«Дружба крепкая не сломается?!»
Занятие для 1 класса
Цель: создание благоприятных условий, позволяющих каждому первокласснику как можно легче вступить в этап школьного обучения; поддержание и развитие в детях интереса к занятиям.
Задачи: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний,
снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Развитие коммуникативных, социальных умений, необходимых для установления межличностных отношений, внимания, глазомера, зрительной памяти ребенка, аккуратности.
Оборудование: компьютер, проектор,
рисунок поезда (Иллюстрация «Паровозик из Ромашкино»)
кружки по числу учеников,
жетоны в виде смайликов
Продолжительность занятия 30 минут.
Приветствие. (Группа детей сидит на стульях, расположенных по кругу.) Введение в игровую ситуацию. Звучит фоном любая легкая музыка
Педагог-психолог: Ребята, прежде чем с вами отправимся в путь (Фоном звучит «Мы едем-едем-едем.») Возьмите жетон смайлик и покажите с каким настроением вы пришли. Покажите их.
Друга в дорогу ты взять не забудь.
И, что б дорога была легка –
Скажем друг другу приветственный слова. Здравствуй , (имя)!
(Здороваются по цепочке, называя по имени своего соседа).
2. Веселая разминка.
Встали в паровозик, (дети строятся в колонну по одному, руки вытягивают вперед, кладут на плечи впереди стоящего). Начинаем под музыку движение по кругу вправо.
Возьмите жетон смайлик и покажите какое настроение у вас сейчас. Покажите их.
3. Упражнение для пальцев.
(физкультминутка для рук и пальцев).
Что помогало вагончикам не потеряться во время движения?
Правильно, сцепка, в нашем случае – руки. Погладили свои ладошки: «Умница правая рука, умница левая рука!»
Возьмите жетон смайлик и покажите какое настроение у вас сейчас Покажите их.
4. Графическая работа.
– Следующее задание. Давайте внимательно рассмотрим рисунок поезда (Иллюстрация «Паровозик из Ромашкино» и нарисуем такого же у себя в тетради. ( У каждого ребенка на столе образец рисунка.)
– Возьмите жетон смайлик и покажите какое настроение у вас сейчас. Покажите их.
5. Физминутка для глаз.
– Пока дети рисовали, их глаза чуть-чуть устали.
Вместе с Паровозиком из Ромашкино выполним физминутку для глаз.
(Следят глазами за движением поезда по рельсам)
– А сейчас проверим, кто был внимательным?
-Сколько птичек встретил Паровозик?
– Какого цвета? (Красного, черного, синего).
– Сколько цветочков?
Какого цвета? (фиолетового, жёлтого).
– Сколько бабочек?
. Какого цвета? (синего, коричневого, зёлёного цвета).
– Молодцы, вы были очень внимательны.
Но пора открывать глаза и снова отправляться в путь с теплого побережья.
Снова становятся паровозиком и под песню «Мы едем-едем» обходят вокруг стульев и рассаживаются.
Педагог-психолог: – Дорога веселее и легче вдвойне, если рядом друг.
(Исполнение песни «Дружба крепкая не сломается», разученной заранее).
7. Рефлексия занятия – оценка проведенного занятия
– Все сегодня были старательными, добрыми, внимательными. Посмотрите друг на друга, все ли в порядке. Мне очень понравилось с вами путешествовать.
– А как вы себя чувствуете! Возьмите жетон смайлик и покажите какое настроение у вас сейчас. Покажите их.
–Все ребята нашего класса выполнили все задания, поэтому получаете жетоны. ( Жетоны дети приклеивают в тетради).
– Спасибо за удовольствие от совместного путешествия, благодарю всех за старание.
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе. – Творческий Центр. Москва 2009. –160 с.
2. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – Москва. Т Ц Сфера, 2003. — 288 с.
3. Рахманова Е. М. « Графические диктанты для дошкольников», М.: Владос, 2008.
4. http://vozhatiki.ruhttp://vozhatiki.ru/blog/solnyshko_luchistoe/ музыкальное сопровождение «Солнышко лучистое»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных техников»
Принято на метод.совете
протокол № __ от _________
Беседа «Дружба крепкая не сломается»
Выполнила: п.д.о. Чеченева В. И.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов доп. образования, реализующих дополнительную общеобразовательную программу «Ракетное моделирование» И для педагогов начальных классов.
Сценарий построен по типу беседы с элементами конкурсной программы с участием детей.
Цель: Продолжить формирование дружного коллектива. Формировать умение решать мирно конфликты, учить общаться, помогать друг другу. Заинтересовать занятиями ракетомоделированием.
– научить детей умению контактировать в коллективе, слушать педагога;
– принимать участие в конкурсной деятельности;
– заинтересовать процессом технического творчества;
– развивать познавательный интерес, двигательную активность, выдержку, целеустремленность, кругозор;
Условия для проведения мероприятия
На стенах фотографии космических экипажей разных лет. Фотографии спортивных команд ракетомоделистов разных лет на соревнованиях и других мероприятиях.
Оборудование, технические средства, материалы.
Для проведения мероприятия потребуется: музыкальная колонка с записями бодрой музыки, песен о дружбе. ( Сбор учащихся), бодрая музыка (Моменты решения поставленной задачи) любая мелодия. Имитация звезд. Медали с изображением звезд. Призы (конфеты)
Ведущий старший ученик:
Спасибо ребята всем, кто решил принять участие в нашей встрече.
Тема сегодняшней встречи: «Дружба крепкая не сломается»
Дружба, для нашего коллектива очень важное составляющее, так как мы участвуем в соревнованиях и конкурсах различного уровня. Нам приходится вместе решать поставленные задачи. Это залог успеха!
А как вы понимаете выражение: крепкая дружба?
(Примерные ответы детей)
– Это – взаимопомощь.
– Умение подставить плечо в трудную минуту!
– Быть рядом не только в радости, но и в горе!
Верно ребята – все мы занимаемся одним делом, мы коллектив и от наших взаимоотношений зависит микроклимат в котором мы трудимся и отдыхаем . Наш дух, душа, разум, эмоции и тело работают вместе.
Люди часто забывают, что не за какие деньги не купишь настоящего друга, счастье!
Человек сам в ответе за своё поведение и свершения.
Наш коллектив уже объединен интересом к ракетомоделированию.
– Как вы думаете, какой коллектив можно назвать дружным?
– Коллектив, где есть взаимопонимание.
– Коллектив, где есть взаимоуважение.
– Коллектив, где умеют общаться.
Все это и формирует дружный коллектив!
А мы сейчас проверим на сколько мы дружны!
Конкурс «Точно в цель»
Задача звездой поразить цель.
Для броска подходят тройками.( Помощники фиксируют и попавшим выдают жетоны)
Наша добрые поступки, мысли создают хорошие условия для укрепления нашего коллектива.
Коллектив становится парами напротив друг друга.
Кидая друг другу звезду, скажи доброе слово партнеру. ( Кто больше слов добрых скажет, тот получает жетон.)
Цель: сплочение коллектива, прочувствовать каждого участника объединения. Встаньте в центр, закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в хоровод. После того, как хоровод будет построен, не открывать глаза.
– Все ли уверены, что они стоят в хороводе?
– Да. Уверены, потому, что товарищи держат за руки!
– Предложить открыть глаза, порадоваться за хороший результат.
Верно говорят: «Дружба крепкая не сломается!»
Анализ мероприятия и ожидаемый результат
В результате проведения мероприятия учащиеся раскрепостились, стали свободнее общаться.
Каждый получил сладкий приз! Всем вручают медали. Обладатель большего количества жетонов получает право закрыть сезон запусков моделей.
1 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2008.
2 Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000.
Классный час на тему: «Дружба крепкая не сломается»
создание положительной психологической атмосферы в классе и сплочение классного коллектива.
– формировать у младших школьников понятие «Дружба». – раскрыть личностную и социальную значимость дружбы. 2. Воспитательные: – воспитывать добрые качества детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. – расширять и углублять представление детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям; – воспитывать умение работать в группе ( навыки взаимопомощи, доверия при решении различных проблем) 3. Развивающие: – развивать творческие способности, инициативу, познавательную активность.
Ход классного часа
Класс заранее разделили на группы по 4 ученика.
У каждой группы на столе цветок с лепестками.
Звучит минусовка песни «Дружба крепкая, не сломается».
Заранее подготовленные ученики читают стихотворение Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы? Давайте посмотрим на доску.
Ребята читают предложение и высказывают свое мнение, кто такой друг и кого они называют своими друзьями.
На доске написаны слова: друг, товарищ, приятель, а рядом, вразброс, даны определения для каждого слова.
-У слова «друг» много синонимов, нужно разобраться и соединить стрелочками слово с его определением. Ребята читают, выходят к доске и соединяют определения со словами.
Учитель: А сейчас, ребята, обсудите проблемную ситуацию: “Как бы я поступил?” Каждая получает одну ситуацию в конверте.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
6. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
7. Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
Ребята обсуждают ситуацию и комментируют ее вслух
-Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего друга.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
Учитель:А сейчас вы получите конверты, с поговорками о дружбе и друзьях.
Выберите одну поговорку о дружбе, другую -о друге. Запишите их красиво на лепестках цветках, который лежит у вас на столе.
Старый друг – лучше новых двух.
Друг познается в беде.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.
Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.
Без друга на сердце вьюга.
Верному другу цены нет.
Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
Друг неиспытанный – что орех нерасколотый.
Друг в нужде – истинный друг.
Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает.
Легче друга потерять, чем найти.
Или о дружбе:
Птицы сильны крыльями – а люди дружбой.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Какову дружбу заведешь, такову и жизнь поведешь.
За дружбу дружбой платят.
Маленькая дружба легче большой ссоры.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Жить в дружбе можно, когда она не ложна.
Дружба, как стекло: разобьешь – не сложишь.
Гору разрушает ветер, а людскую дружбу – слова.
Хочешь дружбы – будь другом.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Друзья большие, что братья родные.
Учитель: Сейчас я вам предлагаю вспомнить «Мирилку», как вас учили мириться в детском саду.
Учитель приводит пример мирилок: Ехали на лодке, Кушали селедку, А селедка не годится, Надо, надо помириться. Мир, мир – навсегда,
Ссора, ссора – никогда
Пальчик за пальчик Крепко возьмем Раньше дрались, А теперь ни по чем.
Учитель:Ребята, запишите «Мирилку», на следующем лепестке цветка.
Учитель:А теперь мы проведем игру “Доброе-плохое”. Когда называется доброе дело – следует хлопать в ладоши, плохое – молчать.
– подкармливать птичек;
– помогать старшим;
– ломать ветки деревьев;
– играться дружно;
– рисовать на стенах комнаты;
– ссориться с друзьями;
– помогать другу в беде;
– сажать деревья, кусты, цветы;
– кормить рыбок в аквариуме;
– убирать свои вещи и игрушки;
– топтать цветы на клумбе;
– ходить неряхой;
– уступать местом в транспорте старшим.
Учитель:Ребята, запишите по одному слову — каким должен быть ваш друг, на следующем лепестке цветка.
Что такое дружба, каждый знает?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Учитель: Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно, давайте составим правила дружбы, каждая группа, по одному правилу. Запишите его на последнем лепесточке вашего цветка.
Учитель: А сейчас мы с вами соберем «Букет дружбы» – из наших цветов.
Дети исполняют песню «Дорога добра».
Классный час: Дружба крепкая – не сломается!
: создание дружного и сплочённого коллектива.
– Здравствуйте, дорогие ребята!
О дружбе говорили все на свете,Но только сам я понимаю вдруг,Что только за тебя сейчас в ответе,Ведь ты мне настоящий, верный друг!И чтобы в жизни нашей не случалосьТы будь уверен – я приду всегда!Хочу, чтоб только поровну досталисьНам радость, счастье, горе и беда!
Составьте из данных букв слова, символизирующие дружбу.
Конкурс 2. Добавьте вторую половину выражения.
Один за всех, (и все за одного.)
Кто любит лгать, (того нельзя в друзья брать.)
Друзья познаются (в беде.)
Кто друга в беде покидает, (тот сам в беду попадает.)
Дружба крепка не лестью, (а правдой и честью.)
Дружба как стекло: (разобьешь – не склеишь.)
– Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Почему?
НИКОГДА НЕ МЕНЯЙТЕ ДРУЗЕЙ
Никогда не меняйте друзей. Их нельзя разменять как монету. Вы поймёте это поздней —Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей,Ту потерю ничем не измеришь. Старый друг не вернётся к тебе,Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать —Станет раной на сердце обида,Хоть друзья и умеют прощать,Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда. Это чувство длиннее века. Лучший друг не предаст никогда,Просто преданней нет человека!
Отсоединить рис от гречки. Какая команда дружнее и быстрее справиться с этим заданием.
Нет на свете дороже подарка,Чем вниманье любимых, друзей. Звезды мне улыбаются ярко,И душе моей стало светлей. Ночь свои раскрывает объятья,День проблемами не тяготит. Одеваю я счастье как платье,Так внутри у меня не болит. Нам так часто совсем одиноко,Ищем сердце родное как свет. И с надеждой мы смотрим на окна,Где любовь, свой находит ответ. Не теряйте друзей, не теряйте,Ваша память пусть их бережет,Только доброе не забывайте,Лишь с хорошим идите вперёд!
А теперь проверим, на сколько хорошо вы знаете своих друзей.
Друг – это тот, кто помочь готов
В любой час и минуту и даже всегда.
Он позовет вас на рыбалку,
Чтоб вы ему червей нарыли,
Потом на крючок червя наживили.
А после улов весь ему отдадите.
И будет ваш дружный сейчас же ответ
Конечно же НЕТ
Потом и вы набьете карманы
И другу ни одной не дадите
Ведь это же правда.
Конечно же НЕТ.
Когда ваш друг устроит день рожденье.
Он позовет вас в тот же день.
Угостит сладким рулетом, вареньем,
На стол поставит кусок пирога.
Конечно же ДА.
Когда на горке снежной
Окажетесь вы вместе.
То не дадите санок,
А вместе будет тесно.
Какой дадите вы сейчас ответ.
Вставить пропущенные слова в песню.
А потом мы дружно ее споем.
Текст песни “Дорога добра”
И на память я подарю вам памятки.
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.
– Надеюсь и глубоко верю в то, что, вы, верите в дружбу, и сами являетесь хорошими друзьями. Посмотрите сколько стихов, загадок и пословиц сотворено и придумано на тему «дружба». Потому что это очень важный термин в жизни каждого человека, без которого нельзя прожить.
которым могла бы одарить нас природа, – это дружба.
1) Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
2) Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека.
3) Способствовать формированию сплочённого классного коллектива.
4) Формировать нравственные качества учащихся: чувства доброжелательности, сопереживания, сочувствия, уважительное отношение к окружающим, вежливое обращение друг к другу.
расширять кругозор учащихся.
6) Обогащать словарный запас и развивать речь учащихся.
7) Развивать умение учащихся вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения.
8) Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о настоящей дружбе.
9) Вызвать положительный эмоциональный настрой.
Форма: классный час.
Методы: рассказ с элементами беседы и игры.
Класс делится на группы. Продумать ситуации, вопросы для обсуждения в группах. Подобрать стихи, сценки, песни, подготовить выступления учащихся
1) Пословицы о дружбе. Стихи, рассказы, песни русских авторов.
3) Рисунки героев мультфильмов.
4) Для каждой группы «цветик-семицветик»; солнышко и лучики.
5) Выставка книг о дружбе.
6) Выставка творческих работ учащихся.
1. Введение в тему. Составление слова «ДРУЖБА»
2. Беседа учителя.
1) Сообщение темы, цели классного часа.
2) Понятия «дружба», «друг».
3. Анализ ситуаций.
1) Инсценировка по рассказу Н. Чабаевского «Одинаковые».
4. Правила дружбы.
5. Подведение итогов классного часа.
Учитель. Ребята, у вас на партах лежат чистые листы. Разгадывая загадки, вписывайте по одной букве на каждый листок. ( Работа в группах)
Эта буква на морозе, Как оса, ужалить может. Ну а в мае на березе Жук ее узнать поможет. Ж
Утром на траве росою Эта буква заблестит, А под вечер на крылечке Рядом громко зарычит. Р
Этой буквой – добрым другом – Долгою дорогой в дом День за днем назло недугам Даже под дождем идем. Д
Буква эта знаменита – Стоит в начале алфавита. А
Эта буква бодрым шагом В бой идет под барабан, И бодает буква букву, Будто баловник баран. Б
Вот все буквы перед вами – Каждый может их назвать. Буквы в слово соберите, Без которого в пути, Люди вряд ли обойдутся, Чтоб товарища спасти.
(Ребята работают в группах и составляют слово «Дружба»).
– Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на классном часе? (Ответы детей).
Да, мы сегодня поговорим о дружбе, узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, и почему самый прекрасный подарок – дружба (эпиграф).
Мы будем учиться ценить и беречь дружбу и друзей.
– А как вы думаете, что же такое дружба? (Ответы детей).
Дружба – близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на уважении и взаимопонимании. Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
– Как называют людей, которые дружат: дружно читают, дружно играют, дружно что-то мастерят? (Ответы детей).
Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом.
– Кого мы сейчас называем другом? (Ответы детей).
Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.
– Кто может быть нашим другом? (Ответы детей).
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.
Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.
Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.
Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Игра «Найди друга»
Дети получают карточки с изображениями (или именами) сказочных героев.
– Ребята, перед вами сказочные герои. Найдите того, с кем он дружит и возьмитесь за руки.
– Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.
Автор. Жили две неразлучные подружки: Соня и Вера. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
Девочки (гордо). Мы во всём, во всём одинаковые.
Автор. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:
Автор. Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
Соня (удивлённо). Я? Но ведь тройку получила не я!
Мама. Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
Ответы детей на вопросы:
За что мама осудила Соню?
Хотели бы вы иметь такую подругу (друга)?
Что бы вы сказали Соне?
Как ей надо было поступить?
Вывод. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, а ещё хуже – радоваться этому. Говорят, что друг познаётся в беде. Он всегда успокоит, утешит, посочувствует другу. Нужно уметь сопереживать другу, поддерживать его.
Исполняется «Песня дружбы» (Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова)
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет, Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит! На свете живешь ты не зря!
Рассказ В. Сухомлинского «Как на свете жить?»
У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый.
Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью:
– Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в классики:
– Наш папа выздоровел! – сказала она.
Одна девочка с удивлением спросила:
– Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
1. Почему заплакала Катя?
2. Как бы поступили вы?
Вывод. Нужно внимательно, с пониманием относиться к своим друзьям и стараться каждый день творить добро. Другу можно рассказывать о своих переживаниях, поделиться с ним своими секретами. Нужно чаще улыбаться друзьям. Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.
Исполняется песня «Если с другом вышел в путь» (Слова М. Танича, музыка В. Шаинского)
Если с другом вышел в путь Веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, А с друзьями много.
Припев (2 раза):
Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной.
На медведя я, друзья, Выйду без испуга. Если с другом буду я, А медведь без друга.
Там где трудно одному, Справлюсь вместе с вами. Где чего то не пойму, Разберем с друзьями.
Если с другом вышел в путь, Веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, А с друзьями много.
Отрывок из рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка»
Проснулась девочка – никого у неё нет!
Ответы детей на вопросы: 1. Девочка была ласковая, не обижала животных, у неё было много друзей, почему же тогда она осталась одна?
2. Можем ли мы уважать девочку за её поступок?
3. Почему же В. Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»?
4. Как бы поступили вы?
Вывод. В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.
Нужно ценить, уважать, понимать друг друга, проявлять внимание, чуткость. Дружба должна быть бескорыстной: нельзя за дружбу что-то выпрашивать. Дружбой надо дорожить. Дружбу надо беречь.
Исполняется песня «Настоящий друг» (Слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева)
Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся, “Не разлить водой” – шутят все вокруг. В полдень или в полночь друг придет на помощь, Вот что значит настоящий верный друг. В полдень или в полночь друг придет на помощь, Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту – Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту – Вот что значит настоящий верный друг.
Басня Л. Толстого «Отец и сыновья»
– Ребята, наш классный час называется «В дружбе – сила!» Почему так говорят? (Ответы детей)
– Послушайте басню Л. Толстого «Отец и сыновья».
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; но они не слушались.
Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».
Физкультминутка «Если в гости ты пришел».
Под музыку ведущий поет каждую строчку песни и одновременно показывает движения, которые дети повторяют:
Если в гости ты пришел, это очень хорошо,
Если в гости ты пришел, то делай так (машет левой рукой).
Если в гости ты пришел, то делай так (воздушный поцелуй).
Если в гости ты пришел, то делай так (поклон).
Если в гости ты пришел, то делай так (кричим «привет»).
Если в гости ты пришел, то делай все (все движения).
Черты характера настоящего друга
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Солнышко – тоже наш друг. Оно радуется всему живому и прекрасному на Земле.
Запишите самые лучшие качества настоящих друзей на «лучах солнышка» и прикрепите к доске.
Ребята работают в группах. Каждая группа получает карточку, в которой записаны как положительные, так и отрицательные качества человека. На лучики они записывают только положительные качества)
1. Добрый, верный, жадный, честный, справедливый, дружелюбный.
2. Отзывчивый, понимающий, сочувствующий, грубый, правдивый.
3. Уважающий, бескорыстный, внимательный, откровенный, грубый, жизнерадостный.
Творческая деятельность «Пожелания друзьям»
(На лепестках цветика-семицветика дети пишут пожелания друг другу и отдают цветки друзьям).
Игра «Не урони шарик»
Каждая группа ребят получает воздушный шарик. Они должны дружно дуть на него, не касаясь руками, чтобы шарик не упал на пол. У кого шарик дольше продержится в воздухе, тот умеет играть дружно, слаженно.
– Приходилось ли вам приходить другу на помощь?
– Много мы с вами говорили о дружбе, дружеских отношениях. Давайте попробуем сформулировать правила дружбы. Обсудите в группах и выскажите свои предложения.
1) Будь с другом честен.
2) Будь постоянным в дружбе.
3) Помогай другу в беде. Умей разделить с ним радость.
4) Умей принять помощь, совет.
5) Умей признавать свои ошибки и просить прощение.
6) Умей сам прощать.
7) Останови друга, если он делает что-то плохое.
8) Не обманывай, не предавай, не унижай друга, не жадничай.
9) Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними дружно.
10) Умей дружно играть и дружно работать. Соблюдай правила.
11) Будь вежлив, чтобы другим было приятно с тобой.
12) Будь всегда приветлив.
– Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!
Игра «Собери пословицу»
– Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждого из вас карточка, на которой написана только половина пословицы: у одних «начало», у других «конец». Вы должны найти две половинки одной пословицы и взяться за руки.
Дерево живет корнями, (а человек друзьями).
Нет друга – ищи, (а найдёшь – береги).
Друг за друга стой, (выиграешь бой).
Доброе братство, (лучше богатства).
Друг лучше старый, (а платье новое).
Старый друг – (лучше новых двух).
Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).
Дружба – как стекло, (разобьёшь – не сложишь).
Без друга на душе вьюга.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
– Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
Настоящий друг всегда честен, надежен, верен, доброжелателен, готов прийти на помощь. Крепкая дружба способна объединить людей на долгие годы, а иногда и на целую жизнь. Важно уметь беречь и ценить хороших и верных друзей.
Лучистое солнце не делится на части. И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья ты можешь, ты должен, Ты в силах друзьям подарить.
Исполняется песня «Совершите чудо» (Слова Е. Головиной, муз. Е.Птичкина)
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
Игра «Круг друзей»
Шире круг, шире круг! Музыка зовет. Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод.
Конспект внеклассного занятия по нравственному воспитанию для младших школьников «Дружба и что мешает нам дружить?”
Ребята, какое ключевое слово получилось? Верно, сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям, но еще обсудим, что мешает нам дружить. (слайд 4)3. Основная часть занятия3.1. Беседа о дружбеКак вы считаете, что такое дружба? Молодцы, ребята, а теперь я вам дам определение дружбы из словаря Ожегова:Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересов(слайд 5)А кого считаем друзьями? Выслушиваются ответы детей. Также вам предлагаю определение из словаря Ожегова:Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. (слайд 6)Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь слово “дружба” – и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это забавный Чебурашка и Крокодил Гена,(слайд 8) это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, воспитатель, которые помогут тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это (слайд 9)старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. 3.2. Игра «Кто с кем дружит?» (слайд 10)Мы с вами читаем много разных сказок и я вам предлагаю поиграть в игру «Кто с кем дружит?» У каждого на парте лежит белый листочек на котором изображены сказочные герои. Давайте вспомним, кто из этих сказочных героев с кем дружит. Винни-Пух-Пятачок,Малыш-Карлсон,Кот-Леопольд – мышата,Баба-ЯгаЛьвенок – черепаха,Золушка–мыши,Мальвина – Буратино,Золушка – мыши,Чебурашка – крокодил ГенаМальвина –БуратиноДавайте посмотрим, что у нас получилось. Кто здесь лишний? Почему с ним никто не дружит?Ребята, как Вы думаете, что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм. 3.3. Игра «Темные и светлые мешочки» (слайд 11)У меня на доске изображено два мешка, какого цвета мешки. Эти мешочки мы с вами будем сегодня наполнять. В один мешочек мы будем складывать «темные» качества человека, а в другой – «светлые». Но вначале каждый из вас вытянет из мешочка по листочку с написанным качеством. Вы будете называть качества и прикреплять таблички на мешочек.«Светлые качества» «Темные качества»Честность ЛеньАккуратность ХитростьДоброта НепослушаниеЗаботливость ЛживостьДружелюбие Зависть
Классный час на тему « Дружба крепкая не сломается».
Цель: способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей перед друзьями.
Задачи: способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.
План классного часа:
а) Знакомство с понятием «дружба».
б)Знакомство с понятием «друг»
Составление законов дружбы
7. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Погружение в тему разговора. Проблемная ситуация.
– Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить одну очень важную, на
мой взгляд, проблему. О чем пойдет речь, вы сможете определить, послушав
Ребята, вы ,наверное, поняли о чём пойдет сегодня речь на нашем классном часе?
Конечно, о дружбе!
– А кто из вас хотел бы иметь настоящих друзей? А вот каким должен быть настоящий друг, какими качествами характера он должен обладать?
– На все эти вопросы мы найдем сегодня ответ.
II Вводная беседа о дружбе.
Ребята, как вы думаете, что такое дружба?
– Что вам нравится в вашем друге?
-За что вы иногда обижаетесь на него?
-Как вы относитесь к своему другу?
-Помогали ли вы своему другу, когда ему было трудно?
-Помогал ли вам друг в трудную минуту?
-Каким бы вы хотели видеть своего друга?
-Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?
– Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. Нет народа, у которого не было пословиц и поговорок о дружбе. Давайте вспомним пословицы о дружбе.
Сейчас мы поработаем в группах. Я вам раздам листы, на которых написаны пословицы, но они разъединены, ваша задача собрать эти пословицы и объяснить их значение.
• Нет друга – ищи, а нашёл – береги. • Человек без друзей, что дерево без корней. • Платье лучше новое, а друг старый. • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Старый друг лучше новых двух. • Друг познается в беде. • Дружбу помни, а злобу забывай. • С другом веселее при удаче, легче в беде.
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Друга ищи, а найдешь береги.
Дружба- что стекло: расколешь- не соберешь.
– А теперь прочитайте высказывания и объясните их смысл.
Вы молодцы! Хорошо справились с этим заданием !
III Беседа «Качества характера настоящего друга».
А теперь давайте подумаем:
– Какими качествами нужно обладать, чтобы у тебя появились друзья? (Честность, доброта, верность, преданность, смелость, надежность, справедливость, щедрость, мудрость, благородство.)
Сейчас я буду называть качества.
– Если я называю качество, которое относится к настоящему другу, то вы хлопаете в ладоши, а если таким качеством не должен обладать настоящий друг, то сидите тихо.
Добрый, строгий, трудолюбивый, вежливый, честный, ленивый, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, терпеливый, льстивый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный.
Мы с вами много сказали о дружбе – Вот какое определение слову «дружба» предлагает С. И. Ожегов в Толковом словаре русского языка. Д РУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ( С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка)
Ребята, ведь многие считают себя друзьями, но не все являются настоящими.
– Так какой же он, настоящий друг?
1. Настоящие друзья всегда рады вашим успехам
2. Настоящие друзья никогда не соперничают
3. Настоящие друзья всегда должны оставаться честными по отношению друг к другу
4. Настоящие друзья не навязчивы
5. Настоящие друзья всегда готовы прийти на помощь
6. Настоящие друзья умеют слушать
7. Настоящие друзья принимают вас таким, какой вы есть
– Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать настоящим другом.
– Ребята, а только ли с людьми можно дружить ? ( Друг – это любимая книга . Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту. Друг – это тот человек, которому ты можешь доверить свои секреты . Друг – это учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний).
– Можно ли дружить с природой? Что в природе можно сравнить с дружбой ? (дети рисуют на листках солнце, цветы, бабочек и т.д.)
– Нас с вами окружают леса и озера, свежий запах цветов и трав, яркое солнце и голубое небо. Все перечислить невозможно, и сразу вспоминаются строки поэта И. Мазнина:
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица – с небом, как травы – с лугом.
Как ветер – с морем, поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
IV. Физкультминутка. Под песню « Как положено друзьям»
– Мне очень хочется, чтобы мы вместе с вами посадили свое дерево дружбы. Но пока земля не готова его принять. И поэтому мы создадим дерево дружбы у себя в классе. Сейчас я прочту несколько строк, а вы подумайте , чем мы можем заменить листву дерева дружбы.
Нити параллелей и зеленых рек,
Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек .
– Итак, чем можно заменить листву дерева? У вас на партах лежат бумажные ладошки. Напишите на них свое имя. Будем считать , что это протянутая рука друга – символ дружбы. Пожелайте, каким бы вы хотели видеть наш класс, и прикрепите ладошку к нашему дереву
– Мы создали дерево дружбы. Но нам предстоит самое сложное – создать класс дружбы. Как вы понимаете, что это такое? Будем ли мы счастливы в таком классе? Ребята, поднимите руку те, кто приложат все усилия для создания дружного класса.
У вас на партах лежат изображения солнышка и тучки. Если классный час вам понравился, покажите солнышко, а если нет – тучку.
– О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
– Когда дружбу можно считать настоящей?
– Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
И я хотела бы закончить наш классный час такими строками :
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.