ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА НА ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ И ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВАХ

Правописание звонких и глухих согласных в корне

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

Посмотрите, как пишутся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?

Повё. – везут, увезли

Ду. – дубок, дубрава

Кни.ка – книжечка, книжный

Запи.ка – писать, записная

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

Супы – су_

Львы – ле_

Шарфы – шар_

Труды – тру_

Лбы – ло_

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный?

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно  изменить слово по числам.

Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

Обед – (много) чего? обедов

Свет – (много) чего? света

Кошки – (много) кого? кошек

Ложки – (много) чего? ложек

Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) –

у о (с, з) –

в буке (т, д) –

на го(т, д) –

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,

на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год-э

Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:

лодочка – лодка

улиточка – улитка

шапочка – шапка

ошибочка – ошибка

чашечка – чашка

кружечка – кружка

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

Когда так говорят?

шутка – шутят (буква т в корне шут-)

просьба – просят (буква с в корне прось-)

погрузка – грузят (буква з в корне груз-)

ходьба – ходят (буква д в корне ход-)

Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

мороз – морозный, (буква з в корне мороз-)

снег – снеговик, (буква г в корне снег-)

вяз (лиственное дерево) – нет чего? – вяза, (буква з в корне вяз-)

дуб – дубок, (буква б в корне дуб-)

насквозь – сквозит, (буква з в корне сквозь-)

Объясняем буквы согласных в глаголах:

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам  вопросов что сделаю? что делать?

озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

приляг – прилягу (буква г в корне ляг-)

промок – промокну (буква к в корне мок-)

вытек – вытеку (буква к в корне тек-)

влез – влезу (буква з в корне лез-)

внёс – внесу (буква с в корне нёс-нес-)

уполз – уползу (буква з в корне полз-)

Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

У_ кая –

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

Узкая – узенький

Лёгкий – лёгонький

Крепкая – крепенький

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Гибок – гибкий

Цепок – цепкий

Робок – робкий

Хрупок – хрупкий

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2. Изменить слово по команде вопроса каков?

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.

Для этого проверяемая согласная может стоять:

Ты можешь изменить проверяемое слово:

1. Поставив его в другую падежную форму:

Друг – нет друга, мороз – нет мороза

2. Или представить слово во множественном числе:

Глаз – глаза́, берег – берега

Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:

Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях

Страница 102,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 103,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 217,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 44,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 7,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 66,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 170,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 175,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 32,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 71,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 86,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 215,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 29,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 160,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 22,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 66,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 27,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 70,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 92,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 92,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 334,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 87,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 95,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 67,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 18,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 24,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 44,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 203,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 30,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 206,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 143,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 716,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 728,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 50,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 820,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 138,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 474,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 476,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 561,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 333,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 570,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 10,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 44,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 61,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Практикум стр 8,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 315,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр.18,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 20,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 457,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 153,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 14,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 18,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 127,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 176,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 326,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 369,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 526,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2

Упражнение 106,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 133,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 154,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 193,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 279,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 288,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 115,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 169,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 314,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 156,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Повторение стр. 152-155,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Что такое парные и непарные согласные

Всего в русском языке существует 36 согласных звуков — они могут быть глухими или звонкими. Например, в слове «кот» буква т звучит глухо — обратите внимание на то, как мало вы вкладываете голоса в этот звук. Теперь возьмем другое слово — «коды». Буква д в конце звучит звонко, в произнесении этого звука участвует голос. В этом и есть отличие между звонкими и глухими звуками.

В этой статье мы разберем правописание парных звонких и глухих согласных. Подробнее о том, как они могут звучать в корне слова, поговорим дальше.

Домашний лицей для 5–11 классовЗанятия где и когда удобно, 10+ кружков на выбор, никакого стресса с домашками и нудных родительских собраний

Оглушение парных согласных в корне слова

Парные по глухости-звонкости согласные б, в, г, д, ж, з в конце слова или перед глухими согласными в середине звучат глухо. Это называется оглушением.

Чтобы стало понятнее, как это работает, разберемся на примерах:

Из этих примеров видно, что мы не всегда можем быть уверены, какая согласная стоит в корне — глухая или звонкая. Это орфограммы, и в таких случаях нужно проверять их написание. Как именно — разберемся чуть позже.

Прочтите слова и выберите те из них, которые можно отнести к примерам оглушения парной согласной: нагрузка, вошь, картошка, лаз, салазки, магазин, копоть, приказ, провод. Выберите идеального репетитора по русскому15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Озвончение парных согласных звуков в корне слова

Парные по глухости-звонкости согласные к, т, п, с, ф, ш звучат звонко, когда стоят перед звонкими звуками. Это называется озвончением. Прочтите слова и выберите те из них, которые можно отнести к примерам оглушения парной согласной: футбол, мороз, все, мешок, рюкзак, блузка, тогда, парашют, общий.

2 способа проверить слова с парными согласными в корне

Теперь, когда мы знаем все ловушки парных согласных в корне слова, научимся их обходить на примерах. Для этого поставим звук, который хотим проверить, в сильную позицию. Сделать это помогут 2 способа. Рассмотрим их дальше.

Подставляем к слову «нет»

Этот способ хорошо работает в случаях, когда интересующая нас согласная находится в конце существительного. Например:

Проверяем с помощью уменьшительно-ласкательного слова

Этот способ эффективен тогда, когда парная согласная стоит в середине или в конце слова:

То есть в обоих случаях мы просто меняем форму слова так, чтобы после парной согласной шла гласная или сонорная согласная, то есть л, м, н, р, й. Это универсальный способ, который помогает проверить согласные в середине или конце любого слова.

Вот еще несколько примеров с разными согласными.

В этих примерах мы видим обратную картину: на письме парная согласная в корне слова глухая, но мы произносим ее звонко. Такие случаи тоже нужно проверять, чтобы не ошибиться.

Буквы, написание которых можно проверить через однокоренное слово, называются проверяемыми. Слова с теми, что проверить нельзя, — непроверяемые — это словарные слова, их придется просто запомнить. Например: космонавт, вокзал, анекдот, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

Проверьте себя

Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему парных согласных в конце и середине слов. Выполните задания ниже, чтобы отработать навыки, которые вы получили из этой статьи.

Задание №1

Прочтите предложения ниже, расставьте пропущенные буквы в словах и напишите проверочное слово к каждому из них.

Задание №2

Прочтите слова ниже и измените их так, чтобы они оканчивались на согласную букву.

Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.

Задание №3

Вставьте пропущенные слова так, чтобы предложения обрели смысл. Определите, какие парные согласные пишутся во вставленных словах и подбери к ним проверочные слова.

Слова, которые нужно использовать: легкий, низкий, враг, редкий, сладкое, узкий, жидкий.

Если вы хотите, чтобы ребенок лучше усвоил правила о парных согласных и другие темы за 2 класс, в этом помогут дополнительные занятия. На курсе русского языка в онлайн-школе Skysmart преподаватели объяснят простыми словами даже самую трудную тему, а интерактивные задания помогут закрепить ее на практике. Начните с вводного занятия — это бесплатно!

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных

Нормы и правила письменной речи называются орфографией. Вам придётся подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.

Но сначала вспомним эти правила. Чтобы правильно написать букву безударного гласного в корне, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

Из двух слов левого столбика выберите проверочное и решите орфографическую задачу в словах: тишина, потерпел, местечко, властелин, скользить, голубиный.

тихоня, тихий – т_шинá

терпит, потерпи – пот_рпéл

места, местный – м_стéчко

властный, властитель – вл_стелѝн

скользим, скользкий – ск_льзѝть

голубь, голубок – г_лубѝный

тихόня, тѝхий – проверочное слово тѝхий, поэтому слово тишинá пишем с буквой и в корне тиш-,

тéрпит, потерпѝ – гласный ударный в слове тéрпит, слово потерпел пишем с буквой е в корне терп-,

местá, мéстный – слово с ударным гласным в корне мéстный, в слове местечко буква безударного гласного е в корне мест-,

влáстный, властѝтель – проверочное слово влáстный, в слове властелин вставляем букву а в корне власт-,

скользѝм, скόльзкий – ударный гласный в слове скόльзкий, слово скользѝть пишем с буквой о в корне скольз-,

гόлубь, голубόк – проверочное слово гόлубь, в слове голубѝный вставляем букву о в корне голуб- .

Слабая и сильная позиция гласных звуков:

1. Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным.

Ударный гласный всегда произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится чётко и ясно.

Это его сильная позиция: тѝхий, тéрпит.

2. Гласный, на который ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно.

Это его слабая позиция: тишинá, потерпéл.

Чтобы проверить безударный гласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы гласный был в сильной позиции, под ударением.

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный звук.

Иногда слова взаимно помогают друг другу – одно оказывается проверочным для другого.

скόльзкий  – скользѝть

гόлубь – голубѝный

В проверочном слове скользкий тоже есть орфограмма, потому что есть выбор букв з-с. Слово скользѝть является проверочным для этой орфограммы, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

В проверочном слове гόлубь парный согласный на конце слова, есть выбор букв б-п. Слово голубѝный проверочное, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

Сильная и слабая позиция согласных звуков:

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно чтобы после него следовал гласный звук.

Вспоминаем правило о написании непроизносимых согласных:

мéстный – местéчко

влáстный – властелѝн

В проверочном слове мéстный есть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука. Слово местéчко является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

В проверочном слове влáстный непроизносимый согласный звук. Слово властелѝн является проверочным, так как после проверяемого согласного идёт гласный.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Когда мы проверяем написание букв согласных на конце и в середине слова и непроизносимых согласных в корне, пользуемся одним и тем же правилом.

Определяем, каким правилом воспользоваться, чтобы правильно написать буквы в словах:

В большинстве слов есть орфограмма безударных гласных в корне.

ветвистое – имеющее ветви (буква е в корне ветв-)

деревце – большие деревья (буква е в корне дерев-)

зелёные – (что?) зелень (буква е в корне зелён-)

листочки – большой лист (буква и в корне лист-)

шелестят – раздаётся шелест (буква е в корне шелест-, вторая буква непроверяемая)

ветерке – большой ветер (буква е в корне ветер-, вторая буква непроверяемая)

дерево – во мн. числе деревья (буква е в корне дерев-)

издавна – значит, давний (буква а в корне давн-)

сажали – (что?) сад (буква а в корне саж-сад-)

цветёт – (что?) цвет (буква е в корне цвет-)

весной – (во мн. числе) вёсны (буква е в корне весн-)

В остальных словах проверяем написание парных по глухости-звонкости согласных и непроизносимых согласных.

Чтобы согласный звук, глухой или звонкий, оказался в сильной позиции, нужно, чтобы после него следовал гласный звук.

лёгком – (ласково) лёгонький (буква г в корне лёг-)

радостное – испытывать радости (буква т в суффиксе -ост-, корень рад-)

поздней – опоздать (буква д в корне позд-)

Я очень люблю это скромное ветвистое деревце. Люблю его перистые зелёные листочки. Они шелестят даже при лёгком ветерке. Это радостное дерево всем улыбается. Издавна русские люди сажали рябину около дома. Цветёт рябина поздней весной. ( По И. Соколову-Микитову)

Учимся определять, какие орфограммы есть в корнях слов,  и объяснять их:

Кто какие гнёзда вьёт.

Гнездо дикой утки похоже на слоёный пирог. Дрозд построил себе из травки ковшик. Стриж выбрал для жилья крутой берег. А вот кукушка гнёзд не строит.

гнездό – (буква безуд. гл. е, проверка гнёзда, корень гнезд-)

утки – (буква парного согл. т, проверка уточка)

на пирόг – (буква парного согл. г, проверка пироги, букву безуд.гл. проверить нельзя, корень пирог-)

слоёный – (буква безуд.гл. о, проверка слой, корень слой-, звук й обозначает буква ё)

дрозд – (буквы парных согл. зд, проверка дрозды, корень дрозд-)

из травки – (буква парного согл. в, проверка травушка, корень трав-)

ковшик – (буква парного согл. в, непроверяемая, корень ковш-)

стриж – (буква парного согл. ж, стрижи, корень стриж-)

для жилья – (буква безуд.гл. и, жить, корень жи-)

бéрег – (буква безуд.гл. е, побережье, парный согл. г, берега, корень берег-)

кукушка – (парный согл. ш, кукушечка)

гнёзд – (буквы парных согл. зд, гнёзда, корень гнёзд-).

Подбираем проверочные слова:

Потренируйтесь. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Камень – вода.

По_вились первые льдинки на лужах, значит, бл_(с,з)ка з_ма с её м_розами. Скоро на р_ке всё ост_новится. Но лё(т,д) сделает и доброе дело. Он защ_тит ры(п,б) в р_ке, прикроет их прочной ст_ной. Если бы не лё(т,д), всё ж_вое в в_де погибло бы от хол_да. ( По Е. Мару)

появились – (что сделает?) появится, пишем букву я

близка – (каков?) близок, пишем буквы и, з

зима – (ласково) зимушка, буква и

морозами – непроверяемая орфограмма, буква о

на реке, в реке – (ласково) речка, буква е

остановится – встал, буква а

лёд – (нет чего?) льда, буква д

защитит – (кто?) защитник, буква и

рыб – (что?) рыба, буква б

стеной – (во мн. числе) стены, буква е

живое – жив, буква и

в воде – воды, буква о

от холода – холодный, буква о

Появились первые льдинки на лужах, значит, близка зима с её морозами. Скоро на реке всё остановится. Но лёд сделает и доброе дело. Он защитит рыб в реке, прикроет их прочной стеной. Если бы не лёд, всё живое в воде погибло бы от холода. ( По Е. Мару)

Попробуйте на слух определить, сколько раз встретится парный по глухости-звонкости согласный, который нужно проверять,  в шуточном стихотворении про ужа.

Полз уж узкой дорожкой, не шевелил ни одной ножкой. Он шевелил бы, если бы мог. Но у него не было ног. ( Л. Керн)