РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ КУРСОВ В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ

Рабочая программа по учебному предмету, курсу совокупность учебно-методических разделов. Она  разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в ООП образовательного учреждения, «Примерных программ учебных предметов», курсов, дисциплин (модулей), подготовленных в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения», которые реализуются Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ, а так же авторских программ  с учетом целей и задач основной образовательной программы  начального  общего образования школы и отражающей пути реализации содержания учебного  предмета. Данная программа должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО): предметных, метапредметных (универсальных  учебных действий), личностных.

Рабочие программы по учебным предметам, курсов, (модулей) должны содержать:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 603

по русскому языку

УМК «Школа России»

Составитель: Крюкова Татьяна Александровна

учитель высшей квалификационной категории

Санкт – Петербург

Место курса в учебном плане

На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 часов (из них 115 часов выделяются на уроки письма в период обучения грамоте). Содержание курса рассчитано на 560 часов, из них  часов отводится изучению русского языка в первом классе (5 часов в неделю, 10 учебных недель). Во 2 – 4 классах на изучение курса отводится по  часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

В скобках указано количество проверочных и контрольных работ по темам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ООО

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Обоснование В соответствии с пп.7 п.2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) относится к компетенции образовательного учреждения.

Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) Кто составляет Рабочую программу?

Качественное планирование образовательного процесса – залог успешной деятельности учителя.

Что такое Рабочая программа? Рабочая программа – документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

Что такое Авторская программа? Авторская программа ( программа , разработанная одним или группой авторов) – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа составляется на учебный год или ступень обучения.

Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса (параллели)

Рабочая учебная программа – это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении. (по О. Г. Важновой )

К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам; программы дополнительного образования; программы элективных курсов; программы факультативных занятий.

Что значит составить рабочую учебную программу по предмету? Это значит переработать и модифицировать существующие примерные программы, с этой целью: сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС; сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС; выявить расхождения, зафиксировать их; добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы; перераспределить часы на темы и разделы – составить рабочую программу согласно структуре.

Функции рабочей программы: нормативная информационно-методическая организационно-планирующая

Исходные документы для составления рабочих программ Закон «Об образовании» – http://www.consultant.ru/popular/edu/ ФГОС второго поколения- http :// standart.edu.ru /catalog.aspx?CatalogId=223 Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования – http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/ Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533 Авторские программы по выбранной системе

Алгоритм разработки рабочей программы Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента. Провести организацию и структурирование отобранного содержания. Разработать новый календарно-тематический план Определит ь результаты усвоения программы (УУД). Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК. Составить пояснительную записку. Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке. Утвердить рабочую программу.

Структура рабочей программы Титульный лист Пояснительная записка Характеристика учебного предмета Место предмета в учебном плане Содержание учебного предмета Результаты усвоения программы Календарно-тематическое планирование Материально-техническое обеспечение

Структура учебной рабочей программы учителя . пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные ( компетентностные ) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса . Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса

Титульный лист содержит: наименование общеобразовательного учреждения; грифы согласования и утверждения рабочей программы; фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы; название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа; указание класса, параллели, на которой изучается программа; год составления программы.

Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ : Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями . В этом случае необходимы: пояснительная записка с указанием внесенных изменений, с указанием учебника, учебных пособий, которые используются для реализации данной программы; учебно-тематическое планирование; Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника); Использование авторской программы с внесенными изменениям и. В этом случае необходимы пояснительная записка, в которой указываются внесенные изменения, и учебно-тематическое планирование. Авторская программа учителя. Целесообразно для инновационных программ (позволяющих получать качественно новый результат) организовать рецензирование – внутреннюю и внешнюю экспертизу.

№ Раздел Дидактические единицы (или темы) Кол-во часов

Или другой вариант: «Сопоставление содержания Примерной и авторской программ показало, что в авторской программе отсутствуют отдельные содержательные элементы ФГОС. В целях реализации ФГОС в рабочую программу при сохранении расчасовки авторской программы в содержание уроков внесены следующие элементы: № урока Тема урока Дополнительное содержание

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом: учебник (полные библиографические данные) авторская программа (если есть с указанием библиографии) методическое пособие и т.д. Например: (пособия не ранее 2010г.) 1. Литература. 9 кл .: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ авт. – сост. Т.Ф. Курдюмова , Н. А. Демидова и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой . – М.: Дрофа, 2006.

Результаты усвоения программы Личностные результаты Метапредметные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Предметные результаты

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : начальная школа ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация ; самоуважение и самооценка Смыслообразование : мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации ; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов

Календарно-тематический план № Тема урока Кол-во ч-ов Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Хар-ка деятельности уч-ся Контрольно-измери – тельные мат-лы Дом.зад . Дата

Рабочая программа это: нормативный документ , определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету; индивидуальный инструмент педагогического работника , которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта; как основной компонент образовательной программы общеобразовательного учреждения является средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.

Путь утверждения учебной программы членов педагогического коллектива (учителя) 1. Рассматривается на методическом объединении или на научно-методическом совете (см. Устав). Решение ШМО или НМС оформляется протоколом. Возможно предварительная внешняя экспертиза. (июнь месяц) 2. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должно быть отметка о принятии программы ШМО или НМС, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Утверждение всех программ до 31 августа. 3. Один экземпляр учебных программ являются частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога.

Успехов в работе!

о рабочей программе учебного предмета, курса

в МБОУ «СОШ №6»

о рабочей программе учебного предмета, курса  в МБОУ «СОШ №6»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины  в МБОУ «СОШ №6» (далее – Положение) регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по учебным предметам         и  курсам учебного плана.

1.2. Положение разработано в соответствии с:

1.2.1. Нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:

– Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;

– Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);

– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);

– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);

– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;

– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»;

– Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413»;

– Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 (при реализации);

– Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом Министерством образования РФ от 09.03.2004 № 1312 (при реализации).

1.2.2. Правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами МБОУ «СОШ №6»:

– Уставом МБОУ «СОШ №6»;

– Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ           «СОШ №6»;

– Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №6»;

– Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «СОШ №6».

1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:

– рабочая программа учебного предмета, курса – документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно к целям ООП общего образования и возможностям конкретной учебной дисциплины;

– примерная программа – готовая программа, входящая в учебно-методические комплекты;

– оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы.

1.4. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов и мера ответственности за выполнение рабочей программы учебного предмета, курса в полном объеме определяется должностной инструкцией педагогического работника.

1.5. Рабочая программа учебного предмета, курса является служебным произведением; исключительное право на нее принадлежит работодателю.

1.6. Рабочая программа учебного предмета, курса реализуется в течение учебного года, согласно расписанию в полном объёме.

1.7. Рабочая программа учебного предмета, курса должна быть разработана и утверждена в МБОУ «СОШ №6» не позднее 1 сентября нового учебного года.

1.8. Рабочая программа учебного предмета, курса является объектом внутришкольного контроля в соответствии с планом работы МБОУ «СОШ №6».

2. Структура рабочей программы учебного предмета, курса

2.1. Структура рабочей программы учебного предмета, курса определяется настоящим Положением с учётом:

– требований ФГОС общего образования;

– локальных нормативных актов, указанных в п.1.2.

2.2. Обязательные компоненты рабочей программы учебного предмета, курса:

– титульный лист (приложение 1)

– планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

– содержание учебного предмета, курса;

– тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;

– аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса (приложение 2).

2.2.1 В разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» кратко фиксируются: на основании чего составлена (автор, количество часов) и личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Например: Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии     с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на основании примерной программы федерального компонента государственного образовательного стандарта (автор Л. Ф. Климановой,            В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»). На изучение предмета «Литературное чтение»  в 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели): из них 92 часа (23 учебные недели) отводится урокам  обучения грамоте и 40 часов (10 учебных недель) — урокам литературного чтения.

2.2.2. Раздел «Содержание учебного предмета, курса» включает в себя перечень разделов и тем и прописывается в таблице:

2.2.3. Тематическое планирование прописывается   с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела (темы),  планируемых и фактических дат проведения занятий:

__________ учебный год

Количество часов в неделю – ____

Количество часов в год – ______

3. Порядок разработки рабочей программы учебного предмета, курса

3.1. Рабочая программа учебного предмета, курса является частью ООП (по уровням  образования).

3.2. Педагогический работник выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается рабочая программа учебного предмета, курса:

– рабочая программа по учебному предмету разрабатывается на учебный год;

– рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается на тот период реализации ООП, который равен сроку освоения дисциплины учебного плана.

3.3. Рабочая программа учебного предмета, курса может быть разработана на основе:

– примерной программы, входящей в учебно-методический комплекс;

– учебной и методической литературы.

3.4. Педагогический работник вправе:

– варьировать содержание разделов, тем, обозначенных в примерной программе;

– устанавливать последовательность изучения тем;

– распределять учебный материал внутри тем;

– определять время, отведённое на изучение темы;

– выбирать, исходя из целей и задач рабочей программы учебного предмета, курса методики и технологии обучения и воспитания; подбирать и разрабатывать оценочные средства.

3.5. Порядок разработки рабочей программы учебного предмета, курса в МБОУ «СОШ №6» включает следующее:

3.5.1. Основанием для разработки рабочей программы учебного предмета, курса является решение педагогического совета, закреплённое приказом по МБОУ «СОШ №6» «О разработке рабочих программ учебных предметов, курсов на 20__/__ учебный год», издаваемым в апреле-мае текущего учебного года.

3.5.2. На основании приказа по МБОУ «СОШ №6» «О разработке рабочих программ учебных предметов, курсов на 20__/__ учебный год» педагог индивидуально разрабатывает рабочую программу учебного предмета, курса согласно настоящему Положению.

3.6. Порядок утверждения рабочей программы учебного предмета, курса в МБОУ «СОШ №6» предполагает следующие этапы:

3.6.1. Утверждение рабочей программы учебного предмета, курса предполагает следующий порядок:

– педагогический работник разрабатывает и представляет рабочую программу учебного предмета, курса на заседание  методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения/неодобрения рабочей программы в срок до 29 августа текущего года;

– рабочая программа учебного предмета, курса после доработки (если имеется факт неодобрения) повторно рассматривается на заседании школьного методического объединения и сдается на согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе (методической работе) в срок до 31 августа текущего года.

3.7. Рабочая программа учебного предмета, курса утверждается в составе ООП (по уровням образования) приказом директора МБОУ «СОШ №6».

3.8. Педагог, принятый на работу в МБОУ «СОШ №6» обязан продолжить обучение по рабочей программе учебного предмета, курса, утвержденной на соответствующий учебный год.

3.9. Рабочая программа учебного предмета, курса, разработанная в соответствии с настоящим Положением, являются собственностью МБОУ «СОШ №6» и хранится в методическом кабинете МБОУ «СОШ №6» в течение трёх лет.

4. Оформление и хранение рабочей программы учебного предмета, курса

4.1. Рабочая программа учебного предмета, курса оформляется в электронном и печатном варианте.

4.2. Электронный вариант рабочей программы учебного предмета, курса хранится в электронной папке у заместителя директора по учебно-воспитательной работе (методической работе).

4.3. С целью включения в содержательный раздел ООП (по уровням образования) перечня реализуемых рабочих программ учебного предмета, курса, разработчик рабочей программы учебного предмета, курса готовит в электронном виде аннотацию       (приложение 2), где указывается:

– название рабочей программы учебного предмета, курса;

– учебно-методический комплекс;

– место учебного предмета, курса в учебном плане;

– составитель (и);

– результаты освоения учебного предмета, курса.

4.4. Электронная версия рабочей программы учебного предмета, курса форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля сверху и снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4; таблицы встраиваются непосредственно в текст.

Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование представляются в виде таблицы.

Титульный лист рабочей программы учебного предмета, курса не нумеруется (приложение 1). На титульном листе указывается:

– название рабочей программы (предмет, курс);

– адресность (класс);

– сведения о составителе (Ф. И. О., должность, квалификационная категория);

– учебный год составления рабочей программы учебного предмета, курса.

4.5. Печатная версия рабочей программы учебного предмета, курса дублирует электронную версию за исключением аннотации.

4.6. Печатная версия рабочей программы учебного предмета, курса подлежит хранению в течение всего периода ее реализации в методическом кабинете.

4.7. Электронные версии рабочих программ учебных предметов, курсов и аннотации к ним размещаются на официальном сайте школы.

5. Порядок внесения изменений в рабочую программу учебного предмета, курса

5.1. Изменения в рабочую программу учебного предмета, курса вносятся в связи с необходимостью корректировки сроков её выполнения по следующим причинам:

– актированные дни.

5.2. В случае необходимости корректировки рабочих программ учебных предметов, курсов директор МБОУ «СОШ №6» издает приказ о внесении изменений в основную образовательную программу в части корректировки содержания рабочих программ учебных предметов, курсов.

5.3. Корректировка рабочей программы учебного предмета, курса может быть осуществлена посредством:

– укрупнения дидактических единиц;

– сокращения часов на проверочные работы;

– оптимизации домашних заданий;

– вывода (в старших классах) части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем;

– применения дистанционных технологий.

5.4. Не допускается уменьшение объёма часов за счёт полного исключения тематического раздела из программы.

5.5. Корректировка рабочих программ учебных предметов, курсов проводится согласно срокам и порядку, установленным в приказе директора о внесении изменений в ООП.

Приложение к ООП НОО (ООО, СОО)  МБОУ «СОШ №6»

ФИО, должность, кв.категория

20___ – 20___ учебный год

Аннотация к рабочим программам учебных предметов, курсов

____ класса на _____/______ учебный год

С 1 сентября 2023 года на смену примерным приходят федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), а с ними и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Рассказываем, как учителю составить рабочую программу с учетом всех требований

Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы школы. С помощью рабочей программы учитель планирует и организует образовательный процесс, а также управляет им. Документ конкретизирует порядок, содержание и объем изучения предмета, курса или дисциплины.

Для чего нужна рабочая программа

Рабочая программа учителя определяет содержание преподавания и изучения предмета на базовом и углубленном уровнях и обеспечивает преемственность между ступенями общего образования.

Федеральная рабочая программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода. Ее цель — чтобы каждый школьник достиг планируемых результатов.

Разбираем ФГОС и ФООП с экспертом

Курс повышения квалификации

Федеральная рабочая программа позволяет учителю определить содержание учебного предмета на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса. Например, учитель может использовать рекомендованное распределение учебного времени на изучение разделов или тем, а может перераспределить время с учетом часов, выделенных на изучение предмета в учебном плане школы.

Чем отличается образовательная программа от рабочей программы

Федеральные рабочие программы — часть федеральной основной общеобразовательной программы (ФОП).

ФООП описывают единые для всей страны базовые объем и содержание образования, а также планируемые результаты освоения программы. Министерство просвещения РФ утвердило федеральные основные общеобразовательные программы для начального, среднего и основного общего образования.

Каждая ФОП состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел, как несложно догадаться, описывает назначение, цели и задачи, а также планируемые результаты освоения программ и систему достижения этих результатов.

Компоненты содержательного и организационного разделов представлены в таблице.

Кто должен составлять рабочую программу

Федеральные рабочие программы по некоторым учебным предметам носят обязательный характер, то есть нужно использовать готовую программу в утвержденном виде.

Оцените качество обучения

Однако расслабляться рано: придется еще разработать тематическое планирование, которого требует ФГОС, а утвержденные рабочие программы его не содержат.

Учебные предметы, по которым применение федеральных рабочих программ обязательно, представлены в таблице:

Согласно ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам можно применять в неизменном виде или как методическую основу для разработки авторских программ.

Главное в этом случае соблюдать условие: содержание и планируемые результаты авторской программы не должны быть ниже, чем в федеральных рабочих программах.

Состав рабочей программы

ФГОС третьего поколения требуют, чтобы рабочая программа по предмету включала три основных раздела: содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения и тематическое планирование.

Содержание федеральной рабочей программы — это минимум, который должны освоить обучающиеся по предмету. Оно раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе.

Кроме требований к структуре программы ФГОС содержит планируемые результаты, которых необходимо достичь по окончании освоения учебного предмета. Это основной ориентир для учителя при разработке рабочей программы по предмету.

В тематическом планировании необходимо указывать количество академических часов, которые отводятся на изучение каждой темы, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) ресурсов.

Как составить рабочую программу по новому ФГОС

Полезно собраться с коллегами на методическое объединение и вместе изучить основные нормативные документы и локальные акты школы, обсудить их и отметить важные моменты.

Вот список этих документов:

В положении о школьной рабочей программе должны быть прописаны примерная структура и объем, сроки составления и документы, на основе которых формируется рабочая программа по предмету.

Если предмет входит в список обязательных, используйте содержательную часть федеральной рабочей программы в утвержденном виде без изменений. Однако все же стоит предварительно убедиться, что в содержании программы и предметных результатах по ФГОС нет принципиальных расхождений. Если же таковые обнаружатся, необходимо дополнить содержание программы недостающими темами.

Рабочие программы для углубленного изучения обязательных предметов также составляют на основе федеральных рабочих программ. Кроме того, Министерство просвещения РФ рекомендует использовать их в качестве методической основы для разработки авторских программ (Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 № 03-68).

Также нужно убедиться, что содержание рабочей программы учитывает концепции преподавания учебных предметов и рабочую программу воспитания.

Планируемые результаты

ФГОС не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому необходимо обратиться к школьному положению о рабочей программе, в котором должно быть указано, как подготовить этот раздел.

За основу можно взять раздел «Планируемые результаты освоения программы учебного предмета» федеральной рабочей программы. В ней планируемые результаты описаны как система из трех компонентов:

Личностные результаты освоения учебного предмета достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, поэтому учитель должен формировать их с учетом рабочей программы воспитания школы.

Стандарт не регламентирует, как это сделать. Значит, учителю следует опираться на школьное положение о рабочей программе, которое должно содержать указание, как и в каком разделе программы отразить рабочую программу воспитания.

Тематическое планирование

Необходимо учесть требования ФГОС и добавить в тематическое планирование обязательные элементы:

Если использовать тематическое планирование федеральной рабочей программы, то в каждом тематическом блоке необходимо прописать отдельные темы и определить количество часов, которое понадобится ученикам, чтобы их освоить.

В рамках отдельных тем нужно отвести время на контрольные, лабораторные и практические работы, а также на проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

Последовательность изучения тем учитель может менять для дифференциации содержания с учетом уровня подготовки учеников конкретного класса.

Как подобрать учебники к рабочей программе

Учебники и пособия необходимо подбирать из Федерального перечня учебников, допущенных к использованию, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858.

В соответствии с п. 37.3 ФГОС ООО школа должна предоставить ученику «не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме» по учебным предметам:

По другим учебным предметам учебники и пособия можно предоставлять как в печатной, так и в электронной форме.

Если в учебнике отсутствуют отдельные темы, которые необходимо изучить по программе, учитель может брать их из другого учебника Федерального перечня.

Кроме обычного учебника, можно использовать конспекты занятий, электронные образовательные ресурсы, распечатки электронных версий рабочих тетрадей либо организовать проектно-исследовательскую деятельность, чтобы изучать новый материал по разным источникам.

Как указать в тематическом планировании электронные образовательные ресурсы

Для этого в таблицу тематического планирования можно добавить отдельный столбец, например, «Учебно-методические материалы» или «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы».

В этот столбец необходимо внести:

Электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, а их содержание должно соответствовать законодательству об образовании.

При подборе электронных ресурсов можно опираться на Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

от 28 октября 2015 г. N 08-1786

О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее – Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии с ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.

В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее – Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.

До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.

Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *