5 класс (17 ч)
Тематический блок 1. В мире культуры.
Тема 1. Величие многонациональной российской культуры
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Тема 2. Человек – творец и носитель культуры
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Тематический блок 2. Нравственные ценности российского народа
Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Тема 2. Жизнь ратными подвигами полна
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
Тема 3. В труде – красота человека
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Тема 5 Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Тема 6. Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Тема 7. Семья – хранитель духовных ценностей
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Тематический блок 3. Религия и культура
Тема 1. Роль религии в развитии культуры
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Тема 2. Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Тема 3. Культура ислама
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Тема 4. Иудаизм и культура
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Тема 5. Культурные традиции буддизма
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Тематический блок 4. Как сохранить духовные ценности
Тема 1. Забота государства о сохранении духовных ценностей
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Тема 2. Хранить память предков
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Тематический блок 5. Твой духовный мир.
Тема 1. Что составляет твой духовный мир
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Система оценки результатов обучения.
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся .
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Волковичская основная школа»
Приложение № 2
к основной образовательной программе
основного общего образования (ФГОС)
Составитель: учитель Туркова Наталья Владимировна
Настоящая рабочая программа по ОДНКНР
для основной общеобразовательной школы (5 класс) составлена на основе:
– Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
– Программой курса Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс
– Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Волковичская основная школа».
Реализация рабочей программы основана на использовании УМК
М. Т. Студеникина, обеспечивающего обучение курсу ОДНКНР в соответствии с ФГОС. Основу УМК составляет учебник для 5 класса, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:
(ФГОС. Инновационная школа).
В Учебном плане школы на изучение предмета
«Основы духовно- нравственной культуры народов России» отводится:
в 5 классе – 34 часа, 1 час в неделю
Раздел I. Планируемые результаты изучения предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
– владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач, общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
– овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
обучения нацелены на решение следующих образовательных задач:
– осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
– использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
– расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения учащиеся научатся:
– Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
– Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
– Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
– Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
– Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
– Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
– Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
– Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:
Раздел II Содержание учебного предмета
5 класс 34ч.
Введение в предмет.
Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.
. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Государственные символы РоссииГерб России. Флаг России. Гимн России.
Уважительное отношение к символам государства.
. Связь слов . Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, . Общественная ценность порядочности.
. Совесть — важнейшая составная часть человека. Чувство угрызения совести. Развитиечувства совести. Умение понять и простить.
цена. Взаимосвязь совести и , совести и . Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Ответственность за свои дела. Дисциплина – необходимое условие нормальной жизни общества. Законопослушный человек. Противозаконное поведение.
Доверие и доверчивость
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие . Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и . Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие . Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Милосердие и сострадание
. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь и милосердия, милосердия и . Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. . Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Быть милосердным. Уметь сострадать. Милосердие в Блокадном Ленинграде
Правда и ложь
. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. . Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. . Из истории лжи.
крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство . Поступки достойные и недостойные. — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое . Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила общения. Различие понятий
Дети разных народовМы – многонациональный народ. Мы дети разных народов, мы – один народ. Учимся уважать людей любой национальности.
Столовый этикет. Учимся соблюдать правила этикета. Практикум.
. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Равнодушие и жестокость
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. . Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. . Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути . Воспитание чувства
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений . Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Мои права и обязанности
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Календарно – тематическое планирование ОДНКНР 5 кл. 34ч.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы светской этики»
на 2020-2021 учебный год
учитель истории, обществознания
высшей квалификационной категории
п. Кировский 2020 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
– Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».
– Плана внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2020 – 2021 учебный год.
– Календарного учебного графика на 2020 – 2021 учебный год.
– Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».
– Программы курса к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2012
с учетом целей и задач основной образовательной программы образования МКОУ “Кировская средняя общеобразовательная школа” и отражают пути реализации содержания предмета.
1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):
1. Программа курса к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2012
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / М. Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2015
3. Книга для учителя к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / М. Т. Студеникин, В. И. Добролюбова. М.: Русское слово, 2013
1.3. Срок реализации программы – 1 год.
1.4. Место предмета в Плане внеурочной деятельности
В Плане внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» предусмотрено 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
1.5. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван познакомить учащихся с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.
1.6. Основные цели и задачи
Изучение основ духовно-нравственной культуры направлено на достижение следующих
– воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа;
– формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
– ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
– об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
– становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
– воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
1.8. Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.
1.9. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.
1.10. Ведущий вид деятельности:
1.11. Методы и приемы:
: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.;
информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.
решение проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи;
1.12. Содержание курса
Тема 1. Гражданин России
Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Правительство. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Порядочность
Понятие порядочность. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть
Понятие совесть. Совесть – важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и просить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть – «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость
Доверие – важнейшее качество личности. Понятие доверие. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание
Понятие милосердие. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Правдивость. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Хитрость. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль – способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство – высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Россия – многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни российских городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество
Понятие мужество. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей – чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Тема 11. Равнодушие и жестокость
Проявление жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека – высшая ценность. Насилие в отношении детей – нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности – важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознавать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Самооценка. Воспитание чувства самоуважения.
Тема 13. Учись учиться
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростков. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 14. Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Правил беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращение с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Значимость излагаемой информации. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Тема 15. Мои права и обязанности
Устав школы. Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
«ОДНКНР. Основы светской этики»
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение оценивать правильностъ выполнения учебной задачи собственные возможности ее решению;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыс лей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности владение устной и письменной речью, монологической контекст ной речью.
– воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
– знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
– формирование представлений об основах светской этики;
– понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Программа курса к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2012
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2015
3. Книга для учителя к учебнику М. Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс. М.Т. Студеникин, В. И. Добролюбова. М.: Русское слово, 2013
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс)____________________________________________________________
Класс Дата заполнения_______________
Лист корректировки календарно-тематического планирования
1. Общая характеристика учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России
Цели изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России
3. Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Планируемые результаты освоения учебного курса
России» на уровне основного общего образования:
5. Содержание учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»