РАЗГОВОР О ДРУЗЬЯХ ТОВАРИЩАХ И ДРУЗЬЯХ И БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ

марина воронина Этическая беседа «Дружба и товарищество»

Этическая беседа на тему : Дружба и товарищество

Цель: Формирование представления детей о дружбе и товариществе и умение оценить поступки литературных героев.

Задачи: закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Ирина Азарскова Конспект НОД «Беседа о дружбе и друзьях»

МБДОУ детский сад «Радуга»

Открытый просмотр НОД (развитие речи)

по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе на тему:

«Беседа о дружбе и друзьях».

Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения,

-формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;

-закрепление детьми знаний о правилах общения с друзьями;

Этическая беседа на тему: Дружба и товарищество

Формировать качество отзывчивости, воспитывать желание помогать сверстниками и взрослым. Учить детей конструктивным способам решения задач в коллективе. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Учить определять нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Материалы и оборудование: Книга с произведением Л. Н. Толстого «Два товарища», иллюстрация к басне, подготовка вопросов по содержание произведения, портрет писателя.

Предварительная работа с детьми: разучить пословицы и поговорки о дружбе «Сам погибай, а товарища выручай», «Друга ищи, а найдешь – береги», «старый друг лучше новых двух», беседа на темы «Кого можно назвать настоящим товарищем», «Что мы сделали доброго для своих друзей».  Упражнять в названии нравственных качеств человека, дать задание назвать качества слова «товарищ».

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о дружбе и товариществе, о том, как мы можем позаботиться друг о друге в трудную минуту.

Давайте вместе подумаем, как можно научиться дружить, поговорим с вами о своих друзьях, без которых на свете жилось бы грустно.

Как вы понимаете слово «Дружба»?

Как поступают добрые друзья?

Кого можно назвать своим другом?

(Индивидуальные ответы и рассказы детей из личного опыта о друзьях)

Решение педагогических ситуаций:

А что вы бы сделали в таких ситуациях?

1).  Твой друг во время игры порвал нечаянно тебе куртку. Что ты ему скажешь? А как он поступит?

2). Данил ушиб ногу, ему тяжело идти. Как вы поступите?

Хочу познакомить вас с басней « Два товарища» Льва Николаевича Толстого. Басня – это короткая поучительная история. Лев Николаевич писал для детей сказки, басни и многие короткие и поучительные истории.

Басня «Два товарища». Толстой Л. Н.

«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что — хорошие товарищи друзей в беде не бросают».

Вопросы к произведению:

1. О ком говорится в этой басне?

2. Что произошло с товарищами в лесу?

3. Как поступил один из товарищей при опасности?

4. Что сделал его друг?

5. Как отреагировал на происшедшее товарищ, который залез на дерево? Что он у него спросил?

6. Что ответил ему друг?

7. Как можно назвать поступок товарища, взлезшего на дерево?

8. Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями?

10. А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? 10. Как должны поступать друзья, если они попадают в опасную ситуацию?

Сегодня с вами мы узнали что такое дружба и как быть хорошим товарищем. Чтобы все в нашей группе были дружными, давайте передадим эстафету дружбы через рукопожатие. Я передаю свою дружбу «имя ребёнка», он передаст свою дружбу «имя следующего». Вы чувствуете, что дружбы стало больше? Ведь каждый из нас добавил частичку своей доброты и дружбы.

Беседа о дружбе, товариществе

– Наш классный час посвящён сегодня очень важной теме. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.

«Дружба – это созвучие душ в соединённости судеб». Восточная мудрость.

«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». Джон Ивлин.

Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость, другого человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства. В.А. Сухомлинский.

В крепкой дружбе наша силаДружбе – слава и хвала.

Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут.                В. Г. Белинский

Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.

Есть ли у вас настоящий друг, и что вы больше всего в нём цените?

У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?

Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов. Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.)

Как вы думаете, что нужно считать настоящей дружбой?

Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.

Можно ли дружить с человеком, которого ты считаешь хорошим, а твои родители так не считают?

Обсудите в группе проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:

-Как бы поступил настоящий друг.

Ситуация: Твой друг получает плохие отметки и родители тебе запрещают с ним дружить.

Послушайте следующую ситуацию и скажите. Как вы оцениваете поступок Наташи?

Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.

Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?

Этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.

А можно ли критиковать друг другу?

Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, – преданным. Есть хорошее высказывание В. Г. Белинского по этому вопросу. “ Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо”.

Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?

Значит, есть дружба личная и коллективная. Личная – основана на чувствах друг друга, а коллективная – на общем деле.

Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?

Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению другому.

Послушайте следующую ситуацию и скажите:

Как бы вы вышли из этой ситуации?

(ой) подруга (друг) получил приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней(нему) и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам получить награду и не можешь пережить успех подруги (друга).

Если ты настоящ подруга (друг), в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.

Во многих языках слова “друг”, “дружба” по своему происхождению близки со словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели всегда сближали понятия “любовь” и “дружба”.

У поэта Е. Евтушенко есть прекрасное стихотворение «Люди сильны друг другом».

А в заключении хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был настоящий друг.

Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,Как свет весенний, как тепло костра:Пусть для тебя источником добраНе станет то, что для другого зло.

Публикация «Этическая беседа „Дружба и товарищество“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: Книга с произведением Л. Н. Толстого «Два товарища», иллюстрация к басне, подготовка вопросов по содержание произведения, портрет писателя.

Предварительная работа с детьми: разучить пословицы и поговорки о дружбе «Сам погибай, а товарища выручай», «Друга ищи, а найдешь – береги», «старый друг лучше новых двух», беседа на темы «Кого можно назвать настоящим товарищем», «Что мы сделали доброго для своих друзей». Упражнять в названии нравственных качеств человека, дать задание назвать качества слова «товарищ».

Открытая беседа “Дружбой дорожить умейте”

Конспект беседы « Дружбой дорожить умейте»

Цель: расширить представление о ценности дружбы. Формировать понятие «дружба»
Задачи:
-развивать память, мышление, коммуникативные навыки у воспитанников; стремление дружить и понимать друг друга;
-воспитывать доброжелательное, чуткое отношение к друзьям.- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.

Организационный момент:
Улыбнулось солнышко: «Здравствуй, я с тобой» Положило на ладошку теплый лучик свой. Отпущу я лучик в группу, станет здесь светлей. Улыбнемся мы друг другу – станет мир добрей! Ход беседы: (1слайд)- Добрый день, ребята! Мы с вами собрались, чтобы провести беседу. Послушайте мудрую историю, и определите о чем наша беседа.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
– О, чем эта мудрая история? (О том, как друзья помогли хозяину овчарни, не оставили его в беде)
– Как вы думаете, что произошло бы с этим человеком, если бы у него не было таких друзей? (Он остался бы один со своей бедой, остался бы нищим, а если бы и работу не нашел, то мог бы умереть от голода) – Как вы думаете, о чем наша беседа? (О дружбе)
– Правильно, ребята наша с вами беседа о дружбе. А называется она «Умей дружить и дружбой дорожить».(2 слайд.)
– Скажите, ребята, с чего начинается дружба? С улыбки.
– Давайте, возьмёмся за руки, улыбнёмся и порадуемся этому дню. Поделимся хорошим настроением с теми, кто рядом с нами.

– Ребята, а что такое дружба? (Ответы) (3слайд) Воспитатель: Дружба- главное чудо

Конспект беседы « Дружбой дорожить умейте»

Цель: расширить представление о ценности дружбы. Формировать понятие «дружба»

Улыбнулось солнышко: «Здравствуй, я с тобой» Положило на ладошку теплый лучик свой. Отпущу я лучик в группу, станет здесь светлей. Улыбнемся мы друг другу – станет мир добрей! Ход беседы: (1слайд)- Добрый день, ребята! Мы с вами собрались, чтобы провести беседу. Послушайте мудрую историю, и определите о чем наша беседа.

– Как вы думаете, что произошло бы с этим человеком, если бы у него не было таких друзей? (Он остался бы один со своей бедой, остался бы нищим, а если бы и работу не нашел, то мог бы умереть от голода) – Как вы думаете, о чем наша беседа? (О дружбе)

– Скажите, ребята, с чего начинается дружба? С улыбки. – Давайте, возьмёмся за руки, улыбнёмся и порадуемся этому дню. Поделимся хорошим настроением с теми, кто рядом с нами.

– Ребята, а что такое дружба? (Ответы) (3слайд) Воспитатель: Дружба- главное чудо на земле Всегда с ней любая беда – не беда. Дружба -близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов(словарь Ожегова).

Послушайте стихотворение, которое так и называется «Что такое дружба»

Дружба — это тёплый ветер, Дружба — это светлый мир, Дружба — солнце на рассвете, Для души весёлый пир.

Дружба — это только счастье, Дружба — у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой — жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасёт. С другом — даже злая слабость В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба — это ценный дар!

– Дружба, ребята –  это доброе общение людей. Друзьями становятся люди, которым интересно друг с другом. Дружить – это значит вместе идти по жизни, дарить друг другу радость, доверять друг другу и рассчитывать на  безвозмездную помощь в трудных ситуациях.

– Послушайте, как возникло слово дружба.

Давным-давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом.

Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.

Ребята, посмотрите, у меня есть цветок «Дружбы», но он не раскрылся, не расцвел. В ваших силах помочь расцвести «цветку Дружбы». Чтобы цветок расцвел необходимо собрать его чудесные лепестки, но будьте внимательны, секрет цветка в том, что его лепестки непростые, они обозначают качества, которыми должен обладать друг. Выберите только те лепестки-качества, которые, по вашему мнению, присущи настоящему верному другу.(Добрый, вежливый, честный, щедрый, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, злой, жестокий хитрый, верный, обманщик, драчун)

– Молодцы, ребята! Вот и расцвел наш цветок дружбы.

– Какими качествами обладает настоящий друг? – называй Коля.

– Настоящий друг — это тот, кому верим, на кого надеемся, кого мы любим, от кого мы можем получить помощь, поддержку, он не оставит ни в радости, ни в беде.

Дружбу крепкую не сломишь, Не разрушишь без труда. С другом верным не поспоришь, Ну а если вдруг беда, Он всегда протянет руку, Не оставит никогда.

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них( 4 слайд)

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

7. Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.

8. Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!

9. Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.

10. Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке. О достоинствах своего друга расскажи каждому.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Чтобы не растерять своих друзей важно уметь дружить: быть самому отзывчивым и не обижаться на друга, если он говорит тебе правду о твоих недостатках. Ведь он говорит тебе это не для того, чтобы тебя обидеть, а чтобы ты обратил внимание на свои недостатки. Чтобы ты посмотрел на себя со стороны. – Без друзей человек одинок, а с друзьями справится с любой бедой. Поэтому дружбой надо дорожить. Потерять друга легко, а найти – тяжело. – Как вы думаете, у человека может быть много друзей? (Размышления ребят) – Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это дорогое, личное, близкое. Настоящий друг умеет поддержать в трудную минуту, умеет прощать. (5слайд)

Настоящий друг везде верен в счастье и беде,

Грусть твоя его тревожит, ты не спишь – он спать не может.

И во всем без лишних слов он помочь тебе готов.

– Ребята, мы все разные, но в каждом из нас есть что-то особенное, неповторимое, поэтому с каждым из нас интересно дружить.

– Вот видите, какие мы все интересные и замечательные.

У каждого народа есть пословицы и поговорки о дружбе. Я буду называть первую часть пословицы, а вы постарайтесь назвать вторую.(6 слайд)

– Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).

– Один за всех (и все за одного).

– Старый друг (лучше новых двух).

– Друзья познаются (в беде).

– Дружба дружбой, (а служба службой).

Вот вы назвали пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Согласитесь, очень хорошо иметь 100 рублей и сто друзей одновременно. Но что найти легче?

Оказывается, найти деньги легче, чем найти друга. Поэтому берегите друзей, ведь настоящих друзей не так уж и много.

Сейчас я вам буду читать ситуации, и вы попробуете их решить.

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.   – Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?  2. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

– Как вам не стыдно!

– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.

– Вот это и плохо, – гневно ответила женщина.

– Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

3. Два друга шли с рынка. У Саши был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. У Саши пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Коля стал смеяться в полный голос, а Саша – собирать всё с асфальта. Саше было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на месте Саши ? На месте Николая?

А, сейчас давайте споем песню «Дружба крепкая»

Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Мы поссоримся и помиримся, «Не разлить водой» — шутят все вокруг. В полдень или в полночь друг придет на помощь, Вот что значит настоящий верный друг. В полдень или в полночь друг придет на помощь, Вот что значит настоящий верный друг. Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту — Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту — Вот что значит настоящий верный друг. ( Михаил Пляцковский)(7 слайд)

– А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент. Пусть у вас будут самые верные друзья, самая крепкая дружба! И пусть на вашем жизненном пути встречаются такие друзья, чьи сердца будут наполняться добротой, взаимоуважением, бескорыстием. У каждого человека не так много друзей. Берегите друзей . Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. Однако существует ещё одно мнение, дружба познаётся не только бедами ,но и обыденными мелочами . Выбирайте друзей не спеша, но и расставаться с ними не торопитесь. И помните, что друзья создаются в детстве и юности, дальше становится всё труднее и труднее подружиться. С другом всегда можно помириться. А для примирения можно использовать мирилки: (необходимо в кругу сцепиться мизинчиками):

Чем ругаться и дразниться . Лучше нам с тобой мириться! Очень скучно в ссоре жить, Потому – давай дружить!

– Вот и подошла к концу наша беседа о дружбе. (8 слайд)

– Ребята, давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться. Ведь нужно уметь дружить и дружбой дорожить.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/482970-otkrytaja-beseda-druzhboj-dorozhit-umejte

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Ход занятия

Вводная часть: Организационный момент (сюрпризный момент).

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно.

(Раздается стук в дверь, принесли письмо).

– Письмо? Давайте прочитаем, что же там написано?

( Текст письма: Внимание, внимание. Тревога! К нашему детскому саду «Радуга» приближается коварная, опасная ведьма Злючка. Она хочет перессорить всех детей, чтобы они стали злыми и непослушными. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды)

Воспитатель: Да, надо срочно что-то делать. Ребята, мы поможем? Справимся? А что нам для этого надо сделать?

(Правильно, мы должны показать, как мы умеем дружить. И как себя вести, если вдруг произошла ссора.)

– А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает?

(Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко и интересно.)

Ребята, посмотрите на картинки. Как вы думаете, эти дети друзья? Почему вы так решили? (ответы детей)

-Давайте с вами подберём похожие (однокоренные) слова к слову “ДРУГ”. ( Друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба)

– Вот сколько слов мы придумали! Замечательно!

-Ребята, а кого можно назвать другом? (кто делится игрушками, кто никогда не обижает, кто помогает, друг добрый)

– А может ли быть другом взрослый человек? (папа, бабушка, мама, сестрёнка, брат). Конечно могут, ведь они нас очень любят, заботятся о нас, учат хорошему).

-А как вы думаете, могут ли быть друзьями животные? Например, собака. Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Забота о них согревает.

Значит, друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые и животные, и любимые игрушки. В группе нас ждут только друзья.

Давайте с вами поиграем в игру «Угадай, кто мой друг». Кто хочет рассказать о своём друге, не называя его имени. А мы постараемся угадать, кто это. ( Несколько человек).

Теперь усаживайтесь поудобней. Ротик на замок и молчок. Сейчас ребята разыграют сценку, и мы узнаем, что помогает нам дружить.

На стульчике сидит Максим. Грустит, подперев голову руками. Появляется Илья.

Илья: Привет! Как у тебя дела?

Максим: – Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Илья уйти, обидеться, но посмотрел на Максима, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его (погладил) и молча протянул ему руку. Максим: – Прости, Илья, меня за грубость!

Илья: – Я не сержусь на тебя! (взяться за руки и встать, улыбнуться друг другу).

Воспитатель: Запомните, дети, если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться Только одна (доброта).

– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? (Добрым). Даже пословица такая есть: Доброе слово лечит, а злое убивает.

А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете? Поднимайте руки, кто знает.

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба- дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.

Настроение упало, развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами

Но еще не все пропало, Пальчиком влево- вправо

Если есть хороший друг. Показать на друга

С делом справимся вдвоем, Положить руки на плечи друга

С облегчением вздохнем – Эх

Настроение поднимем Присели, собрали настроение в ладошки

И от пыли отряхнем! Отряхивают руки.

Но всё же бывает так, что мы иногда ссоримся со своими друзьями. Покажите без слов своё настроение. (мимикой). Тогда нам на помощь приходит «мирилка». Давайте повернё мся друг к другу лицом и покажем как мы умеем мириться:

Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!

(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).

Или вспоминаем слова Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее.

Посмотрите, что у меня в руках?

– На что похож клубок? (солнце, колобок.) Он круглый, давайте и мы сядем в круг. Мы будем разматывать клубок и передавать его сидящему рядом ребёнку, при этом называя хорошие качества товарища. (ты весёлый, добрый и т. п.)

(Дети сидят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т. д.) И так разматывают клубок.

Посмотрите, что нас всех связала? (дружба)

Воспитатель: – А как много книг о дружбе! (Воспитатель проводит викторину.)

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зеленый крокодил Гена и. (чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и. (мальвина)

3. Смешной мишка Вини-Пух и. (пятачок)

4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили -не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов.

( Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.)

5. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?

6. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)

5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их. ( Львёнок и черепаха.)

6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)

Воспитатель: -Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.

Воспитатель: Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями!

Основные законы дружбы :

В беде не оставляйте друзей.

Берегите друзей. Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохо.

Относись к другу как к себе.

Умей признавать свои ошибки.

Воспитатель: – Что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.

Воспитатель: О чем мы сегодня беседовали?

Итог. Сюрпризный момент.

– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить.

А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. – Теперь я спокойна за вас, копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

Как вы думаете, ребята, мы помогли справиться с коварной ведьмой Злючкой и не допустить ее к нам в сад? (конечно, она поняла, что таких детей поссорить невозможно).

Занятие кончается всем отдыхать пора,

А дружба продолжается, ура, ура, ура!

А теперь всем можно потанцевать под весёлую песню о дружбе.

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о дружбе и товариществе, о том, как мы можем позаботиться друг о друге в трудную минуту.

1). Твой друг во время игры порвал нечаянно тебе куртку. Что ты ему скажешь? А как он поступит?

Хочу познакомить вас с басней «Два товарища» Льва Николаевича Толстого. Басня – это короткая поучительная история. Лев Николаевич писал для детей сказки, басни и многие короткие и поучительные истории.

Басня «Два товарища». Толстой Л. Н.

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

2. Что произошло с товарищами в лесу?

4. Что сделал его друг?

5. Как отреагировал на происшедшее товарищ, который залез на дерево? Что он у него спросил?

8. Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями?

9. Почему нет?

10. А как бы вы сами поступили в похожей ситуации?

«Товарищество и дружба» воспитательный час

Цель: Расширение понятия ценности дружбы среди сверстников.
Задачи:
Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы;
Содействовать формированию дружного коллектива.

Тема: «Товарищество и дружба» воспитательный час

Цель: Расширение понятия ценности дружбы среди сверстников.

Чтение книги Кон И. С. « Дружба», А Сент – Экзюперн «Маленький принц»,

Ход воспитательного часа

Организационный момент Диалог между учениками.

– Поговорим?  – О чем?  – О разном и о прочем.  – О том, что хорошо.  – И хорошо не очень.  – Поговорим?  – Поговорим. Вдруг будет интересно.

Вступительное слово воспитателя

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе и товариществе, о настоящем друге, о том как распознать настоящую дружбу от лживой, как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.  Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В толковом словаре В. И. Даля дано такое определение дружбы: “бескорыстная стойкая приязнь”. На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями чистыми и благородными.

Дружба означает близость взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Аристотель считал: “Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает жизни без друзей, даже если он имел бы все остальные блага”.

Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность и т.д.

Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

Надежный фундамент дружбы – товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолевать голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.

Лишь тот не на год – навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесёт честно сквозь года.

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

Послушайте притчу о дружбе:

Беседа: – О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”. – Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

4. Выполнение теста и анализ его результатов. (5–7 мин.) Тест “Хороший ли ты друг”

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь? А) Пойдешь в кино одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь? А) Проведешь вечер одна (один). Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь? А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку. Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?

Воспитатель: Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.

5. Физкультминутка (психогимнастика) (1 мин.) Песня “Песенка о дружбе” – караоке

Воспитатель: Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки:

“Не имей сто рублей, а имей сто друзей”

“Друга ищи, а найдешь – береги”

“Старый друг лучше новых двух”

“Человек, богатый друзьями, широк как степь, а без друзей – узок, как ладонь”

“С другом веселее при удаче, легче в беде”

“В недруге стрела  – что во пне, в друге – что во мне”

“Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось”

“Недруг поддакивает, а друг спорит”

“Друзья познаются в беде”.

6. Повторный анализ теста. “Кодекс дружбы”

Кодекс дружбы. – Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонконга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: “Что вы считаете самым важным для дружбы?”. Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).

– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы.

Если хочешь быть хорошим и верным другом:  Делись своими успехами, неудачами и новостями.  Умей слушать.  Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.  Доверяй другу и будь уверенным в нем.  Сохраняй тайны своего друга.  Не критикуй друга публично.  Не будь назойливым и не поучай.  Не обсуждай друга в его отсутствие.  Не ревнуй друга к другим его друзьям.  Уважай внутренний мир и чувства своего друга.  Возвращай долги.  Радуйся успехам своего друга.

13. Подведение итогов. Рефлексия.

– А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения”. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

Воспитатель: Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо. “Дружба”, все смотрим клип “ Дружба “Я + ты”.(Сюрприз– клип “наш дружный класс”.)

Итог: – Подведем итог.

Верно ли утверждение “Другом быть трудно, стать другом – большая работа”?

“Листики” или “Человечки.”

На столе у вас лежат листочки (человечки). Я попрошу вас написать на них, что такое дружба. – Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву (человечки вокруг планеты), символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. Коллективное панно “Полянка Дружбы”. ( Работа у доски).

Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

Есть ли у тебя друзья? ______________________________________

Кого ты считаешь своим лучшим другом? __________________________________________________________Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом?___________________________________________________Знают ли твои близкие, кто твой лучший друг?Знакомы ли они с ним?______________________________________Бывает ли твой друг у тебя дома?_____________________________Как часто вы с ним видитесь? ________________________________Как относятся родители к вашим встречам? ____________________Анкета дается воспитателю для анализа.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/232637-tema-tovarischestvo-i-druzhba-vospitatelnyj-c

Публикация «Конспект НОД „Беседа о дружбе и друзьях“» размещена в разделах

-учить детей видеть хорошие качества своих товарищей;

-учить детей подбирать однокоренные слова;

-формирование толерантного (терпимого) отношения детей друг к другу;

-развитие нравственного воспитания;

-развивать речевую активность,

-развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: – письмо,

-картинки с детьми, взрослыми,

-копилка с сердечками,

– песня о дружбе на магнитофоне.

Подготовила и провела воспитатель: Азарскова Ирина Александровна.

4 февраля 2015 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *