Цель урока: систематизация знаний,
совершенствование умений и навыков работы над
текстом.
Образовательные: совершенствование
орфографических и пунктуационных навыков,
умения выполнять фонетический, морфемный,
словообразовательный, морфологический разбор
слова, синтаксический разбор простого
осложнённого и сложноподчинённого предложения,
умения определять вид подчинительной связи в
словосочетании, формирование навыков определять
тип и стиль речи и умений находить в тексте
изобразительно-выразительные средства языка,
характерных для публицистического стиля,
подготовка к написанию сочинения – рассуждения
по прочитанному тексту.
Развивающие: развитие эмоциональной,
познавательной сфер, формирование
коммуникативных навыков в учебном диалоге,
развитие различных операций мышления (умения
обобщать, анализировать, синтезировать,
сравнивать), развитие различных видов мышления
(теоретическое понятийное,
наглядно-действенное), развитие разных видов
памяти (слуховой, зрительной); обогащение
словарного запаса научной терминологией,
развитие умения рефлексии.
Воспитательные: формирование научного
мировоззрения, нравственных, эстетических,
этических представлений, систему идеалов,
отношений, формирование культуры
исследовательской деятельности, уважительного
отношения к традиционным нравственным
ценностям, формирование высоконравственной
гражданской позиции, осознания жить нравственно.
I. Организационный момент. Презентация темы,
цели и задач урока. Создание положительного
эмоционального настроя.
II. Актуализация полученных ранее знаний.
Подготовка к комплексной работе с текстом:
а) работа с эпиграфом;
б) чтение текста;
в) беседа по тексту;
г) орфографическая пятиминутка;
д) синтаксическая пятиминутка;
е) упражнения на морфологию и словообразование
наречий, синтаксическую роль наречий.
III. Смысловой, речеведческий, языковой анализ
текста.
IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по
его выполнению.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель. Сегодня на уроке мы будем работать с
текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные
вопросы языкознания, выполним различные виды
разборов, вспомним материал предыдущего урока, а
именно: наречие. Тема нашего урока “Комплексный
анализ текста” (слайд №1). Выполняя интересную,
содержательную работу над текстом, мы будем
говорить о том, для чего мы рождены на этом свете,
о чём, мечтает каждый из нас.
На сегодняшнем уроке мы прислушаемся к мнению
замечательного человека,
учёного-литературоведа, академика Дмитрия
Сергеевича Лихачёва. Его портрет вы видите на
слайде (слайд №2).
Его замечательные слова будут являться
эпиграфом нашего урока: “Счастья достигает тот,
кто стремится сделать счастливыми других и может
хоть на время забыть о своих интересах, о себе”
(слайд №3).
II. Актуализация полученных ранее знаний.
Подготовка к комплексной работе с текстом.
а) Работа с эпиграфом:
– запись высказывания Д. С. Лихачева в тетрадях;
– нахождение однокоренных слов в этом
предложении (счастья, счастливыми)(слайд №4);
– определение слова, соответствующего данной
схеме (счастливыми) (слайд №5, 6);
– каким способом образовано данное
прилагательное (слайд №7);
– определите количество букв и звуков в слове
СЧАСТЬЯ (слайд №8).
б) Чтение текста (под музыку).
Учитель говорит учащимся о том, что понятие
счастья нераздельно связано с такими
нравственными категориями, как добро, любовь,
дружба и знакомит их с отрывком из письма Д. С.
Лихачёва из цикла “О добром и прекрасном” (см.
Приложение). Учитель читает выразительно текст
(слайд № 9 портрет Лихачёва).
в) Беседа по содержанию текста.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
– определите тему текста. ( Автор рассуждает о
такой нравственной категории как добро);
– сформулируйте проблему текста;
– какова авторская позиция? В каких
предложениях она выражена? (2, 3)
г) Орфографическая пятиминутка.
Задание. Вставьте пропущенные буквы в
выделенных словах.
1-й ряд найдите слова с безударной проверяемой
гласной в корне слова.
2-й ряд найдите слова с безударной
непроверяемой гласной в корне слова (словарные
слова).
3-й ряд – слова с безударной чередующейся
гласной в корне.
Проверка задания. Проверка задания ведется с
использованием таблицы в компьютерной
презентации (слайд № 10, 11).
д) Синтаксическая пятиминутка (слайд 12).
Задание 1. Индивидуальная работа с
предложениями (два ученика выполняют это задание
у доски):
1-й вариант. Работает над предложением № 13.
2-й вариант. Работает над предложением № 14.
Задание 2. Работа с классом.
Выпишите одно подчинительное словосочетание, в
состав которого входит наречие, определите вид
подчинительной связи в словосочетании.
1 вариант – из 7-го предложения;
2 вариант – из 8-го предложения.
е) Морфемный, словообразовательный,
морфологичекий разбор наречия.
Задание: Наречие постепенно (из 7-го
предложения).
1-й вариант – морфологический разбор;
2-й вариант – морфемный и словообразовательный
разбор.
Проверка пунктуационного и синтаксического
разбора, выполненного на доске.
а) Учитель предлагает учащимся серию заданий.
– К какому типу речи относится данный текст?
(Слайд №13)
4) повествование с элементами рассуждения.
– К какому стилю речи относится данный текст?
(Слайд № 14)
– Докажите, что данный текст публицистический. В
чём заключается цель данного текста? (Версии
учащихся)
б) Информация учителя о публицистическом стиле.
Информация. Цель публицистического текста –
воздействие на читателя, убеждение его, внушение
ему определённых идей, взглядов (слайд №15).
Основные черты публицистического стиля:
логичность, образность, эмоциональность,
оценочность, призывность, страстность,
общедоступность (слайд №16). Публицистический
стиль (как и художественный) использует все
возможные изобразительные средства языка.
в) Беседа с учащимися по тексту.
– Какие изобразительные средства языка
характерны для данного публицистического
текста? (Первый троп – это эпитет)
– Что такое эпитет? (Слайд №17)
(Эпитеты – это образное определение, обычно
выраженное прилагательным в переносном
значении).
– Найдите эпитеты в предложении 14. ( Доброе имя,
прочное счастье, спокойная совесть).
– Следующий троп – сравнение – это
изобразительный приём, основанный на
сопоставлении одного понятия, явления с другим.
Найдите сравнение в тексте (слайд №18). ( Это как
круги на воде).
– Переходим к стилистическим средствам
выразительности – это фигуры речи. К ним
относится лексический повтор – намеренное
повторение в тексте одного и того же слова и
словосочетания (слайд №19). Найдите несколько
примеров лексического повтора (добро 2 и 3
предложения, расширяясь 7 и 11, мудрость, счастье).
– Что такое риторические вопросы? (Вопросы, не
требующие ответа) (слайд №21).
– Найдите риторический вопрос?
– Следующая фигура речи – градация –
расположение слов или выражений по нарастанию
или убыванию (слайд №20). Найдите в первых трёх
абзацах пример градации (6, 7).
Подводя итог данной работы, учитель отмечает,
что все эти изобразительные средства
выразительности языка характерны для
публицистического текста. Для таких текстов
характерно употребление причастных и
деепричастных оборотов (слайд № 22).
1. Дома вам предстоит написать
сочинение-рассуждение по данному тексту. План
сочинения может быть таким (слайд №23 и у учащихся
на столе памятка по написанию сочинения).
Вступление: сведения об авторе,
характеристика актуальности темы или
субъективное отношение к предмету разговора.
1. Критерий 1: формулировка проблемы,
поставленной в тексте (какие вопросы автор
поднимает в тексте).
3. Критерий 3: авторская позиция.
4. Критерий 4: выражение собственного мнения,
приведение не менее двух аргументов,
доказывающих вашу точку зрения или
подтверждающих авторскую, или примеров. ( Учитель
приводит примеры из художественных
произведений)
Заключение: основные выводы.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
В заключительной части урока учитель
подчеркивает то, что каждый из нас должен
стремиться к тому, чтобы люди, окружающие нас,
были счастливы. Творя добро, человек становится
счастливым.
Учитель желает учащимся и их родителям
огромного счастья и дает наказ словами из
стихотворения Эдуарда Асадова “Дорожите
счастьем!”.
Урок русского языка «Комплексный анализ художественного текста» 10 класс
: развивать навыки анализа художественного текста на основе теоретических сведений и практических упражнений, раскрывающих тему текста, основную идею, тип речи, стиль речи, особенностей композиции, системы художественных образов, речевого оформления (лексика, морфемика, морфология, грамматика, синтаксис, художественные средства выразительности);
развивать творческие возможности учащихся;
воспитывать толерантность к окружающему миру.
Звучит музыка, на экране демонстрируются картины природы. (1,5минуты), на этом фоне звучат слова учителя:
развивать навыки текстуального анализа;
учиться поэтапно восстанавливать содержание текста;
создавать творческую работу по заданной теме;
постигать мир человеческих отношений,
учиться «властвовать собой».
( На экране высвечивается тема урока, цели и задачи).
Я предлагаю вашему вниманию текст Прислушайтесь к своему сердцу, почувствуете ли вы отклик в душе, свою сопричастность к происходящему?
Весь лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. речка. Так было долго.
Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли и сон грустный увидела, то ли еще что случилось. речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, помутнела ее вода
Заметило это солнце, решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. «Что за глупые – подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.
(На экране высвечивается пирамида комплексного анализа текста)
самостоятельно отметьте четыре аспекта анализа текста: тему, жанр произведения, стиль речи,
(самостоятельная работа учащихся
Работа по анализу текста:
– О чем этот текст? О речке? (можно высветить на экране тему текстао том, как чистая, светлая речка превратилась в грязную мутную лужу
А, может быть, этот текст не о речке, а о человеке? (можно высветить второй вариант темы: о том, как просто сорваться, обидеть, унизить человека, а, значит, сделать мир ). Всмотритесь в формулировку этой темы. Проблема человеческих взаимоотношений, необходимость контролировать свои эмоции, чувства и страсти скрыты в подтексте притчи. Запишите свои ответы в маршрутных листах, если ваши ответы ошибочны.
Двойственность темы мы постараемся объяснить чуть позже.
На экране высвечивается определение притчи
Притча – иносказательный рассказ с нравоучительным смыслом.
Теперь становится понятным двойственность в определении темы. Аллегория, лежащая в основе произведения, предполагала: рассказ о речке, ставшей мутной лужей, – это рассказ о людях, не сумевших совладать своими чувствами.
– Можно ли безошибочно определить, к какому стилю речи относится данный текст? (Обратитесь к таблице «Стили речи» и аргументируйте свой ответ).
На экране высвечивается таблица «Стили речи».
Итак, перед нами художественный текст, в котором рассказывается о речке, и в то же время о человеке.
Нравоучительный смысл, или мораль, связан с основной мыслью текста. Перед вами возможность проверить, правильно ли вы ответили на этот вопрос.
Прочитайте предложенные тестовые варианты и найдите тот, что отвечает идейному содержанию произведения.
2. Самое первое и самое важное в жизни – это стараться владеть самим собой.
3. Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями.
4. Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха.
Итак, основной идеей текста можно считать ответ тестового задания – 2.
На экране высвечивается идея текста: «Самое первое и самое важное в жизни – это стараться владеть самим собой».
Оцените свою самостоятельную работу, сравнив ваши самостоятельные ответы с теми, что вы отмечали в маршрутном листе номер 1.
Дальнейшую работу с текстом мы продолжим, обратившись снова к таблице, определим тип речи, аргументируя свой выбор.
На экране высвечивается таблица «Типы речи»
(Ответы учащихся: тип речи – повествование с элементами описания)
Действительно, события, легшие в основу притчи, связаны с повествованием, и сама притча – эпический жанр, передающий последовательную смену действий.
Чтобы определить одну из важных составляющих художественного текста – композицию, необходимо проследить чреду этих событий, выделив в тексте микротемы и озаглавив их. (Работа с текстом: учащиеся должны выделить микротемы, озаглавить их, составив план).
Вернитесь к таблице «Типы речи». Есть ли в данном тексте вступление? Зачин? Завязка? Проделайте подобную работу. Прочитайте текст. Как можно озаглавить пункт плана?
Есть ли концовка? Прочтите ее и также озаглавьте.
Часть прозаического текста между зачином и развязкой, а именно развитие действия, может иметь варианты. Но среди всех вариантов есть одна закономерность. Какая? Какое художественное средство лежит в основе содержания притчи? (Антитеза)
(На экране высвечивается слайд «План»)
Всмотревшись в «рисунок» повествования, можно отметить особенности построения произведения
Физкультминутка. На экране высвечиваются пейзажные картины. Звучит музыка живой и неживой природы.
Учитель: Пришло время отдохнуть, послушать звуки природы, представить себя в прекрасном мире солнца и ветра, на вершинах гор и среди морских волн? Что может быть прекраснее?
(На экране высвечиваются картины природы, звучит музыка)
Учитель: волшебная сила слова связана с самыми разными аспектами речи. Перед вами задания. Каждая группа учащихся, имея маршрутные листы, отвечает за исследования. Наша задача – раскрыть лингвистические тайны текста по следующим аспектам:
– особенности лексики;
– морфологические находки;
– работа с синтаксическим строением текста;
– роль художественных тропов;
– использование звукописи.
Индивидуальные задания по тексту получают три ученика (Звукопись в тексте, роль глаголов в тексте, особенности знаков препинания в тексте) Длительность исследований – 2 минуты.
Последний этап работы – орфографический и синтаксический анализ текста.
Перед вами отрывок из текста. Какие орфограммы пропущены в словах, что их объединяет? Сформулируйте правило, объясните написание слов.
Подобное задание по пунктуации: определите общность пунктуационных правил, применяемых в предложении первого и последующего рядов, расставьте знаки препинания, объясните их.
Через несколько минут вам предстоит написать творческую работу – художественного текста или сочинение по проблеме, оговоренной в тексте. Выбор за вами. Сейчас же предлагаю прослушать творческую работу учащейся. Возможно, ее сочинение поможет вам сделать осознанный выбор. Итак, кто сделал выбор в пользу сочинения, желаю удачи. Остальные же учащиеся приготовимся к работе над изложением. Помните правило работы: при повторном чтении текста вы можете делать записи. Повторное чтение текста.
На экране высвечивается задание: написать подробный текст изложения, сохраняя особенности художественного текста, либо сочинение по одной из проблем текста
Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Лингвистический анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице и является одним из главных средств подготовки к ЕГЭ и ГИА. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.
Рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его
Такая направленность в обучении изменяет взгляд на проверку обученности учащихся и помогает выявить не только степень овладения грамматическими и правописными умениями и навыками, но и уровень сформированности речевых умений и навыков: умение передавать в выразительном чтении понимание читаемого текста; умение строить монологическое и диалогическое высказывание на экзамене.
МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА УРОКА
Цель методической разработки – реализация государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки старшеклассников по дисциплинам «Русский язык» и Литература»; подготовка к экзамену по русскому языку по разделу «Комплексный анализ текста» (Части «А», «В», частично «С» гос. экзамена)
Комплексный анализ художественного текста (подготовка к экзамену)
русский язык и литература
урок закрепления знаний, умений и навыков
урок словесности с применением ИКТ
репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический
Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.
Оборудование, техническое оснащение:
карточки с текстом для каждого ученика,
карточки для самостоятельной работы,
ПК и м/м проектор, флэш-карта.
музыкальные файлы и (видео)презентация;
страничка электронного учебника, страничка тренажёра;
Конспект урока сопровождается презентацией на всех этапах проведения занятия!
3. Мотивация деятельности.
4. Лексическая работа.
5. Комплексный анализ текста:
5.1. Слово об авторе и его творчестве.
5.3. Авторская позиция в тексте. Мнение читателя.
Языковые средства художественного текста. Идейная проблематика текста.
8. Домашнее задание.
Методическая разработка урока
Комплексный анализ художественного текста (подготовка к ЕГЭ)
Образовательная область –
карточки с текстом для каждого ученика, карточки-информаторы, карточки для самостоятельной работы, тетради рабочие по русскому языку; ПК и м/м проектор, флэш-карта. Дополнительно: иллюстрации, музыкальные файлы и (видео)презентация; страничка электронного учебника, страничка тренажёра; интерактивная доска «Polyvision». ( Слайд № 1)
Сегодня у нас с вами урок интегрированный: урок словесности с применением ИКТ; урок комплексного применения ЗУНов при анализе художественного текста.
тетрадях число и тему урока. (Слайд № 2)
определяем цели урока.
Закрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.
-Повторить стилистические, лексические, синтаксические, морфологические законы построения текста посредством речеведческой деятельности.
-Сформировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни. ( Слайд № 3)
«Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие» (Слайд № 4)
3. Лексическая работа
Прочитайте слова, знание значений которых нам понадобится при комплексном анализе текста, выясните их значение.
(Слайд № 5)
Перед вами автор текста – Андрей Платонович Платонов (Климентов). ( Слайд № 6)Мы видим изображение писателя в разные годы жизни. Студент, военный корреспондент, муж и отец, инженер-электрик, строитель, наконец, замечательный писатель, человек с чутким и беспокойным сердцем.
Его литературное наследие – романы, рассказы, повести, сказки, очерки, статьи. Какие произведения вы уже читали? (Сказки «Неизвестный цветок», «Волшебное кольцо», рассказы «Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Корова», «Юшка», « Три сына»). (Слайд № 7)Цель его творчества – открыть истинный смысл и правду жизни, помочь людям стать лучше. Есть у него и рассказ “Любовь к Родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие)”, отрывок из которого мы сейчас прослушаем и попробуем проанализировать. (Слайд № 7)
читает текст (). Звучит музыка – скрипка (Слайд № 8)
Доставляет ли нам отрывок эстетическое наслаждение
Докажите, что перед нами текст? (Слайд № 10. Страничка электронного учебника)
Текст – произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Вспомним основные признаки (Слайд № 10)
2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли.
3)тематическое и идейное единство.
4)грамматическая связь между предложениями.
5)абзацное членение – выделение микротем.
6)композиционная стройность, завершенность.
Определите тип речи? (элементы повествования и описания)
-Найдите признаки художественного стиля речи. Художественный стиль используется в Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор ; для создания образов используются все языковые средства.
Образность, недопустимость стандарта, эмоциональность и экспрессивность, динамизм, ярко выраженная авторская индивидуальность(Слайд № 10)
текста, подумаем, как его можно озаглавить?
Что автор сообщает о музыканте? Почему он играет? В каком предложении выражена основная мысль текста? (задание А29) Найдите ключевые слова. ( Слайд № 9)Итак, автор рассказал нам о старом скрипаче, для которого очень важно было играть для людей, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь
Почему людям так необходима была музыка этого чудного скрипача?
изредка они (звуки) доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью) (Слайд № 9)
Какую же проблему ставит А. Платонов, над чем заставляет задуматься нас, читателей? Вам предлагается страничка тренажера – 6 вариантов, 2 из которых дают точный ответ. (Слайд № 11) Как влияет искусство (музыка) на жизнь человека, его душу?
В чем заключается сила искусства (музыки)? (Слайд № 12)
3. Как воспринимают люди окружающий мир и себя в этом мире?
4. Какую пользу (и как) может приносить человек обществу?
5. Какой человек может быть наделен даром понимать настоящее искусство?
6. Все ли люди способны испытывать эстетическое наслаждение от музыки?
Ученики записывают в тетради верные формулировки проблем в виде вопросов.
Прокомментируйте с помощью предложений текста основную проблему.
4.2. Авторская позиция в тексте. Ваше мнение.
В каких предложениях текста автор озвучил свою позицию?
Ребята, как вы понимаете значение этих слов – материальные и духовные ценности? (Слайд № 14)Посмотрим, как создан образ скрипача?Каковы его жизненные ценности? Требует что-то скрипач взамен от людей, которые слушают его удивительную музыку? (Слайд № 14)
Какой художественный приём применяет автор для создания этого образа?(антитезу: непритязательный человек, ничего не требующий от людей за его виртуозную игру всеми силами души стремится быть полезным обществу, очень любит людей и искусство, способен служить миру бескорыстно, всей душой). (Слайд № 14)
Где обычно играл скрипач?(Памятник А. С. Пушкину в центре Москвы, на Тверском бульваре. Самое оживлённое, любимое место москвичей, гостей города). (Слайд № 15)
Жизнь людей, которые любят, понимают, увлекаются искусством, богаче, возвышеннее, интереснее. Таков скрипач. И автор поднимает его на пьедестал. Почему? (С одной стороны, это позволяет быть увиденным, а можно сказать, что это делает его духовно выше – поднимает над людьмиПочему автор поставил его играть у памятника Пушкину? Что у них общего? (служение искусству, людям – СЛУЖЕНЬЕ МУЗ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ)- Скрипач стоит высоко, но не рядом. Почему? Какое слово их разделяет? (Слайд № 15)
Величие искусства яснее всего проявляется в музыке и литературе.
Пушкин – признанный гений в веках. Скрипач – самоучка поклоняется искусству, способен служить миру, даря людям свой талант.
4.3. Языковые средства художественного текста помогают раскрыть идейную проблематику текста (Слайд № 16)
На какую тему подобрана лексика в тексте?
1. Нравственно – этическая лексика.
Найти, выписать эти слова.
а) Глубина человеческих сердец, мысли, добро, счастье, славная жизнь, мужественная сила.б) Памятник Пушкину, смычок скрипки, музыка, пьедестал, мир искусства.
2. Художественно – изобразительные средства.
а) художественная деталь: закрытый футляр (не требует вознаграждения за свою игру; цель – безвозмездно подарить людям прекрасное; быть полезным обществу)музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь
нежной и мужественной силой (музыки); высшей, прекрасной жизнью
в) высокая (поэтическая) лексика: подымаются мраморные ступени
музыка символизирует счастье, добро, человечность во взаимоотношениях людей.
Мир искусства – как пьедестал, на который способен и достоин подняться не каждый.
(Слайд № 16, гиперссылка)
(Слайд № 17)
а) Предложения сложные.б) Предложения, осложненные причастными, деепричастными оборотами.
в) Предложения с однородными членами.
Для его музыки было полезней, в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, от государства пенсию
У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – в ожидании музыки, музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь
Роль: подчеркнуть величие искусства, непостижимую красоту музыки.
(Слайд № 17, гиперссылка)
4. Морфологические средства (Слайд № 18)
любил играть, трогал струны, умолкали, музыка утешает, обещает, скучал от мысли, что не приносит добра, звуки раздавались, доходили
б) Выписать наречия: обыкновенно, тише и темней, достаточно, изредка, высоко.в) Слова с частицами (приставками) Не знал, не приносит, никакого, некоторые.
Роль – Музыка заставляет человека замолчать, прислушаться к своей душе, увлекает в мир прекрасного. (Слайд № 18, гиперссылка)
(Слайд № 19)
Каким образом комплексный анализ художественного текста помог нам ответить на основной вопрос урока: «В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?»
(Выслушиваются ответы учащихся.) (Слайд № 20)
Звучит музыка *видеофайл (
Музыка звучит в моём сердце, в унисон с тобой живёт моя душа, она радуется и волнуется, грустит и думает, шагает в ногу с героями. Ты погружаешься в прекрасный светлый мир, который дарит музыка, вызывая восторг и счастье, наполняет тебя изнутри и очаровывает волшебными звуками. Музыка дарит наслаждение и радость, отправляешься за ней в дальний путь прекрасный и интересный, полный разных сюрпризов и тайн.
Звуки музыки доходят до глубины человеческого сердца, трогают его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. (Слайд № 19)
7. Домашнее задание
Ответьте письменно на вопросы:
Учитель об общем впечатлении от урока, о деятельности учащихся; краткий самоанализ занятия. (Слайд № 22)
правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
наука о прекрасном, изящном.
3. Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.
4. Интерпретация – истолкование смысла, содержания чего-то.
– произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Отличительные признаки текста
– это основное содержание, предмет рассуждения.
зависит от цели высказывания
используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется многообразием языковых средств. : образность, недопустимость стандарта, эмоциональность и экспрессивность, динамизм, ярко выраженная авторская индивидуальность.
1. Как влияет искусство (музыка) на жизнь человека, его душу?
2. В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?
Награждённый даром понимать искусство человек становится нравственно чище, счастливее. Награждённый (благодаря искусству) даром доброго понимания мира окружающих его людей, прошлого и далёкого, человек легче и полнее воспринимает окружающий мир.
№ 4. Языковые средства художественного текста
1. Нравственно – этическая лексика:
а) художественная деталь: б) олицетворение:
3. Синтаксические средства
№ 5. Рефлексия.
– В какой взаимосвязи находятся жизненные ценности?
– Чему вы отдаёте предпочтение?
– Всем ли людям доступно испытывать эстетическое наслаж
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
Долгожданный дан звонок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять
И внимательно читать.
Звуки с буквами пришли
И порядок навели.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадется к самому сердцу,
И зародится в нем зерно доброты.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка?
– Проверим готовность к уроку
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
– Проверим готовность к уроку
На уроке я сижу –
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться.
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
Если хочешь много знать,
Значит, грамотно писать
Как пришел ты на урок,
На язык повесь замок,
Далеко не прячь ключи,
Если нужно – отомкни.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
Тихо все за парту сели,
На меня все посмотрели
И работать захотели.
Отдых наш кончается,
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
– Так возьмемся, ребята, скорей за работу! Проверим готовность к уроку
Рады слышать мы звонок,
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
Добрый день, друзья мои!
– Добрый день, ответим мы. Как две ниточки связали доброты и теплоты.
С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А проснуться и вставать!
Прозвенел звонок и смолк,
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
Постарайтесь все понять,
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Тихо сядем и вздохнем,
Наш урок скорей начнем.
Соприкасаемся пальчиками с соседом по парте и говорим:
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
«Здравствуйте», – ты скажешь человеку.
«Здравствуй», – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет целый век.
Мы будем на уроке думать?
– А может, будем спать?
– Мы будем рассуждать?
– А в облаках летать?
– Друг другу будем помогать?
Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!
– Ноги на месте? – На месте.
– Руки на месте? – На месте.
– Спинка прямая? – Прямая.
– Локти у края? – У края.
– проверим готовность к уроку.
– Прозвенел звонок. Мы снова на уроке русского языка.
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
– Быть грамотными учимся мы на уроках русского языка!
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром»,
«Доброй ночи» говорим.
Громко прозвенел звонок, Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать, научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет все узнать наша любознательность.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте,
Все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо, – под рукой!
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
С заглавной буквы, без сомненья,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно.
Прозвенел и смолк звонок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Каждый час, всегда, везде,
На уроке и в игре,
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
– Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли.
– Звенит звонок веселый,
Раскрой скорей тетрадь.
Пришли с тобой мы в школу,
Чтоб многое узнать.
– Дети, вам тепло?
– В классе светло?
– Прозвенел уже звонок?
– Уже закончился урок?
– Только начался урок?
– Значит, можно садиться!
– Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Скорей за работу.
Чтобы грамотными стать.
– Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
– Перемена, перемена,
Можно бегать и играть,
Но нельзя и забывать,
Что, когда звенит звонок,
Он зовет всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс, друзья!
– Торопимся мы на урок,
– Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
– Запустим кораблик бумажный,
Пускай он плывет далеко.
Урок у нас сегодня важный,
Добыть ведь знания – нелегко!
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки!
– Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.
– Чтобы грамотными стать,
Надо много нам читать.
Надо быть активным,
А еще желательно
Делать все внимательно!
– Ужасно интересно Все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно,
Нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания,
Проявим мы старание,
Тогда с тобою многое
Удастся нам понять.
– Прозвенел уже звонок.
В путешествие пойдем.
В Страну знаний попадем.
– У нас на парте все в порядке:
Альбомы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!
– Если хочешь много знать,
– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много,
– Долгожданный дан звонок,
И книжки, и тетрадки,
И мысли – все в порядке.
– Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Смелым, добрым, сильным.
– Создадим хорошее настроение.
– Улыбнитесь друг другу, садитесь!
– Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
«УПРАЖНЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно «передохнуть». « Линия времени» позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
С точки зрения НЛП метафора не тождественна «метафоре» в филологии, хотя в основе тоже сходство. В НЛП метафора – притча. Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики.
Использую метафоры в основном в 6 классе, так как тема «Притчи», изучаемая на литературе, позволяет начать разговор об аллегории, о раздумьях над, казалось бы, обычными текстами. Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем. Мне кажется, ребята ценят мою веру в их мудрость.
Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» – спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» – сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее». – посоветовал мудрец. « Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!» – ответил упрямый лесоруб.
Шестиклассники и семиклассники в силу возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания и т.д. Предлагаю им на уроке поговорить о свойствах, например, памяти, и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного минимума.
Один из вариантов рефлексии по предмету
. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.
В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:
На что был похож прошлый учебный год?
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
Что тебе нужно сделать для этого?
Какая нужна помощь?
Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I триместр?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймёшь, что результат достигнут?
Записать не менее 6 ответов на вопросы:
-Чего не случится, если я буду писать грамотно?
-Чего не случится , если я не буду писать грамотно?
-Что случится, если я буду писать грамотно?
-Что случится, если я не буду писать грамотно?
Эти опросники провожу в начале или в конце триместра. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.
освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.
. В старших классах практиковала Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, я держала ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.
9. Оценка – не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
10. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
11. Образовательная стратегия.
-Что ты делал, чтобы написать эту работу на «5»?
-Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.
Закрепление правил в игре с мячом.
Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.
Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.
-Что ты видел, слышал, чувствовал,
когда ехал в школу;
во время прогулки по осеннему парку;
когда выполнял домашнее задание по русскому языку;
на берегу моря.
14. В начале урока:
-Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
-А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
(Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.)
Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. « Да-нетка» учит:
-связывать разрозненные факты в единую картину;
-систематизировать уже имеющуюся информацию;
-слушать и слышать соучеников.
Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только «да-нет». Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы
На доске записана тема урока.
Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
— Что вы уже знаете об этой теме?
–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
(Не правда ли, звучит, как открытие!)
На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.