ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ

Предлагаю Вам сегодня к ознакомлению упражнение по созданию для себя страховки психологической безопасности.

Это упражнение поможет вам создать физическое ощущение страховки психологической безопасности, что защитит вас от стресса, страха и поможет жить в спокойном состоянии.

Прочитайте каждую сцену и представьте ее в своем воображении. Глаза могут быть как открытыми, так и закрытыми. Выбирайте для себя подходящий способ. Заметьте свои чувства, отметьте, как реагировало ваше тело и какие возникали мысли.

Представьте перед собой  доску, ширина которой 35 см, длина 110 см, а толщина 3,5 см. Сейчас Вам необходимо по ней пройти, при этом почувствуйте, что Вы обладаете всеми необходимыми способностями, чтобы выполнить эту задачу.

Можете ли Вы без промедления и страха сделать первый шаг? Достаточно ли Вам для этого уверенности?

Предположим, что да.

А сейчас представьте, что доска расположена между двумя высотными зданиями в 40 метрах от земли. И теперь Вам необходимо вновь выполнить это же задание. Ваши способности также сохранились.

Можете ли Вы в новых условиях перейти по этой доске? Если нет, то что Вас останавливает сейчас? Насколько сильный страх вы испытываете? Почувствуйте где в теле ощущаете напряжение?

А теперь представьте, что Вы стоите на краю доски, все ещё не решаясь начать движение и дрожжите от страха, Ваши близкие, которые точно знают, что Вы легко сможете это задание выполнить, начинают подгонять, при этом обвинять Вас в нерешительности и торопить сделать это быстрее. А Вы знаете, что это для Вас не так легко, как всем кажется. В такой ситуации Вы начинаете чувствовать, что должны выполнять идеально все движения и у Вас совершенно нет права на ошибку. Иначе, Вы можете погибнуть или получить серьезные повреждения.

И вдруг моментально все меняется. Вы слышите треск огня и ощущаете жар за спиной. Одно из зданий, со стороны которого Вы находитесь охвачено огнем!

И как Вы теперь сможете справиться с сковавающим Вас страхом? Будете ли колебаться? Важно ли теперь идеально выполнить задание? Также ли Вы боитесь падения? Как Вы сейчас справляетесь со страхом неудачи и каким образом заставляете себя перейти по доске?

Сейчас представьте, что Вам необходимо все также перейти по доске на высоте 40 метров, Ваши способности сохранились такими же, нет пожара, как и нет никаких ограничений по времени и внизу на 1 метр ниже доски натянута страховка.

Можете ли Вы сейчас перейти по доске? Если можете, то что для Вас изменилось? Заметьте, что теперь Вы уже можете и совершить ошибку, и упасть, и не выполнить перемещение идеально.

Запишите свои чувства и мысли, возникающие у Вас после появления страховки.

В итоге, почувствуйте как создание страховки психологической  безопасности действительно устраняет факторы сильного стресса.

Создавайте для себя индивидуальное сообщение, в котором будете обеспечивать себе безопасность.

Какие осознания после упражнения?

Выработайте спокойствие внутри и чувство безопасности.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ

Делайте эти техники каждый день на протяжении недели и вы почувствуете наполненность и ресурс.

Техника «Раненая птица»

Упражнение полезно для снятия состояния растерянности, опустошённости, беспомощности. Оно основано на идеомоторных рефлексах, восстанавливающих межуровневое согласование психических и физиологических процессов. Механизм движения волевого импульса в коре головного мозга, сопровождается активацией двигательных центров обоих полушарий. Как следствие, автоматически снижается влияние стресса. Эта техника дает выраженный психотерапевтический эффект быстрого улучшения функционального состояния.

1. Стойте прямо, руки опустите вдоль тела, расслабьтесь максимально сколько возможно, закройте глаза. Все, что вы сейчас будете делать делайте только мысленно, не напрягая мышцы. При этом позволяйте телу двигаться, не блокируя импульсов.

2. Представьте, что вы большая красивая птица, вы стоите на высокой горе и вам нужно лететь. Но у вас ранены крылья. И усилием своих мышц вы не можете поднять и расправить свои крылья. Вы сможете это сделать усилием своей воли. Не напрягая мышцы рук, только усилием воли поднимайте и расправляйте свои крылья.

3. Если руки не двигаются при волевом акте, сделайте несколько встряхивающих движений руками и возобновите упражнение. Результатом выполненного упражнения будут поднятые усилием воли руки на высоту плеч, спокойное сознание и необычайно «полетное» ощущение в теле.

Техника «Территория безопасности»

В сложных жизненных ситуациях человек теряет ощущение безопасности. У некоторых людей это ощущение безопасности либо пропало в далеком детстве, либо отсутствовало совсем. Высокий уровень тревожности часто связан с потерей этого состояния безопасности. Такое тревожное состояние сложно назвать ресурсным, хотя некоторые люди пытаются убедить себя и психолога в том, что тревога — это их ресурс, который направляет их фокус внимания и помогает контролировать ситуацию.

Проделав эту технику, они понимают, что на самом деле именно в спокойном состоянии они становятся более осознанными и эффективными.

Сядьте удобно. Сделайте несколько вдохов и выдохов, настройте свободное дыхание. Закройте глаза. Позвольте дальше вашему подсознанию предоставлять вам образы произвольно. Представьте себе место: реальное в мире либо вымышленное, виртуальное, в котором вы чувствуете себя в полной безопасности. Место пребывание, в котором приносит вам истинное удовольствие, расслабление, радость.

Место, в которое никто не может прийти без вашего разрешения. Здесь никто не увидит вас, никто не подсмотрит за вами, здесь вы можете полностью расслабиться, здесь полностью безопасно. Если никакой образ вам не приходит, не расстраивайтесь. Это говорит лишь о том, что такого места у вас пока не было.

Значит пришло время его создать. Сделайте это прямо сейчас. Создайте свою территорию безопасности. Если на вашей территории безопасности вас что-то не устраивает, наведите здесь порядок.

Поменяйте неудовлетворяющий интерьер, устройте все комфортно для вас. Побудьте на вашей территории столько времени сколько вам нужно для того, чтобы полностью насладиться и напитаться спокойствием и безопасностью. Когда захотите вернуться в мир, сохраняя это состояние просто откройте глаза.

Ваша территория безопасности всегда внутри вас, всегда с вами, где бы вы не находились. И вы всегда при необходимости сможете в нее окунуться снова.

ГКОУ «Каргапольская школа-интернат»

развить способность распознавать опасные ситуации и отработать навыки принятия решения

обсудить ситуации которые могут быть опасными

познакомить с различными способами уверенного отказа;

формировать положительный образ «Я»

1 Разогрев участников, психологический настрой:

Упражнение «Возьми салфеток»Упражнение  создает в группе веселую позитивную атмосферу. Необходимые материалы. Бумажные салфетки.1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».2. После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял. Обсуждение. Не требуется.

2 Основная часть, введение в проблему:

Вам в социальной сети вконтакте пишет незнакомый человек, предлагает вам прислать просто так в подарок айфон 7 модели и деньги, просит вас, чтобы вы написали свой адрес и телефон куда отправить. Заманчивое предложение не так ли, но стоит ли соглашаться.

Девятиклассница Лена, в школе её одежда соответствует правилам, чёрно белые строгие брюки и блузка, почти нет косметики. В школе ведёт себя хорошо. После школы любит погулять с друзьями, ярко красится и одевает короткое платье. К каким неприятностям может привести внешний вид девушки?

У вас есть лучший друг, с которым вы не разлей вода, друг вроде и проверенный и надёжный, однажды он вам предлагает подзаработать, и не плохую сумму. Просит вас поздно вечером его подождать у одного дома и просто сообщить ему, если вы заметите красную машину с номером ХХХ. Стоит ли соглашаться на такой заработок.

Назовите варианты – какое поведение девушки или юноши вам не понравилось бы, если вы считали его своим другом?

В ходе обсуждения психолог вместе с детьми рассматривает способы отказа:

Нет, не могу.

Нет, нет и еще раз нет.

Нет, мне сейчас некогда.

Нет, спасибо, мне не нужны деньги.

Скажите «нет» и уйдете, не объясняя причин.

Упражнение формирует навыки ответственного поведения за последствия своих решений. Необходимые материалы: Листочки формата А5 на каждого участника, простые карандаши.

Психолог: «Предлагаю вам  нарисовать свой жизненный путь от рождения до смерти в виде линии.» Затем подросткам предлагается  кратко обозначить события их прошлого, настоящего и будущего. После этого психолог предлагает представить, как изменится сценарий их линии жизни, если на определенном этапе они попадут в алкогольную или наркотическую зависимость. И нарисовать вторую линию. Затем идёт обсуждение, дети рассказывают, как, по их мнению, может измениться жизнь. Во время обсуждения сделать акцент на негативном отношении к злоупотреблению психотропными веществами и к умению отказываться о них.

Психолог: «Очень часто может случиться, что, в сложную ситуацию может попасть ваш друг или одноклассник.  Часто бывает так, что обижают более слабых, сильные а остальные к этому равнодушны. Но если каждый из вас будет хоть чуточку добрее и внимательнее к другим, вы увидите, что хороших людей вокруг больше и появится множество друзей. Я предлагаю вам посмотреть небольшой ролик, в котором наглядно показано, что добро возвращается»

Просмотр видеоролика «Будь добрее, ведь ради этого стоит жить»

Цель: узнать впечатления подростков от занятия.  Участники по кругу делятся впечатлениями от занятия.

2. Упражнение «Фейерверк»

-Ребята, просим вас встать круг, теперь опустите руки к низу, затем постепенно поднимаем руки к верху апплодируя.

МКОУ Тисульская общеобразовательная школа-интернат

«Я И ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ»

А. В. Грабузов, заместитель директора по БОП, С. В. Макарченко, педагог-психолог муниципального казённого образовательного учреждения Тисульская  общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки. Пгт. Тисуль, Тисульский р-н, Кемеровская обл., Россия.

Цель занятия – актуализация и обобщение знаний у обучающихся с умственной отсталостью об экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, угроза терроризма), а также тренировка уверенности в себе.

– повторять правила поведения в экстремальных ситуациях;

– определять способы выживания в экстремальных ситуациях;

– развивать заинтересованность учащихся в пред­отвращении возможных

– развивать умение работать в коллективе;

– обучать способам преодоления тревоги и страхов;

– воспитывать чувство самосохранения и ответственности за   личную

безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни,

Оборудование: видеоролик «Как выжить во время теракта», мультимедийное оборудование, простые и цветные карандаши, фломастеры, листы А3, клей, фотографии и иллюстрации пожара, землетрясения, людей в различных эмоциональных состояниях, карточки красного, желтого и зеленого цвета.

Заместитель директора по БОП: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено серьезной теме: мы вспомним, что такое чрезвычайная ситуация, какие они бывают, как правильно себя вести в ЧС.

Педагог-психолог: Узнаем, как можно бороться с тревогой и страхами, а в заключении выполним творческую работу. Ребята, я хочу, чтобы вы во время занятия:

1) внимательно слушали все задания;

2) не отвлекались;

3) помогали друг другу.

Учащимся задаются вопросы, связанные с темой занятия. Если дети считают, что нужно ответить «ДА», то они собираются у стола с данной табличкой, если ответ отрицательный – у стола с табличкой «НЕТ». Дети могут давать пояснения к своему выбору. Нужно выслушать и коллективно определить, верен ли ответ.

– ты – ученик 7 класса?

– ты будешь помогать другим людям?

– если пожар случился в одной комнате, то надо спрятаться в другой?

– если ты увидел возле школы чужую сумку или коробку, то нужно ее брать?

– если человек попал в беду (начал тонуть, др.), нужно ему помогать?

– здание дрожит, бьются стекла, ты останешься дома?

– ты увидел в соседнем здании людей с оружием, будешь ли ты куда-нибудь сообщать?

Обсуждение.

Заместитель директора по БОП: Во-первых, давайте вспомним, какую ситуацию считают ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ.

ВЫВОД: Выходящая за рамки обычного, необычная по сложности, трудности и опасности обстановка. Всегда есть угроза жизни человека. Значит, главное в экстремальной ситуации – ВЫЖИТЬ, не погибнуть не только физически, но и не потерпеть психологическое поражение!!!

Заместитель директора по БОП: Во-вторых, давайте определим, какие причины могут привести к экстремальной ситуации?

Есть две причины, которые приводят к экстремальной ситуации:

Одна из них искусственная, и вызвана она деятельностью человека, а другая природная, т.е.  не зависящая от деятельности человека.

К каким группам относятся пожар, землетрясение, терроризм?

Ребята отвечают, педагог помогает.

Педагог-психолог: Ребята, сейчас я вас разделю на группы (1-3), затем каждая группа будет работать над своей проблемой. Вам необходимо всем вместе решить, как себя вести и что делать, чтобы выжить при:

1 – возникновении пожара;

2 – в зоне землетрясения;

3 – в случае угрозы террористической атаки.

Каждая группа озвучивает свое решение, другие учащиеся дополняют их ответ. По каждой теме делается вывод.

Заместитель директора по БОП: Ребята, вы знаете, что в современном мире велика угроза террористических актов, террористы угрожают людям любой страны. Давайте посмотрим и узнаем, что советуют нам специалисты для того, чтобы выжить в случае теракта.

– какие ошибки вы заметили?

– что нового и важного узнали?

Педагог-психолог: Друзья, в любой чрезвычайной ситуации, а особенно при террористической угрозе, важно справиться с тревогой и страхом. Вам уже рассказали в фильме, что люди в состоянии страха реагируют на ситуацию по-разному. Давайте мы с вами потренируемся, каким образом можно успокоиться, справиться со страхом. Расскажите, как вы успокаиваетесь, если сильно расстроились или напугались.

Спасибо, но в ситуации террористической атаки нужно это делать как можно менее заметно. Поэтому  мы поучимся:

– напрягать и расслаблять мышцы (кулаки, шея, ноги);

– использовать дыхательные техники. Обучение диафрагмальному дыханию.

Педагог-психолог: Ребята, в завершении нашего занятия предлагаю вам выполнить такое интересное задание. Разделитесь на три группы (в случае необходимости разделите сами): «Художники» (кто хорошо рисует), «Мастера» (кто любит делать поделки) и «Помощники» (кто любит помогать).

Каждая группа получает листы бумаги, карандаши, фломастеры, по необходимости – клей.

«Художники» выполняют рисунок на тему «Жизнь и терроризм», можно придумать и подписать иначе.

«Мастера» и «Помощники» создают коллажи на темы «Человек и пожар», «Человек и землетрясение». Среди приготовленных фотографий и иллюстраций выбираете те, что подходят к вашей теме и вашему замыслу, приклеиваете, дорисовываете при необходимости, подписываете ваш коллаж.

Педагог-психолог: Мы желаем вам, ребята, никогда не попадать в экстремальные ситуации! Но если такое случится, помните все, чему вас научили!

Заместитель директора по БОП: Основой успеха в любой экстремальной ситуации ради спасения своей жизни и здоровья является умение действовать! Тогда страх и паника покинут вас и победит тот, кто уверен в себе, знает, что нужно делать, и борется за свою жизнь до конца.

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников»

: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:

– о воспитании, развитии, дисциплине;

– о психологической безопасности детей.

Материалы для проведения семинара-практикума:

– листы бумаги А4;

– карандаши или ручки;

– плакат «Правила о правилах»;

– плакат «Четыре цветовые зоны».

Психолог: «Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая безопасность.

Говоря про безопасность дошкольника как личности, имеем в виду сохранение стабильности его самочувствия и ежедневной жизни, эмоциональный комфорт, уверенность в благополучии, отсутствие угроз, социальных конфликтов.

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Основными источниками угроз психологической безопасности личности ребенка являются:

– манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;

– индивидуально-личностные особенности родителей и персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми;

– межличностные отношения детей в группе (отвергаемые дети, грубые, жестокие взаимоотношения между детьми);

– враждебность окружающей среды, когда ребенку ограничен доступ к игрушкам, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении, действуют необоснованные запреты;

– интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;

– неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;

– невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда; стрессовое состояние ребенка.

Любое притеснение, попытка заставить ребенка сделать что-либо против его воли порождают сопротивление, которое может быть внутренним и внешним. Внутреннее сопротивление проявляется как уход от контактов с другими людьми, внешнее – в виде нарушения дисциплины. О дисциплине мы поговорим чуть позже.

Психологическая защищенность – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости».

3. Упражнение «Снежинка».

Психолог раздает каждому участнику по листку бумаги.

Психолог: «Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. У вас в руках листы бумаги, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:

– сложите лист пополам

– оторвите правый верхний уголок

– опять сложите пополам

– снова оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.

Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? А почему? Как вы думаете?»

Психолог: «У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Каков смысл задания?»

Психолог подводит к выводу: «Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит».

4. Мини-лекция «Собственный пример или нотации?»

Психолог: «Давайте поиграем в игру. Я сейчас буду называть и показывать часть тела, до которой нужно будет дотронуться. Но дотрагиваться нужно до той части тела, которую я НАЗЫВАЮ». Психолог сначала называет и показывает одинаковые части тела, а затем называет одну часть тела, а показывает другую.

Вывод – ребенок повторяет то, что видит, а не то, что слышит в «сто первый раз».

6. Продолжение мини-лекции.

7. Упражнение «Диктат»

Психолог: «Для этого упражнения нужен «доброволец».

Психолог обращается к «добровольцу»: «Вы сейчас будете играть роль ребенка».

Затем психолог говорит родителям: «А мы все вместе вспомним, как общаемся со своими детьми.

Уважаемые родители, что вы обычно говорите своим детям, когда они капризничают? («Не плачь, прекрати» и т. д.) Значит мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. Психолог обвязывает добровольцу область сердца.

Что мы говорим ребенку, если он без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать? («Не трогай!») Психолог связывает бинтом руки.

Если ребенок разбегался, мешает вам, мы говорим? («Не бегай!») Психолог связывает ноги.

Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем. («Не слушай!») Психолог завязывает уши.

Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему.? («Не кричи!») Психолог завязывает рот.

Психолог: «Как вы думаете, ему хорошо? А сейчас спросим нашего ребенка, как он себя чувствует. Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь? Почему бы не спросит у него самого? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?»

8. Мини-лекция «Зоны дозволенного. Правила о правилах».

Психолог: «Как же воспитать ребенка, который в опасной ситуации не растерялся, всегда будет внутренне собранным? Одним из главных ответов является дисциплина. Итак речь пойдет и дисциплине и послушании.

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Получается что то вроде списка правил о правилах.

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».

Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.

Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в зоне (открываем вторую строчку плаката). Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, по лужам можно ходить, но в резиновых сапогах, на обоях можно рисовать, но в определенном месте.

Но бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные правила. Такие случаи попадают в следующую, оранжевую, зону.

зоне (открываем третью строчку плаката) находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, можно лечь позже обычного в новогоднюю ночь, можно перелечь в родительскую кровать, если приснился плохой сон.

Наконец, в последней, , зоне (открываем последнюю строчку плаката) находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений.

Итак, все зоны, вместе взятые, говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне можно найти «золотую середину» между готовностью понимать — и быть твердым, между гибкостью — и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно разъяснительным, чем повелительным.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Вывод – следуя этим правилам, вы скорее всего поможете вашему ребенку избежать опасных ситуаций, воспитаете человека, ответственного за свои поступки. И можете быть уверены: если семейные правила наряду с правилами личной психологической безопасности излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами – дети обязательно будут следовать им.

9. Упражнение «Аукцион советов родителей по безопасности детей-дошкольников»

Психолог: «В наше беспокойное время родителям постоянно приходиться испытывать волнение за своих детей, которые могут стать жертвами мошенников и преступников или попасть в другие опасные ситуации. Надеемся, что предлагаемые на аукционе советы в какой-то степени помогут вам уберечь ребенка от опасности».

Участники делятся на 2 подгруппы, обсуждают (3-4 минуты, какими могут быть советы по безопасности детей. Затем по очереди их называют. Чья подгруппа последняя назвала совет, та и выиграла аукцион. Например: не надо заговаривать на улице с незнакомцами и т. д.

По окончании аукциона психолог спрашивает: «Скажите, в какую из четырёх цветовых зон мы поместим только что прозвучавшие советы?»

Психолог: «Наша встреча подошла к концу. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Психолог: «Спасибо за внимание, за ваше активное участие в нашей встрече.

Напоследок хотелось бы порекомендовать вам книгу “Школа выживания, или 56 способов защиты вашего ребенка от преступления”. В этой книге авторы, педагог-психолог и криминалист с 27-летним стажем работы в органах внутренних дел, постарались разобрать наиболее типичные ситуации, когда ребенок по собственной вине или из-за взрослого человека попадает в беду.

Всего доброго. До свидания!».

Сценарий психологического тренинга для педагогов дополнительного образования на тему: «Психологическая безопасность»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках сохранения безопасной образовательной среды.
Задачи:
– познакомить участников с понятиями: «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;
– использовать в практике полученный теоретический и практический материал.
Оборудование: цветные карандаши, бланки к методике «Дерево», фломастеры, ватман, проектор, экран, ноутбук, бейджики, мяч, магниты, магнитная доска, листы бумаги.

Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.
Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение-активизатор «Ассоциация».
Время проведения: 5 минут.
Задача участников, начиная с ключевого слова БЕЗОПАСНОСТЬ, по кругу называть ассоциации. По завершению работы, озвучиваются первое и последнее слово из цепочки озвученного ассоциативного ряда.

Теоретическая часть.
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз.
Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическая безопасность
состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее социальную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Образовательная среда
это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей – до 75% – озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и жизнедеятельности человека.
Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений.
Методы диагностики психологической безопасности и оценки психологического здоровья учащихся и учителей, родителей.

ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. Л АМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л. П. П ОНОМАРЕНКО)
Рисунок с нумерацией


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ

Рисунок без нумерации


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ

Методика «Дерево» Л. П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики:
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).
Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).

Инструкция:
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.
В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов:
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Методика может использоваться и с более младшими детьми:
Благодаря тесту можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.
Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.
Затем попросите раскрасить картинку. Коричневым карандашом — ствол и ветки. За это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше.
Затем пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.
Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Ключ к тесту
№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий
№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей)
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 9 — мотивация на развлечения
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»
№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим
№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами
№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство

Работа в группах.
Участникам каждой из групп предлагается в течение 10 минут в ходе коллективного обсуждения разработать (зафиксировать на предложенных листах ватмана):
1 группе – Факторы риска в образовательной среде.
2 группе – Факторы, способствующие сохранению и обеспечению психологической безопасности.
По завершению работы, проекты вывешиваются на всеобщее обозрение, и в течение 5 минут представитель от каждой из групп озвучивает коллективное видение обозначенного аспекта в виде конкретных рекомендаций.

Подведение итогов:
Факторами риска в образовательной среде могут быть:
– недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами,
материально-технической базы,
– низкая активность учащихся и педагогов,
– несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.

Характеристики, уменьшающие способность образовательной среды быть безопасной:
Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству обучающихся;
Недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур;
Отчуждение и предвзятое отношение к обучающемуся со стороны сверстников и/или преподавателей;
Напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям.

Факторы, способствующие сохранению и обеспечению психологической безопасности:
– доброжелательную атмосферу,
– высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,
– повышение родительского и общественного участия,
– поддержку учащихся в период возрастных кризисов,
– удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы,
– уважительное отношение .

Проективная методика «Автопортрет»
Время проведения: 7 минут.
Ведущий (психолог) предлагает участникам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека.

Изобразить:
вместо глаз – то, на что они любят смотреть;
вместо носа – то, что они любят нюхать;
вместо рта – то, что они любят произносить;
вместо ушей – то, что они любят слушать.
По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о состоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружающему миру.
«Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».
Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды школы должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.

И завершить наш тренинг хотелось бы притчей о Солнце и Ветре.
Притча древнегреческого мудреца Эзопа.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго они спорили и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом!
Рефлексия. Обмен мнениями.

Используемая литература:
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: «Союз», 2002.
1. Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами учителя // Народное образование. – 2009. – № 9.
2. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной.— М.: «Академия», 1995
3. Интернет-ресурсы.

Рекомендуем посмотреть

Тренинг для педагогов

Психологическая сказка для педагогов про чувство вины

Тренинг по профилактике конфликтов в детском саду с презентацией

Тренинг для школьников. Все стороны моего “Я”

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *