ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ НИУ ВШЭ

1-й курс, 1, 2 модуль

для всех кампусов НИУ ВШЭ

Программа дисциплины

Курс направлен на изучение основных образовательных трендов, психологии обучения, психологии личности и социальной психологии с учётом возрастной динамики. В первую очередь на курсе будет рассматриваться обучение взрослых людей, которые являются основными субъектами образовательной системы. Будут рассматриваться когнитивное развитие и личностные изменения, происходящие в течение жизни. Курс имеет практико-ориентированный характер и подразумевает использование полученных знаний по курсу и личного опыта студентов. В процессе будут предлагаться упражнения для познания собственного опыта с опорой на современные научные исследования. В результате студенты курса смогут использовать полученные знания при проектировании собственных курсов.

Цель освоения дисциплины

  • Возрастная психология : учебник для вузов, Обухова, Л. Ф., 2010
  • Когнитивная психология, Солсо, Р. Л., 2002
  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Образование за стенами школы : как родители проектируют образовательное пространство детей, , 2020
  • Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000
  • Психология критического мышления, Халперн, Д., 2000
  • Психология личности, Капрара, Дж., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Csikszentmihalyi, M. (1990). Flow : The Psychology of Optimal Experience (Vol. 1st ed). Pymble, NSW: HarperCollins. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=237572
  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009

Данный онлайн-курс – своего рода ликбез для начинающих и будущих учителей, которые уже овладели предметным содержанием, но еще плохо представляют, как настроить свою программу под конкретный возраст. Ведь те форматы уроков, заданий, стиль общения, которые интересны младшим школьникам, уже не «зацепят» подростков, а приемы для средних классов не будут работать в старших.

На курсе две вводные лекции – о том, как вообще применять в работе данные возрастных психологов, как сочетаются обучение и развитие на разных этапах жизни, – и восемь лекций по каждому возрасту: от младенчества до старости. В каждой из них – базовая навигация для тех, кто хочет узнать о работе с конкретным возрастом больше, и необходимый минимум инструментов.

Курс предназначен для:

– студентов магистратуры, получающие педагогическое образование, уже имеющие первичный практический педагогической опыт;

– студентов бакалавриата различных направлений подготовки, которые занимаются на майноре по получению педагогических компетенций;

Цели освоения online-курса:

– освоение основных теоретических позиций о закономерностях развития в онтогенезе и возрастной нормы развития;

– возможность применения знаний о возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов;

– создание целостного видения развития человека в онтогенезе и понимание инструментов и средств применения этих знаний в практике образования на разных ступенях.

Специфика познания у детей разных возрастов и взрослых отличается: свои закономерности развития, психологические особенности, формы деятельности. Курс разработан с опорой как на достижения возрастной психологии, так и на запросы учителей-практиков – какие акценты в содержании уроков лучше сделать, какие подходы созвучны конкретному возрасту.

Полный спектр – как учить от пеленок до пожилого возраста – нужен не всем, но формат онлайн-курсов позволяет каждому собрать нужные лекции, как пазл. Впрочем, педагогу, даже если он ведет занятия у одной возрастной группы, неплохо было бы знать про своих учеников, что было до и что будет после. Курс будет полезен даже не профессионалам – например, родителям, которые хотят активно развивать своих детей еще до школы.

Учителю курс поможет проанализировать свой опыт. Практические задания строятся и на рефлексии, когда педагог анализирует, какие приемы работали, а какие нет в его классе, и на исследовании: наблюдает за детьми, изучает то, как они воспринимают его уроки. Практика построена на взаимной проверке: слушатели разбирают работы друг друга, получив для этого подробные инструкции и критерии. К каждому фрагменту лекции даны практические задачи, которые слушатели могут выполнять по своему интересу.

Основные навыки будут связаны с присвоением алгоритма построения образовательных программы и педагогических действий с учетом психологических особенностей возраста в зоне ближайшего развития обучающихся.

Курс в дистанционном формате адресован студентам бакалавриата или магистратуры, которые получая профессиональное образование в различных предметных областях и направлениях подготовки, нацелены реализовать себя в педагогической деятельности с различными возрастными группами учащихся. Даже если студент предполагает работать с конкретной возрастной группой, курс будет ему полезен для понимания общих закономерностей развития обучающихся, что происходило в развитии до того возраста, с которым нацелен работать студент, и что будет происходить после.

Курс предполагает общие теоретические вопросы разбирать на конкретных кейсах; включает исследовательские и практические задания, которые позволят слушателям реально присвоить предлагаемый психологический инструментарий в своей педагогической практике.

Курс состоит из 10 недель. Каждая неделя содержит видеолекции, тестовые задания и материалы для самостоятельного изучения. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.

Для усвоения курса важны общие способности:
– способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
– способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
– способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
– способностью к самоорганизации и самообразованию.

Специальные психолого-педагогические знания для освоения курса не требуются. Курс является пропедевтическим для неспециалистов в области психологии и педагогики для вхождения в профессиональное поле педагогической деятельности.

Для выполнения курса предполагается наличие простейшего доступного оборудования для видеосъемки. Полная реализация курса предполагает модель реализации смешанного обучения с сопровождением на цифровой платформе по примеру https://online.hse.ru/

Где лекционная часть курса и задания представлены в данном курсе. А разбор заданий, проработка конкретных кейсов может быть реализована в групповых формах работы в очном формате.

В ходе курса студенты:
– узнают основные закономерности развития и возрастные нормы развития, без которых трудно построить адекватную практику обучения;
– освоят методы психологического анализа ситуаций педагогического взаимодействия с учетом возраста обучающихся;
– присвоят понимания задач развития в соотношении со способами обучения на разных возрастных ступенях;
– научатся подбирать методы обучения в соответствии с возрастными задачами развития;
– смогут продумать свою педагогические практические действия с учетом зоны ближайшего развития и возрастных задач развития учащихся.

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»

2-й курс, 4 модуль

Практикум по психологи развития рассчитан на более глубокое освоение следующих прикладных вопросов возрастной психологии: психологические трудности детей разного возраста; умение их анализировать; знакомство с основными методиками и приемами индивидуального психологического обследования ребенка и его межличностных отношений в семье. Результатом освоения данного курса является: 1. знание основных психологические проблем, возникающих в отдельные возрастные периоды детства и методов их выявления; 2. умение отбирать стратегии исследования психического развития, методики и техники для выявления специфики психического функционирования ребенка с учетом особенностей возрастных этапов; 3. овладение первичными навыками работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием.

  • Общая психодиагностика, Бодалев, А. А., 2006
  • Психология развития : хрестоматия: учеб. пособие для вузов, , 2005
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012
  • Психология развития : учеб. пособие для вузов, Эльконин, Б. Д., 2001
  • Психология развития, Крайг, Г., 2002

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»

44.04.01. Педагогическое образование

1-й курс, 1-3 модуль

для своего кампуса

Дисциплина «Возрастная психология и развитие человека: современные теории и концепции» направлена на освоение магистрантов современных теорий о закономерностях развития и возрастной нормы развития. Это реализуется для возможности применения магистрантами полученных знаний о возрастной психологии в своих исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов. Курс направлен на создание целостного видения развития человека в онтогенезе: от рождения до старости. В курсе даются общие вопросы по детерминантам, закономерностям и механизмам развития, а также подробно рассматриваются особенности развития каждого возраста: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.

Онлайн-курс «Психология» формирует максимально широкое представление о направлениях психологии как науки и области помогающей практики.

В отличие от стандартных учебных курсов онлайн-курс психология позволяет дистанционно изучить особенности использования фундаментальных психологических закономерностей в практике прикладных индивидуальных, социальных и организационных задач

Цель онлайн-курса «Психология» НИУ ВШЭ сформировать у слушателей комплексное представление о психологии как современной научно-обоснованной области знания.

Для освещения прикладных направлений психологии были привлечены ведущие российские эксперты в каждой отрасли.

Основное содержание курса составляют:

Курс «Психология» состоит из коротких видеолекций от 7 до 12 минут. В конце каждой недели слушателям предлагается выполнить тест из 20 вопросов основанных на материалах лекций

  • Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М: Юрайт, 2011.
  • Гулевич О. А., Сариева И. Р. С ОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015.
  • Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М. : АСТ, 2015
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С Пб.: Издательство “Питер”, 2000

Предварительных требований к слушателям нет. Курс ориентирован на широкий круг слушателей

НЕДЕЛЯ 1: История и методология психологии

НЕДЕЛЯ 2: Познавательные процессы: Ощущение, восприятие, внимание

НЕДЕЛЯ 3: Познавательные процессы: Память

НЕДЕЛЯ 4: Познавательные процессы: Мышление

НЕДЕЛЯ 5: Мотивация

НЕДЕЛЯ 6: Эмоции

НЕДЕЛЯ 7: Подходы к пониманию личности. Часть 1.

НЕДЕЛЯ 8: Подходы к пониманию личности. Часть 2.

НЕДЕЛЯ 9: Психология индивидуальных различий. Часть 1.

НЕДЕЛЯ 10: Психология индивидуальных различий. Часть 2.

НЕДЕЛЯ 11: Психология развития

НЕДЕЛЯ 12: Человек в обществе

НЕДЕЛЯ 13: Человек в группе

НЕДЕЛЯ 14: Прикладная психология: психология в организации

НЕДЕЛЯ 15: Прикладная психология: решение практических проблем и задач

НЕДЕЛЯ 16: Психология в междисциплинарном пространстве: психофизиология и психогенетика

По результатам освоения онлайн-курса «Психология» слушатели научатся:

Онлайн-курс “Психология” разработан для широкого круга слушателей. В первую очередь он ориентирован на студентов бакалавриата, у которых в программу включена психология.

Онлайн-курс может быть использован учащимися школ для решения профориентационных задач, повышения уровня социального интеллекта, улучшения навыков анализа поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Для специалистов, работающих в области HR (работа с персоналом в организациях), маркетинга, социологии курс предоставляет инструменты повышения эффективности профессиональной деятельности во взаимодействии с коллегами, клиентами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *