РАЗРАБОТКА УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Невского района г. Санкт-Петербурга

Памятка по созданию методических материалов /под ред. С.М. Платоновой, С-Петербург, 2005 г.-12 с.

Платонова С. М., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии образования ЛГУ им. А.С. Пушкина, научный консультант ДДТ «Левобережный».

Способом раскрытия тайны педагогического творчества, обмена накопленным опытом, приоткрытия завесы поиска педагога является создание и оформление методической продукции. Но часто создатель интересного занятия, технологии, программы относится к своему труду как к чему-то понятному, простому, и, представляя его, делает это мимоходом, поверхностно. Многие вещи, понятные автору, он считает понятными всем, хотя это далеко не так.

В предложенной Вам памятке обобщен опыт общения заведующего методическим кабинетом Дома детского творчества «Левобережный» с авторами методических разработок, когда приходилось просить педагогов раскрыть, зачем он делал то или иное, как пришел к идее, пояснить, о чем идет речь и т.д. Памятка составлена для того, чтобы сориентировать автора методической продукции в запросах тех людей, которые будут знакомиться с материалами.

Памятка предназначена: педагогическим сотрудникам учреждений дополнительного образования детей.

Четко сформулированные рекомендации по оформлению материалов, поступающих в методический кабинет учреждения дополнительного образования детей, помогут педагогическим работникам представить свой педагогический и методический опыт более доступно, целостно, системно.

Рекомендации по содержанию и целям

Рекомендации по оформлению методических материалов:

•     методические разработки

Методические материалы и их виды

Методические материалы (методическая продукция) – одна из форм выражения результата методической деятельности, способ выражения и распространения методических знаний.

методическим материалам относятся:

«Программа» (от греч. – объявление, распоряжение.

Программа – документ, представляющий содержательно-организационную модель деятельности, т.е. документ, определяющий цель, участников, содержание, результаты деятельности, а также порядок её реализации.

Образование – процесс овладения социально значимым опытом человечества, воплощенном в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ.

Дополнительная образовательная программа – это нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса, а именно его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок взаимодействия всех его участников и результативность.

Сценарий – литературное произведение с подробным описанием действия, для организаторов является отправным документом.

Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, вечера, концерта, любого дела. Сценарий, как правило, снабжен методическими советами. Это дает возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторять ошибок.

Методическая разработка – описание методов, способов, приемов педагогической деятельности. В разработке педагог отвечает на вопросы: как, каким образом я достигаю цели, получаю желаемые результаты своей деятельности?

Методические рекомендации – комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения, воспитания, развития. Чаще всего основой для разработки методических рекомендаций является обобщенный опыт деятельности педагога.

5. К ОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Учебное занятие – промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребенка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.

Конспект учебного занятия включает в себя описание процесса подготовки занятия, формулировку цели и задач занятия; используемые методы, приемы и средства обучения. В развернутом виде представлено содержание занятия, методы контроля и ожидаемые результаты.

6. Т ВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

К творческим работам учащихся относятся сочинения, рефераты, технологическое описание изготовления изделия и другие виды результата творческой деятельности учащихся. Творческие работы могут быть самостоятельно представлены на выставках, олимпиадах, конкурсах, смотрах или являться приложениями к образовательным программам, описанию учебных занятий, методическим разработкам педагогов.

ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ

Фотографии и видеозаписи являются красочными иллюстрациями различных видов деятельности учащихся и педагогов. Правильно оформленный материал дает возможность не только сохранить для истории воспоминания о прошедших делах, но и является основой для анализа мероприятия, занятия и т.п.

8. К УРСОВЫЕ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Работа является итоговой работой слушателя за курс обучения. В работе слушатель должен продемонстрировать теоретические и практические знания по проблематике курсов, предъявить умение изучать теоретические работы, систематизировать и структурировать полученный материал, обобщать и делать выводы.

9. Т ЕКСТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРАХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПЕДСОВЕТАХ, МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Выступления па семинарах, конференциях, педсоветах, методических объединениях являются одним из способов обобщения и распространения передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт – это высокое мастерство педагога, основанное на успешном применении установленных наукой принципов и методов, дающее высокий результат, соответствующий современным требованиям, а также способное в современных условиях удовлетворить актуальные потребности практики обучения и воспитания. Тексты выступлений дают возможность познакомиться с данным опытом большему числу педагогов.

10. П ЛАНЫ РАБОТЫ

План – это определенный порядок, последовательность в изложении чего-либо (научного или литературного произведения, статьи, речи), а также намеченная на определенный период работа с указанием её целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения, исполнителей или ответственных за выполнение.

11. П УБЛИКАЦИИ В СМИ И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ

Материалы (статьи, заметки и пр.), опубликованные в газетах, сборниках, книгах, авторами которых являются сотрудники УДОД.

12. М АТЕРИАЛЫ ГОРОДСКИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

При проведении городских методических объединений педагогов на базе УДОД участники семинаров, как правило, получают план проведения семинара, визитную карточку, материалы из опыта работы принимающего учреждения. Данные материалы могут пополнить фонд методического кабинета и быть интересными для педагогов вашего учреждения.

создания методических материалов

Приступая к работе над каким-либо из видов методических материалов, автору необходимо учитывать, что материалы должны:

Рекомендации по оформлению образовательных

Более подробно требования к оформлению образовательных программ изложены в Письме Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16.

Рекомендации по оформлению сценариев массовых мероприятий:

Рекомендации по оформлению методических разработок и методических рекомендаций:

Рекомендации по оформлению конспектов учебных занятий:

Рекомендации по оформлению творческих работ учащихся:

Рекомендации по оформлению фото и видео материалов:

Рекомендации по оформлению курсовых работ слушателей повышения квалификации:

–   введение (анализ избранной темы, обоснование её актуальности)

– теоретическая часть (анализ источников по данной проблеме, современное состояние научного изучения проблемы, новые, требующие изучения, аспекты проблемы)

– основное содержание (авторские разработки, новая информация, позитивные и негативные результаты самостоятельной работы слушателя)

– заключение (выводы, оценка успеха и недостатков проделанной работы, рекомендации по внедрению тех или иных авторских разработок)

– библиография (перечень источников – печатных, архивных, рукописных, электронных и иных, которые упоминаются или цитируются в работе)

–  приложения (статистические материалы, схемы, таблицы, графики, аудио- и видеоматериалы, материалы на компакт- дисках, дискетах)

Рекомендации по оформлению текстов выступлений на семинарах и конференциях, педсоветах, методических объединениях:

Рекомендации по оформлению планов работы: титульный лист: название образовательного учреждения, кем и когда утвержден план, кем и когда принят план, название плана, на какой временной период составлен план

Рекомендации по оформлению публикаций в СМИ! и печатных изданиях:

Рекомендации по оформлению списка литературы.

Все источники литературы размещаются в алфавитном порядке. Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, инициалы; полное название книги (без кавычек) с подзаголовками; город, где издана книга; издательство; год издания. При описании сборников указывают: полное название (без кавычек) с подзаголовками; под чьей редакцией вышел сборник (инициалы, фамилия), переводчик (если есть); город, где издан сборник; издательство; год издания.

2. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с.

1. Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. – М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

2. Буланова Е. В. Поговорим о программах: взгляд методиста // Ярославль: «Внешкольник» – 2004. – №1 – с. 49-55

4. Добрецова Н. В., Инц И. Г. Учебно-методический комплекс – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога (учебно-методическое пособие). – СПб, 2004. – 62 с.

5. Методическая деятельность, словарь-справочник / под ред. Е.В. Титовой. – Л.: 1991. – 45

Методические рекомендации по оформлению сценария, ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», кабинет научно-методического сопровождения досуговых программ

7. Положение об аттестационной работе слушателя курсов повышения квалификации, ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

8. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

разработке и изданию учебно-методических материалов

Санкт – Петербург

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».

Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспечение помощи педагогическим работникам при разработке и изданию учебно-методических материалов.

Иванова Л. А. – Зам. директора по МР СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»

Симакова  А. Г. – Зам. директора по УПР СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»

Кобзева И. Ф. – Председатель методической комиссии

мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании Методического Совета

Протокол №  1 от 03. 10.2016 г.

Одним из компонентов педагогической деятельности педагога является методическая деятельность. Под методической деятельностью следует понимать «самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин».

К видам методической деятельности, выполняемой педагогическими работниками профессиональной школы, можно отнести:

Результатами (продуктами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; рабочие программы, методическое обеспечение учебной дисциплины, и т.д.

В системе средств обучения основной целью учебных изданий является обеспечение практической и самостоятельной работы обучающихся по овладению знаниями, умениями и их закреплению. Под учебной литературой понимается учебники, учебные пособия, методические указания.

Существуют общие теоретические основы выполнения методической  деятельности педагога, основные процедуры выполнения методических разработок.

Все учебные пособия, методические рекомендации должны быть оформлены в соответствии с требованиями к оформлению учебно-методических материалов, рассматриваться и приниматься на Методическом Совете колледжа и обновляться каждые три-пять лет.

1. Виды учебных изданий

Существует достаточно большое многообразие различных учебных изданий, наиболее часто встречающиеся следующие:

Учебное издание (методическая разработка) — издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения, и рассчитанные на учащихся разного возраста и ступеней обучения в условиях определенной системы образования. Различают учебно-программные, учебно-теоретические, учебно-практические, учебно-методические, учебно-справочные, учебно-наглядные, учебно-библиографические издания. Современные учебные издания могут быть представлены как в традиционной на бумажных носителях, так и в электронной форме.

Работая над любым видом учебного пособия, (кроме официально рекомендованного учебника) разработчик должен знать, что оно относится к группе дополнительных изданий, которые используются как дополнительные источники информации, соответственно они должны дополнять, конкретизировать, раскрывать сущность основного учебного издания по конкретной дисциплине.

2. Основные  требования к учебным  изданиям

Функции учебного издания:

3. Общие требования к оформлению и содержанию учебного издания (далее методической разработки)

Структура  методической разработки

Титульный лист ( название, аннотация с обратной стороны)

Название методической разработки

Во введении целесообразно отразить следующие аспекты: Актуальность данной работы. Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в учебной деятельности обучающихся. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.

Цели и задачи методической разработки отражаю, как правило, во введении.

Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме.

Задачи описания методической разработки инновационного опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении.

Основная идея педагогической деятельности. На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую идею методической разработки инновационного опыта, ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы.

Новизна методической разработки инновационного опыта педагога. Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых) результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного опыта, от имеющихся и отраженных в научной литературе.

Различают три степени новизны:

1. Методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

2. Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

3. Методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью новизны.

Рекомендуемый объем – до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть может состоять из двух и более разделов.

В первом разделе более подробно, чем во введении описывается основная идея инновационного педагогического опыта. Дается более глубокое психолого-педагогическое обоснование со ссылкой на ученых-разработчиков концепций, теорий, технологий. На основании поставленных задач во введении раскрывается содержание своей педагогической деятельности, показываются технологии педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи. Кроме того, рекомендуется представить описание:

-современных приемов и методов образования;

-организации творческой деятельности воспитанников;

-педагогических идей и инициатив;

-новых методик и технологий обучения;

-результативных современных приемов и методов использования информационных технологий.

В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты.

Рекомендуемый объем – не менее половины общего объема работы.

Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14, жирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

3.1 Пример  структуры  методической разработки

Название методической разработки (на титульном листе).

2. Основная часть. Название основной части

Раздел 1. Название раздела

Раздел 2. Название раздела

Раздел 3. Название раздела

Количество разделов создается на усмотрение автора и зависит от замысла.

В заключении формулируются: Выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов Вашей педагогической деятельности.

-изменения в качестве знаний воспитанников, в овладении практическими умениями;

-изменения в уровне воспитанности;

-изменения в развитии интереса к дисциплине и т.д.

Значение применения использованной формы работы.

Возможность использования методической разработки в практике работы других воспитателей.

Список литературы строятся по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.

Приложения структурируются, озаглавливаются и нумеруются в соответствии с последовательностью их упоминания в основном тексте.

3.2 Общие требования к оформлению методической разработки

Методическая разработка  должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа (А4: 210X297) и на обороте титульного листа иметь аннотацию. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста.

Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт Times New Roman 14, через 1 интервал, поля: сверху – 2.5 см, снизу – 2.0 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см., красная строка – 1.27, выравнивание по ширине.

Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится.

Тексты структурных элементов проекта – разделов – следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев – отступов в строке при начале новой смысловой части. Количество и объем разделов не лимитируется.

Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание. Порядковый номер страницы ставится в середине верхнего или нижнего поля.

Записи рекомендуется располагать следующим образом:

–        указывать количество страниц документа (источника), если он полностью изучен – 336 с;

–        если рассматриваем несколько страниц – С. 30-38.

Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. Список использованных источников (Литература) должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить

Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методическая разработка заканчивается 23 страницей, приложение начинается с 24 страницы). Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

4. Примеры методических разработок и рекомендации по их содержанию

4.1 Методические разработки занятий – разновидность  учебно-методического издания в помощь педагогическому работнику, в систематизированном   виде отражающая содержание и ход   занятия.  Среди  методических разработок занятий  различают    планы у занятий и конспекты занятий.

– разновидность  методической разработки, представляющая собой логически упорядоченный  перечень вопросов, подлежащих изучению на занятии, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход занятия. Важнейшим требованием, предъявляемым к плану  занятия,  является  точность, содержательная лаконичность, т.е.  возможность  в минимальном объеме  текста максимально полно и точно  отражать  содержание и ход занятия.

Структура плана занятия:

•  дата проведения занятия с указанием группы, в котором оно проводится;  его    номер по тематическому плану;

• тема занятия;

• цель занятия;

•  задачи занятия;

• тип занятия;

• перечень этапов  занятия;

• методы, используемые в ходе занятия;

• перечень используемого оборудования.

– разновидность  методической разработки,  представляющая собой   совокупность плана и   краткой письменной  записи содержания и последовательности этапов занятия, имеющая авторский,  индивидуализированный характер.  Предназначен для последующего восстановления учебной информации  с различной степенью полноты  в ходе занятия. Характеризуется  многоадресностью:  коллегам, администрации ОУ и/или представители органов управления  образованием. В отличие  от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и  фрагменты  речи педагога или полный текст нового материала.

-по объему (по степени свертывания информации): краткие, подробные или развернутые, смешанные (допускающие  совмещение краткого  – в виде пунктов плана, тезисов, схемы – и полного, развернутого  изложения информации);

– по форме: текстовый конспект, конспект-таблица, конспект-схема,  смешанный конспект занятия, в котором объединяются названные виды. Структура плана-конспекта занятия:

•  дата проведения занятия с указанием группы, в которой оно проводится; его номер по тематическому плану

•  тема занятия;

•  цель занятия;

• структура  (сценарий) занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

•  методы и приемы работы педагога с обучающимися в каждой части занятия;

•  учебное оборудование, необходимое для проведения занятия;

•  содержание учебного материала  (фрагменты речи педагога или полный текст нового материала);

•  задания для обучающихся на каждом из этапов;

•  алгоритмы  выполнения заданий.

4.2 Методическая разработка мероприятия  – разновидность  учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая  логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического  вечера, викторины, конкурса, фестиваля и т.п.). Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику  поставленных педагогом целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается  соответствующими методическими советами.

Структура методической разработки мероприятий:

• дата проведения мероприятия  с указанием группы , в которой оно проводится

•  тема мероприятия;

•  цель мероприятия;

•  задачи внеклассного мероприятия;

•  тип мероприятия

• структура  (сценарий) мероприятия  с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

•  методы и приемы работы педагога, использованные в ходе мероприятия;

• оборудование, необходимое для проведения мероприятия;

• содержание использованного материала  (фрагменты  речи педагога или полный текст материала);

•  задания для участников на каждом из этапов мероприятия;

4.3  Учебно-методические  рекомендаций по изучению дисциплины

Данное учебно-методическое пособие представляет собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих обучающемуся оптимальным образом организовать процесс изучения конкретной  дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться обучающимся самостоятельно.

По желанию автора методические рекомендации могут быть объединены с методическими рекомендациями по самостоятельной работе.

Примерная структура учебно-методических  рекомендаций

по изучению дисциплины:

«Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника», предъявляемые  Федеральным Государственным образовательным стандартом по преподаваемой дисциплине/профессиональном модуле (далее ПМ): цель, задачи дисциплины/ПМ, обучающийся  должен знать, уметь, иметь представления и т.п.

Эта основная часть методического пособия и требует обдуманного подхода. В этом разделе идет раскладка тем. Каждая тема включает:

·        содержание темы (рассматриваемые вопросы);

·        литературу (обязательная ,основная и дополнительная);

·        цели (учебная, воспитательная);

·        методические рекомендации по изучению темы;

·        форму текущего контроля знаний (опрос, дискуссия, тестирование);

·        форму контроля знаний СРС (рефераты, доклады, тестирование);

4.4 Курс лекций по дисциплине

Учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины; отражает материал, прочитанный в аудитории студентов определенным преподавателем.

Конспекты лекций выпускаются по новой дисциплине, элективному курсу или в дополнение к учебнику. В последнем случае в лекциях ставятся новые проблемы, предлагаются альтернативные решения, новые направления развития отрасли науки, производства или человеческой деятельности

Материал курса лекций может быть структурирован по разделам учебной программы, модулям, блокам. Возможно, применять различные методы написания курса лекций, например, в виде схем, графиков, таблиц.

Примерная структура курса лекций по дисциплине

а) каждая лекция по теме идентична теме плана, содержит план лекции, вопросы или задания для самопроверки, тренировочные задания, тесты и т.п., список литературы;

Лабораторно-практические работы проводятся по относительно сложным разделам учебной программы. Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим и практическим обучением, в усвоении на основе самостоятельных наблюдений и анализа различных закономерностей и связей технологического процесса.

Лабораторно-практические работы могут охватывать:

– изучение способов пользования инструментами;

-наблюдение и анализ взаимодействия различных процессов, явлений;

-определение свойств материалов;

Примерная структура методических указаний по выполнению лабораторно- практических работ

Рекомендуем следующий порядок оформления лабораторно-практических работ:

4. 6 Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа по дисциплине должна быть направлена на самообучение и самовоспитание. Выполнение самостоятельной работы будет наиболее эффективно при соблюдении определенных условий, и одно из них это организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы. Организационные условия подразумевают плановость, системность. Методическое обеспечение предполагает разработку методических документов, необходимых для самостоятельной работы обучающихся.

Примерная структура методических указаний по выполнению самостоятельной работы.

Обязательными разделами методических указаний являются:

Примерный план график выполнения ВСР по дисциплине/ПМ

План –график рекомендуется оформлять в виде таблицы, которая содержит  название контрольной точки и срок ее сдачи. Для удобства сроки сдачи рекомендуется оформлять номерами недель учебного семестра

Примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной ВСР по разным видам заданий;

Характеристика и описание заданий на ВСР

Данный элемент должен содержать описание целей выполнения задания обучающимся, в соответствии с которыми ставятся задачи, которые предстоит ему решить. Могут быть указаны правила выбора варианта выполнения  задания, порядок выполнения, требования к представлению и оформлению результатов работы (правила оформления, порядок защиты)

Оценка выполнения ВСР

Например, критериями для оценки контрольной работы могут служить;

В данном разделе могут содержаться разъяснения для студентов о системе оценивания его самостоятельной работы. В данном разделе рекомендуется приводить;

Примерная структура методических указаний по  производственной практике

1.     Введение

2.     Требования ФГОС к производственной практики.

3.    Принципы и цели практики (формируемые компетенции).

4.     Содержание практики и структура деятельности обучающегося.

5.     Контролирующие материалы практики (дневник, характеристика с места практики, различные документы, подтверждающие прохождение практики, отчетный продукт практики).

7.     Приложение. В Приложения могут входить Инструкция по ТБ, должностные обязанности работника (функции, обязанности, права, ответственность), образец Титульного листа дневника практики, отчета практики, Структура дневника практики (содержание практики).

4.7 Рабочая тетрадь

Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебной дисциплины.

Основными источниками информации о ходе усвоения учащимися знаний и умений является опрос и различного рода проверочные работы. Делая проверку контрольных работ, педагог имеет дело главным образом с результатами мыслительной деятельности и не имеет возможности увидеть сам процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются рабочие тетради. Для таких тетрадей разрабатываются специальные типы заданий, упражнений, выполняя которые обучающиеся расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции. Задания должны быть построены так чтобы его ошибка, на каждом этапе учебного познания, была замечена педагогом и исправлена. Рабочая тетрадь содержит материалы в соответствии и программой и заполняется обучающимся в процессе изучения дисциплины.

Примерная структура рабочей тетради по дисциплине

Структура каждого раздела (темы) рабочей тетради содержит:

Автор-составитель ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО звание, если есть, ДОЛЖНОСТЬ СПб ГБПОУ «  «Колледж «Красносельский»

– проблема, которой посвящена методическая разработка;

– вопросы, которые она раскрывает;

– потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка).

Протокол № ____ от ______ 10.2016 г.

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ АННОТАЦИИ

Широкое внедрение лазерной техники в производство требует подготовки высококвалифицированных рабочих по профессии «Оператор лазерных установок». Специальная литература, рассчитанная преимущественно на студентов старших курсов ВУЗов и инженерно-технических работников, сложна для обучения начинающего оператора, не имеющего высшего технического образования.

В данном пособие  в доступной и популярной форме изложены основные аспекты лазерных технологий и лазерного оборудования.

Пособие представляет собой компиляцию некоторых широко известных трудов, посвященных теоретическим основам лазерной техники и анализу физических процессов при воздействии лазерного излучения на различные материалы. Разумеется, ничто не может заменить изучение первоисточников. Поэтому в конце приведен список не только использованной литературы, но и дополнительной.

Раздел « Лазерные технологические комплексы» составлен на основе технической документации рассматриваемого оборудования. Для более подробного изучения необходимо обратиться к соответствующим инструкциям.

Последний раздел посвящен вопросам техники безопасности при работе на лазерных технологических комплексах.

Данная работа  является учебным пособием для подготовки операторов лазерных установок

Пособие может быть использовано  для подготовки техников СПО специальности

« Сварочное производство» по дисциплине « Специальные способы сварки» и профессионального модуля  ФГОС « Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *