Рабочая программа элективного курса
«Искусство устной и письменной речи»
Рабочая программа элективного курса для 11 класса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией С. И. Львовой (2009г.)
Соответствие курса целям и задачам предпрофильной подготовки
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся»
Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, посредством дифференциации и индивидуализации обучения более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Целесообразность, актуальность и новизна курса
Курс «Искусство устной и письменной речи» создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 10 – 11 классов и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций обучающихся.
Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля. Способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Искусство устной и письменной речи» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении. Данный курс призван усилить внимание к проблеме письменного общения, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.
Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.
Цель элективного курса
Совершенствование и развитие навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.
Основные задачи курса
Характеристика учебного материала, методы и формы обучения
Учебный материал курса «Искусство устной и письменной речи» направлен на поддержание изучения профильного предмета, русского языка, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенцию обучающихся при общении как в устной, так и в письменной формах.
Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление обучающихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Особое внимание уделяется развитию практических умений оформления текстов разных жанров, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе.
Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику речевого общения: владение различными видами монолога и диалога, соблюдение норм построения текста, адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
Основная модель построения занятий:
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к обучающимся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса старшеклассники
– получить возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность:
– научиться целенаправленно искать информацию в источниках различного типа, критически оценивать её достоверность адекватно поставленной цели – освоить минимум основ языкознания;
– видеть основные тенденции в языковом развитии: связь языка и человека, общества и языка, причины появления новых слов, их исчезновения и т.д.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:
Содержание программы учебного курса
Виды речевой деятельности (5 час.)
Речь как деятельность. Фазы и виды речевой деятельности. Чтение как вид речевой деятельности. Приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности.
Говорение как вид речевой деятельности. Виды высказывания. Способы адекватного реагирования на обращенную речь, вступления в речевое общение, привлечение внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т.п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи (6 час.)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника. Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ на уроке, беседа, диспут, дискуссия и т.д.
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли; ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста. Формы письменных высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспект, план, реферат).
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, телефакс, электронная почта).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Сбор материала для письменного и устного высказывания (3 час.)
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет-публикаций по теме. Чтение и составление конспектов, тезисов, аннотаций и т.п. Конспектирование лекций, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.
Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет-ресурсов в процессе подбора материалов по теме реферата.
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме.
Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (6 час.)
Систематизация собранного материала. Продумывание композиции высказываниявступления, главной части, заключения.
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.
Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приемы изложения. Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.
Заключение и основная мысль текста. Функция заключения, варианты заключений.
Смысловые части письменного текста и абзац. Способы связи частей текста и предложений.
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.
Логика и порядок мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста.
Использование средств письма для точной передачи мысли: абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.
Использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
Точность правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 час.)
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и справочники.
Использование языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.
Оценка точности, чистоты, выразительности уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного литературного языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (5 час.)
Выразительность речи. Источники богатства и выразительности русской речи.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.
Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Стилистические фигуры и употребление их в устной речи.
Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сфере общения.
Публичная защита реферата (3 час.)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка умения в себе. Продумывание внешнего вида.
Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.
Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность, выразительность речи, соответствие языковым нормам, успешность взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
Формы контроля и методы оценки компетенции обучающихся
Контроль уровня сформированности ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % – «зачёт», менее 50 % – «незачёт»).
Учебно-тематические средства обучения
Используемый учебно-методический комплект
Львова С. И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные курсы. М. « Мнемозина». 2009г.
Список литературы для учителя
1. Горбачевич К. С. Нормы русского литературного языка. М. 1989г.
2. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М. 1998г.
3. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. М. 1991г.
4. Сопер П. Л. Основы искусства речи. М. 1995г.
Список литературы для обучающихся
1. Вагаков Д. Риторика. М. 2001г.
2. Барашков В. Ф. Как у вас говорят? Л. 1986г.
3. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. М. 1992г.
5. Ожегов А. А. Словарь русского языка. Изд. 2. М. 1973г.
4. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М. 1991г.
6. Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка. М. 1975г.
элективного курса
по русскому языку
«Разноаспектный анализ текста и
Срок реализации – 1 год
Составлена
учителем русского языка и литературы
2021/2022 уч. год
Планируемые результаты освоения
по русскому языку «Разноаспектный анализ текста и
создание сочинения-рассуждения»
1.1. Сформированность российской
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, сформированность уважения
государственных символов (герб, флаг, гимн).
1.2. Сформированность гражданской позиции
как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок
1.3. Обладание чувством собственного достоинства.
1.4. Принятие традиционных национальных и
общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.
1.5. Готовность к служению Отечеству, его
защите.
1.6. Сформированность осознанного выбора
будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и
возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем
1.7. Сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире.
2.1. Сформированность основ саморазвития и
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества.
2.2. Готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
2.3. Сформированность навыков
сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности.
2.4. Сформированность толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения.
2.5. Сформированность способности
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
2.6. Принятие и реализация ценностей
здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
2.7. Сформированность бережного,
ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью,
как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
2.8. Готовность и способность к
образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
2.9. Сформированность сознательного
отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
3.1. Сформированность нравственного сознания
и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
3.2. Сформированность экологического
мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности.
3.3. Сформированность ответственного
отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни.
3.4. Сформированность эстетического
отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений.
Метапредметные результаты :
Регулятивные универсальные учебные
действия
Самостоятельно определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
Ставить и формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.
Выбирать путь достижения цели, планировать
решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
Самостоятельно составлять планы деятельности;
Использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности;
Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Оценивать ресурсы, в том числе время и другие
нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
Организовывать эффективный поиск ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;
Оценивать возможные последствия достижения
поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
Самостоятельно осуществлять, контролировать
и корректировать деятельность;
Сопоставлять полученный результат деятельности
с поставленной заранее целью;
Владеть навыками познавательной рефлексии
как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения;
Самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Познавательные универсальные учебные
действия
Искать и находить обобщенные способы решения
задач;
Владеть навыками разрешения проблем;
Осуществлять самостоятельный поиск методов
решения практических задач, применять различные методы познания;
Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких
учебных дисциплин;
Использовать основной алгоритм исследования
при решении своих учебно-познавательных задач;
Использовать основные принципы проектной
деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих
в культурной и социальной жизни;
Выстраивать индивидуальную образовательную
траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
Менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности;
Проявлять способность к инновационной, аналитической,
творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской
и проектной деятельности;
Самостоятельно применять приобретенные
знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного
или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской
и проектной деятельности
Владеть навыками учебно-исследовательской
и проектной деятельности, а именно:
ставить цели и/или формулировать гипотезу
исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные
(такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
осуществлять отбор и интерпретацию необходимой
информации; самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта
или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
структурировать и аргументировать результаты
исследования на основе собранных данных;
использовать элементы математического
моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического
анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской
работы
осуществлять презентацию результатов;
адекватно оценивать риски реализации проекта
и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; адекватно
оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет
в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего
проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов
восстанавливать контексты и пути развития
того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования
или проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание
тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных,
учитывать их при постановке собственных целей;
находить различные источники материальных
и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований
и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями
различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные
результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.
Осуществлять развернутый информационный
поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач;
Критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную
деятельность;
Владеть навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов;
Уметь ориентироваться в различных источниках
информации;
Использовать различные модельно-схематические
средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
Использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Осуществлять деловую коммуникацию как со
сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и
за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
Учитывать позиции других участников деятельности;
Находить и приводить критические аргументы
в отношении действий и суждений другого;
Спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
При осуществлении групповой работы быть
как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
Координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
Распознавать конфликтогенные ситуации и
предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать
в процессе совместной деятельности;
Развернуто, логично и точно излагать свою
точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные планируемые результаты
использовать языковые средства
адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах
русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные
высказывания, монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и
определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста,
используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые
средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические
и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные
тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью
текста;
сознательно использовать
изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии
с выбранным профилем обучения;
извлекать необходимую информацию
из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие
виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и
подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике
основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь
с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные
словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки
зрения соответствия языковым нормам;
Обучающийся получит возможность
научиться:
распознавать уровни и единицы
языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке
собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские
высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности
русского языка);
отличать язык художественной литературы
от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические
ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления
выразительности речи;
иметь представление об
историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или
несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
дифференцировать главную и
второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном
тексте;
проводить самостоятельный поиск
текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную
информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на
предложенный текст;
соблюдать культуру чтения,
говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и
делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого
поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой
сферах общения;
совершенствовать
орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах
русского литературного языка;
использовать основные
нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной
литературы).
Содержание элективного курса по русскому языку
«Разноаспектный анализ текста и создание
сочинения-рассуждения»
РАЗДЕЛ I. Разноаспектный анализ текста.
Стилистический и типологический анализ текста. (8 часов)
Сочинение как вид письменной работы.
Формулировка задания №27 ЕГЭ по русскому языку. Критерии оценки задания с
развернутым ответом.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение
микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации
текста. Стили речи. Типы речи.
Лингвистический
анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка,
оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств,
оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное
значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления,
фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация,
ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха,
ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза,
художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон,
лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание,
риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение,
синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II. Сочинение-рассуждение на основе текста.
Анализ текста. (3 часа)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического,
разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного
стиля. Рецензия. Эссе.
Композиция
и языковое оформление сочинения. (14 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические
связи предложений.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного
мнения.
Тематическое планирование с указание количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
Составлено
учителем русского языка и литературы
2021/2022 учебный год
Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе
«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А. И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.
В части С экзаменационного текста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих высказываний и порождение своих текстов, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного его становления.
Задание части С Единого государственного экзамена по русскому языку – это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, учащиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию учащихся предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.
Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.
Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.
Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.
Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ.
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Цели элективного предмета:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи элективного предмета:
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
– уроки-лекции;- уроки применения знаний на практике;- уроки навыков (тренировочные);- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
– работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
составление текстов в жанре рецензии, эссе);- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств
языка и объяснение их роли);- работа в группах;- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Лингвистический анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Анализ текста. (4 часа)
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Основные термины и понятия
публицистический, художественный, научный, разговорный.
описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.
антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Количество часов – 34 часа (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
В работе используется следующая литература:
1) Александров В. Н. Е ГЭ. Русский язык: справ. материалы, контрол. – тренировоч. упражнения, создание текста.
2)Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.
3) Диск «ЕГЭ. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ».
4) Рахимкулова Г. Ф., Черкасова М. Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи.
5) Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Н.Г. Гольцовой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 г.
6) Кузнецова Т. В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Дидактический
материал (региональный компонент) 10-11 классы. Архангельск, 2003.
7)Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
8)Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. –
41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.