РАЗГОВОР О ТОМ ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ

Тема занятия: «Что значит быть вежливым»

Цель занятия: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости и культуре поведения младших школьников.

Задачи: учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки; побуждать детей к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки; воспитывать желание быть вежливым.

личностные: развитие самопознания, осознание себя и своего места в окружающем мире; формирование внутренней позиции на основе положительного отношения к окружающим людям; культуры поведения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; этических чувств (доброжелательности и эмоциональной отзывчивости).

регулятивные: научатся правильно употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией.

Познавательные: узнают правила поведения в отношениях с окружающими людьми, секрет общения, помогающий устанавливать дружеские отношения;

коммуникативные: уметь слушать и слышать другого человека; участвовать в беседе, быть внимательным к самому себе и окружающим; понимать чувства и настроение другого, осмысливать свои поступки и поступки другого человека.

І. Организация деятельности учащихся

– Добрый день, ребята, давайте дружно встанем и настроимся на работу.

Девиз нашего сегодняшнего урока :

– Солнышко, солнышко! Мы твои лучи.

Быть людьми хорошими – ты нас научи!

IІ. Введение в тему. Актуализация проблемы.

-Что значит, по вашему мнению, быть добрым человеком? (ответы детей)

–Какое настроение будет у окружающих, если вы им будете улыбаться и говорить вежливые слова? (радостное, веселое)

–Что же нужно делать в первую очередь, когда вы начинаете новый день, приходите утром в школу, встречаете друзей, учителей, чтобы у вас и ваших друзей было хорошее настроение? (Надо говорить всем добрые, «волшебные слова») (Приводят примеры).

– А кто из вас считает себя вежливым человеком? Почему?

– Давайте проверим это.

– Я прочитаю небольшое стихотворение, а вы поможете мне и договорите словечко:

Встретив зайку, ёж-сосед

А его сосед ушастый

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Трясогузка с бережка

И за угощенье рыба

Чудно пел среди ветвей

И ему на всю дубраву

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

-Как мы называем такие слова?

– Конечно, когда мы слышим такие слова, нам становится приятно и даже настроение улучшается.

– Как называют человека, который всегда ведёт себя правильно, употребляет в речи вежливые слова?

(Такого человека можно назвать воспитанным.)

– Верно, вежливым, воспитанным.

Сегодня у нас и пойдёт разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

III. Основная часть.

И будем говорить в одном очень интересном месте. А как называется это место – отгадайте.

Игра «Отгадай слово»

Из букв составить слова: К Ш О А Л Ж Л И Т Е С В О В И

Ребята работают в парах. Из букв складывают слова ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ

– Итак, дети, чему мы будем в этой школе учиться? (будем учиться говорить вежливо, учиться правильно себя вести).

–А для чего надо правильно себя вести? (чтобы быть вежливыми, добрыми, чтобы с тобой все дружили, чтобы тебя любили, хорошо к тебе относились)

–Как же этому научиться? Что вы предлагаете для этого делать?

(Вопрос вызывает интеллектуальное затруднение.)

–А что вы делаете на обычных уроках, чтобы чему-то научиться?

(При совместном обсуждении приходим к выводу, что надо выполнять какие-то специальные упражнения.)

–Да, мы будем выполнять разные упражнения, чтобы узнать секреты общения. Вы учитесь в одном классе. Что нужно, что очень важно, чтобы вам в классе было хорошо?

– Ребята, в чём же ещё проявляется вежливость?

– Как ещё можно определить, вежлив человек или нет?(По поступкам)

Поступок – это ещё одно звено воспитанности.

– Послушайте стихотворение, которое написала А. Барто.

В коридоре, в классе ли —

Всюду стены красили.

Терли краску, терли мел.

Каждый делал, что умел.

Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Шкаф тяжелый с книгами,

Три девчонки двигали,

А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

Девочки — на лавочке,

Парни — на диванчике.

– Как вы думаете, мальчики были довольны?(Да )А девочки?(Нет)

– Можно ли их в действительности назвать рыцарями? Что им нужно сделать, как поступить, чтобы исправить ситуацию. ( Дети дают свои варианты ответов)

–Да, мы будем выполнять разные упражнения, чтобы узнать секреты общения. Вы учитесь в одном классе. Что нужно, что очень важно, чтобы вам в классе было хорошо? Нам в этом помогут герои сказок.

Сравните две ситуации:

1) Буратино сказал: – Артемон, дай карандаш, и побыстрее.

2) Пьеро попросил: – Артемон, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.

– Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)

– Как вы думаете, кому Артемон даст карандаш? Почему?

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.

– Около нашей школы Вежливости растет сад Добра. Давайте представим, что мы – деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

– поздороваться при встрече

– уступить место в автобусе пожилому человеку

-жаловаться на всех подряд

– смастерить скворечник

– перебивать взрослых, которые разговаривают

– приготовить маме подарок на 8 Марта

– помочь полить летом грядку на огороде

– сорить в классе и в других общественных местах

– помочь товарищу решить задачу

-пропустить девочку вперед

-не здороваться при встрече

-помочь убраться в классе

V. Игра «Вежливо – невежливо»

А теперь попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете правую руку,если невежливыми то поднимаете левую руку.

– А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»?

(Вежливо, с улыбкой)

– Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбки, и правильно оформлять свою просьбу. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

– Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то.

– А что такое просьба? Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

– Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова)

– Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить (перед занятием учитель предупреждает двух ребят)

VІ. Подведение итога. Рефлексия

-Вот и подходит к концу наша беседа о правилах поведения для воспитанных детей.

-Что нового вы сегодня узнали о воспитанности?

– Что такое воспитанность?

– Нужно ли человеку быть воспитанным?

– В чем проявляется настоящая воспитанность?

– Какой главный вывод вы сделали для себя сегодня?

( ответы детей)

– Запомните, у воспитанного человек не только слова должны быть вежливы, но и поступки добрыми.

– Я надеюсь, что наше занятие поможет вам стать внимательнее и добрее друг к другу и к людям, которые вас окружают.

– На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Леготина Валентина Викторовна,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Аист»

Беседа с детьми старшего  дошкольного возраста на тему

Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях.

Учить  детей осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки.

Развивать навыки разговорной речи, умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Воспитывать желание быть вежливым. Побуждать детей к нравственным поступкам.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

Добрый день ребята!

Здравствуйте! Добрый день!

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь  друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение всегда окружает нас!

Мальчики и девочки! Сегодня у нас будет необычная беседа. А чему она будет посвящена, вы догадаетесь сами, прослушав  четверостишия:

– Здравствуйте, – ты скажешь человеку.

– Здравствуй, – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

– Добрый день! – тебе сказали,

– Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Будьте добры, – это я говорю по секрету

Будьте добры – и не ждите за это конфету.

Будьте добры – без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

Ребята, какие слова  повторяются в стихотворениях?

Здравствуйте, добрый день, спасибо, пожалуйста, будьте добры.

А что это за слова? И какие они

Добрые слова, волшебные слова, вежливые слова.

Ребята, вы  догадались о чем мы сегодня будем говорить  и  как называется  наша беседа?

О вежливости и доброте!

Да правильно! Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей.

Девочка уронила платочек, а мальчик поднял его.

Ребята, скажите, правильно ли поступил мальчик?

Как вы думаете, что сказал мальчик девочке

Возьми, пожалуйста, свой платочек!

А что ответила девочка?

то можно сказать про детей, какие они?

Вежливые, добрые, ласковые, отзывчивые

А почему вы так решили

Потому что девочка и мальчик говорили слова «пожалуйста»,  «спасибо».

А как вы думаете, почему мы называем такие слова добрыми, волшебными?

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками.

Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?

– Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?

– Что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: «Налей нам чаю!»?

– Почему бабушка и мама молчали за столом?

– Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?

– Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб? – Поняли ли они свою ошибку?

– А как бы вы поступили на месте Миши и Вовы?

– Знаете ли вы таких людей, как Миша и Вова

очему нужно вести себя вежливо и уважать других людей

Дети высказывают свои ответы  на вопросы воспитателя

Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми и внимательными  к людям, а вот какие вы в нашей группе мы сейчас проверим.

Как вежливо попросить игрушку у товарища

Я думаю, что вы всегда будите  вежливыми, отзывчивыми и внимательными друг к другу, к взрослым.

И мужчина улыбнулся и ответил: «Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?»

Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите также,  как Вова.  Говорите добрые слова чаще, и утром, и днем, и вечером, и даже когда ложитесь спать, обязательно пожелайте своим родным: «Доброй, спокойной ночи!!!»

А что вы говорите утром, когда просыпаетесь?

А если на улице плохая погода, дождь, снег или метель? Надо ли говорить доброе утро?

Да! Чтобы было хорошее настроение у всех!

Эти слова надо говорить всегда, потому что когда мы говорим «доброе утро», то желаем своим родным добра, хорошего настроения, несмотря на погоду.

III. Заключительная часть.

Какие ещё волшебные слова вы знаете?

Здравствуйте, до свидания, извините и др.

А когда нужно говорить спасибо?   (ответы детей)

– Если из вас кто-то сделал что-то хорошее, в таком случае нужно поблагодарить  какими словами ?

«Спасибо» или «большое спасибо».

А если вам сказали «Спасибо», что вы должны ответить?

А когда вы уступаете место, как вы говорите?

-А если вы кого-то нечаянно задели, толкнули? (простите пожалуйста)

Взрослый, к которому вы решили обратиться, занят разговором. Как нужно поступить в этом случае?

– Молодцы, хорошо знаете правила вежливости.

Кого называют вежливым?

Кто знает все правила вежливости и их выполняет

Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.  Ребята,  а вы со своим собеседником или другом всегда употребляете добрые и вежливые слова?

В завершении о нашей беседе  я хочу вам предложить отрывок из мультфильма и спеть песенку кота Леопольда  «Если добрый ты»  (Музыка: Пляцковский М. Слова: Савельев Б.)

По земле прошел,

Клены по плечам хлопал.

Если ясный день —

А когда наоборот, плохо.

Слышишь, как звенит

В небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты,

То всегда легко.

А когда наоборот, трудно.

С каждым поделись

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь

С ними веселей.

А когда наоборот, скучно.

Ребята я надеюсь, что после нашей беседы вы будите вежливыми и внимательными  к взрослым, к друг другу.

Анна Шильченко Беседа с детьми средней группы «Вежливость. Вежливые слова»

Цель: закреплять знания детей о том, что такое вежливость, вежливые слова; закреплять умение говорить друг другу вежливые слова; воспитывать уважение к взрослым и сверстникам и всем окружающим.

Ход беседы.

Ребята, посмотрите к нам в гости пришёл Зайка. Что нужно ему сказать? (Ответы детей).

– Правильно, с ним нужно поздороваться. – Здравствуй Зайка.

Публикация «Беседа с детьми средней группы „Вежливость, Вежливые слова“» размещена в разделах

– Зайка хочет рассказать вам стихотворение. ( Воспитатель держит Зайку в руке и читает стихотворение)

Мы все научились когда-то Ходить, рисовать, говорить. Давайте-ка вспомним, ребята, Как добрым и вежливым быть. Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу, Быть вежливым очень легко мне, Я «здравствуйте» первым скажу. Придумалось кем-то красиво- За помощь поблагодарить, Обычное слово «спасибо» Нельзя забывать говорить. Прощаясь, мы все «до свидания» Друг другу всегда говорим, «Пожалуйста»-если желанье Иль просьбу исполнить хотим. Как много на свете полезных, Красивых и ласковых слов. Пожалуйста, только будь вежлив, Ведь это-основа основ. А вежливым быть очень просто : Будь добрым – обычный совет, Не важно, какого ты роста И сколько тебе уже лет.

– Ребята, о чём это стихотворение? (Ответы детей). – Да, это стихотворение о доброте, о вежливости. И сегодня мы с вами поговорим о вежливости и вежливых словах.

– А что такое вежливость? (Ответы детей).

– Какие вежливые слова вы знаете? (Ответы детей).

– Когда человека можно назвать вежливым? (Ответы детей).

– Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они дарят нам теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков. Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете все волшебные слова.

Ребята, есть такая игра, называется «Волшебное слово». Давайте в неё поиграем.

– Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте просьбу, только если добавят слово «пожалуйста» к этой просьбе. Например, Саша, встань, пожалуйста. (выполняется) Подойди к доске. (не выполняется).(Дети поочереди, говорят и выполняют просьбы)

– Смотрите, у зайки есть рюкзак, интересно, что там? Вы знаете? (Ответы детей).

-И я не знаю что там? А как нам узнать? (Ответы детей).

– Может быть нужно посмотреть? А можем ли мы взглянуть в рюкзак Зайки без его разрешения? (Нет).

– А что нужно сделать? (Ответы детей).

– Правильно, нужно спросить у зайки разрешение. Вова, Спроси разрешение. ( Детки спрашивают у Зайки можно ли посмотреть в его рюкзак.)

– Ребята, у Зайки здесь морковь, на которой написаны загадки.

– Зайка, можно мы будем отгадывать загадки? (Воспитатель достаёт из рюкзака загадки и загадывает их детям).

Говорить друзьям не лень, Улыбаясь (добрый день)

Друг другу на прощание Мы скажем (до свидания)

Друг друга не стоит винить, Лучше скорей (извинить).

До чего ж оно красиво Слово доброе (спасибо).

Когда вы виноваты, сказать спешите Прошу вас, пожалуйста – (извините).

В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше (не перебивай).

Растает даже ледяная глыба От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день).

Когда нас бранят за шалости, Говорим (простите, пожалуйста)

– Что нужно сказать зайке за загадки? (Ответы детей).

– Правильно, спасибо, Зайка. К сожалению, нашему Зайке пора спешить домой. Что мы скажем ему на прощанье? (Ответы детей).

– До свиданья Зайка! (зайка уходит).

А мы с вами поиграем в игру «Вежливые слова». Давайте станем в круг, возьмёмся за руки и улыбаясь друг другу будем говорить вежливые слова. ( Дети становятся в круг говорят вежливые слова)

-Сегодня мы с вами говорили о вежливости. Я ещё раз убедилась в том, что правила вежливого поведения вы знаете хорошо и не только знаете, но и стараетесь их выполнять.

занятия в кружке «Азбука общения»

для обучающихся 1-3 классов

Автор – разработчик:

КРИЦКАЯ ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА – методист МБУ ДО ДДТ

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ»

прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Продолжать учить пользоваться вежливыми словами.

Познакомить с историй слова «спасибо».

Расширять понятие детей о культуре поведения.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада видеть вас на занятии. Сегодня у нас в гостях педагоги Дома детского творчества. Поприветствуем их. Вспомните разные слова приветствия. ( Дети приветствуют разными словами).

Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? А почему? Давайте поделимся своими мыслями и настроением со всеми.

(Игра «Мое настроение» – дети передают мяч, говорят о том, какое у них настроение и почему.)

Дети, как вы думаете, а от чего может быть хорошим настроение у ваших родителей? (

Я уверена, что у всех без исключения родителей настроение становится хорошим тогда, когда они видят своих детей хорошими людьми. А каким должен быть человек, чтобы его называли «хорошим»? ( Добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.)

Вот сколько замечательных качеств у хорошего человека. Обо всем мы на одном занятии точно не успеем поговорить. Давайте поговорим о вежливости, о вежливых словах, о том, как быть вежливым в различных ситуациях.

А что значит быть вежливым?

Сколько вежливых слов вы говорите в день? Давайте посчитаем.

(Анализируется день и слова, которые говорят дети в течение дня.)

Ребята, а кто из вас вежливый?

Вежливые слова – это слова, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Для того чтобы дети лучше запоминали вежливые слова и то, где и когда их надо употреблять, придумано много стихов, загадок. Наверняка и вы слышали такие стихи и загадки. Давайте с их помощью еще раз вспомним, а если не знали – узнаем вежливые слова.

Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона!

Видела девочку – Настенку,

Я на улице сейчас.

Настя – славная девчонка,

Настя ходит в 1класс!

Но давно уже от Насти

Встретил Витю, я соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! – зря от Вити

А слово – то какое. Очень дорогое.

Дед про внучку говорил:

Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада!

Но – нельзя ж молчать как рыба,

Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их, вспоминайте о них при каждом удобном случае.

2.2. Беседа об истории слова «спасибо».

Ребята, вот девочка в последней истории не сказала слово «спасибо» за что? А за что говорят спасибо? За что и кому вы говорите спасибо?

В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!». Как вы понимаете значение этого слова, из каких слов оно сложилось?

Но со временем слово «благодарю» заменили на «спасибо». Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово Это слово есть на всех языках мира. Предлагаю разучить, как звучит слово «спасибо» в разных странах.

Английский: Тhank you (сэнк ю)

Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)

Датский: Tak (цак)

Итальянский: Grazie (грацие)

Китайский: Xie-xie (Сье-сье)

Немецкий: Danke schön (данке шон) Польский: Dziekuje bardzo (джинкуе бардзо)

Татарский: Rekhmet (рехмет) Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

Чешский: Czech: Dekuju (дякую)

Японский: Domo arigato (домо аригато)

Думаю, что придя домой сегодня, вы порадуете своих родных благодарностью на русском или каком-то иностранном языке. Главное – не забывать говорить слова благодарности.

2.3. Обыгрывание ситуаций.

Продолжаем разговор о вежливости. Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Старшие стараются научить младших вести себя вежливо и культурно в разных ситуациях. А вы, ребята, уже много знаете о правилах вежливого поведения, знаете много вежливых слов, так что я предлагаю вам побыть в роли взрослого, который дает наставления ребенку.

Пусть Ваня будет папой, а Максим и Никита – его дети. Вы собираетесь в гости. « Папа» должен объяснить «детям», как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вы гуляете в парке, где на лавочке сидит старичок и читает газету. Вам придётся обратиться к нему. Как вы это сделаете?

Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя. « Приходит утром Костя в школу. Костя, увидев в классе учительницу, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал».

Надеюсь, вы все стараетесь поступать именно так.

Игры на закрепление.

Друзья, предлагаю вам поиграть. Игры все вам знакомы, изменяется лишь тема игры. Поэтому о правилах я много говорить не буду.

Предлагаю поиграть в игру «Я знаю.», но не просто называть слова, а с повторением с предыдущих слов. А называть мы будем вежливые слова.

Выбираем водящего, я загадывает ему вежливое слово. Водящий должен объяснить, где и когда это слово употребляться. Все остальные должны отгадать слово.

Игра «Вежливо – невежливо»

Мы все становимся в круг. Я говорю фразу. Если фраза вежливая – вы садитесь на корточки, если нет – стоите.

– счастливого пути;

– приветствую вас;

– не болей – не кашляй;

– добрый день;

– до скорой встречи;

– красавчик, дай пять;

Детям предлагается кроссворд для коллективного разгадывания.

Слово, которым следует попросить прощения у учителя. (простите)

Приветствие при встрече со взрослым. (здравствуйте)

Каким словом можно заменить слово «спасибо». (благодарю)

Какое слово вежливый человек добавляет к просьбе. (пожалуйста)

: Друзья, какое слово сложилось из букв в выделенных квадратах? Когда мы, как вежливые люди, будем употреблять его?

Молодцы, ребята. Надеюсь, вы после наших игр еще лучше запомнили, как следует вести себя в обществе, как вежливо разговаривать.

6. Заключительная часть.

Наше занятие подходит к концу. Как вы считаете, с пользой ли прошло наше занятие или все известно и об этом больше не надо было говорить?

Ребята, помните! Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

Всякой встрече грозит расставанье,

Но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать «До свиданья!»,

Чтобы «здравствуйте» завтра сказать.

Как бы ни было в жизни нам туго,

Нужно вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга сумеем понять.

«Что такое вежливость?»

Цели: познакомить детей с понятием «вежливость»; развивать у детей способность отличать хорошие поступки от плохих;

– Скажите, как называют человека, который всегда относится к другому внимательно, сердечно, по-доброму? Он какой?

+ Такого человека называют вежливым.

Вежливость – это уважительное отношение к другим людям.

«Вежа» – древнерус. «знаток», тот, кто знает правила приличия.

2. « Знатоки вежливости»

– Сейчас мы определим, какие вы знатоки вежливости.

Ситуацию нужно оценить хлопками. Если вежливо – 2, невежливо – 1.

Игра «Вежливые слова»

(вставить их хором)

– А сейчас послушайте стихотворение С. Маршака и ответьте на вопрос: о каких вежливых поступках идет речь?

Ежели вы вежливы.

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я, гулял он с важной нянею,

Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил.

Отняв у младших мячик, он их благодарил. « Спасибо», – говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

– О вежливости мы судим не только по поступкам, но и по речи человека.

Вежливый человек – это воспитанный человек.

Д. С. Лихачев.

4. Работа над рассказом:

– Оказывается, есть такие люди, которые заучили вежливые слова наизусть, а поступки их совсем не вежливы

В. Морозова. « Неблагодарные».

Они не знали здешних мест и думали: продвигаются к дороге. А лесные заросли становились просто непролазными.

– Теперь как же? Заблудились.

– Без паники! – приказал Сергей и прислушался.

Где-то поблизости тарахтел мотор! Пробрались через заросли, выбежали на глухую просеку. На ней показался грузовик, нагруженный бревнами.

– Товарищ водитель! – Сергей остановил машину. – Нам нужно в деревню Добринево. Вы можете помочь?

– Упали мы, и все молоко на дорогу, – всхлипывала Галка. – Делайте со мной, что хотите.

А что было делать?

– Молоко на ужин отпадает, только и всего, – успокоил товарищей Сергей.

Он и не предполагал, что Тамару с Галкой могли видеть деревенские ребята. А те и в самом деле видели, как упали девочки. Двое незнакомых мальчишек и девчушка лет семи предстали перед путешественниками, когда скучный ужин подходил к концу.

– Что же вы так, в сухомяточку? – спросила девчушка тоном, каким отчитывают обычно малышей. Поставили гости на школьное крыльцо тяжелый бидон.

– Вот спасибочки! – Сергей тут же сфотографировал «молоконосителей», чтобы память о них была. Ушли путешественники из Добринева через три дня. Ушли по направлению к железной дороге. Деревенские жители догадались об этом, когда увидели сильно помятую рожь. Ржаное поле надо было обходить, а туристы поленились и – прямиком по хлебу. Такое в деревне не посмел бы сделать самый отпетый негодяй.

– А вроде культурный все народ, – говорил озадаченный шофер. – Я ведь их из лесу доставлял. Спасибо хором кричали.

Ребята, которые угощали путешественников молоком, тоже не могли ничего понять:

– Веселые такие туристы. Вежливые.

– В том ли суть – сказал старый деревенский сторож, – чтобы вежливенько улыбаться и говорить «спасибо» за людское добро. Надо, разумеется. Однако, благодарный человек за добро всегда добром платит или хотя бы не пакостит тем, кому обязан радостью или своей удачей! Так то!

5. Вывод: Вежливость должна сочетаться с заботливым, внимательным, уважительным отношением к человеку и его труду.

осипова надежда Открытая беседа «Вежливость и этикет»

Цель: продолжать знакомить детей с правилами этикета.

– формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

– раскрыть значение слова «Здравствуйте»;

– закреплять умение использовать неречевые средства при приветствии (улыбка, приветливый взгляд, жесты);

Публикация «Открытая беседа „Вежливость и этикет“» размещена в разделах

– систематизировать правила доброго, вежливого поведения;

– обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

1сл. Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим об этикете.

Итак, Что же такое этикет? (ответы детей.) Этикет-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Правила поведения – этикет – сопровождают нас повсюду.

Есть этикет речевой.

Есть этикет телефонного разговора.

Культура внешнего вида или искусство нравиться окружающим.

Этикет в общественных местах и в транспорте.

Подарочный или гостевой этикет.

Мы с вами остановимся на речевом этикете, а точнее – на приветствии.

Воспитатель: Ведь всё начинается со слова «Здравствуйте».

«Здравствуйте!» – хорошее, доброе слово! Сказав его, мы желаем человеку здоровья.

Недаром, одно из правил вежливости гласит : «Всюду сначала поздоровайся».

Раньше в русских деревнях был прекрасный обычай здороваться со всеми, кто шёл навстречу – со знакомыми и даже незнакомыми людьми.

Давайте сейчас поздороваемся друг с другом.

(Дети здороваются друг с другом.)

Так приятно быть вежливым и желать человеку здоровья!

Но, оказывается вежливым быть не так – то просто. Вот послушайте, что произошло в одной школе.

СКАЗКА О ВОЛШЕБНОМ ЦВЕТКЕ.

В одной школе жили очень вежливые дети. И рос у них цветок такой красоты, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Дети назвали этот цветок «Цветок Вежливости». Этот цветок был волшебным: он не любил грубых и злых людей. Стоило такому человеку дотронуться до «Цветка Вежливости», как он сразу же закрывался. И всем становилось понятно, какой человек пришёл, и никто не хотел с ним дружить.

Но был один день в году (как раз под Новый год, когда «Цветок Вежливости мог вдруг заговорить и ответить на один вопрос.

Однажды, в школу пришёл новый мальчик. Его звали Олег. Олег со всеми поздоровался, после завтрака не забыл сказать «спасибо». Но, как только он подошёл к «Цветку Вежливости», – цветок закрылся. Ребята удивились и подумали, что цветок ошибся. Олег продолжал быть подчеркнуто вежливым, но играть с ним почему–то не хотелось. Так продолжалось несколько дней. И вот, наконец, настал тот самый день, когда можно было задать цветку вопрос и получить ответ.

Вопрос детям: Как вы думаете, какой вопрос задали цветку дети?

Что ответил цветок?

Итак, ребята спросили:

– Почему цветок закрывается, когда к нему подходит Олег, ведь мальчик такой вежливый?

– Олег никого не любит. Но вы должны ему помочь. – Ответил Цветок.

Олег, услышав это, засмеялся и отошёл. На следующий день Олег вошёл в группу, громко поздоровался и вдруг, ребята услышали:

И ни одного доброго слова. Тут ребятам стало всё ясно. Они поняли слова Цветка. Но как же помочь Олегу? – Вопрос детям.

А ребята поступили вот как. Каждый, по очереди подходил к Олегу и говорил ему что – ни будь хорошее. Вдруг Олег заплакал:

– Мне очень стыдно, простите меня. Я понял, что вежливым считается тот, кто, здороваясь, искренне желает всем добра.

С тех пор «Цветок Вежливости» не закрывался, когда к нему подходил Олег.

Вот какое замечательное и волшебное слово «Здравствуйте!».

Не забудьте, что, произнося его, нужно смотреть в глаза тому, с кем вы здороваетесь и быть дружелюбными и приветливыми.

Воспитатель: продолжим знакомиться со словом «Здравствуйте!».

Мужчина и женщина. Кто здоровается первый?

– Мужчина, но руку подает первой женщина.

Взрослый и ребёнок.

– Ребёнок, но руку протягивает первым взрослый или старший.

Проходящий и стоящий.

Входящий и присутствующие.

Мужчина и женщина. Кто здоровается первый? (Мужчина, но руку подает первой женщина).

Взрослый и ребёнок (Ребёнок, но руку протягивает первым взрослый или старший).

Проходящий и стоящий. ( Проходящий).

Входящий и присутствующие. ( Входящий).

1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день). Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи).

3. Какие вежливые слова еще вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо»?

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом. Или слово

расходиться с делом).

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

Воспитатель: давайте немножко отдохнём.

2 . З АГАДКИ:

Говорит Лиса Матрё на:

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

Я буду называть вам ситуации, а вы если согласны с моим утверждением хлопаете в ладоши,а если не согласны,то топаете ногами.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

4. Дидактическая игра «Антонимы».

Воспитатель: это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?

Злой – добрый, жадный – щедрый, слабый – сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый – умный, страшный – красивый, грязный – чистый, жёсткий – мягкий, плохой – хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный – весёлый, несчастный – счастливый.

Воспитатель: Хорошо, ребята! Вы знаете много добрых, хороших слов. Мне очень понравилось, как вы справились с заданием, молодцы!

Послушайте, пожалуйста, музыку (из мультфильма про кота Леопольда)

Из какого мультфильма эта музыка? Кто главный герой? ОН самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

Дети: Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:

– Никогда не груби своим товарищам.

– Не называй обидными словами.

– Не давай прозвищ.

– Не толкайся и не дерись.

Воспитатель: Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Улыбайтесь друг другу чаще!

Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой.

И я надеюсь, что вам пригодятся в жизни волшебные слова. Заключительная часть. 24сл.

Воспитатель: И напоследок мы с вами сделаем ромашку «Вежливых слов». У некоторых из вас в руках лепестки нашей волшебной ромашки. А у меня сердцевина. Я по очереди буду вызывать вас к столу, и мы соединим лепестки с сердцевиной. ( Воспитатель вызывает детей по одному к столу, и соединяют ромашку).

Воспитатель: Мы повесим эту ромашку у нас в группе, чтобы не забывать о вежливых словах. Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость. Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Улыбайтесь друг другу чаще. Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой.

Итак, наше занятие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Что, вам понравилось и запомнилось?

25сл. Воспитатель: А мне очень понравилось, как вы сегодня активно отвечали на занятии, хорошо себя вели и я надеюсь, что вы запомните какие вежливые слова нужно говорить и как вести себя, что бы людям хотелось с вами общаться и дружить. Спасибо вам за занятие. Сейчас можете аккуратно встать и поставить свои стульчики на место.

Конспект беседы   «Что такое вежливость?»

Цели: познакомить воспитанников с понятием «вежливость»; развивать у         воспитанников способность отличать хорошие поступки от плохих;                           вырабатывать навыки поведения в разных этикетных ситуациях.

– Скажите, ребята, как называют человека, который всегда относится к другому внимательно, сердечно, по-доброму? Он какой?

– Такого человека называют вежливым. Любой вежливый человек должен употреблять в своей речи вежливые слова. А какие это вежливые слова, вы узнаете, отгадав вежливые загадки.

– Молодцы! А сейчас внимательно послушайте стихотворение «Вежливые слова».

Есть слова на свете Ну, просто золотые, Я их перечислю, Послушайте какие:

Будьте же здоровы, Вам могу помочь, Всем спокойной ночи, Если, скажем, ночь.

Я прошу прощения, Доброго пути, Премного благодарен, Позвольте мне идти!                                  Ирис Ревю

– Назовите вежливые слова  из стихотворения (дети называют).

Вежливый человек не только употребляет в своей речи вежливые слова, но и должен уважительно относиться  к другим людям.  Уважительное отношение к другим людям – это вежливость.  Вежливость  произошло от слова «Вежа»  и означает «знаток», тот, кто знает правила приличия.

– О каких вежливых поступках идет речь? (Ответы детей)

– Как же должен вести себя вежливый человек, спросите вы ребята? А я вам отвечу:

– Оказывается, есть такие люди, которые заучили вежливые слова наизусть, а поступки их совсем не вежливы. Послушайте рассказ  В. Морозова. « Неблагодарные».

– Ребята, вежливость должна сочетаться с заботливым, внимательным, уважительным отношением к человеку и его труду.

– А, сейчас , давайте поиграем в игру «Вежливые прятки». Давайте встанем в кружок. Выберем водящего, который закроет глаза. Один из вас  скажет вежливое слово, а  водящий постарается  узнать по голосу говорившего и т. д.

Игра по методике Монтессори ” Извините”.

– Давайте встанем  парами – одна за другой, держась за руки, как в игре “Ручеёк”. Ведущий проходит между парами, каждый раз останавливаясь и произнося : “Извините”, вы должны отпустить руки, пропуская: сказав при этом “Пожалуйста”. Ведущий берёт ребёнка из последней пары за руку, а  оставшийся без пары начинает игру сначала.

– Садитесь на свои места. Сейчас я хочу проверить, поняли вы или нет, что такое вежливость.

– Я буду читать предложения, а вы должны вставить вежливые слова.

Игра «Вежливые слова» (вставить их хором)

– Послушайте вежливые загадки и постарайтесь их отгадать.

Щеночек Филя во дворе гулял, Вдруг старичка бульдога повстречал. Прошу вас поскорее отгадать: Кто первым должен «здравствуйте» сказать?

Ответ. Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших.

Ответ. Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин.

– А, вот для вас этикетные задачки.

В выходной день Юра встретил свою воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Юре женщиной. —  Здравствуйте, Елена Леонидовна! — закричал Юра. Воспитательница ответила на приветствие Юры, но при этом строго посмотрела на него.

Как вы думаете, ребята, почему? Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми?

Ответ. Воспитательница своим строгим взглядом дала понять Юре, что он должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу.

Юра стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. — Витька, привет! — изо всех сил закричал Юра.— Где ты пропадал? Как дела?

Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Юры? Разве он невежливо поприветствовал друга?

Ответ. Юре не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.

Воспитатель:  По улице идёт старый человек, опираясь на палочку. Часто останавливается, чтобы отдохнуть. Двое мальчиков стали подражать походке старика (сгорбились, стали шаркать ногами, смеяться).

Чтобы вы сказали таким детям? (Кривляться некрасиво,  старших  передразнивать нельзя, так поступают невоспитанные дети. Нужно  уважать старших и пожилых людей.)

Задачка №4.                                                                                                                                                                                                                   За столом сидит мальчик и играет.                                                                           Бабушка говорит: «Коля, пора спать. Завтра подниматься в школу». Коля хнычет «Не хочу спать. Я еще немножко поиграю». Бабушка беспокоится и снова напоминает мальчику, что время спать. Коля отмахивается, капризничает и продолжает играть.

Воспитатель: Что вы можете сказать о таком мальчике, как Коля? (Нужно вовремя ложиться спать, слушать всегда старших и не капризничать)

Задачка №5.                                                                                                                                                                                                     Прозвенел звонок  на большую перемену. Учительница сказала: «Урок окончен». Два мальчика  срываются с места, бросаются к двери с криками «Ура».

Воспитатель: О каких правилах вежливости забыли мальчики? Дети отвечают.

– Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, старается не оскорбить окружающих ни словом, ни делом, ни даже взглядом. Бывает так, что на уроке дети шумят, кричат, нарушают  дисциплину.  Это говорит о том, что они невежливы по отношению к учителю. – Ребята, запомните: «Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились по отношению к вам». Если вы будете вежливы  и добры к людям, то и они ответят вам тем же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *