Татьяна Гунина Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
Просодика − важная составляющая правильной и красивой речи. Именно ее сформированность и делает речь выразительной. Но многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому в дальнейшем во время обучения у детей возникают затруднения с выразительным чтением. В логопедические занятия включают упражнения на ее формирование.
Что такое просодика речи в логопедии? Именно ее нарушение влияет на выразительное и правильное изложение мыслей. Так как просодика отвечает за тон, интонацию и тембр. Она придает эмоциональный окрас разговорам, с помощью нее человек выражает свои эмоции. Нарушения и разговорная недоразвитость возникает обычно у детей дошкольного возраста. Чтобы скорректировать ее, применяется комплексная методика из множества различных упражнений.
О чем речь? С каждым годом становится всё больше детей, испытывающих трудности с просодической стороной речи. Наблюдается нарушение ритма, отсутствие логических ударений, серьезные проблемы с дикцией.
Что делать? Развитие просодической стороны речи в детском саду при помощи традиционных и инновационных приемов помогает корректировать нарушения. Хороший эффект достигается при совместной слаженной работе логопеда, психолога воспитателей и родителей.
Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой
Полина Энграф Статья «О просодической стороне речи дошкольников»
В статье рассмотрены особенности речевого развития дошкольников и компоненты просодической стороны речи.
Просодика, интонация, тембр, темп, ударение, дикция.
Речь является основополагающим фактором психического и социального развития человека. Становление высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, первичная социализация происходят только в процессе общения ребенка с родителями, со сверстниками, со значимым взрослым. Вне общения, при наличии речевых дисфункций психосоциальное развитие нарушается.
Мария Соусканова Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:
• речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
• речевой выдох ослаблен, короткий;
• речь монотонна, маловыразительна;
• темп речи замедленный или ускоренный;
• ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
Симптоматика нарушения просодики
Когда же родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду, чтобы исправить состояние просодической стороны речи?
Если у ребенка имеется что-то из вышеперечисленных признаков, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Он подберет подходящие коррекционные упражнения.
Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.
Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.
Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.
Виды и причины нарушения
Нарушение просодической стороны речи может быть как отдельным речевым расстройством, так и частью более сложных речевых нарушений:
Кроме того, нарушения просодики могут быть частью более сложного речевого расстройства (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Поэтому перед началом занятий логопед проводит диагностику, чтобы определить структуру дефекта и причины недостаточной сформированности просодической стороны речи.
Что это такое и важные составляющие просодики
Просодика включает в себя следующие компоненты:
Сформированность всех перечисленных выше компонентов является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи. Дикция − это четкое проговаривание звуков в словах. Мелодика характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией. Тембр − это окраска звучания речи, а темп − скорость, с какой человек произносит слова.
Логическое ударение − при помощи его человек выделяет наиболее значимые слова. Также для развития просодической стороны важную роль играет и сформированность речевого дыхания. Оно влияет на темп, тембр речи, ее выразительность. В просодику также входит такой компонент, как пауза − человек делает остановки между словами, чтобы окружающим было понятно о чем идет речь и какая главная мысль высказывания.
Поэтому просодическая сторона речи − важная составляющая гармоничного речевого развития. Многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому у некоторых детей в дальнейшем возникают затруднения с уроками выразительного чтения. Чем раньше начата коррекционная работа по коррекции просодики, тем успешнее она будет проходить.
Публикация «Статья „О просодической стороне речи дошкольников“» размещена в разделах
Развитие речи в дошкольном возрасте характеризуется следующим:
1) Активное развитие фонематического слуха и звуковой речи. Ребенок учится управлять своим голосом, произношением, понимает особенности и значение интонаций.
2) Расширение словарного запаса. К концу дошкольного возраста в лексиконе ребенка должны присутствовать все части речи. Активный словарный запас – около 3000 слов.
3) Формирование понимания основ грамматики. Ребенок понимает смысл слов и может правильно строить предложения, высказывания.
4) Переход ситуативной речи в объяснительную. Ребенок перестает использовать местоимения как единственный способ описания объекта, называет его.
5) Появление знаковой функции речи. Ребенок использует слова для объяснения отсутствующих вещей.
6) Понимание экспрессивности. В дошкольном возрасте ребенок учится использовать речевые формы для описания своего эмоционального состояния, реакции на происходящие вокруг него события.
В дошкольном возрасте начинает складываться просодическая сторона речи. К просодической стороне речи относятся : интонация, дикция, ритм, речевое дыхание.
Интонацией принято называть совокупность просодических компонентов, принимающих участие в разделении и соорганизации речевого потока в полном соответствии со смыслом сообщения, которое зашифровано в нем.
Речь человека воспринимается не только как совокупность лексических, грамматических и синтаксических конструкций. Интонация придает силу каждому элементу высказывания, интонационная выразительность улучшает восприятие речи.
Интонация является сложным конструктом, включающим в себя ряд акустических компонентов: тон голоса, тембр, пауза, сила голоса, темп речи, логическое ударение.
Понимание различий в интонациях происходит главным образом за счет изменений интенсивности и частоты тона голоса, а также за счет различий в продолжительности определенных фонетических элементов. Формирование тона голоса происходит через прохождение воздуха сквозь голосовые складки, глотку, сквозь полость рта и полость носа. Различия в тоне определяются громкостью или тишиной произносимого.
Дополнительным средством артикуляционно-акустической окраски голоса является тембр. Индивидуальное своеобразие тембру голоса придают физические данные человека, а также психосоциальные особенности его характера, такие как сосредоточенность, озлобленность, доброта и пр.
Некоторые характеристики просодии консолидируются между собой в виде темпо-ритмической организации речи. Темпом речи называют ее длительность во времени или число звуковых единиц, таких как слово, слог, звук, произносимых в единицу времени. Темп речи играет особо значимую роль в процессе передачи эмоциональной информации. У взрослого человека темп речи в среднем варьируется от девяноста до ста семидесяти пяти слогов в минуту. Темп речи может быть медленным, нормальным или быстрым. Темп речи в зависимости от обстоятельств у одного человека может быть то стабильным, то изменяющимся. Чаще всего стабильность присуща речи на коротких временных отрезках.
Темп речи в большей степени определяет характер другого параметра речи – ритма. Ритмом речи называют звуковую организацию речи с помощью чередования ударных и безударных слогов. Нормальным ритмом речи является правильное соотношение двух основных процессов в коре головного мозга – возбуждения и торможения. В человеческой речи нормальный ритм выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правил расстановки словесных ударений, которые и организует ритмическую структуру речи. Ритм речи является сложным образованием. Его нарушение заметно затрудняет и искажает речь. Темп и ритм речи образуют сложную взаимосвязанную и взаимозависимую систему. Основным свойством речевого ритма является его регулярность. Метрические признаки ритма составляют его основу, отраженную в метрических схемах. Различают также и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.
Темпо-ритмическая система речи образует основу, объединяющую и координирующую все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Элементарной единицей просодии выступает синтагма – отрезок высказывания, который объединен интонационным и смысловым значением. Синтагма имеет физиологическую целостность и ограниченность, а также выступает как ритмический период устной речи.
Синтагму, которая произносится на одном речевом выдохе, беспрерывной артикуляции, связывают с понятием плавности речи. Плавная речь характеризуется общим артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе. В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.
Речевой поток разделен на паузы. Паузу определяется как определенный перерыв в звучании голоса, длящийся некоторое время. Когда говорят о правильной интонации, чаще всего подразумевают умение правильно пользоваться паузами. Пауза обязательна при отделении одной синтаксической единицы от другой, для выражения особенностей связи между предложениями, разделения предложения на словосочетания. Пауза употребляется также при передаче различных эмоциональных состояний говорящего.
Задать смысловую окраску слова можно с помощью ударения. Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова или целого сочетания с помощью фонетических средств, таких как повышение тона, усиление голоса, увеличение длительности речи, силы голоса, его громкости. Существуют фразовое и логическое ударения.
Логическое ударение используется для выделения наиболее существенного с точки зрения ситуации речи слова. Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи. Для литературных норм русского языка характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения.
Членение текста на интонационно-смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном слоге усиливается. Обычно при произнесении последнего слова фразы. Это и есть фразовое ударение.
Еще одним видом просодии является дикция. Дикцией принято называть степень отчетливости в произнесении слов, слогов и звуков. На отчетливость может оказывать влияние наличие физиологических патологий, отсутствие планомерной воспитательной работы в детском возрасте.
В процессе речи изменяется длительность вдоха и выдоха. Выдох становится продолжительнее, а вдох короче. Дыхание при речи преимущественно ротовое, а объем необходимого воздуха увеличивается в 3-4 раза. Эти особенности говорят о феномене речевого дыхания, отличающегося от дыхания физиологического.
Таким образом, работа по развитию просодической стороны дошкольника должна быть связана с развитием отдельных ее компонентов. Специфика возрастного развития, ведущей деятельности дошкольного возраста говорят о необходимости использования игровых форм работы, встраивания коррекционных и развивающих упражнений в ткань игровой деятельности.
Развитие просодической стороны речи у детей с речевыми нарушениями
Коррекция просодической стороны речи требует комплексного подхода, и в современных дошкольных образовательных учреждениях это обеспечивается.
С детьми проводится артикуляционная гимнастика, причем применяются и нетрадиционные ее формы, например точечный самомассаж, а также элементы биоэнергопластики с параллельным движением артикуляционных органов и кистей рук. Это помогает развить и закрепить тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата. Элементы подобной гимнастики легко встраиваются в подвижные игры, занятия по пению или танцам, физминутки и т. д.
Очень полезны для коррекции просодических нарушений речи у детей дыхательные упражнения. Дело в том, что если ребенок имеет ключичное, поверхностное дыхание, то это приводит к сбоям в речи: соответственно, необходимо выработать диафрагмально-реберное дыхание с глубоким вдохом.
Эти упражнения тоже легко принимают игровую форму – для лучшего закрепления они должны сопровождаться движениями конечностей, туловища и головы. Сначала дети учатся правильно дышать, а затем к этому добавляется произношение звуков и их сочетаний.
Более содержательна коррекционно-развивающая работа, помогающая совершенствовать интонационные конструкции, она организуется поэтапно.
Прежде всего необходимо дать детям понятное представление о значении интонационной выразительности в речи, способности ее передать импрессию, то есть внутренние чувства.
Задача данного этапа:
На втором этапе дети учатся использовать интонацию, чтобы сделать свою речь экспрессивной.
Цели практических занятий:
Целесообразно при работе с детьми дошкольного возраста представить им и способы коммуникации без слов. Ребятам показывают, какую роль в общении играют жесты и мимика. Игровая деятельность по формированию этих навыков полезна в том плане, что так развивается эмоциональная отзывчивость. Кроме того, движения способны делать речь выразительнее.
В целом формирование просодической стороны речи у дошкольников в некоторых случаях требует использования методов коррекционного вмешательства. В этом возрасте большинство нарушений поддаются коррекции, и результатом становится появление в речи всего богатства интонационной выразительности.
Материал основан на следующих источниках:
Публикация «Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
• голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;
• голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
• тембр чаще низкий;
Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.
Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
1 этап Подготовительный
1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.
2 этап Основной
1. Формирование общих представлений об интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5. Дифференциация интонационной структуры предложения.
3 этап Заключительный
1. Работа над интонацией повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения
ПОСТАНОВКА НИЖНЕ-РЕБЕРНОГО ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ.
Нижне-реберное диафрагмальное дыхание не утомляет ребёнка, создаёт длительную, плотную и управляемую струю воздуха. Постановка осуществляется с помощью следующего упражнения.
Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар, Тогда мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц Плечи нельзя поднимать.
Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь можно сделать новый вдох свободный, ненапряжённый! Делайте как я.
Следует повторять 3 раза. Контроль движений брюшного пресса и нижних рёбер сбоку рукой применять и далее.
Началом неречевого и речевого дыхания считается выдох, после которого следует пауза. Пауза регулирует степень вдоха. Вдох делается без напряжения и усилий бесшумно и быстро, без форсированности; от наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних рёбер грудной клетки вперёд и в стороны. При выдохе они постепенно занимают своё исходное положение. При выдохе нужно стремиться к очень медленному и равномерному (6-!5 секунд – зависит от тренированности) удалению воздуха. И снова выдерживается достаточная пауза. Это упражнение повторяется до тех пор, пока не устранится ошибочное положение на вдохе: подъём грудной клетки вверх с втягиванием живота внутрь.
Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в область диафрагмы лёгкую игрушку. ( Инструкция: “посмотри на игрушку, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».)
2. Развитие голоса:
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.
Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.
Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков (с опорой на движения руки и графические изображения)
Упражнения на развитие силы голоса.
1 упражнение «Гудок паровоза».
Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко) :
АУИ АУИ АУИ АУИ
Ослабление голоса (громко – тихо – шепот – беззвучная артикуляция) :
ABA ABA ABA ава
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
Произнесите следующие предложения в нужном темпе:
• Как медленно вертится колесо!
• Помогите, человек тонет!
• Как долго тянется зима!
• Скорей бежим домой!
Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.
Игра «Узнай по голосу»
Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»
Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.
Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз
Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.
3. Формирование темпо-ритмической организации
Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико- грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
1. Воспроизведение простых ритмов : (II II II) (III III III) (II II II).
2. Воспроизведение акцентированных ритмов: (II III II III II) (III II III II III II) (II II II II).
3. Воспроизведение ритмов по инструкции. Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции: Стучать «по 2 раза», «по 3 раза». Стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».
4. Формирование интонационной стороны речи
1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи
Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.
2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически стрелкой вправо. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически стрелкой вверх.
Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак?
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста предложения, поднимая карточку со знаком.
4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Детям последовательно демонстрируется несколько картин, которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
– Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой)
– Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах)
– Мальчики играют в войну. Что они кричат (Ура) и т. д.
Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически стрелкой вверх и затем вправо. Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения.
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.
5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности: 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале; 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.
Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной проводится по четырем направлениям.
1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения
2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения
1) Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.
а) Резкое повышение тона в односложном слове:
твой? – твой сок? Суп? – твой суп? Стол? – твой стол?
б) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:
солдаты? – там солдаты? В столовой – он в столовой? Старушка? – идет старушка?
в) Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:
этот? – этот сад? Весело? – вам весело?
Очень? – очень вкусно? Ласковый? – ласковый кот?
2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.
а) Выделение интонацией вопроса вопросительного предложения :
Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет?
б) Выделение интонацией вопроса в середине предложения:
Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?
3) Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно).
1) Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.
Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания.
Особенности работы со взрослыми
В работе со взрослыми нужно использовать как можно больше практических заданий. Им не нужно, как детям, подробно объяснять значение понятий, когда их можно использовать. Поэтому специалист старается как можно скорее закрепить полученные навыки на практике. Приемы работы такие же, как и с детьми.
Просодическую сторону речи дополняют также и невербальными средствами общения − мимикой и жестами. С помощью них человеку удается лучше донести смысл своего высказывания и сделать выступление эффектнее. Работа над просодической стороной речи может проводиться как отдельно, так и быть одним из направлений по коррекции более сложных речевых нарушений. Выразительную речь окружающим воспринимать проще, что также хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков. Просодика в современной логопедии − одна из важных составляющих речевого развития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает у детей дошкольного возраста при наличии нарушений в восприятии звука. Если ребенок имеет такое недоразвитие, то его особенностями будут следующими:
Ребенок при таком нарушении не может ясно и правильно выразить свои мысли. Он хорошо понимает и знает слова, может быть намного умнее своего возраста и сверстников.
Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний
Нарушения речи бывают при врожденных и приобретенных заболеваниях:
Важно! Чтобы исключить врожденное заболевание у малыша, необходимо тщательное обследование во время родов.
Развитие речи детей 4-5 лет в средней группе детского сада по темам
Ролевой диалог «Жил-был цыпленок» по мотивам произведения К. Чуковского «Цыпленок»
Ролевые диалоги направлены на коррекцию недоразвитых просодических компонентов и повышения эмоционального фона. Презентация стихотворения Чуковского «Цыпленок», как ролевого диалога — хороший способ развить нарушенные элементы просодии. Действующие лица произведения — животные, которые, помимо текстового разговора, имеют свои звукоподражания:
«Куд-куда, куд-куда,Вот это да!»«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,Ухожу я далеко»
«Посмотрите, как могуЯ кричать — ку-ка-ре-ку!»
«Ква-ква-ква, ква-ква-кваДалеко тебе до петуха»
Особенности диагностики
Чтобы оценить сформированность просодики логопед обращает особое внимание на следующие компоненты:
Звукопроизношение влияет на состояние дикции, поэтому специалист обращает внимание на то, произношение какой группы звуков вызывает затруднение у ребенка. Во время проверки слоговой структуры смотрит на четкость произношения всех звуков в слове, особенно со стечением согласных.
Чтобы проверить силу и длительность выдоха, специалист предлагает сыграть на духовом инструменте. Также он дает задание на пропевание гласных. Особенно логопед смотрит на состояние связной речи. Меняет ли человек интонацию или его речь монотонная; может ли управлять высотой и силой голоса.
Конечно, логопед проверяет и другие компоненты речи. Логопедическая диагностика должна быть комплексной, чтобы специалист смог определить этиологию нарушения и подобрать подходящие коррекционные упражнения.
Компоненты просодической стороны речи
Речь как форма общения людей с помощью языковых конструкций составляет фундамент коммуникации в любом обществе. Несмотря на существование других средств общения, основную информацию мы получаем благодаря письменной и устной речи. Последняя отличается тем, что, помимо основных структурных компонентов (звуки, слова, фразы), в ней есть и несемантические составляющие, имеющие значение и обозначаемые понятием «просодика».
Мы имеем возможность придать своим словам ту или иную выразительность с помощью интонационных характеристик. Под просодической стороной речи понимаются ее ритмико-интонационные особенности. От просодических компонентов зависит разборчивость речи и в целом то, как она воздействует на собеседника, в том числе в эмоциональном плане.
Поскольку эту составляющую можно и нужно развивать, то в детской педагогике рассматривается проблема формирования просодической стороны речи у детей, прежде всего дошкольного возраста.
Какие же элементы относят к просодическим свойствам речи?
Собственно интонацией считается изменение высоты тона речи, но порой под этим понятием объединяются акустические элементы просодической стороны речи, которые можно рассматривать и по отдельности: темп, паузы, тембр, мелодика.
Голос как способность людей издавать звуки
Голосу присущи такие характеристики, как сила, высота, тон, полетность и модуляция.
Таким образом, просодическая сторона речи охватывает множество акустических элементов, делающих нашу речь оригинальной и непохожей ни на чью другую.
Этап автоматизации
Для коррекционной работы над нарушенной просодикой, в логопедии используются здоровьесберегающие технологии. Их широко применяют в ДОУ и других учреждениях, занимающихся улучшением речевых нарушений, так как они соответствуют ФГОС. Само определение метода «сберегать здоровье» означает применение различных видов активной деятельности:
Литотерапия в логопедии
Согласно словарю, литотерапия в логопедии — это нетрадиционный способ лечения речевых нарушений с помощью камней, песка, глины. Основные примеры лечения с помощью литотерапии при речевой недоразвитости:
Приемы коррекции недостатков выразительности речи
Известный профессор Л. С. Волкова и доцент Р. И. Лалаева, имеющие множество дипломов по логопедии и читающие лекции по этой теме, разработали методику по коррекции нарушений речевой выразительности. Эта структурная работа — хороший помощник для специалистов, занятых в сфере устранения недоразвитости речи. По Волковой к основным направлениям деятельности учителя логопеда относятся следующие:
Просодическая сторона речи — это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии. Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Формирование интонационной выразительности
Интонация − важная составляющая просодического компонента речи. Начинать работу нужно со знакомства с понятием интонации: ребенку объясняют, что с ее помощью можно передавать настроение персонажей, чтение становится интереснее. Чтобы ребенку было легче усвоить это понятие и проводить дифференциацию, используют картинки с изображением эмоций.
Каждую интонацию отрабатывают отдельно. Начинают работу с повествовательной, далее идут вопросительная и восклицательная. Ребенку объясняют, когда следует использовать определенную интонацию. Взрослый сначала сам читает фразу, затем проговаривает ее вместе с ребенком, который потом произносит ее самостоятельно.
Кроме работы с интонацией, логопед занимается постановкой логического ударения и расстановкой пауз. Для этого можно использовать схемы, чтобы было проще ориентироваться. Хорошо, если взрослый сможет на примере показать значение расстановки пауз и постановки логического ударения. Для отработки этих компонентов просодики подходят стихотворения. Постепенно упражнения можно усложнить, используя простой нерифмованный текст.
Распространенные нарушения просодической стороны речи у детей дошкольного возраста
Рассмотрим подробнее, с какими нарушениями речи сталкиваются дошкольники.
Общее недоразвитие речи
ОНР относится к наиболее очевидным нарушениям просодической стороны речи у детей. Это выражается в том, что все произносится безэмоционально, однотонно, речевой выдох ослаблен, и голос слишком контрастный с дисбалансом в пользу высоких либо низких тонов.
Как правило, исходным фактором являются проблемы со здоровьем, однако даже дети с ОВЗ способны освоить правильно поставленную речь. Перед началом занятий просодической направленности ребенка необходимо обследовать, чтобы выявить, в чем выражается патология, а после этого определить наиболее подходящую для него программу.
Дизартрия у детей
При этом наблюдаются нарушения в произношении звукосочетаний, что связано с физиологическими патологиями – сбоями в работе мышц артикуляционного аппарата. Подобная речь отличается невнятностью и нечленораздельностью.
Детям с такими нарушениями рекомендованы специальные логопедические упражнения, которые имеют разнообразную форму – не только собственно речевую, но и игровую, двигательную и музыкальную. Начальным элементом занятий обычно служат логоритмические упражнения, выполняющие роль своеобразной зарядки перед тем как приступать к практике по развитию звукопроизношения и разговорного языка.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Данное нарушение развития просодической стороны речи у дошкольников выражается в искаженном восприятии и произношении звуков. К фонетико-фонематическим проблемам относятся:
Дети с такими нарушениями с трудом могут выразить свои мысли, из-за чего им сложно общаться, особенно со сверстниками. В последующем все эти проблемы, если их не устранить, затрудняют обучение ребенка чтению и письму.
Заболевания, повлекшие нарушения речи
Ряд врожденных или приобретенных болезней также приводит к нарушениям в просодической стороне речи у детей:
Подготовка
Работа над просодическим компонентом речи состоит из нескольких этапов. На подготовительном специалист формирует основу для формирования просодики. Обязательно в занятия включают упражнения для речевого дыхания, являющегося основой темпо-ритмической стороны речи.
Логопед проводит работу по формированию диафрагмального дыхания. Эффективно следующее упражнение: стоя/сидя с прямой спиной, одна рука на животе, другая на груди. Вдох делают через нос, а выдох через рот. При этом внимание акцентируется на том, что при диафрагмальном дыхании живот округляется, а грудь остается неподвижной. Если имеется назальный оттенок, проводится работа по дифференциации ротового и носового дыхания.
Следующее направление работы на этом этапе − работа над голосом. Логопед предлагает задания на расширение диапазона. Это различные пропевки, состоящие не только из гласных. Также дают задания на прочтение фраз с различной высотой голоса (громко, тихо, в обычном тембре). Логопед спрашивает у детей, когда нужно говорить громко и тихо − это формирует предпосылку для интонационного оформления высказывания. Ведь ребенок должен еще и уметь пользоваться просодическими средствами.
Еще одно направление − работа над темпо-ритмической стороной.
Это отстукивание определенного ритма; проговаривание фраз и предложений в ускоренном и замедленном темпе. Можно совмещать работу над темпом и ритмом с развитием общей моторики. Также можно добавить проговаривание движений с определенной интонацией.
На подготовительном этапе формируется основа для дальнейшей коррекции просодической стороны речи. Перечисленные направления работы используют и на занятиях по развитию интонационного оформления высказывания.
Публикация «Развитие просодической стороны речи в онтогенезе» размещена в разделах
Чуть позже дети передают те интонации, которые слышат от взрослых. Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи.