ПРОХОЖДЕНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 февраля 2021 года; проверки требуют 19 правок.

Госуда́рственная ито́говая аттеста́ция (ГИА) — обязательный экзамен, завершающий освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего и основного общего образования в Российской Федерации.

Для этого термина существует аббревиатура «ОГЭ», которая имеет и другие значения, см. О ГЭ.

Общий государственный экза́мен (ОГЭ) — итоговый экзамен за курс основного общего образования в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего профессионального образования (не в Москве и в МО (колледжи и техникумы)). Является одной из трёх форм Государственной итоговой аттестации (ГИА).

Базовые положения нового порядка ГИА-9 аналогичны положениям ныне действующего порядка, однако обновленным документом закреплены, в частности, следующие особенности:

предусмотрена возможность проведения итогового собеседования по русскому языку в дистанционном формате и закреплено, что во время его проведения участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

закреплено право учащихся подать заявления об участии в ГИА позже основного срока (он остался прежним – до 1 марта включительно) при наличии у них документально подтвержденных уважительных причин – в таком случае указанные заявления должны быть поданы не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена;

участников ГИА, опоздавших на экзамен, допустят к его сдаче – при этом время окончания экзамена для таких лиц не продлят и не будут проводить повторный инструктаж. Запрещено допускать в аудиторию опоздавшего на экзамен по учебному предмету, предусматривающему прослушивание текста на аудионосителе, если оно уже началось.

Приказом установлены и некоторые иные новшества. Он вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года. Признается утратившим силу аналогичный Приказ Минпросвещения и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 189/1513.

Дата публикации на сайте: 13.05.2023

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Об особенностях итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, см. ст. 5 ФЗ от 17.02.2023 N 19-ФЗ.

1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3.1. Итоговая аттестация по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) проводится в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

4. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

5. Формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы и порядок проведения (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по образовательным программам высшего образования – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации, а также итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

9. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются:

1) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации.

10. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.

11. При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети “Интернет”) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

12. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется:

1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 631-ФЗ)

3) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.

13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее – единый государственный экзамен), а также в иных формах, которые могут устанавливаться:

1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

2) для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

14. Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

15. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:

1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации;

2) учредители образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации.

16. К проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, а также итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) привлекаются представители работодателей или их объединений.

17. Обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

Для рассмотрения апелляций в каждом регионе РФ создаются конфликтные комиссии, которые обеспечивают объективность оценки экзаменационных работ и разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении ГИА.

Апелляцию о нарушении установленного Порядка проведения ГИА участник может подать в случае, если возникли обстоятельства, которые нарушили его права. Такая апелляция подается только в день проведения экзамена и только до выхода из ППЭ. Если апелляция была удовлетворена, то результат ГИА аннулируется и участнику предоставляется возможность пройти ГИА по соответствующему предмету в другой (резервный) день.

Апелляцию о несогласии с результатами ГИА можно подать в течение 2-х рабочих дней после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними участника ГИА.

При рассмотрении апелляции вместо участника ГИА или вместе с ним могут присутствовать его родители (законные представители). В случае, если участник ГИА или его родитель (законный представитель) не явился на апелляцию, её рассмотрение проходит без их участия. Результатом рассмотрения апелляции может быть:

Накануне каждого экзамена руководитель ППЭ, технический специалист и член ГЭК проверяют готовность ППЭ к экзамену: наличие отвечающих требованиям аудиторий и оборудования. В день проведения экзамена член ГЭК доставляет запечатанные экзаменационные материалы в ППЭ и передает их руководителю ППЭ. Руководитель ППЭ до 09.45 по местному времени передает организаторам в аудиториях все необходимые материалы — бланки, КИМ и другое. В 10.00 по местному времени организаторы в аудитории проводят инструктаж участников ГИА по заполнению бланков ГИА, после чего объявляют начало экзамена.

В течение экзамена участникам нельзя переговариваться, ходить по аудитории, перемещаться по ППЭ без сопровождения организатора вне аудитории. Если участника поймают за списыванием, то его удаляют с экзамена. В аудиториях ППЭ ведется видеонаблюдение, а в туалетах устанавливаются средства подавления сотовой связи.

С 2000 года ГИА в форме ЕГЭ в качестве эксперимента проводилась в некоторых регионах Российской Федерации, а с 2009 года стала обязательной. В том же году появляется такая форма ГИА как ГВЭ, применяемая для контроля знаний обучающихся определённых категорий (см. — ГВЭ).

В 2004—2013 годах на добровольной основе проводилась апробация ГИА для выпускников 9-х классов. Поскольку специальной аббревиатуры для обозначения экзамена в 9-х классах в этот период ещё не существовало, то в народном сознании само понятие «ГИА» прочно закрепилось именно за итоговой аттестацией девятиклассников. Только с 2014 года, когда ГИА-9 стала обязательной, появилось понятие «ОГЭ» — основной государственный экзамен.

Порядок проведения ОГЭ определяется «Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования». Ключевые положения этого документа:

Органы и учреждения, отвечающие за организацию и проведение ГИА

ГИА выпускников 9-х классов оценивается на региональном уровне. В случае успешной сдачи экзаменов ученикам выдают аттестаты об основном общем образовании.

В 2018 году начата апробация устной части экзамена по русскому языку, официально именуемой «Итоговое устное собеседование по русскому языку». Оно, наряду с отсутствием у учащегося годовых оценок ниже «удовлетворительно», является допуском к основному экзамену.

Если ученик, например, верно решил 7 заданий из модуля «Алгебра» и только одно по «Геометрии», то итоговая аттестация не зачтётся.

Экзамен состоит из 2 частей. В 1 части ученикам предлагаются задания, где нужно дать один ответ, а во 2 части — развёрнутый ответ. Длительность экзамена — 235 минут.

В часть 1 экзамена по физике входят тест с выбором одного правильного ответа, задания с кратким ответом, задания, в которых необходимо установить соответствие между понятиями и текстом, по которому необходимо ответить на вопросы. Одно из заданий по тексту относится к части 2. В части 2 ученикам предложены задачи, лабораторная работа и качественная задача, требующая развёрнутого ответа. Длительность экзамена — 180 минут.

По состоянию на 2022 год экзамен состоит из 30 вопросов, из которых 27 – тестовая часть, а задания 12, 28 и 29 — развёрнутая часть. Длительность экзамена — 150 минут.

В первую часть экзамена входят 17 вопросов с несколькими ответами. Вторая часть — две задачи на расчет с помощью химических формул, одна задача на построение цепочки реакций и составление ионного (краткого) уравнения и одна задача на ОВР. Третья часть — экспериментальная. Длительность экзамена — 180 минут.

Первая часть экзамена содержит 10 заданий с кратким ответом. Во второй части содержится 5 заданий, которые выполняются с использованием компьютера, отключенных от сети Интернет, в двух из которых доступен выбор типа задания (13.1, 13.2 и 15.1, 15.2). В 2022 году в Москве и Московской области весь экзамен выполнялся только на компьютерах, в остальных субъектах такого введено не было.

По состоянию на 2019 год задания экзамена состоят из двух частей. Первая часть включает 25 заданий. В заданиях 1—20 экзаменуемому предлагается выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных. В задании 21 необходимо сравнить два социальных объекта либо явления (указать две черты сходства и две черты различия). Задание 22 — задание на соответствие. Задания 23 и 24 предполагают проверку навыка работы со статистическим материалом (диаграммами либо таблицами). Задание 25 проверяет умение отличать оценочные суждения от фактических.

Вторая часть (задания 26—31) проверяет навыки понимания обществоведческого текста, умение находить и использовать информацию в тексте.

Продолжительность экзамена составляет 180 минут, пользование какими-либо дополнительными материалами не допускается.

Основной государственный экзамен по литературе состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя 4 задания. Задания 1 и 2 относятся к фрагменту художественного (эпического, или лироэпического, или драматического) произведения. В задании 1 даётся 2 вопроса по приведённому тексту, причём ответить нужно только на один (иными словами, существует выбор). Для выполнения задания 2 следует выбрать другой фрагмент из того же произведения, что дано для задания 1, и ответить на вопрос по нему (притом также имеется возможность выбрать, на какой именно вопрос отвечать, из двух). В задании 3 даётся стихотворение и два вопроса к нему, на один из которых, как и в предыдущих заданиях, надо дать ответ. Задание 4 предполагает сопоставление данного в прошлом задании стихотворения с другим стихотворением и ответ на поставленный вопрос. Выполняя все задания, нужно дать развёрнутый ответ, опираясь на анализ текста произведения, не искажая авторской позиции и не допуская логических, фактических и речевых ошибок. Рекомендуемый объём для первых трёх заданий — от 3 до 5 предложений, а для четвёртого — от 5 до 8. Максимальный балл для первого, второго и третьего задания — 6 баллов, для четвёртого — 8.

Во второй части экзаменационной работы нужно написать сочинение на литературную тему. Всего предлагается 5 тем, из которых следует выбрать только одну. Рекомендованный объём — не менее 200 слов, но, несмотря на это, 0 баллов выставляется, когда в работе менее 150 слов. В сочинении следует раскрыть тему полно и многосторонне, аргументировать свои суждения анализом текста, не допускать фактических, логических и речевых ошибок, не искажать авторской позиции, использовать теоретико-литературные понятия (причём требуется не просто включить их, а применить для анализа) и продумать композицию своей работы. Максимальный балл за задание 5 (сочинение) — 13 баллов.

Также экзамен по литературе проверяет грамотность, за которую можно получить до 6 баллов.

На протяжении всей работы экзаменуемый имеет право пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.

Экзамен по литературе длится 235 минут.

Влияние на итоговую отметку

В случае, если годовая отметка по предмету, полученная учащимся на основе текущих (четвертных) отметок, отличается от полученной на экзамене, в аттестат выставляется среднее арифметическое между двумя отметками (годовой и экзаменационной) с округлением в большую сторону. Например, учащийся выбрал для экзамена историю. Годовая отметка по предмету 5, но за экзамен он получил 3. В этом случае в аттестат учащийся получит 4. Может быть наоборот, когда годовая отметка 3, но за экзамен у него 5. Тогда в аттестат также идёт 4.

Иная ситуация: годовая отметка по предмету 4, но на экзамене учащийся получил 5, в аттестат учащийся получит 5, или наоборот, когда годовая отметка 5, а за экзамен 4, в аттестате всё равно будет 5, так как средняя арифметическое значение 4,5 округляется в большую сторону до 5.

Но с предметом “Математика” в 9 классе ситуация такая: при выставлении оценки в аттестат смотрят на оценки по “Алгебре”, “Геометрии” и оценка за экзамен как средняя арифметическая этих оценок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *