РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

План-конспект урока истории в 6 классе

Тема:                                «Культура Древнерусского государства»

основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса

2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода

3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности

диск с презентацией, мультимедийный проектор

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Мы с вами в этом году начали изучать историю нашей Родины. За несколько недель мы успели узнать о том, кто были наши далекие предки, как они жили, как сформировалось наше государство, кто были его первые правители, какой вклад они внесли в становление Руси. А вот сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Мы совершим экскурсию по древним городам Руси, храмам, познакомимся с творчеством деятелей культуры и искусства первых веков существования нашего Отечества. Экскурсоводом в нашем путешествии буду я, а в конце урока ими станете и вы, но всему свое время. Предлагаю начать нашу экскурсию.

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубы.

О ком идет речь в этом стихотворении? Именно славяне были нашими предками, именно о них сегодня и пойдет речь.

: расставьте в алфавитном порядке известные вам названия восточнославянских союзов племен. Вятичи, Древляне, Дреговичи, Дулебы, Кривичи, Полочане, Поляне, Радимичи, Северяне, Словене ильменьские, Тиверцы, Уличи, Хорваты (белые)

Славяне за первые несколько веков создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить.

А что такое культура? совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей

Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Каких? Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов  (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров.

Фольклор Древней Руси.

О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачи – причитания, песни на пирах и тризнах. Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания о родоначальниках племен и княжеских династий, об основании городов, о борьбе с чужеземцами. Летописное повествование о событиях IX–X веков практически целиком основано на фольклорном материале. Вершиной устного народного творчества является былина. В ней отразилось единство государства, борьба с иноземными захватчиками, дух патриотизма, гордость за свою Родину.

– Какие былины вы можете назвать? (Ребята называют известные им былины)

Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закреплении и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры. Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского населения.

Одно из важнейших достижений славян – это создание азбуки. А что такое азбука? Этосистема букв, расположенных в определенном строго установленном порядке и отражающих отдельные звуки языка

Значение принятия христианства и крещения Руси

Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики.

2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету.

3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.

Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшены небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.

О каком жанре культуры идет речь?

Молчат гробницы, мумии и костиЛишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погостеЗвучат лишь Письмена.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал из года в год

Про великий наш народ

О ком идет речь в данном стихотворении? Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Нестор-летописец». Учащимся уже известен один из памятников древнерусской литературы – «Повесть временных лет» (1113 г.), ее автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Целесообразно объяснить понятие – Первыми произведениями были летописи и жития.

литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.

Другой, не менее известный, литератор Древней Руси – Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова – «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.

Часто чтение литературных произведений сопровождалось музыкой. Основные музыкальные инструменты – гусли и балалайка.

Физминутка – гимнастика для глаз. Закрыть, открыть глаза, посмотреть вверх, вниз, вправо влево, вдаль, вблизи

Архитектура Древней Руси.

С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, трудность добычи и нехваткой строительного камня. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. В связи с преимуществом деревянного строительства, многие архитектурные памятники 10-17 вв. не сохранились. Учитель характеризует русское деревянное зодчество:

Каменное строительство получило определенное развитие в 10-начале 11 вв., что было связано с Крещением Руси, и преобладало в основном в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами. Первые русские храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме Руси – Соборе Св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.

Софийский собор в Киеве – шедевр древнерусской архитектуры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительства. Зодчие были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Такое впечатление производит и София Киевская.

Собор расположен на высоком берегу Днепра. « Повесть временных лет» рассказывает о закладке собора в 1037 году на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печенегами. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича – плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести.

Собор – могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг.

Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений.

Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры – скупость украшений, строгость и величественность форм.

Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храма мозаикой. Но уже с начала 12 в. в храмовом строительстве отчетливо прослеживаются самобытные традиции. Первый известный по имени русский архитектор – Петр создает в новом стиле монументальный Георгиевский Собор Юрьева Монастыря.

Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии.

Прихожане видели на стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось до 130 оттенков. Над головами молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержителя, в простенках – изображения святых, в Центральной апсиде -Богоматерь с воздетыми к небу руками – «Оранта». .

Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на них. Все изображения искрились, переливались разными цветами.

Храм украшали еще и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур.

Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи.

Своеобразие этих фресок заключено в том, что наряду е изображением святых помещены портреты княжеской семьи; в башнях – фрески на светскую тему. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались играми, охотой. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный ковровоорнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли особые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием.

В православном храме всегда можно было увидеть иконы. это искусство изображения святых по строго определенным канонам. Иконы появляются во времена раннего христианства. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Для почитания в храмах и домах писали иконы Христа, Богоматери и Святых.

Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла.

*Давайте рассмотрим иконы этого периода, попробуем проанализировать их общие и различные черты.

– Икона из Софийского Собора в Киеве. Папа римский Св. Климент I

– Мозаика. Богоматерь Оранта. Софийский Собор в Киеве

– Икона Богоматери. Новгород. Начало 11в.

– Владимирская икона Божьей матери. Доставлена в Киев из Константинополя в 1131 г.

– Икона Св. Георгия. Начало 12 в.

На этом наша экскурсия подошла к концу.

3. Закрепление материала

1. Вставить в схему жанры и названия произведений: заполняем по ходу урока

Повесть временных лет, Загадки, Пословицы, Сказки, Былины, Азбука, Летопись, Житие, Нестор                Храм, Кирилл и Мефодий, Софийский собор, Фреска, Мозаика, Икона, Глаголица        , Берестяная грамота

Представьте себя жителем современного Киева, Новгорода или другого города. Вы идете по улице и встречаете любопытного туриста, который спросил у вас, какие достопримечательности в вашем городе можно посмотреть и какова их краткая история. Вы должны ему ответить.

4. Итог урока

5. Домашнее задание. Составить экскурсию в один из древнерусских городов или деревню.

Тема урока:  «Культура Древнерусского государства»

Познакомить  с  уровнем  развития  культуры  Древней  Руси и выделить  ее главные  особенности.

Раскроют смысл понятий: культураглаголица, кириллица, миниатюра, летописи, жития, слово, поучение, фреска, мозаика, икона, скань, зернь. Опишут памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), объяснят влияние Византии на архитектуру Древней Руси. Опишут произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика).

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.  Планировать свою работу на уроке.  Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе. Преобразовывать текст в таблицу.

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Формирование уважительного отношения к культурному  наследию предшествующих эпох.

Учебник:  «История России» /под ред  А. В. Торкунова. Москва,  «Просвещение»  2016.; Презентация.

Урок изучения  нового  материала.

Основные  понятия и термины:  – совокупность  достижений  человечества  в производственном,  общественном  и  умственном  отношении;  – историческое  произведение,  в  котором  повествование велось  по  годам  (летам);  сочинение о жизни святых;  росписи древних книг, выполненных вручную; – техника  живописи красками  по  сырой  штукатурке;  – в  христианской  церкви   изображения  Иисуса  Христа,  Богоматери  и  святых.

2.        Мотивационно – целевой этап.

– Здравствуйте, ребята!

– Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли ученых, изучающих историю. Посмотрите на слайд и попробуйте предположить, что мы сегодня будем изучать. ( Слайд 1; на слайде представлены изображения книг, миниатюр, храмов, берестяных грамот)

– Как одним словом можно назвать все эти предметы? ( предметы культуры, культурные ценности.)

– Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Культуру Древнерусского государства

Запишите нашу тему (Слайд № 2)

Мы уже знаем, что в X веке у Восточных славян  сформировалась  и государственность и древнерусская  народность.  Вместе  с  этим  начала  формироваться  самобытная, отличная  от  других, древнерусская  культура. На уроке  мы  познакомимся  с  русской культурой  данного периода  и сделаем  вывод – что оказало наибольшее влияние на  древнерусскую   культуру – язычество  или  христианство? (Слайд 3)

3. Изучение нового материала

-Что такое культура? (выслушать предположение детей)

Обратимся к словарю

( читаем определение слова в словаре)

-Правильные предположения мы сделали о слове культура?

(Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей). ( Слайд 4)

Как вы думаете, какие достижения культуры Древней Руси будем изучать на уроке?      ( литература, живопись и т.д

В IX – XII веках в  Европе  сложилось три самостоятельных  культурных центра: империя Франков  (период правления Карла Великого),  Византийская  империя  и  Киевская  Руси.

:  1) Как  вы  думаете,  с  каким культурным  центром  была  большая  связь  и  почему?  2) Культурное развитие какого государства  было более  высоким  и  почему?

Во время  правления  Карла  Великого в западной Европе  начинается  Каролингское  Возрождение, и вновь  просыпается  интерес  к  античной  культуре, но после  смерти  Карла  Великого  началась  усобица, которая  привела  к  расколу  государства и про культуру  забыли  на  целое столетие. Лишь в  XI веке  начинается  новый культурный  подъём.

– Перед вами лежат документы, которые нам сегодня необходимо будет изучить. Возьмите, пожалуйста, документ № 1, прочитайте его. Какой вывод можно сделать на основе  переписки  Анны  Ярославны , выданной  замуж за французского  короля  Генриха I с отцом  Ярославом  Мудрым?

Из письма Анны Ярославны: «В какую варварскую  страну  ты меня послал, здесь жилища  мрачны,  церкви  безобразны и нравы  ужасны.  Французы  неграмотны, не знают столовых приборов  и  едят руками,  не  знают печей  и  обогреваются  каминами,  которые  сильно чадят».

( Не смотря на то, что писала девушка, она была образованна, и образование на Руси, видимо считалось нормой).

– Посмотрите на доску ( слайд – грамоты Онфима, слайд 6)

– Как вы думаете, что необычного в этих грамотах? ( ) Кто мог быть автором этих записок? ( ребенок, тот, кто только учится писать)

В Новгороде в археологи нашли сразу целую кипу записок и рисунков мальчика. Он подписывался как  — видимо,сокращенное от церковного Анфимий. Записи были самые  — прописи, на которых мальчик отрабатывал еще не очень ровный почерк. Рисунки. Послания другу Даниле. Одна грамота видимо служила ответом от Данилы Онфиму. Мальчик бесхитростно выражает свои мечты стать воином, изображает животных и другие образы, свойственные детским рисункам.

– Что  вам  известно  о  возникновении  письменности  на  Руси?  С  именами  каких  исторических  деятелей  это  событие  связано?  (Славянскую письменность создали два брата-монаха- Кирилл и Мефодий)

Задание для 1 группы : Прочитать фрагменты берестяных грамот, найденных в Новгороде в 1951 году( Документ № 2)., вспомнить грамоты Онфима и письмо Анны Ярославны и ответить на вопросы:

Какой  важный  вывод  о  распространении  грамотности  на  Руси  мы можем сделать,  используя  данные  находки?

2) На чем писали в Древней Руси? Почему писали именно на этом материале?

3) Предположите, почему  письменность  была  необходима  жителям Киевской  Руси?

«Грамота от Гюргия к отцу и к матери. Продавши двор, идите сюда — в Смоленск или в Киев: дешев хлеб. Если же не пойдете, то пришлите мне грамотку, как вы живы-здоровы»

«Поклон  к  Юрию  и к  Максиму  от  всех  крестьян.  Что  ты  дал  нам  за  ключника?  Мы  из-за  него  стали  лежебоками,  так  как  он  не  разрешает  нам  отъезжать.  Из-за  него  мы  погибаем.  Если  он  будет  и  дальше  видеть,  нам  нет  сил.  Дай  нам  смирного  человека.  А  в том  тебе  челом  бьём».

«Поклон  от  Якова  куму  и  другу  Максиму.  Купи  мне,  кланяюсь,  овса  у  Андрея,  если  он  продаст.  Возьми  у  него  грамоту  да  пришли  мне  хорошего  чтения».

Береста ничего не стоила, поэтому ее могли использовать люди разного достатка. Острым предметом на березовой коре выцарапывались памятки о хозяйстве, покупках, писались послания к близким и т.д. Это и обеспечивало их сохранность: чернила бы давно размылись, а вот процарапанное уцелело в земле. Вспомните письмо Анны Ярославны к отцу. В Европе в это время 99% населения не владели грамотой. Даже многие короли и влиятельные аристократы не могли написать ничего, кроме своего имени. Среди военного сословия поставить свою подпись в средневековой Европе могли единицы. Городские же обыватели были почти поголовно неграмотными. В Новгороде же мальчик явно из не самой богатой семьи обучается письму, пишет друзьям. Мальчик пишет другу, а значит — грамоте обучаются многие дети, образованность – обычное явление для новгородцев XIII века. Соответственно есть либо школа, либо учителя, которые занимаются с мальчиками грамотой.

Это свидетельствует об очень высоком уровне культуры населения Древней Руси. Новгород XIII века был более образованным и развитым центром, чем европейские столицы того же периода.

Задание для 2 группы: Изучите документ № 2. Ответьте на вопросы

1)Что мы видим в этом документе?

Какие виды письменности были у славян?

Как вы думаете, какая из этих письменностей более древняя? Почему вы сделали такой вывод?

Обратите внимание на кириллицу. Какой вывод по ней еще можно сделать( Слайд 8)

В основу современных  славянских  систем  письменности  лёг алфавит  «кириллица»,  насчитывающая  43 буквы.  С  X  века  азбука  претерпела  значительные  изменения,  некоторые  буквы,  которые  оказались  ненужными  для  передачи  звуков  современной  речи  исчезли.

Цифры  славяне  также  обозначали  буквами.  При  этом  над  буквой-цифрой  обязательно  ставился  особый  знак – «титло».

Оформление  книги  представляло  собой  целое  искусство.  В любом  месте  рукописи  могла  располагаться  миниатюра.  Это  настоящая  маленькая  картина.  В  начале  текста  помещали  заглавную букву  крупного  размера – это  инициал  или  буквица.  Их  выделяли  красной  краской,  золотом,  иногда  несколькими  цветами  одновременно.  Переплётом  для  книги  служили  деревянные  доски-крышки.  Они  обтягивались  кожей,  на  которой  горячими  металлическими  клеймами  оттискивали  рисунок.  Скреплялись  книги  медными  или  серебряными  застёжками.  Книгу  украшали  позолотой  и  драгоценными  камнями.

( слайд 9)

В XI веке на Руси зарождалась литература. А вот какие жанры существовали, вы узнаете, поработав в группа.

1 группа выпишет в таблицу информацию про летописи ( стр. 87 – 1-3 абзац) и жития ( стр. 87 последний абзац )

2 группа – информацию про «слово» ( стр. 88 – 1 абзац)  и « Поучение» Владимира Мономаха – стр. 88 – 2 абзац ( Задание на слайде 10)

Житие – литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых

Вот мы руки развели

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё,

Через левое плечо.

Но культура включает в себя не только образование и литературу. Возьмите документ № 3. О каком достижении культуры будем сейчас говорить? (  Рассмотрите внимательно иллюстрации в вашем документе и фотографии на слайде. ( Слайд 11)Какие выводы можно сделать? ( Церкви строились из камня, а жилища были деревянные)

Издавна на Руси избы простых людей, терема знати, крепости строили из дерева.   Как вы думаете, почему? (обилие лесов, нехватка строительного камня). Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Как вы думаете, сохранились ли до нас такие строения? Почему? ( Нет, из-за частых пожаров)

В X-XI веках получило развитие каменное строительство, что было связано с Крещением Руси. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, сооруженную в 989-996гг., а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами.

Храм Святой Софии появляется и в Новгороде. Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений. Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры – скупость украшений, строгость и величественность форм.

Это  влияние  сказалось  на  выборе  типа  храмовых зданий – крестово-купольного храма.

– Как вы думаете, почему этот стиль называется крестово-купольным?

– Как вы думаете, культура какой страны оказала наибольшее влияние на архитектуру Руси? Почему вы так решили? ( Византии, именно оттуда мы приняли христианство)

– Посмотрите на слайд, какие виды изобразительного искусства можно было встретить в древнерусском храме? Чем они отличаются? ( Иконы, мозаика, фреска) ( Слайд 13)

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Святой Софии в Киеве (1017 или 1037)можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур. Кроме того, фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи.

Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней

Икона – изображение святых.

Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла.

в  Древней  Руси  достигло  высокого  уровня  как  в  области  практической – оружие,  утварь,  предметы  быта,  так  и  церковными  украшениями,  ювелирными  изделиями.

Русь славилась своими искусными ремесленниками:мастерами-оружейниками, русскими ювелирами и др.

Работа с учебником стр 91.

– Какую сложную технику использовали ювелиры?

(Зернь, скань) (Слайд 14)

Сделайте выводы из всего сказанного нами на уроке. Ответьте на проблемный вопрос: что оказало наибольшее влияние на  древнерусскую   культуру – язычество  или  христианство?

. Подведение итога урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание

Читать §10, отвечать на вопросы стр. 91

Составить кроссворд на 10 слов,  с ключевым словом

Составить 10 тестов с 3 вариантами ответов

Образовательные: На основе
интеграции истории, литературы,
изобразительного искусства, музыки познакомить
учащихся с особенностями древнерусской
культуры, подчеркнуть её место в мировой
художественной культуре; определить уровень
грамотности населения Древней Руси и значения
литературы в жизни наших предков; сформировать у
учащихся представление о древнерусском
изобразительном каноне и особенностях
архитектурного строительства в IX–XII веках.

Развивающие: Развитие умений
конспектировать и работать с первоисточниками;
развитие навыков классифицировать предметы
культуры по указанным признакам; развитие
навыков логического описания предметов
материальной культуры и быта, художественных
произведений, архитектурных сооружений;
развитие навыков выдвижения версий и оценок
наиболее значительных произведений искусства;
работать с проблемными вопросами и тестами из
ЕГЭ.

Воспитательные: Развитие
мотивации чувства гордости культурой предков,
любви к Родине, гражданственности; формирование
национального самосознания и уважения к
культурному наследию Отечества и окружающего
мира.

Оборудование: см. Приложение 1.

Ход урока

Звучит музыка: “Песнь Бояна” из
оперы “Руслан и Людмила”.

А). Вводная беседа:

– Вы любите экскурсии?

– С какой целью вы их совершаете?

– Что такое экскурсия, на ваш взгляд?

– А что такое экскурсия, согласно
словарю Ожегова?

Учитель: Сегодня мы с вами совершим
образовательную экскурсию в Древнерусское
государство IX-XII веков. Цель данного путешествия
во времени – познакомиться с особенностями
Древнерусской культуры. Мы узнаем откуда на Руси
появился алфавит, почитаем древнерусские
литературные произведения, пройдёмся по
стольному Киев – граду и, вернувшись в наше
время, проанализируем увиденное. ( Одновременно
учитель показывает на план урока, который
записан так, чтобы в течении урока можно было
вписать туда выводы на каждом этапе экскурсии .)

Сегодня мы будем путешествовать тремя
группами, которые по ходу экскурсии будут
записывать свои самые яркие наблюдения,
впечатления в свои “Маршрутные листы”, выданные
заранее.

Эпиграфом нашего путешествия
станут слова русского летописца, автора “Слова о
погибели Русской земли после смерти князя
Ярослава”:

О, светло светлая и украсно украшенная,
земля Русская !

Но прежде чем отправиться в наше
путешествие, нужно купить билеты, то есть
ответить на вопросы, написанные в билетах:

(Вызывается по 1 представителю от
групп, которые и отвечают на вопросы)

Учитель: Ну что ж, билеты куплены,
отправляться в путь. Не лишне напомнить правила
поведения участников экскурсии. Правило первое
– экспонаты руками не трогать. Правило второе –
экскурсовода слушать внимательно. Правило
третье – заполнять маршрутные листы.

Перед вами, на доске, представлен
образец маршрутного листа нашей экскурсии. Во
время путешествия вы, как истинные любители
прекрасного, впишите характерные черты
древнерусской культуры в маршрутных листах.
Чтобы не забывать названий шедевров искусства,
их тоже рекомендуется записывать.

Ну а в конце нашего путешествия мы
ответим на вопросы (Проблемный вопрос):

Сегодняшнюю экскурсию проведу я–
Веселова Инна Владимировна, а помогать мне будут
экскурсоводы – любители .

Ну что ж, в добрый путь! В Древнюю Русь!

Звучит музыка из оперы “Слово о полку
Игоря”.

III. Изучение нового материала.

А) Объяснение учителя

1. Грамота и письменность.

Учитель: Начинаем знакомство с
грамотностью и письмом русичей. Ещё до принятия
на Руси христианства в 988 году, существовала
письменность и азбука, состоявшая из 38 букв.
Назывались азбуки – кириллица и глаголица. Но
кто об этом сможет рассказать лучше
современника?

– Где, когда и как появилась русская
азбука?

– Кто принес азбуку на Русь?

Г) Объяснение учителя:

Учитель: Мы с вами узнали, как
появилась на Руси кириллица, или как её ласково
звали русичи – абевегою, буквицей, ещё в IX веке. И
принесли её, согласно сказителю, Кирилл и
Мефодий.

(Учитель указывает на стенд с
изображением братьем и образец азбуки.)

До наших дней дошли примеры
дохристианской письменности:

(Учитель указывает на стенд №1)

Учитель: Христианизация Руси дала
мощный толчок развитию грамотности. На Русь
стали приезжать греческие грамотеи, переводчики
– славяне (болгары, сербы). Появилось множество
переводных церковных и светских книг,
пользовавшихся большой популярностью. Например,
(Учитель указывает на стенд № 1)
“Александрия”, сочинение об Александре
Македонском, “Девгениево деяние”, эпическая
поэма о воине Дигенисе.

Грамоту русичи получали в школах,
которые были открыты при церквях со времён
Владимира Святого и Ярослава Мудрого, а позже
появились школы и при монастырях. Ярослав Мудрый
начал даже собирать библиотеку.

Грамотны были даже женщины. Сестра
Владимира Мономаха – Янка – основала женский
монастырь, а при нем – школу для девочек. Нередко
встречаются и новгородские грамоты, написанные
“слабым полом”.

Д) Закрепление. Работа по группам

Е) Объяснение учителя:

Продолжая наше путешествие, поговорим
о

2. Литература Древней Руси.

Учитель:Думаю, что мы с вами не
согласимся с В. Маяковским. И былины, и эпопеи,
благодаря трепетному отношению наших предков к
своей истории, дошли до наших дней. Современные
учёные даже классифицировали их. Нам остаётся
только вспомнить то, что знакомо с колыбели.

Литература Древней Руси делится на
письменную и устное народное творчество
(фольклор).

Ж) Вводная беседа: Вопросы группам:

Давайте послушаем экскурсовода,
который опишет нам стенд № 2.

З) Описание ученика-экскурсовода №1

(Ученик-экскурсовод описывает стенд
№2).(Смотри Приложение 5).

И) Работа в группе с таблицей и
обсуждение результатов работы.

Учитель: Но кроме фольклора
существовала ещё и письменная литература.
Обратимся к таблице, которая есть у вас на столах.
Ответьте на вопросы (вопросы группам).

Й) Описание ученика-экскурсовода №2

(Ученик-экскурсовод описывает стенд
№1).( Приложение 7).

Давайте послушаем экскурсовода о
“Повести временных лет”. ( У стенда № 1).

К)Работа с таблицей и документом:

Л) Описание ученика-экскурсовода №3. “ Живая
картина” – “Летописец за работой”.

(Ученик-экскурсовод описывает “Живую
картину”). ( Приложение 9).

Учитель:Книга. Для нас с вами – это
привычное слово. Что же это слово означало для
человека IX–XII веков?

Учитель (вопросы группам, они
отвечают после минутного размышления, возможна
дискуссия):

Так что же мы запишем в маршрутном
листе?

Н)Объяснение учителя и описание
ученика –экскурсовода № 4,5.

Учитель: А теперь мы отправляемся в

3. Стольный Киев-град.

Перед нашим дальнейшим путешествием
нам необходимо вспомнить об особенностях
христианского искусства на Руси. Слово
экскурсоводу.

Учитель: Как же появился Киев – мать
городов русских, как он выглядел до X века.? Слово
экскурсоводу.

Учитель: А теперь закройте глаза и
перенеситесь на X веков назад. По пыльной дороге,
пройдя несколько сот вёрст, мы с вами подходим к
огромному городу. Окружает его земляной вал с
бревенчатыми стенами, укреплён он земляными
бастионами. В город ведут ворота, их несколько:
Львовские, Лядские, но главные, встречающие
дорогих гостей – Золотые.

(С помощью компьютера на экране
показываем и объясняем архитектурные черты
Золотых ворот)

Золотые ворота имели 3 пролёта, средний
– выше и шире 2-х остальных. Венчает их надвратная
церковь. Внизу же – помещение для стражи и
княжеской казны. Ворота имели 2 функции:
Оборонительная и представительская.

О)Актуализация имеющихся знаний,
межпредметные связи. Беседа.

(На экране – Золотые ворота
Владимирские и надвратная церковь Троицы Киево
– Печёрского монастыря)

Учитель: Почти напротив других ворот
– Западных или Лядских (Польских) – был построен
Ярославом Мудрым главный собор Киева –
Софийский.

(Репродукция на стенде №3)

Не даром первый русский митрополит
сказал о нем: “Яко церкви дивна и славна всем
окружным странам, яко же ина не обрящется ко всем
полунощим зеленем, от встока до запада.”

П) Объяснение учителя.

Учитель: Обратите внимание на
особенности Киевского собора. ( На экране – план
собора.). Уважаемые экскурсанта, обратите
внимание на план собора. Он – крестово-купольный,
т. е. в основе собора – крест, вершина которого –
алтарь, всегда обращённый на восток и отделённый
от основной части церкви иконостасом, а основная
часть церкви – неф и притвор (нартекс), место
размещения прихожан.

Как и Византийский собор, в Киеве
материалом для строительства был камень, а не
дерево. Но и тут русские проявили смекалку! Храм
построен из плинфы. Это кирпич, который ложился
своеобразно: каждый 2 – ой ряд был утоплен и
замазан розовой штукатуркой. Именно поэтому храм
имел нежно розовый цвет.

Ещё одно русское нововведение – 13
куполов, что было символично – Иисус и 12
апостолов. Купола располагались ступенчато, по
возрастанию, а главный купол – в центре – самый
мощный.

Стены собора толстые, оконца –
маленькие, декора на стенах нет. Все говорит о
силе и красоте, о величии и строгости.

С) Объяснение учителя:

Учитель: Но были на Руси и
однокупольные храмы, которые специально
вписывались в окружающий пейзаж и украшались
декором.

(Ученик-экскурсовод описывает стенд
№3).( Приложение 11).

Учитель: А теперь давайте войдем в
Софийский собор в Киеве.

(Звучит музыка церковных песнопений,
на экране – внутреннее убранство собора).

В соборе – низкие потолки, т. к.
построены хоры для князя и его семьи, поэтому
возникает ощущение духоты и тесноты, давящей на
человека. Несколько проходов – нефов. Пол
выложен литыми плиточками – мозаикой. Под
исполнение религиозной музыки ы проходим по
центральному нефу и оказываемся под куполом. Это
место залито светом из 12 купольных окон и под
куполом парит Оранта.

Оранта – мозаика. В переводе с
греческого “Оранта” – молящаяся. Она –
заступница все бедных и сирот, которые приходят к
ней с мольбою. Её поза восходит ещё к библейскому
Моисею, который так молится Богу за израильтян.
Эту мозаику киевляне называют “нерушимая
стена”, т. к. она якобы защищала Киев от врагов.

Кроме мозаики в храме мы можем увидеть
и фрески.

(На экране – фреска “Скоморохи” и
“Семья Ярослава”).

Развита и иконопись. Сложилось 2 школы
иконописцев: новгородская и ярославская.
Новгородцев отличала ясность идеи, реальность
изображения, доступность. До нас дошли иконы:

(На стенде №3 и экране компьютера)

“Ангел Златые власа”, “Успение
Богородицы”. Ярославская школа опиралась на
традиционные христианские сюжеты, писали лики
более мягкими, человечными. Например,
“Ярославская Оранта”.

У)Объяснение учителя. Репродукции на
экране:

Учитель: Мы выходим из собора на
ласковое Киевское солнышко. Обратите внимание на
вершину киевской горы, где располагается
“княжий городок” – резиденция князя. Чтобы
добраться до него нам приходится пройти по
улочкам среди зелёных, покрытых дёрном крыш
низких и темных полуземлянок, в которых ютится
простой люд. Мимо стройных силуэтов церквей. Мимо
бревенчатых построек – причудливых хором и
теремов знати.

И вот все постройки расступаются и мы
выходим на “бабий торжок” – площадь, на которой
стояли вывезенные Владимиром из Корсуни
античные статуи: бронзовая квадрига – колесница,
влекомая четвёркой лошадей, и мраморные статуи
богинь, давшие, вероятно, название площади.

Ф) Оживление исторической ситуации
(древнерусский рынок):

Х) Объяснение и беседа.

Учитель: Кроме глашатаев на рынке
всегда были скоморохи и ряженные.

Вопрос группам: На каких народных
инструментах играли скоморохи?

Учитель: Не обходились рынки без
народных забав и игрищ, таких как борьба с
медведем, кулачные бои, петушиные бои.
Обязательны на рынках были и сказители
фольклора.

Покупатели были не менее различны и по
характеру (можно услышать и смех, и плач, и
ругань), и по сословной принадлежности (мог
пройти по рынку и князь со свитой, и ремесленник с
семьёй, и нищий холоп), и по одежде (вспомните
фрески из Софийского собора).

(На стенде №3 и экране украшения и
монеты Руси)

Так что же мы запишем в маршрутных
листах?

(Развитая торговля, искусные
украшения)

Закрепление и применение
полученных знаний.

1. Задания всем группам одинаковые.

Русская культура впитала западный
образец, поэтому является равноправным членом
мирового культурного сообщества.

Заключение.

Наше путешествие подходит к концу. Мы
прощаемся с гостеприимным Киевом и возвращаемся
в XXI век, в Дальнегорск.

Не уходящая Русь! Огромный мир, который
следует рассматривать пристально, являет собой
то зеркало, о котором старые философы говорили,
что в него надо постоянно смотреться, дабы
познать себя до конца.

Наше путешествие закончилось!
Благодарю всех за участие в нем!

Подведение итогов.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: § 17-18, эссе “Роль
христианства в развитии Древнерусской
культуры”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *