ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРФОГРАФИИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Орфография

это система правил, обеспечивающая
единооб­разие письменной передачи
речи. Всякое нарушение орфографичес­кой
нормы может привести к искажению мысли.
Поэтому борьба за орфографическую
грамотность учащихся — это борьба за
точность
языка, за правильность выражения мысли,
за безошибоч­ность
в общении между людьми.

В
школе у детей формируется орфографический
навык, основа этого
навыка закладывается в период обучения
грамоте одновре­менно
с формированием графического навыка.
Однако число пра­вил,
которыми руководствуются первоклассники,
еще невелико. В период
обучения грамоте школьники учатся:

В
этот период орфографическая работа
строится главным обра­зом
на фонетической (соотнесение звуков и
букв, перенос слов по
слогам) и на семантической основе
(раздельное написание слов, заглавные
буквы). С морфологическим принципом
русского право­писания
дети знакомятся лишь практически, на
основе сопостав­лений
подготавливаются к выделению морфем в
таких простей­ших
случаях, как сад

сады,
дома
— дом,
и учатся проверять на этой
основе правописание гласных и согласных.

В
связи с тем что в орфографической работе
главное место принадлежит
фонетическим
и смысловым
факторам,
учитель от­бирает
соответствующие им методические приемы:

Обучение
приемам письма.
Обучая
написанию букв, соедине­ний
слогов, на уроках письма следует учить
различным приемам работы,
необходимым детям и на других уроках:
списыванию, письму
под диктовку и т.д.

Списывание

основной
вид письменных упражнений. Списы­вать
можно с письменного и печатного текста.
Важно с первых уроков
научить послоговому списыванию. Для
этого после прочте­ния
слога
и
объяснения его написания детям
предлагается напи­сать
слог не глядя на образец. А при списывании
слова
после
его прочтения
и разделения на слоги учитель закрывает
все слоги, кро­ме
того, который списывается детьми в
данный момент.

Списыванию
может предшествовать звукобуквенный
анализ, который
предупредит ошибки при письме. Но такой
анализ можно провести
и после списывания, тогда это — проверка
написанного. При
списывании с печатного текста особое
внимание уделяется ана­лизу
формы букв и объясняются необходимые
приемы соедине­ний.
Можно проводить полное или выборочное
списывание.

Письмо
под диктовку

более трудный вид работы. Ему всегда
должны
предшествовать звукобуквенный анализ,
объяснение на­писаний
и соединений, а вслед за диктовкой
проводится проверка написанного.

Подготовкой
к письму на слух будет письмо по памяти
или зрительный диктант. В первом случае
дети запоминают слог или слово,
объясняют написания и соединения, а
затем сами себе дик­туют. Во втором
случае диктует учитель. Но за письмом
должна следовать
проверка.

Иногда
в помощь письму под диктовку используются
схемы слов,
рисунки, опорные буквы или слоги,
разрезная азбука.

Проговаривание

это прием работы, предупреждающий
про­пуск
и замену букв. Может сопровождать и
списывание и диктовку.

Проговаривание
— это произнесение (прочтение) букв в
том порядке,
в котором они написаны. В этот момент
допускаются от­ступления от орфоэпических
норм.

Проговаривать
слог или слово можно не только до письма,
но и параллельно с ним. В последнем
случае ребенок тянет каждый звук
до тех пор, пока не закончит писать
букву: у-у-м-м-н-н-а-а.
Необходимо
проговаривать учителю, отдельному
ученику или хо­ром.
Но при самостоятельной работе следует
добиться, чтобы каж­дый
ребенок проговаривал только для себя,
тихо («жужжание»).

Разнообразие
в уроки письма внесут творческие
упражнения.
К
ним мы относим те, которые содержат
элемент выдумки, сочи­нительства,
экспромта. Можно предложить детям
дописать слог к имеющемуся,
чтобы получить слово. Или один слог
заменить дру­гим,
чтобы получить новое слово. Можно
поменять слоги местами, придумать
слог или слово, соответствующее заданной
схеме, на­писать название предмета,
изображенного на рисунке или задан­ного
в форме загадки. Иногда предлагают
списать предложение, в котором
одно из слов зашифровано схемой, точками,
рисунком.

В
любом случае необходимо провести
предупреждающую ошибки
работу, а затем проверить написанное.

Грамматико-орфографическая пропедевтика – подготовка детей к дальнейшему изучению грамматики и орфографии. В более широком смысле грамматика изучает языковую теорию. Г ОП осуществляется на уроках чтения и уроках письма.

На уроках чтения это:

– наблюдение над лексическим и грамматическим значением слова

– сравнение однокоренных слов и наблюдение за ними

– наблюдение за словами с одинаковыми суффиксами или приставками

– наблюдение за частями речи, постановка вопросов

– сравнение звукового и буквенного состава слов, обнаружение случаев несовпадения звукового и буквенного состава

– работа над соотношением звука и буквы, обозначение звука на письме

– усвоение графических нарушений

– усвоение раздельного написания слов

– усвоение простейших правил переноса

– употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных

Орфографическая работа в период ОГ строится главным образом на фонетической и семантической основе

Приёмы орфографической работы

1 – звукобуквенный анализ и синтез

2 – составление слов на наборном полотне

3 – отчётливое проговаривание слов

4 – смысловой анализ слов и предложений

Научные основы обучения орфографии

ОРФОГРАФИЯ – а) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество; б) правила, обеспечивающие единообразие в тех случаях, где возможны варианты; в) соблюдение этих правил; г) часть науки о языке.

Основная единица орфографии – ОРФОГРАММА. Орфограмма – это графема (буква), чьѐ написание потенциально вариативно и в силу этого должно определяться применением особого правила орфографии. О РФОГРАММА – это соответствующее правилам или традиции написание, которое выбирается из ряда возможных. Это может быть не только буква, но дефис, пробел, место переноса, строчная или прописная. Орфограмма содержится не в каждом слове, не на месте каждого пробела, а лишь где возможна вариантность написаний. Так слово ЕЩЁ можно написать 48 вариантами. Уже отсюда видна значимость орфографической регламентации. Русская орфография как система правил распадается на 6 разделов: 1) правила передачи звуков и фонем буквами в составе слов и морфем; 2)правила слитных, дефисных и раздельных написаний; 3)правила строчных и прописных букв; 4)правила переноса; 5) правила графического сокращения слов; 6) правила передачи заимствованных наименований ономастики и топонимики.

От понятия ОРФОГРАММА перейдѐм к более общему понятию ПРИНЦИП ОРФОГРАФИИ. П РИНЦИПы ОРФОГРАФИИ Теоретически возможны три подхода к передаче звуковой речи.

3) Современное русское письмо построено на морфологическом принципе. Это некий средний вариант, поскольку правописание расходится с произношением, но лишь в определѐнных звеньях – оно предсказуемо и регулируется строгими закономерностями. Морфологическое правописание базируется на стремлении осознать структурное членение речи на значимые отрезки (морфемы, слова). Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. В его основе лежит необозначение позиционных чередований гласных и согласных на письме, причѐм не только в корнях, но и в других морфемах.

Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведѐтся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. На уроках русского языка большая роль отводится языковому материалу. Если задания интересны ученику, успех в усвоении новых знаний гарантирован.

Рассмотрим игры и упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости. Представленные задания можно проводить как на уроках письма, так и на уроках чтения.

1. Большую роль в формировании фонематического слуха, навыков звуко-буквенного разбора слова играют фонетико-графические упражнения. Цель фонетико-графических упражнений – тренировать учащихся в правильном, четком, ясном произношении слов, формировать умение выделять из слов гласные и согласные звуки и обозначать их буквами.

— Произнесите слова правильно. Выделите из слов гласные (согласные) звуки, дайте им характеристику и обозначьте их буквами.

—Произнесите правильно. Из каких звуков и букв состоят слова решить, рожь, солнце?

—Произнесите правильно слова. Какие разные согласные звуки в словах рад – ряд, мол – мѐл, луна – люди обозначаются на письме одной и той же буквой?

—Чего больше в русском языке: гласных звуков или букв для обозначения этих звуков? Чего больше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения этих звуков?

2. Особую роль в развитии фонематического слуха, формировании орфографической зоркости играют звуковой, звуко-буквенный и слого-звуковой анализы слова.

2. Закрой образец и повтори его по памяти.

3. Подчеркни все орфограммы (в образце.)

4. Прочитай слово по слогам так, как написано. Чѐтко проговаривай каждый слог.

5. Закрой образец и повтори по памяти так, как будешь писать. Проговаривай все слоги.

6. Диктуй себе слово по слогам и записывай.

7. Проверь, все ли слоги ты записал. Прочитай свою запись по слогам.

8. Подчеркни орфограммы карандашом.

9. Открой образец и сверь орфограммы, которые ты подчеркнул, с орфограммами в образце.

Освоенный способ списывания слова постепенно переносится на списывание предложения.

4. Письмо под диктовку Этот прием вводится постепенно в курсе всей начальной школы. Важна следующая последовательность письма: пишем отдельные буквы, отдельные слоги, отдельные слова, отдельные предложения, текст.

Примеры дидактических игор:

Скороговор скороговорил, выскороговаривал, Что все скороговорки перевыскороговорит, Но, заскороговорившись, выскороговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

1. Зрительный диктант. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка. 2.Зрительные диктанты по методике профессора И. Т. Федоренко.

3. Письмо под диктовку (Методика описана в разделах 1-2 классов)

4. Письмо под диктовку (Методика описана в разделах 1-2 классов).

5. Какографические упражнения предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

6. Специально организованное списывание. В четвертом классе можно использовать все известные виды списывания (пользуемся сокращенным алгоритмом списывания (методика описана в 1-2 классах). 7.Орфографическое чтение по П. С. Тоцкому.

Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте

Доклад о взаимосвязи формирования графического навыка с основами орфографического навыка.

Предварительный просмотр

ЭМР Красноярский край

Подготовила учитель начальных классов

Чарина Алена Викторовна

2017 – 2018 уч.год

в период обучения грамоте.

Основная задача периода обучения грамоте, независимо от программы обучения, – сформировать у первоклассников элементарные навыки чтения и письма. Решая эту важную задачу, учитель начальных классов не должен забывать, что в этот же период закладываются многие основы дальнейшего усвоения младшими школьниками систематического курса русского языка. Объем и качество пропедевтической работы в области грамматики и орфографии уже к концу второго года обучения скажется на качестве знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

На уроках обучения грамоте школьники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам. Связывают их с именами прилагательными, следовательно, изменяя и имена прилагательные. Согласуя их с именами существительными в роде, числе и падеже; подбирают к именам существительным соответствующие притяжательные местоимения (мой, моя, мои); заменяют имена существительные личными местоимениями; изменяют формы глагола.

В период обучения грамоте, одновременно с формированием графического навыка, закладываются основы орфографического навыка. В этот период работа по орфографии ведется главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). Скорость письма первоклассников очень маленькая, поэтому орфографическая работа больше проводится в устной форме, чем в письменной: наблюдение над читаемыми словами. Еще в подготовительный период необходимо сформировать у учащихся представления о сильной и слабой позиции. О несовпадении произношения и написания слов.

Морфологический принцип русского правописания работает на уровне наблюдения: учащиеся сопоставляют слова простейшего типа дома – дом, леса – лес. Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением.

Таким образом, в результате практических работ у учащихся накапливается определенный речевой опыт, наблюдения над явлениями языка – над словами, их составом и образованием, изменением и сочетанием с другими словами. На этой основе в дальнейшем идет формирование теоретических обобщений.

Методические приемы, используемые учителем: звукобуквенный анализ и синтез, составление слов на наборном полотне, лексический анализ слов, смысловой анализ предложений, письмо с проговариванием, письмо с комментированием.

В этот же период формируются элементарные навыки самоконтроля: списывание по памятке, проговаривание, сличение написанного с образцом.

В существующих сегодня азбуках, букварях и прописях содержится богатейший материал для осуществления пропедевтической работы в области изучения русского языка. При этом разные авторы делают различные акценты:

– сведения о лексико-грамматических разрядах слов (частях речи): слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, личные местоимения, род имен существительных и имен прилагательных, единственное и множественное число, сложное предложение, форма слова, предлоги, порядок слов в предложении, лицо глагола и др. – обширно представлены в учебниках и прописях Н. В. Нечаевой (система Л. В. Занкова), В. В. Репкина и Д. Б. Эльконина (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова);

– в области пунктуации авторы всех проанализированных учебных пособий ограничиваются пропедевтикой правил оформления предложения на письме, знаками препинания в конце предложения, интонацией. Более подробно этот материал рассматривается в прописях Н. В. Нечаевой (система Л. В. Занкова);

– орфографическая пропедевтика занимает значительное место в период обучения грамоте, особенно на уроках письма. Особое внимание формированию орфографической зоркости учащихся (выделение опасных мест в словах) уделяет на уроках письма Н. В. Нечаева (система Л. В. Занкова). Практически все авторы уже в период обучения грамоте знакомят учащихся с разными типами орфограмм.

Таким образом, грамматико-орфографическая пропедевтика, как показывает анализ учебных пособий, многопланова и многовариантна. Одни авторы ограничиваются только проведением наблюдений за явлениями языка, другие формируют первые представления об этих явлениях. Эта работа не всегда отражена в методических рекомендациях, прилагаемых авторами к своим учебным пособиям. Задача учителя – внимательно изучать располагаемый на страницах пособий материал и максимально извлекать из него грамматико-орфографические сведения, научить детей видеть их.

МБОУ гимназии №11 Остроухова О. В.

Начиная с периода подготовки к обучению грамоте, школьники усваивают довольно значительный материал по грамматике, орфографии и синтаксису. Но характер этих знаний чисто практический. На основе выполнения уст­ных упражнений у учащихся формируются речевые умения, накапливаются языковые наблюдения и обобщения, под­готавливающие детей к усвоению учебных тем на более поздних ступенях обучения. Естественно, что в этот период, а также во время обучения грамоте пропедевтическая ра­бота не может быть содержанием всего урока, она лишь сопутствует основной его цели.

Возможен обратный ход анализа. По готовой схеме, ко­торая указывает на количество слов, ученики придумыва­ют предложение. Проговаривая его вслух, они наклады­вают короткие полоски, обозначающие слова, на схему.

Выделение слов из предложения и составление его схе­мы, как и придумывание предложения по готовой схеме, требуют активной практической и мыслительной деятель­ности, работы речедвигательного аппарата, слуха, зрения. В результате этих многоплановых действий учащиеся мо­делируют предложение, последовательно обозначают ко­личество входящих в него слов, отмечают его начало и конец. Осмысленное и правильное построение предложений в устной речи предупреждает пропуск слов , вырабатывает навык выделять предложение при письме.

В школу (школьная).

Составление предложений по сюжетной картине также может быть связано с употреблением однокоренных слов. Например, рассмотрев картину, на которой изображен играющие в футбол дети, учащиеся составляют предло­жения, используя слова футбол, футболист, футбольный (мяч), футбольное (поле).

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой пси­хического развития направлена не только на наиболее эффективное усвоение учащимися комплекса знаний, уме­ний и на выработку ряда навыков, необходимых для ов­ладения письмом и чтением, но и благоприятствует кор­рекции всей познавательной деятельности школьников. Этот период обучения должен стать той почвой, на которой возможно развитие достаточно сложных форм умственной деятельности, необходимых для дальнейшего усвоения школьного курса русского языка.

Список слов, рекомендуемых для просмотра звукового анализа.

Ау. Азбука, бабушка, банка, бант, башни, бинт, бобик, бокс, бочка, брат, брови, брусника, бублик, буква, булки, бумага, бусы, бутылки , быт, вата, вафли, вишни, Вова, воздух, воин, волк, волны, врач, духи, дым, дыни, жаба, жук, журнал, журчик, жучка, замок, Зина, золушка, зонт, зубы, ива, игла, иголка, игра, игрушка, иду, икра, Ира, ириска, кактус, каша, каска, кит , клоун, клубок, клубника, куры, лампа, лапа, Лиза, липа, лист, липы, лифт, лицо, лоси, лужа, лук, луна, лыжник, мак, мама, маска, марка, март, марш, маша, миска, мир, Миша, мост, му, муха, мышка, нитка, поэт , правда, птица, пули, пушка, радуга, рак, рамы, рана, Рита, роза, рост , рот, рубашка, руки, ручка, рыба, рычит, сани, свинка, скрипка, слива, слон, сноп, сова, сом, сон, соска, сосны, сыр, тигр, тир, торт, три, труба, трус, турист, туфли, тыква, удар, укол, укус, уксус, улитка, ум, ура, урок, усы, утка, уха, ухо, ушки, фокус, филин, фишка, флаги.

Афонина, Г. Н. Уроки развития речи : 1-4 класс : пособие для учителей / Г. Н. Афонина. – М., 2001.

2. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников / М. П. Воюшина. – СПб., 2007.

3. Некрасова, Т. В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (букварный период) / Т. В. Некрасова. – Томск, 1994.

4. Программы обучения по системе Л. В. Занкова. – М., 2012.

5. Речевые секреты. – М., 1991.

7. Троицкая, Т. С. Литературное образование младших школьников : коммуникативно-деятельностный подход. – М.: АПК и ПРО, 2004.

8. Ушинский, К. Д. О первоначальном преподавании русского языка : педагогические сочинения в 6 томах / К. Д. Ушинский. – Т. 4. – М., 1989.

В период подготовки к обучению грамоте школьники практически начинают усваивать довольно значительный материал по грамматике. На основе устных упражнений у первоклассников формируются речевые умения, накапливаются языковые наблюдения и практические обобщения, подготавливающие их к усвоению грамматических тем на более поздних ступенях обучения: во втором полугодии, в последующих классах. Естественно, что в этот период, как и во время обучения грамоте, пропедевтическая работа не может быть задачей целых уроков. Она лишь сопутствует основному содержанию этого периода обучения.

Учащиеся практически знакомятся со словоизменением и словообразованием.

Специальные упражнения, направленные на расширение и накопление “гнезд родственных слов”, создают практическую основу для последующего усвоения состава слова, правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Вслушавшись в слова школа, школьник, школьница, дети по подсказке учителя находят, что в каждом из них есть общая часть школ.

Составление предложений по сюжетной картинке также может быть связано с употреблением однокоренных слов. Например, рассмотрев картину, на которой изображена игра в футбол, учащиеся составляют предложения, используя слова футбол, футболист, футбольный (мяч), футбольное (поле). Безусловно, такая работа может идти успешно лишь в том случае, если осуществляется основная задача этого периода обучения: развитие умений вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, последовательно вычленять звуки из слова, определять их точное место.