В статье рассказывается:
Профессиональное развитие личности является необходимым условием для карьерного роста современного человека. Грамотный HR-менеджер обращает внимание на этот критерий при оценке персонала, ведь высшее образование – всего лишь старт в работе. Все дальнейшие навыки приобретаются в процессе и только теми, кто действительно заботится о саморазвитии.
Важно понимать, что на данном пути никак не получится обойтись без определенных преград. Если человек способен рассматривать свои ошибки как важный опыт, он сможет использовать его в дальнейшей карьере. Более подробно о профессиональном развитии личности мы поговорим далее.
5 основных этапов профессионального развития личности
В соответствии с периодизацией Сьюпера трудовой путь человека можно условно разделить на несколько этапов. Пик профессионального подъема приходится примерно на сорок лет, до этого человек проходит еще пять этапов на пути становления.
Используя данные этого исследования можно оценить, на каком этапе профессионального развития сейчас находится личность.
Профессиональное развитие личности – это один из важных критериев оценки персонала. Качественное образование дает старт карьере, но ценен именно тот сотрудник, который постоянно стремится к совершенствованию своих способностей. По сути, такого специалиста можно с уверенностью назвать ресурсом компании.
Профессиональное развитие личности происходит постепенно, и на этом пути не обойтись без определенных преград. Если человек способен рассматривать свои ошибки как важный опыт, он сможет использовать его в дальнейшей карьере. Более подробнее о профессиональном развитии личности мы поговорим далее.
Уча, мы сами учимся.
В «Толковом словаре русского языка»
С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой даны следующие
понятия: профессионал – человек,
который занимается чем-нибудь
профессионально (в отличие от любителя),
настоящий профессионал – человек,
который работает высоко профессионально,
профессионализм – хорошее
владение своей профессией, профессиональный
– занимающийся чем-нибудь как профессией,
а также являющийся профессией. Профессионал
полностью отвечает требованиям данного
производства, данной области деятельности,
профессия – основной род занятий,
трудовой деятельности.
Подструктурой профессионала является
профессиональная компетентность. В
толковых словарях компетентность
определяют как осведомленность,
эрудированность. Под профессиональной
компетентностью понимают совокупность
профессиональных знаний, умений, а также
способы выполнения профессиональной
деятельности. Основными компонентами
профессиональной компетентности
являются:
• социально-правовая компетентность
– знания и умения в области взаимодействия
с общественными институтами и людьми,
а также владение приемами
профессионального общения и поведения;
• специальная компетентность –
подготовленность к самостоятельному
выполнению конкретных видов деятельности,
умение решать типовые профессиональные
задачи и оценивать результаты своего
труда, способность самостоятельно
приобретать новые знания и умения по
специальности;
• персональная компетентность –
способность к постоянному профессиональному
росту и повышению квалификации, а также
реализации себя в профессиональном
труде;
• аутокомпетентность – адекватное
представление о своих социально-профессиональных
характеристиках и владение технологиями
преодоления профессиональных деструкций.
Э. Ф. Зеер выделяет еще один вид компетентности
– экстремальную профессиональную
компетентность, т.е. способность
действовать во внезапно усложнившихся
условиях, при авариях, нарушениях
технологических процессов.
Т. В. Кудрявцев выделяет следующие
стадии профессионального становления
личности: возникновение и формирование
профессиональных намерений;
профессиональное обучение; активное
освоение профессии и нахождение себя
в производственном коллективе; полная
реализация личности в профессиональном
труде. Психологи предлагают иную
периодизацию профессионального
становления, выделяя следующие этапы:
1) оптации (12 – 17 лет), т. е. подготовки к
сознательному выбору профессионального
пути;
2) профессионального обучения (16
– 23 года);
3) развития профессионализма (от
23 лет до пенсионного возраста), т. е.
вхождения в систему межличностных
отношений в профессиональных общностях
и дальнейшего развития субъекта
деятельности (Е. А. Климов).
В поздней периодизации жизненного пути
профессионала Е. А. Климов предлагает
более подробную группировку фаз:
1) оптация – период выбора
профессии в учебно-профессиональ-ном
заведении;
2) адаптация – вхождение в профессию
и привыкание к ней;
3) фаза интернала – приобретение
профессионального опыта;
4) мастерство – квалифицированное
выполнение трудовой деятельности;
5) фаза авторитета – достижение
профессионалом высокой квали-фикации;
6) наставничество – передача
профессионалом своего опыта.
А. К. Маркова выделила пять уровней,
которые включают в себя девять этапов
становления профессионала.
1. Допрофессионализм включает этап
первичного ознакомления с профессией.
2. Профессионализм состоит из трех
этапов: адаптации к профессии,
самоактуализации в ней и свободного
владения профессией в форме мастерства.
3. Суперпрофессионализм также состоит
из трех этапов: свободного владения
профессией в форме творчества, овладения
рядом смежных профессий, творческого
самопроектирования себя как личности.
4. Непрофессионализм – выполнение
труда по профессионально искаженным
нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм – завершение
профессиональной деятельности.
В психологии труда компетентность часто
отождествляется с профессионализмом.
Но профессионализм как высший уровень
выполнения деятельности обеспечивается
помимо компетентности также профессиональной
направленностью и профессионально
важными способностями. Исследование
функционального развития профессиональной
компетентности показало, что на начальных
стадиях профессионального становления
специалиста имеет место относительная
автономность этого процесса, а на
стадии самостоятельного выполнения
профессиональной деятельности
компетентность все более объединяется
с профессионально важными качествами.
Основными уровнями профессиональной
компетентности субъекта деятельности
становятся обученность, профессиональная
подготовленность, профессиональный
опыт и профессионализм. Анализ
профессиональной деятельности позволяет
говорить о наличии трех уровней
компетентности – общекультурной
компетентности (уровня
образованности, достаточного для
самореализации личности, ориентации в
культурном пространстве, основанного
на общении как особой форме деятельности,
обеспечивающей практическое и духовное
единение людей и позволяющей оценивать
конкретные явления кульры); методологической
компетентности (уровень
образованности, достаточный для
самостоятельного творческого решения
мировоззренческих и исследовательских
задач теоретического или прикладного
характера в разных сферах жизнедеятельности);
допрофессиональной
компетентности (уровня
образованности, достаточного для
получения после завершения общего
образования профессионального образования
в избранной области). Можно предположить,
что имеет место и профессиональная
компетентность.
Модель конкурентоспособной
личности учитывает ключевые квалификации,
которые были достаточно убедительно
обоснованы в работе Э. Ф. Зеера «Психология
личностно ориентированного
профессионального образования».
Важнейшей особенностью профессионала
является способность использовать,
применять свои знания, умения и навыки,
а также обобщенные способы выполнения
действий. Эти психолого-дидактические
конструкты называются компетенциями.
Понятие «ключевые компетенции» было
введено в начале 1990-х гг. Международной
организацией труда в квалификационные
требования к специалистам в системе
последипломного образования, повышения
квалификации и переподготовки
управленческих кадров. В середине
1990-х гг. это понятие уже начинает
определять требования к подготовке
специалистов в профессиональной школе.
Компетенция рассматривается как общая
способность специалиста мобилизовать
в профессиональной деятельности свои
знания, умения, а также обобщенные
способы выполнения действий.
Приведем пять ключевых компетенций,
которым придается особое значение в
профессиональном образовании стран
Европейского сообщества:
Иные подходы к профессиональному развитию личности
Рассмотрим подробнее еще одну шкалу развития профессионализма, отражающую то, как меняются убеждения, приобретаются трудовые навыки, растет мастерство в течение жизни человека.
Этапы профессионального пути по Е. Климову
Целостный образ личности формируется в процессе создания особых системных взаимоотношений. Е.А. Климов выделяет несколько основных стадий профессионального становления, отражающих единство жизненного пути и системные отношения, характеризующие индивидуальную личность.
Всего за 1 час получи 1 000 000 кВт энергии на ближайшие 168 часов
для жизни в Потоке
Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 14 октября 10:00
Введи e-mail, на который придет приглашение:
Кризисные моменты, выделяемые при возрастной периодизации жизни человека, отчасти накладываются на кризисы профессионального становления. Нельзя не заметить такое совпадение, анализируя нормативные кризисы взрослых людей. Например, время первого кризиса взрослой жизни приходится на годы раннего взросления и сопряжено с решением задач проявления самостоятельности и отделения от родительской семьи.
Одновременно с этим процессом начинается самостоятельная профессиональная деятельность, то есть это кризисный момент зарождения будущего специалиста.
Период подразумевает проблемы адаптации к жесткому рабочему графику, стресс из-за неуверенности в себе, необходимости освоения практических навыков, знакомых в теории, привыкания к коллективу, соблюдению субординации и прочего.
По окончании периода адаптации молодой специалист, достаточно освоившийся на рабочем месте, может рассчитывать на прибавку к жалованию, повышение в должности или получение новых интересных предложений.
Если перспективы не просматриваются и после 4-х или 5-ти лет, проведенных на работе, возникает ощущение неудовлетворенности собой, профессией, коллективом, апатия, снижение работоспособности, в дальнейшем это может привести к еще более тяжелому в эмоциональном плане нормативному кризису 30-ти лет. Если говорить о профессиональном развитии личности в этот период, то здесь лейтмотивом становятся стремление подвести промежуточные итоги, дать оценку своей жизни и потребность к переменам и дальнейшему росту.
Сорокалетие знаменуется наступлением следующего нормативного кризиса, который многие воспринимают как последний шанс достичь успеха в профессиональном плане, подняться на более высокую ступень. Только преодолевая кризисы на пути становления в профессии, человек может вырасти в сильную и масштабную личность.
Профессиональное развитие личности характеризуется продолжительностью и многоплановостью, благодаря этому процессу происходит наработка навыков и умений, усвоение знаний, совершенствование мастерства. Однако у него есть негативная сторона. Ниже рассмотрим прогрессивную и регрессивную стадии.
Прогрессивная стадия становления личности в профессии. На данном этапе человек формирует внутри себя мотивацию к профессиональному развитию и систематизирует способности, знания и навыки. Ему необходимо прояснить для себя, к какой деятельности его влечет, в какой сфере он хочет и сможет развивать свои таланты, обучаться, прикладывать усилия и преодолевать трудности.
Регрессивная стадия профессионального развития личности. Наличие этой стадии указывает на негативные воздействия, которые может оказывать профессия. Влияние может быть частичным или полным. В качестве примеров негативных влияний можно привести ухудшение физического состояния, профессиональные деформации, нервные срывы или эмоциональное выгорание.
Стадии профессионального становления
Профессиональное
становление охватывает длительный
период жизни человека – 35-40 лет. Поэтому
возникает необходимость разделения
данного процесса на периоды, или стадии.
Проанализировав различные подходы к
проблеме возрастной периодизации,
Э. Ф. Зеер предлагает выделить следующие
периоды и стадии возрастного развития
человека:
1)
дошкольное детство (стадии: младенчество,
раннее детство, дошкольное детство);
2)
школьный возраст (стадии: младший
школьный возраст, отрочество, ранняя
юность);
3) ранняя взрослость
(стадия: юность);
4) взрослость
(стадии: молодость, зрелость);
Введение
в возрастную периодизацию социального
бессмертия, считает он, позволяет
рассматривать возрастные изменения
как открытый процесс. Открытость
означает динамичное равновесие
взаимодействующих параметров системы
и исключает ограниченность, замкнутость,
предельность профессионального
пространства. С позиции синергетики
открытость является исходным понятием,
объясняющим вариативность,
вероятностность, нелинейность и
необратимость профессиональной биографии
человека.
1)
допрофессионализм
– этап первичного ознакомления с
профессией;
2)
профессионализм
у нее состоит из
трех этапов:
адаптации к профессии, самоактуализации
в ней и свободного владения профессией
в форме мастерства;
3)
суперпрофессионализм
также состоит из
трех этапов:
свободное владение профессией на уровне
творчества, овладение рядом смежных
профессий, самопроектирование себя как
личности;
4)
непрофессионализм
– выполнение труда по профессионально
искаженным нормам на фоне деформации
личности;
5)
послепрофессионализм
– завершение профессиональной
деятельности.
За
рубежом широкое признание получила
периодизация Дж. Сьюпера, выделившего
пять основных этапов профессиональной
зрелости (в некоторых изданиях – от 4
до 6 этапов):
Проанализировав
различные классификации, Э. Ф. Зеер
предлагает свою периодизацию
профессионального становления личности,
выбрав в качестве оснований для нее
следующие факторы:
В результате
получилась такая картина.
Таким образом,
можно сделать следующие выводы.
2. Такие изменения
личности не могут не вызвать ее психической
напряженности, и как следствие, кризисов
ПСЛ. Но это нормативные кризисы, которые,
в отличие от ненормативных, не вызывают
заметных профессиональных деструкций.
структуры
деятельности и личности
Ценность профессионального развития личности
Стремление к профессиональному развитию – отличное качество для любого человека, который хочет быть востребованным специалистом и хорошо выполнять свои обязанности. Каких бы высот мы ни достигали, всегда есть области, в которых можно совершенствоваться, увеличивая свой багаж знаний.
Профессиональное развитие личности – это далеко не всегда про карьеристов, которые мечтают о высоких должностях и огромной зарплате. Развиваться в своем деле можно не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости, становясь незаменимым специалистом в своей области знаний.
Ценность профессионального развития личности
То есть получать новые навыки может не только начальник отдела на производстве или бизнесмен, но и сантехник, психолог, столяр и т.д. Новое образование, курсы по повышению квалификации, да и просто чтение профессиональной литературы расширяют горизонты, позволяют иначе взглянуть на свое дело, увидеть новые возможности там, где ранее они отсутствовали.
Профессиональное развитие и саморазвитие личности идут рука об руку. Любой прогресс затрагивает разные сферы жизни человека. Повышая свою квалификацию, он становится увереннее в себе, более оптимистично смотрит в будущее.
И, конечно, идет в ногу со временем. Любые знания устаревают. Невозможно всю жизнь пользоваться информацией, полученной в институте или каком-то ином учебном заведении, ведь мир не стоит на месте. Знания нужно постоянно наслаивать друг на друга: внизу база, профессиональный фундамент, а сверху слои из опыта и новых умений и навыков.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Уже скачали 23167
Занимаясь самосовершенствованием, мы приобретаем новый опыт, который помогает нам справляться со всем, что происходит в жизни. Этот опыт может быть разным, не только позитивным. Однако он в любом случае закаляет нас и дает возможность в будущем грамотно решать вопросы, на которые раньше не было ответов.
Профессиональное развитие личности – это длительный и достаточно динамичный процесс, который включает несколько стадий. Перечислим их.
Эта стадия начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом. Человек учиться познавать этот мир, взаимодействовать с ним, выделять интересные для себя направления деятельности, более плотно погружаться в них удобными для себя способами. Ребенок выбирает разные профессии и примеряет их на себя: сегодня он врач, через месяц полицейский, через год он хочет стать пожарным, а еще через несколько лет – программистом и т.д.
Примерно к 11-12 годам у человека начинают формироваться более стабильные интересы, они уже более осознаны. Конечно, говорить о выборе профессии в этом возрасте еще очень рано, однако ребенок уже может провести параллели между своими увлечениями и теми сферами деятельности, в которых их можно применить. Постепенно раскрываются индивидуальные способности и личностные особенности юного человека, приходит понимание того, что они хороши для той или иной профессии.
На этом этапе ребенок более плотно занят определением профессии, в которой он хотел бы реализовываться в будущем. Он выясняет, какие знания, умения и качества ему потребуются для этого. Это происходит примерно в 14-17 лет – период обучения в последних классах школы и выбора учебного заведения, где будет приобретаться профессиональное образование. После этого человек поступает в ВУЗ или колледж, а по его окончании приступает к трудовой деятельности.
7 стадий профессионального развития личности
В возрасте 25-30 лет происходит погружение в профессию, осознание себя в ней. Человек определяется, правильный ли выбор он сделал. Кто-то получает подтверждение того, что текущая работа помогает раскрыть собственный потенциал и реализоваться как профессионал. Другой чувствует, что выбранная деятельность совсем не приносит ему приятных эмоций. Во втором случае человек либо продолжает оставаться в нелюбимой профессиональной сфере, либо уходит из нее в поисках чего-то нового.
На этом этапе человек закрепляется в определенной профессиональной роли и статусе. Он чувствует себя на своем месте, имеет желание работать и замотивирован на успех. Обычно это происходит в возрасте от 30 до 50 лет.
Эта стадия характеризуется стремлением человека к повышению своего профессионализма. Нередко это сопряжено с карьерным ростом, серьезными достижениями на работе. Человек занимается повышением квалификации, приобретает новые знания и умения, хочет стать лучшим в своем деле.
Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 08 октября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Есть и другая сторона медали – псевдопрофессионализм. И это настоящая проблема. Профессиональное развитие личности предполагает высокую эффективность труда, именно для этого человек и получает новые знания. Однако деятельность некоторых работников оказывается неэффективной, несмотря на все трудозатраты. Это может быть обусловлено разными причинами: низкой квалификацией, отсутствием нужных знаний, применением устаревших методов работы, нежеланием развиваться и совершенствоваться, зацикленностью на трудовой деятельности и т.д.
Это этап, когда человек завершает свою профессиональную деятельность и уходит на пенсию. При этом он может оставаться ценным наставником и экспертом в своей области, к которому обращаются за советом молодые специалисты.
3 универсальных метода профессионального развития личности
Самообразование – важный фактор успешного освоения профессиональных знаний. Человеку, который мечтает стать специалистом своего дела, необходимо заниматься самостоятельно, чтобы более глубоко и досконально изучить предмет. В этом помогут сила воли и дисциплина.
Всестороннее развитие личности способствует профессиональному и карьерному росту. Чтобы достичь успеха, человек должен вырабатывать уверенность в себе, настойчивость, самодисциплину и ответственность. Внутренние изменения приведут к положительным преобразованиям вовне.
Молодому специалисту придется много трудиться, прикладывать усилия, развивать скрытые способности, осваивать новые техники, включая методы управления, чтобы его заметили и предложили занять более высокую должность.
Профессиональные деформации и выгорание как побочное явление
Профессиональное развитие личности как процесс не всегда стабильный и может носить и нисходящий характер. Негативно на него могут влиять такие явления, как профессиональная деформация или психическое выгорание.
Только до 12.10
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300
Профессиональной деформацией называют изменения личности, которые вызваны профессиональной деятельностью человека. Как правило, они имеют стойкий характер и распространяются на все стороны физической и психической организации человека. В основном профессиональная деформация рассматривается в негативном ключе – как явление, которое затрудняет человеку общение с окружающими и даже снижает эффективность его труда.
Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику, негативные изменения начинают медленно, но верно закрепляться как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Поначалу это только временные негативные психические состояния, затем они начинают вытеснять положительные качества. Негативные качества полностью замещают собой позитивные, личность как бы выстраивается заново, искажается, деформируется.
Профессиональная деформация затрагивает разные стороны личности: мотивационную, когнитивную, эмоциональную. В итоге у человека могут появиться специфические установки и представления. Кроме того, нередко возникают даже новые черты личности. Допустим, если деформация проявилась в мотивационной сфере, человек становится невероятно увлеченным своей профессией в ущерб другим сферам своей жизни.
Если деформацией затронута познавательная сфера, это нередко результат очень узкой специализации в какой-либо области профессии. В этом случае человек интересуется только теми вопросами, которые могут помочь ему в работе, вывести на новый профессиональный уровень, облегчить выполнение задач. При этом он может совершенно ничего не знать о том, что выходит за рамки его профессиональных компетенций.
Иначе этот тип деформации может проявиться в появлении профессиональных стереотипов и установок, основанных на имеющихся знаниях и умениях. Они становятся неотъемлемой частью человеческой личности, это автоматизм, который работает из подсознания. Такие установки и стереотипы могут негативно влиять на человека из-за его упрощенного подхода к решению проблем. Нередко он думает, что имеющийся уровень знаний достаточен для эффективной деятельности, а в реальности это не так.
Непрерывное профессиональное развитие и самореализация личности могут иметь негативные последствия вроде психического выгорания. Оно затрагивает личность полностью, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Рассмотрим основные характеристики этого феномена.
Результатом психического выгорания становятся эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений. Человек оказывается полностью опустошен, он чувствует усталость от профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в циничном отношение к работе и объектам своего труда.
Часто это можно наблюдать у работников социальной и медицинской сферы, которые теряют гуманность по отношению к клиентам и пациентам. Редукция профессиональных достижений выражается в появлении у человека чувства собственной некомпетентности, непрофессионализма и неуспешности.
Феномен связан именно с профессиональной деятельностью человека и чаще всего проявляется в работе с людьми и оказанием им помощи. Выгорание плохо влияет на работника, мешая ему взаимодействовать с клиентами и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.
Феномен психического выгорания
К сожалению, данный феномен является необратимым. Единственное, что можно сделать – это затормозить развитие процесса. Благодаря отдыху и временному отходу от дел его прогрессирование прекращается, однако после возобновления трудовой деятельности в прежнем объеме все возвращается на круги своя.
Люди выгорают по причине напряженных отношений с клиентами. Работая в социальной сфере, человек становится приёмником проблем большого количества людей, он впитывает эту негативную энергию, которая постепенно замещает позитивный настрой.
Необходимость профессионального развития личности
Народная мудрость гласит: «Век живи – век учись!». Эти слова вполне применимы к процессу развития личности в конкретной профессии. Обретение желанной работы стимулирует человека к улучшению профессиональных навыков. Этой цели служат всевозможные обучающие программы, курсы повышения квалификации и самообразование. Кроме того, многолетняя деятельность способствует накапливанию опыта и влияет на выбор потенциального работодателя в пользу вашей кандидатуры.
Тема профессионального развития личности будет полезна людям, которые желают достичь успеха в своей деятельности, даже если их не привлекают высокие должности, но они всерьез заинтересованы в повышении своего профессионализма.
Человек обладает естественным желанием развиваться в той деятельности, которой занимается, и неважно, работает он учителем или водопроводчиком. Если прогресса не наблюдается, профессионализм не растет, то возникает вопрос, а что он вообще делает в рабочее время.
Профессиональное развитие происходит одновременно со становлением личности в целом, улучшением ее качеств, способов выражения, выработки своей точки зрения. Целенаправленное продвижение по повышению профессионализма безусловно поможет поднять статус и достичь материального благосостояния. Отработав максимально базовые рабочие навыки, необходимо учиться дальше, чтобы не отставать от времени, быть в курсе новых технологий.
Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной
Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.
Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.
Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого
доступа. Скачивай и используй уже сегодня:
Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”
5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели
Руководство “Как построить здоровые отношения”
5 ошибок, которые убивают любовь
Инструкция по поиску своего предназначения
16 вопросов, которые помогут найти свое дело
Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”
7 уроков для достижения жизни Мечты
Совершенствование профессиональных навыков постепенно меняет самого человека в плане его поведения или оценки событий и действий других людей. Одни становятся более заносчивыми, скупыми и высокомерными, отделяются от окружающих, ведут себя цинично и жестко, а другие, напротив, проявляют открытость, щедрость, заботу и внимание по отношению к близким.
Очевидно, что большую часть времени мы трудимся, следовательно, выбор работы повлияет на всю дальнейшую жизнь. И какой мы хотим ее видеть, зависит только от нас.
Рекомендации по самостоятельному профессиональному развитию личности
Развитие компетенций и профессиональных навыков целиком зависит от количества и качества приложенных человеком сил. Здесь необходимо помнить, что только правильные действия могут привести к хорошему результату, а не к эмоциональному выгоранию и профессиональным деформациям. При выборе деятельности нужно действовать благоразумно и реально подойти к оценке своих психологических особенностей. Будущая профессия может казаться привлекательной и перспективной, однако человек не должен ради нее полностью менять свой характер, тем более приобретать негативные качества.
Теперь поговорим о профессиональном развитии личности в коллективе. Процесс должен протекать постепенно и органично. Вам пригодятся следующие советы:
Мы разобрали множество факторов, которые влияют на профессиональный рост личности. Но в первую очередь стимулом к развитию является заинтересованность в своем деле, увлеченность им. Без внутренней мотивации невозможно достичь успеха, сколько ни учись. Также многих подталкивает к развитию наличие соперничества. Желание опередить конкурентов заставляет двигаться к новым высотам и преодолевать любые трудности.
Компетентность и профессиональное развитие личности являются результатом человеческих стремлений и усилий. Однако важно знать, как правильно действовать, чтобы получить хороший результат и не пасть жертвой выгорания или профессиональной деформации. Нужно здраво оценивать собственные психологические особенности, выбирая профессию. Работа, какой бы интересной она ни была, не должна в корне менять человеческую личность (тем более в негативном ключе).
Профессиональное развитие личности в организации должно быть плавным и органичным. Вот несколько советов работникам.
Существуют разные факторы, влияющие на профессиональное развитие личности. Однако одним из основных можно назвать неподдельный интерес к своей работе. Без него можно бесконечно учиться, но не иметь при этом больших достижений. Кроме того, для многих толчком к собственному развитию становится соперничество. Это тот моторчик, который двигает их к покорению новых карьерных высот.