РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ТРЕБУЕТ ЗАНЯТИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАСПИСАНИЮ

Личностные особенности педагога

На первый взгляд, кажется, что данное условие не относится к взаимодействию с одаренными детьми. Однако одаренность – это не просто комплекс способностей, но личность в целом. А личностью можно стать, только взаимодействуя с другой личностью. Поэтому развитие личности педагога является одним из важнейших условий развития личности ученика. Педагог в буквальном смысле является производителем личности ребенка, настолько сильна сила его воздействия на ребенка. Так, от стиля общения учителя с учеником зависит появление у последнего отдельных личностных качеств. К. Левин и Я. Л. Коломинский установили такую взаимосвязь:

Исследователи убедительно доказали, что одним из источников формирования самооценки детей школьного возраста является оценка учителя. Выставляемые ученикам отметки выступают своеобразным знаком, ориентируясь на который, они выстраивают межличностные отношения. Именно поэтому по отношению к отстающим в классе проявляется недоброжелательность, а с отличником все хотят дружить. Так из внешних оценок других людей вырастает собственная самооценка ребенка.

При помощи поощрений и наказаний, учитель формирует учебную мотивацию ученика. Она может быть внешней, ориентированной на контроль со стороны и результат деятельности, а может быть внутренней – основанной на интересе к процессу деятельности.

Список того, на что влияет педагог, можно продолжать бесконечно. Главное, что важно помнить – личность учителя обладает внушительной силой воздействия на ребенка. Больше всего на одаренного ребенка могут повлиять:

Именно поэтому мнение учителя о ребенке должно быть максимально позитивным. Учитель должен оставлять для ребенка оптимистические перспективы будущих возможностей. Здесь проявляет себя механизм, называемый в психологии «самореализующееся пророчество». Американский психолог Р. Розенталь провел исследование, в котором измерял интеллект подростков в средней школе. Уровень, как и ожидалось, оказался средним. Однако Р. Розенталь намеренно сказал учителям, что у некоторых детей был обнаружен высокий интеллект. Через некоторое время показатели интеллектуального развития подростков, по поводу которых учителям были переданы сфальсифицированные данные, оказались значительно выше, чем это было ранее. У других детей, результаты которых были переданы учителям верно, интеллект остался на прежнем уровне. То есть оптимистичное отношение к ребенку крайне важен.

Развитие творческих способностей ученика стимулирует креативность педагога. Это положение подтверждают эксперименты, проведенные академиком А. В. Петровским в школах Ленинграда в конце 80-х годов XX века. Для того чтобы проверить уровень креативности учеников, им было предложено выполнить тестовые задания в присутствии педагогов. При этом педагоги были разделены на две группы. В первую группу вошли гибкие и вариативные учителя, способные признать свои ошибки. Во вторую – люди, которые всегда действовали по четким правилам. И оказалось, что одни и те же дети в присутствии разных педагогов демонстрируют разные уровни креативности. Само присутствие учителя консерватора приводило к тому, что уменьшалось количество ответов и менялось их качество в сторону большей стереотипности. Затем эксперимент изменили, ученики выполняли задания не в присутствии педагога, а с демонстрацией его фотографии. Оказалось, что даже фото способно стимулировать или тормозить проявление креативности.

Таким образом, охарактеризованные выше условия не требуют от педагога особых усилий. Однако их соблюдение помогает обеспечить продуктивное развитие всех учащихся, в том числе и явно одаренных.

Проблемы взаимодействия с одаренными детьми

Любой из педагогов согласится с тем, что одаренные дети на протяжении всего своего детства сильно отличаются от своих сверстников. Многие из их характерных черт могут легко привести к возникновению сложностей взаимодействия. Как правило, те самые качества, которые позволяют говорить об одаренности ребенка, сами по себе и являются источником внутренних и межличностных проблем. Например, Ф. Хейлиген отмечает, что:

Если подробнее останавливаться на типичных сложностях, которые могут встретиться на пути одаренного ребенка и его окружения, то можно выделить следующие:

Сложности развития способностей в процессе обучения

Одаренные дети нуждаются в таком образовательном процессе, который бы в полной мере нагружал их интеллектуально, соответственно способностям. Для этого можно применять модель ускоренного и интенсивного обучения. В первом случае ускоряются темпы обучения, во втором – увеличивается объем учебного материала, который доступен ребенку. Одаренных детей также можно обучать в специализированных классах либо вообще индивидуально. К сожалению, названные модели обучения также имеют свои минусы. Например, при ускоренном обучении может наблюдаться дисгармоничный тип развития личности одаренного ребенка. При этом наблюдается дисбаланс между интеллектуальными и коммуникативными способностями. Слишком интенсивное обучение приводит к преждевременной специализации одаренного ребенка, что сужает для него спектр будущих возможных видов деятельности. Для того чтобы организовать индивидуальное обучение, недостаточно просто подобрать для одаренного ребенка репетитора. Взрослый и ребенок должны проникнуться друг к другу искренней симпатией, чтобы продуктивно взаимодействовать.

Кроме того, проблема развития способностей одаренного ребенка осложняется тем, что, во-первых, педагог сталкивается с большим количеством учеников, обладающих скрытыми способностями, во-вторых тем, что до сих пор так и не существует точных данных о структуре многих видов одаренности.

На сегодняшний день специалистами определена подробная структура одаренности лишь для узкого круга способностей (математической одаренности, например). Поэтому в случае, когда ребенок обладает потенциальными способностями в той области деятельности, где еще специалистами не определена структура одаренности, оптимальной является индивидуальная работа с ребенком с акцентом на самостоятельной работе школьника с учебным материалом. Педагог в данной ситуации должен:

При этом специалисты рекомендуют соблюдать такой алгоритм действий:

Если же программа обучения окажется скучной для одаренного ребенка, то он может демонстрировать разнообразные нарушения поведения, поскольку ему не интересно учиться. Важно не забывать, что для каждого из детей есть определенный набор знаний, которые он способен усвоить. И если педагог превысит этот объем, то творческие начала будут только затормаживаться. Поэтому при обучении одаренных детей стоит сфокусировать внимание не на объеме новой информации, а на научении его способам получения информации и ее последующей обработки.

Сложности воспитания трудолюбия

Проблема воспитания трудолюбия достаточно тесно связана с проблемами обучения. Одаренные дети, обладающие выдающимися способностями, легко справляющиеся с большинством заданий, часто оказываются не способными преодолевать трудности. И далеко не каждый из них готов принять тот факт, что мало просто слушать учителя, надо еще постараться, ведь они привыкли добиваться целей легко. Поэтому педагоги и родители должны хвалить ребенка не за результаты, а за те усилия, которые он приложил, чтобы их добиться. Только через поощрение самого процесса работы можно приучить одаренных детей к упорному труду. Если ребенок не готов прилагать усилия, то в определенный момент его способности могут исчезнуть.

Сложности преодоления проблем в обучении

На первый взгляд может показаться, что проблем в обучении у одаренных детей просто не существует, но это только на первый взгляд. На самом деле видов одаренности очень много, многие из них вовсе не проявляются как успешность во всех предметных областях. Одаренный ребенок может обладать высоким интеллектом и развитым абстрактным мышлением, и при этом иметь трудности с чтением и письмом. В современной школе большое внимание отводится успешному освоению детьми навыков письменной речи. И большинство педагогов почему-то уверены, что ребенок, имеющий проблемы с чтением и письмом, не может иметь выдающиеся способности в других областях знаний. Он может даже попасть в разряд «глупых» учеников, в результате чего проявит агрессивное поведение и будет нарушать дисциплину. Выявить одаренность у такого ребенка невероятно сложно. Для этого не существует разработанных и стандартизированных методик. Учитель может опираться только лишь на один критерий: чем труднее задание, которое предложено ребенку, тем легче он может с ним справиться. Так происходит потому, что все одаренные дети пользуются обобщенными и нестандартными стратегиями. С легким же заданием, особенно если оно предложено в письменном виде, одаренный ребенок может справиться хуже, чем его одноклассники.

Сложности формирования адекватной оценки

Психологи давно знают, что самооценка ребенка формируется на основе оценочных суждений других людей. Поэтому взрослые, имеющие дело с одаренным ребенком, должны стараться избегать чрезмерных восторгов по поводу его деятельности, что бы у него не развился кризис самосознания («звездная болезнь»). Однако специалисты отмечают, что очень часто одаренным детям присуща неоправданно низкая самооценка. Они могут быть не уверены в себе. Причиной этого является внутренняя потребность достигнуть совершенства, так называемый перфекционизм. Одаренные дети имеют завышенные требования к собственной деятельности. Когда реальные успехи им не соответствуют, то такие дети могут испытывать мучительные эмоции.

Для того чтобы решить проблемы с самооценкой одаренного ребенка стоит прибегнуть к психологической помощи. Специалист может определить уровень самооценки ребенка и определить истинные причины ее возникновения. Педагог со своей стороны должен стараться у всех детей, в том числе и у одаренных, сформировать оптимистический взгляд на жизнь. Человек, обладающий оптимистичным взглядом на жизнь, может продемонстрировать более высокие результаты, чем от них ожидалось. К сожалению, современная образовательная система по-прежнему направлена в первую очередь на фиксацию негативных проявлений в деятельности ребенка. Педагоги и родители очень часто объясняют ребенку причины его проступков, стараясь избежать повторения подобного поведения в будущем. А вот причины успехов остаются без должного внимания со стороны взрослых. Одаренные дети нуждаются в том, чтобы взрослые объясняли им в чем же на самом деле причина их успешности. Это важно, чтобы такие дети научились самостоятельно обращать на это внимание и приписывать успехи самим себе, а не внешним обстоятельствам. Только тогда может быть сформирована высокая самооценка. В целом, взрослым необходимо придерживаться двух важных правил, которые позволяют сформировать у ребенка жизненный оптимизм:

Кроме того, педагог может использовать игры для формирования представления о самих себе у детей.

Одаренные дети могут находиться в некоторой изоляции от одноклассников. Этому могут быть две причины. Во-первых, самому одаренному ребенку может быть скучно среди своих сверстников с обычными способностями. Во-вторых, дети не очень любят интеллектуально одаренных ребят. Так, специалистами было выявлено, что подростки игнорируют слишком независимых и самостоятельных сверстников. И буквально ученики всех возрастов не любят «слишком умных» детей. А одаренные дети выглядят именно такими. Кроме того, одаренные дети обладают рядом черт, которые усугубляют их изоляцию в среде сверстников:

Решить данные проблемы может создание специальной тренинговой группы, в которой дети могут проигрывать типичные школьные ситуации. В ходе занятий группы одаренный ребенок учится взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми. Их важно научить:

Сложности принятия педагогом одаренности ребенка

Учителя часто имеют не совсем верные представления об одаренных детях. Они считают, что одаренный ребенок обязательно должен быть ярким, активным, инициативным. Однако по своим личностным проявлениям одаренные дети могут быть очень разными. Среди них есть и застенчивые, и замкнутые, и агрессивные. Это могут быть дети из неблагополучных семей. Удивительно, но по американской статистике около 30% детей, отчисленных за неуспеваемость из школ – это дети, обладающие самой редкой общей одаренностью. Учитель может не признавать одаренность ребенка не только потому, что не разбирается в вопросах способностей, но и потому, что не хочет менять стиль своей деятельности и сложившиеся взгляды. Если ребенок не вписывается в рамки требований образовательной системы, то его просто исключают из системы класса, навешивая ярлык «проблемного».

Сложности выбора карьеры

Психологи отмечают, что одаренные дети гораздо раньше своих сверстников начинают задумываться о своей будущей профессиональной деятельности. Однако сделать выбор им сложнее, потому что их интересы достаточно многогранны, особенно это касается детей с общей интеллектуальной одаренностью. Они успешны во многих видах деятельности, поэтому им так сложно сделать окончательный выбор. А выбрав будущую профессию, такие дети еще долго могут сомневаться.

Сложности подготовки педагогов к работе с одаренными детьми

Выше уже было отмечено, что учитель выступает ключевой фигурой, от которой зависит реализация одаренности ребенка в образовательном пространстве. Одаренные дети очень нуждаются в таком педагоге, который разглядит их способности и поможет их раскрыть. Специалисты отмечают, что одаренному ребенку крайне необходимо взаимодействие с тремя типами педагогов:

Очень сложно встретить педагога, в котором бы сочетались все три характеристики. Поэтому для работы с одаренными детьми должны быть подобраны педагоги с разными стилями деятельности. Очень важно, чтобы учитель был не только теоретически подготовлен, но вел себя определенным образом. Учитель должен учитывать следующие особенности одаренных детей:

Такие особенности детей требуют в свою очередь от учителя специфического поведения:

Такой педагог должен быть уверенным в себе, зрелым человеком. Только обладая такими качествами, он сможет обеспечить продуктивную работу одаренного ребенка.

Принципы и условия взаимодействия с одаренными детьми

Взаимодействие с одаренными детьми должно строиться на общих принципах обучения:

К сожалению, в настоящее время специалисты еще не имеют полного понимания о природе одаренности. Пока нет надежного инструментария для точной диагностики одаренности у ребенка. С учетом названных трудностей, оптимальной является такая позиция развития одаренности, которая опирается на принцип отношения к каждому ребенку как к одаренному. Педагог должен осуществлять свою деятельность, опираясь на четыре основных условия, которые способствуют развитию одаренности детей. Их реализация возможна в любой школе.

Выбор видов деятельности

В школе желательно создать такую среду, которая давала бы возможность ребенку попробовать себя в любых видах деятельности: кружки, секции, театральные постановки, конкурсы, интеллектуальные игры. Интерес ребенка к определенному виду деятельности – это признак имеющихся у него способностей. При этом о наличии определенного рода способностей могут свидетельствовать не только успехи, но и инициативность ребенка, его увлеченность и активное участие в определенных видах деятельности. К сожалению, современные дети имеют достаточно узкие возможности выбора внеучебных форм деятельности в силу социально-экономической ситуации. По статистическим данным только каждый третий современный школьник занят какими-либо внеурочными формами деятельности. В результате, если у ребенка нет академической одаренности, то обнаружить свои способности вне рамок учебной деятельности он просто не может в силу обстоятельств. Педагог, организуя внеклассные занятия, может восполнить этот пробел.

Развитие интеллекта учащихся

Прежде чем остановиться на определенных приемах развития интеллекта, стоит заметить, что в психологии до сих пор нет однозначного определения этого понятия. Специалисты выделяют различные виды интеллекта:

Учебная деятельность направлена в основном на развитие лингвистического и логико-математического интеллекта. Однако применяя некоторые педагогические приемы, учитель может активизировать и другие виды детского интеллекта. Это следующие приемы:

Желательно, чтобы не только форма изучения материала, но и само его содержание носило развивающий характер. Для этого стоит соблюдать требования:

Специалисты, опираясь на результаты многочисленных исследований, утверждают, что творческий потенциал есть у всех детей, даже у тех, которые отстают в психическом развитии от сверстников. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития креативности у детей. В подростковом возрасте особенно легко можно развивать творческое (дивергентное) мышление.

Педагоги должны четко понимать, что нет никакой связи между наличием у ребенка творческих способностей и уровнем его академической успеваемости. Овладение определенными знаниями, умениями и навыками вовсе не способствуют становлению креативности ребенка. Учитель должен создавать особые условия для развития творческого потенциала ребенка. Для этого можно использовать игры, развивающие креативность. Их достаточно просто организовать, главное соблюдать определенные условия:

Такие игры не только развивают креативность ребенка, но и выполняют еще несколько функций. Например, дают мозгу необходимый отдых. В процессе учебной деятельности, как правило, задействовано в основном левое полушарие головного мозга, а дети по своим психовозрастным особенностям являются правополушарными. Возникающий дисбаланс между природой ребенка и предлагаемым ему материалом приводит к утомлению и снижению мозговой активности. Игры на развитие креативности дают возможность левому полушарию отдохнуть. Поэтому их рекомендуется проводить не после, а до какого-то важного учебного занятия. Кроме того, такие игры можно применять как отличное средство регуляции психоэмоционального состояния детей любого возраста.

Помимо использования игр, учитель может создать такой микроклимат в классном коллективе, который будет поощрять проявление детьми своих творческих способностей. Для создания такого микроклимата педагог должен вести себя определенным образом:

Хотелось бы отметить, что проблема развития креативности должна быть решена и для сохранения человечества как вида. Ведь способность к творчеству – это та самая характеристика, которая делает человека человеком. Не существует творческих профессий. Творческим может быть только человек. В настоящее время творческое отношение к делу, нестандартность мышления – одни из самых востребованных качеств личности.

А теперь самое интересное. Как научиться добиваться поставленных целей?

Итак, с тем, какими должны быть цели и зачем они вообще нужны, мы разобрались. Но что от этого толку, если задачи постоянно сливаются и все пускается на самотек? Правильно, толку никакого. Поэтому нужно научиться добиваться выполнения задач и приучить к этому коллектив. Начнем с коллектива. Вот список методов для контроля выполнения целей:


РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ТРЕБУЕТ ЗАНЯТИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАСПИСАНИЮ

С сотрудниками разобрались, теперь переходим к себе любимому. Заставить себя выполнить какую-то задачу иногда гораздо сложнее, чем постороннего человека. Но способы есть, и мы с удовольствием ими поделимся:


РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ТРЕБУЕТ ЗАНЯТИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАСПИСАНИЮ

Как открыть пункт выдачи «Яндекс. Маркет» в 2023


РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ТРЕБУЕТ ЗАНЯТИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАСПИСАНИЮ

Иерархия целей

Цели бывают глобальными и локальными. Есть общая большая цель, ради которой вы и затевали бизнес. Все остальные задачи должны быть подчинены ее достижению. Рассмотрим подробнее, какими бывают цели:


РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ТРЕБУЕТ ЗАНЯТИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАСПИСАНИЮ

Быстрее, выше, сильнее!

Напоследок откроем небольшой секрет. Ваши цели всегда должны становиться все более смелыми и амбициозными. Бизнесу нужна динамика. Постоянно повышайте планку и стремитесь к большему. Получили хорошую прибыль – не останавливайтесь на достигнутом и сразу же ставьте цель заработать в следующем периоде еще больше. Только так вы будете развиваться и расти.

Возможно вам также будет интересно:


РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ТРЕБУЕТ ЗАНЯТИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАСПИСАНИЮ

Публикация «Талант и гениальность, Одарённые дети, особенности работы с одарёнными детьми» размещена в разделах

Одарённость – одно из самых интересных явлений человеческой психики, по-прежнему во многом остающееся для нас загадочным. Специалисты называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей, в значительной мере определяющий темп и результат развития индивида. Внешнее окружение либо подавляет его, либо помогает (если это благоприятная окружающая среда и квалифицированное психолого-педагогическое руководство) природному дару ребёнка трансформироваться в выдающийся талант, а самому ребёнку стать успешной творческой личностью.

Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. В процессе подготовки детей к школе это можно использовать по-разному. Самый простой путь – попытаться дать такому ребёнку как можно больше знаний по программе начальной школы. Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведё т лишь к ускорению умственного развития: у малыша, в пятилетнем возрасте освоившего азы школьной премудрости, больше возможностей раньше поступить в школу и, соответственно, раньше её окончить, но не более того. Поэтому эффективным будет другой путь – не дать одарённости угаснуть, способствовать её дальнейшему максимальному развитию.

Одарённые дети 6-7 лет остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «взросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Необходимо отметить, что к одарённым дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приёмы обучения. Воспитательно-образовательная работа с одарёнными детьми имеет характерные сложности, в которых значительную роль играют опережающее развитие и нетрадиционный взгляд на мир.

Существует мнение, что одарённость всегда «глобальна», в силу чего дети с незаурядными умственными возможностями достигают высоких успехов в обучении, так как им вообще нравится учиться. Однако это явление не столь закономерно. Нередко наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одарённых детей : высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одарённыйребёнок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, предметные области, вступая из-за этого в конфликт со взрослыми. В этой связи особенно важно, чтобы работа с одарёнными детьми велась с учётом их существенных потребностей, специфических индивидуальных и типологических особенностей на разных возрастных этапах.

Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся и основной формой проведения развивающих занятий, на которых большая часть заданий даётся в игровой, максимально привлекательной для детей форме. Кроме того, в процессе образовательной деятельности следует использовать принципы максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; возрастания роли нерегламентированной деятельности; создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога, а также принцип свободы выбора одарёнными детьми дополнительных образовательных услуг, помощи со стороны взрослых или сверстников.

Работа с одарёнными дошкольниками предполагает использование специальных методов и способов преподнесения заданий, различных педагогических технологий, позволяющих таким детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Ведущими и основными являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующие уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.

Основной акцент в образовательном процесс делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одарённому ребёнку предоставляется возможность свободно распоряжаться временем и пространством, не торопясь с выполнением задания и не перескакивая с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия в практической деятельности. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в сущность проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Традиционная педагогическая стратегия – от знаний к проблеме – не даёт возможности выработать умения и навыки самостоятельного научного поиска, поскольку для усвоения даются его готовые результаты. Следовательно, от педагога требуется не сообщать знания в готовом виде, а ставить перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. При этом образовательный процесс строится вокруг ребёнка, вся работа организуется в малых группах. Роль взрослого сводится к наблюдению, поддержке – не более. Результатом проведения занятий с использованием проблемно-поисковой технологии становится не просто более качественное усвоение знаний, но также мощное развитие интеллекта, творческих способностей детей, так как она предполагает постоянную включенность в познавательную ситуацию и внутренний поиск, принципиально иную организацию мышления как активного процесса осмысления и переработки информации, приводящего к озарениям, находкам, собственным открытиям.

В максимальной степени развитию умственных способностей старших дошкольников способствуют действия по построению и использованию наглядных моделей, которые без специального вмешательства взрослых создаются детьми в разных видах деятельности: рисовании, аппликации, конструировании, в сюжетно-ролевой игре. Однако при этом дошкольники обычно не выделяют их соотношения с изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей. Если же наглядные модели становятся средством обучения, т. е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно, под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний, – максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей : от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме». В результате средства обучения превращаются в средства собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач.

Положительных результатов в работе с одарёнными дошкольниками позволяет достичь использование проектной исследовательской деятельности, способствующей эффективной реализации особенностей их развития без ущерба для окружающих и образовательного процесса. В исследовательской деятельности развиваются оригинальность и самостоятельность мышления детей, формируется устойчивость интересов в какой-либо области, складываются детские коллективы «по интересам». При участии в проектной деятельности ребёнку необходима помощь и педагога, и родителей. При этом необходимо работать вместе с малышом, а не вместо него, навязывая линию поведения и ведя к запланированному результату.

Казалось бы, какие могут возникнуть трудности с детьми, которые более способны, чем другие? Тем не менее, проблема воспитания и обучения одаренных детей достаточно актуальна на сегодняшний день и определяется их личностными и психологическими характеристиками.

Выделяют следующие проблемы таких детей:

1) трудности в общении со сверстниками. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

2) отрицание социальных норм и общегрупповых правил. Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

3) отсутствие интереса к занятиям в группе. Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.

4) стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

5) погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.

6) потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Таким образом, с одной стороны талантливые или одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, с другой – они испытывают серьезные социальные и психологические проблемы, которые не могут решить самостоятельно, а значит, нуждаются в помощи взрослых.

Тогда возникает следующий вопрос: как обеспечить индивидуальный подход к обучению и развитию одаренного ребенка в коллективе дошкольников, сохранив при этом общие принципы работы с детьми?

Ответ может быть только один. Необходимо создать такие условия, чтобы ребенку было легко и комфортно раскрывать собственный потенциал в социальной среде.

Этого возможно достичь, используя следующие методы работы с одаренными детьми :

1. Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.

2. Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.

3. Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.

4. Привлечение к посещению кружков и секций дополнительного образования в интересующей сфере позволит в полной степени раскрыть потенциальные возможности ребенка.

5. Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.

6. Привлечение к участию в городских, областных и возможно международных конкурсах позволит ребенку проявить себя.

7. Вовлечение ближайшего окружения (родителей, братьев, сестер, родственников) в сферу интересов ребенка, разъяснение особенностей взаимодействия с одаренными детьми сделает социальные контакты более продуктивными.

8. Мотивация на оказание помощи взрослым в работе с неуспевающим сверстниками, через расширение круга обязанностей.

9. Вовлечение в театрализованные игры, досуговые мероприятия, праздники, связанные с раскрытием творческих способностей.

10. Стимулирование и поддержание детской инициативы при решении образовательных задач

В дошкольный и школьный период развития ребенка необходимо бережное отношение к проявлению одаренности.

Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

Таким образом, при правильном подходе к одаренным детям, возможно, достигнуть более высоких результатов и «Каждый педагог должен помнить:

«Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное – верьте и действуйте с душой»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *