Эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому, родившемуся ровно 200 лет назад. Может показаться, что за два века в отечественной педагогике ничего не изменилось, но это не так. Изменилось многое — именно благодаря Ушинскому. « Фоксфорд» совместно с Национальной электронной библиотекой запускает проект, посвящённый юбилею легендарного педагога. Вместе мы рассказываем о жизни и достижениях Константина Дмитриевича и его идеях, не теряющих актуальности.
Основа
его педагогической системы — требование
демократизации народного образования
и идея народности воспитания. Педагогические
идеи Ушинского отражены в книгах для
первоначального классного чтения
«Детский мир» (1861) и «Родное слово»
(1864), фундаментальном труде «Человек
как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии» (2 т. 1868–1869) и других
педагогических работах.
К. Д. Ушинский,
как крупнейший представитель педагогики
XIX века, внес особый вклад в развитие
отечественной педагогики, заложив ее
научные основы и создав цельную
педагогическую систему.
Ушинский
универсален как педагог, как педагог
перспективного видения.
Прежде
всего, он выступает как педагог-философ,
отчетливо понимая, что педагогика может
базироваться только на прочном философском
и естественнонаучном фундаменте, на
концепции народности воспитания,
отражающих развитие этой науки и
специфику национальной культуры и
воспитания. Ушинский – теоретик воспитания,
его отличает глубина проникновения в
сущность педагогических явлений,
стремление выявить закономерности
воспитания как средства управления
развитием человека. Ушинский как методист
разрабатывал вопросы содержания
образования, сущность процесса обучения,
принципы, частные методики обучения,
создал замечательные учебники “Родное
слово” и “Детский мир”, которые,
по словам исследователя Белявского,
составили эпоху в детской педагогической
литературе.
Как
педагог-психолог разрабатывал
психологические основы обучения, изложил
систему психологических идей (дал
характеристику мышления, памяти,
внимания, воображения, чувств, воли).
Ушинский выступал и как школовед. Им
выдвинута программа преобразования
русской школы, особенно русской народной
школы, чтобы привести ее в соответствие
с потребностями развития страны и
демократизацией образования.
Изучение опыта русской педагогической мысли в условиях реформирования системы образования в настоящее время представляется наиболее актуальным и современным. Эпоха информационного общества и технократизма порождает вопрос: что делать? Как воспитать детей в духе морально-нравственных ценностей, разносторонне развитыми, адаптированными и социализированными в обществе. Что и каким образом вложить в головы и души детей и как подготовить учителя к решению этих вопросов?
Поиск новых возможностей решения проблем образования, обучения и развития невозможен без осмысления уже пройденного пути. Новые образовательные технологии и воспитательные системы не всегда дают положительный результат. Заимствование опыта зарубежных стран не всегда оправдано, поэтому необходимо изучить опыт собственно русской педагогической науки, найти в ней ответы на вызовы современности.
Вопросы педагогических взаимодействий «учитель — ученик — родители», или «школа-семья» были объяснены К. Д. Ушинским в работе «Об организации русской школы» в 60-х годах 19 века.
Таким образом, самоанализ и рефлексия учителя так же одно из необходимых условий, способствующих развитию ребенка.
В целях подготовки кадров и получения первых знаний от специалистов, великий педагог предлагает проводить экзамены среди преподавателей всех уровней на предмет знания России и родного языка.
Идеи, изложенные великим педагогом К. Д. Ушинским еще в 19 веке, не утратили своей актуальности в 21 веке. Проводимые в России реформы образования — попытка использовать опыт собственно русской педагогической мысли и претворить его в жизнь. Но возникает противоречие. Положительный опыт проведения реформ в области образования присутствует, педагогическая научная база довольно обширная. Однако реальных положительных результатов добиться сложно.
- недостаток нашего образования.
- недостаток философского образования.
- полагание на Европу, в надежде на то, что она «уже решила этот вопрос» [с.353].
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.2 /под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 733 с.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: народное образование, школа, гуманитарное образование, народная школа, учитель, гуманное образование, знание, простой народ, развитие ребенка, великий педагог.
Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Рассматриваются основные взгляды К. Д. Ушинского: идея народности воспитания, реформирование народной школы, а также отмечает, что труд-основа воспитания. Поднимаются проблемы воспитания в целом, воспитания нравственности и женского образования с точки зрения великого педагога. Среди наиболее значимых выводов следует отметить, что «Ушинский — наш народный учитель, его идеи актуальны в наши дни».
К. Д. Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.
Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.
Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
2. Реформирование народной школы. Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна основываться на «общественном почине» и «общественной деятельности» в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе.
3. Труд — основа воспитания. Труд важнейший фактор жизни, основа воспитания. « Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», — считает Ушинский К. Д. По мнению великого педагога, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
4. Традиции и родной язык. Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости. Ушинский говорит, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь»
Основывая свой взгляд на воспитание , образование, К. Д. Ушинский исходит из следующего положения : если мы хотим воспитать человека во всех отношениях , мы должны его знать так же во всех отношениях.
Цель воспитания , по Ушинскому , – воспитание совершенного человека. Это очень емкое , сложное определение , включающее в себя:гуманность,образованность,трудолюбие,религиозность,патриотизм.
Идеи К. Д. Ушинского
К. Д. Ушинский был
первым профессиональным педагогом в
России, занимавшимся теоретическими
исследованиями, педагогической практикой
и одновременно реформой школы.
Его работы собраны
и издан в 11 томах. Основные из них –
“Педагогическая антропология”,
“Родное слово”, “Детский мир”,
“Руководство к преподаванию по
“Родному слову”, “О необходимости
сделать русские школы русскими”,
“Книга для учащих”, “Человек как
предмет воспитания”.
Его пособия стали
образцовыми. ” Родное слово” в
течение полувека переиздавалось 146 раз,
такого успеха не имела ни одна учебная
книга во всём мире.
Ушинский поддерживал
общемировую классно-урочную систему.
Размышляя об уроке как об основе этой
системы, он подчёркивал ведущую роль
учителя и отмечал необходимость
разнообразия форм урока в зависимости
от его задачи (выяснение знаний учащихся,
объяснение нового материала, закрепление
уже пройденного и пр.)
Особое внимание
Ушинский уделял организации учебного
процесса в начальной школе, где
целесообразно сочетание всех видов
урока воедино. По мнению Ушинского, урок
достигает цели только тогда, когда ему
придаётся определённое, строго продуманное
направление и в его ходе используются
разнообразные методы обучения.
Целью нравственного
воспитания детей он видел формирование
личности, качествами которой стали бы
любовь и уважение к людям, доброжелательное
отношение к окружающему миру, чувство
собственного достоинства. Поэтому
Ушинский протестовал против негуманного
отношения к детям, против телесных
наказаний, унижающих личность ребёнка.
Из всех мер наказания он считал наиболее
приемлемой замечание, предупреждение,
отмечал важность педагогического такта
и такого отношения к ребёнку, которое
бы не унижало его в глазах сверстников.
Моральное поощрение за успехи в учёбе
Ушинский считал лучшим способом
нравственного воспитания, развивающим
в детях стремление идти вперёд.
Говоря о качествах
личности учителя, Ушинский отмечал, что
учитель прежде всего воспитатель.
Личность воспитателя обладает такой
нравственной силой, которую не заменят
ни учебники, ни чтение морали, ни
наказания, ни поощрения.
Ушинский протестовал
против разделения функций воспитания
и обучения, указывая на единство этих
двух начал в воспитании гармонично
развитой личности. Понятие
“учитель-предметник” по мнению
Ушинского может означать лишь невысокий
уровень подготовки учителя.
Применительно к
России Ушинский выделял три принципа
воспитания: народность, христианскую
духовность и науку. Он связывал цель
воспитания с исторически сложившимся
в России православным идеалом совершенства.
В статье “О нравственном элементе в
русском воспитании” он писал о
нравственной связи педагогики и религии,
полагая, что современная русская
педагогическая мысль выросла на
христианской почве. Одной из главных
задач народной школы он видел сближение
церковного и светского образования. По
мнению Ушинского, в русской школе принцип
народности должен быть реализован через
приоритет русского языка как предмета
образования. ” Родное слово – та духовная
одежда, в которую должно облечься всякое
знание”, – писал К. Д. Ушинский.
Принцип народности
– стержень его педагогической концепции.
К. Д. Ушинский продолжил традицию русского
просветительства, направленную на
педагогический поиск решения
социально-политических проблем. Он
помышлял о том, чтобы извлечь народ из
“мрака нищеты и невежества”, веря,
что “хорошее воспитание” может
избавить человечество от многих зол.
Ушинский поднялся над односторонностью
западничества и славянофильства. Он
считал, что русская педагогическая
наука может и должна использовать опыт
западных стран. Этот опыт он изучал во
время поездки во Францию, Германию и
Швейцарию.
Однако Ушинский
понимал и то, что русский народ невежествен,
забит, беден и безграмотен в своей массе,
потому и не видит нужды в школах. Без
экономического улучшения уровня жизни
народа невозможен подъём образования.
Ушинский считал, что выделенные
государством средства окупятся с лихвой
для отечества.
К. Д. Ушинский писал,
что язык будит мысль, развивает логику
мышления: “Усваивая родной язык,
ребёнок усваивает не одни только слова,
их сложения и видоизменения, но бесконечное
множество понятий, воззрений на предметы,
множество мыслей, чувств, художественных
образов, логику и философию языка – и
усваивает легко и скоро, в два-три года,
столько, что и половины того не может
усвоить в двадцать лет прилежного и
методического учения”. К живому
народному языку во времена Ушинского
относились пренебрежительно не только
в школах, но и в гимназиях, он был
представлен бедно, учили только правилам
письма, чтения, религии, счёта, но не
открывали богатств родного слова.
Хрестоматии и учебные книги Ушинского
содержат произведения устного народного
творчества, фрагменты из произведений
Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова,
И. С. Никитина, рассказы о природе, жизни
крестьян.
Константин Дмитриевич
Ушинский стал живым воплощением лучших
черт отечественной интеллигенции своего
времени. Он и сейчас является гордостью
отечественной культуры и педагогики.
Библиографическое описание:
Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 . — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/ (дата обращения: 08.10.2023).
Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания. С цель уточнения роли педагогики в воспитании, автор обращает внимание на идеи Ушинского о личности педагога. В статье отмечается, что родной язык-средство воспитания. Поднимаются проблемы воспитания с целом, воспитания нравственности и женского образования с точки зрения великого педагога.
Среди наиболее значимых выводов следует отметить, что «Ушинский — наш народный учитель, его идеи актуальны в наши дни».
Ключевые слова
: Константин Дмитриевич Ушинский, народная педагогика, педагогические идеи Ушинского
The article deals with the pedagogical ideas of K. D. Ushinsky. The debate about national education reform and public schools. The author examines the main views of the great teacher on the relationship of theory and practice, notes that work — based education. With the aim of clarifying the role of pedagogy in education, the author draws attention to the ideas Ushinsky about the personality of the teacher. The article notes that native language is a means of education. The problems of education in General, education of morality and female education from the perspective of the great teacher.
Among the most significant findings, it should be noted that «core — our national teacher, hisideas relevant in our days».
Key words:
Konstantin Dmitrievich Ushinsky, folk pedagogy, pedagogical ideas Ushinsky
Реформирование современной системы образования, принятие ФГОС заставляют нас ответы на вопросы воспитания. Если обратиться к педагогическим мыслям прошлого, можно найти много мудрости и подсказок для решения современных проблем в воспитании детей. В галерее ярких исторических личностей хочу выделить и остановиться на выдающемся лице Ушинском Константине Дмитриевиче.
Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о женском образовании; о личности педагога.
- Идея народности воспитания.
Основополагающая идея педагогической теории Ушинского — признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования. Константин Дмитриевич пишет: — «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». - Реформирование народной школы.
Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна основываться на «общественном почине» и «общественной деятельности» в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе. - Труд
— основа воспитания
. Труд важнейший фактор жизни, основа воспитания. « Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», — считает Ушинский К. Д.
По мнению великого педагога, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
4. Традиции и
родной язык.
Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости.
- Теория и
практика.
Теории обязательно должна сопутствовать практика. В педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. « И всякое искусство, оно требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки…Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Представляя воспитание, как часть искусства, Ушинский убежден, что в сложном процессе неизбежно должны соединятся как теория, так и практика. - Основа педагогики.
Стержень педагогической системы — демократизация системы образования и обучения.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» Константин Дмитриевич
считает, что
в
основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. Педагогика — “. в основании наука философская, …а искусство воспитания. в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению., ” — поясняет ученый. - Воспитание.
Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Гуманность к ученику должна быть основой воспитания.
«В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое», — говорит Ушинский К. Д.
- Воспитание нравственности.
Воспитание нравственности — основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью. Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания. - Женское образование.
«Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества», — утверждает Ушинский К. Д. - Ушинский о
педагоге.
Педагог по — Ушинскому тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой».
Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.
Основные труды и статьи великого русского педагога:
‒ статья «О пользе педагогической литературы» (1857);
‒ статья «О народности в общественном о воспитании» (1857);
‒ статья «О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858);
‒ статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860);
‒ «Детский мир и Хрестоматия». (1861);
‒ статья «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова» (1862);
‒ «Родное слово» для 1-го и 2-го года обучения (1864);
‒ статья «О первоначальном преподавании русского языка» (1864);
‒ «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867);
‒ «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» I том (1868), II том (1869);
‒ «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870);
‒ «Родное слово» для 3-го года обучения с «Руководством» к нему (1870).
В честь К. Д. Ушинского и его заслуг в развитии отечественного образования 25 мая 1946 г была учреждена медаль имени Ушинского для награждения «особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук».
- Князев, Е. А. Россия: от смуты к реформам (XVII-XIX вв.). Курс лекций. — М., 2009.- 384 с.
- Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли М.: Гардарики, 2005. — 603 с.
- Серова, А. А. « К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека». http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Serova/
Основные термины
(генерируются автоматически)
: воспитание нравственности, основа воспитания, воспитание, женское образование, Труд, великий педагог, идея, народная школа, родной язык, воспитательная сила.
Естественный патриотизм
В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение, — это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика.
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.
Первое, чем должен овладеть ребёнок, — знание национальной культуры. Одновременно с обучением письму и счёту его нужно знакомить с произведениями народного творчества, историей, географией, природой и религией своей страны. И конечно, все занятия должны проводиться на национальном языке, поскольку язык — это не только звуки и знаки. Язык содержит понятия, воззрения, чувства и образы, отражающие народное сознание и самоощущение.
Родной язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.
Ушинский утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм. Кстати, на вопрос, что стоит позаимствовать русским у Запада, учёный отвечал: «уважение к своему отечеству»
.
Развитие личности
Ушинский верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это Ушинского особенно не любили чиновники от образования. А Константин Дмитриевич утверждал: «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель»
. Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность — живой человек, наставник.
Поскольку педагогика по Ушинскому — скорее искусство, чем наука, учитель должен иметь талант и подходить к работе творчески. Не вещать с кафедры сухие факты, а показать, что знания можно добывать отовсюду — наблюдая за окружающей природой, за языком, за поведением других людей. Продемонстрировать, что мировые законы не существуют отдельно от жизни, а работают прямо здесь и сейчас и нет ничего интереснее, чем открывать их. Учить человеколюбию на своём примере, относясь к ученикам справедливо и уважительно. Быть объективным и не навязывать своих убеждений. И сохранять беспощадную честность, прежде всего к себе самому.
Быть справедливым в мыслях — не значит ещё быть справедливым на деле.
За свободу мыслей
Константин Дмитриевич родился в Туле, детство и юность провёл в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Как было принято у дворян, начальное образование он получил дома, в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском, а после поступил на юридический факультет Московского университета, закончил его с отличием и в 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции. Слушая лекции выдающихся профессоров — историка Тимофея Грановского и философа в области государства и права Петера Редкина, — Ушинский сам захотел стать преподавателем.
Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в Ярославский Демидовский лицей, но через четыре года ему пришлось уволиться. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его либеральные взгляды и популярность среди учеников вызывали опасения. Ушинского сочли неблагонадёжным и отстранили от должности «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея»
.
Обучение в диалоге
Поскольку лучшую систему обучения Ушинский предлагал искать в народе, оптимальным способом подачи материала он считал диалог.
Обучение в формате текстов и лекций он ценил невысоко, считая живое общение более эффективным. Именно в беседах с учителем ученик развивает память, мышление и воображение. Только в диалоге учитель может заразить ученика жаждой знаний и духовного роста, а потом показать ему пути для самообразования. Наконец, только благодаря диалогу человек может научиться отстаивать свою точку зрения. Да и вообще иметь её.
Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — ещё гораздо больший.
Родное слово
В 1861 году за границей вышли книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» — первые массовые учебники русского языка для начальной школы. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей — первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом.
В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретённые, быть может, прежде, понемногу изгладятся.
«Детский мир» и «Родное слово» оказали на преподавание русского языка такое же влияние, какое оказал пушкинский «Евгений Онегин» на сам русский язык: Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь.
Успех был громадным. « Детский мир» вышел тиражом в 3 600 экземпляров (что по тем временам немало) и в первый же год был переиздан дважды. « Родное слово» пережило 147 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги.
Источник: mel.fm
Педагогика как искусство
В середине 1860-х Ушинский вернулся на родину. С 1867 года он начал публиковать главный научный труд своей жизни — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». В нём учёный размышляет о предмете педагогики, её принципах и закономерностях. В 1870 году после тяжёлой болезни Ушинский скончался. Но идеи, изложенные в его книгах, обеспечили ему бессмертие.
Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: идеалу совершенного человека.
Воспитание личности происходит через всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Ушинский неоднократно подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания.
Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.
У нас всё внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят всё своё время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности.
<<Форма семейного образования>>
Идея народности воспитания в педагогике к. Ушинского
Под
народностью Ушинский понимал своеобразие
каждого народа, обусловленное его
историческим развитием, географическими,
природными условиями.
В
статье «О народности в общественном
воспитании» он начинает, поэтому анализ
воспитания в духе народности с
характеристики тех черт, которые
исторически сложились у различных
народов. Ушинский дает меткую характеристику
и глубокий анализ французского,
английского, немецкого и американского
воспитания. Особенно подробно он
останавливается на критике реакционной
немецкой педагогики того времени, на
которую ориентировался царизм. Ушинский
доказывал крайнюю нецелесообразность
механического перенесения этой педагогики
на русскую почву.
К.
Д. Ушинский подчеркивает, что одной из
характерных черт воспитания русского
народа является развитие у детей
патриотизма, глубокой любви к родине.
Поскольку лучшим выражением народности,
по его мнению, является родной язык, в
основу обучения русских детей должен
быть положен русский язык; обучение в
начальной школе должно также хорошо
ознакомить детей с русской историей,
географией России, с ее природой.
К.
Д. Ушинский указывал, что русский народ
проявлял и проявляет большую любовь к
родине, доказав ее подвигами в борьбе
с польскими интервентами в начале XVII
века, в Отечественной войне 1812 года, в
Крымской кампании 1853–1855 годов. Однако
это чувство, «пробуждающееся по временам
с истинно львиной силой», по мнению
Ушинского, вспыхивает у некоторых людей
лишь порывами, когда родине угрожает
опасность. Основанное на народности
воспитание должно приучить проявлять
этот патриотизм всегда, повседневно,
при исполнении гражданами своего
общественного долга.
Это
воспитание призвано развить у детей
чувство национальной гордости, чуждое,
однако, шовинизму и сочетающееся с
уважением к другим народам. Оно должно
воспитать у детей чувство долга перед
родиной, приучить их всегда ставить
общие интересы выше личных.
Ушинскому
была свойственна неиссякаемая вера в
творческие силы русского народа.
Благодаря своей мощи, отваге, стойкости
русский народ выдержал монголо-татарское
иго и избавил от нашествия монголо-татарских
полчищ Западную Европу; неоднократно
спасал он независимость родины от
посягательств иноземных врагов. Ушинский
писал, что сам народ создал «тот глубокий
язык, глубины которого мы и до сих пор
еще не могли измерить; что этот простой
народ создал ту поэзию, которая спасла
нас от забавного детского лепета, на
котором мы подражали иностранцам; что
именно из народных источников мы обновили
всю нашу литературу и сделали ее достойной
этого имени».
Будучи
глубоко уверен в могучих творческих
силах русского народа, Ушинский выдвинул
требование, чтобы дело народного
образования было предоставлено самому
народу и оно было освобождено от тягостной
и тормозящей его развитие правительственной
опеки. « Кто хорошо знаком с историей
России, тот ни на минуту не задумается
вручить народное образование самому
же народу», — писал Ушинский.
В
тесной связи с народностью как основой
воспитания в педагогической системе
Ушинского стоит вопрос о воспитательном
и образовательном значении родного
языка.
Основывая
свой взгляд на воспитание , образование,
К. Д. Ушинский исходит из следующего
положения : если мы хотим воспитать
человека во всех отношениях , мы должны
его знать так же во всех отношениях.
Цель
воспитания , по Ушинскому , -воспитание
совершенного человека. Это очень емкое
, сложное определение , включающее в
себя:гуманность,образованность,трудолюбие,религиозность,патриотизм.
Цель
воспитания понимал как подготовку
человека к полезной деятельности. В
юности он записывал в своем дневнике
:»Сделать как можно более пользы моему
Отечеству». Назначение воспитания
Ушинский видел в том, чтобы « дать
человеку деятельность, которая бы
наполнила его душу и могла бы наполнять
ее вечно, вот истинная цель воспитания
,цель жизни ,потому что цель – это сама
жизнь».
Труд как отдых
Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства. Образование — это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу. Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. Об этом и сейчас многие забывают.
Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока.
В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд — не только для гармоничного развития, но и для удовольствия.
Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.
Сокровища в шкафу
В библиотеке лицея он обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике, собранную прежним инспектором (заведующим учебной частью) института Егором Гугелем. Они были заперты в шкафу, и более двадцати лет к ним никто не притрагивался. Эти книги потрясли учёного и вдохновили на собственные педагогические исследования. Статья Ушинского «О пользе педагогической литературы»
, вышедшая в «Журнале для воспитания», имела огромный успех. Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались в самых читаемых журналах своего времени — «Современнике» и «Библиотеке для чтения».
Источник: rusneb.ru
Подрыватель устоев
В 1859 году Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена девушки проводили в нём девять лет практически в полной изоляции, а обучение сводилось к танцам, музицированию и поверхностному изучению пары иностранных языков. Считалось, что серьёзное образование вредит женскому естеству. Ушинский был с этим категорически не согласен.
Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества.
Ушинскому удалось изменить старые порядки и создать новый стандарт женского образования в России. В частности, он:
- отменил разделение учениц на «благородных» и «неблагородных», то есть фактически уравнял в правах девушек из разных сословий;
- добился того, чтобы занятия велись не на французском, а на русском языке;
- полностью сменил преподавательский состав и создал новый учебный план с углублённым изучением естественных наук и литературы;
- открыл двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки могли преподавать;
- ввёл практику педагогических совещаний и учредил преподавательские конференции для обмена опытом;
- сократил обучение с девяти до семи лет и добился для девушек права уезжать домой на каникулы и праздники.
Салонные шутки про «кисейных барышень» постепенно сошли на нет: вместо оторванных от реальности светских кукол Смольный начал выпускать развитых, рационально мыслящих девушек, способных поддержать учёную беседу.
Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года он стал редактором официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.
Все эти «вольнодумства» не могли остаться незамеченными. В 1861 году, после назначения министром просвещения консервативного графа Е. В. Путятина, Ушинского сначала уволили из журнала, а ещё через год — из Смольного. Поводом послужил анонимный донос: его обвиняли в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Правда, Ушинский был уже слишком заметной фигурой, поэтому скандала решили избежать: Константин Дмитриевич был отстранён от преподавания под предлогом пятилетней командировки в Европу. В этом путешествии он посетил женские гимназии, народные школы и детские сады Швейцарии, Германии, Франции, Италии и Бельгии, познакомился с опытом иностранных коллег и пришёл к довольно неожиданным выводам.
Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я понял, что воспитание и учение детей, по крайней мере до восьмилетнего и даже до десятилетнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребёнка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости.
Умение думать
По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления
.
Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей.
Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально, достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов.
В заключение
Большинство проблем, впервые поднятых Ушинским, по-прежнему актуальны. Российские школы всё ещё далеки от демократических идеалов, учебные программы перегружены информацией, знания часто подаются в отрыве от реальности, а воспитательная функция временами есть только на бумаге у методистов.
И всё же идеи Ушинского оказали огромное влияние на потомков. Без его трудов не было бы педагогического чуда Макаренко
, гениальных открытий Выготского
, проникнутой безусловной любовью гуманной педагогики Амонашвили
, искусства преподавания Ильина
, эффективных развивающих систем Занкова
, Эльконина и Давыдова
и других хороших программ. В честь 200-летия великого педагога Национальная электронная библиотека создала проект, благодаря которому каждый может узнать подробно о жизни и творчестве Константина Дмитриевича и почитать оригинальные издания его произведений. Приглашаем ознакомиться по ссылке
.
Именно благодаря Ушинскому ситуация хоть медленно, но меняется. Появляются новые школы с принципиально новым подходом, такие как наш «Фоксфорд», где детей учат взаимоуважению, уважая их самих, где нет зубрёжки и утомительных домашних заданий, где учеников не сравнивают между собой и учат получать не оценки, а знания. В этом вы можете убедиться сами, открыв бесплатный недельный доступ
к нашей учебной платформе.