РАСХОЖДЕНИЕ ИЛИ СБЛИЖЕНИЕ КРЫЛЬЕВ ДЕЛЬФИНОВ И ПИНГВИНОВ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

Рассмотрите таблицу “Доказательства эволюции” и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.


РАСХОЖДЕНИЕ ИЛИ СБЛИЖЕНИЕ КРЫЛЬЕВ ДЕЛЬФИНОВ И ПИНГВИНОВ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

Верный ответ: Сравнительно-анатомические

К сравнительно-анатомическим доказательства эволюции относятся: рудименты (третье веко, ушные мышцы, копчик, аппендикс), атавизмы (многососковость, добавочные молочные железы, гипертрихоз), гомологичные органы (рука человека – крыло птицы), аналогичные органы (глаз человека – глаз моллюска).

Эмбриологические доказательства эволюции:
1) закон зародышевого сходства Карла Бэра – сходство эмбрионов на ранней стадии развития
2) биогенетический закон Геккеля Мюллера – каждое живое существо в своём индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет, в известной степени, формы, пройденные его предками или его видом (филогенез)

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 14212.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы
идиоадаптации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Покрытосеменные – наиболее распространённая группа растений.

У них появились генеративные органы – цветки и плоды.
Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений. РАСХОЖДЕНИЕ ИЛИ СБЛИЖЕНИЕ КРЫЛЬЕВ ДЕЛЬФИНОВ И ПИНГВИНОВ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИЦветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей.
Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник.

Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы
ветром.

Верный ответ: 456

Идиоадаптация – частное приспособление к среде обитания, которое существенно не меняет уровень организации организма. Предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации:
4) Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей – адаптация для привлечения насекомых-опылителей (речь не о возникновении цветка как такового, а скорее об особенностях насекомоопыляемых растений по сравнению с ветроопыляемыми)
5) Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник – особенность ветроопыляемых растений
6) Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром – особенность ветроопыляемых растений

Остальные пункты:
1) Покрытосеменные – наиболее распространённая группа растений – описание отдела, никакой конкретики по самим признакам нет
2) У них появились генеративные органы – цветки и плоды – их возникновение считается ароморфозом, так как цветки и плоды позволили покрытосеменным широко распространится и занять новые экологические ниши
3) Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений – возникновение цветков и плодов считается ароморфозом (см. объяснение к предложению 2)

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5602.

Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ногти человека и когти тигра Б) крылья бабочки и птицы В) крылья орла и пингвина Г) жабры краба и рыбы Д) конечности крота и зайца

1) конвергенция 2) дивергенция

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5575.

А) крылья птицы и бабочки Б) конечности зайца и кошки В) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина Г) конечности пчелы и кузнечика Д) глаза кальмара и собаки Е) передние конечности крота и насекомого медведки

1) дивергенция 2) конвергенция

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5547.

Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение и изучение ископаемых переходных форм и составление филогенетических рядов. Объясните сущность и значение этих методов и приведите по одному примеру.

1) Переходные формы позволяют установить ход эволюционного процесса, происхождение новых групп организмов, так как они имеют признаки как древней группы организмов, так и новой
2) Филогенетические ряды – последовательность ископаемых форм, позволяющих установить эволюцию отдельного вида или рода
3) Примеры переходных форм: зверозубая рептилия, археоптерикс, ихтиостега, древние кистеперые рыбы
4) Примеры филогенетических рядов: филогенетический ряд лошади, слона

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5501.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще

Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) сводчатая стопа Б) развитые надбровные дуги В) пояс нижних конечностей в виде чаши Г) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым Д) сжатая с боков грудная клетка Е) наличие подбородочного выступа

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССА МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

1) шимпанзе обыкновенный 2) человек разумный

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5603.

Установите соответствие между ароморфозами и типами животных, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) звёздчатые клетки в выделительной системе Б) брюшная нервная цепочка В) нервная система узлового типа Г) вторичная полость тела Д) заполнение пространства между органами паренхимой Е) кровеносная система

1) Кольчатые черви 2) Плоские черви

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5519.

Установите соответствие между признаками птиц и путями эволюции, в результате которых эти признаки сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) перьевой покров Б) длинный клюв у болотных птиц В) окраска оперения Г) четырёхкамерное сердце Д) теплокровность Е) ласты у пингвинов

1) ароморфоз 2) идиоадаптация

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5491.

Установите соответствие между эволюционными идеями и учёными, которые их высказывали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) приобретённые признаки наследуются Б) естественный отбор ведёт к эволюционным изменениям В) неупражнение конечностей ведёт к их редукции Г) наследственная изменчивость – основа эволюции Д) организмы изменяются из-за стремления к совершенству Е) более приспособленные организмы оставляют больше потомства

1) Ч. Дарвин 2) Ж.-Б. Ламарк

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5463.

Установите соответствие между эволюционными событиями и эрами, в которые
они происходили: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) доминирование пресмыкающихся Б) появление цветковых растений В) появление птиц Г) расцвет млекопитающих Д) господство травянистых растений Е) появление приматов

1) мезозой 2) кайнозой

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5435.

Установите соответствие между эволюционными событиями и эрами, в которые они происходили: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) появление земноводных и пресмыкающихся Б) наличие гигантских насекомых В) появление плацентарных млекопитающих Г) вымирание динозавров Д) изобилие хвойных растений Е) вымирание древовидных папоротников

1) Мезозой 2) Палеозой

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5407.

Установите соответствие между характеристикамии эволюционными предками современного человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) рисовал на стенах пещер Б) поддерживал огонь для приготовления пищи В) изготовлял примитивные орудия труда Г) имел мозг объёмом 1400 см3 Д) останки датируются 2 млн лет Е) имел примитивную речь

1) синантроп 2) неандерталец

Верный ответ: 211212

Синантроп (1 – древнейший человек) : поддерживал огонь для приготовления пищи (Б), изготовлял примитивные орудия труда (В), останки датируются 2 млн лет (Д).

Неандерталец

: рисовал на стенах пещер (А), имел мозг объёмом 1400 см3 (Г), имел примитивную речь (Е).

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5379.

Установите соответствие между характеристиками и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) гибрид лошади и осла стерилен Б) лошадь и осёл имеют различный рост и длину ушей В) у человека 46 хромосом, а у шимпанзе 48 Г) раковины брюхоногих, закрученные в разные стороны Д) у различных представителей бобовых лепестки окрашены по-разному Е) гибрид капусты и редьки удалось размножить только после полиплоидизации

1) генетический 2) морфологический

P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса – 5351.

Доказательства эволюции

Рудименты – органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита – кости таза. У человека:

Атавизмы – органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека – волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы – это уродства, а рудименты есть у всех.

Эмбриологические

В эмбриональном (зародышевом) развитии организмы имеют признаки своих эволюционных предков. Например,

Палеонтологические

1) Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).

2) Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.

3) Переходные формы (доказывают происхождение организмов):

Биогеографические

Флора и фауна (ФФ) вулканических островов

ФФ островов, отколовшихся от материка, очень похожа на ФФ материка; чем раньше произошло отделение – тем больше отличия.

Биохимические

Все живые организмы на Земле состоят в основном из белков; наследственная информация закодирована в нуклеиновых кислотах, одинаково происходят процессы репликации, транскрипции, трансляции, гликолиза и т.п. Всё это свидетельствует о единстве органического мира.

Дополнительные материалы

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

РУДИМЕНТЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят
1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

РУДИМЕНТЫ – АТАВИЗМЫ
1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века

5. Установите соответствие между структурами организмов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы у птиц
Б) третье веко у человека
В) появление шерсти у китообразных
Г) хвост у человека
Д) тазовый пояс у змей
Е) закладка зубов мудрости в эмбриогенезе человека

СОБИРАЕМ 6:
А) копчик
Б) оформленная трехпалая конечность у лошади
В) густой волосяной покров у младенца
Г) зубы у голубя
Е) нефункциональные ушные мышцы у человека

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Выберите из текста три предложения, в которых даны описания эмбриологических доказательств эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Существует связь между онтогенезом и историческим развитием вида – филогенезом.

У представителей близких систематических групп проявляется сходство в строении и функциях многих систем органов.

Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон «Онтогенез – есть краткое и быстрое повторение филогенеза».

Повторение признаков объясняется тем, что на разных стадиях развития зародыша включаются сохранившиеся гены далеких предков.

В пользу эволюции свидетельствуют рудименты, органы, утратившие свое значение для вида.

К рудиментам относят наличие копчиковых позвонков, волосяной покров на конечностях человека.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны эмбриологические методы изучения эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Тело зародыша хордовых делится на головной, туловищный, хвостовой отделы.

У зародыша закладываются жаберные щели.

Развитие эмбриона проходит стадии бластулы, гаструлы, нейрулы.

У человека присутствуют рудиментарные органы.

Клетки эмбриона человека имеют 46 хромосом.

3. Выберите из текста «Доказательства эволюции» три предложения, в которых даны описания эмбриологических доказательств. Запишите цифры, под которыми они указаны.

На ранних стадиях развития зародыши разных классов одного типа имеют сходное строение.

Особи одного класса животных сходны по внутреннему и внешнему строению.

В соответствии с биогенетическим законом «Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза».

У всех многоклеточных тканевых животных онтогенез начинается с дробления зиготы с формированием бластулы, гаструлы, нейрулы.

Наличие у животных рудиментов и атавизмов служит свидетельствами эволюции видов.

К рудиментам человека относят наличие копчиковых позвонков, волосяного покрова, зубов мудрости.

К атавизмам человека относят густой волосяной покров на всем теле, многососковость.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие эмбриологические доказательства эволюции подтверждают родство человека с другими позвоночными животными?
1) закладка у зародыша жаберных щелей2) наличие в клетках тела эмбриона человека 46 хромосом3) развитие у зародыша хвостового отдела4) наличие гомологичных органов5) развитие рудиментарных органов6) деление тела на головной, туловищный, хвостовой отделы

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ – СРАВНИТ.-АНАТОМ.
1. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции, которым они соответствуют: 1) эмбриологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) онтогенез шимпанзе начинается с зиготыБ) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органыВ) рудименты тазового пояса кита и конечностей питонаГ) наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающегоД) стадия бластулы в онтогенезе позвоночных

2. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) сравнительно-анатомические, 2) эмбриологические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) рудименты третьего века у человека
Б) закладка жаберных карманов у зародыша человека
В) гомологичные органы – крыло птицы и ласта кита
Г) образование вторичного рта в стадии развития хордового животного
Д) начало онтогенеза с зиготы
Е) единый план строения конечностей позвоночных животных

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ – СРАВНИТ.-АНАТОМ. – БИОХИМИЧЕСКИЕУстановите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) морфологические, 2) молекулярные, 3) эмбриологические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) универсальность генетического кода
Б) сходство зародышей хордовых на ранних этапах развития
В) рудименты
Г) гомологичные органы
Д) атавизмы

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ – ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Установите соответствие между примером и группой доказательств эволюции животных: 1) палеонтологические, 2) эмбриологические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) окаменелости моллюсков
Б) скелетные останки мамонта
В) жаберные щели у хордовых
Г) личинка насекомого в янтаре
Д) нервная трубка у рыб
Е) хорда у позвоночных

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ – ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ – СРАВНИТ. АНАТОМ
1. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) сравнительно-анатомические, 2) палеонтологические, 3) эмбриологические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие жаберных щелей у зародышей хордовых животных
Б) аппендикс у человека
В) останки зверозубых ящеров
Г) рудименты тазового пояса кита
Д) стадии бластулы, гаструлы, нейрулы в развитии многоклеточных животных
Е) филогенетический ряд слонов

2. Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: 1) сравнительно-анатомический, 2) эмбриологический, 3) палеонтологический. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) отпечаток семенного папоротника в пластах каменного угля
Б) сходство зародышевого развития хордовых на ранних этапах развития
В) рудимент тазового пояса питона
Г) появление развитого хвостового отдела позвоночника у человека
Д) филогенетический ряд моллюсков
Е) окаменелость белемнита

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ – ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ – БИОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) биогеографические, 2) эмбриологические, 3) палеонтологические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) островная флора и фауна
Б) зародышевое сходство хордовых
В) биогенетический закон
Г) переходные формы
Д) распределение флоры и фауны по зонам

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ – ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ – БИОХИМИЧЕСКИЕУстановите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) палеонтологические, 2) эмбриологические, 3) молекулярно-генетические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) Идентичность 2-ой хромосомы человека двум отдельным хромосомам шимпанзе свидетельствует о наличии общего предка.
Б) Родство кольчатых червей и моллюсков подтверждается сходством их личинок.
В) Развитие у зародышей змей зачатков конечностей свидетельствует об их происхождении от четвероногих рептилий.
Г) По количеству нуклеотидных различий в геномах двух видов вьюрков определяют время их дивергенции.
Д) Изучение скелетов австралопитеков позволяет проследить появление прямохождения.
Е) Окаменелости динозавров демонстрируют последовательность этапов появления птиц.

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Выберите из текста три предложения, в которых описываются палеонтологические доказательства эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

История развития органического мира на Земле сохранилась в виде ископаемых остатков.

Доказано, что у близкородственных групп организмов белки сходны по аминокислотному составу.

Например, гемоглобин у человека и шимпанзе идентичен, а между гемоглобином человека и гориллы отличия в двух аминокислотах.

Известно, что план строения наземных позвоночных одинаков у различных классов.

Обнаружены переходные формы от водорослей к высшим растениям – это псилофиты.

В царстве животных восстановлена эволюция многих групп, составлены филогенетические ряды.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны палеонтологические методы изучения эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Переходные формы – это организмы, сочетающие признаки и древних, и молодых групп крупных систематических таксонов.

Риниофиты были первыми наземными растениями.

В. О. Ковалевский создал филогенетический ряд лошади и доказал постепенность процесса эволюции.

Сопоставляя флору и фауну различных континентов, ученые восстанавливают ход эволюции.

В озере Байкал обитает много эндемичных видов.

По каким признакам археоптерикс относится к классу Птицы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Тело покрыто перьями
2) На передних конечностях 3 пальца с когтями
3) На задних конечностях удлиненная кость – цевка
4) На ногах 4 пальца (3 вперед направлены, один назад)
5) На челюстях зубы
6) Небольшая грудина без киля

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ – СРАВНИТЕЛЬНО-АНАТОМИЧЕСКИЕ
1. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические
А) переходные формыБ) гомологичные органыВ) рудиментыГ) единый план строения органовД) окаменелостиЕ) атавизмы

2. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует: 1) сравнительно-анатомические, 2) палеонтологические
А) филогенетический ряд лошадиБ) наличие копчика в скелете человекаВ) перо птицы и чешуя ящерицыГ) отпечатки археоптериксаД) многососковость у человека

3. Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) крыло птицы и крыло бабочки
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у шимпанзе
Д) аппендикс у человека

4. Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: 1) палеонтологический, 2) сравнительно-анатомический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) колючки кактуса и колючки барбарисаБ) останки зверозубых ящеровВ) филогенетический ряд лошадиГ) многососковость у человекаД) аппендикс у человека

5. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) останки зверозубого ящера
Б) отпечатки археоптерикса на породах
В) наличие хвоста у человека
Г) филогенетический ряд лошади
Д) филогенетический ряд слона
Е) многососковость у человека

6. Установите соответствие между доказательствами эволюции и науками: 1) палеонтология, 2) сравнительная морфология. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) формы тела кита и акулыБ) окаменелости папоротниковВ) останки динозавровГ) гомологичные органы лягушки и варанаД) филогенетический ряд лошадиЕ) редуцированный околоцветник у ивы

7. Установите соответствие между доказательствами эволюции и науками: 1) палеонтология, 2) сравнительная морфология. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) обильное оволоснение тела человека
Б) отпечатки листьев папоротника на каменном угле
В) ископаемые переходные формы
Г) ласты дельфина и плавники рыбы
Д) редуцированные тазовые кости у кита
Е) филогенетический ряд слонов

8. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам.
А) уменьшение количества пальцев в филогенетическом ряде лошади
Б) слабое развитие слепой кишки у всеядных животных по сравнению с растительноядными
В) сложное строение позвонков у стегоцефалов
Г) единый план строения пятипалой конечности у наземных позвоночных
Д) большой размах крыльев у каменноугольных стрекоз
Е) наличие рудиментов тазовых костей у китообразных

================================
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие методы исследования используют для изучения эволюционных процессов?
1) гибридологический
2) физиологический
3) палеонтологический
4) сравнительно-анатомический
5) полиплоидизации

Дивергенция, конвергенция, аналогичные, гомологичные

Конвергенция – процесс схождения признаков у разных организмов, попавших в одинаковые условия. Аналогичные органы –  органы, возникшие из разных исходных органов в процессе конвергенции. Внешне они похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение из-за разного происхождения.

Пример 1: глаз человека и осьминога. Имеют разное происхождение, потому что организмы совсем не родственные (разные типы – хордовые и моллюски).

Пример 2: клубни картофеля и георгина. Имеют разное происхождение – клубень картофеля это видоизмененный побег, а клубень георгина – видоизмененный корень.

Дивергенция + гомология

Дивергенция – расхождение признаков у потомков одного предка, попавших в разные условия.
Гомологичные органы
– органы, возникшие из одного исходного органа в процессе дивергенции. Внешне они обычно отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но всегда имеют сходное внутреннее строение из-за общего происхождения.

Пример 1: крыло летучей мыши, рука человека, ласт кита. Все близкие родственники (класс Млекопитающие), поэтому гомология. Органы отличаются друг от друга, поэтому дивергенция.
Пример 2: лист березы и усик гороха. Имеют общее происхождение, т.к. усик гороха является видизменением листа. По внешнему виду
отличаются друг от друга, поэтому дивергенция.

Конвергенция + гомология

Если у близких родственников происходит сначала расхождение, а потом схождение признаков, то полученные призаки считаются конвергентными (т.к. произошло схождение признаков), но гомологичными (т.к. близкие родственники).

Пример 1: крылья совы и летучей мыши. Организмы близкие родственники (один тип), поэтому гомология. У предков летучих мышей была ходильная конечность, которая затем превратилась в крыло – произошло схождение признаков с птицами, поэтому конвергенция.

Пример 2: плавники акулы и ласты пингвина. Организмы близкие родственники (один тип), поэтому гомология. У предков пингвинов были крылья, которые затем  стали использоваться для плавания и превратились в ласты – произошло схождение признаков с акулами, поэтому конвергенция.

АНАЛОГИЧНЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примером аналогичных органов является
1) рука человека и крыло бабочки
2) колючки боярышника и колючки барбариса
3) ловчие листья росянки и колючки барбариса
4) крыло бабочки и крыло птицы
5) почечные чешуи и усики гороха
6) усики гороха и усики винограда

ГОМОЛОГИЧНЫЕ – АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

ГОМОЛОГИЧНЫЕ – АНАЛОГИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Предплечье лягушки и курицыБ) Ноги мыши и крылья летучей мышиВ) Крылья воробья и крылья саранчиГ) Плавники кита и плавники ракаД) Роющие конечности крота и медведкиЕ) Волосы человека и шерсть собаки

2. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ходильные конечности раков и ложноножки гусениц
Б) чешуя ящерицы и перо птицы
В) глаза осьминога и собаки
Г) крылья птицы и стрекозы
Д) ноги бабочки и жука
Е) когти кошки и ногти обезьяны

3. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лист березы и усик гороха
Б) иголка кактуса и лист яблони
В) корнеплод моркови и корневище папоротника
Г) шип крыжовника и игла кактуса
Д) клубень картофеля и луковица тюльпана
Е) цветок лилии и зонтик чеснока

4. Установите соответствие между органами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) передние конечности лошади и крылья птицы
Б) клубень картофеля и ус садовой земляники
В) крылья птицы и крылья бабочки
Г) клубень картофеля и корневой клубень георгина
Д) колючка кактуса и ловчий аппарат росянки

5. Установите соответствие между примерами органов и структур и их происхождением: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневище ландыша и корнеплод свеклы
Б) листья яблони и усики гороха
В) щупальца гидры и осьминога
Г) усики винограда и усики гороха
Д) глаза креветки и рыбы
Е) волосы человека и вибриссы кошки

6. Установите соответствие между примерами и типами органов: 1) аналогичные, 2) гомологичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) колющий ротовой аппарат комара и грызущий таракана
Б) колючки кактуса и шипы розы
В) плавники кита и каракатицы
Г) жабры рыбы и рака
Д) крыло стрекозы и летучей мыши
Е) передние конечности летучей мыши и крота

СОБИРАЕМ
Б) Роющая конечность крота и ласт кита
В) Легкие лягушки и легочные мешки паука

ДИВЕРГЕНЦИЯ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры дивергенции в эволюции млекопитающих. Запишите цифры, под которыми они указаны.

У млекопитающих отмечается развитие зубной системы с формированием дифференцированных зубов.

Различные типы зубных систем позволили разным млекопитающим питаться различной пищей: травой, мясом, насекомыми и т.д.

У хищных зверей хорошо развиты клыки, в то время как у растительноядных клыки могут отсутствовать, но хорошо развиты предкоренные и коренные зубы с плоской жевательной поверхностью.

Муравьед и трубкозуб, относящиеся к разным отрядам, утрачивают зубы в связи с питанием муравьями и термитами.

У грызунов и зайцеобразных независимо друг от друга происходит формирование резцов, растущих в течение всей жизни.

У усатых китов зубы утрачиваются в связи с формированием китового уса, а у дельфинов зубы сохраняются.

КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕКСТ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если разные виды неродственных организмов обитают в схожих условиях, то у них могут развиться схожие приспособления.

У рыб и ракообразных в связи с обитанием в водной среде сформировались схожие органы дыхания – жабры.

Необходимость получать кислород в наземно-воздушной среде привела к появлению у позвоночных животных сначала мешковидных, а затем ячеистых лёгких.

Передние конечности пингвинов и тюленей преобразовались в ласты в связи с переходом к водному образу жизни.

Примером конвергенции может быть не только внешнее сходство, но и одинаковое поведение животных.

Например, броненосцы и некоторые виды тараканов, будучи потревоженными, сворачиваются в идеальный шар.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В процессе эволюции у млекопитающих из отрядов Грызуны, Парнокопытные, Зайцеобразные и Хищные выработались сходные морфологические признаки.

У пустынных жуков и грызунов развиваются сходные биохимические механизмы образования сильно концентрированной мочи.

Верблюды приспособились запасать воду в форме жира, в то время как у мелких грызунов уменьшается потоотделение.

Небольшие млекопитающие животные из отрядов Зайцеобразные и Грызуны развивают способность к быстрым прыжкам, чтобы избежать атак хищников на открытых пространствах.

Рептилии в дневное время для обогрева выползают из норок на камни.

Птицы в жарком климате могут использовать норки для строительства гнезд.

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Австралия отделилась от других континентов более 100 млн. лет назад, поэтому плацентарные млекопитающие долгое время не могли достичь этого континента.

Экологическая специализация привела к появлению большого разнообразия форм среди сумчатых и плацентарных млекопитающих.

У сумчатых и плацентарных млекопитающих, сходных по образу жизни, часто обнаруживается сходство во внешнем и внутреннем строении.

У коал (сумчатые) и лошадей (плацентарные), адаптированных к растительной пище, увеличена слепая кишка, в которой пища ферментируется.

Среди млекопитающих Австралии можно найти экологических двойников волка, крысы, бобра и муравьеда.

При заселении плацентарные млекопитающие обычно вытесняют сумчатых из типичных мест обитания благодаря лучшей выживаемости потомства.

4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Берёза (двудольные) и овёс (однодольные) приспособились к распространению пыльцы за счёт ветра и приобрели схожие черты в строении генеративных органов.

Цветки овса и берёзы невзрачные, с длинными тычинками и редуцированным околоцветником. ( З) Цветки у берёзы собраны в соцветие серёжка, в то время как у овса колоски образуют метёлку.

У ветроопыляемых растений образуется большое количество мелких пыльцевых зёрен.

На ультраструктурном уровне строение пыльцы овса и берёзы существенно различается.

Берёзы преимущественно образуют пыльцу весной, а среди злаков есть виды, которые цветут летом или осенью.

5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Для млекопитающих характерна развитая зубная система, зубы в которой адаптированы к переработке различной пищи.

У некоторых млекопитающих из разных отрядов (Неполнозубые, Броненосцы) произошла полная утрата зубов.

У млекопитающих из отряда Хищные клыки видоизменились и стали более острыми, сформировался хищный зуб.

Среди ископаемых сумчатых млекопитающих встречались формы с заостренными клыками, аналогичные современным Хищным.

У травоядных млекопитающих из разных отрядов, напротив, развились предкоренные и коренные зубы, на которых сформировалась жевательная поверхность для перетирания пищи.

Среди представителей отряда Китообразные встречаются представитель с развитыми зубами (дельфины) и имеющие китовый ус (усатые киты).

6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Паукообразные и Насекомые освоили наземную среду обитания и приобрели сходные адаптации к жизни на суше.

Жизненный цикл насекомых иногда включает в себя стадию водной личинки, и при переходе в наземную среду происходит замена органов дыхания.

У взрослых насекомых и многих пауков формируется трахейная система для интенсивного газообмена с внешней средой.

У пауков и насекомых выделение происходит при помощи мальпигиевых сосудов, которые появились в эволюции при выходе животных на сушу.

Насекомые используют крылья для полета, в то время как паукообразные к полету не способны.

Для строительства сетей и плетения коконов используют паутинные бородавки – видоизмененные брюшные конечности, которые у насекомых полностью редуцированы.

ДИВЕРГЕНЦИЯ – КОНВЕРГЕНЦИЯ
1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзеБ) крыло птицы и ласты тюленяВ) щупальце осьминога и рука человекаГ) крыло пингвина и плавники акулыД) разные типы ротовых аппаратов у насекомыхЕ) крыло бабочки и крыло летучей мыши

2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, который он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочекБ) окраска шерсти у серой и черной крысВ) жаберное дыхание у рыб и раковГ) разная форма клювов у большой и хохлатой синицД) наличие роющих конечностей у крота и медведкиЕ) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

5. Установите соответствие между признаками организмов и формой эволюции, в результате которой этот признак сформировался: 1) дивергентная, 2) конвергентная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) строение зубов тигра и бобра
Б) крылья бабочки и ласточки
В) конечности дельфина и лошади
Г) обтекаемая форма тела у акулы и ихтиозавра
Д) усики винограда и усики гороха
Е) крылья стрекозы и пчелы

6. Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами: 1) конвергенция; 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневые шишки батата и корнеплоды моркови
Б) ногти приматов и копыта оленей
В) прыгательные конечности кенгуру и кузнечика
Г) иглы ежа и дикобраза
Д) клюв пеликана и дрозда
Е) ласты тюленя и пингвина

7. Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами: 1) конвергенция; 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) крылья летающего ящера и крылья птицы

Б) форма тела кита и акулы
В) глаз моллюска и дельфина
Г) форма клюва галапагосских вьюрков
Д) передние конечности кита и лошади
Е)
окраска шерстного покрова зайца-беляка и зайца-русака

8. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы травоядных и хищных млекопитающих
Б) ротовой аппарат комара и таракана
В) защитные покровы круглых и плоских червей-паразитов
Г) ласты дельфина и ихтиозавра
Д) жабры раков и моллюсков
Е) длинные задние конечности страуса и кенгуру

9. Установите соответствие между формами эволюционного процесса и их примерами: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клубни георгина и топинамбура
Б) ризоиды мхов и корни пшеницы
В) листья яблони и колючки барбариса
Г) эндосперм голосеменных и цветковых
Д) листья пшеницы и чешуи луковицы лилии
Е) воронковидные цветки василька и ложноязычковые цветки ромашки

СОБИРАЕМ
А) грудные плавники кита и акулы

Б) плавники акулы и плавники ихтиозавра

В) ногти и когти млекопитающих

А) крылья летучей мыши и руки человека
Г) копыта лошади и ногти шимпанзе
Д) шипы розы и шипы боярышника


РАСХОЖДЕНИЕ ИЛИ СБЛИЖЕНИЕ КРЫЛЬЕВ ДЕЛЬФИНОВ И ПИНГВИНОВ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

РАСХОЖДЕНИЕ ИЛИ СБЛИЖЕНИЕ КРЫЛЬЕВ ДЕЛЬФИНОВ И ПИНГВИНОВ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

Рассмотрите рисунки с изображением различных конечностей позвоночных и определите (А) тип органов, (Б) тип доказательств эволюции и (В) форму эволюции, которые они иллюстрируют. Для каждой буквы выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) эмбриологические
2) палеонтологические
3) сравнительно-анатомические
4) гомологичные
5) аналогичные
6) конвергенция
7) дивергенция
8) параллелизм

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции.

Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади.

Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются.

Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение.

В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Фактом, доказывающим существование эволюционного процесса, является наличие у организмов рудиментарных органов.

Например, наличие тазовых костей у китообразных подтверждает, что они произошли от четвероногих предков.

Закладка жаберных мешков у эмбрионов млекопитающих свидетельствует о том, что их давние рыбообразные предки жили в воде и дышали жабрами. (4) Сходство структуры перьев птиц и кожных чешуй варана указывает на происхождение птиц от древних рептилий. (5) При обнаружении окаменелых останков переходных форм иногда удаётся выстроить филогенетический ряд, демонстрирующий, как постепенно видоизменялся скелет организмов. (6) В последние годы наиболее весомым доказательством эволюции оказался сравнительный анализ геномов организмов, позволяющий оценить степень их родства друг с другом.

Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Глаза позвоночных и головоногих моллюсков имеют сходное строение, т. к. они имеют общее происхождение.
Б) Колючки боярышника и барбариса являются гомологичными органами.
В) Рудименты появляются только у отдельных особей вида на определённых этапах развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *