Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кохомская коррекционная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол МО № Протокол педсовета № Приказ №
От « »___________2021 г. от « »__________2021 г. от « »____________2021 г.
Руководитель МО Председатель педсовета Директор школы
___________Бутрина О. В. ____________Редей Г. В. ______________Редей Г. В.
Зам. директора по УВР
Рабочая программа по предмету
для обучающихся 6-9 классов
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
тяжелыми и множественными нарушениями
ОГКУ «Кохомская коррекционная школа»
Год составления: 2021
Срок реализации программы: 1 год
Срок действия программы: 5 лет
Рыжков Алексей Владимирович,
учитель трудового обучения
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития по предмету «Профильный труд» (далее – Программа) разработана в соответствии с:
«Об утверждении СанПинН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – ФГОС);
Приказом ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» от 30.08.2016 г. № 58/2 О/Д «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации и корректировки рабочих программ, учебных предметов, курсов, дисциплин педагогов».
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования труда.
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными трудовыми навыками без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы труда, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать труд для решения жизненных задач: самостоятельно выбрать инструмент для ручной обработки древесины, узнать строение древесины и т.п.
является подготовка детей к доступной трудовой деятельности.
Цель обучения труду – формирование элементарных трудовых навыков и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи обучения труду:
– развитие интереса к трудовой деятельности;
– развитие умения выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания:
– развить умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности;
– развить умение соблюдать технологические процессы по изготовление изделий из дерева;
– развить умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда
– развитие зрительно-двигательной координации;
Данная Программа составлена на основе требований Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант) (далее – АООП) в предметной области «Профильный труд». Программа разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Настоящая Программа рассчитана для обучающихся 6-9 классов. На курс 6-7 классов отведено 68 часов в год (2 часа в неделю), на курс 8 класса 136 часов в год (4 часа в неделю), на курс 9 класса 170 часов в год (5 часов в неделю)
Почасовое распределение программного материала по четвертям.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
– соблюдать правила поведения в мастерской;
– понимать и соблюдать правил безопасной работы с ручными инструментами по деревообработке;
– оценивать свои изделия (похоже на образец или нет);
– соблюдать правила безопасной работы;
– знать названия инструментов и оборудования, используемых в работе;
– уметь организовать рабочее место и соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе;
– выполнять элементарную разметку (в соответствии с годом обучения);
– уметь выполнять простейшие операции по деревообработке;
– уметь адекватно оценивать качество своей работы.
– позитивно относиться к труду,
– осознавать необходимость и практическую значимость труда, который они выполняют;
– общаться для достижения положительного конечного результата;
– стремиться работать самостоятельно.
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития по данной Программе является формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития и глубокой умственной отсталостью обеспечивается:
обязательной индивидуализацией обучения.
деятельности детей с конкретными предметами);
В работе с такими детьми часто используется рефлексия настроения и эмоционального
состояния, рефлексия окончания занятия. Удачным считается обозначение этапов занятия картинками, помогающие детям в конце занятия выбрать наиболее интересный этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
При наличии у ребенка поведенческих нарушений необходимо сопровождение тьютора, который будет осуществлять организацию особенно четкой и упорядоченной временно- пространственной структуры образовательной среды.
С обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития и глубокой умственной отсталостью используется индивидуальная форма работы.
2.5. Контрольно-оценочная деятельность
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР), разработанной на основе АООП. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года, задачей которой является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Фиксация результатов осуществляется в таблице в виде знаков «+», « – » по следующим критериям:
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций. Итоговые результаты обследования за оцениваемый период заносятся в дневники наблюдения.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Учитель должен иметь доступ к современному персональному компьютеру. Класс должен быть технически подготовлен к проведению презентаций, оборудованным проектором и экраном.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); набор ножовок, напильников; рубанки; набор сверл; набор отверток; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Календарно-тематическое планирование, 6 класс
Календарно-тематическое планирование, 7 класс
Календарно-тематической планирование, 8 класс
Календарно-тематическое планирование, 9 класс
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»
по столярному делу
на 2021/2022 учебный год
учитель: Олег Геннадьевич Санников
. Пояснительная записка
Настоящая программа по профильному труду
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) “Об образовании в Российской Федерации”ст.28
Приказа Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Адаптированной основной общеобразовательной программы ГОКУ «СКШ №2 г. Ангарска»
2. Общая характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане.
Настоящий курс «Столярное дело» предназначен для учащихся, изучающих профильный труд в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. На изучение предмета в учебном плане ГОКУ «СКШ №2 г. Ангарска» выделено 6 часов в неделю. Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Программа включает в себя все темы, предусмотренные примерной программой.
изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 6-9х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие: наглядно-образного мышления;
пространственных представлений и ориентации;
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Обоснованием выбора рабочей программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с ограниченными возможностями средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения профильного труда, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.
Программа составлена на основе сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб. 2. – 304 с. 18ВИ 978-5-691-01679-0 (сб. 2)
Важнейшей задачей профильного труда является формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и обще трудовых умений, а так же воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья при изучении предмета «Профильный труд» во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у учащихся профессиональных знаний и умений. Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника. Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа VIII вида ставит подготовку обучающихся, воспитанников к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
В результате освоения у обучающихся, воспитанников с ОВЗ предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.
Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.
Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета должны отражать все их виды, по годам обучения с 6 – 9 класс.
3 Предметные результаты
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
устройство и назначение столярных инструментов и приспособлений, правила безопасной работы;
правила безопасности при пилении ножовкой;
устройство столярной ножовки;
названия операций по изготовлению изделия;
виды и приемы разметки, суть понятия
правила безопасной работы при пилении;
виды отделки изделий;
виды шлифовальных шкурок;
приемы окрашивания деревянных изделий;
правила безопасной работы на настольном сверлильном станке;
устройство и назначение рашпиля, драчевого напильника;
правила безопасной работы инструментами;
устройство, назначение коловорота, правила безопасности при работе;
способы соединения деталей изделия;
устройство и назначение шурупов, отвертки;
правила безопасной работы отверткой;
правила безопасной работы электровыжигателем;
приемы перевода рисунка на поверхность изделия;
правила безопасной работы лучковой пилой;
устройство рубанка; правила безопасной работы с ним;
подготовить рубанок к работе;
правила разметки заготовок с помощью линейки;
правила безопасной работы рубанком;
назначение, детали настенной полочки;
материалы для изготовления изделия;
способы соединения деталей;
виды шурупов, их элементы;
технологию соединения деталей с помощью шурупов;
назначение и сферу применения шила и буравчика; правила безопасной работы с ними;
устройство ручной дрели; правила безопасной работы;
виды древесины и их свойства;
назначение стамески, ее основные части.
Учащиеся должны уметь:
организовывать рабочее место;
выполнять технический рисунок брусков разной формы;
выполнять пиление брусков ножовкой;
выполнять пиление древесины поперек волокон;
контролировать качество полученных заготовок;
выполнять шлифовку торцов брусков;
выполнять окрашивание изделия;
оценивать качество изделий;
определять вид пиломатериала;
выполнять рисунки простых изделий;
выполнять технический рисунок изделий;
составлять последовательность изготовления изделия по образцу с опорой на предметно-технологическую карту;
выполнять технологическую операцию;
закреплять сверло в патроне сверлильного станка;
выполнять сверление отверстий разных видов и размеров;
контролировать глубину сверления;
выполнять разметку центров отверстий;
выполнять сверление несквозных отверстий;
оценивать качество готового изделия;
выполнять отпиливание заготовок;
выполнять обработку закругленных поверхностей рашпилем;
выполнять соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов;
выполнять сборку изделия;
выполнять окраску изделия лаком; оценивать качество готового изделия;
выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие;
выполнять операцию строгания с контролем размеров заготовки;
читать простейшие чертежи;
составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку;
заготавливать детали изделия;
определять виды шурупов;
подбирать вид шурупа для конкретного изделия;
выполнять зенкование отверстий;
сверлить отверстие ручной дрелью;
выполнять сборку деталей изделия.
4. Критерии оценки знаний и умений по предмету
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать индивидуальные особенности школьников, содержание и характер работы на уроке.
Учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом и трудовыми навыками; 30-35% учащихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять, изготовить и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому оценка результативности ведется по уровням:
I уровень – (оценка «2»)
Практически не усвоил учебный материал;
Не может изложить его своими словами;
Не может подтвердить ответ конкретными примерами;
Не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя;
Допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
Неправильно выполнялись многие приемы труда;
Самостоятельность в работе практически не проявлена;
Норма времени не выполнена свыше 25%;
Изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
Не соблюдались многие правила техники безопасности.
II уровень – (оценка «3»)
Не совсем усвоил существенную часть учебного материала;
Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Выполняет практическое задание с пооперационными подсказками учителя;
Допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
Отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
Была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
Норма времени не выполнена не более чем на 25%;
Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
Не полностью соблюдались правила техники безопасности
III уровень – (оценка « 4»)
В основном усвоил учебный материал;
Допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
Подтверждает ответ конкретными примерами;
Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
С небольшими подсказками выполняет практическое задание;
Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
В основном правильно выполняются приемы труда;
Работа выполнялась самостоятельно;
Норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%
Изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
Полностью соблюдались правила техники безопасности.
IV уровень – (оценка « 5)
Полностью усвоил учебный материал;
Умеет изложить его своими словами;
Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Самостоятельно выполняет практическое задание;
Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
Изделие изготовлено с учетом установленных требований;
Полностью соблюдались правила техники безопасности;
Учитывая степень личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений и трудовых навыков позволяющих применять эти знания и умения для решения практических жизненных задач. Процесс обучения « делу» неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение столярному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программа специальных(коррекционных)образовательных учреждений вида, 5-9 классы, под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2010 г.
Авторские электронные иллюстративных приложения Power Point к урокам. Они объединяют визуальную информацию (предметные и сюжетные картинки, тексты, графические изображения, символику), динамическую информацию (анимацию), аудио (звуки, слова, музыку).
Сайт для учителей “infourok”
Детские электронные презентации и игры
Сайт детских компьютерных игр «Логозаврия»
7. Планируемые результаты
По окончании изученного курса учащиеся должны самостоятельно выполнять:
организовать рабочее место;
свойства древесины и применять в изделиях;
выполнять операции разметки, обработки, разрезания, склеивания, сверления древесины;
выполнять работы на сверлильном станке, токарном станке;
использовать инструменты по их назначению;
выполнять отделку деталей;
выполнять соединения деталей;
ориентироваться по образцу и чертежу изделия;
выполнять разметку детали;
работать шлифовальной шкуркой, напильниками;
изготавливать не сложные изделия из древесины;
соблюдать правила личной гигиены;
бережно относиться к инструментам.
1. Из каких основных трех частей состоят деревья?
а) листья, крона, сердцевина;
б) бревно, доска, рейка;
в) ствол, крона, корни.
3. Шурупы для соединения различных деталей:
а) инструмент для строгания древесины;
б) инструмент для сверления древесины;
в) инструмент для долбления древесины.
5. Какой инструмент применяют для строгания?
а) шерхебель, рубанок;
6. Из каких основных частей состоит рубанок?
а) рожок, колодка и резец (нож);
б) рожок, колодка, резец (нож) и клин;
в) клин, колодка и рожок.
7. Чем оснащается рабочее место ученика в столярной мастерской?
а) спецодеждой, инструментами, материалами;
б) столярным верстаком, необходимыми материалами и инструментами;
в) письменным столом, спецодеждой и материалами.
8. Из какого материала изготавливают изделия в столярной мастерской;
а) из металла;
б) из древесины;
в) из древесины, пластмассы и металла.
9. Какие вы знаете хвойные породы деревьев?
а) сосна, дуб, осина;
б) ель, сосна, берёза;
в) пихта, сосна, ель.
10. По каким признакам различают древесину?
а) по цвету, запаху, текстуре, и твёрдости;
б) по цвету ядра, форме заболони, текстуре;
в) по запаху, годичным кольцам, твёрдости.