ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И 1 2 ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Развитие личности в первую очередь рассматривается как социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие человека. Личность развивается посредством включения ее в систему общественных отношений.

Подростковый возраст в отечественной психологической наук рассматривается как граница между детством и взрослостью, которая связана с участием человека в общественной жизни и деятельности. Границы подросткового возраста – это 11-17 лет, то есть практически полностью совпадают с периодом получения среднего образования в школе. Д.Б. Эльконин подростковый возраст разделяет на два периода – средний и старший. В среднем подростковом возрасте (от 11 до 15 лет) в качестве ведущей деятельности выступает общение в системе общественных отношений и общественно полезной деятельности. В старшем подростковом возрасте (период ранней юности) (15-17 лет) в качестве ведущей деятельности выступает учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у подростков формируются познавательные предпочтения, жизненные планы и формируются нравственные идеалы.

Особенное положение данного возраста отражается также в его названиях – это возраст «критический». «переломный», а также «трудный». В данном возрасте фиксируется значимость происходящих в данном периоде процессов развития, которые теснейшим образом связаны с двумя жизненными этапами детством и отрочеством. Переход от детства к взрослости может рассматриваться как основное содержание и специфические отличие всех сторон развития в данном возрастном периоде – нравственном, умственном, социально, а также физическо. В рамках данных направлений осуществляется формирование качественно новых образований личности – формируются элементы взрослости как результаты перестройки отношения со сверстниками, взрослыми, а также способам социального взаимодействия.

В качестве специфической особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте выступает наличие достаточно сложившегося коллектива сверстников, в котором подростки пытаются занять определенное социальное положение и социальный статус. В качестве типичной потребности подростков выступает получение признания со стороны сверстников, что формирует выраженную потребность как можно лучше соответствовать требованиям группы. Таким образом в качестве значимого фактора развития личности в подростковом возрасте выступает требования коллектива, а также его мнение.

Практически каждый подросток в переходном возрасте сталкивается с множеством разного рода трудностей и сложностей, он пытается найти себя в различных видах деятельности.  В качестве важнейшего приобретения подросткового возраста выступает открытие подростком собственного внутреннего мира.

Физический мир для подростка – это одна из возможностей субъективного опыта, в качестве сосредоточения которого выступает сам подросток. Обретая способности погружаться в себя, а также получать удовольствие от собственных переживаний, подросток открывает для себя новый мир чувств и эмоций, он начинает осмысливать самого себя, а также собственные эмоциональные проявления не только как результат внешних событий, но также как и состояние собственного «Я» .

В целях определения особенностей ценностных ориентаций старшего подросткового возраста можно выделить психологические особенности данного возрастного периода (таблица).

Психофизиологические особенности подросткового возраста

Первый из указанных моментов связывается с внутренними физиологическими и гормональными преобразованиями, которые влекут за собой изменения тела, неосознаваемое половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

В качестве второго момента может рассматриваться окончание детства, а также переход в мир взрослых. Данный момент может быть связан с тем, что у подростка развивается критическое рефлексирующее мышление в рассудочной форме.

Практически каждый подросток в процессе переходного возраста сталкивается с множеством трудностей, он пытается найти себя. В качестве ценнейшего психологического приобретения подросткового возраста выступает открытие своего внутреннего мира, именно в данном периоде возникают проблемы самосознания, а также самоопределения.

Подростковый возраст – это время жизни, когда осуществляется формирование норм, а также способностей общения с другими людьми, а также с самим собой. Ценности добра, равенства, справедливости, ума понимаются подростком конкретно и применяются в отношении со сверстниками и взрослыми, а также в отношении с самим собой.

Общение выступает как особый вид деятельности, в рамках которой осуществляется поиск близких друзей, а также установление с ним доверительных взаимоотношений. Как подросток умеет общаться, как он стремится к общению и посредством каких мотивов данная деятельность осуществляется, а также какие условия влияют на его общительность – все оказывает влияние на внутренний мир ребенка, содействует его успешности или же наоборот, приводит к одиночеству, а также переживанию неудачи в деятельности.

Еще одной характеристикой, которая относится к подростковому возрасту и имеет большое значение, это то отношение, которое подросток придает своей внешности, причем эталоны красоты зачастую являются завышенными и нереалистичными. С процессом взросления человек привыкает к собственной внешности, принимает ее и стабилизует уровень собственных притязаний относительно внешности. На первый план выступают также иные свойства личности – его умственные способности, моральные и волевые качества, от которых зависит успешность деятельности подростка и его отношений с окружающими его людьми.

Таким образом, можно говорить о том, что подростковый возраст можно рассматривать как сенситивный период жизни для формирования и развития личности – это период психофизиологических изменений. В данном возрасте особенную значимость имеет процесс формирования и развития ценностных ориентаций личности, мировоззрения подростка, нравственных и моральных представлений и норм поведения, а также положительного отношения к другим людям и миру в целом.

То,
что каждому возрасту соответствует свой
уровень  физического, психического
и социального развития, общеизвестно
и не требует особых доказательств.
Возрастные особенности – это наиболее
характерные для каждого возрастного
периода детей и учащихся  особенности
их физического, психического и социального
развития.

Множественность
схем возрастной периодизации отражает
объективный факт многомерности 
и многовариантности  человеческого
развития, включающего в себя и онтогенез,
и социализацию, и творческий жизненный
поиск. До некоторой степени их можно
как-то усреднить, сказав, что переход
от детства к зрелости охватывает в целом
возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на
три этапа: подростковый возраст (от
11-12 до 14-15 лет), ранняя юность (от 14-15 до
18 лет) и третий период, от 18 до 23-25 лет,
который можно условно назвать поздней
юностью или началом взрослости (В. И.
Андреев, 1996).

Подростковый,
отроческий возраст  является переходным
прежде всего в биологическом смысле,
поскольку это возраст полового созревания,
параллельно которому достигают в
основном зрелости и другие биологические
системы организма. В социальном плане
подростковая фаза – продолжение
первичной социализации. Все подростки
этого возраста – школьники, находящиеся
на иждивении родителей или государства.
Социальный статус подростка мало чем
отличается от детского. Психологически
этот возраст крайне противоречив. Для
него характерны максимальные диспропорции
в уровне и темпах развития.
Подростковое чувство взрослости –
главным образом новый уровень притязаний,
предвосхищающий положение, которого
подросток фактически еще не достиг.
Отсюда – типичные возрастные конфликты
и их преломление в самосознании подростка.
В целом это период завершения детства
и начала “вырастания” из него.

Известно,
что в области человеческого 
развития прослеживаются следующие 
закономерности:

– отдельные стороны,
компоненты психики  и даже органы
человеческого тела развиваются относительно
друг друга  неравномерно.

– физически,
психически и социально 
человек также развивается неравномерно:
в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.

Это
побудило психологов и педагогов 
сформулировать закон неравномерности 
развития как отдельных сторон и 
свойств растущего человека, так 
и темпов его общего развития.

Вместе с тем обнаружено,
что  темп развития психики детей и 
школьников в несколько раз превышает 
темп развития психики взрослого. В 
связи с этим следует вспомнить 
известное высказывание Л. Н. Толстого
о том, что «от пятилетнего 
ребенка до меня – только один шаг, от
новорожденного до пятилетнего – страшное
расстояние, от зародыша до новорожденного
– пучина, а от существования до зародыша
отделяет уже не пучина, а непостижимость».

Кроме
того, в исследованиях С. Л.
Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А.
Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других
установлена другая закономерность,
которая в развитии человека выделяет
так называемые сензитивные периоды.
Сущность этой закономерности заключается
в следующем. Для каждого отдельного
вида психической деятельности существует
оптимальное время наиболее интенсивного
развития, которое получило
наименование сензитивного периода (В.
И. Андреев, 1996).

Так,
для интеллектуального развития
сензитивным периодом считается 
возраст до 13 лет. Это не значит,
что  после 13 лет не происходит развития
интеллектуальных способностей. Просто
после 13 лет можно считать, что лучшие
годы для интенсивного интеллектуального
развития в основном прошли. После 13 лет
человек овладевает еще очень большим
числом интеллектуальных умений, приемов,
но пик для сензитивного развития
интеллектуальных способностей уже
пройден.

Мир
подростка – это сложный 
мир ребенка и взрослого одновременно.
Развитие органов идет быстро и крайне
неравномерно. Движения подростка плохо 
скоординированы, порывисты, угловаты.
Рост сознания и самосознания порождает
повышенное стремление к самостоятельности,
независимости, что часто проявляется
и в повышенной критичности к другим
людям.

Для
подросткового возраста характерно
стремление самоутвердиться, «что-то
значить», проявить себя самым неожиданным
образом, обратить на себя внимание любой
ценой. Многие психологи и педагоги
связывают это с кризисом полового
созревания, который часто проходит в
душевных переживаниях, в честолюбивых
устремлениях, в бурных фантазиях и
самоуверенном поведении.

Этот возраст особенно
благоприятен для педагогического стимулирования
и развития самосознания, самовоспитания.

Подростковый возраст отличается
способностью к творческому воображению 
и фантазии, точностью и глубиной
мыслительной деятельности, повышенным
интересом к любимым предметам. Наряду
с признанием отдельных для него
авторитетов, подросток всякий раз
стремится высказать свое критическое
суждение, проявить свое позитивное или
негативное отношение к происходящему.

Постепенно возрастает
логичность его суждений, обобщений и
выводов, его речь становится более
образной, выразительной и доказательной.
Понимание материала порой идет не через
конкретизацию и иллюстрацию, а через
логическое рассуждение, доказательство,
умозаключение (В. И. Крутецкий, 1965).

Активно
идет процесс социализации подростка.
В этот период происходит процесс усвоения
индивидом социального  опыта,
системы социальных связей и 
отношений. В процессе социализации
человек приобретает убеждения,.
общественно одобряемые формы
поведения, необходимые ему для нормальной
жизни в обществе. Хотя термин “социализация”
обозначает процесс, продолжающийся в
течение всей жизни (люди постоянно
учатся и улучшают свои навыки), он чаще
используется применительно к периодам
детства и юности (М. Корууэлл,. 1999).

Формируется
миропонимание подростка, вырабатываются
нравственные ориентиры, принципы
поведения, которые еще  не всегда
устойчивы, но играют решающую роль
в его поведении и поступках.

Мир
подростка – это мир романтики 
и жажды приключений. В этом возрасте
часто меняются интересы и увлечения.
Нередко подростки пытаются заниматься
в нескольких кружках сразу. Появляется
интерес к приключенческой и детективной
литературе. При чтении для подростка
главное – не внутренний мир литературного
героя, а сам сюжет, само событие.

В
подростковый возраст происходит
и крушение идеалов, что приводит
к замкнутости, отчужденности, резкой
смене настроения и вспышкам гнева.
Благородные порывы подростков часто 
остаются непонятыми взрослыми. Более 
того, лицемерие и явная ложь взрослых
не остаются бесследными для неокрепшей,
легко ранимой души подростка.

Поскольку
в подростковом возрасте сила и смелость
особенно высоко ценятся, то
они тянутся к лидерам, которые 
обладают этими качествами.
Притягательными  в этом возрасте
могут быть и явные хулиганы, которые
«ничего не боятся», которым «все можно».
Попадая под их влияние, подростки быстро
«осваивают» их приемы жестокости и
аморального поведения. Именно в этом
возрасте подростки втягиваются в
референтные группы и в так называемые
группировки, а затем попадают в среду
правонарушителей. Девочки в этом возрасте
также очень быстро могут попасть под
влияние мнимых кумиров и ложных идеалов.
Некоторые девочки-подростки не особенно
осуждают проституцию и даже гордятся
своими знакомствами с более взрослыми
ребятами из местных группировок и
правонарушителями.

В
период подросткового  возраста
возникает и масса других проблем.
Чаще всего они бывают связаны 
с инфантилизмом, безразличием ко
всему  тому, что предлагают учителя,
родители.

Однако уже к концу 
подросткового возраста у многих
возникает проблема выбора профессии.
Большинство подростков решает вопрос,
продолжить ли учебу в школе или поступить
в профессиональное училище, профильный
класс лицея и т.д., делают это глубоко
осмысленно, с учетом своих возможностей
и способностей.

Индивидуальные
особенности – это совокупность
моральных, интеллектуальных, волевых,
эмоциональных и других качеств личности,
которые заметно отличают одного человека
от другого.

Поскольку
в развитии человека проявляются 
общие и особенные качества, то
родителям и учителям приходится
больше внимания уделять тем особенностям,
которые характеризуют индивидуальность,
своеобразие черт личности подростка.

Разрабатывая свою
систему воспитания личности
в коллективе, 
А. С. Макаренко
писал: «Я увидел, что должна быть и общая
программа, «стандартная», и индивидуальный
корректив в ней».

А.
С. Макаренко часто подчеркивал,
что такие качества и привычки,
как аккуратность, точность, быстрота
ориентировки не нужно воспитывать 
при помощи «индивидуальной обработки».
А вот для других более значимых
личностных качеств требуется индивидуальный
подход.

Очень
важно учитывать темп деятельности,
так как одни подростки все 
делают быстро, а другие медленно.

Учащиеся даже
одного возраста очень  отличаются
по уровню интеллектуального  развития,
наблюдательности, памяти, воображению,
интересам, склонностям, творческим
способностям.

В
индивидуальном подходе особо 
нуждаются «трудные» и творчески 
одаренные подростки. Рассмотрим
более  детально проблемы, связанные с теми
учащимися, кого мы называем «трудными 
подростками».

Есть немало
ученых и педагогов, которые оспаривают
правомерность использования терминов
«трудные подростки», «трудные учащиеся»,
«трудные дети». Но сама жизнь, сама
педагогическая практика показывают,
что за этими терминами стоит вполне
конкретная реальность – реальные
подростки, учащиеся, дети, главная
проблема которых в том, что они трудны
для понимания, обучения и воспитания.

Если обобщить
сведения по имеющейся 
психолого-педагогической литературе
и соотнести полученные материалы 
с реальной педагогической практикой,
то в категорию трудных входят подростки:
трудные для понимания; не предсказуемые
в поведении; с задержкой в развитии
отдельных личностных качеств и
способностей, а потому трудно обучаемые;
с низкой или даже отрицательной мотивацией
к обучению; с повышенной конфликтностью;
с вредными привычками; систематически
нарушающие общую дисциплину; психологически
несовместимые с учителем; склонные к
правонарушениям или уже совершившие
правонарушения; склонные к алкоголю,
наркомании, проституции и др.

Дело в том,
что трудные подростки не являются
таковыми изначально. Они становятся
трудными в ситуациях, когда учитель не
находит сразу ответ на вопрос: как
поступить, как действовать, как обучать
и воспитывать? Но это не говорит о том,
что нет выхода. Это всего лишь обозначает,
что с таким учащимся трудно, для него
не подходят простые варианты педагогических
решений.

Будучи великолепным
практическим психологом, А. С.
Макаренко предупреждал,
что нет необходимости специального
сбора данных и изучения воспитанников.
Знание о воспитанниках должно прийти
к воспитателю не в результате оторванного
от живой практики изучения, а в процессе
трудной совместной работы с ним, а
главное в процессе активной помощи
ребенку.

Значительные трудности у родителей 
и педагогов возникают в связи 
с кризисами развития в период взросления
подростка. Кризисы и кризисные явления
в период взросления создают много
дополнительных трудностей для воспитания,
так как служат причиной отклонения
поведения и личностных нарушений
обычного поведения. Более того, на фоне
трудностей созревания и развития в
подростковом возрасте наблюдаются не
только отклонения от нормы, но в
экстремальных ситуациях можно
констатировать и психологические
заболевания.

Термин «кризисы
периода взросления»  не означает
определенного диагноза, а объединяет
очень различные виды поведения и
переживаний, которые с точки зрения
классификации психических расстройств
могут относиться к неврозам, к личностным
нарушениям или психозам (Х. Ремишмидт,
1994).

Подростковый возраст всегда
трактуется как переходный, критический.
В социологии и других общественных
науках этому отчасти соответствует
понятие социальных переходов,
поворотных пунктов развития, радикально
изменяющих положение, статус или
структуру деятельности индивида
(например, начало трудовой деятельности);
они нередко оформляются специальными
ритуалами, “обрядами перехода”.

Поскольку
сензитивные периоды  и социальные
переходы  часто сопровождаются
психологической напряженностью и
перестройкой, в психологии развития
существует специальное понятие возрастных
кризисов, с которыми ассоциируется
состояние более или менее выраженной
конфликтности.

Дабы подчеркнуть,
что эти состояния, какими бы
сложными и болезненными они ни
были, являются естественными,
статистически нормальными и 
преходящими, их называют нормативными
жизненными кризисами, в отличие от
ненормативных жизненных кризисов и
событий, вытекающих не из нормальной
логики развития, а из каких-то особых,
случайных обстоятельств – например,
смерть родителей (И. С. Кон, 1989).

Нормативные
жизненные кризисы и стоящие за ними
биологические или социальные изменения
– повторяющиеся, закономерные процессы.
Зная соответствующие биологические и
социальные законы, можно достаточно
точно предсказать, в каком возрасте
средний индивид данного общества будет
переживать тот или иной жизненный кризис
и каковы типичные варианты его разрешения.

Многие психологические сдвиги
– скорее результат накопления
множества  мелких событий и впечатлений 
в течение определенного периода 
времени, чем одного большого события,
причем нужно учитывать потенциальный
эффект кумулятивного взаимодействия
разных типов жизненных событий. Например,
для понимания сдвигов в образе “Я”
подростка важны не только изменения в
его телесном облике и психогормональные
процессы, но и такое, казалось бы внешнее,
случайное событие, как переход в новую
школу, поступление в вуз, вызывающие
необходимость адаптации к новому
коллективу, потребность увидеть себя
глазами новых товарищей и т.д.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГОПОДРОСТКА: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 сформировать представление родителей об особенностях развития ребенка подросткового возраста.

Оборудование: таблица “Типичные проблемы” (для работы в парах), анкета (всем участникам семинара).

Наше собрание посвящено проблемам подросткового возраста – того, в котором находятся ваши дети. Наверное, вы замечали, что почти все, даже очень хорошие, подростки время от времени возмущаются по поводу требований и ограничений со стороны родителей, причём понимая их справедливость и разумность. Давайте попробуем объяснить, почему некоторые дети вдруг неожиданно начинают “дичать”. На это есть две главные причины – зависимость подростка от родителей и его неуверенность в том, что он в силах справиться с ролью взрослого человека.

Конечно, подросток никогда не признается сам в своём желании быть зависимым. Это желание может проявиться косвенно. Например, девушка может обидеться, если её мама не бросит все свои дела и не приготовит ей платье к вечернему свиданию. Такие ситуации бывают даже с детьми, обычно сговорчивыми, дружелюбными и самостоятельными. То, что на поверхности кажется искренним стремлением ребёнка к независимости, на самом деле может оказаться нерешительностью, колебанием между этим стремлением и желанием оставаться маленьким ребёнком, о котором заботятся мама и папа.

Большинство молодых людей согласны считаться с требованиями родителей, но психологически это мешает им почувствовать себя взрослыми. Поэтому многие из них считают своим благом изоляцию от взрослого мира. Они изобретают свои стили одежды и причёсок, лихорадочно оберегают свои занятия и пристрастия, стремятся иметь своих, особых кумиров. А если это ещё и раздражает их “стариков”, то в этом они видят свои дополнительные преимущества. Некоторые подростки в поисках своего “я” впадают в растерянное состояние, у них даже может появиться чувство утраты своей былой детской индивидуальности. В таких случаях у них бывает неожиданное обращение к религии, а иногда наблюдаются серьёзные нервные срывы. Психологи подчёркивают, что некоторые подростки, не желающие быть похожими на своих родителей, но ещё не увидевшие для себя альтернативы, как бы занимают позицию полной противоположности той, которую ждут от них родители.

Задание родителям: “Работая в парах, обсудите предложенные ситуации”.

После работы в парах (особенно если обсуждение получилось эмоциональным) можно организовать групповую дискуссию по данным ситуациям или же обсудить другие, схожие, которые затронули родители, работая в парах.

То, что на поверхности кажется искренним стремлением ребенка к независимости, на самом деле оказывается нерешительностью, колебанием между этим стремлением и желанием оставаться маленьким ребенком, о котором заботятся мама и папа.

Основная черта подросткового возраста – желание, потребность чувствовать себя взрослым. Это справедливо и несправедливо одновременно.

Верно, потому что физиологически подросток за период 12–15 лет становится взрослым мужчиной или женщиной. За эти три года скачок в росте достигает 25–30 см. Вместе с изменениями костной ткани происходит вытягивание мышц, кровеносных сосудов. Поэтому подростки часто жалуются на усталость, общее недомогание, сердцебиение, даже если ничего не делали, что раздражает родителей и учителей. Кроме того, большое количество энергии тратится на физиологические изменения. При тучности ребенка энергия берется за счет сжигания жировой ткани, если нет запаса жировой ткани, то на рост тратится нервная энергия, в связи с чем подростки отличаются капризностью, агрессивностью, вспыльчивостью или, наоборот, апатичностью.

И неверно, потому что психологически подросток созревает позднее – к 18

годам. В психологическом плане быть взрослым – это значит уметь самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Подросток желает принимать решения, требует равноправия в отношениях со взрослыми, но отвечать за свои поступки он не готов – не умеет и не привык.

Для подростка взрослые могут предложить два пути перехода от чувства взрослости к настоящей взрослости.

 – конфликтный, когда подросток силой добивается признания за ним права быть взрослым, завоевывает эту позицию при сопротивлении со стороны взрослых. Этот путь ведет за собой появление бунтов против родителей и учителей, нежелание считаться с их мнением, уход из дома, формирование асоциального поведения.

 – мирный, когда взрослый сам приглашает ребенка во взрослую жизнь: уважает его желание быть взрослым, считается с его мнением, свои отказы подростку в чем-то обосновывает, свои требования подкрепляет собственным примером, помогает научиться отвечать за свои поступки, объясняет необходимость этой ответственности.

Таким образом, в воспитании подростков важно исходить из следующих положений.

Ребенок, подросток – это не маленький взрослый, готовящийся к жизни, а абсолютно полноценный человек со своим жизненным опытом, своими планами, мыслями и чувствами. Разумеется, этим человеком нужно руководить, но не превращать его в ведомого.

Очень трудно, но жизненно необходимо научить подростка быть самостоятельным и ответственным за себя и близких людей человеком. Конечно, родителям легче многое делать самим за своего ребенка: малыша удобнее покормить из ложки, ребенка 5 лет быстрее обуть и т. д. Но для роста и развития человека, личности, индивидуальности важно иметь возможность учиться, в том числе и на своих ошибках.

Благодарим вас за внимание! Для того, чтобы узнать ваше мнение о том, необходимы ли вам встречи – тематические родительские собрания, мы предлагаем вашему вниманию анкету и просим искренне ответить на несколько вопросов.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Как вы считаете, нужно ли организовывать встречи – тематические родительские собрания _____________________________.

2. Какие проблемы, наиболее актуальные для вас и ваших детей в настоящее время, вы хотели бы обсудить? (

3. Какие формы работы в ходе этих встреч вы считаете предпочтительными (отметьте знаком +

МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ СЕМИНАРА

1. Лекционный материал “Анализ особенностей подросткового возраста”.

В возрасте 11–15 лет ребенок начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются.

Как писал Л. С. Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов – натуральный и социальный. Эти процессы всегда взаимосвязаны, но не синхронны. Различны темпы физического и психического развития. Существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время. Множество вариаций касается и психики: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – совершенным ребенком. Также социальное взросление по времени не тождественно физическому. Физическое созревание подростка сегодня происходит значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошлом столетии (Д. И. Фельдштейн, 1980 г.). С социальным созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начинается и трудовая деятельность.

Социальное созревание определяется несколькими критериями. Это завершение образования, приобретение профессии, начало трудовой  деятельности, экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие. В подростковом возрасте имеет место явно выраженная тенденция развития самоутверждения и самовыражения в социально значимых видах деятельности. С одной стороны, подростки стремятся к самостоятельности, самореализации, что ведет к укреплению и утверждению стремления растущих людей участвовать в социально признаваемых и социально одобряемых, общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции. С другой стороны, эта тенденция не находит достаточного отражения в мотивах участия подростков в социально важных делах, что является следствием “ножниц”, существующих между развивающейся потребностью подростка в общественном утверждении, социальном проявлении, признании в мире взрослых и реальной ситуацией организации образовательно-воспитательного процесса, где отсутствует система полезной для других людей деятельности. В процессе специально формируемой развернутой социально полезной деятельности, участвуя в которой подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании, для усвоения социально значимых ценностей.

Учебная деятельность производит “поворот” от направленности на мир к направленности на самого себя. Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как “не о ребенке”; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая ситуация развития. Идеальная форма – то, что подросток осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, – это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание.

В переходный возраст происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами на будущее. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов.

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка. Усвоение подростком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. В этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие недостаточности нравственного опыта нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, – “самоопределение”. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом  обществе и своего назначения в жизни.

Многочисленные исследования неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с другими людьми, без их помощи. Проблемы столь важны и столь интимны, что для их решения подростку необходимо найти человека, который  понял бы его проблемы. С возрастом (от 14 к 17 годам) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Главным образом, понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия, сопереживания. Подростки находятся в постоянном ожидании общения. Это душевное состояние заставляет их активно искать общения с окружающими. Каждый новый человек привлекает к себе внимание как возможный партнер для общения. Общение в юности отличается особой доверительностью, интенсивностью, исповедностью, что накладывает отпечаток интимности и страстности на отношения, связывающие подростков с близкими им людьми. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении.

В целом в период подросткового возраста в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Можно сказать, что одним из центральных моментов здесь является смена оснований, критериев для самооценки – они смещаются “извне во внутрь”, приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей,  целостной создает условия формирования в подлинном смысле  слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и  оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т. п.

Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное “принятие себя”, “самоуважение”. Именно в ранней юности (15–17 лет) на основе выработки собственной системы ценностей  формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т. е. “оперативная самооценка” начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.

Вступление в жизнь – не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические, социальные и психологические аспекты которого  имеют свой собственный временной ритм, неодинаковый у разных людей и в разных конкретных условиях. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность – чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. Длительность подросткового периода часто зависит от конкретных условий воспитания детей, от того, настолько велик разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку и взрослому.

Учитывая смену социальной ситуации развития и внутренней позиции, уточним, какими личностными качествами должны обладать подростки 15–17 лет и что они должны уметь делать.

Первая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Современные старшие подростки должны знать право в таком объеме, чтобы не только самим не нарушать законы, но и помогать другим. Им должны быть известны элементарные основы экономики, чтобы можно было заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Вторая группа личностных качеств относится к нравственной основе личности и ее культуре и характеризует в целом уровень социальной зрелости личности. У старших подростков должны быть сформированы основные нравственные качества, в регуляции поведения действовать определенные социальные нормы.

Третья и основная группа качеств – это те, которые связаны с самообслуживанием в учебном заведении и дома. Молодые люди должны уметь самостоятельно  находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, самостоятельно обеспечивать себя питанием и одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справляется социально адаптированный взрослый человек.

2. Лекционный материал “Поведенческий аспект подросткового возраста”.

Люди привыкли к мысли, что маленькие дети целиком и полностью зависимы от взрослых. Малыши зовут маму, когда им больно, голодно, когда они нуждаются в помощи. Дети младшего возраста соглашаются со взрослыми во всех важных вопросах, спорят только относительно незначительных  вещей – когда ложиться спать, что есть на обед. Подростки же всегда стараются отстаивать независимость. И постепенно родители позволяют убедить себя в том, что их ребенок действительно дорос до состояния независимости – взрослости.

Мать и отец должны всегда оставаться родителями независимо от возраста своих детей. Но у родителей на каждом этапе развития их ребенка  должны быть разумные пределы, благодаря которым процесс воспитания будет более адекватным, успешным, результативным. Все родители любят своих детей, знают об их неопытности, всячески стараются их защитить. Однако любовь, забота, опека родителей полезны только в разумных пределах.

Многие родители детей-подростков не задумываются над тем, что в глубине души подросток еще очень сильно сомневается в своей готовности к независимости. Иногда даже кажется, что независимость пугает некоторых детей, и они пытаются как можно дольше оставаться зависимыми.

Сомнения подростка в своих возможностях быть взрослым легко понять, если над этим задуматься и вспомнить свое детство. Большинство подростков хотят производить хорошее впечатление. Они хотят обладать всеми качествами, которые в этом возрасте кажутся идеальными, например, привлекательностью, опытностью, эрудированностью. Подростки часто не понимают, что в мире достаточно места для самых разных людей, что наверняка каждому из них удастся успешно общаться, учиться, работать, находить друзей, несмотря на все разнообразие человеческих особенностей.

Многие подростки чувствуют сильные стремления “быть хорошим, быть лучшим”. Но у них еще недостаточно времени, чтобы осмыслить эти стремления. Поэтому они хотят казаться эрудированными, имея совсем не большой запас знаний, хотят выглядеть искушенными в жизни людьми. Их внешность доставляет им много неприятностей, в то время как подростки желают считаться красивыми. Осмысление половых различий людей происходит в подростковом возрасте так стремительно, что часто не вписывается в нормальный образ жизни ребенка. В результате познание становится для большинства подростков источником волнений, огорчений, проблем.

Подростки обычно мечтательны, многие из них бывают удивительными фантазерами. Однако, легко справляясь с трудностями в своих мечтах, в действительности же они пасуют.

У подростков сильно развито “стадное” чувство. Оно может объясняться тем, что подросток задает себе вопрос “Нормален ли я?”. Он пытается найти сходство со своими сверстниками во всем – во вкусах, предпочтениях, идеалах. Подросток чувствует облегчение и восторг, когда узнает, что кому-то нравится тот же фильм, та же музыка, кто-то недолюбливает того же учителя и т. д. Потребность обмениваться мыслями со своими сверстниками особенно выражена у девочек.

Подростки как бы инстинктивно “примеряют” стиль поведения как положительных, так и отрицательных личностей. Многих подростков мучает собственная неловкость, они страдают, если не производят желаемого впечатления на окружающих людей, они боятся выглядеть глупо. Они заводят новых друзей, однако не потому, что они неверные товарищи, а потому, что очень быстро меняются сами.

Думается, что всем родителям нужно знать о той “буре”, которая бушует в глубине души подростка. В этом случае мамы и папы смогут понять, как вести себя со своими взрослеющими детьми.

“Борьба за независимость” подростка не означает, что родителям надо резко прекратить свое руководство. Подросток борется не против родителей, а против своей зависимости от них. Все подростки сознают, что нуждаются в руководстве, но они редко признаются в этом. В то же время родители должны понимать необходимость разумного обсуждения с детьми многих вопросов, касающихся их жизни. Важно, чтобы родители демонстрировали любовь и уверенность в своих детях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *