в процессе тренировок (экспериментальная
группа).

Примерный план учебно-тренировочных занятий в группах УТГ-1 первого года
обучения (контрольная группа)

В ноябре 2008 года было проведено первое тестирование в группах УТГ-1

и УТГ-1

. Результаты тестирования показали, что группы не имели существенных
различий. Спортсмены УТГ-1

стали контрольной группой, спортсмены УТГ-1

экспериментальной.

Учебно-тренировочные занятия проводились 5 раз в неделю. Комплексы
упражнений выполнялись на первом и третьем занятии в неделю. Занятия
проводились по « Бег на средние и длинные дистанции. Примерная программа для
специализированной детско-юношеской спортивной школы» (2005). . Примерный план учебно-тренировочных
занятий в УТГ-1

(экспериментальная группа) представлен в таблице 5.

Примерный план учебно-тренировочных занятий в УТГ-1

первого года
обучения (экспериментальная группа)

1 Характеристика выносливости, как физического качества

Специалист по физической культуре и спорту должен свободно владеть
специфическими и профессиональными понятиями и терминами (Ж. К. Холодов,1991).

В настоящее время, как в общей теории спорта, так и в теории его
отдельных видов, сложились определённые противоречия в трактовке и терминологии
важнейших физических качеств, в том числе и выносливости.

Все физические качества являются врождёнными, т.е. даны человеку в виде
природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда
процесс естественного развития приобретает специальный организованный, т.е.
педагогический характер, то лучше говорить не «развитие», а «воспитание
физических качеств», в том числе и выносливости (Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов,
2000).

С выносливостью обычно отождествляют способность спортсмена к длительному
выполнению мышечной работы.

Над выносливостью работали многие известные учёные, такие как Л. П.
Матвеев 1987), В. М. Зациорский (1970), Н. Г. Озолин (1959), В. М. Волков
(1973), В. Н. Селуянов, В. И. Лях (1998) и другие.

Большинство специалистов поддерживают формулировку выносливости, данную
известным отечественным физиологом В. С. Фарфелем (1949): выносливость – это
способность человека противостоять наступающему утомлению.

Утомлением называется вызванная работой временное снижение
работоспособности (Л. П. Матвеев, 1976).

Утомление – результат не только мышечной работы, но и умственных
напряжений, переживаний. Выносливость в спорте неразрывно связана со спортивным
утомлением.

Б. А. Ашмарин (1990) выносливость охарактеризовал как единство проявления
психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека,
позволяющих длительно противостоять утомлению при механической работе.

Л. П. Матвеев (1976), В. И. Лях (1998) и другие под выносливостью
понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо
двигательной деятельности без снижения её эффективности.

Е. А. Малков (1991) считает, что выносливость – это способность организма
противостоять утомлению при продолжительных физических нагрузках.

Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов (2000) рассматривают выносливость как
способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной
деятельности.

По мнению Л. П. Матвеева (1976) выносливость – способность человека
противостоять утомлению или выполнять работу заданной интенсивности возможно
более длительное время.

Выносливость – это основа физической подготовленности. Именно
выносливость, а не сила даёт то особое ощущение отсутствия усталости, которое
является основным признаком хорошо подготовленного физически человека (В. М.
Волков,1987).

Выносливость – способность организма продолжительное время выполнять
физическую работу.

В теории и практике физического воспитания принято выделять два вида
выносливости: общую и специальную.

Для развития двигательных качеств особое значение имеет функциональная
перестройка многих систем организма. В процессе тренировки развиваются и
совершенствуются те физиологические системы, которые имеют наибольшее значение
для конкретной мышечной деятельности. Например, тренировка, направленная на
развитие выносливости, развивает в основном органы кровообращения и дыхания.

Под влиянием спортивной тренировки общая выносливость повышается.
Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных
разновидностей проявления выносливости.

На фоне базовой выносливости определяется специальная выносливость.

Специальная выносливость – способность противостоять утомлению в условиях
специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных
возможностей организма.

Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к
определённой двигательной деятельности. Развитие выносливости этого вида
обеспечивается специфическими изменениями в организме при длительном выполнении
специальных физических упражнений.

Например максимальная скорость бега у юных спортсменов 13-14 лет равна в
среднем 6,3 – 6,5 м/сек., то скорость бега в зоне субмаксимальной нагрузки
будет 5,4 м/сек. Разновидностью скоростной выносливости является спринтерская
выносливость, проявляемая в беге на средние дистанции.

Силовая выносливость по мнению Ляха (1998), представляет собой
способность противостоять утомлению в мышечной работе, требующей значительных
силовых напряжений. Например, о проявлении силовой выносливости можно говорить,
если юный спортсмен совершает упражнения «до отказа» с внешним отягощением,
составляющим не менее 30% от индивидуально максимального.

Под координационной выносливостью понимают способность противостоять
утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к
координационным способностям человека. Например, юный спортсмен её проявляет
при неоднократном выполнении координационно-сложных технико-тактических
действий в спортивных играх или единоборствах, в процессе длительного
выполнения гимнастических упражнений, требующих от него индивидуально высокого
уровня координационных возможностей (игровые упражнения и игры) (Л. П. Матвеев,
1977).

Факторы, влияющие на проявление выносливости.

Выносливость, проявляется в любом виде деятельности, представляет собой
многофакторную способность, самым тесным образом связанную с другими
способностями человека.

. Биоэнергетические факторы являются определяющими при проявлениях
выносливости. Они включают в себя объем энергетических ресурсов, которыми
располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания,
сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, восстановления энергии
в процессе работы. Образование энергии происходит в результате химических
превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются
аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые
характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для
использования жиров, углеводов, а также допустимым объемом метаболических
изменений.

. Факторы функциональной и биохимической экономизации – выражающейся в
уменьшении энерготрат не единицу работы с ростом тренированности,
координационного совершенства и рационального распределения сил в процессе
состязания, от которых непосредственного зависит эффективность использования
энергетических ресурсов организма. С точки зрения биомеханики экономичность
выполнения работы зависит от уровня владения техникой (например, бег на лыжах,
плавание), а также рациональной тактики преодоления дистанции. Установлено, что
чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления
выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы. Показатели
экономичности деятельности выступают в качестве важнейших критериев
выносливости человека.

. Факторы функциональной устойчивости – позволяют сохранить активность
функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней
среде, вызываемых работой. От функциональной устойчивости зависит способность
человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности,
несмотря на нарастающее утомление.

. Личностно-психические факторы – оказывают сильное влияние на
выносливость человека. К ним можно отнести мотивацию на достижение высоких
результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной
деятельности, такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость,
выдержка, умение терпеть неблагоприятные сдвиги в организме.

. Факторы генотипа (наследственности) и среды. Генетический фактор
оказывает влияние на развитие общей (аэробной) выносливости и анаэробных
возможностей организма. Наследственные факторы больше влияют на женский
организм при работе субмаксильной мощности, а на мужской – при работе умеренной
мощности.

Факторы энергетического обеспечения и связанные с ними функциональные
характеристики оцениваются в таких показателях аэробных и анаэробных
возможностей организма, как максимальное потребление кислорода (МПК) во время
работы, предельно возможное время функционирования на уровне МПК, порог
анаэробного обмена (ПАНО), концентрация молочной кислоты, накапливающейся в
крови по ходу работы «кислородный долг» и др.

Исследование показателей развития выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет

Федеральное
агентство по образованию

«Уральский
государственный педагогический университет»

Кафедра
теоретических основ физического воспитания

Исследование
показателей развития выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет

студентка 51ИФК группы заочного отделения

Выпускная квалификационная работа допущена к защите:

Зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания

Глава 1. Теоретический обзор литературных источников по
проблеме воспитания выносливости

.1 Характеристика выносливости, как физического качества

.2 Возрастные особенности физического развития юных
спортсменов 13-14 лет

.3      Средства воспитания выносливости у юных легкоатлетов

.3.1 Средства развития общей выносливости

.3.2 Средства развития специальной выносливости

.4 Методы воспитания выносливости на занятиях по легкой
атлетике

.4.1 Методы воспитания общей выносливости

.4.2 Методы воспитания специальной выносливости

Глава 2. Организация и методы исследования

.1 Организация исследования

.2 Методы исследования

.1 Анализ результатов констатирующего этапа исследования

Бег способствует развитию всех основных физических качеств и воспитанию
важнейших морально-волевых качеств.

Проблема развития и поддержания высокого уровня выносливости у юных
бегунов на средние и длинные дистанции является одной из наиболее актуальных в
современном спорте. В настоящее время спортсмену, предоставлена огромная база
знаний в области подготовки бегунов на средние и длинные дистанции. В основе
всесторонней подготовки бегуна на средние и длинные дистанции лежит
взаимообусловленность всех качеств юного спортсмена , развитие одного или
нескольких качеств задерживает развитие остальных.

Тренировка бегуна – специализированный педагогический процесс,
направленный на достижение высоких результатов в избранном виде легкой
атлетики. Он включает физическую, техническую, тактическую, психологическую и
теоретическую подготовку бегуна. Все эти виды подготовки взаимосвязаны и
реализуются в ходе круглогодичной многолетней работы на основе дидактических
принципов и общих закономерностей спортивной тренировки.

Вместе с тем, анализ методической литературы и практической деятельности
показывает, что существует противоречие между требованиями тренировочной и
соревновательной деятельности к уровню развития выносливости юных легкоатлетов
и применением в учебно-тренировочном процессе по легкой атлетике не достаточно
эффективных средств и методов воспитания выносливости.

Выше указанное противоречие, определило проблему исследования, каковы
эффективные средства и методы воспитания выносливости юных легкоатлетов.

Актуальность данной проблемы, обусловила выбор темы исследования:
«Исследование показателей развития выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет.

Объект исследования: процесс спортивной подготовки легкоатлетов.

Предмет исследования: воспитание выносливости у юных легкоатлетов.

Цель исследования: воспитания выносливости у юных спортсменов 13-14 лет и
выявить эффективность в процессе эксперимента.

. Изучить научно-методическую литературу по проблеме воспитания
выносливости у юных легкоатлетов.

. Выявить процесс воспитания выносливости у юных легкоатлетов на занятиях
по легкой атлетике.

. Экспериментально обосновать эффективность методики воспитания
выносливости у юных спортсменов 10-13 лет на занятиях по легкой атлетике.

Возрастные особенности физического развития юных спортсменов
13-14 лет

спортсмен юный атлет выносливость

Правильно и своевременно заложенные основы физического развития и
функциональной подготовки позволяют в последующем производить напряженную
работу, которая способствует достижению высоких результатов в избранном виде
спорта.

Организм подростка претерпевает характерные возрастные изменения. Он
отличается от взрослого не только количественно – по росту и весу, но и
качественно. Поэтому нельзя предъявлять детям те же требования, что и взрослым,
только механически уменьшив их, но пропорционально возрасту ребенка.

Развитие юного спортсмена идет непрерывно, но неравномерно. Темпы роста
тела, увеличение массы, развитие органов и систем в различные возрастные
периоды неодинаковы.

Последовательные периоды перестройки организма, когда усиление роста тела
в длину сменяется нарастанием мышечной массы, а затем снова – ускорение роста в
длину, глубоко отражается на функциях, как отдельных органов, так и всего
организма в целом. Такая цикличность возрастных изменений определяется также в
нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах и в железах внутренней
секреции.

При физическом воспитании специальное внимание обращается на начало
периода полового созревания (у девочек начинается с 9-11 лет, у мальчиков с
11-13 лет), характеризуемое интенсивно протекающими морфологическими и
функциональными изменениями в системах организма. Изменения функций организма
детей зависят от режима жизни, питания. Большое значение, по мнению В. П.
Фомина (1974), имеет рациональное сочетание двигательной активности и отдыха.

С. В. Коледин считал, что в ранние годы не следует заниматься развитием
выносливости, поскольку организм подростков ещё не сформировался и не
приспособился к выполнению длительной напряжённой работы, и что следует
развивать другие качества. Но уже в подростковом возрасте необходимо
закладывать у занимающихся основы слаженной функциональной деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, постепенно совершенствуя их,
приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности.

Однако уже в 12-13 лет начинается половое созревание, что приводит к
существенным изменениям в организме: снижаются возможности сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, происходят биомеханические преобразования в мышцах.

Таблица12

Сравнительные результаты теста «Челночный бег 5*20м(с)»

Рис.
2. Уровень подготовленности в челночном беге

3 Средства воспитания выносливости в у юных спортсменов

В процессе развития выносливости могут применяться самые разнообразные по
характеру и продолжительности циклические и ациклические упражнения.

Физические упражнения являются основным средством тренировки бегуна. В
связи с большим разнообразием по характеру и направленности физические
упражнения, применяемые бегунами, определенным образом классифицируются(табл.1)

Классификация упражнений, применяемых в тренировках юных бегунов

Общеразвивающие упражнения. Все ощеразвивающие упражнения оказывают
комплексное воздействие на спортсмена.

Наиболее типичные упражнения используемые в тренировке бегуна для
развития выносливости: 1. Ходьба (обычная, пригнувшись, с грузом).2 Бег на
средние и длинные дистанции (гладкий и кроссовый).3 Смешанное передвижение
(чередование ходьбы и бега). 4. Бег по песку или рыхлому снегу. Плавание на
средние и длинные дистанции. Велосипедные кроссы. Передвижение на лыжах. Во
время такой работы в значительной степени укрепляются органы и системы,
особенно сердечно-сосудистая и дыхательная, совершенствуются их функции.

2 Средства развития специальной выносливости

Основными тренировочными упражнениями для развития специальной
выносливости являются специально-подготовительные упражнения, максимально
приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия
на функциональные системы организма, а также непосредственно соревновательные
упражнения (В. И. Лях, 1998).

Специально-подготовительные упражнения при воспитании выносливости
подбирают с учетом основного состава действий, характеризующих избранный вид
спорта (Л. П. Матвеев, 1977). Эти упражнения в процессе воспитания выносливости
регламентируются таким образом, чтобы обеспечивалось более значительное и более
направленное воздействие на отдельные факторы. Суммарный объем нагрузок,
связанных с упражнениями специально-подготовительного характера, как правило,
многократно превышает объем собственно-соревновательных нагрузок (Н. Г. Озолин,
1979).

Большинство видов специальной выносливости обусловлено уровнем развития
анаэробных возможностей организма. Для этого используют любые упражнения,
которые включают функционирование большой группы мышц и позволяют выполнять
работу с предельной и околопредельной интенсивностью (Ж. К. Холодов, 2001).

Основным эффективным средством развития специальной выносливости
(скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально
подготовительные упражнения, приближённые к соревновательным, специфические
соревновательные упражнения и общеподготовительные средства. Длительность
однократной нагрузки зависит от того, какое физическое качество юный спортсмен
развивает. Например, при развитии скоростной выносливости длительность
однократной нагрузки составляет от 15 секунд до 2мин.; для развития специальной
выносливости на скорость – до 2-8 мин.; при развитии специальной выносливости
на средние дистанции – до 8-15 мин.

В циклических видах спорта (бег) развитие специальной выносливости
осуществляется посредством повторного прохождения дистанции со скоростью,
превышающей соревновательную (на отрезках 200, 400, 1000м и т.д.), в сумме это
может достигать 60-100%.

Подводя итог нужно сказать о том, что нагрузки на выносливость должны
строго соответствовать возрастным особенностям подростков и оказывать
разностороннее воздействие на организм юного спортсмена. При неправильном
использовании средств и методов в занятии, при форсировании нагрузок могут
возникнуть отрицательные последствия для организма юных спортсменов.

Действенность соревновательных упражнений как средства воспитания
выносливости спортсмена зависит по данным Н. Г. Озолина (1979), от
продолжительности типичной для них работы. Если она небольшая, как в ряде скоростно-силовых
видов спорта ациклического характера, упражнение приобретает значение
эффективного средства воспитания специальной выносливости только при
многократном воспроизведении и в решающей зависимости от общего режима
тренировочных и соревновательных нагрузок. В тех же видах спорта, где
соревновательные упражнения в силу своей значительной продолжительности
предъявляют предельные требования к выносливости (как в стайерском беге), они
сами по себе являются очень действенным средством ее воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК

.        Петров,
П. К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре / П. К.
Петров. – М.: Издательство Владос-Пресс, 2002. – 112 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *