РАБОЧАЯ МЕТОДИКА МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ

Татьяна Белоусова Методика работы «Модель трех вопросов»

Предлагаю вашему вниманию «Методику трех вопросов». Это эффективная методика и заключается она в следующем.

Накануне новой лексической темы педагог начинает обсуждение с детьми. Что они знают и что хотят узнать по этой теме? Педагог просто ведет разговор в виде познавательной беседы. Все вместе дети отвечают на 3 основных вопроса:

1. Что мы знаем про это?

2. Что хотим узнать?

3. Что надо сделать, чтобы это узнать?

Роза Хачатрян Методика трех вопросов как способ индивидуализации образовательного процесса

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме :

«Методика трех вопросов как способ индивидуализации образовательного процесса»

«О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по своему –

вот высший подвиг цветка!»

Это замечательные слова великого японского поэта о цветах. И я не случайно начала именно с него. Детей часто сравнивают с цветами. И одни, и другие красивы, нежны, трогательны, им нужна забота, ласка, любовь. В своей работе я окружаю детей этой заботой, создавая маленький уютный мир, где им комфортно и спокойно.

Марина Салахова Образовательная технология «Модель трёх вопросов»

Образовательная технология “Модель трёх вопросов”

Образовательная технология «Модель трех вопросов».

Группа №11 воспитатель Салахова М. Ю

Актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования.

Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта. Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Метод трех вопросов в ДОУ  –

основа взаимодействия детей и взрослых.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для нечитающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.

Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.

В качестве примера привожу план по теме «Земля – наш общий дом».

– Земля – дом для всех людей.

– Земля круглая, как мяч.

– На Земле живут люди, птицы, рыбы, животные.

– В Земле есть уголь и полезные камни.

– На юге жарко, а на севере холодно.

– Почему на Земле бывает утро и вечер?

– Почему на Севере нет лета?

– Как мы держимся на Земле, если она круглая?

– Бывает ли у Земли День рождения?

– Почитать энциклопедию.

– Спросить у родителей.

– По телевизору посмотреть специальную программу.

– Узнать из журналов и газет.

– Узнать ответ в интернете.

– Посмотреть по карте и глобусу.

Вся эта предварительная работа ведется накануне. Я провожу это в пятницу, анонсируя тему следующей недели. Далее работа продолжается на следующий день. В моем случае – это понедельник.

Дети, придя в садик, планируют – в каком центре они бы хотели заниматься сегодня, завтра и т. д. На всю неделю спланировать им трудно, поэтому делаем планы на сегодняшний день и максимум на завтра.

Далее идет работа в «Центрах активности».

Привожу примерные задания, которые дети выполняют в центрах.

• Центр математики

– Измерить расстояние между городами

– Запомнить название полезных камней, взвесить их.

– Найти самый тяжелый камень.

• Центр строительства

Построить обычный и необычный дом (дом из будущего).

• Центр познания

– Рассмотреть глобус.

– Запомнить 2 моря, 2 океана и 2 страны.

– Подготовить рассказ – сообщение о Земле.

• Центр игровой

– Разучить подвижную игру какого либо народа по выбору.

– Сюжетно – ролевая игра «Путешествие вокруг света»

• Центр кулинарии

Приготовить блюдо какого либо народа по выбору.

• Центр искусства

– Слепить из пластилина глобус.

– Нарисовать карту нашей страны.

– Выполнить аппликацию «Моя планета»

• Центр литературы

– Рассмотреть книги о земле с выставки.

– Выбрать и прочитать рассказ о Земле.

– Сочинить сказку о Земле.

– Сделать газету о Земле.

В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре искусства». И так далее. Таким образом, каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения.

Достижения ребенка по результатам работы по этой методике отражаются в умении:

• самостоятельно ставить вопросы

• самостоятельно планировать свою деятельность, т. е. отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать сначала? Что я буду делать потом?»

• придерживаться выбранной цели

• доводить начатое дело до конца

• согласовывать свои действия с действиями других детей

• использовать полученные знания в разных видах деятельности

• испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами

Дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными к мелочам; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Мастер-класс по теме

«Использование метода 3-х вопросов с детьми дошкольного возраста»

на августовской конференции «Свежий ветер»

ТМБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» Смирновой И. В.

Здравствуйте, я Смирнова Ирина Васильевна. Воспитатель первой категории Центра развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

СЛАЙД 1- мое фото с детьми в разных образах

Имея большой стаж работы с детьми дошкольного возраста, я заметила, что с каждым годом дети становятся менее инициативными и самостоятельными, речь становиться скудной, дети предпочитают гаджеты живому общению. Мне очень хотелось, что – то изменить в этой ситуации.

СЛАЙД 2 – высказывания, каких-нибудь мудрых

Изучив методические разработки Лидии Васильевны Свирской, я заинтересовалась методом «Трех вопросов». Он не только позволяет выявить актуальные знания детей по теме, определить дефициты, но и спланировать деятельность, исходя из их интересов. Ребенок становится полноправным участником образовательного процесса, а не исполнителем.

СЛАЙД 3 – модель

А теперь давайте перейдем к модели Метода 3-х вопросов. Он состоит из 3-х вопросов:

Таким образом, использование данной модели имеет плюсы для каждого субъекта образовательных отношений:

выражать свои мысли и высказываться,   и слышать друг друга, планировать собственную деятельность.

Родители не только узнают о интересах своего ребенка, но и имеют возможность подключиться, оказав посильную помощь.

Спланировать свою деятельность и деятельность детей, исходя из их базовых знаний и интересов.

В идеале вот так выглядит данная модель, но внедряя ее в практику, я пришла к выводу, что «сухое» применение этого метода приводит к снижению интереса у детей. А как я использую в системе метод 3-х вопросов, постоянно поддерживая детскую мотивацию, вы сейчас узнаете.

СЛАЙД 7 –фото детей с ежом

Сначала я продумала организационный момент для проведении метода: место, время, сигнал о сборе. Так, я провожу его каждую пятницу во второй половине дня в группе. А началось все с создания ситуации. К детям в гости пришел ежик, который хотел, узнать, чем дети занимаются в детском саду. Дети начали рассказывать наперебой ежику о делах группы, но так как обо всем сразу рассказать невозможно, было принято решение оставить ежика в группе. Так появилась традиция: ежик, с помощью песенки сообщал о начале сбора, на котором дети рассказывали ежу: что знают, что хотят узнать, что сделают, чтобы об этом узнать по теме недели. Так как детям хотелось говорить всем и сразу решили установить правила:

1. Говорим по одному и по часовой стрелке.

2. Не перебиваем друг друга.

3. Внимательно выслушивает ответы друг друга.

4. Говорит только тот, у кого в руках какой-либо предмет: мячик, волшебная палочка и т. д.

5. Если нет предмета – передаем ход ответа, дотрагиваясь ладошкой по плечу товарища, или если не знаем ответа, то таким же способом передаем ход.

Ну, вот правила установили. А как определиться с темой недели. Тема недели может исходить как от меня, так и от детей. Если от меня, то я мотивирую детей на основе подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей, у Лидии Васильевны Свирской такой прием называется способ «культурного продавливания». Например, «Мальчики, я слышала ваш разговор о космосе и очень удивилась – вы знаете столько о космосе! Может быть, вы расскажете всем детям об этом?», в результате чего дети становятся инициаторами проектов, докладов, мастер-классов по теме недели.

СЛАЙД 9 – доклад ученых фото

Ну, а емне надо, чтобы дети выбрали тему недели, которая запланирована планом ДОУ, я заранее размещаю в группе подсказку: иллюстрации, книги, предметы, что проявляет в детях интерес к знаниям и способствует выбору нужной мне темы.

СЛАЙД 10- фото предметной средой

ПРИМЕР: утором я принесла в детский сад журнал и шары с жуками , я думаю не трудно догадаться какую тему выбрали дети.

Как же работать с вопросами? Итак, первый вопрос этой модели «Что знаете?» на примере темы «Насекомые»

СЛАЙД 11-таблица ответов

Сначала дети отвечали на вопросы в форме беседы, чаще присутствовали хоровые ответы, говорили преимущественно одни и те же дети, не соблюдались правила, я, заметила, дети теряют интерес к данной деятельности, на помощь снова пришел ежик, который оказался без иголок. Дети стали не просто наговаривать свои ответы, а при каждом высказывании дарить ежику иголочку. При этом у каждого ребенка была баночка с палочками определенного цвета. Благодаря этому я определила, что знает каждый ребенок, выявила дефициты у детей, не владеющих темой, что помогло мне при выстраивании индивидуальной траектории развития для каждого ребенкаиспользуя дифференцированный подход, выстроить дальнейшую работу

В дальнейшем ежик стал почетным слушателем, дети придумали ему звание «Ученый еж», теперь он является не только сигналом для начала сбора, но и моим помощником, который фиксирует ответы детей. Первые ответы детей я фиксировала на бумаге, но это было неудобно, быстрая запись искажала ответ, под рукой оказался обычный смартфон. Теперь полученную информацию размещаю для родителей в приемной в виде голосового или видео сообщения.

выставка предметов манипуляторов + видео

Чтобы поддерживать интерес детей я разнообразила использование предметов для манипуляции.

Второй вопрос этой модели «Что хотите узнать» помогает мне наметить содержательные блоки интересующей темы.

СЛАЙД 12-таблица ответов

На первом этапе внедрения этой части модели одни дети старались отмалчиваться, другие высказывались не по теме. Мне пришла идея, вывешивать сюжетные картинки из энциклопедий. выставлять интересные предметы и разные «штучки», которые в группу приносят родители. Результат – дети стали задавать вопросы. В них проснулась любознательность, и теперь мои воспитанники хотят узнать все больше и больше.

ВИДЕО – ответов детей

На следующем этапе я решила разнообразить действия детей, не просто задавать вопросы, а схематично зарисовывать, то, что они хотят узнать. И получила свои плюсы:

СЛАЙД 13 – фото рисунков и гусеницы в целом

Для того чтобы мотивировать детей, я придумала гусеницу. Мордашку закрепляю на доске, а туловище в виде кружков раздаю детям. Каждый ребенок зарисовывает свой вопрос, озвучивает его, и вывешивает на доску – получается гусеница, которая висит всю неделю. К концу недели все дети получают ответ на интересующий их вопрос.

ВИДЕО – представления рисунков

Третий вопрос этой модели «Что можно сделать, чтобы узнать?»

СЛАЙД 14 – таблица ответов

При ответе на третий вопрос, дети наговаривают действия, которые будут совершать для нахождения ответов на свои вопросы. Первоначально мы просто говорили. Затем, понимая, что действия дети говорят одни и те же, вне зависимости от темы недели, я предложила им эти действия изобразить схематично. Совместно разработали карточки – символы с изображением разных видов деятельности. Затем определились, какими видами деятельности  можно заняться в том или ином центре активности.

ВИДЕО – представление центров

А какие виды деятельности предлагают дети, я продемонстрирую в конце нашей встречи.

А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса.

Слайд – 2-я часть

Я предлагаю вам всем превратиться в детей и поиграть со мной.

Объединение в команды по каплям. Название и девиз.

Определение темы недели по карточкам.  Карточки.

За каждый правильный ответ, вы получаете волшебные шарики.

1 вопрос: Что вы знаете о цветах?

Каждая команда записывает ответы на своем листочке. (листы раздавать) – на выполнение задания 1 минута.

Минута закончилась, каждая команда называет один ответ по очереди. Условие такое – высказанную мысль соперников не повторять!

«Что вы хотите узнать о цветах?

Отвечая  на вопрос, нанизываете бусины, условие прежнее – не повторяться, соблюдать очередность, длительная пауза – переход хода. По типу пинг-понга.

В итоге – самые любознательные те, у кого бусы длиннее.

3 вопрос: Что нужно сделать, чтобы узнать?(5 минут)

Каждая команда должна вырастить свой цветок. Сердцевинка уже есть. Ваша задача: схематично изобразить ответы на третий вопрос, распределив роли. В каждой команде у вас должны быть: докладчик, 2 генератора идей, хранитель времени, шпион, дизайнер, художник.

Время для работы: 5 минут, для презентации: 1-2 минуты

А теперь нам нужно определить команду победителя. Как вы думаете, какая команда победила? Иди докажи (Берет 2 стакана). Круг почета.

Только что мы с вами обыграли один из вариантов применения Метода 3-х вопросов в работе с дошкольниками. А теперь давайте посмотрим, как дети отвечают на третий вопрос.

(ответы детей на 3-й вопрос)

При ответе на этот вопрос я побуждаю детей не только говорить, где можно получить информацию (например: спросить у мамы, посмотреть передачу, прочитать в книге и т. д.), но и при помощи какой деятельности закрепить полученные знания (например: вырезать и наклеить, нарисовать, построить и т. д.) и спланировать свою деятельность.

В завершении нашей встречи я хочу рассказать притчу. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.

Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.

Использовать или не использовать модель 3-х вопросов, решать только вам, дорогие коллеги! От нашего мастерства, зависит то, каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет инициативным, мыслящим и любознательным! Все в наших руках! Все спасибо и благодарю за внимание!

Публикация «Образовательная технология „Модель трёх вопросов“» размещена в разделах

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса :

1. Что мы знаем?

2. Что мы хотим узнать?

3. Как узнаем об этом?

Сам процесс деятельности состоит из 4 этапов.

1. Выбор темы.

3. Реализация проекта.

4. Завершение проекта с дальнейшей презентацией.

Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.

В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта:

1. План – утренний групповой сбор.

2. Дело – работа в центрах активности.

3. Анализ – ежедневный сбор информации.

Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, мы начинаем работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора. Утренний сбор — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.

Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов.

1-й этап — выбор темы

Выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

Например: наша тема «Удивительная бумага». Игровая ситуация – бумажный самолетик.

– Уточнить представление детей о бумаге и её свойствах, процесс изготовления и ее применение.

– Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.

– Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.

– Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.

– Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

– Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки внимания, память и мышления, развивать мелкую моторику рук.

– Обогащение активного словаря: шероховатая, глянцевая, гофрированная, тонкая, гладкая, металлическая.

2-й этап — планирование

Мы, помогая в решении данных задач, задаем детям вопросы, инициируя общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о бумаги. По мере того, как дети отвечают на вопрос, фиксируем их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. В нашем случае мы зафиксировали ответы детей в таблице.

Затем задаем вопрос : «Что мы еще хотим узнать о бумаги?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, мы спрашиваем: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках. Мы использовали картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова, в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода. Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования

ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.

Заполненная таблица размещается в приемной в виде информационного стенда «Почемучка», там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжают разговор с детьми дома – будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги, телепередачи, познавательные мультфильмы. Таким простым способом, родители станут участниками образовательного процесса.

3-й этап — реализация проекта

Следующим шагом является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду, используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта учитывая возрастные особенности детей. Мы обеспечиваем детей оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители. В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Мы организовываем деятельность детей в центрах активности, направляем и контролируем осуществление проекта, то есть выступаем как организатор, помощник, но не лишаем детей самостоятельности.

И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта

Анализируем проделанную работу, собранную информацию родителей и детей, которая позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Далее проводим подготовку продукта деятельности к презентации.

Дети представляют зрителям презентации исследований, приготовленных совместно с родителями.

Из презентации Миланы дети узнали о происхождении бумажной посуды.

Ратмир рассказал, как можно изготовить бумагу в домашних условиях.

Александра поделилась своей информацией о фольге, что из фольги можно сделать поделки.

Артем рассказал о том, что делают из макулатуры и собирая ее мы спасаем деревья.

Семья Киры собрала информацию о елочной бумажной игрушки прошлого.

Конечный продукт нашей совместной работы: воспитатель – дети – родители – это лэпбук, который будет использоваться при планировании дальнейшей работы с детьми.

Наполняемость лэпбука осуществляется нами и исследованиями родителей и детей.

Модель трех вопросов предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности

Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:

1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.

2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.

3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Публикация «Методика работы „Модель трех вопросов“» размещена в разделах

В качестве примера привожу план по теме «Земля- наш общий дом».

Что надо сделать, чтобы узнать?

Вся эта предварительная работа ведется накануне. Я провожу это в пятницу, анонсируя тему следующей недели. Далее работа продолжается на следующий день. В моем случае- это понедельник.

Далее идет работа в «Центрах активности» (я писала про них ранее).

• Центр игры

В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре искусства». И так далее. Таким образом каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения.

Публикация «Методика трех вопросов как способ индивидуализации образовательного процесса» размещена в разделах

Но дети растут и важно, чтобы ребёнок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в социальном мире, умел управлять своим поведением. Осознание своих особенностей и потребностей, умение выбирать виды и способы действия, твердо идти к поставленной цели – это те навыки, без которых не обойтись в любом обществе. Использование в работе предлагаемой модели позволяет сформировать у детей вышеперечисленные навыки, как необходимые социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

тем больше он знает и усвоил,

тем большим количеством элементов действительности

он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях

будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семёнович Выготский

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаны основные принципы реализации образовательного процесса, в числе которых «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Другими словами, задача педагога – создать такие условия, такую образовательную среду, в которой будет возможность:

– непосредственного общения с каждым ребенком;

– свободного выбора детьми вида деятельности;

– свободного выбора участников деятельности;

– принятия детьми решений и выражения своих мыслей, чувств;

– развития коммуникативных способностей.

Руководствуясь этими задачами, я начала активный поиск методов и форм работы с детьми. Так 3 года назад появился проект по организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников. В ходе его реализации дети стали проявлять активный интерес к познавательной деятельности, самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В соответствии с собственными интересами дети проявляли инициативу и самостоятельность, ставили много опытов, организовывали интереснейшие наблюдения, экспериментировали всеми возможными цветами и оттенками, жидкостями и другими веществами. Мои дети научились смело ставить задачу (проблему) перед собой, и самостоятельно приходить к её решению, научились делать выводы, подводить итоги. Но «горизонты смещаются вместе с движущимися» (немецкий философ Ханс Георг Гадамер). Передо мной встали новые задачи: – как дать детям больше самостоятельности и возможности выбора,

– как поддержать инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности,

– как максимально учесть интересы всех субъектов образовательных отношений?

Находкой стала «Модель трех вопросов», которая, на мой взгляд, поможет решить поставленные задачи и учесть основные принципы дошкольного образования, изложенные в федеральном государственном образовательном стандарте.

У дошкольников нет осознанной внутренней потребности к образованию, но есть интерес, заложенный природой. Выявить интересы ребенка, его предпочтения, спланировать в соответствии с ними образовательную деятельность, помочь ребенку в достижении поставленных целей – вот задача современного педагога. « Модель трех вопросов» – уникальная методика, свой опыт работы по которой я представляю в данной методической разработке. Он актуален, так как позволяет реализовать, на мой взгляд, самую сложную задачу индивидуализации дошкольного образования. Он будет полезен всем педагогам, которые стремятся к профессиональному росту и полноценному развитию своих воспитанников, а также родителям.

«У вас есть то, чего нет больше ни у кого, – вы.

Ваш голос, ваш ум, ваша история, ваше видение.

Поэтому пишите, рисуйте, стройте, играйте,

танцуйте, живите так, как можете лишь вы.

Нил Гейман, английский писатель-фантаст

Цель использования модели «Трех вопросов» в моей педагогической деятельности – создание условий для развития самостоятельной деятельности детей, их познавательной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Еще в начале своей педагогической деятельности я стремилась к тому, чтобы каждый день в жизни ребенка был интересным, увлекательным, необыкновенным.

– Как учесть все интересы и потребности детей, родителей и педагогов?

Для решения этих вопросов необходимо :

– создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями;

– формировать инициативность, самостоятельность, ответственность, предпосылки учебной деятельности

– развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В настоящий момент эту модель я применяю при планировании образовательной деятельности во всех направлениях развития личности ребёнка.

Когда ребенок сам говорит о том, что именно он хочет узнать, интерес уже есть и педагогу важно не погасить его, а дать толчок к поиску ответа, к самостоятельной деятельности, к познавательной активности. Потребность в новых открытиях, впечатлениях заложена в каждом ребёнке – будь то месячный малыш или шестилетний ребёнок. Отличие состоит лишь в том, что на каждом возрастном этапе детская инициатива и интерес имеют свои формы и требуют особых условий для формирования.

Основа предлагаемой модели – таблица, состоящая из 3-х столбцов, которая составляется для каждой темы в рамках образовательной программы :

Что я знаю? Что хочу узнать? Как это сделать?

Сам процесс деятельности состоит из 4-х этапов:

– подготовительный (сбор информации)

– подведение итогов.

Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми. Во время изучения темы в таблицу могут вноситься корректировки как самими детьми, так и педагогом, например, если есть необходимость решения задачи, не охваченной детьми, но предписанной образовательной программой.

С чего начинается работа? Накануне новой темы дети отвечают на вопросы педагога в процессе игровой деятельности, беседы, во время режимных моментов, то есть таким образом, чтобы этот процесс не был для них тягостным, специально организованным. Задача воспитателя – зафиксировать ответы детей в таблице. Для этого я привлекаю младшего воспитателя своей группы. Ответы детей могут быть записаны словами или оформлены схематично. Условные обозначения разработаны совместно с детьми. Таблица – основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.

Следующим шагом является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. Для этого могут быть организованы различные виды деятельности – творческая, экспериментальная, продуктивная, игровая, специально подготовленная образовательная среда. Выбор деятельности для каждого ребенка зависит от того, что именно он хочет узнать. Этот этап также имеет большое значение – важно правильно организовать предметно-пространственную среду, пополнить её необходимым оборудованием, материалом, средствами. Здесь помощниками выступают, родители (законные представители) моих воспитанников. Кроме того, решаются такие важные задачи как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы.

Третий этап – реализация. Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать, вид, способ деятельности, направление, в котором будет двигаться. Педагог выступает как организатор, помощник, двигатель детской деятельности, не лишая их самостоятельности, но и не отпуская в «свободное плавание». Таблица всегда доступна для детей – они активно интересуются деятельностью друг друга, с ней знакомятся родители, специалисты детского сада, оказываю необходимую помощь. Тем самым обеспечивается решение таких важных задач, как вовлечение родителей в образовательный процесс и его целостная реализация.

Заключительный этап – подведение итогов, который можно рассматривать и как основу для дальнейших действий, – подведение итогов. Здесь я использую как авторский метод «ПИН», который заключался в том, что дети, по окончании своей деятельности, отвечали на вопросы : «Что в ходе эксперимента (наблюдения, исследования) мы узнали:

так и схематичные изображения, которые мы разработали совместно с детьми. Результаты заношу в таблицу. Её анализ снова позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Так, таблица наглядно показывает, кто из детей испытывает трудности и нуждается в поддержке, а кто самостоятельно справляется с поставленными задачами; кто продвигается в своих идеях вперед, а кто предпочитает повторять знакомый опыт и двигаться за другими.

Значимое событие имеет итоговое мероприятие по теме – конкурс, викторина, КВН, концерт. За время работы по теме накапливаются фотографии, поучительные и забавные истории. Совместно с детьми я оформляю выставку, выставляю информацию и отчёты на сайты. Одновременно провожу опрос детей для планирования работы по следующей теме, обеспечивая комплексно-тематический принцип реализации образовательной программы МБДОУ.

В процессе работы таблица была дополнена ещё тремя столбцами – для корректировки в процессе реализации, подведения итогов и планирования индивидуальной работы. Итоговый вариант таблицы выглядит следующим образом :

Что знаю? Что хочу узнать? Как это сделать? Это тоже важно! ПИН Инд. работа

Постоянное обновление предметно – пространственной среды делает каждый день в детском саду необычным, интересным и увлекательным. Разнообразное содержание центров активности в группе помогает ребенку развивать творчество, фантазию, воображение, умение организовать различные виды деятельности. Доступность соответствующих материалов позволяет ребенку самостоятельно планировать свои действия, определять их содержание, достигать результата.

Эффективно реализовать данную методику можно только через создание развивающего образовательного пространства, составной частью которого является предметно – пространственная среда. Именно педагог организует содержательно – насыщенную, информативную предметно – пространственную среду, которая обеспечит комфортное пребывание ребенка в детском саду и успешную, самостоятельно запланированную ребенком, деятельность.

Результатом внедрения методики «Трех вопросов» является развитие у ребенка следующих качеств:

•самостоятельность и инициатива,

•интерес к познавательной деятельности,

•умение планировать свои действия и достигать результата,

•умение самостоятельно придумывать и задавать вопросы, выражать свои мысли, желания, чувства, делать выводы.

Необходимым условием полноценного формирования этих качеств, когда учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, является педагогическое наблюдение. Оно позволяет проследить процесс формирования тех или иных социально – нормативных характеристик и внести необходимые коррективы в планирование воспитательно – образовательной деятельности.

Работа с применением модели «Трёх вопросов» интересна, увлекательна и обладает огромным потенциалом. Но для её эффективности важно соблюдать одно важное условие – внимание к деталям. Это доступность разнообразных материалов, поддержание интереса к деятельности через использование «подсказок», схем, карт деятельности, внимание к каждому ребенку, вовлечение родителей. Педагоги и родители должны всегда помнить о том, что они являются важной частью среды развития ребенка, «живым ресурсом», без которого ребенок не может полноценно развиваться. На практике я убедилась, что «Модель тех вопросов» актуальна и очень эффективна. Она даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с педагогами, сверстниками, родителями, что позволяет сформировать все необходимые навыки, создать предпосылки для учебной деятельности.

Рекомендуемая литература для педагогов

1. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. – Просвещение, 2015.- 128 с.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.- 102 с.

4. Скоролупова, О. О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. – 2010. N5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *