РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1ПГТ. КИРОВСКИЙ КИРОВСКОГО РАЙОНА»

Работа с одарёнными детьми. Упражнения по развитию умственных способностей младших школьников.

Работу выполнила учитель

начальных классов Нагибко Т. Д.

Расставьте в пустые клетки квадрата числа 11, 15, 19, 25, 29, 33, 39, 43 так, чтобы значения сумм во всех вертикальных и горизонтальных строчках были равны 87.

Галя записала числа по порядку от одного до 99. Сколько раз Галя написала цифру 6? (20 раз)

4. Задача – смекалка.

Найдите первый множитель

Так как при умножении двузначного числа ** на число 8 мы получаем двузначное число, то число десятков множимого должно быть равно1.

При умножении числа единиц множимого на число 8 мы получаем число, в числе единиц которого стоит цифра 6. Это возможно в двух случаях: или число единиц множимого равно 2Ю или оно равно7. Но в последнем случае имеем произведение 17 * 8=136, то есть число трёхзначное, а по условию задачи оно должно быть двузначным. Значит, число единиц множимого равно2, и пример расшифровывается так:

За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон.

Данная работа содержит задания по 3 предметам: русский язык, математика, окружающий мир. Задания делятся для одаренных учащихся, которые имеют мотивацию и повышенные знания по предмету, и для детей, которые испытывают определенные затруднения по предмету.

Представлены задания по русскому языку по теме «Что такое предложение?», по математике – «Площадь», по окружающему миру – «Разнообразие растений».

Цель каждого задания проверить знания учащихся по русскому языку, математике и окружающему миру с помощью заданий повышенной трудности и заданий для учащихся, испытывающих трудности.

Картотека заданий для одаренных детей, детей, испытывающих трудности в обучении.

3 класс 1 часть

УМК «Школа России»

Тема: Что такое предложение?

Задание №1. Допиши предложения.

Задание № 2. Прочитай предложения. Подбери и запиши синоним к слову крепкий в каждом предложении.

На улице был крепкий (________________) мороз.

Крепкую (_______________) дружбу топором не разрубишь.

Крепкую (_______________) верёвку купила мама.

Крепкий (________________) сон полезен для здоровья.

Для детей, испытывающих трудности:

Задание № 1. Составь предложения.

стрижи, щебечут, в чаще, и, чижи.

блюдца, и, мама, чашки, купила, чайные.

сварила, суп, щавелевый, бабушка.

Задание № 2. Используя слова из скобок, составь повествовательные предложения так, чтобы они отвечали на поставленные вопросы. Напиши предложения.

Где бродит ворона? (Бродит, по огороду, ворона, важно, большая.) – Большая ворона бродит важно по огороду.

Что закружилось в воздухе? (Закружились, листья, в воздухе, осенние.)

Когда и куда улетают птицы? (Птицы, осенью, на юг, перелётные, улетают.)

Задание № 1. На листе бумаги прямоугольной формы длиной 12 см и шириной 5 см нарисован чёрный квадрат, сумма сторон которого 16 см. Найди площадь белой части листа.

Задание № 2. Найди площадь клумбы квадратной формы, если её сторона равна 6 м. Вырази площадь в см.

Задание № 1. Пользуясь рисунком, вычисли площадь прямоугольника.


РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Задание № 2. Прямоугольник со сторонами 7см и 3см. Найди площаль прямоугольника.

Тема: Разнообразие растений

Задание № 1. Заполни таблицу

Задание № 2. Прочитай название растений. Подчеркни синим карандашом названия дикорастущих растений, а красным – культурных растений.

Сосна, свёкла, черника, ветреница, кувшинка, арбуз, георгин, пшеница, облепиха, мох, смородина, папоротник.

Для детей, испытывающих затруднения:

Задание № 1. Соотнеси название группы и виды растений.

Задание № 2. Напиши, чем отличаются хвойные растения от цветковых.


РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ        УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД  № 33» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413111, г. Энгельс, ул. Одесская, д.60, ИНН 6449019417, КПП 644901001

Коррекционно – развивающая программа с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста для снижения  уровня  тревожности.

Составил: педагог – психолог

Яковенко Г. А.

Содержание коррекционно-развивающей программы, способствующей снижению тревожности, агрессивности, повышению самооценки одарённых детей.

Состав тренинговой группы: дети в возрасте 6-7 лет, количество 20 человек.

Время и частота проведения: один раз в неделю в течение 10 недель.

при высоком уровне познавательного и речевого развития дети имеют проблемы в эмоциональной и личностной сфере.

Стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных чувств.

Сформировать умение точнее понимать и вербализировать свои чувства и эмоциональные состояния.

Сформировать и закрепить  адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

Используемые техники и виды тренинговых упражнений:  техники коррекции эмоциональной сферы, снижения психоэмоционального напряжения, техники коррекции межличностных отношений, нарушения и трудностей общения упражнения исследовательские, развивающие , формирующие , проективные и ролевые.

Комплексно – тематическое планирование

Занятие№ 1 «Здравствуй, это – я.»

Занятие№ 2  « Я среди других».

Занятие№ 3 « Река времени» ( категория время)

Занятие№ 4  « В стране ветряных мельниц» ( ветер)

Занятие№ 5  « Приключения шарика» (воздух)

Занятие№ 6 « Радужные истории» ( свет)

Занятие№ 7 « Фокусники» (вода)

Занятие№ 8  « Свеча желаний» ( огонь)

Занятие№ 9 « Песочные фантазии» (земля)

Занятие№ 10 итоговое  « Планета»

Необходимо отметить, что на протяжении реализации программы с детьми постепенно выстраивались взаимоотношения взаимного доверия,  принятия себя и других. Занятия проходят с использованием игровых упражнений,  разных видов работ:  индивидуальной, парной, коллективной в спокойной доброжелательной атмосфере. В целом программа способствует  повышению самооценки, снижению тревожности и агрессивности.

Список использованной литературы

практическое пособие – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 374 с.

  • Новичкова В. Б. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / Под ред. В.Б. Новичкова. – М., 2002.
  • Семенова Н. В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми // Актуальные проблемы психологии образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции – Н. Новгород: НГЦ, 2001.

Упражнения для одаренных детей.

Русский язык. 1. Запиши синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:

Цель: развитие памяти, мышления.

Лес- , Горе- , Мороз-, сообщение- ,невиданный-.

2. Найди и подчеркни сущ. мужского рода:

Цель: развитие умения определять род существительных в необычных случаях.

Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.

Математика. 1. Задача. Цель: развитие логического мышления.

Улитка решила поползти по дереву вверх. За день она проползала шесть метров. А за ночь спускалась на четыре метра. За сколько она доползет до верхушки дерева, если высота этого дерева четырнадцать метров?

Решение: утром второго дня он будет на высоте 6 – 4 = 2м. вечером на высоте 2 + 6 = 8м. Утром на третий день он будет на высоте 8 – 4 = 4м. вечером на высоте 4 + 6 = 10м. На четвертый день утром на высоте 10 – 4 = 6м. вечером на 6 + 6 = 12м. На пятый день на высоте 12 – 4 = 8м вечером 8 + 6 = 14м – высота нашего дерева.

Ответ: к концу пятого дня.

2. Задача. Цель: развитие логического мышления.

Оксана нашла один гриб, Катя – два, Наташа – три. Мама дала им 18 конфет и предложила разделить их по заслугам. Сколько конфет должна получить каждая девочка?

Решение: Наташа собрала половину всех грибов, поэтому она должна получить половину конфет – 9. Катя должна получить вдвое больше конфет, чем Оксана, потому что она собрала вдвое больше чем Оксана грибов, следовательно, Оксана должна получить 3 конфеты, а Катя 6.

Ответ: Наташа – 9, Катя – 6, Оксана – 3.

Окружающий мир. 1. Найди лишнее слово и зачеркни его.

0Цель: развитие умения выделять объекты по определенным признакам.

1. Кирпич, глина, цемент, асфальт.

2. Лемминг, бурундук, северный олень, песец.

3. Традесканция, ландыш, колеус, бегония.

4. Земля, Венера, Меркурий, Луна.

5. Дуб, клен, лиственница, береза.

2. На каждую букву слова «воздух» найди и запиши по одному слову, которое имеет отношение к здоровому образу жизни.

В – О – З – Д – У – Х –

Упражнения для детей, испытывающих трудности в обучении.

Русский язык. 1. Игра «Узнай слово»

Цель: развитие способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем.

Оборудование: предметные картинки «коза – коса», «бочка – почка»

Ход игры: после уточнения, знакомы ли ребенку названия всех картинок. Затем предлагается показать названные картинки.

2. Игра «Найди ошибку – 1»

Цель: развитие способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем.

Оборудование: заранее подготовленные фразы («Хозяйка сварила зуб», «На лугу паслась коса», «У девочки болел зуб», «Воду хранили в почке»).

Ход игры: ребенок выслушивает фразы, при обнаружении ошибки, хлопает в ладоши.

Математика. 1. На доске расположены примеры на карточках.

Цель: развивать умение различать выражения на вычитание и сложение.

25-20;   14+9;   46-26;  50+12. Задание: записать примеры в два столбика: в первый со знаком +, во второй со знаком -.

2. Многофункционально упражнение «Числовой ряд».

Цель: развитие памяти, внимания.

Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется работа с данным числовым рядом: 1, 12, 6, 50, 31, 7

Окружающий мир. 1. Постарайтесь узнать это животное по следующим признакам:

2. Расположите последовательно в порядке возрастания, следуя образцу (секунда, минута, час, сутки, неделя), слова и словосочетания.

Цель: развивать умение определять большее и меньшее среди объектов.

Южное полушарие Земли, галактика, Земля, вселенная, Австралия, Солнечная система. ( Австралия, Южное полушарие Земли, Земля, Солнечная система, галактика, вселенная).

В современном мире дети развиваются по – разному, и единого стандарта по этому поводу не существует.

Одаренность может проявить себя в моторных, социальных, артистических и интеллектуальных навыках. Часто случается, что ученики одарены более чем в одном из этих аспектов. Кроме того, ученики могут быть талантливы в какой-нибудь узкой области, например, в музыке. Наличие способностей в одной или нескольких областях само по себе не является достаточным. Развитие любой способности нуждается в руководстве и стимуляции. Непосредственной питательной почвой для развития способностей является социальная среда.

Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание. По мнению Ю. З. Гильбуха, неуспеваемость можно подразделить на общую и специфическую. Общая неуспеваемость – это стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам: математике и русскому языку. Специфическое отставание затрагивает лишь один из этих предметов. Причем, учащийся может удовлетворительно заниматься по остальным предметам начальной школы.

Зачастую вынесенный вердикт «отстающий ученик» оказывается «одаренным учеником», а полное отсутствие у первого мотивации связано с тем, что он не видит смысла в выполнении предложенных ему заданий. Не то, чтобы он это все уже знал, просто задания не кажутся ему интересными и достаточно трудными.

Необходимо учить детей эффективному труду, который будет не только развивать, но и приносить радость от самого процесса.

МДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 29 «Улыбка»»

«РАЗВИТИЕ  ДЕТСКОЙ  ОДАРЕННОСТИ».

: старший воспитатель

ЗВЕРЕВА  Светлана  Владимировна

г. Вязники, 2018 г.

Игры – упражнениядля развития словесно-логического         мышления.

Вырезанные из бумаги силуэты паровоза и вагончиков, карточки с изображением предметов.

Дети по очереди подходят к столу, где лицевой стороной вниз лежат карточки. Выбрав одну из них, ребенок вставляет ее в прорези одного из вагончиков следом за карточкой предыдущего ребенка. Ему дается следующее задание: «Придумай одно или несколько предложений, в которых твой предмет и предмет выходившего перед тобой ребенка были бы как-то связаны».

Когда все дети присоединят вагончики со своими карточками к паровозику, необходимо обсудить получившиеся мини-рассказы, выделить наиболее интересные и оригинальные.

Игра проходит по прежнему сценарию, только карточки с изображением предметов заменяются словами, которые дети придумают сами. Они пишут или зарисовывают их на маленьких листочках и выходят с ними друг за другом к изображению поезда.

Впоследствии детям может быть предложено обменяться своим словом  со словом соседа.

. Сценарий игры остается прежним, но задание усложняется: «Теперь вам нужно связать свое слово не только со словом выходившего перед вами ребенка, но и со словами всех детей, выходивших перед вами».

Таким образом, у ребенка должен получиться последовательный, логически связный рассказ.

Рассказ может состоять как из рассказов выступавших перед ним детей с включением собственной части, так и из самостоятельно – от начала до конца  придуманной истории.

Творчески работающий педагог, психолог может изобрести множество модификаций этой игры. Примером такого преобразования может служить следующая игра.

На доске или на листе бумаги рисуется модель карусели с каким-либо словом в центре, например со словом «солнце». Педагог предлагает детям «прокатить» свои слова на карусели, но оговаривает следующее условие: «Прокатить сможет только тот, кто придумает рассказ, связывающий его слово со словом “солнце”».

В конце игры снова происходит обсуждение рассказов, и ребенок, придумавший наиболее интересный рассказ, получает поощрительный приз.

для развития объемно – пространственного мышления.

Предварительной работой к этим заданиям могут служить упражнения, формирующие у ребенка сериационные навыки, например «Продолжи ряд».

«Я – чертежник».

Демонстрационная модель призмы или другой геометрической фигуры и раздаточные модели мелких объемных фигур трех-четырех видов.

С детьми проводится беседа, в которой объясняется необходимость выполнения точного чертежа перед тем, как токарю выточить деталь, строителю построить дом и т.д. После этого детям предлагается попробовать себя в роли чертежника и сделать чертеж имеющихся демонстрационных фигур.

В последующей беседе и небольшом экспериментировании (сравнение призмы и прямоугольника) дети и педагог выясняют, что в чертеже должно быть три части: вид сверху (снизу), фас, профиль, – и чертят чертеж данной фигуры.

Затем детям раздаются маленькие несложные фигуры или модели геометрических фигур для самостоятельного исполнения чертежа.

Перед детьми ставятся три фигуры, обозначенные цифрами, а у каждого ребенка на столе лежит листочек с номером той фигуры, чертеж которой ему предстоит сделать.

После окончания работы дети меняются своими чертежами. Им предлагается определить номер фигуры, чертеж которой сделал их товарищ.

На столе у педагога несколько фигур, а на столе у каждого ребенка — чертежи этих фигур. Дети должны определить, какой из фигур соответствует чертеж каждого из них.

«Найди части целого». Перед детьми вывешивается плакат с изображением частей какой-либо фигуры. Внизу нарисована одна из частей. Детям дается задание: «Найдите фигуру, которая при соединении с данной фигурой образует круг (квадрат и т.д.)».

Кульминацией развивающей работы с детьми могут служить так называемые конкурсы интеллектуалов.

Они дают детям возможность посоревноваться и продемонстрировать родителям методы и приемы развития их интеллектуальных и творческих способностей.

Дети входят под музыку и усаживаются за столы.

Вождь. Приветствую вас, доблестные воины индейских племен!

Приветствую вас, воины племени Синего Пера! Приветствую вас, воины племени Красного Пера! Приветствую вас, воины племени Желтого Пера!

Собрал нас сегодня дым священного костра для большого состязания в уме и сообразительности, силе и ловкости.

Я, вождь Черно-Белое Перо, буду давать вам задания, с которыми справится только хитрый и умный индеец.

Правильность ответов будет определять Совет старейшин, мудрейшие из мудрых вождей индейских племен. Они же (представление членов жюри) назовут победителей, самых умных и хитрых. Итак, состязание начинается!

Молодым индейцам необходимо догадаться, какие узоры нужно продолжать вышивать на них индейским женщинам-мастерицам.

На листах ответов, лежащих перед вами, нужно нарисовать только те узоры, которые могут продолжить узоры, нарисованные на лентах, а не перерисовывать их. После того как я ударю в барабан, вы закончите рисовать и передадите листочки на край стола.

Пока старейшины подсчитывают результаты и определяют победивших в этом туре индейцев, предлагаю вам посоревноваться в ловкости и быстроте. Кладу маракас на стул. Пока звучат волшебные звуки музыки, вы бегаете вокруг него. Но как только они смолкнут, самый быстрый из вас должен схватить его первым.

Сначала соревнуются участники каждой команды, а затем победители команд, после чего жюри объявляет результаты первого тура.

Вы должны догадаться, какие фигуры на них стерла вода, и нарисовать их в своих карточках на месте знаков вопроса.

4. Музыкально-игровая пауза.

А теперь воины индейских племен снова должны показать свою быстроту и ловкость. Пока звучит музыка, вы танцуете. Но как только она заканчивается, вы должны занять какой-нибудь обруч. Тот, кому обруч не достанется, покидает состязание.

5. « Незаконченные фигурки».

А это задание поможет нам определить, кто из индейцев лучше всех может придумывать необычные картинки. Перед вами незаконченные фигурки, ваша задача – их дорисовать.

Самые интересные, не похожие на другие сюжеты индейские женщины вышьют на коврах бога Солнца.

6. Музыкально-игровая пауза.

А теперь мы узнаем, у кого из вас самый зоркий глаз. Я буду показывать движения и говорить: «Индейцы, делайте так». Вы должны будете их за мной повторять. Но если я покажу движение, а слово «индейцы» не произнесу, вы движение повторять не должны.

Сейчас жюри объявит, кто из молодых воинов признан самым умным и хитрым, а также какое племя лучше всех справилось с заданиями (слово председателю жюри и вручение призов).

Семинар-практикум для педагогов, в рамках  деятельности группы

На тему: «Развивающие игры и упражнения для одаренных детей»

подготовила инструктор по физической культуре: Н. Н. Захарова

«Одаренность человека – это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать

за ним, сделать все необходимое, чтобы

он вырос и дал обильный плод».

Представленные игры и упражнения для работы с одаренными детьми адресованы всем педагогам, узким специалистам, педагогам доп. образования. Полагаю, что изучив представленный материал, каждый, возьмет для себя что-то новое и познавательное для деятельности с детьми.

Игры и упражнения для развития ритмической способности

Упражнения на развитие чувства ритма

Звучащий ритм служит для воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и для включения его в речь.

В широком понимании  – это развёртывание во времени конструкции музыкального произведения.

В узком понимании – это временная закономерность, организация звуков по их длительности.

Ритмической единицей называется длительность отдельных звуков или пауз.

Выделяют три уровня восприятия музыкального ритма: на первом уровне воспринимаются временные отношения звуков, мотивов, коротких фраз. На втором уровне отражается временная структура более крупных музыкальных отрезков – фраз, предложений, периодов. На третьем уровне воспринимается структура произведения в целом.

В младшем возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, производимыми сидя, стоя и в действиях.

Дети встряхивают и развешивают бельё: на первую четверть – взять его, на вторую четверть – встряхнуть, на половинную ноту – повесить бельё на верёвку.

Дети, присев на корточки, изображают лягушек; на две четверти подпрыгивают два раза на месте; а на одну четверть делают прыжок, продвигаясь вперёд.

В старшем школьном возрасте на занятиях используются более сложные ритмы. Фигурные построения усложняются последовательными переходами из одной фигуры в другую, при этом учитываются пространственные соотношения.

Посередине зала мелом нарисована река, на ней обозначены кружки. Это «камешки», по которым можно перейти на другой берег. На четыре восьмых дети поочерёдно прыгают с камешка на камешек и на половинную ноту оказываются на другом берегу.

В ритмическое упражнение обязательно включается речь. Работа над речью проводится комплексно: над звуком, мимикой, жестом, т.е. над всей просодикой. Речевой материал можно разделить на три группы:

1. Движение со словом и жестом.

2. Называние действия группой участников или одним участником.

3. Диалоги, когда а) говорит только один из участников, а второй, слушая, действует молча; б) речевое общение ведётся двумя участниками или группами.

упражнений используется в работе с детьми дошкольного и школьного возраста. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте.

Отмахиваясь от «осы», хором говорят: «Тут оса! Там оса! Ай, боюсь! Ай, боюсь!». С последними словами дети вскакивают и разбегаются.

Дети стоят попарно по кругу, держась за обе руки, вытянутые в стороны, и оживлённо поют песню М. Качурбиной «Мишка с куклою пляшут полечку». В паре один – «мишка», другой – «кукла». Пары идут по кругу:

Мишка с куклою бойко топают,

Бойко топают: посмотри!                       Топают три раза ногой.

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают: раз, два, три!               Хлопают ладонями три раза.

Мишке весело, Мишке весело,

Вертит Мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело,                     «Мишка» обходит «куклу»,

Ой, как весело, ой, ой, ой!                       А потом «кукла» – «Мишку».

упражнений используется на занятиях с людьми любого возраста, в соответствии с их речевыми и двигательными возможностями. В начале коррекционного курса действие называет педагог, а участники занятия выполняют его все вместе или по очереди. Затем действие называет кто-либо из участников занятия или все делятся на группы: одна группа называет действие, а другая это действие выполняет. Эти упражнения важны для воспитания коллективного ритма.

Один из участников изображает пастуха, другие изображают стадо, свободно расположившись на «лугу» – полу. Пастух ходит вокруг своего стада, имитирует игру на дудочке и говорит:

Ай, ду-ду, ай, ду-ду,

Я всё стадо стерегу.

На зелёном, на лугу.

«Стадо» идёт на корточках, щиплет траву и говорит: «Понемножку, понемножку, всю я вычистил дорожку». На условный сигнал все встают и повторяют слова.

упражнений проводится в форме диалога, выражающего взаимоотношения двух лиц (или групп). Некоторые из них заключают обращение, просьбу или запрещение для одного из участников, второй молча выполняет или не выполняет действие. В других упражнениях говорят обе стороны диалога.

Играющие стоят в кругу и держатся за руки. Девочка – «сорока» в центре. Звучит вступление: дети идут по кругу вправо. « Сорока» скачет влево то на одной, то на другой ноге. В конце четвёртого такта все останавливаются. Дети поют: «Сорока, сорока, где была?». « Сорока» отвечает и показывает движениями, как она мешает кашку:

– Далеко. Кашку варила,

На пороге скакала,

Дети поют. « Сорока» скачет по кругу то на правой, то на левой ноге,  дотрагиваясь до плеча некоторых детей (созывает гостей).

С окончанием музыки «сорока» останавливается, к ней подбегают гости. Под весёлую народную мелодию они пляшут. Остальные дети хлопают в ладоши.

Упражнения на развитие чувства темпа

– это скорость музыкального исполнения, которая определяется прежде всего частотой чередования основных метрических долей, обозначая число ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмической единицы.

Коррекция нарушений темпа особенно важна для лиц с заиканием, тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией, афазией. Нормализация темпа общих движений содействует воспитанию правильного речевого темпа.

С детьми младшего возраста темп движений отрабатывается во время шага и бега, при построениях, в упражнениях с предметами.

На темп бега дети, подняв руки на уровне плеч, бегут друг за другом, подражая полёту самолётов.

Дети идут парами в темпе марша. При переходе на быстрый темп все пары останавливаются, поднимают соединённые руки и образуют воротики, в которые пробегает первая пара и становится последней. При возобновлении темпа пары опять идут.

Со старшими дошкольниками и школьниками отрабатывается темп в упражнениях на построение: движения цепочкой, змейкой, малый и большой круги, несколько кругов. Используются скакалки, бубны, обручи, мячи. Можно давать упражнения с воображаемыми предметами.

Дети стоят в шеренге с обручами в руках. На медленный темп музыки поднимают обручи над головой и медленно опускают их, снова поднимают. На быстрый темп катят обручи по полу и бегут за ними.

По кругу стоят стулья на расстоянии 2-3 шагов один от другого. На темп марша дети идут змейкой между стульями. На темп бега двигаются по внешнему кругу. Музыка замолкает, все садятся на стулья. Снова звучит марш, возобновляется движение змейкой между стульями.

А так же, кроме упражнений в темпе марша и бега, предлагаются упражнения с поскоками, с постепенным ускорением и замедлением тепа и более сложные построения.

Дети бегут и одновременно хлопают в ладони так, чтобы один хлопок приходился на два шага. На речевую команду педагога «гоп» дети переходят с бега на шаг, при этом хлопают уже по-другому: два хлопка на один шаг.

Даётся замедленный шаг, дети идут медленно, делая шаги на выпаде, соблюдая при этом противоположение рук, т.е. при шаге правой ноги вперёд вытягивается левая рука, при шаге левой ноги – правая рука.

Упражнения на развитие чувства метра

представляет собой систему соотношений акцентов и неакцентированных долей различных рангов.

Смена метра приводит к перенесению акцента. Занимающимся необходимо дать первоначальное понятие об акценте как об ударном моменте в звучании.

Упражнения на восприятие неожиданного акцента

Занимающиеся идут по кругу, держа в руке бубен. На неожиданный акцент останавливаются и ударяют в бубен.

Занимающиеся стоят в двух шеренгах у противоположных стен зала. У одной шеренги обручи, которые дети (взрослые) тихо качают, держа в правой руке. На неожиданный акцент в музыке или хлопок в ладони дети перекатывают обручи в другую шеренгу. Вторая шеренга, поймав обручи, тихо качает их до следующего акцента.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности

Поставим перед детьми ярко окрашенный предмет и предложим им рассмотреть его. Затем закрываем глаза, убираем предмет, и просим вспомнить и назвать все его детали. Затем достаем предмет и смотрим, какие детали мы не назвали. Нарисуем этот предмет по памяти.

Определим плавучесть предметов. Как вода исчезает. Луч света (с помощью фонарика попробуем определить, как разные предметы пропускают свет). Эксперимент с магнитом и металлами. Эксперименты с отражениями.

3. Дивергентное мышление.

Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.

– Нарисуй букеты в каждой вазе.- С помощью геометрических фигур предложить детям составить разные стилизованные изображения.- Вырезаем из картинок фигуры разных форм и наклеиваем их на листок картона.

Подраздел дивергентных задач – вербальные задачи.

Простое задание – составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов (например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.).

Сложные задания – возьмем слова, не связанные между собой, и предложим детям составить из них как можно больше предложений. Например: космос, автомобиль, слон или автомобиль, огромный как слон летал в космосе или автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос) и т.д. Усложним задание – назовите характерные черты животных, предметов, явлений и др. (например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный). Еще одно отличное средство развития дивергентного мышления – это сочинение сказок.

Психологические игры на развитие любознательности

(с 6 лет)

Цели: Эта игра может быть прекрасным завершением учебного дня — в нее хорошо играть, когда Вы отпускаете детей домой. Она дает Вам возможность вступить в контакт с каждым ребенком.

Так же хорошо она может быть использована при смене деятельности, например, когда Вы делите класс на маленькие группы. Она пробуждает у детей любопытство и одновременно с этим дает им переживание успеха. Кроме того, когда Вы (пальцем или «волшебной палочкой») пишите на ладошке ребенка (для младших детей) или на спине (для более старших детей) отдельные буквы, цифры, короткие слова или рисуете геометрические фигуры, Вы совершенствуете их чувственное восприятие.

Инструкция: Перед тем, как вы пойдете домой, я хочу подарить каждому из вас по букве. Я выберу букву из вашего имени и нарисую ее у вас на ладошке (на спине). Вы должны будете мне сказать, какую букву невидимо я вам нарисовала. Каждый из вас по очереди должен подойти ко мне, чтобы я могла таким образом со всеми попрощаться.

Коровы, собаки, кошки

Цели: В этой прекрасной разогревающей игре соединены движения, звуки и юмор. Дети учатся внимательно слушать, получая при этом удовольствие и имея возможность вступать друг с другом в контакт. Вы можете использовать эту игру в начале урока или при переходе к новому этапу работы.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте и расположитесь широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. ( По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой».)

Что я делаю?

(с б лет)

Цели: В эту игру с воодушевлением играют, прежде всего, младшие дети. Она хорошо подходит в качестве разогревающего упражнения. Принесите в класс какой-нибудь предмет, например, веник. Комичность этой игры строится на том, что дети используют его в пантомиме как что-то другое, например, как гитару или лошадь. При этом дети находят бесконечное количество вариантов использования предмета.

Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла сюда метлу. Но это не обычная метла, а волшебная, она может превращаться во множество разных вещей. Мы будем передавать эту метлу друг другу по очереди, и каждый из вас может выйти в центр круга и без слов показать нам, в качестве чего он будет ее использовать. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать.

Я покажу вам сейчас, как это делается. ( Возможно, Вам доставит удовольствие использовать метлу в качестве скаковой лошади и продемонстрировать детям, как вы скачете по лугам и полям.) Если кто-нибудь догадался, что я делаю, то пусть он крикнет об этом.

(с 7 лет)

Цели: Здесь любознательность ребенка пробуждается чувственно воспринимаемым действием. Играйте в «Волшебного Вилли» до тех пор, пока каждый из детей по очереди не поработает с ним. В результате у детей появится положительная мотивация и готовность к восприятию нового материала.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков

и эмоциональной сферы дошкольников

Это игра – приветствие, при котором дети, сидя на ковре, опуская пальчики на ковре, изображают осьминожек, которые ползают по полу и, встречаясь с другими осьминожками, здороваются и приветствуют друг друга.

С данным упражнении каждый ребенок может почувствовать себя в импровизированном море. Ребенок, изображающий купальщика, становится в круг детей, изображающих волны. « Волны» ласково поглаживают «купальщика» со всех сторон, приговаривая, «Мы тебя любим», и каждый ребенок может почувствовать нежность и ласку своеобразных волн.

Ведущий, рассказывает ребятам таинственную историю про волшебную ракушку, при этом описывая во всех красках подводный мир. Затем дает каждому из ребятишек ракушку, предлагая, приложив её к уху послушать, о чем ракушка хочет нам рассказать. А после, ведущий просит детей рассказать, о чем поведала им ракушка и спросить детей, как они предоставляют подводный мир.

Она является продолжением игры «Волшебная ракушка», в которой малышам предоставляется возможность рисовать ладонями и пальчиками подводный мир так, как они его себе представляют.

Дерзайте, экспериментируйте вместе с детьми! Творческих успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *