Информационная карта проекта
Ежегодно наркотики убивают 70 тысяч человек в России (данные ФСКН РФ). Государственный научный центр психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ сообщает, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек.
За последние десять лет от наркотиков в России погибли почти миллион молодых россиян. В последние годы наркоманы составляют 90 процентов от всех зарегистрированных случаев заболеваний ВИЧ. В целом, количество наркоманов в России приумножилось в 10 раз за последнее десятилетие. Количество смертей от наркомании выросло в 12 раз за этот же период, смертность детей до 15 лет возросла в 40 раз.
Наркомания представляет серьезную угрозу экономическому процветанию, здоровью населения и национальной безопасности России. Поэтому разработка проектов по профилактики употребления ПАВ и всякого рода зависимостей (алкоголь, табакокурение) у подростков является одним из приоритетных направлений в области образования. Актуально, чтобы дети от своих ровесников узнавали о здоровом образе жизни, о том, как можно самовыразиться, проявить себя в спорте, творчестве, социально значимой деятельности. В подростковом возрасте мнение сверстников зачастую гораздо более значимо, чем мнение взрослых людей.
Новизна проекта в том, что он выступает примером практической реализации идей духовно-нравственного воспитания в традиционных акциях школы.
Данный проект является одной из форм работы учителя ОПК в рамках Акции «Уроки для детей и их родителей» и обеспечивает, тем самым, преемственность и систематичность в воспитательной работе школы по данному направлению.
способствовать формированию знаний о связи различных зависимостей (табакокурение, алкоголизм) с наркоманией и об их пагубном влиянии на физическое и духовное здоровье , жизнь человека.
1. Сформировать представление о вредных привычках (алкоголь, табакокурение), как первом шаге к наркозависимости, к моральному, духовному и физическому уничтожению личности.
2. Провести профилактическую работу , направленную на информирование подростков о вреде наркотиков.
Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью, взгляд на жизнь, как на величайший дар Божий.
4. Сформировать группу «положительных лидеров», как примера реализации личностных устремлений подростка через спорт, творчество социально полезную деятельность.
Кадровое обеспечение проекта
Для реализации проекта необходимы следующие кадры:
1. Заместитель директора по ВР и социальный педагог – составление и координация плана мероприятий Проекта.2. Классные руководители 7-11 классов – реализация плана Проекта ;3. Специалисты наркологического кабинета –сотрудничество при проведении профилактических мероприятий.5. Специалисты сельского Дома культуры- сотрудничество при подготовке агит-урока.
Механизм реализации проекта
1. Организационные условия.
Реализовывать проект будет социальный педагог вместе с классными руководителями 7-11 классов, сотрудником наркологического кабинета .
2. Научно-методические условия.
Подборка методических разработок, материалов, видеороликов по профилактической работе . Будут проводиться выставка рисунков-плакатов, выпуск информационных листков, тематические беседы в рамках кружка по ОПК.
3. Мотивационные условия
Для побуждения подростков к отказу от употребления ПАВ и наркотических средств, формирования неприятия вредных привычек(алкоголь, табакокурение) используются различные методы и средства профилактики (наглядно-иллюстративные, агитационные, творческие,игровые и пр.).
4. Материально-технические условия
Кабинет, стулья, столы, ИКТ, школьные принадлежности, презентация, подборка видеороликов, фонограмма песни «Ты-человек»
Предполагаемый конечный результат
По итогам реализации проекта предполагается, что подростки получат представление о вредных привычках (алкоголь, табакокурение), как первом шаге к наркозависимости, к моральному и физическому уничтожению личности. Учащиеся получат достоверную информацию о наркомании, как «белой смерти» XXIвека. На примере своих сверстников ( группы «положительных лидеров») увидят пути реализации своих личностных устремлений через спорт, творчество, социально полезную деятельность. Осознают жизнь, как величайшую ценность.
Финансово-экономическое обоснование проекта
АГИТ-УРОКА «ЖИЗНЬ- ВЕЛИЧАЙШАЯ ЦЕННОСТЬ»
«Зависимость- не пустяк!» – агит-монтаж с презентацией.
Звучит современная ритмичная музыка.
ВЫХОД Агитбригады (2мин.).
После исполнения ряда синхронных танцевальных движений и перестроения Агитбригада поднимает плакаты со словами:
В1-. Дорогие друзья.давайте поблагодарим нашу Агитбригаду дружными аплодисментами. (зрители аплодируют,Агитбригада расходится на две стороны от сцены)
В2- Всем,кто собрался сегодня в этом зале, мы говорим
В1- ЗДРАВСТВУЙТЕ, и верьте, что лучшее- ещё впереди!
В2- ЗДРАВСТВУЙТЕ! И помните, что вы-человек, вы-личность! И у вас всегда есть ПРАВО ВЫБОРА!
В1 –ЗДРАВСТВУЙТЕ и радуйтесь каждому дню, каждой минуте,Ведь это Ваша жизнь, и она прекрасна!
В2. – Жизнь- величайшая ценность,
ВВ. -БЕРЕГИ её!
(тревожная музыка, сперва громко, затем, как фон)
В. От чего же беречь, спросите вы?
В- вот об этом мы и будем говорить сегодня.
1-То,что угрожает нашему здоровью,
Угрожает и нашей жизни.
Тебе кажется, что одна маленькая сигарета-
Это пустяк? НЕТ! Это не так!
2-Баночка пива-что же тут страшного?
Оно безалкогольное,оно не опасное,
Я просто попробую,ведь это пустяк.
3. Пожар.который погубит целый город,
Может начаться от одной маленькой спички,
От огонька,зажженного небрежно
Просто так. И тут ты НЕ скажешь
4- Твоя жизнь,твое будущее,
Могут сгореть в огне
5-Если ты куришь,
В крепость твоего здоровья
И это-уже не пустяк!
видеоролик о вреде наркотиков (3мин)
Выступление представителя наркологического кабинета
Выступающий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Меня зовут____________________________________. Я работаю _____________________________________________________.
На сегодняшней встрече,которая проходит в таом немного необычном формате,меня попросили рассказать вам о том,что надо знать вам,совсем юным,чтобы не сделать роковой шаг в наркотическую пропасть.
(далее идет выступление -7 мин)
ЧТЕЦЫ (под презентацию)
1. Действительно, наркомания- это злейший враг, который захватил молодежь, это проблема, которая волнует каждого.
2. Вы только задумайтесь! Сейчас во всём мире уже каждый третий человек- наркоман. А как дела обстоят у нас, в России?
3- сегодня наркотики употребляют 7,3 миллиона человек.
4- 20 процентов всех наркозависимых в нашей стране – это школьники. 60% – молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Остальные 20% – это люди старше тридцати.
1- За последние пять лет от наркотиков в России погибли около 350 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 34 лет, а за десять лет — почти миллион молодых россиян.
2-Согласитесь, это страшно. Это даже страшнее войны! Ведь «белая чума» уносит каждый день тысячи жизней девушек и юношей, тех, кому в ХХI веке защищать нашу Родину.
3-Но будет ли им нужна эта самая Родина, если некому будет жить на этой земле!
(вслед за словами учителя выходят участники агитбригады со свечами (свеча-таблетка)в руках. Они выстраиваются вряд перед зрителями,за ними-стол,на котором лежат карточки из черного картона. На них белые цифры годов жизни,котрые буте называть учитель. Как только звучит первая цифра, ученик поварачивает черную карточку с соответствующей цифрой к зрителям и ,оставляя перед ней зажженную свечу,уходит. По завершении чтения текста перед зрителями стоит ряд черных карточек с цифрами и возле каждой из них горит свеча.)
Давайте попробуем хотя бы перечислить, отчего умирают наркозависимые люди.
В2-И сегодня мы должны бороться с ней, приложить все возможные усилия, чтобы сохранить нашу планету Земля для будущих поколений
(начинает звучать маршевая,бодрая музыка-фон)
АГИТБРИГАДА выходит и выстраивается на сцене. Чтецы располагаются внизу.
Помни это. Не поддавайся искушению,
Принимай верное решение
Скажи решительно : НЕТ! (В Агитбригаде поднимают плакат со словом НЕТ)
4-Курению (Агитбригада поднимает плакаты со словами
1-А если у кого-то есть сомнения,
В душе обида,ты всё видишь в черном цвете.
Дни прекрасны даже эти.
Для мира ты-драгоценность
величайшая ценность! – (Агитбригада поднимает плакаты со словами соответственно)
ПЕРЕСТРОЕНИЕ НА ФИНАЛ(к песне)
1. Серьезно с вами мы сегодня говорили
О том, чтоб вы всегда здоровы были,
2. Дружи со спортом,
развивай свои таланты!
4. Что ждет нас впереди?
Ответ нам ясен
Песня «Ты-человек,ты и сильный,и смелый»
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ»
самое святое из всех святых дел»
Святитель Феофан Затворник
Цель классного часа: формирование духовных, социальных ценностей, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры.
Ход классного часа
. Теоретический блок
Лекция «Духовно-нравственное воспитание молодежи»
«Чем раньше человечество поймет, что нравственность это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей человеческой цивилизации, тем лучше, если это поймет наша молодежь мы будем самыми сильными, потому что сила нации в силе духа».
Святейший Патриарх Кирилл
К. Д. Ушинский писал: имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически
А. Н. Острогорский писал: «Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».
заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраста и условия жизни.
Необходимо отметить, что процесс длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в – сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.
на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!».
И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что – все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от , – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете».
происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.
воспитание предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.
. Практический блок
Напишите какими качествами должен обладать воспитанный человек.
Обсуждение выполненного задания.
Напишите какие ценности вы знаете.
Обсуждение выполненного задания .
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30,
Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.
Удачная женитьба или замужество.
Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.
Вовлечение в общественную деятельность.
Красивые машины, одежда, дом и т.д.
Времяпрепровождение в кругу семьи.
Несколько близких друзей.
Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.
Медитация, размышления, молитвы и т.д.
Здоровая сбалансированная диета.
Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование и т.п.
Обработка и интерпретация результатов. Распределите баллы согласно таблице. Подсчитайте количество баллов. Чем выше итоговое количество баллов, тем большую значимость представляет для вас ценность. При этом, чем ближе друг к другу баллы, тем более разносторонним человеком вы являетесь.
Обработка и интерпретация результатов диагностики. Анализ результатов диагностики.
Духовная литература в моей жизни
«Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда ему служит вера»
Святитель Московский Филарет
. Заключительный блок
Рефлексивная технология «Мои впечатления»
(автор О. Л. Гончарова)
подведения итогов занятия, рефлексия.
Насколько вам было интересно?
2. Ваши впечатления
3. Какие моменты вам запомнились
4. Оценка занятия
1 2 3 4 5
5. Ваши пожелания
Подведение итогов классного часа.
Мероприятия по духовно-нравственному мероприятию
План мероприятий по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Составила Корабельникова Г. С.
Тема. « Здравствуй, человек!»
способствование становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся; формирование умения жить среди людей; способствование развитию у детей новых жизненных ценностей; развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем ; способствование повышению уровня творческой активности учащихся.
стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.
класс делится на три группы . Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ;
2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3)выучить стихи к классному часу.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Воспитатель: Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М. Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком». Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий( зачитать эпиграф).
2. Работа с понятием.
Ученик: Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова: «Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»
Воспитатель: Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?
А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК ( детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача – наполнить поле «Человек»).
Ч- честность, чуткость, честолюбие.
Е- единовластный, единодушие, единоличник.
Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.
О- обманчивый, образованный, ответственный.
В- вероломный, внимательный, воспитанный.
К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.
Почему вы выбрали не все качества? О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? ( выступление группы, оформлявшей кабинет)
3. Ученики предложили высказывания:
1. Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)
2. Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А. Ахматова)
3. Не закидывай головы: спотыкнёшься. (пословица)
4. На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)
5. Пустая бочка пуще гремит.(пословица)
Воспитатель: А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет ( можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?
Ученик: Привычки ( Татьяна Валяева)
Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,
Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,
И вот на двадцатый тебе: “Истеричка!
Совсем невозможны беседы с тобой!”
Но только сказала – и снова на крик;
Привычка – не то, что приходит, уходит
Легко, словно ветер поднялся и стих.
Движенье к привычке идёт вертикально,
К хорошей – с огромным усилием вверх,
А вниз – оступился, как будто случайно,
И дальше сползаешь без всяких помех.
И только тому, кто хоть как-то цеплялся,
На уровень прежний вернуться дано,
Но вряд ли кому удаётся подняться,
Спустившись в привычке на самое дно.
Лишь редкие лица со дна выползают,
А чаще и взгляда на верх не ведут,
От лени привычку свою оправдают
И даже достойной её назовут.
Жестокость – желаньем добиться порядка,
А ревность – особенной формой любви,
Красивая с виду, пустая накладка,
Попытка прикрыть недостатки свои.
Подмена понятий с названием новым,
И вместо падения виден успех.
Так проще, так легче – оправдывать словом,
Чем делать попытки подняться наверх.
Ученик: А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»
А что такое- сила воли?-
Уменье не кричать от боли,
Когда поломано крыло?
Уменье ждать: пока срастётся,
Потом летать- не как придётся,
А чтобы только повезло?
Но, может быть, совсем иначе?
Крича от ярости и плача,
Заставить целое крыло
Решить нелёгкую задачу:
Подняться выше неудачи.
И победить- беде назло!
4. Тренинг «Волшебные руки»(10 пальцев- 10 качеств.)
На листке выразить в баллах сформированность каждого. (индивидуально)
Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности
(от 1 до 5 баллов)
6. Любовь к людям
7. Забота о ближних
К чему ещё стремиться?
Воспитатель: «Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза. Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.
5. Работа в группах с задачами.
Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда. А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». « А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.
2. Цветок на клёне.
Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. « Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. « Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. « Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.
Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше- досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.( на решение- 3 минуты и потом обсуждение)
6Воспитатель: Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.
Давайте послушаем советы.
Ученик: Умейте управлять собою,
Во всём ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбо.,
Учитесь жизнь начать с начала.
Споткнувшись , самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору,
Себя в пути не потерять.
Не надо жаловаться всем
Ни на судьбу, ни на болезни-
Ничто не будет бесполезней
Избитых, жалких этих тем.
Не жгите сердце табаком,
И мозг вином не заливайте,
И жизнь свою не сокращайте
Воспоминаньем о плохом.
Друзей имейте- в трудный час
Они поддержат и помогут,
Не будет трудною дорога
Ни для друзей и ни для вас.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут,-
Ненастья тоже устают.
За днём несчастья- день счастливый.
8. Учитель: Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.
1. Самый лучший день- сегодня.
2. Самая большая ошибка- потеря надежды.
3. Самая большая слабость- ненависть.
4. Самый большой нарушитель спокойствия- болтун.
5. Самая нелепая черта характера- самомнение.
6. Самый опасный человек- лжец.
7. Самое большое богатства- здоровье.
8. Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.
Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается.
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти слова Ф. Абрама должны стать девизом каждого человека.
8. Рефлексия:отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора:
а) синий цвет холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере сейчас;
б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;
в)красный цвет( жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.
Примерный перечень классных часов “Духовно-нравственная культура”
Начальное общее образование
Примерный перечень классных часов
сундука»: традиции и
«Делу время – потехе час»:
Я иду на урок
Эмоции и чувства
«Друг ты мне или не
«Мы в ответе за тех,
Воля и характер
Правила поведения в
«В человеке все должно
быть прекрасно: и лицо, и
Мир природы и
Секреты живой и
Что такое творчество?
Творческие люди России
Мир моих увлечений
«Все работы хороши –
выбирай на вкус»
Город мастеров (о городах
России, славящихся своими
Человек труда (об
Традиции воспитания у
разных народов России
Быт семьи в деревне и
Семейные обряды и
«Кем быть?»: карта
профессий моей семьи
«Есть такая профессия
– Родину защищать»
Мое фамильное древо
Роль семьи в
жизни человека и
Семья и общество
уважение в семье
Слово как поступок
добро» (забота о
Календарь добрых дел
Когда моим близким
В любви мелочей не
Как я забочусь о своих
История моей фамилии
Во что играли наши
На кого я хочу быть
Моя роль в семье
Девиз и герб моей семьи
«Мир моему дому»:
«Вы» и «ты»: культура
Как ладить с людьми
Российский спорт нам
есть, чем гордиться
Человек с характером
Мой кодекс чести
Лень или не лень
Расскажи мне обо мне
гордится моя страна
Моя малая Родина
Мой дом – Россия
Игры народов мира
Язык мой – друг мой
А я думаю по
Социальные роли в
Легко ли быть
Дом, в котором я живу
«Моё» и «чужое»
«Давай никогда не
«Один в поле не воин»?
Я иду в магазин:
Мои права и
Что такое закон
Человек в мире правил
«Здоровый и безопасный образ жизни»
человека от состояния
Режим труда и отдыха
«На обиженных воду
Пессимист и оптимист
Разговор о совести
Доброта в нас
Правила здорового сна
Спорт всему голова:
спорта в моей семье
Я – пешеход: правила
современные и не
В здоровом теле
Интернет на пользу
Опасные ситуации в
поведения при ЧС
Полезная информация о
Внеклассное мероприятие: «Духовно – нравственное воспитание у учащихся.»
ГУ «Садчиковская С. Ш.»
Это мероприятие поможет формировать качества, от которых зависит культура поведения; раскрыть понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Быть по-настоящему добрым – порой трудно. Человек должен учиться анализировать свои поступки.
Цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, формировать нравственные качества личности младшего школьника
– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
– умение видеть красоту в простом и обыденном;
– умение дарить тепло и доброту;
– способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
– развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;
– воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:
а) игровые (технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы;
б) коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Использование данных технологий требует реализации педагогической модели:
“Знаю, но не все – хотел бы узнать – узнал”
– игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
– Добрый день, ребята!
– Добрый день, наши дорогие родители, гости!
Слово это серьезное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Теплота и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
– Это все хорошее, доброе, красивое.
– «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
– Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)
-Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.
– Добрый человек любит природу и бережёт её.
– Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
– Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми
Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.
Учитель: Ребята, а пословицы о доброте вы знаете?
В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Молодцы! Как вы много знаете пословиц о доброте.
Учитель: Научиться по – настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нём человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Игра « Комплимент».
– Сейчас мы с вами сыграем в простую игру. У меня в руках игрушка. Я передаю ее стоящему рядом. При этом я называю того по имени и говорю ему что – то приятное комплимент), следующий должен сделать тоже самое.
Учитель: Вот видите, как приятно, когда к вам обращаются по имени и говорят что – то приятное. Нужно всегда так поступать в жизни.
А теперь давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. ( Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. ( Женя из « Цветик- семицветик» Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.
Чем же отличаются эти сказочные хорошему делу, мешают злому.
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
Дети читают стихи.
При встрече здороваться и говорить
– Доброе утро! Солнце и птицы!
– Доброе утро! – Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивымпусть доброе утро длится до вечера!
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Ребята, а ведь и мы с вами были участниками многих полезных и интересных дел
Ведущий. Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям.
Ты улыбкой, как солнышко брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты?
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это мама, мама, мама!
Учитель: Как хорошо, когда в доме, в школе на ваших лицах много доброты, но если существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Мне хочется предложить послушать
стихотворение Федора Абрамова «Щенок».
Брошенный, он шел туда, где люди.
И уселся возле гаража,
Мелкою прерывистою дрожью
На морозе утреннем дрожа.
Мокрый иней склеивал ресницы,
Взгляд с тоской участия просил,
Только каждый мимо проходящий
Часть надежд собачьих уносил.
Почему не кто не замечает,
Что давно не ел он ничего?
И сейчас, за ломтик хлеба
Он отдал пол жизни
Жизнь – за руку, давшую его!
И счастьем и морозом
Задохнулся, взвихривая с ног
То ему, ему призывно кто – то свистнул
Незнакомый добрый человек!
Господина будущего чуя,
Пёс бежит по снегу прямиком
Кованным кирзовым сапогом.
Взвыл щенок от нестерпимой боли
Ты привыкни, маленький калека.
Первое знакомство с человеком
В разговоре этот самый парень
Как – то о знакомом он сказал:
«Разве человек он?
– Как можно назвать поступок этого человека? (высказывания детей)
– Какой это мальчик? (высказывание детей)
– А что есть зло? (высказывание детей)
– Конечно, нельзя причинять даже самого незначительного страдания, не одному животному существу на нашей земле, не людям, ни животным. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на голод и холод. Тех людей, которые унижают и оскорбляют других, не уважают старших, которые обижают младших.
. Кто любит собак или прочих животных
И щенков беззаботных.
Кто может любить козла и осла –
Тот людям вовеки
Не сделает зла
Учитель: Ребята, вы мне сказали, что добрый человек должен быть ещё и вежливым.
– Какого человека, мы можем назвать вежливым? (высказывание детей)
– А вежливые слова вы знаете?
Игра «Вежливые слова».
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь,
Разомкнуть свои уста
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно.
Только не молчите,
Растает даже ледяная глыба
– Зазеленеет старый пень,
– Мальчик, вежливый и развитый
-Когда нас бранят за шалости,
-И во Франции, и в Дании
Игра “Вежливо — невежливо”.
Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, – отвечать – вежливо или невежливо.
• Поздороваться при встречи?
• Толкнуть и не извиниться?
• Помочь поднять упавшую вещь?
• Не снять шапку, когда заходишь в школу?
• Говорить “Спасибо” за подарок?
• Громко разговаривать?
• Поздороваться при встрече?
• Перебивать во время разговора?
• Обозвать обидным словом соседа?
• Извиниться за вынужденное опоздание?
• Уйти и не попрощаться?
• Помогать родителям?
• Не уступить место старшим в автобусе?
• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
На сцене появляются два ученика, читают как диалог
стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».
С виду мы не очень схожи:Петька толстый, я худой
Учитель: Вот какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами?
. Учитель: Но не всегда только слова должны быть добрыми.
Поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни мне, ни вашим родителям, ни друзьям. Неприятно смотреть, когда друзья ссорятся, когда человек хвалит себя, зазнается.
Стихотворение «Два друга» (читают заранее подготовленные дети)
Побил меня Гуляев Коля:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери.
Ничком свалился на кровать.
А я когда-то в дружбу верил!
Но больше дружбы не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Ах, Колька. Колька, что ж ты это?
Такую дружбу не сберег?
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так не смело
Вошел с поникшей головой:
-Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: – Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь!
– Ребята, а что такое дружба? (высказывание детей)
Это совесть чистая
И душа открытая
Так считают исстари.
Дружба – это равенство
А дружить без равенства
Никому не нравится.
Если станет туго
То во всём, как на себя,
Положись на друга.
Вместе верные друзья
Могут сдвинуть горы.
Это счастье дети
Это небо чистое
Мир на всей планете!
Учитель: Ребята, посмотрите ведь добро и зло они всегда рядом. Но добро всегда побеждает зло, а сейчас мы послушаем
стихотворение «Давайте будем дружить»
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться
Чтоб нас любили
И зверь и птица
И доверяли, повсюду нам
Как самым верным
Давайте будем, беречь планету,
Во всей вселенной
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Если учишься на «5»
Дисциплина – тоже.
То могу тебе сказать:
Лучше быть не может!
Если ты трепач и лгун,
И большой пройдоха,
То сказать тебе могу:
Это очень плохо!
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил, –
Каждый скажет это!
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет.
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Ты – культурный человек,
Если ты как дикий зверь.
Сразу лезешь драться.
Не достоин ты, поверь,
Если ты пригрел кота,
кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – в 40 раз
Ты собаки хуже!
Уважай людей вокруг:
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Если ты среди ребят,
Одинок, как в море,
Только ты и виноват
В этом горьком горе.
А мы сейчас с вами послушаем частушки и подумаем, нет ли среди вас таких ребят.
Про дела свои ребячьи
Пропоём мы вам в стихах
Все расскажем без утайки,
Все воскликните вы: « Ах!»
За меня ребята бьются,
Как драчливы петухи.
Написали бы мне лучше
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
– Извините тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
– Ух, народу сколько тут!
Занимай места ребята,
А то бабушки займут.
Я девчонка боевая
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить
Только «Здравствуй» и «Спасибо»
Не умеет говорить.
Говорит лентяйке мать:
– Убери свою кровать!
– Я бы мама убрала,
Только я ещё мала.
Ох, частушки хороши,
Их поём от всей души.
Но вы тоже не зевайте,
А смелее подпевайте.
От души мы вам пропели
Мы нисколько не устали –
Жалко ваши ушки
– Ну, так что есть среди вас такие ребята?
«Спешите делать добро!»
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта – она от века
Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.
– Давайте закончим наше внеклассное занятие песней, которая так и называется:
А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.