РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕАТР МОЗАИКА

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зорькина Наталья Николаевна

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет

Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, – все обрастает массой проблем. Да, в наше время, время стрессов, резких взлетов и ещё белее резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание). Эти нарушения отрицательно воздействуют на развитие творческих способностей, чем и обусловлена актуальность данной программы.

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.

Используя театрализованное творчество, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально-волевую сферу ребенка.

данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.

Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.

Почему необходимо рассказывать (читать) детям сказки?

Сказка-это в первую очередь особая языковая  среда: через сказку ребенок совершенствуется в языке. Образность  и ритмичность сказки помогают малышу сосредоточить  внимание на происходящих в ней событиях. Структура сказочного текста, построенная на повторах, помогает запоминанию. Естественно слушать сказку можно лишь в том случае если в работу включается переживание и воображение.

Но развитие памяти, внимания, речи и воображения-всего лишь «побочные» следствия взаимодействия сказки и ребёнка. То есть, это развитие возможно лишь потому, что сказка близка ребёнку по мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу адаптации к реальности. Сказка помогает ему обрести эмоциональный комфорт и примириться с окружающим его не понятным и часто пугающим миром.

С точки зрения психоанализа сказки- матрица типичных психологических проблем детей. Сказка устроена так, что  ребёнок легко отождествляется с кем-то  из её персонажей и через воображаемые приключения приобретает опыт разрешения конфликтов. Именно поэтому она обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Учит сказка не в лоб, как басня. Мораль не свойственна сказке. Её советы скрыты, часто не однозначны, предлагаемые решения многослойны – т. е. сказка, ко всему прочему ещё и учит, ребёнка выбирать.

Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.

: развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

Реализация работы по программе:

Занятия проводятся 2 раза в неделю, 72 занятия в год.

Программа состоит из 3 разделов, соответствующим возрастным периодам дошкольного детства (от 4-го года жизни  до 5 лет; от 5 лет до 6 лет; от 6 лет до 7 лет).

Театрализованные занятия проводятся с чередованием различных форм театрализованной деятельности: игра – спектакль,  игра – путешествие,  этюды.

Организация работы по программе

1. Групповые занятия

Продолжительность занятия зависит от возраста детей.

Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятий: 3-4 лет – 15 мин, 5-6 лет – 20-25 мин, 6-7 лет – 30 и более минут.

Принципы проведения занятий.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры « Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Часть 3. Завершающая

Цель занятия – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по ИЗО деятельности организуются выставки детских работ.

2. Индивидуальная работа

На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, загадывание и отгадывание загадок и схем.

3. Работа с родителями

Таблица 1. План взаимодействия с родителями

Создание предметно-окружающей среды в ДОУ

В музыкально-театрализованном центре собраны костюмы, декорации и различные виды кукол необходимые для постановок спектаклей, этюдов и игр.

СD аудиотека: «Птичьи голоса», «Музыка для релаксации», «Звуки работающего транспорта», «Музыка для ритмических движений».

Видеоматериалы: диски с записями сказок, детских спектаклей.

Ноутбук, CD-плеер, телевизор, музыкальный центр.

Центр детского творчества

Здесь размещаются детские рисунки, связанные с темой занятия, поделки, творческие работы сделанные детьми и совместно с родителями.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении необходимо развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); назвать их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко»,«Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям дошкольника

Перечень основных средств обучения.

План работы средняя группа Сентябрь – ноябрь

Декабрь – февраль

Март – май

Сентябрь – ноябрь

Декабрь – февраль

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №9 «Казачата» ст Луковской Моздокского района

РСО – Алания

Рабочая Программа к дополнительной общеобразовательной

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

педагог дополнительного образования

Очеретина Светлана Александровна

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей

4. Учебный план

4.1. Учебно – тематический план

Ввести детей в мир театрального искусства.

Развивать познавательные интересы детей посредством знакомства с миром театра.

Обогащать активный словарь.

Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

4.2. Содержание программы

Вводноезанятие. Правила техники безопасности.

Знакомство с кружком, режимом работы, основными видами деятельности по программе. Правила техники безопасности на занятиях.

: Чтение стихотворения Э. Успенского «Мы идем в театр». Дидактическое упражнение «Можно – нельзя» (правила поведения в театре).

с особенностями театра как вида искусства, историей возникновения театра

Просмотр презентации «История театра». Упражнение на развитие пластики рук «Ловлю комариков».

Знакомство с видами театров (кукольный, детский, драматический).

Просмотр презентации «Знакомство с театром». Музыкальная игра на развитие жестов «Кто как танцует?».

Знакомство с театральным жанром – опера.

Слушание отрывка из оперы «Теремок» М. Красева

Обогащение знаний детей о театре. Знакомство с театральным жанром – балет, приобщение к классической музыке, активизация словарного запаса детей.

Чтение рассказа И. Кошминой «Балерина». Динамическая пауза «Разминка для балерины». Просмотр отрывка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Знакомство с театром зверей. Обогащение знаний детей о видах театра.

Чтение «В театре» А. Л. Барто. Просмотр отрывка из представления

Театра зверей им В. Дурова. Пантономический этюд «Обезьянки».

детей с театральной профессией – актер

Беседа о театральных профессиях, активизация словаря.

Упражнение на выражение эмоций: «Девочки и мальчики» Н. Сорокиной. Упражнение на развитие дикции: скороговорка «Вез

детей с новым словом – декорация, а также с театральной профессией – художник – декоратор

Рисование декорации к сказке «Три медведя». Пантомимический этюд «Котята».

детей с театральной профессией – костюмер

Формирование у детей представления о театральных профессиях

: Ручной труд. « Костюм из бросового материала»

детей с театральными профессией – гример.

Формирование у детей представления театральных профессиях

: Конкурс «Лучшая театральная маска».

детей с театральной профессией – режиссер

Формирование представление детей о труде сотрудников театра, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности.

: Режиссерская игра с настольными игрушками по выбору детей.

Знакомство с пьесой «Летучий корабль»

Развивать умение  детей понимать содержание пьесы Создание атмосферы творчества. Приобщение детей к  словесному  искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Прослушивание пьесы. Беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций к пьесе. Игровое упражнение«Мимика и жесты».

Просмотр мультфильма «Летучий корабль»

: Знакомство с произведением, определение характеров героев, их повадок.

Рисование героев произведения. Упражнение «Определи героя по музыке»

Обыгрывание пьесы с помощью настольного театра

Развитие интереса к театрализованной игре, желание попробовать себя в роли. Формировать интонационную выразительность, отчётливое произношение звуков. Развитие художественного восприятия. Развитие активного внимания.

Распределение ролей. Обыгрывание пьесы  с помощью настольного театра. Отработка голоса героев. Рисование персонажей. Игра на развитие внимания  «Слушай звуки!»

Работа над мезансценами спектакля

Развитие связанной речи,  творческой фантазии, умение владеть силой голоса. Воспитывать  артистические  качества, способствовать раскрытию творческого потенциала.

Пересказ пьесы  по схемам. Обсуждения с детьми вариантов речи персонажей. Репетиция спектакля  с использованием декораци и музыкального сопровождения. Словесная игра « Кто больше скажет хороших слов дружочку».

Работа над пьесой.

Создание атмосферы творчества. Воспитание артистических качеств, способствование раскрытий творческого потенциала. Развитие музыкального слуха.

Обсуждение недостатков и достоинств. Танцевальное упражнение «Наша дискотека».

Создание атмосферы творчества. Воспитание артистических качеств, способствование раскрытий творческого потенциала. Развитие дикции

Обсуждение недостатков и достоинств. Упражнение на интонационную выразительность речи: «Песенка Козы» (от лица мамы-Козы, Волка). Скороговорки, с постепенным увеличением темпа: «Утром, присев на пригорке».

Создание атмосферы творчества. Воспитание артистических качеств, способствование раскрытий творческого потенциала. Развитие пластики рук.

Обсуждение недостатков и достоинств. Упражнениена выразительность жеста: «Артисты пантомимы».

Создание атмосферы творчества. Воспитание артистических качеств, способствование раскрытий творческого потенциала. Работа над дикцией.

Обсуждение недостатков и достоинств. Чистоговорка «Дикие животные»

Работа над мизансценами спектакля. Показ спектакля «режиссеру-постановщику»

Формирование умения выстраивать линию поведения в роли. Развивать интерес к театрализованной деятельности. Продолжать работу над силой голоса и темпом речи детей.

Упражнение с элементами соревнования «Кто произнесёт знакомую скороговорку в быстром темпе?». Репетиция ухода актёров. Отработка театрального поклона.

Экскурсия в Дом культуры ст Луковской

Знакомство с театром, воспитание интереса к нему, приобщение детей к театральной культуре.

Экскурсия по Дому культуры, знакомство со зданием, его внутреннем устройством.

Закрепление с детьми правил поведения в театре. Формирование устойчивоего желания выполнять их. Учить детей достойно выходить из различных ситуаций. Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала.

Репетиция пьесы. Беседа о поведении в театре, решение ситуативных задач. Комплекс этюдов «На берегу моря», (саморасслабление).

Работа над интационной выразительностью речи. Создание благоприятных условий для повышения профессионализма и качества выступления

Репетиция пьесы. Упражнения: «Вопрос – ответ», «Скажи по разному», «Озорной дождик».

Создание благоприятных условий для повышения профессионализма и качества выступления. Способствовать нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Игра, способствующая успокоению и организации «Идём за синей птицей». Обсуждение репетиции.

Просмотр видеозаписи генеральной репетиции

Работа над ошибками.

Продолжаем отрабатывать интонационную выразительность речи, пластику.

Репетиция пьесы. Рассказывание по ролям. « Сказа о глупом мышонке» С. Я. Маршака. Пластический этюд «Угадай, что я делаю?»

Продолжаем отрабатывать дикцию, танцевальные движения.

Репетиция пьесы. Чистоговорки «На лугу». Отработка движений танца.

Показ спектакля воспитанникам ДОУ.

Доставить удовольствие артистам и зрителям игрой и просмотром спектакля. Развивать умение у детей почувствовать успех (аплодисменты) от своего исполнения.

Участие в фестивале «Театральная мозаика»

Доставить удовольствие артистам и зрителям игрой и просмотром спектакля. Развивать умение у детей почувствовать успех (аплодисменты) от своего исполнения. Оценивание своего выступления и выступления других.

: Выступление на фестивале. Релаксация «Звуки природы».

Знакомство с пьесой кукольного театра «Смотрит сказка нам в окошко»

Помочь детям понять содержание пьесы. Развивать игровое поведение, готовность к творчеству, .

Прослушивание пьесы. Беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций к пьесе. Игровое упражнение  «Повтори слова персонажа» (проговаривание текста) .

Знакомство с куклами – героями сказки.

Теория: Знакомство детей с куклами, действиями с ними, распределение ролей. Игровое упражнение «Определи героя по голосу», «Кто как ходит».

Свободная игровая деятельность с куклами. Импоровизация на р.н мелодии.

Теория: Знакомство с героями сказки.

Настольный театр по сказке «Смотрит солнышко в окошко».

Распределение ролей. Работа над пьесой.

Обсуждение «вариантов» выполнения ролей и подбор исполнителей.

Перевоплощение в сказочных существ. Владение своим голосом и дыханием. Импровизация «Дикие животные».

Мы – режиссеры.

Развивать игровое поведение готовность к творчеству; коммуникативные навыки, творческие способности; уверенность в себе.

Рассматривание сюжетных картинок «Радость», «Грусть», «Страх», «Злость». Упражнение «Изобрази  эмоцию»- (перед зеркалом). Прослушивание музыкальных этюдов данных эмоций

Развивать игровое поведение, готовность к творчеству, коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. Закреплять текст.

Речевая разминка «Веселые сочинялки», «Разные лица». Работа над пьесой. Проговаривание детьми отрывков пьесы . Лепка персонажей  пьесы.

Активизация словаря совершенствование речевого дыхания. Развитие творческих способностей детей. Расширять кругозор о театральных профессиях. Воспитывать артистические качества, способность раскрытию творческого потенциала.

Игры на речевое дыхание «Мыльные пузыри», «Фыркающая лошадь», «Удивлённый бегемот» и т д.  Рассматривание и обсуждение декораций к спектаклю. Подбор и расстановка декораций.

Развиватие интереса к театрализованной деятельности. Продолжать работу над силой голоса и темпом речи детей.

Работа над мезансценами спектакля. Показ спектакля «режиссеру – постановщику».

: Показ спектакля. Обсуждение мизансцен спектакля. Репетиция ухода актёров. Отработка театрального поклона. « Минутка шалости» (релаксация).

Развитие художественного восприятия, активного внимания.

епетиция спектакля. Обсуждение достоинств и недостатков. Игра на развитие внимания  «Слушай звуки!»

Просмотр видеозаписи спектакля.

Формирование способности рефлексии. Активизация творческих способностей, приобщение к миру искусства. Воспитание артистических качеств, способствовать раскрытию творческого потенциала.

: Просмотр видеозаписи. Рефлексия по поводу просмотра. Проговаривание диалогов персонажей пьесы вместе с руководителем и индивидуально.

Показ спектакля детям.

Доставить удовольствие артистам и зрителям игрой и просмотром спектакля. Развивать умения у детей почувствовать успех (аплодисменты) от своего исполнения. Развивать моторно-слуховую память.

Показ спектакля. Рефлексия по итогам показа. Игра на расслабление мшц «Деревянные и тряпичные куклы». Игра для снятиясихоэмоционального напряжения.«Холодно – жарко».

Показ спектакля родителям

Показ спектакля. Рефлексия по итогам показа. Фотосессия «Играем в театр»

4.3. Предполагаемые результаты

– некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный,

детский, театр зверей и др.);

– некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

– некоторые театральные профессии;

– правила поведения в театре.

– определять эмоциональное состояние человека;

– изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства;

– выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.

4.4. Календарный учебный график

5. Воспитательная работа

6. Организационно – педагогические условия реализации Программы

– наглядные пособия;

– цветные иллюстрации;

– необходимая литература.

– Ширма для кукольного театра

– Кукольный театр

– Настольный театр игрушек.

– Настольный театр картинок.

– Теневой театр.

– Пальчиковый театр.

– Театр Би-ба-бо.

– Элементы костюмов для детей и взрослых.

– Атрибуты для занятий и для спектаклей.

– Музыкальный центр, колонка, ноутбук, проектор.

– Медиотека (флешка).

– Декорации к спектаклям.

– Необходимый контингент детей, который будет обучаться теарализованной деятельности;

– Соответствующее требованиям расписание;

– Связь с родителями.

Список используемой литературы

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепция развития дополнительного образования детей до 2030года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г №678-р г Москва);

– «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москвы),

– Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

– Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242);

Антипина А. Е. « Театрализованная деятельность в детском саду».

Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям.

Театр театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М. 201.

Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.

Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М.,  1999.

Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.

Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *